ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МАС-РЕСТЛИНГОМ
Александр Александрович Захаров, доцент,
Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
Аннотация
В статье приводятся количественные и качественные критерии оценки уровня силовой подготовленности юношей (15-16 лет) занимающихся мас-рестлингом, с учетом весовых категорий.
Ключевые слова: педагогическая оценка силовой подготовки, мас-рестлинг, тестирование, контрольные нормативы.
PEDAGOGICAL ASSESSMENT OF POWER CONDITION OF YOUNG MEN (OF 15-16 AGE) PRACTICING MAS-WRESTLING
Aleksandr Aleksandrovich Zakharov, the senior lecturer,
Institute of Physical Culture and Sport of North-East Federal University,
Yakutsk
Annotation
The quantity and quality criteria of valuation of power level of young men (at the age of 15-16) practicing mass-wrestling taking into account the weight categories have been given in the article.
Key words: pedagogical assessment of power condition, mass-wrestling, testing, control standards.
По характеру соревновательной деятельности мас-рестлинг можно определить как единоборство, происходящее по определенным правилам с помощью специальной палки, цель которого сидя перетянуть соперника на свою сторону или же отнять палку у соперника.
На сегодня мас-рестлинг приказом государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 17 июля 2003 г. № 546 включен во всероссийский реестр видов спорта (ВРВС), ежегодно проводятся чемпионаты России, из года в год увеличивается контингент занимающихся спортсменов [7]. В связи с чем, назревает необходимость исследования мас-рестлинга как вида спорта. Одним из направлений таких исследований является разработка методики педагогического контроля основных сторон спортивной подготовки по мас-рестлингу.
По мнению специалистов, физическая подготовка в мас-рестлинге требует от спортсмена высокого уровня развития силовых качеств, в частности, большое значение должно придаваться воспитанию силы спины, ног, кисти и предплечья, так как эти мышечные группы задействованы в выполнении многих спортивных движений мас-рестлинга [3,4]. Однако на сегодняшний день отсутствуют разработанные и обоснованные нормативы для оценки уровня развития силовых качеств спортсменов, занимающихся мас-рестлингом. Необходимо отметить, что разработка педагогических оценок силовой подготовки атлетов в мас-рестлинге имеет свои специфические трудности, связанные в первую очередь с тем, что необходимо учитывать не только возраст спортсменов, но и их вес, так как для разных весовых категорий показатели силовой подготовленности значительно различаются.
В связи с чем, целью наших исследований являлось обоснование технологии контроля силовой подготовленности юношей 15-16 лет, занимающихся мас-рестлингом, на основе изучения структуры физического состояния спортсменов данной возрастной группы.
При выборе контрольных упражнений мы в первую очередь руководствовались следующими условиями: информативность и относительная простота в технике вы-
полнения контрольного упражнения. В связи с чем, силовую подготовку юношей 15-
16 лет оценивали по комплексу общепринятых тестов силового, скоростно-силового характера: прыжок в длину с места - для определения скоростно-силового качества, кистевая динамометрия - для определения силы пальцев рук, становая динамометрия - для определения силы мышц спины.
Определение педагогических оценок силовой подготовленности юношей проводился на основе изучения данных 98 спортсменов в возрасте 15-16 лет.
Статистическая обработка полученных результатов заключалась в нахождении среднеарифметического (X ), среднеквадратического отклонения (о), коэффициента вариации (и). Эти статистические характеристики использовались для разработки педагогических оценок силовой подготовленности спортсменов занимающихся мас-рестлингом. Для определения взаимосвязи между ростом спортсменов, параметрами силовой подготовленности и спортивным результатом по мас-рестлингу был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Бравэ-Пирсона (Г) [5].
