Научная статья на тему 'Организация педагогической практики по иностранному языку как фактор развития профессиональной компетенции студентов педвуза'

Организация педагогической практики по иностранному языку как фактор развития профессиональной компетенции студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ФАКТОР / FACTOR / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ЛИНГВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / LINGUISTIC EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подгорская Ольга Николаевна

Описаны организация и основные характеристики педагогической практики в вузовской системе подготовки учителя иностранного языка, её этапы, ориентированные на комплекс умений, способствующих формированию профессиональной компетенции будущего педагога. Выделены критерии оценки результатов педагогической практики по иностранному языку как фактора развития профессиональной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подгорская Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the organization of teaching practice in the higher school system of foreign language teacher training. There are described the basic characteristics of teaching practice and its stages oriented at the complex of skills that favour the formation of future teacher’s professional competence. There are marked out the assessment criteria for teaching practice in a foreign language as the factor of student’s professional competence development.

Текст научной работы на тему «Организация педагогической практики по иностранному языку как фактор развития профессиональной компетенции студентов педвуза»

известия вгпу. педагогические науки

список литературы

1. Гоглова О.О., Ерофеев С.В., Гоглова Ю.О. Биомедицинская этика: учеб. пособие для мед. вузов: для бакалавров и специалистов. СПб.: Питер, 2013.

2. Коровина KA. Модель формирования профессиональной направленности студента-медика // Вестник ОГУ. 2012. № 1 (137). С. 17-22.

3. Косарев И.И., Бухарина Т.Л. Путь в медицину. Челябинск, 1983.

4. Косарев И.И., Лисицын Ю.П. Формирование врача: учеб.-метод. пособие для студ. / под ред. И. A. Сыченикова. М.: [б. и.], 1975.

5. Космачевский В.В., Котляревский М.Л., Ге-ворков A.A. Очерки врачебной деонтологии. Ташкент: Медицина, 1972.

6. Лисицын Ю.П., Косарев И.И. О подвижничестве медиков. М.: Знание, 1980.

7. Петленко В.П., Шамов KA. Мудрость взаимности. Л.: Лениздат, 1989.

8. Уильямс Джон Р. Руководство по медицинской этике: учеб. пособие / под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, ЛА. Михайлова; пер. с англ. Т.В. Булы-гиной, Л.Л. Васильевой. М.: ГЭОТДР-Медиа, 2006.

9. Хрусталев Ю.М. Общий курс философии: учебник для студ. мед. и фармацевт. вузов: в 2 т. М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ, 2003.

10. Шамов KA. Биомедицинская этика: учебник. М.: Медицина, 2006.

11. Этико-психологические проблемы медицины / под ред. Г.И. Царегородцева. М.: Медицина, 1978.

* * *

1. Goglova O.O., Erofeev S.V., Goglova Ju.O. Biomedicinskaja jetika: ucheb. posobie dlja med. vuzov: dlja bakalavrov i specialistov. SPb: Piter, 2013.

2. Korovina I.A. Model' formirovanija professional'noj napravlennosti studenta medika // Vestnik OGU. 2012. № 1 (137). S. 17-22.

3. Kosarev I.I., Buharina T.L. Put' v medicinu. Chelyabinsk, 1983.

4. Kosarev I.I., Lisicyn Ju.P. Formirovanie vra-cha: ucheb.-metod. posobie dlja stud. / pod red. I. A. Sychenikova. M.: [b. i.], 1975.

5. Kosmachevskij V.V., Kotljarevskij M.L., Gevorkov A.A. Ocherki vrachebnoj deontologii. Tashkent: Medicina, 1972.

6. Lisicyn Ju.P., Kosarev I.I. O podvizhnich-estve medikov. M.: Znanie, 1980.

7. Petlenko V.P., Shamov I.A. Mudrost' vzaim-nosti. L.: Lenizdat, 1989.

8. Uil'jams Dzhon R. Rukovodstvo po medicin-skoj jetike: ucheb. posobie / pod red. Ju.M. Lopuhina, B.G. Judina, L.A. Mihajlova; per. s angl. T.V. Bulygi-noj, L.L. Vasil'evoj. M.: GJeOTAR-Media, 2006.

