УДК 378.17
Абакумова Ю.Г.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
В соответствии со стандартами третьего поколения, в высшей школе приоритетное место занимает компетентностный подход, который играет немаловажную роль в концептуальных изменениях, проводимых в сфере образования. Выпускник, освоивший основную образовательную программу, должен обладать рядом компетенций, соответствующих определенным видам деятельности. В их числе - здоровьесберегающая компетентность педагога, как интегративное профессионально-личностное качество, обеспечивающее охрану жизни и здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса.
Здоровьесберегающая компетентность будущего педагога включает в себя следующие структурные компоненты: мотивационно-ценностный (осознание здоровья как жизненной и профессиональной значимой ценности, побуждение к получению знаний, выработке полезных привычек, изучение собственного здоровья и контроль за его состоянием), когнитивный (овладение будущим педагогом системой знаний зарубежного и отечественного опыта о здоровьесбережении, профессиональном здоровье и здоровье в целом), деятельностный (проявление самостоятельности в процессе здоровьесбережения, развитие индивидуальных способов и стилей здоровьесбе-режения), коммуникативный (организация и поддержка здоровьесберегающего настроя, умение управлять своими эмоциями в процессе общения, умение получать и передавать учебную информацию о здоровье, передавать опыт ведения здорового образа жизни), эмоционально-волевой (получение удовлетворения от процесса здоровьесбережения, развитие эмоциональной сферы, формирование здоровьесберегающей деятельности обучающегося и формирование позитивного к ней отношения). Выделены их личностные и профессиональные составляющие.
Для оценивания уровня развития данных компонентов разработаны основные критерии и уровни сформированности, обеспечивающие возможность целенаправленных педагогических воздействий в процессе формирования данного интегративного качества в системе профессионального образования.
Ключевые слова: здоровье, педагог, здоровьесберегающая компетентность, здоровьесбе-режение.
Реализация современной образовательной парадигмы, предусматривающая внедрение компетентностного подхода, как основы для оценивания результативности образовательной деятельности, предъявляет новые требования к будущему специалисту.
Среди огромного спектра компетентностей, отдельно можно выделить здоровьесберегаю-щую компетентность педагога, как интегративное профессионально-личностное качество, обеспечивающее охрану жизни и здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса [5].
Анализ литературы позволил установить, что здоровьесберегающая компетентность рассматривается учеными с различных авторских позиций и имеет значительные отличия, так Г.Д. Слесаревой, Н.Г. Аникеевой, А.Г. Щедриной, П.К. Ивановой, Е.И. Финогенко и др. здоро-вьесберегающая компетентность рассматрива-
ется как личностно-ориентированное качество, направленное на оптимизацию непосредственно здоровья педагога, а учеными: Е.А. Юговой, Е.А. Шатровой, А.Г. Бусыгиным, И.Р. Рыбиной, И.В. Патрушевой и др. - как профессиональное качество педагога, направленное на сохранение и укреплении здоровья обучающихся [7], [12].
В ходе анализа и синтеза теоретических подходов различных ученых, в нашем исследовании было выделено пять структурных компонентов здоровьесберегающей компетентности, разработаны ее критерии и уровни сформиро-ванности:
- мотивационно-ценностный компонент -
включает осознание здоровья как жизненной и профессиональной значимой ценности, побуждение к получению знаний, выработке полезных привычек, изучение собственного здоровья и контроль за его состоянием, стремление к достижению высоких результатов в сфере здоро-вьесбережения [15], ценностное отношение к
собственному здоровью и здоровью окружающих, контроль за состоянием здоровья обучающихся, формирование и реализацию потребности обучающегося в развитии и сохранении здоровья. [6], [13].
Низкий уровень:
- осознание здоровья как жизненно- и профессионально-значимой ценности на низком уровне;
- в низкой степени развито внутреннее сознательное побуждение к получению знаний, выработке полезных привычек, изучению собственного здоровья и контроль за его состоянием;
- слабо выражено стремление достигнуть высоких результатов в сфере здоровьесбере-жения;
- ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих (обучающегося) не сформировано;
- формирование и реализация потребности обучающегося в развитии и сохранении здоровья не осуществляются;
- не проводится контроль за состоянием здоровья обучающегося.
Средний уровень:
- в средней степени сформировано осознание здоровья как жизненно- и профессионально-значимой ценности;
- внутреннее сознательное побуждение к получению знаний, выработке полезных привычек, изучению собственного здоровья и контроль за его состоянием носит непостоянный характер;
- стремление достигнуть высоких результатов в сфере здоровьесбережения выражено недостаточно;
- ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих (обучающегося) неярко выражено;
- формирование и реализация потребности обучающегося в развитии и сохранении здоровья требует доработки;
- контроль за состоянием здоровья обучающегося не систематизирован.
