Научная статья на тему 'Педагогическая технология пошаговой регламентации двигательных заданий, используемых в подготовке юных бегунов на средние дистанции'

Педагогическая технология пошаговой регламентации двигательных заданий, используемых в подготовке юных бегунов на средние дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
282
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / БЕГ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ / ДВИГАТЕЛЬНОЕ (ТРЕНИРОВОЧНОЕ) ЗАДАНИЕ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАРДИОМОНИТОРЫ POLAR / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ (ЧСС) / MOTOR (TRAINING) TASK / CARDIAC MONITOR "POLAR" / SPORTS TRAINING / YOUNG ATHLETES / STAGE OF THE ATHLETIC PERFECTION / TRACK AND FIELD ATHLETICS / RUN ON AVERAGE DISTANCES / SPORTS ACTIVITY / HEART RATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Цуканова Екатерина Геннадьевна, Новикова Антонина Александровна

В проведенном исследовании разрабатывалась технология пошагового конструирования двигательных заданий, вызывающих функциональные реакции в деятельности сердечнососудистой системы, адекватные изменениям, проявляемым в состязаниях у юных бегунов на 800 м. Предлагается классификация двигательных заданий, основанная на контроле ЧСС с помощью кардиомониторов Polar в ближайший и послерабочий период восстановления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Цуканова Екатерина Геннадьевна, Новикова Антонина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of step-by-step regulation of the motor tasks, used in preparation of young middle distance runners1The Voronezh State Architecture and Constructional University

The current study developed a technology of step-by-step motor tasks regulation, resulting in functional reactions in activity of the cardiovascular system, identical to the changes shown in competition of young runners on 800 m distance. The work offers a classification of motor tasks based on heart rate checking with the help of Polar cardiac monitors during the nearest and after work period. Keywords: sports training, young athletes, stage of the athletic perfection, track and field athletics,

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология пошаговой регламентации двигательных заданий, используемых в подготовке юных бегунов на средние дистанции»

использование в изобразительном искусстве многогранников и даже создание картин с помощью формул. Имеются композиции, на тему космоса, например С. Дали, просмотр которых привлечет внимание к изучению астрономии. В качестве наглядных пособий для преподавания технологии применяются изображения произведений декоративноприкладного искусства (стекло, ювелирные украшения, гобелен, батик, вышивка и т. д.) и дизайна. Виртуальный музей, позволяет посетителям не только применять произведения искусства в педагогической деятельности, но и самим более подробно ознакомиться с творчеством мастеров изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, самостоятельно изучать и сравнивать художественные и стилистические элементы, их особенности, что дает возможность самостоятельной аналитической работы. Большое внимание уделяется обратной связи, что повышает интерес и позволяет пользователям занимать более активную позицию. Поэтому на сайте предусмотрена возможность накапливать работы, а так же форум, где посетители смогут пообщаться на интересующие темы и давать комментарии, рассказывать о методике использования художественны произведений.

Выделенные педагогические условия находятся во взаимосвязи, в которой любое из условий усиливает влияние другого условия. Их применение направлено на создание творческой обстановки, получение студентами теоретических знаний, умений, навыков, ценностных отношений и опыта в области эстетики в частности художественноэстетической культуры и способах их применения в педагогической деятельности, опыта творческой деятельности. Изучение основ изобразительного искусства на основе интеграции с музыкой, театром, обуславливает развитие их художественно-творческих способностей у студентов а так же способствует накоплению эстетических впечатлений, эмоций, поскольку затрагивает соответственно как эмоционально-чувственную так и рациональную стороны эстетической культуры.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.42

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОШАГОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Геннадий Николаевич Германов, кандидат педагогических наук, профессор, Екатерина Геннадьевна Цуканова, преподаватель, мастер спорта, Воронежский государственный архитектурно-строительный Университет (ВГАСУ), Антонина Александровна Новикова, преподаватель,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В проведенном исследовании разрабатывалась технология пошагового конструирования двигательных заданий, вызывающих функциональные реакции в деятельности сердечнососудистой системы, адекватные изменениям, проявляемым в состязаниях у юных бегунов на 8QQ м. Предлагается классификация двигательных заданий, основанная на контроле ЧСС с помощью кардиомониторов Polar в ближайший и послерабочий период восстановления.