9. Hrustalev Ju.M. Obshhij kurs filosofii: ucheb-nik dlja stud. med. i farmacevt. vuzov: v 2 t. M.: GOU VUNMC M3 RF, 2003.

10. Shamov I.A. Biomedicinskaja jetika: ucheb-nik. M.: Medicina, 2006.

11. Jetiko-psihologicheskie problemy mediciny / pod red. G.I. Caregorodceva. M.: Medicina, 1978.

Retrospective analysis of requirements for a modern doctor

Based on the historical documents there are represented the results of the retrospective analysis of the requirements for a modern doctor, considered the main qualities of a personality that influence the professional development of a future doctor. There is emphasized the importance of such qualities for modern students at the stage of higher school education.

Key words: moral and ethic requirements, values, principles and standards of the medical profession, medical duty, personally significant qualities of a doctor.

(Статья поступила в редакцию 15.04.2015)

о.Н. подгорская

(Волгоград)

организация педагогической практики по иностранному языку как фактор развития профессиональной компетенции студентов педвуза

Описаны организация и основные характеристики педагогической практики в вузовской системе подготовки учителя иностранного языка, её этапы, ориентированные на комплекс умений, способствующих формированию профессиональной компетенции будущего педагога. Выделены критерии оценки результатов педагогической практики по иностранному языку как фактора развития профессиональной компетенции студентов.

Ключевые слова: педагогическая практика, фактор, профессиональная компетенция, лингвообразовательный процесс

Современная ситуация в российском высшем педагогическом образовании характеризуется кардинальными изменениями приоритетных направлений в области образовательной политики. В сфере педагогического обра-

© Подгорская О.Н., 2015

педагогика профессионального образования

зования в настоящее время протекают сложные и противоречивые процессы, и образовательная сфера вынуждена реагировать на вызовы нового времени, испытывающего потребность в профессионале, способном использовать собственную стратегию и тактику выхода из проблемных ситуаций, принимать самостоятельные решения, воспринимать и внедрять в практику инновации, обладать творческим потенциалом.

В Минобрнауки признают, что в педагогические вузы поступают слабо подготовленные абитуриенты, а учителями становятся не самые лучшие выпускники. На сегодняшний день в России нет ни одного вуза, готовящего учителей, у которых был бы весь комплекс компетенций, предусмотренных новым стандартом. Для того чтобы изменить ситуацию и дать возможность вузам готовить таких педагогов, в ведомстве подготовили проект концепции поддержки развития педагогического образования. Эксперты полагают, что этот документ должен дать старт реформам всей системы педагогического образования в россии. разработчики выделяют ряд проблем, которые должна решить данная концепция. Среди них - проблема слабой подготовки студентов педвузов из-за устаревших методов и технологий, слишком короткий период практики и отсутствие стажировок. Переломить сложившуюся ситуацию авторы концепции надеются за счет изменения программ повышения качества подготовки студентов, где основной акцент в подготовке будущих учителей делается на организацию и проведение педагогической практики.

Происходящие в настоящие время в системе российского высшего образования реформы влекут за собой значительные изменения и в подготовке учителя иностранного языка. Лингвообразовательный процесс в педвузе призван обеспечить подготовку высококвалифицированного специалиста, владеющего ключевыми компетенциями для выполнения предстоящей педагогической деятельности. В основе этого процесса лежит формирование профессиональной компетенции будущих учителей. При этом профессиональная компетенция понимается нами как способность будущего учителя эффективно осуществлять преподавательскую деятельность. Показателем сформированности профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка является профессиональное мастерство, которое представляет собой совокупность профессиональных знаний и умений применять эти знания на практике, переносить

приобретаемые знания и умения в новые условия обучения, а также положительное отношение к своей профессиональной деятельности [2, с. 141].

