Научная статья на тему 'Педагогическая пропедевтика как инновационная образовательная система профилактики девиантного поведения учащейся молодежи'

Педагогическая пропедевтика как инновационная образовательная система профилактики девиантного поведения учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2137
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / PEDAGOGICAL TOOLS / DEVIANT BEHAVIOR / EDUCATIONAL SYSTEM / PEDAGOGICAL PROPAEDEUTICS / SOCIO-CULTURAL SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гатальский Владимир Дмитриевич

Раскрыты методологические основания педагогической пропедевтики девиантного поведения молодежи, охарактеризованы социально-культурные и образовательные технологии, реализующие эту систему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical propaedeutics as the innovative educational system of prevention of students' deviant behavior

Methodological basis of pedagogical propaedeutics of deviant behavior among young people are revealed, socio-cultural and educational technologies, implementing this system, are described

Текст научной работы на тему «Педагогическая пропедевтика как инновационная образовательная система профилактики девиантного поведения учащейся молодежи»

В. Д. Гатальский

(Санкт-Петербург)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Раскрыты методологические основания педагогической пропедевтики девиантного поведения молодежи, охарактеризованы социально-культурные и образовательные технологии, реализующие эту систему.

В современных условиях особую актуальность получила проблема разработки теоретико-методологических основ и совершенствования педагогического инструментария профилактики и коррекции отклоняющегося поведения учащейся молодежи. Это обусловлено стремительным ростом ненормативной активности и зависимых форм поведения молодежи. Особую тревогу вызывает рост зависимых форм и способов самовыражения и образа жизни и поведения молодежи, разрушительно воздействующих на здоровье и психику молодого человека. К очевидным химическим зависимостям (алкоголизм, наркомания] сегодня прибавился постоянно увеличивающийся список социокультурных девиаций и зависимостей: игромания, Интернет-зависимость и другие.

Девиантное поведение - разновидность ненормативного поведения, характеризуемого отклоняющимися от общепринятых или подразумеваемых норм действиями, вызывающими ответные реакции со стороны группы, организации или общества в виде неодобрения и социальных санкций. В широком смысле девиант - любой человек, демонстрирующий ненормативную активность. Разновидностью девиантной активности является асоциальное поведение, для которого характерно частое попадание его носителя в зону конфликтов с окружающими. Действия, которые совершает индивид, либо для него самого неожиданны, либо эти действия рассматриваются индивидом как норма (при нарушении функции социализации в семье]. К такому поведению следует отнести и потребление психоактивных веществ (алкоголя, табака, разного вида наркотиков и т.п.], а также

действия, сопровождающие либо тесно связанные с таким потреблением [4, 5, 7].

Общественная значимость проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения определяется теми долгосрочными социальными и личностными последствиями подобного образа жизни, который выводит из общества наиболее дееспособную часть населения, препятствует процессу интеграции молодого человека в общество, неизбежно сопровождается биологической, генетической и социальной деградацией личности. Предпринимаемые государством меры и профилактические программы не обеспечивают снижения социальных патологий. Более того, сохранение негативных тенденций в социальной, экономической и духовной сферах общества позволяет делать неблагоприятные прогнозы относительно дальнейшего роста социальных и личностных девиаций. По мнению представителей государственных органов, курирующих соответствующую проблемную область, масштаб такого рода явлений и тенденции их развития угрожают национальной безопасности страны.