Ключевые слова: спортивная тренировка, юные спортсмены, этап спортивного совершенствования, легкая атлетика, бег на средние дистанции, двигательное (тренировочное) задание, соревновательная деятельность, кардиомониторы Polar, частота сердечных сокращений (ЧСС).

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF STEP-BY-STEP REGULATION OF THE MOTOR TASKS, USED IN PREPARATION OF YOUNG MIDDLE DISTANCE

RUNNERS

Gennady Nikolaevich Germanov, the candidate of pedagogical science, professor, Ekaterina Gennadievna Tsukanova, the lecturer, master of sport,

The Voronezh State Architecture and Constructional University,

Antonina Aleksandrovna Novikova, the lecturer,

Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The current study developed a technology of step-by-step motor tasks regulation, resulting in functional reactions in activity of the cardiovascular system, identical to the changes shown in competition of young runners on 800 m distance. The work offers a classification of motor tasks based on heart rate checking with the help of Polar cardiac monitors during the nearest and after work period.

Keywords: sports training, young athletes, stage of the athletic perfection, track and field athletics, run on average distances, motor (training) task, sports activity, cardiac monitor «POLAR», heart rate.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы эффективной подготовки российских мужчин-бегунов на средние и длинные дистанции по-прежнему остаются в числе нерешенных проблем науки и практики [2,3,12]. Российские спортсмены значительно уступают по результативности своим зарубежным партнерам. Это приводит в управленческих решениях к ограничению представительства наших спортсменов в видах выносливости на соревнованиях европейского и мирового уровня. Так, например, на 21 юниорском Чемпионате Европы-2011 г. (U20) в Таллинне российские бегуны не были представлены в дисциплинах 800 м, 1500 м; на 8 молодежном Чемпионате Европы-2011 (U23) в Остраве - на дистанциях 800 м, 3000 м с/п., на 31 зимнем в помещениях Чемпионате Европы-2011 г в Париже - на дистанциях 1500 м, на Чемпионат Мира-2011 в Тэгу - на дистанциях 1500 м, 5 000 м, 10 000 м. Учитывая сложившуюся методологию подготовки бегунов, где основополагающие принципы утверждают, что результативность высококвалифицированных бегунов во многом определяется рациональной и успешной подготовкой спортсменов в юношеском и юниорском возрасте, нами была предпринята попытка разработать и оптимизировать технологию организации двигательной деятельности юных бегунов на средние дистанции в микроструктуре спортивно-тренировочного процесса в форме двигательных (тренировочных) заданий - ДЗ(ТЗ), признаваемых как первичная структурно-функциональная единица спортивно-педагогического процесса [1,4,5,6].

МЕТОДИКА

В проведенном исследовании разрабатывалась технология пошагового конструирования ДЗ, вызывающих функциональные реакции в деятельности сердечнососудистой системы (ССС), адекватные изменениям, проявляемым в состязаниях (СД). Организация деятельности в микроструктуре подготовки юных бегунов на средние дистанции была направлена на воспитание специальной выносливости при использовании смежных с дистанцией 800 м беговых отрезков. Контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС) осуществлялся с помощью кардиомониторов сердечного ритма «Polar-RS400, RS800CX».

Мы предполагали, что высокий прирост показателей физической подготовленности и положительная результативность в соревновательной деятельности юных бегунов на 800 м будут достигнуты при использовании ДЗ, в которых экспериментальные факторы воздействия, варьируемые в заданных поисковых пределах, вызывают должные функциональные сдвиги в деятельности ССС, адекватные проявляемыми в состязаниях, моде-

лируют соревновательные напряжения и динамику ЧСС, характерные СД юных бегунов на средние дистанции 16-18 лет.

Были поставлены следующие задачи исследования:

- выявить характерные реакции ССС в СД юных бегунов на средние дистанции;

- определить содержание и конструкцию наиболее типичных ДЗ, используемых в практике подготовки юных бегунов на средние дистанции, применив технологию пошагового изменения факторов влияния, посредством введения усложненных или упрощенных комбинаций и сочетаний длительности, интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха при учете индивидуальной эффективности двигательной деятельности легкоатлетов-бегунов;

- классифицировать ДЗ по степени напряженности ССС и соответствию требованиям СД, применив критерий «сумма 3-х пульсов», где фиксация ЧСС осуществляется в острый и срочный период окончания действия, а трудность ДЗ рассчитывается как средняя величина от полученных показателей всех повторений в задании.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Пошаговая регламентация ДЗ и оперативно-текущие коррекции в подготовке юных бегунов на средние дистанции возможны лишь при учете целевых показателей СД, поскольку знание характеристик соревновательного упражнения является необходимым условием в выборе ДЗ, что позволит соотнести тренировочные воздействия функциональным напряжениям в состязаниях, спроектировать ДЗ, адекватные состязательной нагрузке [8,11].