Формирование профессиональной компетенции студентов реализуется в процессе прохождения педагогической практики в образовательных учреждениях. В этой связи особенно остро встаёт вопрос о роли и месте педагогической практики по иностранному языку как фактора развития профессиональной компетенции студента педвуза. В системе подготовки будущего учителя иностранного языка педагогическая практика является системообразующей составляющей их профессионального становления, связующим звеном, которое позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт [1, с. 51]. В процессе педагогической практики происходит формирование структуры профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка на основе интегрирования профессиональных умений и навыков. Исходя из вышеизложенного, педагогическую практику мы рассматриваем как поэтапную систему организации взаимодействия преподавателя и студента в реальных образовательных условиях, направленную на постепенное усложнение многоуровневой подготовки студента и способствующую формированию профессиональной компетенции будущего учителя с целью совершенствования профессионального мастерства в дальнейшем образовании [5, с. 153].

Цели педагогической практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по уровням подготовки в рамках высшего профессионального образования. Основываясь на понимании практики как деятельного освоения и преобразования действительности, мы рассматриваем педагогическую практику по иностранному языку как фактор развития профессиональной компетенции студентов педвуза. Практика должна быть организована таким образом, чтобы студентам предоставлялась возможность реального педагогического общения с учащимися и освоения школьной действительности с позиций будущего учителя иностранного языка. Следовательно, основными целями педагогической практики по иностранному языку выступают профессиональная адаптация студентов к реальным школьным условиям, применение на практике теоретических знаний и практических умений и навыков, приобретенных при изучении специальных предметов, овладение основными педагогическими и методическими технологиями в работе со школь-

- известия вгпу. пе,

никами разных возрастных групп и способностью к интеграции с педагогическим опытом. С учетом обозначенных целей педагогической практики актуальными задачами являются: 1) формирование готовности студентов решать профессиональные задачи лингвообра-зовательного процесса; 2) внедрение инновационных методических и педагогических технологий в образовательный процесс; 3) изучение методик преподавания и педагогического опыта учителей-практиков; 4) развитие устойчивого интереса и положительного отношения к профессии учителя иностранного языка; 5) формирование готовности к индивидуальной работе корректирующего и развивающего характера с учащимися в рамках обучения иностранному языку; 6) развитие интереса к исследованию лингводидактических проблем; 7) развитие творческого потенциала; 8) формирование рефлексивной культуры в условиях естественного педагогического процесса.

Наряду с решением этих задач во время педагогической практики студенты осваивают умения анализировать обучающую деятельность учителя и учебную деятельность учащегося на основе полученных в вузе теоретических знаний и практических умений; выбирать методически целесообразные формы, приемы и способы обучения иностранному языку для достижения поставленных целей; проектировать и использовать активные и интерактивные методы обучения иностранному языку, трансформировать учебный материал с учетом развивающих, воспитательных и образовательных целей урока и внеклассных мероприятий по иностранному языку; анализировать и своевременно корректировать свою деятельность; популяризировать профессию учителя иностранного языка в рамках профориен-тационной работы; осуществлять мониторинг лингвообразовательного процесса в образовательном учреждении.

Педагогическая практика по иностранному языку как фактор развития профессиональной компетенции студента педвуза выполняет следующие функции: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую и диагностическую. Ниже будет рассмотрена каждая из них.

Адаптационная функция заключается в том, что в процессе знакомства с разными видами образовательных учреждений и организацией работы в них студент-практикант вовлекается в систему педагогического общения с учащимися, постепенно устанавливая с ними контакт, начинает ориентироваться в системе внутришкольных отношений и связей.

гогические науки -

Обучающая функция предполагает воплощение полученных в процессе теоретической подготовки знаний в практической деятельности студента-практиканта. Таким образом происходит процесс формирования основных педагогических и лингвометодических умений и навыков, развития педагогического сознания, которое из плоскости идеальных представлений о школьном образовании переходит в систему реальных установок и взглядов будущего учителя иностранного языка.