Особенно неблагоприятная ситуация складывается в системе среднего профессионального образования: исследования фиксируют среди учащихся профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений максимально высокую «группа риска» (около 20% от общего числа учащихся, в то время как в школе среди старшеклассников «группа риска» - 6°%.]. При этом задача разработки эффективных педагогических методов профилактики и коррекции девиантного поведения остается одной из самых сложных как в методологическом, так и в технологическом

плане. Базовыми социально-культурными и психологическими предпосылками и факторами девиантного поведения учащейся молодежи, находящимися в зоне педагогической компетенции, являются:

а] изменения в системе ценностей и образе жизни, вызванные общекультурными тенденциями: перенос в обществе ценностей по оси «индивидуализм-коллективизм» в сторону большего индивидуализма; социальнокультурная аномия, формирующая опыт переживания вседозволенности, «избыточности» возможностей удовлетворения потребностей в ситуации отсутствия всяческих помех и препятствий; утрата ответственности как определяющей нравственной детерминанты, готовности и способности к самостоятельному и морально вменяемому поведению;

б] специфическая группа психологических качеств личности, препятствующих позитивной социализации;

в] психологическая неготовность своевременно разрешать актуальные проблемы, возникающие в значимом социальном окружении и внутреннем мире личности;

г] негативное влияние социальной среды, ближайшего социального окружения;

д] обостренные проблемы личностной идентичности - антикультурные формы молодежной активности выступают в качестве компенсаторного и адаптивно-психологического механизма, в рамках которого социально неконкурентоспособная молодежь дистанцируется от общества, вырабатывая нетрадиционные для социума ценности и формы самореализации, принимая деструктивные модели и формы поведения.

Понятие «пропедевтика» (греч. propaideuo

- предварительно учу, предваряю] в науке используется в двух смыслах: а] как сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины; б] как система мер, предупреждающих возникновение чего-либо. В педагогическом аспекте используется преимущественно второе значение понятия.

Актуальность проблемы разработки методологии и технологической базы педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи определяется нескольки-

ми факторами: ростом количества и расширением спектра деструктивных и зависимых форм девиантного поведения, омоложением и феминизацией социальной базы девиации; утратой мировоззренческой целостности педагогики и сужением спектра эффективных практик воздействия на сознание и поведение личности; слабой включенностью результатов современного гуманитарного знания в современный методологический и технологический арсенал педагогики; неразработанностью методологических и технологических основ профилактики девиации в рамках педагогического знания; отсутствием в современном педагогическом знании эффективных социально-культурных технологий профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, адаптированных к специфике образовательных учреждений и соответствующих масштабу и глубине проблемы.

Целостная система педагогической пропедевтики способна интегрировать знания, полученные в рамках различных наук гуманитарного профиля (и прежде всего в педагогике, психологии, социологии, культуролог], востребовать актуальные социально-культурные технологии, разработанные в других областях и сферах социальной практики, комплексно решать проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения. В методологии педагогической пропедевтики проблему ненормативного и зависимого поведения следует рассматривать комплексно - как в социально-культурном, так и в личностном плане. Общим для этих двух уровней является феномен культурно-образовательной среды, выступающей для учащегося, с одной стороны, важнейшей сферой социализации и самореализации личности, с другой стороны, пространством экспансии ненормативного поведения (девиантное поведение можно рассматривать как результат «социальной инфекции», распространение которой происходит внутри социальных групп]. В рамках методологии педагогической пропедевтики необходимо: переосмыслить результаты педагогических исследований, выполненных в иной социокультурной ситуации; скорректировать сформулированные на их основе рекомендации, идеологическая ангажированность которых снижает эффективность и возможности их использования в современной педагогической практике, погруженной в принципиально новый социокультурный

контекст; адаптировать к специфике деятельности образовательного учреждения наработанный в иных областях практики социально-культурный инструментарий воздействия на сознание и поведение личности [4].

Теоретико-методологическую основу педагогической пропедевтики составляют: концепция средовой обусловленности сознания и поведения личности (Л. С. Выготский]; фундаментальные положения психологической теории деятельности; принципы дифференциальной психодиагностики и психологической коррекции как информационно-аналитической основы педагогического процесса; концепции ненормативного поведения как формы психологической защиты личности. В основу профилактической и коррекционной деятельности должны быть положены: личностно-центрированная психология, опирающаяся на процесс переживания; антропосо-циоцентрический подход, исповедующий системное видение личности учащегося с учетом его социального положения, психологических особенностей, характера личностных проблем и отрицательного опыта социализации. В процессе адаптации социальных технологий к специфике и задачам педагогической пропедевтики следует использовать универсальный алгоритм социально-культурного проектирования, фиксирующий основные этапы и технологии создания программ профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся.

