КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА АВТОМОБИЛЬНЫХ ВОЙСК
Г.М. Антонов
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Представлена модульная технология формирования базовых профессиональных компетенций офицеров запаса автомобильных войск. Рассматриваются принципы проектирования и реализации модульного обучения. Разработанаматрица учебных дисциплин, в процессе изучения которых формируются БПК офицеров запаса автомобильных войск.
Ключевые слова: офицер запаса, автомобильные войска, профессиональные компетенции, модульное обучение, матрица учебных дисциплин.
На военной кафедре Самарского государственного технического университета в соответствии с приказом министра обороны и Министерства образования и науки РФ [1] осуществляется профессиональная подготовка офицеров запаса автомобильных войск.
Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения [2], повышение требований министра обороны к уровню профессиональной подготовки офицеров запасасущественно скорректировали содержание и педагогические технологии подготовки офицеров запаса, которые стали ком-петентностно-ориентированными. Теперь целью и результатом освоения студентами программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при высших учебных заведениях являются сформированные у них кластеры общекультурных и профессиональных компетенций [3].
Внедрение новых подходов к организации процесса обучения, совершенствование программы подготовки позволяет наиболее эффективно формировать профессиональные компетенции у студентов, будущих офицеров запаса автомобильных войск. Эффективным подходом к решению этой задачи является введение в практику подготовки студентов на военной кафедре принципа модульности. Модули дисциплин строятся таким образом, что их содержание одновременно отражаетособен-ности данного вида профессиональной деятельности и способствует формированию ПК. Таким образом, модули становятся основным средством поэтапного усвоения обучающимися всего объема учебной информации о предполагаемой профессиональной деятельности. Они разрабатываются в соответствии с содержанием будущей деятельности специалистов, а усвоение знаний, умений и профессиональных компетенций осуществляется через систему действий.
Модульное обучение проектируется и реализуется на следующих принципах. Принцип структуризации требует разделения учебного материала на учебные или дидактические модули, модулей - на структурные элементы-шаги, перед каж-
Геннадий Михайлович Антонов, преподаватель военной кафедры, аспирант кафедры психологии и педагогики.
дым из которых ставится конкретная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение.
Принцип динамичности обеспечивает вариативность модульных программ, их изменение с учетом динамики востребуемых профессий и специализации обучаемых.
Принцип гибкости определяет построение модульных программ таким образом, чтобы они легко адаптировались к изменяющимся научно-техническим и социальноэкономическим условиям, к индивидуальным особенностям и уровню подготовки обучаемых.
Принцип единства фундаментальных и прикладных знаний выступает ориентиром в отборе содержания модулей, которые в дальнейшем могут расширяться и варьироваться в зависимости от профессиональных потребностей (выделение инвариантной и вариативной части содержания всех учебных модулей).
Принцип паритетности предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом и обучаемым.
Принцип реализации обратной связи способствует созданию системы контроля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности изучения учебного материала модуля.
Принцип осознанной перспективы означает, что условием успешного обучения являются сформированная профессиональная мотивация студентов, осознание его близких и дальних перспектив.
Модульные образовательные программы имеют различный состав и структурное построение, они могут быть представлены в различных формах, но три основных компонента включаются обязательно: целевая содержательная программа, банк информации, методические руководства [4].
Модульная программа всей дисциплины реализует комплексную дидактическую цель, включающую в себя интегрирующие дидактические цели, достижение каждой из которых обеспечивает конкретный модуль. Дидактическая составляющая модуля обучения прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе научных принципов.
Модульная технология формирования базовых профессиональных компетенций, используемая при обучении студентов, предусматривает формирование комплексной цели обучения. Комплексная цель отражает уровни сформированности у студентов тех или иных компетенций в процессе изучения учебных модулей. Из нее выделяются интегрирующие цели, которым соответствуют те или иные темы учебных модулей.
В свою очередь, интегрирующая цель подразделяется на частные дидактические цели, каждой из которых соответствует свой учебный элемент- изучение теоретического материала, решение задач или выполнение практического задания.
При проектировании модульной программы необходимо учитывать следующее:
- содержание учебного процесса должно определяться базовыми понятиями и методами;
- учебный материал должен иметь систематичность и логическую последовательность изложения;
- содержание каждого модуля должно отражать целостность и практическую значимость содержания дисциплины в целом;
- для каждого модуля должна быть предусмотрена возможность наглядного представления учебного материала.
Учебный процесс на военных кафедрах высших учебных заведений строится на основе современных достижений военной педагогики и психологии. Ограниченное количеством учебных часов, отводимых в вузе на военную подготовку, позволяет
обеспечить подготовку студентов к деятельности в конкретных офицерских должностях ограниченной номенклатуры. Ярко выраженная практическая направленность военной деятельности обуславливает то, что основной объем учебного времени на кафедре отводится на практические и групповые практические занятия - 53%, учебные сборы в войсках - 29% и на лекционные и групповые теоретические занятия -18%. Занятия на военной кафедре организуются методом военного дня в соответствии с утвержденным распорядком. С момента своего прибытия на кафедру студент погружается в атмосферу военного учебного заведения с обязательным выполнением установленных ритуалов и мероприятий. Таким образом, происходит первичная адаптация студентов к армейскому укладу жизни и деятельности.
Формы обучения отражают организационную сторону проведения занятий, составляют организационную структуру учебного процесса обучения и обеспечивают наиболее эффективное выполнение учебных задач. В военной подготовке студентов используются самые разнообразные формы учебной работы. Наиболее распространенными из нихявляются лекции, семинары, групповые занятия, тактико-строевые занятия, тактико-специальные занятия, тактические учения, практические занятия, лабораторные занятия, курсовые работы, консультации, самостоятельная работа.