Не менее важной является воспитывающая функция. Мы полагаем, что данная функция до сих пор в значительной мере недооценивается организаторами практики, т.к. воспитательные возможности последней чрезвычайно велики и могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на личность будущего учителя иностранного языка. Для повышения мотивации и формирования положительного отношения к будущей профессии учителя иностранного языка студент-практикант должен учиться у учителя-профессионала, осваивая его опыт и мастерство, индивидуальный стиль обучения школьников иностранному языку. Кроме того, воспитывающая функция способствует развитию самостоятельности, автономности и креативности будущего учителя иностранного языка.

В теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями находится развивающая функция. В ходе педагогической практики формируются и развиваются педагогические способности студента-практиканта, его лингвометодические и компенсаторные компетенции. Педагогически целесообразная организация практики позитивно сказывается на развитии психических процессов памяти, внимания, мышления. В ходе педагогической практики у студентов совершенствуются такие качества мышления, как гибкость и логичность, концентрация и распределение внимания, увеличивается объём зрительной, слуховой, комбинированной памяти.

Диагностическая функция педагогической практики является также одной из важнейших. В реальной педагогической деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего учителя иностранного языка. В процессе педагогической практики выявляются сильные и слабые стороны будущего педагога, вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности, развивается педагогическая рефлексия, формируется готовность студентов к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять основные функции учителя.

педагогика профессионального образования

Педагогическая практика по иностранному языку как фактор развития профессиональной компетенции студентов педвуза базируется на следующих принципах: 1) учет основных функций, которые учитель иностранного языка осуществляет в лингвообразователь-ном и воспитательном процессе современной школы. Они довольно многообразны: учитель-предметник, классный руководитель, организатор внеклассной работы по иностранному языку; 2) выделение ведущих качеств личности, практических умений и навыков, связанных с основными профессиональными функциями учителя иностранного языка; 3) многоуровневый характер построения педагогической практики, при котором основные функции практической деятельности студентов (адаптационная, обучающая, развивающая, воспитывающая, диагностическая) на каждом этапе представлены в различном объёме и соотношении [6, с. 207].

Педагогическая практика по иностранному языку, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса в педвузе, имеет свои особенности. Прежде всего, следует отметить, что процесс педагогической практики в образовательных учреждениях вызывает определенные трудности у студентов педвузов. В качестве основных причин выделяют следующие: а) недостаток теоретических знаний студентов об изменениях, происходящих в системе общего образования, являющийся следствием несвоевременного пересмотра содержания психолого-педагогических и методических дисциплин; б) высокий уровень корреляции между методами и приемами, использовавшимися при обучении студента, и методами и приемами, применяемыми им впоследствии в собственной педагогической деятельности; в) низкий уровень развития у студентов навыков самопознания и самообразования; г) снижение статуса педагогической профессии [4, с. 489].

Указанные выше проблемы могут быть значительно нивелированы совместной работой преподавателей языковых дисциплин, дисциплин психолого-педагогического и методического циклов, направленной на пересмотр содержания, отбор и организацию изучаемого материала, методов и приемов реализации лингвообразовательного процесса, а также осуществление мониторинга результатов обучения и прохождения педагогической практики.

Следовательно, организация педагогической практики по иностранному языку в школе носит комплексный характер. Её суть за-

ключается в том, что такая практика планируется в тесном содружестве педагогов, психологов, методистов с единым пониманием сущности компетентностного подхода как современной методологии иноязычного образования, организуемого в вузе и школе. Она призвана обеспечить формирование профессионально-педагогических умений и навыков студентов в проведении учебно-воспитательной и внеклассной работы со школьниками.

Следующая особенность педагогической практики заключается в непрерывном и последовательном овладении студентами профессиональными умениями и навыками на основе требований компетентностного подхода к уровню подготовки будущего учителя иностранного языка.