Уровень силовой подготовленности был проанализирован с учетом спортивного результата по мас-рестлингу. Так, результаты прыжка в длину с места показывают, что среди всех исследованных, лучший результат показали спортсмены весовой категории до 60 кг. (230,14±12,85 при коэффициенте вариации 5,58). В то же время, среди спортсменов, занявших призовые места по мас-рестлингу, по мере увеличения весовой категории наблюдается увеличение результатов по прыжкам в длину с места. Лучший результат у спортсменов весовой категории свыше 65 кг. - 254 см, для сравнения в весе до 45 кг. - 210,67см. По мере роста спортивных результатов по мас-рестлингу, возрастают результаты по прыжкам в длину с места в весовых категориях 50, 55, 65, св. 65 кг. В весе до 45 кг средние показатели спортсменов занявших с 4 по 6 места выше, чем у спортсменов занявших с 1 по 3 места (на 4,33 см). В весе до 60 кг результаты спортсменов, занявших с 7 места и ниже, выше чем у спортсменов занявших с 4 по 6 места (на 5,08 см).
Результаты измерений кистевой динамометрии показывают, что по мере увеличения весовой категории средние показатели увеличиваются. По мере роста спортивного результата по мас-рестлингу, результаты кистевой динамометрии возрастают, коэффициент вариации уменьшается, в весе 45, 50, 65, св 65 кг. В весовых категорий 55, 60 кг, результаты спортсменов занявших с 4 по 6 места практически не отличаются от спортсменов, занявших места с 7 и ниже. В то же время, разница между результатами спортсменов, занявших с 1 по 6 места и с 7 по последнее место по весовым категориям составила: 45 кг +9,5 кг; 50 кг +7 кг; 55 кг +5,5 кг.; 60 кг +2,5 кг; свыше 65 кг +9 кг. В категории 65 кг разница между 1-3 м. и 4-6 м составила +7 кг.
Результаты тестирования становой динамометрии показывают, что по мере увеличения весовой категории средние показатели становой динамометрии увеличиваются. По мере роста спортивного результата по мас-рестлингу средние показатели увеличиваются кроме весовой категории до 45 кг, где показатели спортсменов занявших с 4 по 6 места больше чем у призеров соревнований (10 кг). Стоит отметить, что сильная разница в средних показателях становой динамометрии среди спортсменов, занявших 1-3 места с остальными спортсменами, наблюдается в весовых категориях 60, 65, св. 65 кг.
На основании проведенного анализа данных спортсменов, занявших с 1 по 6 места по весовым категориям, для выявления взаимосвязи между параметрами силовой подготовленности, ростом спортсменов и спортивным результатом по мас-рестлингу, была составлена корреляционная матрица.
Корреляционный анализ позволил выявить тесную связь между следующими показателями:
• 45 кг: рост спортсменов с становой динамометрией (г=-0,710);
• 50 кг: рост спортсменов с спортивным результатом (г=-0,708), кистевая ди-
намометрия с становой динамометрией (г=0,7і7), становая динамометрия с спортивным результатом (r=-0,S22);
• 55 кг: кистевая динамометрия со спортивным результатом (г=-0,79б);
• б0 кг: рост с кистевой динамометрией (r=0,934), становая динамометрия с спортивным результатом (r=-0,S77), прыжок в длину с места с спортивным результатом (r=-0,S03);
• б5 кг: рост с кистевой динамометрией (r=-0,S24), кистевая динамометрия с становой динамометрией (г=0^І5), становая динамометрия с спортивным результатом (г=-0,763), прыжок в длину с места с спортивным результатом (r=-0,9!S);
• Св. 65 кг: рост с кистевой динамометрией (r=0,S47), кистевая динамометрия с становой динамометрией (r=0,S24), становая динамометрия с прыжком в длину с места (г=0,762).
