В. Д. Гатальский
(Санкт-Петербург)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Раскрыты методологические основания педагогической пропедевтики девиантного поведения молодежи, охарактеризованы социально-культурные и образовательные технологии, реализующие эту систему.
В современных условиях особую актуальность получила проблема разработки теоретико-методологических основ и совершенствования педагогического инструментария профилактики и коррекции отклоняющегося поведения учащейся молодежи. Это обусловлено стремительным ростом ненормативной активности и зависимых форм поведения молодежи. Особую тревогу вызывает рост зависимых форм и способов самовыражения и образа жизни и поведения молодежи, разрушительно воздействующих на здоровье и психику молодого человека. К очевидным химическим зависимостям (алкоголизм, наркомания] сегодня прибавился постоянно увеличивающийся список социокультурных девиаций и зависимостей: игромания, Интернет-зависимость и другие.
Девиантное поведение - разновидность ненормативного поведения, характеризуемого отклоняющимися от общепринятых или подразумеваемых норм действиями, вызывающими ответные реакции со стороны группы, организации или общества в виде неодобрения и социальных санкций. В широком смысле девиант - любой человек, демонстрирующий ненормативную активность. Разновидностью девиантной активности является асоциальное поведение, для которого характерно частое попадание его носителя в зону конфликтов с окружающими. Действия, которые совершает индивид, либо для него самого неожиданны, либо эти действия рассматриваются индивидом как норма (при нарушении функции социализации в семье]. К такому поведению следует отнести и потребление психоактивных веществ (алкоголя, табака, разного вида наркотиков и т.п.], а также
действия, сопровождающие либо тесно связанные с таким потреблением [4, 5, 7].
Общественная значимость проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения определяется теми долгосрочными социальными и личностными последствиями подобного образа жизни, который выводит из общества наиболее дееспособную часть населения, препятствует процессу интеграции молодого человека в общество, неизбежно сопровождается биологической, генетической и социальной деградацией личности. Предпринимаемые государством меры и профилактические программы не обеспечивают снижения социальных патологий. Более того, сохранение негативных тенденций в социальной, экономической и духовной сферах общества позволяет делать неблагоприятные прогнозы относительно дальнейшего роста социальных и личностных девиаций. По мнению представителей государственных органов, курирующих соответствующую проблемную область, масштаб такого рода явлений и тенденции их развития угрожают национальной безопасности страны.
Особенно неблагоприятная ситуация складывается в системе среднего профессионального образования: исследования фиксируют среди учащихся профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений максимально высокую «группа риска» (около 20% от общего числа учащихся, в то время как в школе среди старшеклассников «группа риска» - 6°%.]. При этом задача разработки эффективных педагогических методов профилактики и коррекции девиантного поведения остается одной из самых сложных как в методологическом, так и в технологическом
плане. Базовыми социально-культурными и психологическими предпосылками и факторами девиантного поведения учащейся молодежи, находящимися в зоне педагогической компетенции, являются:
а] изменения в системе ценностей и образе жизни, вызванные общекультурными тенденциями: перенос в обществе ценностей по оси «индивидуализм-коллективизм» в сторону большего индивидуализма; социальнокультурная аномия, формирующая опыт переживания вседозволенности, «избыточности» возможностей удовлетворения потребностей в ситуации отсутствия всяческих помех и препятствий; утрата ответственности как определяющей нравственной детерминанты, готовности и способности к самостоятельному и морально вменяемому поведению;
б] специфическая группа психологических качеств личности, препятствующих позитивной социализации;
в] психологическая неготовность своевременно разрешать актуальные проблемы, возникающие в значимом социальном окружении и внутреннем мире личности;
г] негативное влияние социальной среды, ближайшего социального окружения;
д] обостренные проблемы личностной идентичности - антикультурные формы молодежной активности выступают в качестве компенсаторного и адаптивно-психологического механизма, в рамках которого социально неконкурентоспособная молодежь дистанцируется от общества, вырабатывая нетрадиционные для социума ценности и формы самореализации, принимая деструктивные модели и формы поведения.
Понятие «пропедевтика» (греч. propaideuo
- предварительно учу, предваряю] в науке используется в двух смыслах: а] как сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины; б] как система мер, предупреждающих возникновение чего-либо. В педагогическом аспекте используется преимущественно второе значение понятия.
Актуальность проблемы разработки методологии и технологической базы педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи определяется нескольки-
ми факторами: ростом количества и расширением спектра деструктивных и зависимых форм девиантного поведения, омоложением и феминизацией социальной базы девиации; утратой мировоззренческой целостности педагогики и сужением спектра эффективных практик воздействия на сознание и поведение личности; слабой включенностью результатов современного гуманитарного знания в современный методологический и технологический арсенал педагогики; неразработанностью методологических и технологических основ профилактики девиации в рамках педагогического знания; отсутствием в современном педагогическом знании эффективных социально-культурных технологий профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, адаптированных к специфике образовательных учреждений и соответствующих масштабу и глубине проблемы.