Анализ реакций сердечнососудистой системы, наблюдаемых в соревнованиях при использовании кардиомонировов «Ро1аг», в условиях непрерывного контроля ЧСС, показывает, что СД у юношей (табл. 1), имеющих I разряд - КМС в беге на 800 м, на 90% и более протекает в зоне высокой интенсивности, что соответствует значениям ЧСС в пределах от 176 до 200 и выше уд/мин. Так, например, в приводимой таблице мы видим, что уже на 10 с старта сердце у юношей работает с максимальным напряжением, что наблюдается вплоть до финишной черты. Это подчеркивает высокую реактивность ССС в соревновательном беге на 800 м, что в задачах моделирования в тренировочном процессе такого рода напряжений ЧСС ориентирует тренеров и спортсменов на учет тренировочных факторов, оказывающих максимизирующее влияние, их пошаговое изменение в структуре ДЗ для определения зоны оптимума функциональных реакций, а в целом такой организации ДЗ в текущей подготовке, когда бы предусматривались тренировочные воздействия, адекватные состязательной нагрузке.

Поскольку, как мы выявили, что соревновательная деятельность у юношей квалификации КМС - I разряд на 90% и более протекает в зоне высокой интенсивности, т.е. на надкритических значениях пульса, то мы будем оценивать воздействие тренировочных заданий по величине функциональных реакций, в первую очередь, наблюдаемых в IV зоне интенсивности, и только потом в III зоне (большой) интенсивности (ЧСС 156-175 уд./мин.). Вероятно, становится возможным утверждать, например, в связи с полученными данными, что дистанция 800 м обособляется от других средних и длинных дистанций 1500, 3000 и 5000 м, и ее в полной мере скоро можно будет рассматривать как функционально зависимую от мощности и емкости анаэробных реакций организма, сочетаемых со специальной силовой подготовленностью, локальной мышечной выносливостью [7,9]. Как подтверждение этому, хотелось бы привести исторические примеры успешного выступления на дистанциях 400, 800 м А.Хуанторены (Куба), Я.Кратохвиловой (Чехия), мировой рекорд в беге на 800 метров которой не побит до сих пор - 1.53,28 мин, и которая занимает вторую строчку в мировом рейтинге всех времен в беге на 400 м с результатом 47,99 сек.

Таблица 1

Индивидуальная динамика ЧСС на дистанции 800 м у юных легкоатлетов-бегунов ________________________в различных соревнованиях сезона____________________________

Время бега по дистанции Спортивный результат, мин. сек (скорость, м/с)

2.05,5 2.04,1 2.04,0 2.08,5 2.01,5 2.02,4 1.58,2 1.57,7 1.58,0 1.57,6 1.56,5 1.55,77

