Научная статья на тему 'Формирование творческих навыков у студентов при создании сценического образа в вокальном произведении'

Формирование творческих навыков у студентов при создании сценического образа в вокальном произведении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
852
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / STAGE IMAGE / ВОКАЛ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / CREATIVE PERSONALITY / АРТИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / CREATIVE IMAGINATION / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО / МЕТОДИКА ВОПЛОЩЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА / METHODS OF PERFORMING STAGE IMAGE / VOCAL / ARTISTIC TECHNIQUES / ARTISTIC PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зайкова Марина Сергеевна

В данной статье освещается вопрос: каким образом формировать сценический образ у певцов в процессе обучения их как творческих личностей. Приводятся примеры упражнений на творческое воображение, совершенствование артистической техники и художественного мастерства. Отдельно приводятся упражнения по снятию зажимов, переключению и распределению внимания, способствующих развитию навыков обучаемых при управлении собой в действии. Далее разрабатывается методика воплощения сценического образа в музыкальной партии. Проводится анализ литературных источников по изучению данной проблемы. Даются научно-практические рекомендации по совершенствованию педагогического процесса на всех этапах обучения певцов в вузах культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The above-mentioned article tries to find a solution to the problem how a stage image should be made with singers while their development as creative personalities. It gives some examples of training their creativity, as well as development of their artistic techniques and professionalism. It also contains exercises which help to get rid of various complexes switch on to different objects and allocate attention in order to enable students to control themselves in performances. In addition, in suggests various methods of creating and performing a stage image in a piece of music. The article also gives a detailed analysis of the literature that can help study the problem. There scientific recommendations on development singing teaching at all its stages in higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование творческих навыков у студентов при создании сценического образа в вокальном произведении»

.....

I I I ■ M I I I I

Образование в сфере культуры 159

формируют два взаимодополняющих педагогических подхода в процессе совершенствования пластической культуры хореографа, которые обуславливают параллельное развитие технического мастерства и образности исполнительского мышления.

образ», существует и другой путь - «мысль - движение». Под влиянием мыслей мы против своей воли производим мышечные движения.

Думается, что обозначенные нами подходы в определении феномена танцевальности

Примечания

1. Аркина, Н. Е. Языком танца / Н.Е. Аркина. - М.: Знание, 1975.

2. Ванслов, В. В. Дансантность / В.В. Ванслов // Русский балет: [энциклопедия]. - М., 1997.

3. Каган, М. С. Морфология искусства / М.С. Каган. - Л.: Искусство, 1972.

4. Карп, П. М. Балет и драма / П.М. Карп. - Л.: Искусство, 1980.

5. Клименко, В. В. Психомоторные способности юного спортсмена / В.В. Клименко. - Киев: Здоровье, 1987.

6. Новерр, Ж.-Ж. Письма о танце и балетах / Ж.-Ж. Новерр. - Л.; М.: Искусство, 1965.

7. Плеханов, Г. В. Письма без адреса / Г.В. Плеханов. - М.: Гослитиздат, 1956.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПРИ СОЗДАНИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА В ВОКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

"Ф" М. С. Зайкова "Ф"

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье освещается вопрос: каким образом формировать сценический образ у певцов в процессе обучения их как творческих личностей. Приводятся примеры упражнений на творческое воображение, совершенствование артистической техники и художественного мастерства. Отдельно приводятся упражнения по снятию зажимов, переключению и распределению внимания, способствующих развитию навыков обучаемых при управлении собой в действии. Далее разрабатывается методика воплощения сценического образа в музыкальной партии. Проводится анализ литературных источников по изучению данной проблемы. Даются научно-практические рекомендации по совершенствованию педагогического процесса на всех этапах обучения певцов в вузах культуры и искусств.

Ключевые слова: сценический образ, вокал, творческая личность, артистическая техника, творческое воображение, художественное мастерство, методика воплощения сценического образа.

The above-mentioned article tries to find a solution to the problem how a stage image should be made with singers while their development as creative personalities. It gives some examples of training their creativity, as well as development of their artistic techniques and professionalism. It also contains exercises which help to get rid of various complexes switch on to different objects and allocate attention in order to enable students to control themselves in performances. In addition, in suggests various methods of creating and performing a stage image in a piece of music. The article also gives a detailed analysis of the literature that can help study the problem. There scientific recommendations on development singing teaching at all its stages in higher education institutions.

Keywords: stage image, vocal, creative personality, artistic techniques, creative imagination, artistic professionalism, methods of performing stage image.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 159-162

05_Ta6agTaaiea.p65 159 1 07.02.2012, 17:52

.....

