УДК 371
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
© О.В. Галустян
В статье рассматривается педагогическая технология контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетентности студентов как совокупность этапов, форм, методов, видов, требований, функций определения и оценки достижений учащихся в соответствии с заданной целью формирования и развития иноязычной коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: педагогическая технология; контроль; иноязычная коммуникативная компетентность.
Воплощение в жизнь метафоры «образование без границ» для российской высшей школы более чем актуально. Активное взаимодействие специалистов различного профиля с международными государственными и коммерческими организациями, участие студентов в международных образовательных и научных проектах, эффективное внедрение в образовательный процесс информационных технологий международного стандарта - все это реалии сегодняшнего дня. Очевидно, что интеграция России в международное научное и образовательное пространство и обеспечение выпускнику вуза права на академическую мобильность невозможны без перестройки системы языковой подготовки, особенно в неязыковом вузе, где иностранный язык традиционно не считается базовой дисциплиной, и, как следствие, без перестройки системы контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетентности студентов.
Организация системы учета и контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетентности студентов на основе международных стандартов невозможна без учета основных положений Болонской декларации, которые предполагают не только переход профессионального образования на многоуровневую систему, но и новую организацию учебного процесса на всех ступенях обучения. Контроль, по мнению отечественных ученых (Э.Г. Азимов, М.Е. Бершадский, М.Е. Брейгина, И.Н. Гулидов, О.А. Долгина, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, И.Л. Колесникова, В. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов) и зарубежных исследователей (Arthur L. Costa, L. Balzer, L.J. Cronbach , D. Hyerle, H. Wottawa),
является важнейшей составляющей учебного процесса, без него невозможно обеспечить эффективность обучения. Проблема контроля перед отечественной системой образования стоит потому, что в соответствии с Болонской декларацией, которая позволит России включиться в единое европейское образовательное пространство, до 2010 г. в нашей стране должна быть разработана система оценки знаний студентов, сопоставимая с европейской системой.
Изучение иностранных языков является неотъемлемой частью подготовки специалистов различного профиля, призванных в соответствии с требованиями Государственного стандарта достичь уровня владения иностранным языком, позволяющего им продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде. Многие ученые (Э.Г. Азимов, М.Е. Брейгина, О.А. Долгина И.Л. Колесникова, А.А. Вербицкий) едины во мнении, что изучение иностранного языка - это сложный процесс, а в связи с постоянно увеличивающейся информационной загруженностью студентов вузов изучение иностранного языка становится второстепенной задачей. Трудности обусловлены, во-первых, достаточно серьезными требованиями к изучению иностранного языка. Во-вторых, неразработанностью такого индикатора знаний, который бы эффективно отображал различия в индивидуальных образовательных достижениях, в уровне сформированности иноязычной коммуникативной компетентности, соответствующему норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату). К очевидным причинам трудностей можно отнести несо-
ответствие менталитета российских студентов и преподавателей некоторым принципам организации учета и контроля, самоконтроля, преподавательской и обучающей деятельности в России.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме контроля сформирован-ности иноязычной коммуникативной компетентности также показал, что ученые, разрабатывающие проблемы высшей школы, подтверждают необходимость системного изучения вопросов, связанных с технологией контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетентности студентов (Э.Г. Азимов, М.Е. Бершадский, М.Е. Брейгина, С.С. Горбачева, И.Н. Гулидов, О.А. Долгина, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, И.Л. Колесникова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Д.В. Чернилевский, АН. Щукин, И.С Якиманская и др.). Авторы отмечают, что контроль как важнейшая составляющая учебного процесса постоянно требует обновления диагностического инструментария, требует своей технологии. Но среди столь многочисленных исследований практически нет работ по педагогической технологии контроля в высшей школе.
Опираясь на исследования российских ученых, посвященные определению содержания иноязычной коммуникативной компетентности (А.С. Андриенко, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова) [1-5], мы определяем иноязычную коммуникативную компетентность студента неязыкового вуза как высокий уровень владения языковыми и социокультурными знаниями, умениями и навыками, позволяющими будущему специалисту осуществлять межкультур-ное общение средствами иностранного языка и иноязычной культуры в соответствии с целями и ситуацией в рамках той или иной сферы профессиональной деятельности. В структуру иноязычной коммуникативной компетентности студента неязыкового вуза входит языковая, речевая, социокультурная, учебно-познавательная, стратегическая и дискурсивная компетенции.