6,375 6,446 6,452 6,226 6,584 6,536 6,768 6,797 6,780 6,803 6,867 6,938

Старт 136 132 144 152 136 136 132 146 128 148 134 146

0’05” 152 148 156 174 158 148 152 156 142 156 148 156

0’10” 188 186 189 188 182 180 176 178 174 177 185 187

0’ 15” 191 194 189 199 188 186 185 187 186 196 189 188

0’20” 191 193 189 201 189 187 187 185 191 195 191 189

0’25” 192 193 188 204 187 188 187 186 191 194 191 190

0’30” 191 191 188 202 186 189 188 187 190 194 191 190

0’35” 189 191 187 202 188 189 188 187 190 194 191 190

0’40” 189 189 186 202 188 189 189 187 189 195 191 191

0’45” 188 189 186 186 189 190 189 189 189 196 191 191

0’50” 188 189 185 186 189 192 188 188 188 199 191 190

0’55” 189 189 187 186 189 193 188 189 189 198 192 191

1 ’00” 188 189 187 186 188 192 187 188 189 198 192 191

1 ’05” 188 189 190 187 188 194 187 188 188 198 193 192

1’10” 186 189 190 184 187 194 186 189 189 197 194 193

1’15” 187 189 190 184 187 194 187 189 191 197 195 195

1 ’20” 186 190 190 186 188 193 187 189 191 197 195 195

1 ’25” 186 190 192 187 188 192 189 189 192 196 196 196

1’30” 186 191 192 188 187 192 191 189 193 198 199 199

1 ’35” 189 193 193 188 190 190 191 189 194 196 198 203

1 ’40” 190 193 193 188 195 190 192 194 193 196 198 201

1 ’45” 190 194 193 185 194 191 191 194 191 198 202 201

1 ’50” 191 195 193 183 194 191 193 195 191 198 201 201

1 ’55” 191 193 193 185 193 191 194 196 191 198 201 201

Финиш 191 193 193 185 193 191 194 196 195 198 201 201

30 сек 179 181 182 179 183 181 185 185 183 186 187 190

1 мин 167 169 167 164 173 173 175 177 173 179 177 179

*У,3П 89,5 90,5 90,3 88,0 91,5 90,8 92,3 93,0 91,8 93,8 94,2 95,0

Поисковый педагогический эксперимент с юными бегунами на средние дистанции, предусматривающий подбор ДЗ, адекватных по ответным реакциям ССС функциональной нагрузке в соревновательном беге на 800 метров, проводился поэтапно, в течение трех лет, в текущей подготовке бегунов к выступлению на соревновательной дистанции. Всего проанализировано 40 двигательных заданий (табл.2).

Пошаговое изменение количественной величины в факторах влияния в ДЗ устанавливалось в тренировочном процессе с учетом текущих и этапных задач подготовки, с учетом нашей личной тренерской концепции подготовки спортсмена к ответственным соревнованиям, с учетом индивидуальной эффективности двигательной деятельности легкоатлетов-бегунов. В планируемой работе мы определили два вектора исследовательских процедур, один из которых был связан с пошаговым изменением времени бега на стандартных отрезках от 200 до 1000 м, то есть повышением скорости бега, а другой, - с изменением, а еще точнее, с уменьшением интервалов отдыха от ординарных до максимально жестких.

Сравнивая ДЗ с различной комплектацией факторов влияния по количественным значениям, в первую очередь хотелось бы сделать выводы о структуре метода подготовки, способа организации упражнения, который лежит в основе двигательного задания. Нами исследовались только два метода организации процесса упражнений:

1) стандартно-повторный, с фиксированными количественными значениями длительности упражнения (длины дистанции), интенсивности, числа повторений, величины интервалов отдыха, который чаще всего был пассивным, или заменялся ходьбой;

2) переменно-непрерывный, где отдых чаще всего заполнялся медленным бегом, но и он был различным в типичных ДЗ, нами в основном изучалась динамика ЧСС в связи с уменьшением интервалов отдыха в конструируемых заданиях.

Таблица 2

Характеристика содержания ДЗ и функциональных реакций ССС у юных бегунов

на средние дистанции

Содержание ДЗ Зоны интенсивности, % Сумма 3х пульсов, уд.