Педагогическая пропедевтика в образовательном учреждении предстает как интеграционная концепция профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся молодежи, которая рассматривает личность с зависимым поведением как носителя целостного жизненного мира, в структуру которого встроен определенный симптом «критических ситуаций». Она исповедует сопереживающую (деятельно-участную] позицию педагога, его деятельную включенность в судьбу учащегося, выстраивает диалог на основе понимания и сопереживания проблемам и ожиданиям субъекта и постоянной рефлексии совместного опыта взаимодействия. Ключевыми социально-педагогическими паттернами («мишенями» воздействия], выступающими в качестве объекта профилактической и коррекционной деятельности, являются: проблемные области культурно-образовательной среды жизнедеятельности учащего-

ся, провоцирующие девиантное поведение; система ценностей и психологических черт личности, детерминирующая различные формы зависимого поведения; критические проблемные ситуации, выражающиеся в невозможности осуществить основные жизненные программы и ведущие к утрате смысла жизни

[3].

В качестве приоритетов педагогической пропедевтики следует рассматривать: сокращение «зоны риска» зависимого поведения учащейся молодежи путем оптимизации культурно-образовательной среды; корректировку ценностно-нормативной модели личности путем формирования социальной направленности и конструктивных социальных коммуникаций, духовно-нравственного развития учащихся; компенсацию и коррекцию психологических качеств, способствующих формированию ненормативной и девиантной активности.

Для выработки эффективных мер воздействия на учащуюся молодежь необходимо: комплексное изучение сущности, специфики и областей проявления девиантного поведения современной молодежи; исследование особенностей подростковой девиации, обусловленных воспитанием в семье, личностными характеристиками, социально-психологическими условиями социализации в неформальной группе; разработка методологических основ профилактической деятельности; адаптация сложившихся в других областях практики эффективных социальных технологий влияния на сознание и поведение личности. В технологическом плане пропедевтика представляет целостную социальнопсихологическую практику, культурно-деятельностную и духовную активность педагога, направленную на оптимизацию культурно-образовательной среды, понимание и продуктивное решение проблем учащихся, провоцирующих девиантное поведение, минимизацию неблагоприятных внешних воздействий и деструктивных факторов внешней среды.

Исходя их ключевых факторов девиации приоритетными направлениями системы педагогической профилактики ненормативного поведения в образовательном учреждении являются: 1] минимизация социально-психологических факторов формирования зависимого поведения путем оптимизации культурно-образовательной среды, которая для

учащегося является основной сферой жизнедеятельности (корректировка социальнопсихологического климата в малых группах, формирование дружеских отношений, оказывающих благотворное влияние и способствующих развитию личности и т.д.); 2) компенсация психологических особенностей учащихся, определяющих предрасположенность к девиантному поведению; 3) повышение общей психологической устойчивости к внешним воздействиям и защита от влияния внешних провоцирующих факторов, оснащение личности способами и приемами сохранения социально-нормативных параметров стиля жизни и техникой «духовной безопасности» в условиях провоцирующей среды и в ситуации воздействия неблагоприятных факторов социальной и психологической природы; 4) информирование учащихся о деструктивных воздействиях на личность всех форм зависимости и их возможных последствиях, формирование критического мышления по отношению к деструктивным, но престижным атрибутам современной жизни; 5) развитие умений и навыков здорового, продуктивного образа жизни; выработка у учащихся собственного отношения к феномену любого зависимого поведения как воплощению зла и личностной деградации; 6) оснащение психологическими приемами и технологиями, помогающими справляться с возможными неудачами, отказами и разочарованиями, в том числе и вариантами аргументированного отказа от алкоголя и наркотиков; 7) развитие интеллектуальных потенциалов личности (ее рефлексивного компонента, духовно-нравственного и эмоционально-образного развития) и помощь в обретении эффективных способов разрешения актуальных личностных проблем; 8) повышение коммуникативной культуры личности, освоение навыков оптимального общения со сверстниками и способов противостояния дурному влиянию с их стороны; 9) выстраивание позитивных программ будущего, включающих продолжение образования, создание семьи, ответственное отношение к себе и другим.

