УДК 808.5:378(075.8) ББК 83.7 Ф 76
Фоменко Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
(рецензирована)
В статье представлена педагогическая сущность коммуникативной компетентности в условиях образовательного процесса, включающая ведущие методологические подходы, работающие в вышеназванной области.
Ключевые слова: коммуникация, речь, компетентность, язык, словарный состав, языковые нормы.
Fomenko Natalia Victorovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Pedagogy and Technology of Pre-school and Primary education ofArmavir State Pedagogical Academy.
PEDAGOGICAL ESSENCE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE
EDUCATIONAL PROCESS (reviewed)
The paper presents the pedagogical essence of communicative competence in the educational process, including leading methodological approaches employed in the above area.
Keywords: communication, speech, competence, language, vocabulary, language norms.
В контексте разработки образовательных стандартов нового поколения поиск решения проблемы качества языкового образования все чаще осуществляется с
позиций компетентного подхода к образованию. Обсуждение идей компетентного подхода выносится на вузовские научные конференции, включается в повестку заседаний Учебно-методической комиссии.
Компетентный подход сегодня выступает как одно из оснований обновления образования, попытка привести в соответствие массовые образовательные учреждения и потребности личности в собственной интеграции в деятельность общества с одной стороны и потребности в обеспечении экономического, культурного саморазвития, с другой.
Терминология, обусловленная компетентным подходом (компетенция, компетентность) в последние годы используется и в отечественных документах в области образования. В частности, «Стратегия модернизации содержания общего образования» определяет необходимость выявления способности учащихся использовать освоенное содержание образования для решения практических и познавательных, ценностно-ориентированных, а также коммуникативных задач. В данном документе подчеркивается, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций. Следовательно, в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетенции».
Анализ психолого-педагогической литературы ( М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В.Краевский, Г.П. Щедровицкий, Л.А. Петровская [10] и др) свидетельствует, что между исследователями не достигнуто единого мнения по поводу трактовки сущности понятия «компетентностного подхода», однако, обозначились его основные составляющие. Компетентность (Е.В. Бондаревская, О.М. Зайченко, Н.В. Кузьмина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Соловова и др.) рассматривается как готовностная характеристика личности к самостоятельному и творческому выполнению социально-профессиональных функций, компетенция - как функционал в определенной области на основе ее познания и приобретения опыта решения задач профессиональной деятельности с учетом возникших проблем. Такое общее представление нуждается в дополнительной конкретизации относительно определенных образовательных областей. Языковое образование будущих учителей соответственно предполагает формирование у них языковой, коммуникативной компетенции, что в свою очередь, должно послужить становлению таковой у учащихся.
Возникает необходимость определения содержания специфических (для рассматриваемых профессиональных функций специалиста) компетенций в рамках деятельностного (процессуального) компонента.
Проблемой коммуникативной компетентности в деятельности занимаются многие ученые (Н.В. Бордовская, Л.М. Митина, А.К. Михальская, Н.Н. Обозов, А.А. Реан, Л.А. Шипилина, Е.А. Юнина, В.А. Якунин) [2; 7;8;11;12]. Эти и другие авторы оперируют при характеристике профессиональной деятельности такими понятиями, как коммуникативность (Н.Н. Обозов, Р.А. Парошина), коммуникативные умения (А.А. Леонтьев, И.П. Раченко, В.А. Якунин)[5;12], коммуникативное взаимодействие (Л.А.Шипилина), коммуникативные качества, свойства личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В.А. Лабунская, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская, А.У. Хараш) [1;9;10], коммуникативные процессы (Г.М. Дридзе, А.А. Леонтьев, В.А. Якунин)[5;12].
Анализ понятия коммуникативная компетентность с точки зрения деятельностного подхода позволяет сделать определенные выводы. Компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности на высоком уровне квалификации в соответствии с конкретными условиями, в интересах удовлетворения определенных потребностей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.) [10].
Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. Сразу же следует отметить, что слово «обмен» в данном случае является явной метафорой. На самом деле, если мы обмениваемся идеями, обмениваемся словами и т.п., то не лишаемся своих слов, мы взаимно обогащаемся идеями другого, собеседника. Более правильно (по внутренней форме термина) говорить о том, что мы хотим поделиться мыслями, разделить с кем-то свои чувства и т.п. (ср. англ. exchange и share).
Коммуникация с позиции деятельностного подхода - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психологический словарь, 1987.- С. 244).
Ф.Данс и К.Ларсон в книге «The Functions of Human Communication» приводят 126 определений коммуникации разных авторов.
Мы придерживаемся, понимания коммуникации как целенаправленного процесса передачи информации, в котором существуют два или более участника -говорящий (адресант) и слушающий (адресат) и основная функция которого - обмен информацией.
Принципиально важной особенностью коммуникативной деятельности является то, что она так или иначе затрагивает все структурные компоненты профессионального труда специалистов класса «человек - человек», выступает в роли главного средства их профессиональной деятельности, которое не может быть заменено какими-либо другими средствами и без которого деятельность просто не может быть выполнена. Коммуникативная деятельность является фактором, определяющим качественные характеристики результата (продукта) профессиональной деятельности.