Целостная система педагогической пропедевтики способна интегрировать знания, полученные в рамках различных наук гуманитарного профиля (и прежде всего в педагогике, психологии, социологии, культуролог], востребовать актуальные социально-культурные технологии, разработанные в других областях и сферах социальной практики, комплексно решать проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения. В методологии педагогической пропедевтики проблему ненормативного и зависимого поведения следует рассматривать комплексно - как в социально-культурном, так и в личностном плане. Общим для этих двух уровней является феномен культурно-образовательной среды, выступающей для учащегося, с одной стороны, важнейшей сферой социализации и самореализации личности, с другой стороны, пространством экспансии ненормативного поведения (девиантное поведение можно рассматривать как результат «социальной инфекции», распространение которой происходит внутри социальных групп]. В рамках методологии педагогической пропедевтики необходимо: переосмыслить результаты педагогических исследований, выполненных в иной социокультурной ситуации; скорректировать сформулированные на их основе рекомендации, идеологическая ангажированность которых снижает эффективность и возможности их использования в современной педагогической практике, погруженной в принципиально новый социокультурный
контекст; адаптировать к специфике деятельности образовательного учреждения наработанный в иных областях практики социально-культурный инструментарий воздействия на сознание и поведение личности [4].
Теоретико-методологическую основу педагогической пропедевтики составляют: концепция средовой обусловленности сознания и поведения личности (Л. С. Выготский]; фундаментальные положения психологической теории деятельности; принципы дифференциальной психодиагностики и психологической коррекции как информационно-аналитической основы педагогического процесса; концепции ненормативного поведения как формы психологической защиты личности. В основу профилактической и коррекционной деятельности должны быть положены: личностно-центрированная психология, опирающаяся на процесс переживания; антропосо-циоцентрический подход, исповедующий системное видение личности учащегося с учетом его социального положения, психологических особенностей, характера личностных проблем и отрицательного опыта социализации. В процессе адаптации социальных технологий к специфике и задачам педагогической пропедевтики следует использовать универсальный алгоритм социально-культурного проектирования, фиксирующий основные этапы и технологии создания программ профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся.
Педагогическая пропедевтика в образовательном учреждении предстает как интеграционная концепция профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся молодежи, которая рассматривает личность с зависимым поведением как носителя целостного жизненного мира, в структуру которого встроен определенный симптом «критических ситуаций». Она исповедует сопереживающую (деятельно-участную] позицию педагога, его деятельную включенность в судьбу учащегося, выстраивает диалог на основе понимания и сопереживания проблемам и ожиданиям субъекта и постоянной рефлексии совместного опыта взаимодействия. Ключевыми социально-педагогическими паттернами («мишенями» воздействия], выступающими в качестве объекта профилактической и коррекционной деятельности, являются: проблемные области культурно-образовательной среды жизнедеятельности учащего-
ся, провоцирующие девиантное поведение; система ценностей и психологических черт личности, детерминирующая различные формы зависимого поведения; критические проблемные ситуации, выражающиеся в невозможности осуществить основные жизненные программы и ведущие к утрате смысла жизни
[3].
В качестве приоритетов педагогической пропедевтики следует рассматривать: сокращение «зоны риска» зависимого поведения учащейся молодежи путем оптимизации культурно-образовательной среды; корректировку ценностно-нормативной модели личности путем формирования социальной направленности и конструктивных социальных коммуникаций, духовно-нравственного развития учащихся; компенсацию и коррекцию психологических качеств, способствующих формированию ненормативной и девиантной активности.
Для выработки эффективных мер воздействия на учащуюся молодежь необходимо: комплексное изучение сущности, специфики и областей проявления девиантного поведения современной молодежи; исследование особенностей подростковой девиации, обусловленных воспитанием в семье, личностными характеристиками, социально-психологическими условиями социализации в неформальной группе; разработка методологических основ профилактической деятельности; адаптация сложившихся в других областях практики эффективных социальных технологий влияния на сознание и поведение личности. В технологическом плане пропедевтика представляет целостную социальнопсихологическую практику, культурно-деятельностную и духовную активность педагога, направленную на оптимизацию культурно-образовательной среды, понимание и продуктивное решение проблем учащихся, провоцирующих девиантное поведение, минимизацию неблагоприятных внешних воздействий и деструктивных факторов внешней среды.