ш

160 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

Воплощение сценического образа в музыкальном произведении представляет собой одну из главных проблем в исполнительском творчестве певцов. О необходимости создания правдивого образа и передаче истинных чувств в реализации замысла произведений авторов писали такие известные педагоги, композиторы и певцы, как М. Глинка, А. Варламов, А. Даргомыжский, Э. Карузо, М. Кал-лас, А. Иванов, Ф. Шаляпин, С. Лемешев и др.

До сих пор решение этой проблемы является приоритетной для многих исследователей и исполнителей, так как без умения воплотить сценический образ невозможно стать творческой личностью и постигнуть настоящее вокальное искусство.

Наблюдения автора при проведении опытно-экспериментального исследования показывают, что в процессе работы над музыкальным репертуаром учащиеся сконцентрированы, в основном, на технической стороне произведения, а об образно-художественной стороне думают только при выходе на сцену, и то не всегда.

Сегодня существует множество авторских концепций работы над ролью, изложенных известными исследователями и педагогами: К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко, Ф.И. Шаляпиным, А.П. Ивановым, И.Г. Силантьевой, В.Ю. Богатыревым, Н.И. Кузнецовым и др.

Анализ научной литературы показал, что, несмотря на определенную обобщенность информации, содержащейся в этих работах, необходимо создание четкой системы научно обоснованной комплексной разработки обучения певцов.

Проводя исследования в различных классах вокала Московского государственного университета культуры и искусств, мы пришли к выводу, что проблема перевоплощения и понимания принципов передачи подлинных чувств персонажа требует особого рассмотрения и тщательного анализа. Для этого необходима тщательная разработка каждого этапа, способствующего созданию сценического образа у вокалистов.

Для этого с начальных этапов обучения необходимо применять регулярную систему тренировки творческих элементов, которая направлена на совершенствование артистической техники, художественного мастерства, снятию зажимов, то есть на «настройку» отдельных психофизических проявлений в актёрском инструменте. Реформатор оперного искусства К.С. Станиславский предлагал особое внимание уделять: внутреннему видению и запоминанию различных ощущений и чувств; слуховым, зрительным, осязательным и другим восприятием, анализируя их проявления в сценическом внимании, творческой фантазии и воображении. Нужно вырабатывать определенные умения, навыки и стремление к сознательному использованию тех элементов, которые при жизненном действии возникают «непроизвольно» и не требуют каких-то определенных усилий воли. (3, с. 490). Например, полезно давать упражнения на развитие творческого воображения.

Существенной особенностью творческого воображения является способность к созданию нового и целостного образа, на основе «переработки» прежних представлений. Приведем пример упражнения на творческое воображение, выработанного на материале актерского тренинга. Дайте задание обучаемому посмотреть в окно и выбрать какое-нибудь здание, «сфотографировать» мысленно. Отвернувшись, он должен попробовать перевернуть его в своём воображении, например, справа налево: парадная была справа, теперь она слева, рядом с ней продуктовый магазин, далее ворота ... Затем продолжить сверху вниз: четвертый этаж будет первым, третий -вторым и т.д.

В упражнениях, способствующих развитию зрительной памяти и навыкам наблюдательности, можно проявить фантазию, например, подумать: на что похожи несколько карандашей, брошенных на стол? Что возникает в воображении при виде капель на окне? Когда учащийся научится владеть внутренним видением, можно пофантазировать на какого животного похож стол, при этом постараться

.....

I I I ■ М I I I

Образование в сфере культуры 161

«оформить» стол в подходящую фигуру животного. Для того чтобы легче это сделать, нужно задавать вопросы: «Где он? Что вокруг? Почему неподвижен?»

Следующее упражнение предназначено для развития внимания. Оно способствует развитию устойчивости, его быстрому переключению и распределению. Умение произвольно переключать внимание - один из ценных навыков, помогающий управлению собой в действии и способствующий освобождению от зажимов.

Приведем пример упражнения: пусть обучаемый выберет «дальний» объект-точку, например антенну на далёкой крыше дома, рассмотрит её внимательно, подумает, как её там закрепляли, кто именно этим занимался, когда это происходило. Затем он выбирает близкий объект-точку, что-нибудь из мелочей на столе, например ручка, карандаш или даже ваза, и поразмышляет: «Из какого материала состоит? Это керамика? Сумеет ли он слепить такую? Разрисовать такими же узорами?» По команде учащийся должен переключить внимание с ближней объект-точки на дальнюю. С переключением зрения меняются и мысли о предмете: посмотреть на антенну, вспомнить, на какой мысли остановился, когда перешел к изучению вазы.

На первых этапах нужно давать достаточное количество времени, чтобы обучаемый смог вспомнить, о чём он думал, сконцентрироваться на мысли, а затем следует сокращать паузы между переключениями. На дальнейшем этапе можно усложнить упражнение: рассматривать объект-точку и одновременно держать во внимании другой движущийся объект (например, проехавшая машина, взлетевшая птица или идущие люди - сколько их, какие действия выполняли и т.д.).

