УДК 37.02
UDC 37.02
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Завалишина Ольга Валентиновна соискатель
Курский государственный университет, Курск, Россия
В статье изучается проблема педагогической поддержки Интернет-зависимых подростков в условиях глобальной информатизации образования
Ключевые слова: ИНТЕРНЕТ, ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ, ПОДРОСТОК
THE PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE INTERNET-ADDICTED TEENAGERS IN THE STIPULATION OF THE GLOBAL EDUCATIONAL INFORMATISATION
Zavalishina Olga Valentinovna Competitor for degree
Kursk State University, Kursk, Russia
The problem of the pedagogical support of internet-addicted teenagers in the stipulation of the global educational informatisation is studied in the article
Keywords: INTERNET, INTERNET ADDICTION, TEENAGER
В настоящее время современная школа немыслима без внедрения инновационных приемов в учебный процесс, сетевые технологии становятся естественной частью образования детей, а неумение работать за компьютером и в Интернете в современном обществе скоро будет приравниваться к неумению читать и писать.
Эффективность использования Интернет-технологий в школьном образовании подтверждается рядом положительных тенденций. В их числе - информационность (возрастание общедоступности различных образовательных массивов); оперативность (возможность быстрой передачи и получения информации); расширение способов коммуникации (с помощью текста, фото, видео); эргономичность (экономия времени и материальных средств для получения образовательных услуг, учебной информации) и другие.
В настоящее время использование Интернета современными подростками, как правило, сводится к общению в сети и играм в онлайн. Бесконтрольное использование Интернета подростками, отсутствие должной цензуры за информацией, размещенной на сайтах, может привести к непредсказуемым изменениям личности каждого учащегося. Возникает угроза отделения виртуальной жизни ребенка от жизни ре-
альной. Вместе с тем возможно и позитивное использование Интернета, что подразумевает интеграцию реального и виртуального миров. Однако увлеченность миром виртуального пространства и не способность противостоять заманчивости глобальной Сети Интернет провоцирует формирование зависимого (аддиктивного) поведения.
Философия, анализируя отдельные вопросы информатизации современного общества, явления трансформации идентичности человека в современном информационном обществе, проблемы индивидуализации ребенка в образовании, связанные с использованием Интернета и компьютерных технологий, но не дает четкого ответа, какие социальные факторы могут сдерживать эти процессы и создавать условиях для интеллектуального роста человека. В большинстве зарубежных исследований Интернет-зависимость рассматривается как психологическое явление и не рассматривает его как сдерживающий фактор личностного развития человека.
Исследуя проблемы виртуального и дистанционного образования, современная отечественная педагогическая наука не предлагает методов и средств защиты современных студентов и школьников от его негативного влияния. В исследовании феномена Интернет-зависимости медицинской психологией акценты расставлены на характеристике симптомов, систематизации признаков, характеристике аддиктивного состояния и поведения человека, но не на механизмах преодоления этого «недуга», особенно в подростковом возрасте. Педагогические исследования, ориентированные на изучение способов коррекции отклоняющегося поведения, упускают из виду самые злободневные вопросы, связанные с профилактикой Интернет-аддикции. Появившиеся в последние десятилетие педагогические исследования, посвященные актуальной социальной и педагогической проблеме формирования Интернет-зависимости современных школьников, но они имеют единичный характер.
Решение этой важной социальной и педагогической задачи возмож-
но путем осуществления педагогической поддержки Интернет-зависимых подростков и детей, склонных к формированию Интернет-зависимости. Не смотря на то, что проблема педагогической поддержки хорошо разработана в зарубежной и отечественной педагогике, ориентация ее на Интернет-зависимых подростков в современных исследованиях не представлена.
В ходе исследования нами выявлено, что основными причинами формирования Интернет-зависимости у современных подростков являются негативные тенденции глобальной «интернетизации» образования. Охарактеризуем лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее важные из них: зомбирования (навязывания идеалов, типа мышления); манипуляции сознанием (превращение пользователей из субъектов деятельности в объекты манипуляций, что достигается за счет деструктивного воздействия на сознание, ценностные ориентации, этические нормы пользователей (В.Е.Лепский); виртуализации сознания (ответственность игнорируется или виртуализируется, устанавливаются иные законы, нормы отношений); примитивизации (упрощение языковых форм, способов высказывания, коммуникации, возможность получения готовых образовательных продуктов низкого качества - рефераты, доклады, дипломные проекты); вульгаризации (допустимость брани и нецензурных выражений во всех видах Интернет-продукции, популяризация порно, стихов и песен с подтекстом, пословиц и поговорок, изложенных нецензурным языком); хаотизации (выстраивание Сети по принципу всеобщего хаоса); провокатизации (распространение на сайтах провокационной информации); игроизации (С.А. Кравченко, Л.Т. Ретюнских) - (проникновение игры в Интернет); кримиа-лизации (демонстрация в Сети разных роликов криминального содержания и их последующее одобрительное обсуждение на форумах); коммерциализации («выкачивание» деньги из пользователей Интернета); ресоциализации (подмены реального бытия в человеческом обществе виртуальным бы-
тием в сети Интернет, что ведет к социальному отчуждению и искусственной «аутизации» личности) и пр.