Технологическим ресурсом развития системы педагогической пропедевтики является активное заимствование и адаптация трех групп технологий:

- психотерапевтических практик (эмпатия, кларификация, майевтика, интерпретация), единой методологической базой кото-

рых выступает «участная» позиция педагога, его сопереживание, а педагогический процесс становится «синергийной» реальностью, сопряженной активностью двух субъектов: педагога и учащегося [4];

- средств и методов оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, наработанных в рамках теории и методики социально-культурной деятельности;

- образовательных воздействий на сознание и поведение, отработанных в сфере профессионального обучения, в частности технологии формирования нормативного отношения личности к различного рода объектам и явлениям - такие как категоризация, рефе-рентация, символизация, проблематизация.

Смысл технологии социальной категоризации состоит в формировании нормативных параметров обучающего воздействия. Собственно практический аспект данной технологии представляет собой систему согласованных педагогических приемов, направленных на формирование социальной группы с заданными параметрами ценностей, норм поведения, стиля жизни в целом. В основе технологии социальной категоризации лежит универсальный социально-психологический механизм упорядочения личностью своего социального окружения за счет отождествления себя с определенной (и, как правило, субъективно значимой] группой. Психологическим результатом данного механизма является социальная (ролевая, статусная] идентичность личности. Социальный итог - образование устойчивых социальных категорий, т.е. групп лиц, объединенных общностью социально и культурно легитимных признаков. Вовлечение в нормативную группу нужного количества субъектов предполагает наделение этой группы такими характеристиками, которые субъективно значимы для тех личностей, которым предлагается «войти» в ее состав.

Педагогические технологии проблемати-зации - это совокупность приемов формирования и стимулирования нормативного поведения путем целенаправленного усиления значимости в обучении личностных проблем аудитории и позиционирования желаемого стиля жизни (или его элементов] в качестве средства их решения. Приемы проблематиза-ции: презентация привлекательных и труднодостижимых стандартов стиля жизни как

рядовых, очевидных (через референтные образы «героев», тексты рекламных посланий]

- отождествление с идеальным образом формирует комплекс неполноценности и стремление от него избавиться; прямое указание на проблемы субъекта с последующим представлением рецепта решения личностных проблем - в данном случае демонстрируется факт поведения, минимизирующего проблемную ситуацию или снимающего психологическое напряжение «героя»; показ состояния социально-психологического дискомфорта «героя», вызванного определенной проблемой (беспокойство, разочарование, печаль, страх, одиночество] с последующей демонстрацией «спасительного средства»; демонстрация негативных последствий в случае неприятия нормативных параметров поведения (например, в документальном фильме «В подвалах Дыбенко» о страшных судьбах наркоманов мы видим трагическую ситуацию, в которой оказались герои, - в данном случае «спасением» является сознательный выбор учащимися иного пути, здорового образа жизни].

Символизация как технология предполагает стимулирование в обучении нормативного поведения аудитории путем целенаправленного ассоциирования стиля жизни (или его элементов] с определенной культурной символикой. Приемы символизации: использование в процессе продвижения желаемого стиля жизни резонансных символов (графических, цветовых, вербальных и звуковых], т.е. древних, архетипических, не всегда осознаваемых (в таком случае человеческое сознание откликается помимо воли и желания субъекта]; обеспечение ассоциативной связи нормативных параметров личности с базовыми ценностями; негативное позиционирование ненормативного поведения отрицательной группой символов.