Основные теоретические положения по контролю в профессиональной подготовке студентов были рассмотрены Э.Г. Азимовым, М.Е. Брейгиной, И.Н. Гулидовым, О.А. Дол-гиной, В.И. Загвязинским, Д.В. Чернилев-ским, Е.Н. Шияновым, Arthur L. Costa,
L. Balzer, L.J. Cronbach, David Hyerle,
H. Wottawa. Категории, рассмотренные в работах отечественных и зарубежных ученых, позволили выделить общую мысль, заключающуюся в том, что контроль, являясь важнейшим компонентом учебного процесса, включает в себя проверку, оценку, измерение и управление. В зарубежной теории и практике контроль имеет несколько терминов: evaluation, assessment и testing, controlling. Controlling рассматривается как проверка, оценка, измерение, управление. Evaluation включает в себя проверку, оценку, измерение и при этом исключает управление учебным процессом, а assessment и testing обозначают только проверку и оценку.
Проведенный анализ понятия «педагогическая технология», которое рассматривается в работах В. П. Беспалько, С. С. Горбачевой, И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, В.И. Загвя-зинского, Д.В. Чернилевского, Е.Н. Шиянова и др., позволил уточнить нам данную категорию. Педагогическая технология контроля есть совокупность этапов, форм, методов, видов, требований, функций определения и оценки достижений студентов в соответствии с заданной целью формирования и развития иноязычной коммуникативной компетентности.
Одним из основных методологических подходов к исследованию является системный подход, который рассматривается в работах В.Г. Афанасьева, С.С. Горбачевой, В.П. Кузьмина, Э.Г. Юдина и др. Компетент-ностный подход, обозначенный в трудах
A.С. Андриенко, И.А. Зимней, Е.И. Пассова,
B.В. Сафоновой, Е.Н. Солововой и др., также выступает как методология нашего исследования, позволяющая анализировать иноязычную коммуникативную компетентность. Педагогическая технология контроля сформи-рованности иноязычной коммуникативной компетентности студентов будет успешной при условии применения личностно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов (Е.В. Бондаревская, С.С. Горбачева, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, И.С. Якиманская) [2, 3, 6-8]. Данные подходы детерминируют разработку и реализацию технологии контроля как педагогическую, т. е. предопределяют использование всех методов, форм, оценок контроля как личностно значимые
для студента и как личностно направленные для преподавателя.
Разработанная нами педагогическая технология контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетентности студентов состоит из взаимосвязанных компонентов, образующих целостность (т. е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Педагогическая технология контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза включает в себя:
- цель - формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетентности;
- формы контроля, соответствующие этапам технологии:
- репродуктивный этап (устный опрос, диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, тест, матричный контроль),
- репродуктивно-творческий этап
(мультимедийные презентации,
творческие задания, участие студентов в ролевых играх, коллоквиум, зачет, экзамен),
- творческий этап (участие студентов в научно-практических конференциях на иностранном языке, в семинарах и дискуссиях с представителями носителей изучаемого языка, в международных конкурсах, проектах);
- методы контроля (устный, письменный, компьютерный, комбинированный, практический, метод бенчмаркинга);
- виды контроля (стартовый, текущий, промежуточный, итоговый);
- функции контроля (обучающие, стратегические, личностные);
- требования к контролю (объективность, наглядность, действенность, систематичность, репрезентативность, всесторонность);
- оценку (содержательную, парциальную);
- результат - иноязычная коммуникативная компетентность.
При рассмотрении педагогической технологии контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза на основе принятых методологических подходов особое значение придается единству, взаимосвязи и взаимозависимости всех ее компонентов и их апликаторности к практике языковой подготовки как условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности.
1. Андриенко А.С. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза (на основе кредитно-модульной технологии обучения): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2007.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1991.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985.
4. Сафонова В.В Социокультурный подход к обучению иностранному языку как к специальности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1993.
5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М., 2002.
6. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1977. № 4. С. 11-17.
7. Горбачева С.С. Обучение студентов педвуза педагогическому взаимодействию в личностно-ориентированном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2000.
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1998.
Поступила в редакцию 26.03.2009 г.
Galustyan O.V. Pedagogical technology of control of students’ knowledge evaluation of foreign language communicative competency at the non-linguistic university. In the article the pedagogical technology of control of students’ knowledge evaluation of foreign language communicative competency are examined as a set of stages, forms, methods, kinds, requirements, functions of definition and estimation of students’ achievements according to the aim of formation and development of foreign language competency.
Key words: pedagogical technology; evaluation; foreign language communicative competency.