Научная статья на тему 'Педагогическая позиция родителя ребенка раннего возраста: ее содержание, динамика развития'

Педагогическая позиция родителя ребенка раннего возраста: ее содержание, динамика развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
757
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новикова Ольга Валерьевна, Романенко Валентина Алексеевна

Рассматриваются психологические проблемы социальной ситуации развития ребенка раннего возраста в контексте содержания детско-родительских отношений. Изменившаяся социальная ситуация развития современного ребенка является темой многих исследований сегодня. Сегодня мы видим детей, приходящих в группу детского сада (2-4 года), не имеющих навыков самообслуживания, коммуникации со сверстниками и взрослыми, навыков игровой деятельности. Одним словом, детей, которым не хватает личной (бытовой) и социальной компетентности. Причин может быть много, но одной из них мы видим неэффективность, несформированность актуальной для конкретного возрастного периода ребенка родительской позиции. При смене одного возрастного периода другим ребенок не просто растет, он меняет свое отношение к среде и свои отношения со средой, у него появляются новые задачи [2], [7], [3]. Соответственно, среда тоже должна вовремя измениться, чтобы создавать оптимальные условия для развития ребенка. Этой средой в раннем возрасте является взаимодействие со значимым взрослым, родителем. Слободчиков В.И. и Исаев Е.И. эту систему отношений обозначают термином «со-бытийная общность». Со-бытие это со-организованная, совместно распределенная деятельность взрослого и ребенка, актуальная в данный жизненный момент, создающая условия для дальнейшего движения вперед [5]. Если говорить о событийной общности родителя и ребенка раннего возраста, то со-бытие ребенка и взрослого в раннем возрасте это их совместная, со-организованная жизнедеятельность, опосредованная предметными действиями (действиями по логике предмета). Предметная деятельность в раннем возрасте закладывает основу для собственно игровой деятельности, которая будет актуальна в дошкольном детстве, определяет ее богатство, эмоциональную окраску, насыщенность, многообразие, сложность. Главная задача взрослого в раннем возрасте разделить эту радость познания с ребенком, поощрять его первые собственные достижения и помогать в неудачах, поддержать его внезапную активность, непоседливость и создать зону безопасности, чтобы ничто не мешало познавать и осваивать окружающую предметную действительность. Через предметную деятельность познается все: и свойства предметов, и взаимоотношения с близкими взрослыми, между взрослыми, а также возникает ощущение себя, переживание удачи («Я хороший я справился»), и, наоборот («Я плохой я не смог это сделать»). Новообразование данного возрастного периода «гордость за достижения» [4], [1]. Успешно разделяя деятельность со взрослым, со временем ребенок начинает стремиться к самостоятельному выполнению действий. Если взрослый «чувствует», предугадывает во времени эти изменения, происходящие в их психологическом пространстве (со-бытийной общности) с ребенком, он позволяет ребенку социализироваться, почувствовать себя 791 полноценным участником социума. А что же это за взрослый, который готов и умеет вовремя преобразовывать со-бытийную общность? Мы полагаем, что это взрослый, имеющий сформированную родительскую позицию, которую он актуализирует в конкретный возрастной период ребенка. Родительская позиция это сторона личностной позиции, это осознанная стратегия поведения, которая имеет свои цели и задачи, реализующие воспитание ребенка как деятельность. И эта деятельность непрерывна. Она позволяет удерживать сознание родителя непрерывно в событийной общности с ребенком. Слободчиков определяет четыре педагогических позиции Взрослого (родителя или другого близкого ребенку взрослого): Мудрец, Родитель, Умелец и Учитель. Эти педагогические позиции необходимы во всей своей полноте, но в определенные возрастные периоды развития ребенка на первый план выходят наиболее актуальные, наиболее значимые, из них. Так, в раннем возрасте, мы предполагаем, наиболее важна педагогическая позиция «Умелец». Более того, преобладание других позиций в раннем возрасте может свидетельствовать о неадекватности родительской позиции. В нашем исследовании мы полагаем, что педагогическая позиция родителя, ее особенности, проявляющиеся во взаимодействии с ребенком раннего возраста, определяет характеристики событийной общности как условия развития ребенка. Одна из задач состояла в том, чтобы разработать диагностический инструмент для измерения уровня сформированности педагогической позиции «Умелец» у родителя ребенка раннего возраста. Авторский опросник состоит из 28 утверждений; испытуемых просили отметить положительно те утверждения, с которыми они полностью согласны, и отрицательно, с которыми они не согласны. Все утверждения описывают возрастосообразные модели взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста. Например, такие утверждения, как: «Если ребенок пытается помогать в деле не по его возрасту, стараюсь переключать его внимание на что-нибудь другое»; «Когда я занимаюсь уборкой, ребенок занят игрушками или смотрит мультфильмы»; «Дома мы много вырезаем, лепим, раскрашиваем» и т.д. В опроснике присутствуют прямые и обратные утверждения. Выборка состояла из 54 родителей детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста (от 1,7 года до 3,8 лет). Все родители, участвующие в опросе матери. Среднегрупповое значение сформированности родительской позиции «Умелец» в выборке составило 11,63 баллов при максимуме 28 баллов. При группировке испытуемых по возрастам, у нас получилось три подгруппы: от 1 до 2 лет 9,6 баллов; от 2 до 3 лет 11,41 баллов; от 3 до 4 лет 11,65 баллов. Таким образом, мы наблюдаем в целом по выборке, преобладание низких и средних значений сформированности у родителей позиции «Умельца». Наблюдается тенденция небольшого увеличения значений «Умельца» по мере взросления ребенка. Чем старше ребенок, тем выше «Умелец». Высокие значения встречаются в группе испытуемых старше 3 лет. Различия между подгруппами статистически не значимы. Это может свидетельствовать о том, что чем старше ребенок, тем вероятней, что родитель будет рассматривать его в качестве партнера по совместной, предметной деятельности. Более младших детей родители склонны рассматривать как незрелых, маленьких, неспособных к взрослым делам. Но так как раз ранний возраст от 1 до 3х является как раз периодом активной предметной деятельности ребенка и формирования основ его личностной и социальной компетентности, то мы можем говорить о проявлении феномена запаздывания родителей в преобразовании их взаимодействия с ребенком. Налицо предполагаемый нами феномен запаздывания родителей в преобразовании событийной общности с ребенком, родительская слепота к изменившимся возможностям, потребностям и задачам развития ребенка. 792 Безусловно, необходима дальнейшая разработка данной проблемы, исследование структуры личности родителя, его ценностей, определяющих его педагогическую позицию и пути и возможности ее преобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Новикова Ольга Валерьевна, Романенко Валентина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая позиция родителя ребенка раннего возраста: ее содержание, динамика развития»

