Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности как фактор развития интернет-зависимого поведения'

Социально-психологические особенности как фактор развития интернет-зависимого поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
694
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОДЕЛИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ / INTERNET DEPENDENCE / BEHAVIOR / MODELS OF DEPENDENT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаталина Мария Александровна

Статья посвящена Интернет-зависимому поведению как социально-психологическому феномену, описываются модели зависимого поведения, приводится анализ результатов исследования социально-психологических особенностей Интернет-зависимых студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially-psychological features as the factor of development of Internet dependent behavior

Article is devoted Internet dependent behavior as to a socially-psychological phenomenon, models of dependent behavior are described, the analysis of results of research of socially-psychological features of Internet dependent students is resulted.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности как фактор развития интернет-зависимого поведения»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2009. № 2 (6)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО ПОВЕЛЕНИЯ

© М. А. Шаталина

Шаталина

Мария Александровна

старший преподаватель кафедры обшей и социальной психологии

Самарский филиал ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» тазИа! [email protected]

Статья посвящена Интернет-зависимому повелению как социально-психологическому феномену, описываются молели зависимого повеления, приво-лится анализ результатов исслелования социально-психологических особенностей Интернет-зависимых стулентов.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, аддиктив-ное поведение, модели зависимого поведения.

Социальные изменения в современном обществе приобретают все более высокие темпы. Стремительное распространение Интернета значительно расширяет возможности человека. Однако, наряду с совершенствованием коммуникаций и развитием высоких технологий, актуализировалась и проблема патологического использования сети. Кимберли Янг, которая является одним из известных исследователей феномена Интернет-аддикции, впервые представила свои материалы и результаты проведенных исследований в 1996 году в Торонто на ежегодном заседании Американской психологической ассоциации. С тех пор количество исследований в данной области резко возросло. «Зависимость от Интернета оказалась серьезной проблемой не только для США, но и для таких стран, как Китай, Корея и Тайвань, где распространенность Интернет-зависимости достигла размеров эпидемии» [5, с. 1].

По мнению М. Гриффитса, большая часть тех, кто избыточно применяет Интернет, не являются зависимыми непосредственно от Интернета, для них Интернет — это своего

рода питательная среда для поддержания других зависимостей [6]. Однако некоторые виды поведения, выполняемые посредством Интернета (к примеру, кибер-секс, кибер-преследование и др.), представляют собой такие виды поведения, к которым человек, скорее всего, не стал бы прибегать без помощи Интернета — среды анонимной, не требующей взаимодействия лицом к лицу и не ингибирующей поведение [7]. Большая часть Интернет-аддиктов пользуются теми функциями Интернета, которые отсутствуют вне виртуальной среды — к примеру, сервисами чатов или разнообразных ролевых игр. Таким образом, эти люди проявляют зависимость именно от Интернета, так как в своей деятельности они используют уникальные свойства электронной сети. Факты негативных последствий избыточного применения Интернета, среди которых пренебрежение служебными обязанностями и недооценка социальных контактов, разрыв родственных отношений, потеря контроля собственного поведения и т. п., вполне сопоставимы с последствиями традиционных видов зависимостей.

Интерес к природе зависимого поведения обусловил возникновение различных моделей, объясняющих данный социально-психологический феномен.

Исторически первой сложилась моральная модель, объясняющая ад-диктивное поведение как проявление бездуховности и следствие морального несовершенства. Эта модель основывалась на религиозных воззрениях, в соответствии с которыми пагубные привычки являются одним из проявлений греховности человека. В настоящее время моральная модель для объяснения зависимого поведения используется крайне редко.

Другой концептуальной парадигмой аддиктивного поведения является модель болезни [2]. В соответствии с этой моделью зависимость представляет собой заболевание, и для того, чтобы его преодолеть, одной силы воли и доброго намерения недостаточно, необходима помощь специалистов (психологов, психиатров, медиков). В контексте этой модели аддикт частично освобождается от ответственности за происхождение своей зависимости.