Проведенное нами исследование показало, что бессистемное, неструктурированное и неограниченное пребывание подростков в Сети Интернет и, как следствие, его негативное воздействие на их когнитивную, мотивационную, поведенческую сферы, у подростков обнаруживаются следующие изменения: - в когнитивной - усиление механизма рационализации, интеллектуального оправдания аддикции («все сидят в Интернете»), при этом происходит формирование «магического мышления» (в виде фантазий о собственном могуществе или всемогуществе Интернета) и «мышления по желанию». Вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям своего аддиктивного состояния; - в мотивационной -появляется сверхценное эмоциональное отношение к объекту аддикции, начинают доминировать размышления об объекте аддикции; - в поведенческой - усиливается защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации. В связи с этими применение Интернет-технологий в образовании должно быть обеспечено корректным педагогическим сопровождением, в противном случае их бесконтрольное использование школьниками чревато весьма серьезными последствиями - формированием Интернет-зависимости (аддикции).
В этой ситуации необходима организация систематической помощи Интернет-зависимому подростку. Одним из видов такой помощи может стать педагогическая поддержка, оказываемая подросткам со стороны педагогов и родителей. Обобщив определение педагогической поддержки, предложенное О. С. Газманом [1] и его последователями, мы взяли за основу рабочее определение педагогической поддержки Интернет-зависимого подростка как вида помощи со стороны педагогов и родителей, направленной на поддержание психологического, эмоционального здоровья
школьника, ориентированной на индивидуальность ребенка, воспитание с опорой на положительное в нем.
Педагогическая поддержка Интернет-зависимых подростков предполагает реализацию разработанной нами системно-структурной модели, целью которой является организация такой педагогической поддержки. Компоненты системно-структурной модели объединены в три блока: целевой, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный [2].
Приступая к реализации моделируемого процесса, нами было проведено изучение склонности подростков к Интернет-зависимости с помощью теста А.Ю. Егорова и Т.А. Никитиной. Диагностика подростков на наличие (отсутствие) Интернет-зависимости дала следующие результаты: Интер-нет-аддикция не выявлена у 76% подростков, 16 % учащихся относятся к группе риска, число Интернет-зависимых подростков составляет - 7,6%.
Одним из показателей эффективности педагогической поддержки Ин-тернет-аддиктам является состояние их когнитивной сферы, исследование которой на протяжении опытно-экспериментальной работы осуществлялось нами при помощи школьного теста умственного развития (ШТУР). Полученные результаты показали, что: очень высокий уровень умственного развития имеют 2 % подростков; высокий уровень - 10 %; средний -56%; низкий - 32%. Как правило, низкий уровень умственно развития имеют подростки, склонные к Интернет-зависимости или относящиеся к группе риска.
Для диагностики мотивационной сферы Интернет-зависимых подростков мы использовали тесты КОС В.В. Синявского и Б.А. Федоришина (коммуникативные, организаторские способности) и САН (самочувствие, активность, настроение) А.Н. Лутошкина. Анализ полученных результатов показал, что: низкий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей обнаруживают 7 % учащихся, уровень «ниже среднего» зафиксирован у 6% подростков, средний уровень имеют 79,8% подростков,
высокий уровень отмечается у 5% учащихся, очень высокий уровень имеет небольшое количество подростков во всех возрастных группах - от 2% до 3%.
Систематические наблюдения за подростками позволили констатировать, что у Интернет-зависимых школьников и тех, кто проявляет склонность к зависимости часто страдает эмоционально-волевая сфера. Эти учащиеся часто чувствуют себя уставшими, их интересы замыкаются на компьютере и темы, несвязанные с ним, их мало интересуют. Для изучения состояния эмоционально-волевой сферы Интернет-зависимых подростков и подтверждения наших наблюдений мы использовали методику САН (самочувствие, активность, настроение) А.Н. Лутошкина. Анализ полученных результатов показал, что 8% подростков имеют высокий уровень самочувствия, активности и настроения, достаточно высокое состояние САН представлено у 9% подростков, среднее состояние САН отмечается у 78 % подростков, низкий уровень развития САН демонстрируют 7%.