Изучив основы актёрского мастерства и выработав основные навыки и умения в упражнениях, можно начинать работу над музыкальной партией, являющейся следующим этапом учебного процесса.

Рассмотрим методику воплощения сценического образа в оперной партии.

Любому произведению предшествует подготовительный период, в котором происходит осмысление всего материала. Прежде чем приступить к черновому изучению нотного текста, исполнитель должен ознакомиться со всей оперой, то есть прослушать ее.

Далее необходимо проработать все материалы, так или иначе связанные с оперой, например, ознакомиться с жизнью композитора, периодом написания произведения, изучить эпоху, в которую происходят события. Полезно использовать различные исторические энциклопедии, в том числе литературу по костюму и гриму, посетить музеи, картинные галереи.

После изучения всего собранного материала следует детальная проработка каждого акта. С вокально-технической стороны - это постепенное выучивание наизусть нотного текста: усвоив один акт, певец приступает к следующему и так разучивается вся партия. В ансамблях певец должен чисто и точно воспроизводить свою вокальную строку, так как небрежность одного исполнителя может нарушить стройность всего ансамбля. Поэтому каждый участник должен относиться ответственно к своей работе, разбирая музыкальную партию очень тщательно и как можно точнее, обращая внимание на ритм, динамические оттенки, темп, паузы, штрихи и смену гармонии.

С точки зрения художественно-образной стороны, прежде всего, необходимо раскрыть тему, идею, сквозное действие произведения и роли, определить прошлое, настоящее и будущее героя. На этом же этапе также следует выяснить «зерно» и сверхзадачу образа, проделать событийный анализ оперы: определить исходное, основное, центральное и финальное события.

Этап завершения работы над вокальной партией включает в себя полную репетицию всего спектакля, здесь певец работает с режиссером, дирижёром, гримером, костюмером и другими участниками театрального цеха. Под их руководством отрабатывается техническая слаженность ансамблей и твор-

05_ТабадТаа1ёа.р65 161 1 07.02.2012, 17:52

.....

I I I ■ M I I I

162 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

ческое единство интерпретации. Режиссёр и дирижер помогают певцу воссоздать правдивость образа его героя, конкретную психологическую достоверность взаимоотношений для каждого из действующих лиц.

Следует отметить важный аспект в процессе работы над вокальной партией: прослушивание записей произведения, просмотр видео, посещение театра. При этом смотреть и слушать нужно не только ту оперу, над которой в данный момент работаешь, но и другие произведения того же композитора или того же жанра.

Перед поющим актёром ставится множество творческих задач, которые ему необходимо одновременно выполнить: следить за голосом и всей технической стороной пения; быть в полном контакте с партнерами, оркестром и дирижёром; помнить графику установленных мизансцен, сценической обстановки и всех предметов, с которыми приходиться работать. При их выполнении должна возникнуть рефлекторность действия, выработанная длительной тренировкой, когда всё внимание сосредотачивается на главной творческой задаче - «правде чувств» (3, с. 490).

Певец-актер в процессе работы над характером образа должен ответить на следующие вопросы (4, с. 690): кто участник в действии; что совершено действием; где и когда

данное действие имело место; как персонаж участвует в действии; почему герой так действует.

«Слияние музыки, пения и сценического действия являются залогом оперного спектакля... Поведение исполнителей на сцене должно носить правдоподобие. Это значит, что актер, пользуясь исполнительской техникой, должен вызывать у зрителей ощущение полной достоверности, заставлять его волноваться, радоваться, страдать вместе со сценическим героем. Иными словами, он живет и действует на сцене подобно жизненной правде...» (1, с. 191).

В заключение следует отметить, что формирование сценического образа у студентов в вокальном процессе играет значимую роль в становлении их как творческих личностей. У будущих исполнителей происходит развитие чувственной и эмоциональной сферы, исчезают зажимы и недостаточная координация в теле, появляется способность владеть и управлять внутренними процессами и действиями.

Анализ такого явления, как вокально-творческое исполнительство певца-актера, на современном этапе требует тщательного изучения, особенно в условиях воспитания конкурентоспособного выпускника вуза культуры и искусств.

Примечания

1. Иванов, А. П. Искусство пения. Практические советы вокалистам и оперным певцам / А.П. Иванов. - М.: Голос-Пресс, 2008.

2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; РАН; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

3. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский // Чехов М.А. О технике актера / [предисл. О.А. Радищевой]. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. - 490 с.

4. Walsh-Bowers, R. A theatre acting respective on the dramaturgical metaphor and the postmodern self / Richard Walsh-Bowers // Sage Publications at Russian State Library. - 2010. - March 25. - 690 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.