УДК 94(470).
Н. А. Казарова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ОБЩЕСТВЕННАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Е. О. ШАХАЗИЗА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ*
В статье рассматривается нахичеванский период преподавательской, научной и общественно-политической деятельности армянского просветителя Е. О. Шахазиза. В течение сорока лет он вел преподавательскую работу в ряде учебных заведений города, был членом различных благотворительных обществ, гласным городской думы,
а также организатором первого городского музея. Именно в Нахичевани он написал ряд важных научных работ по истории и этнографии донских армян.
Ключевые слова: просветитель, Нахичевань-на-Дону, училище, воспитание, Нахичеванская духовная семинария, общественная деятельность.
N. А. Кагагоуа
EDUCATIONAL, SCIENTIFIC AND SOCIAL ACTIVITY OF E. O. SHAHAZIZ IN NAKHICHEVAN-ON-DON
The article studies the Nakhichevan period of educational, scientific and socio-political activity of the Armenian scholar Y.Shahaziz. He had been teaching in numerous educational institutions of the city for forty years. He was a member of different charitable organizations, ostensible member of the City Council and the organizer of the first city museum. It was in
Nakhichevan, where he wrote a number of important scientific works on the history and ethnography of the Don Armenians.
Keywords: scholar, Nakhichevan-on-Don, school, education, Nakhichevan ecclesiastical seminary, social activity.
В истории каждого народа появляются люди, уверенные в том, что распространение образования поможет их народу выйти из мрака невежества, сформировать определённые нравственные принципы и идеалы. Этих людей принято называть просветителями. К числу таких просветителей с полным основанием можно отнести педагога, ученого и общественного деятеля Ерванда Овагемовича Шахазиза, деятельность которого так и не стала предметом специальных исследований.
Е. О. Шахазиз прожил долгую жизнь - 96 лет, сорок из которых он отдал преподавательской, научной и общественной деятельности в Нахичевани-на-Дону. О его жизни до приезда в Нахичевань-на-Дону известно немного. Он родился 1 января 1856 г. в г. Александрополе в семье секретаря духовного суда местной консистории. Ему едва исполнилось полтора года, когда в 1857 г. его отец был переведен на ту же должность в Ереван, где через восемь месяцев скончался, оставив свою семью практически без средств к существованию. Заботы о воспитании ребенка легли на плечи матери Эрикназ и бабушки по материнской линии Варде-ханум.
В Ереване у них был маленький дом с садом, где прошли десять лет жизни ребенка. Именно мать и бабушка научили его грамоте, заложили в нем основы гуманизма и нравственности, внушили любовь к национальным святыням [1, с. 18].
В 1868 г. Е. Шахазиз начал учиться в ереванской провинциальной школе, где учителями были некий Шагум и вардапет Карапет, который преподавал родной язык и религию. Но не прошло и двух лет, как стараниями дяди, известного поэта Смбата Шахазиза, в 1870 г. Ерванд стал воспитанником интерната Лазаревского института в Москве. Школьный курс юноша окончил в 1879 году, а высший (т. н. ли-цейные классы) - в 1882 г. Его учителями были М. Мсерянц, А. Суренянц, арменовед М. Эмин, известный русский ученый А. Веселовский, востоковед Ф. Корш и другие. Все качества будущего просветителя, мыслителя и ученого были сформированы в Шахазизе средой училища, влиянием упомянутых ученых и других учителей.
Помимо училища, в его духовном воспитании юноши большую роль сыграл его дядя, в доме которого Ерванд бывал почти каждый
* Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ 16-01-00319
день и получал возможность общаться с известными деятелями культуры и представителями армянской диаспоры Москвы. Глубокий след в его жизни оставили встречи со Степаном Назарянцем [1, с. 19].
После окончания Лазаревского института Е. Шахазиз планировал вернуться на родину и заняться там преподавательской деятельностью, однако жизнь распорядилась иначе: ввиду отсутствия вакансий он был вынужден принять приглашение А. Бахатряна, известного педагога и директора приходской школы Нахичевани-на-Дону, и на долгих сорок лет связать свою судьбу с этим далеким от его родины местом компактного поселения армян.