Исходя их ключевых факторов девиации приоритетными направлениями системы педагогической профилактики ненормативного поведения в образовательном учреждении являются: 1] минимизация социально-психологических факторов формирования зависимого поведения путем оптимизации культурно-образовательной среды, которая для
учащегося является основной сферой жизнедеятельности (корректировка социальнопсихологического климата в малых группах, формирование дружеских отношений, оказывающих благотворное влияние и способствующих развитию личности и т.д.); 2) компенсация психологических особенностей учащихся, определяющих предрасположенность к девиантному поведению; 3) повышение общей психологической устойчивости к внешним воздействиям и защита от влияния внешних провоцирующих факторов, оснащение личности способами и приемами сохранения социально-нормативных параметров стиля жизни и техникой «духовной безопасности» в условиях провоцирующей среды и в ситуации воздействия неблагоприятных факторов социальной и психологической природы; 4) информирование учащихся о деструктивных воздействиях на личность всех форм зависимости и их возможных последствиях, формирование критического мышления по отношению к деструктивным, но престижным атрибутам современной жизни; 5) развитие умений и навыков здорового, продуктивного образа жизни; выработка у учащихся собственного отношения к феномену любого зависимого поведения как воплощению зла и личностной деградации; 6) оснащение психологическими приемами и технологиями, помогающими справляться с возможными неудачами, отказами и разочарованиями, в том числе и вариантами аргументированного отказа от алкоголя и наркотиков; 7) развитие интеллектуальных потенциалов личности (ее рефлексивного компонента, духовно-нравственного и эмоционально-образного развития) и помощь в обретении эффективных способов разрешения актуальных личностных проблем; 8) повышение коммуникативной культуры личности, освоение навыков оптимального общения со сверстниками и способов противостояния дурному влиянию с их стороны; 9) выстраивание позитивных программ будущего, включающих продолжение образования, создание семьи, ответственное отношение к себе и другим.
Технологическим ресурсом развития системы педагогической пропедевтики является активное заимствование и адаптация трех групп технологий:
- психотерапевтических практик (эмпатия, кларификация, майевтика, интерпретация), единой методологической базой кото-
рых выступает «участная» позиция педагога, его сопереживание, а педагогический процесс становится «синергийной» реальностью, сопряженной активностью двух субъектов: педагога и учащегося [4];
- средств и методов оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, наработанных в рамках теории и методики социально-культурной деятельности;
- образовательных воздействий на сознание и поведение, отработанных в сфере профессионального обучения, в частности технологии формирования нормативного отношения личности к различного рода объектам и явлениям - такие как категоризация, рефе-рентация, символизация, проблематизация.
Смысл технологии социальной категоризации состоит в формировании нормативных параметров обучающего воздействия. Собственно практический аспект данной технологии представляет собой систему согласованных педагогических приемов, направленных на формирование социальной группы с заданными параметрами ценностей, норм поведения, стиля жизни в целом. В основе технологии социальной категоризации лежит универсальный социально-психологический механизм упорядочения личностью своего социального окружения за счет отождествления себя с определенной (и, как правило, субъективно значимой] группой. Психологическим результатом данного механизма является социальная (ролевая, статусная] идентичность личности. Социальный итог - образование устойчивых социальных категорий, т.е. групп лиц, объединенных общностью социально и культурно легитимных признаков. Вовлечение в нормативную группу нужного количества субъектов предполагает наделение этой группы такими характеристиками, которые субъективно значимы для тех личностей, которым предлагается «войти» в ее состав.
Педагогические технологии проблемати-зации - это совокупность приемов формирования и стимулирования нормативного поведения путем целенаправленного усиления значимости в обучении личностных проблем аудитории и позиционирования желаемого стиля жизни (или его элементов] в качестве средства их решения. Приемы проблематиза-ции: презентация привлекательных и труднодостижимых стандартов стиля жизни как
рядовых, очевидных (через референтные образы «героев», тексты рекламных посланий]
- отождествление с идеальным образом формирует комплекс неполноценности и стремление от него избавиться; прямое указание на проблемы субъекта с последующим представлением рецепта решения личностных проблем - в данном случае демонстрируется факт поведения, минимизирующего проблемную ситуацию или снимающего психологическое напряжение «героя»; показ состояния социально-психологического дискомфорта «героя», вызванного определенной проблемой (беспокойство, разочарование, печаль, страх, одиночество] с последующей демонстрацией «спасительного средства»; демонстрация негативных последствий в случае неприятия нормативных параметров поведения (например, в документальном фильме «В подвалах Дыбенко» о страшных судьбах наркоманов мы видим трагическую ситуацию, в которой оказались герои, - в данном случае «спасением» является сознательный выбор учащимися иного пути, здорового образа жизни].