Номер задания Дистанция, м Кол-во повторов Время, мин./с Отдых, мин. IV III II

1 200 10 33-35 1 18,4 56,2 25,4 81,9

2 200 10 32 1 34,8 51,9 13,3 84,6

3 200 12 32 1 35,5 39,8 24,7 85,7

4 200 12 31 1 43,2 53,6 2,3 86,9

5 200 12 28-29 1 50,2 45,5 4,3 86,1

6 200 15 32 1.30 2,9 49,0 45,8 80,3

7* 400 6 60-61 4 31,4 46,2 22,4 82,8

8 400 6 59-62 2.30 44,8 43,9 11,3 89,4

9 400 8 66 1.30 49,6 46,7 2,4 87,3

10 400 15 67-68 2 26,4 42,9 30,4 86,5

11 400 15 67-68 2 33,5 39,4 26,8 87,4

12 400 15 70 1.30 42,8 33,9 23,3 87,1

13* 400 12 66 40 сек 54,7 43,3 2,0 87,0

14* 400 12 66 40 сек 54,1 40,3 5,2 87,1

15* 400 8 60 1-1.15 50,2 40,8 7,5 87,7

16* 400 8 57-59 1-1.30 52,6 41,7 4,7 88,0

17* 400 6 55-58 1-1.30 69,7 25,2 5,1 91,6

18* 500 8 1.22-1.25 1 46,2 42,9 9,6 87,3

19 500 8 1.17-1.20 1 57,7 29,8 10,9 89,3

20* 500 10 1.25 1 41,4 41,8 14,5 85,1

21* 500 12 1.30 1 45,6 27,2 27,2 83,9

22 600 7 1.48 5 26,1 48,1 20,7 82,9

23 600 6 1.40-1.43 5 32,3 43,3 21,4 81,2

24 600 8 1.40 5 36,0 43,7 17,2 83,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 1000 8 3.15-3.18 3 13,6 70,7 15,0 82,0

26 1000 10 3.10 3.30 21,1 34,3 44,6 83,6

27 1000 9 3.10 3 22,0 63,0 14,1 82,7

28 1000 4 3.05 4 26,0 70,5 1,4 85,4

29 1000 8 3.03-3.07 4 27,2 55,1 14,7 82,0

30 1000 12 3.06-3.08 4 27,3 28,5 44,3 84,1

31 1000 7 3.12-3.15 2 36,8 57,5 4,0 86,4

32 1000 7 3.10 2 44,3 35,1 19,9 84,2

33 1000 5 3.00 4 34,2 46,0 17,3 81,3

34* 1000 5 3.00 3 42,1 41,4 10,0 83,8

35* 1000 5 2.50 3 68,0 22,5 9,1 87,3

36* 1000 3 2.50 3 56,9 35,8 6,5 88,0

37* 1000 4 2.50 3 64,3 26,6 8,0 89,2

38* 1000 6 3.00 1 68,0 27,2 4,2 88,1

39 1000 6 2.50 1-1.30 69,0 23,7 6,3 90,1

40 2000 5 6.30 4 49,5 24,1 25,9 85,6

Примечание:. ДЗ выполнялись методом стандартно-повторного упражнения.

Анализ функциональных изменений ССС показывает, что в методах стандартноповторного упражнения величина нагрузок в IV зоне интенсивности при ЧСС 176-200 уд./мин. была выше, чем в методах переменно-непрерывного упражнения, и это объясняется тем, что интенсивность (время/ скорость бега на отрезках) была выше в первом методе, чем во втором методе. Например, в анализируемых заданиях, выполненных методом стандартно-повторного упражнения, величина тренировочных нагрузок в IV зоне была в пределах 40-70%, а в заданиях, выполненных методом переменно-непрерывного упражнения, - в среднем от 20% до 50%. В III зоне интенсивности величина нагрузок в заданиях метода стандартно-повторного упражнения составила, в среднем, - 25-40%, в заданиях метода переменно-непрерывного упражнения, в среднем, - 30-60%.

Сделаем общее заключение: метод стандартно-повторного упражнения приводит в основном к работе выше порога анаэробного обмена, и потому его следует рассматривать в концепциях развития специальной скоростной выносливости бегуна на средние дистанции, тогда как метод переменно-непрерывного упражнения - для развития специальной дистанционной выносливости юных средневиков.

Вместе с тем, длину дистанции нельзя считать определяющей для моделирования соревновательных напряжений, их можно достичь и на 200 метровой дистанции, и на дистанции 1000 метров. Наиболее действенными стали скорость (время) бега по дистанции и интервалы отдыха. Это подтверждает научные взгляды ученых, в которых представление о выносливости связано с пониманием ее как способности длительное время поддерживать высокую скорость бега [2,8,12]. Бегать надо не долго и много, бегать надо быстро!