Педагогическая позиция родителя ребенка раннего возраста: ее содержание, динамика

развития

Новикова Ольга Валерьевна, Романенко Валентина Алексеевна

Частный детский сад, Козельск, Калужская область

Ключевые слова:

Родительская позиция, событийная общность, ранний возраст, адаптация.

Аннотация. Рассматриваются психологические проблемы социальной ситуации развития ребенка раннего возраста в контексте содержания детско-родительских отношений.

Изменившаяся социальная ситуация развития современного ребенка является темой многих исследований сегодня. Сегодня мы видим детей, приходящих в группу детского сада (2-4 года), не имеющих навыков самообслуживания, коммуникации со сверстниками и взрослыми, навыков игровой деятельности. Одним словом, детей, которым не хватает личной (бытовой) и социальной компетентности.

Причин может быть много, но одной из них мы видим неэффективность, несформированность актуальной для конкретного возрастного периода ребенка родительской позиции.

При смене одного возрастного периода другим ребенок не просто растет, он меняет свое отношение к среде и свои отношения со средой, у него появляются новые задачи [2], [7], [3]. Соответственно, среда тоже должна вовремя измениться, чтобы создавать оптимальные условия для развития ребенка. Этой средой в раннем возрасте является взаимодействие со значимым взрослым, родителем.

Слободчиков В.И. и Исаев Е.И. эту систему отношений обозначают термином «со-бытийная общность». Со-бытие - это со-организованная, совместно распределенная деятельность взрослого и ребенка, актуальная в данный жизненный момент, создающая условия для дальнейшего движения вперед [5].

Если говорить о событийной общности родителя и ребенка раннего возраста, то со-бытие ребенка и взрослого в раннем возрасте - это их совместная, со-организованная жизнедеятельность, опосредованная предметными действиями (действиями по логике предмета). Предметная деятельность в раннем возрасте закладывает основу для собственно игровой деятельности, которая будет актуальна в дошкольном детстве, определяет ее богатство, эмоциональную окраску, насыщенность, многообразие, сложность.

Главная задача взрослого в раннем возрасте - разделить эту радость познания с ребенком, поощрять его первые собственные достижения и помогать в неудачах, поддержать его внезапную активность, непоседливость и создать зону безопасности, чтобы ничто не мешало познавать и осваивать окружающую предметную действительность. Через предметную деятельность познается все: и свойства предметов, и взаимоотношения с близкими взрослыми, между взрослыми, а также возникает ощущение себя, переживание удачи («Я хороший - я справился»), и, наоборот («Я плохой - я не смог это сделать»). Новообразование данного возрастного периода - «гордость за достижения» [4], [1].