Символизация как технология предполагает стимулирование в обучении нормативного поведения аудитории путем целенаправленного ассоциирования стиля жизни (или его элементов] с определенной культурной символикой. Приемы символизации: использование в процессе продвижения желаемого стиля жизни резонансных символов (графических, цветовых, вербальных и звуковых], т.е. древних, архетипических, не всегда осознаваемых (в таком случае человеческое сознание откликается помимо воли и желания субъекта]; обеспечение ассоциативной связи нормативных параметров личности с базовыми ценностями; негативное позиционирование ненормативного поведения отрицательной группой символов.
Педагогическая технология референтации предполагает формирование нормативных параметров отношения аудитории к различным явлениям и атрибутам жизнедеятельности (ценностям, стилю жизни, способам проведения досуга и т.д.] путем позиционирования аналогичного отношения к ним со стороны субъективно значимых личностей или социальных групп. Социально-психологическая основа технологии референтации - универсальный механизм идентификации, который обеспечивает трансляцию и социально-куль-
турную преемственность: личность и деятельность определенного рода людей становится образцом для подражания и тем самым приобретает особую культурную функцию, становясь семиотическим и смысловым центром социума. Данная технология является одной из наиболее эффективных с позиции воздействия на сознание и поведение учащейся молодежи. В психо-культурном плане референтация выступает в качестве важнейшего условия самореализации личности, которая стремится отыскать во внешних или внутренних условиях тождественные ей, но «инобытийные» феномены - позитивные и негативные референты, которые в сензитив-ные моменты выступают в качестве дополнительных элементов ее развития [2]. При этом другой человек становится значимым (т.е. референтным] для личности в том случае, если он: представляет проекцию ее собственной сущности, т.е. значимые для нее идеальные и осуществившиеся в биографии другого человека качества; являет собой персонифицированный способ решения актуальных жизненных проблем.
Данная инновационная образовательная система была опробована в ходе педагогического эксперимента, который осуществлялся на базе ГОУ среднего профессионального образования «Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга». Результаты эксперимента позволили сформулировать организационно-педагогические условия, способные минимизировать факторы девиантного поведения и обеспечить позитивное становление личности учащихся колледжа: повышение референтного статуса стиля жизни молодых людей; формирование в образовательном учреждении общественного мнения, выражающего нетерпимость к любым элементов нездорового образа жизни; развитие культуры духовной безопасности, способности противостоять жизненным соблазнам, сохранять духовность в деструктивной информационной среде; обеспечение максимального включения учащейся молодежи в творческую деятельность в процессе обучения, в работу самодеятельных объединений и клубов по интересам, участие в коллективных формах деятельности образовательного учреждения; педагогически грамотная и психологически оснащенная работа по диагностике различных форм зависимого поведения; создание условий для развития и ком-
пенсации психологических качеств учащихся, определяющих предрасположенность к девиантному поведению, целенаправленная работа с учащимися по гармонизации индивидуальных и социально-значимых мотивов деятельности - за счет минимизации вектора индивидуальности (доминирование которого связано с определенными гедонистическими формами зависимого поведения] и наращивания психологического и коммуникативного опыта «социальной ответственности». Усиление социальной направленности личности учащихся можно рассматривать в качестве аксиологического ресурса профилактики девиации: включение человека в социальное проектирование и активизация конструктивных социальных коммуникаций существенно расширяют личностные потенциалы, сокращая «зону риска» для появления девиантного поведения.
Будущее педагогической пропедевтики как концептуальной основы профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся молодежи определяют инновационная методология, предусматривающая целостное системное использование социально-психологических и педагогических средств и технологий, направленных на своевременное выявление комплекса личностных черт, предрасполагающих учащихся к проявлению девиаций в поведении, учет психологических особенностей при разработке и реализации комплексных программ профилактики и коррекции ненормативной активности, позволяющих оптимизировать совокупные условия, способствующие проявлению конструктивных способов самореализации и переводу учащихся с отклоняющимся поведением на оптимальные траектории личностного развития.
Литература
1. Арнаутов В. В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. - 1998. - №2.
2. Брылева Л. Г. Психолого-педагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе : дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1989.
3. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. -1995. - Том 16. - №3. - С. 90-101.
4. ГилинскийЯ. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. - 1999. - №4.
5. Гилинский Я, Гурвич И., Русакова М. и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Санкт-Петерб. социол. ин-т РАН. - СПб.: Мед. пресса, 2001. - 197 с.
6. Марков А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций : моногр. - СПб. : СПбГУП, 2005. - 398 с.
7. Осипова О. С. Девиантное поведение: благо или зло // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2000. - №4.
8. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной педагогики // Вопросы психологии. - 1984. - №4.
9. Субетто А. И. Системологические основы образовательных систем. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 641 с.