Содержание педагогической практики определяется государственной программой и типовой инструкцией по её организации и проведению и включает следующие аспекты: 1) знакомство со школой, учащимися класса; 2) учебная работа по иностранному языку; 3) внеклассная работа по иностранному языку; 4) воспитательная работа в роли классного руководителя [3, с. 41]. Сроки и виды педагогической практики студентов по иностранному языку определены учебными планами факультетов, а порядок ее проведения - соответствующей инструкцией педвуза.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет нам в структуре педагогической практики по иностранному языку выделить следующие этапы: подготовительный (ознакомительная практика), основной (учебная практика) и завершающий (ста-жерская практика). Основными целями подготовительного этапа являются формирование готовности студентов к комплексному использованию знаний и умений по циклу языковых, психолого-педагогических дисциплин при решении разнообразных лингвометодиче-ских и педагогических задач практики по иностранному языку; повышение уровня адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения.

Задачами педагогической практики на данном этапе являются: знакомство с системой учебно-воспитательной работы в школе; расширение представлений студентов о сущности деятельности учителя иностранного языка; формирование профессиональных мотивов; формирование отдельных профессионально значимых умений, необходимых для решения конкретных педагогических и методических задач. На этом этапе студенты овла-

известия вгпу. педагогические науки

девают следующими умениями: анализировать действия учителя на занятии, делать «фотографии» уроков, разрабатывать и проводить фрагменты уроков, внеклассные мероприятия по иностранному языку.

Педагогическая практика на основном этапе отличается более высоким уровнем целостности, т.к. приобретает характер производственной практики. Студентам-практикантам предоставляется большая самостоятельность в планировании и проведении учебно-воспитательного процесса по иностранному языку в школе. Целями второго этапа являются: овладение студентами опытом учителя-предметника в процессе самостоятельной педагогической деятельности; формирование у студентов исследовательских умений. В задачи педагогической практики этого этапа входит: формирование умений анализировать профессиональную деятельность учителя на уроке иностранного языка; формирование ведущих профессионально значимых умений учителя иностранного языка; обучение студентов самостоятельному моделированию учебного процесса с учетом личностного, процессуально-психологического и педагогического аспектов. На втором этапе педагогической практики по иностранному языку студенты овладевают умениями анализировать урок, осуществлять тематическое и поурочное планирование, проводить уроки, использовать презентации Microsoft Power Point и другие современные технологии в обучении иностранным языкам.

Основная цель завершающего этапа педагогической практики по иностранному языку - выявление степени сформированности профессиональной компетенции и степени готовности будущего учителя к самостоятельной педагогической деятельности. Задачи этого этапа педагогической практики частично совпадают с задачами предшествующего этапа, однако носят углубленный характер и заключаются в том, чтобы научить студентов соотносить цели обучения иностранному языку с возможностями учащихся, учитывать их возрастные интересы при планировании уроков, организовывать целостный учебно-воспитательный процесс и осуществлять его мониторинг, моделировать процесс овладения учащимися иностранным языком как творческий, развивать креативные способности учащихся. На этом этапе формируются умения прогнозировать возможные трудности усвоения школьниками учебного материала; планировать познавательную деятельность учащихся и способы её организации; планировать содержание и формы организации внеклассной работы по иностранному языку.

В качестве основных критериев оценки результатов педагогической практики по иностранному языку как фактора развития профессиональной компетенции студентов педвуза выделяются следующие: а) степень сфор-мированности у студентов профессиональной компетенции, готовности к предстоящей профессиональной деятельности; б) уровень профессиональной направленности личности будущего учителя иностранного языка (интерес и мотивация к педагогической профессии, способность к саморазвитию, самообразованию, готовность к профессиональному росту, развитие профессионально значимых качеств, таких как самостоятельность, инициативность, ответственность и креативность и ряд других).

таким образом, педагогическая практика по иностранному языку как фактор развития профессиональной компетенции студентов педвуза помогает студентам-практикантам сочетать ознакомительную и диагностическую деятельность, способствует адаптации к школе, более глубокому пониманию сущности и специфики профессии учителя иностранного языка, формированию его коммуникативной компетенции, развитию организаторских умений, выработке тактики и стратегии педагогического общения, овладению различными технологиями обучения и воспитания в сотрудничестве, формированию культурно-эстетической компетенции будущего педагога.

список литературы

1. Вильданова А.Р. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущих педагогов // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (31 октября 2012 г.). Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. Ч. I. С. 51-55.