Большинство ученых считает, что коммуникативная компетентность предполагает определенный уровень развития социальной сенситивности, социальной наблюдательности, воображения, памяти и мышления (понимания), проявляющихся наиболее полно в рефлексивности, эмоциональной отзывчивости (эмпатии) и т.д.; представляет собой определенный уровень знаний в области коммуникативных дисциплин и практических умений, обеспечивающих успешность коммуникаций (владеть социальной перцепцией, понимать, а не только видеть; «подавать себя» в общении; оптимально строить свою речь в психологическом плане, т.е. владеть умениями речевого и неречевого контакта (А.Н. Леонтьев, А.Б. Зверинцева, В.А. Якунин и др.)[6;12].
В рамках теории и практики коммуникативная компетентность рассматривается как сложное образование, в которое входят знания, социальные установки, умения и опыт в области межличностного общения (Л.А. Петровская) [10]; как система внутренних средств регуляции коммуникативных действий (Ю.М. Жуков); как ориентированность в общении, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, а также свободном владении средствами общения (Ю.Н. Емельянов).
Коммуникативная компетентность связана со способностью передачи -принятия информации; с овладением различными средствами: вербальными,
невербальными; личностным воздействием (персонализация, представленность себя в другом); достижением одинакового восприятия коммуникативной ситуации.
В рамках профессиональной подготовки будущего специалиста любого профиля особое внимание уделяется его профессиональной коммуникативной компетентности, иными словами, навыкам общения в профессиональных ситуациях.
Для определения уровня коммуникативной компетентности будущих специалистов было проведено специальное исследование. На основе анкетирования были выявлены и проанализированы представления будущих специалистов о коммуникативной компетентности.
Анализ результатов исследования показал, что сформулировать понятия «компетентность», «коммуникация», «коммуникативная компетенция» никто не смог, хотя практические суждения, взятые из жизненного опыта, у студентов имеются. В процентном отношении определенные позиции будущих специалистов различных факультетов примерно совпадают (например: «это умение общаться», «устанавливать контакты», «быть руководителем»). Были зафиксированы и суждения об отдельных структурных элементах коммуникативной компетентности. В основном респонденты отмечали следующие особенности коммуникативной компетентности: социальное
партнерство, речевая (языковая) культура, вербальное и невербальное общение.
Отмечалось отсутствие понимания коммуникативной компетенции, в среднем, у 60% будущих юристов, педагогов, математиков, психологов: они расплывчаты, смутны, понимание сути коммуникативной компетентности имеются в контексте высказываний - рассуждений.
Около 10% опрошенных студентов в анкете указали «я понимаю, что это такое, но объяснить не могу». Однако, вопрос о важности коммуникативной компетентности в любой профессиональной деятельности и для развития личности в целом не вызывал сомнений. В объяснениях некоторых студентов присутствовали элементы научно обоснованного определения коммуникативной компетентности. В целом, можно сделать вывод, что становлению коммуникативной компетентности, как компонента профессиональной деятельности в учебных заведениях не уделяется должного внимания.
Вместе с тем, как показывает опыт обучения, данная проблема может быть решена введением разного рода спецкурсов и в рамках дисциплин специализации - заня-
тий, которые были бы направлены на становление коммуникативной компетентности, так необходимой для любого профессионала и человека в целом.
Основу таких занятий, на наш взгляд, должны составлять активные методы обучения, эффективно повышающие интерес будущих специалистов к учебному процессу, позволяющие почувствовать ситуацию и определить возможные стратегии собственных действий, а также способствующие становлению коммуникационной компетентности будущих специалистов в вузе.
Выбор методов формирования и становления коммуникативной компетентности должен обусловливаться целями обучения, содержанием учебного материала, профессиональной мотивацией студентов, необходимостью вырабатывания коммуникативных навыков и умений, нужных в практической деятельности. Такими методами формирования и становления коммуникативной компетентности могут быть: чтение проблемных лекций и докладов с активным участием будущих специалистов, решение методических задач, проведение деловых игр, тесты, анкетирование, индивидуальные беседы и тренинги, работа в парах, в группах и т.п.
Литература:
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
2. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика : учеб. для вузов. СПб: Питер, 2000.
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата обра-
зования // Высшее образование сегодня. 2003. №5.
4. Леонтьев, А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. М.,
1974.
5. Леонтьев, А.А. Психология общения. М.,1997.
6. Леонтьев, А.Н. Речь // Психология. М.: Учпедгиз,1948.
7. Михальская, А.К. Педагогическая риторика: история и теория. М., 1998.
8. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.,1994.
9. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания. М., 1984.
10. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.
11. Реан, А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб: Питер, 1999.
12. Якунин, В.А. Педагогическая психология : учеб. пособие. М.,1998.
References:
1. Ananiev B.G. On the problems of modern manscience. M., 1977.
2. Bordovskaya N. V., Rean A.A. Pedagogy: textbook for high schools. St. Petersburg: Peter, 2000.
3. Zimnjaya I.A. Key competences - a new paradigm of education results / / Higher Education today. 2003. № 5.
4. Leontiev A.A. Psychological problems of mass communication. M., 1974.
5. Leontiev A.A. Psychology of communication. M., 1997.
6. Leontiev A.N. Speech // Psychology. M.: Uchpedgiz, 1948.
7. Mikhalskaya A.K. Teaching Rhetoric: History and Theory. M., 1998.
8. Mitina L.M. The teacher as a person and a professional. M., 1994.
9. Mudrik A.V. Communication as a factor in education. M., 1984.
10. Petrovskaya L.A. Competence in communication. The socio-psychological training. M.: MGU, 1989.
11. Rean A.A., Kolominsky Y. L. Social educational psychology. St. Ptb.: Peter, 1999.
12. Yakunin V.A. Educational psychology: a manual. M., 1998.