Анализ параметров нагрузки в заданиях на дистанции 200 м (табл.2), показывает, что величина суммарной работы в IV зоне интенсивности в заданиях составила 18,4^50,2%, в III зоне - 39,8^56,2%. На динамику ЧСС в заданиях существенное влияние оказал фактор времени выполнения беговой работы (скорости бега). Если считать задания [10х200 м х 1 мин. - зз.1-2] одинаковыми в своей конструкции, где мы наблюдаем идентичность количества повторений и величины интервалов отдыха, то воздействующим переменным фактором в них выступил фактор времени бега, где он повысился на шаг (с 33-35 с до 32 с). И незамедлительно это отразилось в ответных реакциях ССС, доля работы в зоне высокой (IV) интенсивности увеличилась с 18,4% до 34,8%, оставаясь примерно одинаковой в зоне большой (III) интенсивности - 51,9^56,2%. В то же время увеличение количества повторений в задании [12х200 м (32 с) х 1 мин. - зз.3] практически не изменило доли функциональных напряжений ЧСС в IV зоне интенсивности -35,5%. Опять же при равном числе повторений и интервалах отдыха [12х200 м х 1 мин. -зз.4-5], но прогрессивном пошаговом увеличении интенсивности тренировочного задания, где время бега повышалось с 32 до 31 и далее до 29-28 с, ответные реакции ССС закономерно прогрессировали, и это выразилось повышением функциональных напряжений ЧСС в зоне высокой (IV) интенсивности - до 43,2^50,2% при довольно больших численных значений показателей в III зоне - 45,5^53,6%. В последующем задании [15х200 м (32 с) х 1.30 мин - зз.6] пошаговое изменение связано с поворотом вектора нагрузок как бы в обратном направлении, - увеличивались интервалы отдыха, уменьшалось время преодоления дистанции, увеличивалось количество повторений, и соответствующим образом это проявилось в функциональной активности ССС - доля работы в IV зоне была минимальной из всех выше рассмотренных заданий - 2,9%, наоборот, в III и II зонах значительной, - 49,0% и 45,8%. Заметим, что все рассмотренные задания выполнялись методом стандартно-повторного упражнения. В целом, отмеченные тенденции в функциональной работоспособности характерно отразились и при анализе функциональной работоспособности при использовании другого критерия - «суммы 3-х пульсов», он увеличивался во всех заданиях от 81,9 ударов до 86,9 ударов.

Анализ параметров нагрузки в заданиях на дистанции 400 м, показывает, что ве-

личина суммарной работы в IV зоне интенсивности в заданиях составила 26,4^69,7%, в III зоне - 25,2^46,7%. В двигательных заданиях [зз.7-9], в которых время бега оставалось практически равнозначным, на уровне 59-62 сек, последовательные шаги наших операций были связаны с уменьшением интервалов отдыха с 4 до 1,30 мин., функциональная активность сердечнососудистой системы в зоне высокой интенсивности пропорционально возросла с 31,4% до 49,6%. В двигательных заданий [зз. 11-14] при меньшей скорости бега в 66-68 с и более жестких интервалах отдыха от 2 мин. до 40 с, функциональная активность сердечнососудистой системы в зоне высокой интенсивности пропорционально возросла с 33,5% до 54,7%. В двигательных заданиях [зз.15-17], при равных интервалах отдыха в 1-1,30 мин., дальнейший рост функциональной активности сердечнососудистой системы в зоне высокой интенсивности с 50,2% до 69,7% был связан с увеличением скорости бега на 400-метровом отрезке, уменьшением времени бега с 60 до 55 с. Таким образом, максимизирующее влияние на динамику работоспособности ССС в зоне надкритических значений ЧСС оказывают факторы скорости бега и интервалов отдыха.

Анализ изменений параметра «сумма 3-х пульсов» показывает, что практически во всех заданиях, безотносительно к числу повторений, длительности интервалов отдыха, он находился на уровне 87 уд. И только увеличение скорости бега, когда время бега уменьшилось с 59 до 55с, значения данного показателя превысили критическую зону 88 уд. и достигли до 91,6 уд., вызывая активизацию гликолиза при выполнении задания, что как мы уже подчеркивали, приобретает значение при развитии скоростной выносливости у юных бегунов на средние дистанции.