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003.

3. Кильдишова Н.А., Харитонова И.В. Организация педагогической практики студентов университета // Интеграция образования. 1998. № 3-4. С. 38-43.

4. Ломакина Г.Р. Формирование профессиональной компетенции студентов языковых факультетов во время прохождения педагогической практики // Молодой ученый 2013. № 3. С. 487-489.

5. Толетова М.К. Педагогические практики в системе педагогической подготовки студентов к обучению химии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 68. С. 153-161.

6. Подгорская О.Н. Педагогическая практика как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного

-педагогика професси

языка // Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.А. Миловановой. Т. 1. Актуальные проблемы лингводидактики. Волгоград: Парадигма, 2009. С. 205-209.

* * *

1. Vil'danova A.R. Rol' pedagogicheskoj praktiki v professional'nom stanovlenii budushhih pedagogov // Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki: aktual'nye voprosy: materialy Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. (31 oktjabrja 2012 g.). Novosibirsk: Izd-vo «Sibirskaja associacija konsul'tantov», 2012. Ch. I. S. 51-55.

2. Gal'skova N.D. Sovremennaja metodika obuchenija inostrannym jazykam: posobie dlja uchitelja. 2-e izd., pererab. i dop. M.: ARKTI, 2003.

3. Kil'dishova N.A., Haritonova I.V. Organizacija pedagogicheskoj praktiki studentov universiteta // Inte-gracija obrazovanija. 1998. № 3-4. S. 38-43.

4. Lomakina G.R. Formirovanie professional'noj kompetencii studentov jazykovyh fakul'tetov vo vrem-ja prohozhdenija pedagogicheskoj praktiki // Molodoj uchenyj. 2013. № 3. S. 487-489.

5. Toletova M.K. Pedagogicheskie praktiki v sisteme pedagogicheskoj podgotovki studentov k obu-cheniju himii // Izvestija RGPU im. A.I. Gercena. 2008. № 68. S. 153-161.

6. Podgorskaja O.N. Pedagogicheskaja praktika kak sredstvo formirovanija professional'noj kom-petencii budushhego uchitelja inostrannogo jazyka // Aktual'nye problemy lingvodidaktiki i lingvistiki: su-shhnost', koncepcii, perspektivy: materialy II Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. / pod red. L.A. Milovanovoj. T. 1. Aktual'nye problemy lingvodidaktiki. Volgograd: Paradigma, 2009. S. 205-209.

Organization of foreign language teaching practice as the factor of development of pedagogical higher school student's professional competence

There is considered the organization of teaching practice in the higher school system of foreign language teacher training. There are described the basic characteristics of teaching practice and its stages oriented at the complex of skills that favour the formation of future teacher's professional competence. There are marked out the assessment criteria for teaching practice in a foreign language as the factor of student's professional competence development.

Key words: teaching experience, factor, professional competence, linguistic educational process.

(Статья поступила в редакцию 3.04.2015)

1ального образования -

Н.Ю. фоминых

(Севастополь)

сущность иноязычной профессиональной подготовки Будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники как педагогического процесса

Раскрываются сущностные характеристики иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники (унифицированность, открытость, профессиональная комп-лементарность, непрерывность и многоступенчатость), ее протекание в компьютерно ориентированной среде.

Ключевые слова: иноязычная профессиональная подготовка, компьютерно ориентированная среда (КОС), изучение иностранного языка в неязыковом вузе.

Система высшего образования на современном этапе претерпевает кардинальные изменения, обусловленные глобальными переменами во всех сферах жизни Российской Федерации: социально-экономической, общекультурной, политической. В этом контексте четко определена необходимость разработки и обновления фундаментальных аспектов теории и методики профессионального образования, что подтверждается нормативно-законодательной базой: Законом РФ «Об образовании», приказом Министерства образования и науки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры» (№ 1367 от 19.12.2013 г.), новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Так, в законе «Об образовании» отмечается, что основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего иностранным языком, профессионально мобильного, готового к непрерывному профессиональному росту.

© Фоминых Н.Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.