Проблема просвещения и образования в Нахичевани-на-Дону в этой крупнейшей армянской колонии в России всегда стояла очень остро. Дело осложнялось тем, что на Дону вплоть до начала XX в. отсутствовали какие-либо высшие учебные заведения, и это в значительной степени препятствовало формированию местной армянской интеллигенции. Да и в самой Нахичевани остро ощущалась нехватка грамотных учителей.
В течение 22 лет Е. Шахазиз был рядовым учителем, преподавал латынь и древнеармян-ский, армянский язык и историю армянской литературы, потом на протяжении 3 лет избирался помощником управляющего школы (видимо, заместителем директора), но параллельно продолжая вести уроки. Венцом его педагогической деятельности стало избрание его в 1906 г. ректором Нахичеванской духовной семинарии. Находясь на этом посту и прекрасно понимая, что необходимо обеспечить её выпускникам возможность поступления в другие высшие учебные заведения, Е. Шахазиз начал ходатайствовать перед ректорами московского и харьковского университетов о приеме без экзаменов в названные университеты тех молодых людей, которые окончили курс нахичеванской духовной семинарии. Программа, по которой велось в ней обучение, вполне соответствовала программам средних учебных заведений [7].
В течение длительного времени без всякой оплаты, в качестве патриотического долга и веления души, Е. Шахазиз преподавал армянский язык в школе Рипсимэ для девочек Нахичевани. Обучая нахичеванских детей, он активно воспитывал в них любовь к своей исторической Родине - Армении. Он считал, что нахичеванские дети должны не понаслышке знать историю своей Родины и хотя бы один раз обязательно посетить Армению. Он обращался в церковное попечительство с просьбой
изыскать средства для организации поездки его воспитанников на историческую Родину. Необходимость подобных поездок он обосновывал так: «Замечено, что ученики моей школы, рождённые и выпестованные на чужбине, вдали от родины, абстрактным считают то, чему их учили, и не могут хорошо запечатлеть в своих сердцах самые важные и существенные сведения, касающиеся Родины-матери. Чтобы предоставить возможность им самим увидеть всё своими глазами, до всего прикоснуться самим, давно зародилась мысль периодически организовывать поездки учащихся на родину, в священные места её, но из-за недостатка средств эта хорошая и полезная задумка не осуществилась» [3, с. 320]. Его усилия в конце концов увенчались успехом: в 1909 г. группа учащихся из епархиального училища посетила Восточную Армению.
Преподавательскую работу Е. Шахазиз активно сочетал и с научной. Нахичеванский период его деятельности стал в этом отношении наиболее плодотворным. Пользуясь тем, что в то время ещё были живы очевидцы многих важнейших событий истории донских армян, а также используя свободный доступ к документам Нахичеванского магистрата и другим письменным источникам (многие из которых, к сожалению, в настоящее время навсегда утрачены), он приступил к написанию ряда своих важнейших работ.
Оговоримся сразу: на страницах одной небольшой статьи едва ли возможно дать всесторонний анализ деятельности ученого, поэтому ограничимся лишь общими замечаниями. Более сорока лет продолжалась плодотворная педагогическая деятельность Е. О. Шахазиза. Поэтому вполне понятно его желание как обобщить свой педагогический опыт, так и рассмотреть существовавший до него опыт развития армянской школы. С этой целью им была написана на армянском языке небольшая, но очень важная работа «История учебного дела Новой Нахичевани». Это была вообще одна из первых печатных работ Е. О. Шахазиза. Отметим, что в настоящей статье данная работа впервые вводится в научный оборот в русском переводе. Сам автор, за редким исключением, не ссылается ни на какие письменные источники. В основу работы легли личные воспоминания и рассуждения автора, а также, по всей вероятности, устные рассказы ещё живших во время написания работы очевидцев более ранних событий. Больше всего от Е. О. Шахазиза досталось «полуграмотным дьячкам» Нахичевани, которые, по его мнению, не имели морального
права учить детей горожан. Эту мысль автор проводит не только в указанной работе, но и ряде других трудов: «Церковнослужители Нахичевани были безграмотными и тупыми. Когда в 1845 г. Нахичевань посетил патриарх Нерсес, среди соответствующих занимаемой должности он признал только священника Тер-Габриэ-ла (Патканяна) и дьякона Налбандяна. Многие священники не могли даже прочитать написанные их же руками тексты. Нерсес заставил их всех пройти обучение грамматике у учителя, который имел специальное образование» [9, с. 15]. Просветительская работа - вот то, что, по мнению Е. О. Шахазиза, должно предотвратить нравственное разложение. С этой целью необходимо не только открытие новых школ и училищ, но и упорядочение их работы.