Следующая модель получила название симптоматической, так как ориентирована на изучение аддиктивного поведения как отдельных поведенческих «симптомов» или привычек [3]. Например, курение может быть просто привычкой, не связанной ни с серьезными личностными проблемами, ни с болезненным расстройством. Такое поведение формируется по законам научения так же, как и любые другие (в том числе полезные) поведенческие стереотипы. Так, подросток приобщается к курению в значимой для него компании, получая одобрение сверстников и ощущение взрослости. Данная модель позволяет организовывать медико-психологическое воздействие, направленное преимущественно на конкретный симптом — привычку. Симптоматическая модель базируется на бихевиораль-ном подходе: для преодоления зависимого поведения важно выяснить, какую психологическую выгоду личность извлекает из данного поведения (чем оно самоподкрепляется); в каких условиях обычно происходит (что его подкрепляет); наконец, когда и почему оно не проявляется (каковы его ингибиторы). На основе полученной информации можно спланировать

Социально-психологические особенности как фактор развития...

воздействие на нежелательное поведение, используя позитивное и негативное подкрепление. Симптоматическая модель является одной из самых распространенных и широко используется при коррекции различных форм аддиктивного поведения — самостоятельно или в рамках комплексной реабилитации.

Меньшее распространение получила психоаналитическая модель зависимого поведения [4]. В соответствии с психоаналитической моделью ад-диктивное поведение является одним из проявлений нарушения личностной динамики. Индивидуальная склонность к зависимому поведению определяется в первые годы жизни. Далее оно вызывается и поддерживается как бессознательными мотивами, так и особенностями характера человека.

В рамках системно-личностной модели зависимое поведение рассматривается как дисфункциональное, связанное со сбоем в жизненно важных функциях и в системе значимых отношений личности. Например, наркозависимое поведение подростка может служить цели удержать родителей от развода; а переедание — сигнализировать о проблемах в интимно-личностной сфере. Системно-личностная модель часто используется в рамках семейного консультирования и психотерапии.

Перечисленные концептуальные модели зависимого поведения отражают сложность и многообразие этого социально-психологического феномена. На современном этапе развития науки приоритет отдается комплексной — биопсихосоциальной модели аддиктивного поведения, рассматривающей зависимость как следствие нарушений в функционировании сложной многоуровневой системы «социум — личность — организм». Это значит, что аддиктивное поведение должно одновременно рассматриваться в нескольких планах: культурологическом, социальном, правовом, психологическом, медико-биологическом.

Отличительной особенностью аддиктивного поведения является стремление уйти от реальности, связанное с изменением психического состояния, которое начинает доминировать в сознании аддикта. К. Янг и М. Гриф-фитс считали, что данное явление основано на проявлениях эскапизма людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением [1]. Наряду с этим, для Интернет-аддиктов характерен поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, особой ценностью для них является возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение.

Подрастающее поколение значительно быстрее осваивает новые технологии, воспринимая их как естественную часть культурного и информационного поля. Кроме этого, результаты исследований Интернет-зависимого поведения показывают, что одной из особенностей Интернет-зависимых пользователей является повышенная чувствительность к ограничениям и одновременно стремление избавиться от требований социального окружения. Это во многом отражает характерную для молодежи тенденцию

неприятия существующих социальных устоев. В настоящее время 37-38% аудитории российского Интернета составляют именно лица молодого возраста (от 18 до 24 лет), при этом отмечается, что количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп [1]. Среди них значительную часть составляют студенты.

Все это обусловило актуальность исследования социально-психологических особенностей Интернет-зависимых студентов.

Методика исследования

Исследование проводилось на базе Самарского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского городского педагогического университета (СФ ГОУ ВПО МГПУ) в период с 2006 по 2008 годы.

Мы предположили, что существует взаимосвязь между особенностями социально-психологической адаптации, потребностью в аффиляции и уровнем развития Интернет-зависимости. В исследовании были использованы следующие диагностические методики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик, опросник аффилиации, тест на выявление Интернет-зависимости К. Янг, тест на выявление склонности к риску Шуберта, интервью, анкетный опрос. При обработке эмпирических данных применялся расчет ранговой корреляции (критерий Спир-мена). Объем выборки составил 252 человека (студенты 1-5 курсов).