Итоги сравнения воздействия на организм юных бегунов соревновательного бега и ДЗ на дистанции 1000 м показывают, что главным воздействующим фактором стала интенсивность выполнения упражнений, т.е. время бега на дистанции. В заданиях со временем бега более 3-х минут [зз.25-34] функциональная активность ССС в зоне высокой интенсивности оставалась небольшой - 13,6%-34,2%, в зоне большой интенсивности -46,0%-70,7%. Близкими к соревновательному бегу по воздействию на организм бегунов оказались двигательные задания [3-4-5х1000 м (2,50 мин.) х 3 мин. - зз.35-37], где выдерживалась около соревновательная скорость бега, функциональная активность ССС в зоне высокой интенсивности оказалась значительной - 56,9^68,0%. Вместе с тем, варьирование интервалами отдыха, в частности, плановое их уменьшение [6х1000 м (2,50 мин.) х 1-1,30 мин. - зз.38-39], содействует сдвигам, типичным соревновательным характеристикам бегунов на 800, функциональная активность ССС в зоне высокой интенсивности была самой большой - 68,0^69,0%. Величина ЧСС и концентрация молочной кислоты в таких заданиях находились в пределах 94^98% от уровня, зарегистрированного в соревнованиях.

В своей исследовательской работе мы апробировали и предлагаем унифицированную и легко воспринимаемую тренерами для практической работы классификацию ДЗ, основанную на контроле ЧСС в ближайший и послерабочий период восстановления. В качестве критерия классификации нами был использован показатель «суммы 3-х пульсов», когда ЧСС после выполнения каждого повторения в задании определялась как сумма значений пульса за 10с в текущем восстановлении (в условиях контроля при помощи кардиомониторов «Роїаг» разделить на 6): ЧСС в момент окончания действия (ручной подсчет на 1-10 с восстановления) + ЧСС на 30 с после окончания действия (ручной подсчет на 20-30 с восстановления) + ЧСС на 1 мин. после окончания действия (ручной подсчет на 50-60 с восстановления). Итоговая нагрузочная стоимость ДЗ определялась как средняя величина от полученных показателей всех повторений в задании.

Сообразно указанному выше критерию, нами была предложена следующая классификация ДЗ по степени их нагрузочной стоимости для бегунов на средние дистанции:

- ДЗ, адекватные соревновательным напряжениям (ДЗ-Ср): ЧСС 93,1 уд. и более;

- ДЗ стабилизирующие, гликолитической направленности (ДЗ-Гл): ЧСС 88,1-93

уд.;

- ДЗ развивающие, смешанной анаэробно-аэробной направленности (ДЗ-См): ЧСС 80,1-88 уд.;

- ДЗ поддерживающие, аэробной направленности (ДЗ-АэР): ЧСС 70,1-80 уд.;

- ДЗ восстановительные (ДЗ-Вс): ЧСС 60,1-70 уд.: ДЗ разминки (ДЗ-Р): ЧСС 60 уд. и менее.

Применительно к пульсовым зонам усовершенствованная классификация тренировочных нагрузок М.Я.Набатниковой, 1982 [10] может выглядеть так: - зона соревновательных нагрузок (Ср): ЧСС 186 уд./мин. и более; - зона стабилизирующих (гликолити-ческих) нагрузок (Гл): ЧСС 176-185 уд./мин.; - зона развивающих (смешанных) нагрузок (См): ЧСС 161-175 уд./мин.; - зона поддерживающих (аэробных) нагрузок (АэР): ЧСС 141-160 уд./мин.; - зона восстановительных нагрузок (Вс): ЧСС 121-140 уд./мин.; - зона бытовых нагрузок и области разминки (Р): ЧСС 90-120 уд./мин.

Особо отметим, что предложенная классификация ДЗ для юных спортсменов в беге на средние дистанции имеет высокую прогностическую значимость, например, коэффициент корреляции между показателем «сумма 3-х пульсов» и скоростью бега на дистанции 800 м составил г=0,967 (Р<0,001), между показателем «сумма 3-х пульсов» и характеристиками интенсивности тренировочных нагрузок в IV пульсовой зоне (ЧСС 176 уд./мин. и выше) составил г=0,818 (Р<0,001).

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов, Г.Н. Проектирование тренировочных заданий в учебных программах по видам спорта для ДЮСШ, СДЮШОР, ІІІВСМ. УОР / Г. Н. Германов, В. Г. Ники-тушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 2. - С. 8-13.

2. Германов, Г. Н. Современные тенденции развития европейского бега на средние и длинные дистанции и их реализация в подготовке российских бегунов / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 27-36 ; № 9 (67). - С. 20-28.

3. Прогноз достижений российских бегунов на средние и длинные дистанции на Чемпионатах Европы 2012-2014 гг. по результатам выступлений юниоров и молодых спортсменов в европейских первенствах / Г. Н. Германов, Е. Г. Цуканова, Ю. В. Романова [и др.] // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 4 (29). - С. 7-11.