По результатам проведенных исследований можно сформулировать следующие выводы и предположения:
• Уровень развития скоростно-силовых качеств спортсменов занявших с І по б места по весовым категориям имеет тесную связь со спортивным результатом в весовых категориях до 60, 65 кг. В весе св. 65 кг. обнаруживается средняя связь между данными характеристиками. В этой связи предполагается, что развитие скоростносиловых качеств в данной возрастной группе имеет большое значение в первую очередь для спортсменов этих весовых категорий;
• Корреляционный анализ данных спортсменов занявших первые шесть мест по весовым категориям показал, что кистевая динамометрия имеет тесную связь со спортивным результатом только в весовой категории до 55 кг. Однако большая разница средних показателей спортсменов занявших с І по б места с группой спортсменов занявших с 7 места и ниже дают основания нам предположить, что воспитание силы кисти и предплечья до определенного, оптимального уровня в данной возрастной группе является одним из основополагающих условий для определения победителя по мас-рестлингу. При этом, данная особенность наиболее выражена в малых весовых категориях до 45, 50 кг, а также в тяжелой весовой категории свыше 65 кг.;
• По показателям становой динамометрии стоит отметить большую разницу в средних показателях становой динамометрии среди спортсменов, занявших с І по 3 места, с остальными спортсменами в весовых категориях 60, 65, св. 65 кг. Это говорит о том, что воспитание этого качества является одним из приоритетных задач во время учебно-тренировочного процесса, особенно в более тяжелых весовых категориях. При этом корреляционный анализ шести лучших результатов по весовым категориям показал тесную связь становой динамометрии со спортивным результатом в следующих весовых категориях: 50, 60, 65 кг., что также подтверждает большую значимость данного качества для достижения победы в мас-рестлинге;
• Большие (и>20%) и средние (20% >и >І0%) показатели коэффициента вариации по становой динамометрии можно объяснить тем, что в данных соревнованиях были спортсмены, намного превосходящие своих соперников по показателям силы спины. В связи с чем, предполагается, что воспитание силы спины зависит в первую очередь от грамотного применения эффективных методик по воспитанию этого качества, или же сугубо индивидуальными особенностями развития силы спины в данной возрастной группе.
Для дальнейшего совершенствования учебно-тренировочной работы по мас-рестлингу нами предлагаются нормативы для педагогической оценки силовой подготовки. Нормативы разработаны на основе анализа показателей силовой подготовленности по трем тестируемым упражнениям, спортсменов занявших по итогам соревнований с І по б места в весовых категориях: «отлично» - для значения более чем +0,5о; «хорошо» - ±0,5о; «удовлетворительно» - от -0,5о до -І,5о (табл. І).
Таблица 1
Критерии оценки силовой подготовленности молодых спортсменов (15-16 лет), ________________________занимающихся мас-рестлингом____________________________
Тесты Оценка Весовые категории (кг)
45 50 55 60 65 св. 65
Прыжок в длину с места (см) Отлично >216 >226 >236 >236 >236 >251
Хорошо 215 - 205 225 - 215 235 - 225 235 - 225 235 - 225 250 - 230
удовл. 204 - 195 214 - 205 224 - 215 224 - 215 224 - 215 229 - 210
Кистевая динамометрия (кг) Отлично >45 >49 >55 >55 >56 >63
Хорошо 44 - 40 48 - 44 54 - 46 54 - 46 55 - 50 62 - 54
удовл. 39 - 36 43 - 40 45 - 40 45 - 40 49 - 45 53 - 46
Становая динамометрия (кг) Отлично > 06 >121 >136 >146 >161 >181
Хорошо 105 - 95 120 - 110 135 - 115 145 - 125 160 - 130 180 - 150
удовл. 94 - 85 109 - 100 114 - 100 124 - 105 129 - 105 149 - 120
В мас-рестлинге содержание соревновательной деятельности спортсмена, обусловливается, прежде всего, ситуационной неопределенностью противодействия соперника, широким выбором способов ведения поединка. В то же время, рост спортивного мастерства обеспечивается и вместе с тем лимитируется физическими возможностями организма спортсмена. В связи с чем, оптимальное сочетание всех компонентов спортивной подготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, является залогом роста спортивного мастерства в мас-рестлинге. В этом плане, материалы исследований и приведенные в статье количественные и качественные критерии оценки уровня силовой подготовленности спортсменов могут использоваться согласно требованиям этапного управления, особенностью которого является оценка кумулятивного тренировочного эффекта и коррекция поведения занимающихся.