Педагогическая технология референтации предполагает формирование нормативных параметров отношения аудитории к различным явлениям и атрибутам жизнедеятельности (ценностям, стилю жизни, способам проведения досуга и т.д.] путем позиционирования аналогичного отношения к ним со стороны субъективно значимых личностей или социальных групп. Социально-психологическая основа технологии референтации - универсальный механизм идентификации, который обеспечивает трансляцию и социально-куль-

турную преемственность: личность и деятельность определенного рода людей становится образцом для подражания и тем самым приобретает особую культурную функцию, становясь семиотическим и смысловым центром социума. Данная технология является одной из наиболее эффективных с позиции воздействия на сознание и поведение учащейся молодежи. В психо-культурном плане референтация выступает в качестве важнейшего условия самореализации личности, которая стремится отыскать во внешних или внутренних условиях тождественные ей, но «инобытийные» феномены - позитивные и негативные референты, которые в сензитив-ные моменты выступают в качестве дополнительных элементов ее развития [2]. При этом другой человек становится значимым (т.е. референтным] для личности в том случае, если он: представляет проекцию ее собственной сущности, т.е. значимые для нее идеальные и осуществившиеся в биографии другого человека качества; являет собой персонифицированный способ решения актуальных жизненных проблем.

Данная инновационная образовательная система была опробована в ходе педагогического эксперимента, который осуществлялся на базе ГОУ среднего профессионального образования «Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга». Результаты эксперимента позволили сформулировать организационно-педагогические условия, способные минимизировать факторы девиантного поведения и обеспечить позитивное становление личности учащихся колледжа: повышение референтного статуса стиля жизни молодых людей; формирование в образовательном учреждении общественного мнения, выражающего нетерпимость к любым элементов нездорового образа жизни; развитие культуры духовной безопасности, способности противостоять жизненным соблазнам, сохранять духовность в деструктивной информационной среде; обеспечение максимального включения учащейся молодежи в творческую деятельность в процессе обучения, в работу самодеятельных объединений и клубов по интересам, участие в коллективных формах деятельности образовательного учреждения; педагогически грамотная и психологически оснащенная работа по диагностике различных форм зависимого поведения; создание условий для развития и ком-

пенсации психологических качеств учащихся, определяющих предрасположенность к девиантному поведению, целенаправленная работа с учащимися по гармонизации индивидуальных и социально-значимых мотивов деятельности - за счет минимизации вектора индивидуальности (доминирование которого связано с определенными гедонистическими формами зависимого поведения] и наращивания психологического и коммуникативного опыта «социальной ответственности». Усиление социальной направленности личности учащихся можно рассматривать в качестве аксиологического ресурса профилактики девиации: включение человека в социальное проектирование и активизация конструктивных социальных коммуникаций существенно расширяют личностные потенциалы, сокращая «зону риска» для появления девиантного поведения.

Будущее педагогической пропедевтики как концептуальной основы профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся молодежи определяют инновационная методология, предусматривающая целостное системное использование социально-психологических и педагогических средств и технологий, направленных на своевременное выявление комплекса личностных черт, предрасполагающих учащихся к проявлению девиаций в поведении, учет психологических особенностей при разработке и реализации комплексных программ профилактики и коррекции ненормативной активности, позволяющих оптимизировать совокупные условия, способствующие проявлению конструктивных способов самореализации и переводу учащихся с отклоняющимся поведением на оптимальные траектории личностного развития.

Литература

1. Арнаутов В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. - 1998. - №2.

2. Брылева Л. Г. Психолого-педагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе : дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1989.

3. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. -1995. - Том 16. - №3. - С. 90-101.

4. ГилинскийЯ. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. - 1999. - №4.

5. Гилинский Я, Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Санкт-Петерб. социол. ин-т РАН. - СПб.: Мед. пресса, 2001. - 197 с.

6. Марков А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций : моногр. - СПб. : СПбГУП, 2005. - 398 с.

7. Осипова О. С. Девиантное поведение: благо или зло // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2000. - №4.

8. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной педагогики // Вопросы психологии. - 1984. - №4.

9. Субетто А. И. Системологические основы образовательных систем. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 641 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.