4. Германов, Г. Н. Тренировочное задание как первичная единица микроструктуры спортивной тренировки / Г. Н. Германов, Е. Г. Цуканова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 29-34.

5. Германов, Г. Н. Тренировочное (двигательное) задание - структурнофункциональная единица спортивно-педагогического процесса (теоретико-методический аспект проблемы) // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 5. - С. 94-99.

6. Германов, Г. Н. Тренировочное (двигательное) задание - структурнофункциональная единица спортивно-педагогического процесса (психологопедагогический аспект проблемы) // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 6. - С. 94-99.

7. Германов, Г.Н. Технология модельно-целевого конструирования тренировочных заданий при развитии локальной мышечной выносливости у юных бегунов на средние дистанции / Г. Н. Германов, Е. Г. Цуканова, И. Е. Попова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 30-37.

8. Оперативная коррекция тренировочных нагрузок у юных бегунов на средние дистанции в соревновательном периоде подготовки на основе перманентного мониторинга ЧСС / В. Г. Никитушкин, Г. Н. Германов, Е. Г. Германова-Цуканова [и др.] // Вест-

ник спортивной науки. - 2QQ5. - № 3 (8). - С. 2І-27.

9. Никитушкин, В. Г. Построение тренировочных заданий в микроциклах подготовки юных бегунов на средние дистанции при воспитании локальной мышечной выносливости / В. Г. Никитушкин, Г. Н. Германов, Ю. А. Купцов // Культура физическая и здоровье. - 2QQ5. - № 2 (4). - С. 58-62.

1Q. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М. Я. Набатни-ковой. - М. : Физкультура и спорт, І982. - 28Q с.

11. Попова, И. Е. Особенности региональной гемодинамики у легкоатлетов-бегунов на средние дистанции / И. Е. Попова, Г. Н. Германов, Е. Г. Цуканова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2Q1Q. - № 2 (6Q). - С. Ш4-112.

12. Ципин, Л. Л. Сравнительный анализ результатов в беге на длинные дистанции в России и мире / Л. Л. Ципин, В. Б. Трясов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2Q11. - № 4 (74). - С. І94-І97.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.8

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ГРЕКОРИМСКОЙ БОРЬБЕ НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗЛЮБЛЕННЫХ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Белчо Горанов, Генеральный секретарь Болгарского Олимпийского комитета,

София, Болгария

Аннотация

В статье произведен анализ путей формирования индивидуального стиля соревновательной деятельности борцов высокой квалификации в современной греко-римской борьбе и представлены результаты эксперимента по апробации методики их подготовки, разработанной на основе сочетания «игрового» стиля борьбы и совершенствования излюбленных технико-тактических действий.

Ключевые слова: греко-римская борьба, индивидуальный стиль, технико-тактическое действие, борец, подготовка, методика, поединок, соревновательная деятельность.

METHODOLOGY OF PREPARATION OF HIGH QUALIFICATION FIGHTERS IN

GRECO-ROMAN WRESTLING ON THE BASIS OF COMBINATION OF INDIVIDUAL STYLE OF COMPETITIVE ACTIVITY AND PERFECTION OF FAVORITE TECHNIQUE-TACTICAL ACTIONS

Belcho Goranov, the Secretary general of Bulgarian Olympic committee,

Sofia, Bulgaria

Annotation

In article, the analysis of ways of formation of individual style of competitive activity of fighters of high qualification in modern Greco-Roman wrestling is made and results of experiment on approbation of a technique of their preparation developed based on a combination of "game" style of struggle and perfection of favorite technique-tactical actions are presented.

Keywords: Greco-Roman wrestling, individual style, technique-tactical action, fighter, preparation, technique, duel, competitive activity.

Условия соревновательной деятельности в современной греко-римской борьбе предъявляют чрезвычайно высокий уровень требований ко всем аспектам подготовленности спортсменов, что вызывает необходимость обязательного соблюдения принципа индивидуализации в построении системы учебно-тренировочного процесса и применении наиболее эффективных средств и методов подготовки [1,2,4]. При этом значимость оптимального решения проблемы индивидуальной подготовки борцов существенно уве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.