Успешно разделяя деятельность со взрослым, со временем ребенок начинает стремиться к самостоятельному выполнению действий. Если взрослый «чувствует», предугадывает во времени эти изменения, происходящие в их психологическом пространстве (со-бытийной общности) с ребенком, он позволяет ребенку социализироваться, почувствовать себя

полноценным участником социума.

А что же это за взрослый, который готов и умеет вовремя преобразовывать со-бытийную общность? Мы полагаем, что это взрослый, имеющий сформированную родительскую позицию, которую он актуализирует в конкретный возрастной период ребенка.

Родительская позиция - это сторона личностной позиции, это осознанная стратегия поведения, которая имеет свои цели и задачи, реализующие воспитание ребенка как деятельность. И эта деятельность непрерывна. Она позволяет удерживать сознание родителя непрерывно в событийной общности с ребенком.

Слободчиков определяет четыре педагогических позиции Взрослого (родителя или другого близкого ребенку взрослого): Мудрец, Родитель, Умелец и Учитель.

Эти педагогические позиции необходимы во всей своей полноте, но в определенные возрастные периоды развития ребенка на первый план выходят наиболее актуальные, наиболее значимые, из них. Так, в раннем возрасте, мы предполагаем, наиболее важна педагогическая позиция «Умелец». Более того, преобладание других позиций в раннем возрасте может свидетельствовать о неадекватности родительской позиции.

В нашем исследовании мы полагаем, что педагогическая позиция родителя, ее особенности, проявляющиеся во взаимодействии с ребенком раннего возраста, определяет характеристики событийной общности как условия развития ребенка. Одна из задач состояла в том, чтобы разработать диагностический инструмент для измерения уровня сформированности педагогической позиции «Умелец» у родителя ребенка раннего возраста.

Авторский опросник состоит из 28 утверждений; испытуемых просили отметить положительно те утверждения, с которыми они полностью согласны, и отрицательно, с которыми они не согласны. Все утверждения описывают возрастосообразные модели взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста.

Например, такие утверждения, как: «Если ребенок пытается помогать в деле не по его возрасту, стараюсь переключать его внимание на что-нибудь другое»; «Когда я занимаюсь уборкой, ребенок занят игрушками или смотрит мультфильмы»; «Дома мы много вырезаем, лепим, раскрашиваем» и т.д. В опроснике присутствуют прямые и обратные утверждения.

Выборка состояла из 54 родителей детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста (от 1,7 года до 3,8 лет). Все родители, участвующие в опросе - матери.

Среднегрупповое значение сформированности родительской позиции «Умелец» в выборке составило 11,63 баллов при максимуме 28 баллов.

При группировке испытуемых по возрастам, у нас получилось три подгруппы: от 1 до 2 лет - 9,6 баллов; от 2 до 3 лет - 11,41 баллов; от 3 до 4 лет - 11,65 баллов.

Таким образом, мы наблюдаем в целом по выборке, преобладание низких и средних значений сформированности у родителей позиции «Умельца». Наблюдается тенденция небольшого увеличения значений «Умельца» по мере взросления ребенка. Чем старше ребенок, тем выше «Умелец». Высокие значения встречаются в группе испытуемых старше 3 лет. Различия между подгруппами статистически не значимы. Это может свидетельствовать о том, что чем старше ребенок, тем вероятней, что родитель будет рассматривать его в качестве партнера по совместной, предметной деятельности. Более младших детей родители склонны рассматривать как незрелых, маленьких, неспособных к взрослым делам. Но так как раз ранний возраст от 1 до 3х является как раз периодом активной предметной деятельности ребенка и формирования основ его личностной и социальной компетентности, то мы можем говорить о проявлении феномена запаздывания родителей в преобразовании их взаимодействия с ребенком.

Налицо предполагаемый нами феномен запаздывания родителей в преобразовании событийной общности с ребенком, родительская слепота к изменившимся возможностям, потребностям и задачам развития ребенка.

Безусловно, необходима дальнейшая разработка данной проблемы, исследование структуры личности родителя, его ценностей, определяющих его педагогическую позицию и пути и возможности ее преобразования.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста// Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т.; Т. 4. -М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268.

2. Кравцова Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития// Культурно-историческая психология, №2, 2005, с. 87-94.

3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - Спб.: Питер, 2009. - с.80-83.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. - 400 с. - (Серия «Основы психологической антропологии», кн.вторая), с. 162-169, 241-255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.