Высокий уровень:
- глубокое осознание здоровья как жизненно- и профессионально-значимой ценности;
- целенаправленное, осознанное побуждение к получению знаний, выработке полезных
привычек, изучению собственного здоровья и контроль за его состоянием;
- проявляет активную целеустремленность по достижению высоких результатов в сфере здоровьесбережения;
- ярко выражено ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих (обучающегося);
- формирование и реализация потребности обучающегося в развитии и сохранении здоровья осуществляется на высоком уровне;
- систематически проводится контроль за состоянием здоровья обучающегося.
- когнитивный компонент - предполагает овладение будущим педагогом системой знаний зарубежного и отечественного опыта о здоро-вьесбережении, профессиональном здоровье и здоровье в целом, расширение и дополнение этих знаний [4], [10].
Низкий уровень:
- знания о здоровьесбережении и здоровье в целом, о способах повышения уровня здоровья не систематизированы;
- слабо представлены знания зарубежного и отечественного опыта в области здоровьес-бережения;
- познавательная потребность в поиске, расширении, дополнении информативной базы о здоровье не выражена;
- обладает знаниями о профессиональном здоровье, его специфике на низком уровне;
- разработка и реализация программ здоро-вьесбережения и их мониторинг не проводятся;
- знания об индивидуальных и общих возрастных особенностях организма поверхностны.
Средний уровень:
- владение системой знаний о здоровьесбережении и здоровье в целом, о способах повышения уровня здоровья осуществляется не в полном объеме;
- знания зарубежного и отечественного опыта в области здоровьесбережения поверхностны;
- потребность в поиске, расширении, дополнении информативной базы о здоровье выражена недостаточно;
- обладает знаниями о профессиональном здоровье, его специфике на среднем уровне;
- разработка и реализация программ здоро-вьесбережения и их мониторинг проводятся не в полном объеме;
Абакумова Ю.Г._
- недостаточно хорошо осведомлен об индивидуальных и общих возрастных особенностях организма.
Высокий уровень:
- на высоком уровне владеет системой знаний о здоровьесбережении и здоровье в целом, о способах повышения уровня здоровья;
- располагает широким объемом знаний зарубежного и отечественного опыта в области здоровьесбережения;
- проявляет ярко выраженную активность в поиске, расширении, дополнении информативной базы о здоровье;
- обладает знаниями о профессиональном здоровье, его специфике на высоком уровне;
- разработаны и реализуются программы здоровьесбережения и их мониторинг;
- владеет в полном объеме знаниями об индивидуальных и общих возрастных особенностях организма.
- деятельностный компонент - характеризуется проявлением самостоятельности в процессе здоровьесбережения [14], развитием индивидуальных способов и стилей здоровьесбережения, развитием умений организовывать собственную деятельность и активность обучающегося [9], [10].
Низкий уровень:
- самостоятельность в процессе здоровьес-бережения проявляется редко;
- индивидуальные способы и стили здоро-вьесбережения не выражены;
- умения по сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих (обучающегося) не развиты;
- конструктивные умения, умения организовать собственную деятельность учителя и активность обучающегося (выбор оптимальных приемов, форм, материала) не выражены;
- индивидуальные способы и стили здоро-вьесбережения не выработаны.
Средний уровень:
- в стандартных ситуациях активное проявление самостоятельности в процессе здоро-вьесбережения;
- индивидуальные способы и стили здо-ровьесбережения требуют доработки и совершенствования;
- умения по сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих (обучающегося) развиты слабо;
_Критерии и уровни сформированности...
- необходимо совершенствование конструктивных умений, умений организовать собственную деятельность учителя и активность обучающегося (выбор оптимальных приемов, форм, материала);
- индивидуальные способы и стили здоро-вьесбережения требуют доработки.
Высокий уровень:
- высокая интенсивность проявления самостоятельной деятельности в процессе здоро-вьесбережения, сопровождающаяся постоянным самоконтролем;
- в высокой степени развиты индивидуальные способы и стили здоровьесбережения;
- умения по сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих (обучающегося) развиты на высоком уровне;
- в высоко степени развиты конструктивные умения, умения организовать собственную деятельность учителя и активность обучающегося (выбор оптимальных приемов, форм, материала);
- выработаны индивидуальные способы и стили здоровьесбережения.
- коммуникативный компонент - включает способность организовывать и поддерживать здоровьесберегающий настрой, умение управлять своими эмоциями в процессе общения [6], умение получать и передавать учебную информацию о здоровье, передавать опыт ведения здорового образа жизни [1].
Низкий уровень:
- способность организовывать и поддерживать здоровьесберегающий настрой носит ситуативный характер;
- не стремится управлять своими эмоциями в процессе общения с обучающимися;
- умение получать и передавать учебную информацию о здоровье развито слабо;
- привитие интереса обучающегося к различным формам здоровьесбережения не проявляется;
- не стремится к передаче опыта ведения ЗОЖ, к обеспечению обучающегося собственным опытом.
Средний уровень:
- способность организовывать и поддерживать здоровьесберегающий настрой носит непостоянный характер;
- стремится управлять своими эмоциями в процессе общения с обучающимися;
- необходимо совершенствовать и дорабатывать умения получения и передачи учебной информации о здоровье;
- привитие интереса обучающегося к различным формам здоровьесбережения носит непостоянный характер;
- передача опыта ведения ЗОЖ, обеспечение обучающегося собственным опытом требует систематизации и совершенствования.