Так как поведение неразрывно связано с умением адаптироваться в окружающей среде, то для изучения состояния поведенческой сферы Ин-тернет-зависимых подростков и тех, кто вошел в группу риска, мы провели тест на изучение уровня социально-психологической адаптации, разработанного К.Роджерсом и Р. Даймондом и адаптированного Т.В. Снегиревой, Полученные нами данные показали, что высокий уровень адаптированно-сти наблюдается у 16% учеников, средний уровень отмечается у 76% подростков, низкий уровень имеют 7% опрошенных школьников. Проанализировав полученные результаты, мы выявили, что низкий уровень социальной адаптированности обнаруживают подростки с Интернет-зависимостью или склонные к ней, так как для них характерны замкнутость, неумение устанавливать контакты с окружающими людьми.
Систематизация характерных проявлений и мотивации обращения к Интернету позволили нам выявить основные типы Интернет-аддиктов сре-
ди подростков: Интернет-контакты, Интернет-игроки, Интернет-
исследователи, Интернет-гедонисты, смешанный тип. Взяв за основу личностно-деятельный и дифференцированный подход, с каждым типом Ин-тернет-зависимых подростков мы проводили серию занятий, направленных на преодоление Интернет-зависимости, с учетом специфики типового отличия. Выбранная нами совокупность форм, методов, механизмов решала задачи коррекции когнитивной, мотивационной, поведенческой сфер Интернет-зависимых подростков. Они были объединены в три блока.
Первый блок представляет собой сочетание игровых упражнений, тренингов, творческих заданий, направленных на коррекцию когнитивной сферы подростков через - развитие умения критически мыслить, рассуждать, осознанно вырабатывать жизненную позицию, отстаивать свою точку зрения; создание осознанного представления о понятии Интернет-зависимости и ее негативных последствиях. Эти цели достигались в ходе профилактических бесед, групповых занятий, посещения различных культурных мероприятий.
Второй блок решал задачи коррекции мотивационной сферы учащихся, которая достигалась за счет комплекса игровых упражнений, различных видов деятельности и была направлена на проявление социально приемлемых эмоций, интересов, формирование навыков эмоционального контакта Интернет-аддиктов друг с другом, понимание учащимися своей мотивационной привязанности к Интернету.
Третий блок преследовал цель - изменить поведение Интернет-зависимых подростков, за счет решения ряда задач: проявление эмпатии, взаимовыручки, честности у подростков в различных видах созидающей деятельности; развитие умения конструктивными способами решать возникающие конфликты и контролировать свои эмоции. Основным содержанием данного блока были групповые занятия с элементами тренинга.
Для работы с самым многочисленным типом Интернет-аддиктов -Интернет-контакты - использовались групповые занятия и тренинги на развитие умения общаться в реальном мире (например, «Таинственный незнакомец», «Громкие и тихие голоса», «Поговорим о чувствах»); ладить с людьми («Я помогаю другим», «Поделись с ближним»). Такой выбор был обусловлен тем, что данная группа подростков испытывает трудности в общении с другими людьми (особенно с незнакомыми), они замкнуты и малообщительны.
«Интернет-игроки» тратят время пребывания в Интернете на различные игры, как правило, развлекательного или агрессивного характера. Поэтому работа с подростками, представляющими тип «Интернет-игроки», строилась в ходе групповых занятий и тренингов, направленных на создание благоприятных условий работы в группе, сплочение участников группы, раскрытие личностных особенностей каждого члена группы (например, «Мой портрет в лучах солнца», «Все мы», «Мы - одна команда» и др.). Таким занятиям уделялось особое внимание, так как для нас было очень важно перенести виртуальную игру в реальную ситуацию, помочь участникам проявить свои возможности в реальном мире. Одной из форм вытеснения «виртуального мира» из сознания Интернет-зависимого подростка стал «социальный театр». Он представляет собой совместный, разработанный подростками, их родителями и педагогами проект, которой учит видеть и решать общие жизненно важные проблемы: «одиночество в Сети», «бегство от свободы», «уйти и не вернуться», «принцип Вельда» и др.