При планировании учебного процесса соблюдается последовательность в изучении тем и учебных вопросов. Перечень и наименования занятий по каждой теме, последовательность их проведения, учебные вопросы занятий определяются кафедрой исходя из объема и содержания учебного модуля, которые отражаются в тематических планах и других учебно-методических материалах.
Компетентностная модель офицера запаса автомобильных войск содержит в своем составе два блока компетенций: специальные, связанные с исполнением офицерских обязанностей (БПКС), и инвариантные, функционально-ориентированные, связанные с эксплуатацией и ремонтом автомобильной техники (БПКИ) [5].
На основе результатов анкетного опроса руководителей автотранспортных предприятий, офицеров-автомобилистов воинских частей ЦВО МО РФ, преподавателей специальных дисциплин и дисциплин специализации факультета МиАТ Сам-ГТУ, студентов четвертого курса, окончивших обучение на военной кафедре, была составлена матрица учебных дисциплин(см. таблицу), в процессе изучения которых формируются те или иные (отмеченные штриховкой) БПК студентов -будущих офицеров запаса автомобильных войск.
Контроль качества обученности студентов проводится по результатам тестирования, зачетов и экзаменов, контроль сформированости базовых профессиональных компетенций - с использованием четырех уровневых тестов. За критерий оценки в этих тестах приняты: первых уровень - способность воспроизвести изученный материал, второй - способность воспроизвести алгоритм действия, третий - способность выполнить действие по алгоритму, четвертый - творческое применение умений и навыков, способность к оптимизации и модернизации алгоритма.
Для контроля усвоения теоретических вопросов на уровне знаний используются электронные тесты и тексты на бумажных носителях. Студенты, получившие за тест положительную оценку, допускаются к выполнению практических заданий. Наиболее объективную оценку уровня (степени) сформированности профессиональнозначимых компетенций можно получить в ходе проведения практических занятий по методической подготовке, когда студенты сами выступают в роли преподавателя. В ходе подготовки к проведению занятия обучаемые самостоятельно составляют план-конспект и готовят учебно-материальное обеспечение. При этом проявляется творческая инициатива, происходит углубленное изучение отдельных вопросов и устра-
няются пробелы в теоретических знаниях. В процессе проведения занятия совершенствуются командные и приобретаются педагогические навыки.
Матрица учебных дисциплин, в процессе изучения которых у студентов формируются БПК
Вид подготовки (учебные дисциплины) Учебный модуль Совокупность БПК
БПКС, связанные с исполнением обязанностей офицера БПКИ, связанные с эксплуатацией и ремонтом автомобильной техники
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Общественно- государственная ОГП 01
ОГП 02
ОГП 03
ОГП 04
Общевоенная ОВП 01
ОВП 02
ОВП 03
ОВП 04
Тактическая ТП 01
ТП 02
ТП 03
ТП 04
ТП 05
ТП 06
Тактико- специальная ТСП 01
ТСП 02
ТСП 03
Военно- техническая ВТП 01
ВТП 02
ВТП 03
ВТП 04
ВТП 05
В ходе проводившегося в 2009 - 2012 годах констатирующего и формирующего экспериментов с участием студентов второго - четвертого курсов военной кафедры Самарского государственного технического университета была проверена эффективность применения компетентностно-модульной системы подготовки офицеров запаса автомобильных войск. Проверка проводилась по двум параметрам:по качеству обученности студентов и по уровню сформированности у них базовых профессиональных компетенций. Статистическая обработка полученных экспериментальных данных показала, что качество обученности студентов экспериментальной группы повысилось в 1,25 раза, а уровень сформированности у них базовых профессиональных компетенций увеличился в 3,5 раза [6].
Таким образом, внедренная в учебный процесс компетентностно-модульная педагогическая технология формирования базовых профессиональных компетенций у офицера запаса автомобильных войск позволяет подготовить высококлассного специалиста, способного умело и качественно выполнять свои функциональные обязанности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ министра обороны и Министерства образования и науки РФ № 666/249. - Моск-ва,2009. - 171с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения//ИТ-образование в России// http://www.it-edu.ru/obrazovatelinie-standarti/fgos-3-go-pokolenija.
3. Программа подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при высших учебных заведениях. Министерство обороны РФ. - Москва: Главное автобронетанковое управление, 2003. - 122 с.
4. Олейникова О.Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования и обучения. Копенгагенский процесс // Центр изучения проблем профессионального образования. - Москва, 2003. - 70 с.
5. Антонов ГМ. Профессиональные компетенции офицеров запаса автомобильных войск: алгоритм обоснования, содержание, структура // Вестник Самарского государственного технического университета. - Вып. №1 (19). - Самара, 2013. - С.5-10. ISSN 2079-3308.
6. Антонов Г.М. Исследование эффективности системы компетентностной профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 15. №2 (4). - Самара, 2013. - С. 870 - 874. ISSN 1990-5378.
Поступила в редакцию 21.10.2013; в окончательном варианте 21.10.2013
UDC378.662
COMPETENCEMODULARSYSTEMOFFORMATION OFPROFESSIONAL COMPETENCES OF MOTOR FORCES RESERVE OFFICERS G.M.Antonov
SamaraStateTechnicalU niversity
244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
The article presents amodular technology of basic professional competencies formation of automobile units reserve officers. The principles ofmodular trainingprograms development and implementation are considered. A matrix of disciplines involving the formation of BOD of motor forces Reserve Officers is developed.
Keywords: reserve officers, road forces, professional competence, modular training, training disciplines matrix.
Original article submitted 21.10.2013, revision submitted 21.10.2013
Gennady M. Antonov, lecturer, Military department, postgraduate student of department of Psychology and Pedagogics.