Результаты исследования

Проведенный корреляционный анализ полученных в ходе диагностики данных позволяет говорить о наличии статистически достоверных взаимосвязей параметров социально-психологической адаптации и индивидуально-типологических особенностей с уровнем Интернет-зависимости. Были выявлены статистически значимые связи уровня Интернет-зависимости с такими показателями социально-психологической адаптации, как самопринятие (г = -0,193, р = 0,01), интернальность (г = 0,272, р = 0,01), эскапизм (г = 0,190, р = 0,01), принятие других (г = -0,148, р = 0,05), эмоциональная комфортность (г = -0,153, р = 0,05).

Таким образом, можно говорить о том, что неудовлетворенность собой для Интернет-аддиктов выступает не источником развития, а причиной ухода от активного взаимодействия с окружающими из-за опасения получить неодобрение. При высоком уровне интернальности внешняя среда перестает быть для Интернет-аддикта стимулом к изменению поведения, то есть в меньшей степени детерминирует его жизнедеятельность, чем его внутренние установки и убеждения. На первый взгляд, прямая зависимость между уровнем интернальности и Интернет-аддикцией выглядит парадоксальной, однако именно для интерналов характерна ориентация на собственные интересы и желания, на предпочитаемые виды деятельности, среди которых может быть и длительное пребывание в сети.

Социально-психологические особенности как фактор развития...

Эскапизм как стратегия преодоления затруднений напрямую связан с риском развития аддиктивного поведения. Уход от решения актуальных проблем в виртуальное пространство, где не предъявляются требования к уровню развития социальных навыков, становится комфортным и желательным. Появляется удобная альтернатива необходимости определенного психологического напряжения, активных социальных действий. Социальные связи распадаются, осложняя социально-психологическую адаптацию, и при негативной динамике возникает риск личностной деформации. Данная стратегия может дополняться неприятием своего окружения, что в первую очередь связано с проекцией собственных качеств, воспринимаемых как нежелательные, вытесняемых из поля сознания, на другого человека.

Математико-статистическая обработка результатов диагностики потребности в аффилиации позволила выявить наличие обратной зависимости между уровнем Интернет-аддикции и мотивом стремления к людям (r = -0,470, p = 0,01) и прямой зависимости между уровнем Интернет-аддикции и страхом быть отвергнутым (r = 0,561, p = 0,01). Высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям» заставляет Ин-тернет-аддикта активно избегать контактов с людьми и обращаться к виртуальному миру, где он чувствует себя более безопасно и свободно.

Выводы

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет выявить наиболее значимые социально-психологические особенности Интернет-зависимых студентов. Для них характерны сниженный уровень социально-психологической адаптации и эмоциональной комфортности, неприятие себя и других людей, повышенная интернальность, обуславливающая автономность и ориентацию на собственные интересы и желания, на предпочитаемые виды деятельности. Доминирующей стратегией совладания с жизненными трудностями будет являться эскапизм, уход от решения актуальных проблем. Их мотивацию отличает сочетание высокого уровня развития мотива «страх быть отвергнутым» с низким уровнем развития мотива «стремление к людям», что заставляет активно избегать межличностных контактов. Все эти особенности обуславливают причины обращения к виртуальной реальности как к компенсирующему коммуникативному пространству и способствуют развитию Интернет-зависимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. СПб. : Речь, 2007. 190 с.

2. Змановская Е. В Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие : 2-е изд. испр. М. : Академия, 2004. 288 с.

3. Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. М. : Класс, 1998. 192 с.

4. Кутер П. Современный психоанализ. СПб., 1997.

5. Янг К. Феномен Интернет-аддикции //Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития: тезисы симпозиума. URL: http://www.psy.msu.ru/ science/conference/internet/2009/theses.html. (дата обращения 06.09.2009).

6. Griffiths M .D. Internet addiction — Time to be taken seriously? // Addiction Research. 2000. № 8. P. 413—418.

7. Griffiths M. D. Sex on the internet: Observations and implications for sex addiction // Journal of Sex Research. 2001. № 38. P. 333—342.

SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL FEATURES AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF INTERNET DEPENDENT BEHAVIOR

M. Shatalina

Article is devoted Internet dependent behavior as to a socially-psychological phenomenon, models of dependent behavior are described, the analysis of results of research of socially-psychological features of Internet dependent students is resulted.

Key words: Internet dependence, behavior, models of dependent behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.