Однако в детском и юношеском возрасте в мас-рестлинге, также как и во многих видах спорта, достижение высоких спортивных результатов должен приобретать характер отдаленной цели. В связи с чем, возникает необходимость в дальнейшей разработке научно обоснованных нормативов для педагогической оценки уровня силовой подготовки в возрастной динамике, от начала специализированных занятий до достижения высоких спортивных результатов, которые явились бы определенными ориентирами при построении учебно-тренировочного процесса спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаревский, Е.Я. Методология построения должных норм физической подготовленности / Е.Я. Бондаревский, М. Стародубцев, Ю.Ю. Кочарян ; Всесоюзн. Науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1983 - 34 с.
2. Гузь, С.М. Педагогическая оценка специальной физической подготовки атлетов (12-18 лет) в силовом троеборье // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 13-17.
3. Захаров, А.А. Мас-рестлинг / А. А. Захаров. - Якутск : Изд-во Якутского унта, 2006. - 160 с. - КВК 5-7513-0853-0.
4. Кривошапкин, П.И. Мас-рестлинг. Биомеханические основы техники, тактики и методики / П.И. Кривошанкин. - Якутск : ООО «Ситим-медиа», 2006. - 72 с.
5. Начинская, С.В. Спортивная метрология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Начинская. - М. : Академия, 2005. - 240 с. - КВК 5-7695-17689.
6. Новаковский, С.В. Теория и методология силовой подготовки детей и подростков / С.В. Новаковский, Л.С. Дворкин - Ростов-на-Дону : Ростов-на-Дону, 2002. -326 с. - 18ВК 5-8480-0295-9.
7. Об утверждении Всероссийского реестра видов спорта (ВРВС) : приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от
17 июля 2003 г. № 546 // Нормативно-правовое и программно-методическое обеспече-
ние сферы физической культуры и спорта. - М., 2004. - С. 821 - 871.
Контактная информация: [email protected]
СИСТЕМНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАТЕГОРИЙ «СВОБОДА И ЗАВИСИМОСТЬ» (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНОГО
ОРИЕНТИРОВАНИЯ)
Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Работа посвящена изучению психологических зависимостей, их прогнозирования и профилактики средствами спортивного ориентирования. В работе показано, что спортивное ориентирование имеет широкие возможности для профилактики психологических зависимостей в силу специфических особенностей этого вида спорта, обусловленных такими качествами как самостоятельность действий в незнакомой обстановке, независимость принятия решений в условиях риска, высокими требованиями к физическим и интеллектуальным кондициям. В совокупности эти качества формируют «свободу от зависимости».
Ключевые слова: спортивное ориентирование, психологическая зависимость», системный подход.
SYSTEM PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF CATEGORIES «FREEDOM AND DEPENDENCE» (ON THE EXAMPLE OF SPORTS ORIENTATION)
Sergey Aleksandrovich Kazantsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The work is devoted to studying of psychological dependences, their forecasting and prevention by means of sports orientation. It has been shown that sports orientation has ample opportunities for prevention of psychological dependences owing to specific features of this kind of sports, caused by such qualities as independence of actions in unfamiliar conditions, independence of decision-making in the conditions of risk, high requirements to physical and intellectual standards. In aggregate these qualities form «freedom from dependence».
Key words: orienteering, psychological dependence, system approach.
ВВЕДЕНИЕ
Соревновательную деятельность в спортивном ориентировании удобно описать системой понятий: пространство, время, энергия, информация [1]. В системе этих понятий также можно рассматривать категории «свобода» и «зависимость».
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования является установление факта, что качества, необходимые для успешного функционирования в таком виде спорта как спортивное ориентирование требуют свободы действий, самостоятельности и независимости суждений. С другой стороны, людям, не способным к принятию самостоятельных решений свойственно зависимое поведение. Кроме того, необходимость интеллектуальных действий в процессе напряженной физической работы, исключает возможность «туманить мозги» употреблением каких либо химических препаратов, будь то алкоголь, никотин, наркотики или допинг.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рассмотрим соотношения категорий «свобода» и «зависимость» на условных