В работе с группой Интернет-исследователей важно заинтересовать их исследовательской деятельностью творческого характера, сформировать у подростков потребность в осуществлении социальноориентированной исследовательской деятельности. Одной из эффективных форм работы в этом направлении стали круглые столы по проблемам:
«Интернет - за и против», «Этические проблемы современного общества», «Игровая культура молодежи», «Чем опасна глобализация?», «Заменит ли электронная книга бумажную?». Подобные задания удовлетворяли «исследовательские» желания и потребности подростков не в виртуальном, а в реальном мире.
Интернет-гедонисты стремятся в Интернете «получать наслаждение от непривычных занятий»: просмотра фильмов, роликов, прослушивание музыки, посещения различных, порой даже сомнительных, сайтов. Мы предложили им не менее интересные и способные вызывать наслаждение, но социально значимые, нужные, важные виды деятельности: творческие вечера «Открой свой талант», «Литературный вечер», «Конкурс школьных поэтов», «Современная молодежная музыка», «Музыкальный салон классической музыки» и др.). Основной задачей являлось: увлечь учащихся этой идей, вовлечь их в подготовку, проведение, тем самым помочь им «получать удовольствие» от творческого взаимодействия в коллективе.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами обнаружена положительная динамика в когнитивной, мотивационной и поведенческой сферах Интернет-зависимых подростков.
Так в когнитивной сфере учеников произошли следующие изменения: учащиеся научились более критично мыслить при обсуждении художественного произведения, или какого-нибудь поступка. Ребята четко отстаивали свою позицию, не боясь быть «осмеянным» своими товарищами, при этом уважая мнения других выступающих.
В мотивационной сфере нами были отмечены следующие изменения: у многих учащихся появилась цель, которую необходимо достичь (например, хорошо окончить школу, выиграть олимпиаду и т.д.), при этом они начали прикладывать усилия для ее достижения, а не ждать «когда все решиться само собой». У подростков начал налаживаться эмоциональный контакт со своими сверстниками.
В поведенческой сфере Интернет-зависимых подростков мы отметили следующие положительные изменения: подростки начали проявлять эмпатию, честность, взаимовыручку по отношению друг к другу; старались контролировать свои эмоции. Значительно уменьшалось число конфликтов, но даже при возникновении конфликтной ситуации ребята старались решить ее конструктивным способом, взвешивая все положительные и отрицательные моменты.
Для оценки результатов эффективности опытно-экспериментальной работы мы провели сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента, оценили эффективность разработанной нами модели педагогической поддержки Интернет-зависимых подростков.
Повторное изучение склонности подростков к Интернет-зависимости проводилось с помощью теста А.Ю. Егорова и Т.А. Никитиной, а также метода скрининговой диагностики компьютерной зависимости Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот. Анализ полученных данных показал, что в каждой экспериментальной группе произошли положительные изменения: увеличилось количество подростков, не имеющих склонности к Интернет-зависимости, уменьшилось число подростков, страдающих Интернет-зависимостью, имеющих склонность к ее формированию. Так группу риска на первом этапе опытно-экспериментальной работы составляли - 17%, на завершающем - 10% подростков; Интернет-аддикцию на первом этапе проявляли - 8%, на заключительном - 2% подростков. Самые значительные изменения произошли в группе учащихся 10-х классов. Число Интернет-зависимых в экспериментальной группе снизилось с 6% до 1%; число учащихся, входящих в группу риска уменьшилось с 15% до 11%. Зафиксирована положительная динамика и в контрольной группе, но она является незначительной. Результаты диагностических срезов в экспериментальной группе проверены с помощью критерия Стьюдента, и подтверждают, что выборки достоверно различаются.
Таким образом, в ходе реализации моделируемого процесса произошло сдерживание нарастающей увлеченности подростков Интернетом и ослабление тенденции формированию у них Интернет-зависимости. Обнаружено сдерживание негативного воздействия Интернета на личность подростка за счет включения его в социально-ориентированные виды деятельности, способствующие его саморазвитию, самовоспитанию и самореализации, коммуникации с окружающими в реальном, а не виртуальном пространстве.
Список литературы
1. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. - М., 1995. - С. 59-60.
2. Завалишина, О.В. Моделирование процесса педагогической поддержки подро-
стков, склонных к проявлению Интернет-зависимости [элект.] / О.В. Завалишина // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс] // Краснодар: КубГАУ, 2011. - №70(06). -Шифр Информрегистра: 0421100012/0234- Режим доступа:
http://ej.kubagro.ru/2011/06/pdf/11.pdf.
3. Suler J. Computer and cyberspace addiction // International Journal of Applied Psychoanalytic Studies. - 2004. - № 1. - 359-362
4. www.fom.ru.