Высокий уровень:
- ярко выражена способность организовывать и поддерживать здоровьесберегающий настрой;
- успешно управляет своими эмоциями в процессе общения с обучающимися;
- умение получать и передавать учебную информацию о здоровье хорошо выражено;
- грамотно осуществляется привитие интереса обучающегося к различным формам здо-ровьесбережения;
- активно осуществляется передача опыта ведения ЗОЖ, обеспечение обучающегося собственным опытом.
- эмоционально-волевой компонент -предполагает получение удовлетворения от процесса здоровьесбережения, развитие эмоциональной сферы, формирование здоровьес-берегающей деятельности обучающегося и формирование позитивного к ней отношения
[2], [3].
Низкий уровень:
- не стремится получить удовлетворение от процесса здоровьесбережения;
- настойчивость и упорство в достижении цели по сохранению и укреплению здоровья слабо выражены;
- эмоциональная сфера, как собственная, так и обучающегося, слабо развита;
- процесс формирования здоровьесбере-гающей деятельности обучающегося и формирование позитивного к ней отношения не выражены.
Средний уровень:
- получение удовлетворения от процесса здоровьесбережения носит непостоянный характер;
- настойчивость и упорство в достижении цели по сохранению и укреплению здоровья проявляются не в полном объеме;
- эмоциональная сфера, как собственная, так и обучающегося развиты не полностью;
- процесс формирования здоровьесбере-гающей деятельности обучающегося и формирование позитивного к ней отношения требуют доработки.
Высокий уровень:
- получение удовлетворения от процесса здоровьесбережения ярко выражено;
- стабильное проявление настойчивости и упорства в достижении цели по сохранению и укреплению здоровья;
- эмоциональная сфера, как собственная, так и обучающегося развиты в полном объеме;
- процесс формирования здоровьесберегаю-щей деятельности обучающегося и формирование позитивного к ней отношения осуществляются на высоком уровне.
Таким образом, выявленные базовые компоненты, критерии и уровни сформирован-ности здоровьесберегающей компетентности будущего педагога обеспечивают возможность целенаправленных педагогических воздействий в процессе формирования данного интегратив-ного качества в системе профессионального образования.
05.09.2016
Список литературы:
1. Абакумова Ю.Г. Здоровьесберегающая компетентность будущего педагога: структурные компоненты, содержание, уровни сформированности / Ю.Г. Абакумова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Киров). Ч. 2. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 90-93.
2. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
3. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе / Р.И. Айзман и др. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2014. - №1 (17). - С. 9-17.
4. Акимова, Л.А. Культура здорового и безопасного образа жизни учителя как основа формирования здоровья учащихся / Л.А. Акимова // Теория и практика общественного развития, 2014. - №4. - С. 116-119.
5. Акимова, Л.А. Проблема подготовки будущего педагога в аспектах здоровьесбережения: состояние, пути развития / Л.А. Акимова, Ю.Г. Абакумова // Гуманитарные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014. - №12. - С. 27-27.
6. Бусыгин, А.Г. Десмоэкологический подход к формированию здоровьесберегающих компетенций студентов-будущих учителей в учебном процессе ВУЗа / А.Г. Бусыгин, В.И. Пентюхин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. - №3 (3). - С. 584-589.
Абакумова Ю.Г.
Критерии и уровни сформированноети..
7. Бусыгин, А.Г. Методологические основания обучения студентов здоровьесбережению / А.Г. Бусыгин, А.Л. Бусыгина // Самарский научный вестник, 2013. - №4 (5). - С. 40-43.
8. Зеер, Э.Ф. Критерии и показатели оценки здоровьесберегающей компетентности студентов / Э.Ф. Зеер, Е.А. Югова // Педагогическое образование в России, 2014. - №10. - С. 78-82.
9. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Владос, 2000. - 192 с.
10. Лукашин, Ю.В. Здоровьесберегающая компетенция как составляющая профессиональной подготовки студентов педагогического вуза / Ю.В. Лукашин // Интеграция образования, 2009. - №4. - С. 102-106.
11. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2007. - 576 с.
12. Рыбина, И.Р. Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» / И.Р. Рыбина // Ученые записки Орловского государственного университета, 2015. - №3 (66). - С. 258-262.
13. Чуктурова, Н.И. Педагогические условия валеологического сопровождения образовательного процесса в начальной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.И. Чуктурова. - СПб, 2004.
14. Шатрова, Е.А. Теоретическая модель формирования здоровьесберегающей компетентности педагога / Е.А. Шатрова // Вестник ТГПУ, 2012. - №2(117). - С. 111-116.
15. Югова, Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического вуза / Е.А. Югова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2011. - №3 (1). - С. 213217.
Сведения об авторе: Абакумова Юлия Геннадьевна, аспирант кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета 460018, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19, e-mail: [email protected]