Книга Е. Шахазиза «Исторические зарисовки» лишена какого-то системного изложения [11]. Это своего рода сборник различных сведений из истории донских армян конца XVIII -начала XX вв. В качестве одного из источников автор указывает свою же рукопись под названием «История основания и управления Новой Нахичевани». Главное место в данной работе занимает как раз анализ деятельности органов управления города, в частности Магистрата, который существовал до введения Городового положения 1870 г. Магистрат, избираемый всеми слоями населения, по словам автора, ведал всеми делами армянской общины. При выборах в Магистрат безусловное предпочтение отдавалось людям имущим, дабы они, не нанося вреда своему экономическому и материальному положению, были преданы общественным делам. Значительное место в работе отводится также процессу судопроизводства, осуществляемому у крымских армян после переселения их на Дон.
Однако наибольшей известностью пользуется его работа «Новый Нахичеван и новона-хичеванцы» - единственная переведенная на русский язык. Нельзя не обратить внимание прежде всего на широту использованной в ней источниковой базы. Значительное место в ней занимают рукописные источники, среди которых автор работы называет рукописную тетрадь Иосифа Аргутинского, т. н. Четью Минею (Айсмавурк), устные рассказы и семейные хроники, хранящиеся в некоторых армянских семьях. Не были проигнорированы и опубликованные источники, среди которых можно назвать капитальное трёхтомное издание Н. Дубровина «Присоединение Крыма к России», «Универсальное описание Крыма» Н. Кон-дораки, уникальные работы К. Кушнаряна «Пе-
реселение армян из Крыма» и «Путешествие в Польшу» М. Бжишкяна [10, с. 11]. Несмотря на то, что сам Е. Шахазиз в качестве источника не называет «Историю Новой Нахичевани» Г. Патканяна, но по тексту видно, что некоторые сведения были заимствованы и из неё. В работе рассматриваются такие ключевые вопросы, как пребывание армян в Крыму, перипетии, связанные с их переселением на Дон, но самая важная часть работа - этнографическая. Здесь в центре внимания автора быт и повседневность армянского населения Дона, свадебные обряды, праздники, пища и напитки, одежда городского и сельского армянского населения. По сути, это первое и пока единственное исследование на это тему.
Просветительская деятельность Е. Шахазиза не ограничивается только преподавательской работой. В начале XX в. вместе с другими известными деятелями армянской общины Р. И. Берберяном, Р. И. Мелик-Вартановым и Г. Джалаухяном - членами городской управы -он начал издавать еженедельник «Гамайнк» («Община»), в котором вместе с тем же Р. И. Берберяном являлся ответственным редактором.
Ерванд Овагемович был горячим патриотом. В годы геноцида он вместе Р. Берберовым, Г. Чалхушьяном и Г. Чубаровым создал Армянский комитет солидарности с Западной Арменией. В 1915 г. в числе шести представителей Нахичевани-на-Дону Е. Шахазиз был командирован в Тифлис с отчётом о собранных пожертвованиях и для участия в выборах Центрального бюро [2, с. 5].
Свидетельством высокого авторитета в на-хичеванском обществе было избрание Е. Шахазиза гласным Городской Думы на 1913-1917 гг. По традиции в гласных Думы всегда оказывалась узкая группа лиц - коренных нахичеван-цев из зажиточных семей, поэтому избрание в депутаты «пришлого» армянина было делом редким и неординарным. Можно с большой долей уверенности предположить, что в Думе Е. Шахазиз занялся всегда актуальными для Нахичевани вопросами образования.
Исследовательская натура Ерванда Ова-гемовича наглядно проявилась в стремлении систематизировать, исследовать и сохранить для потомков все древние памятники культуры донских армян. Это стремление нашло своё выражение в попытках создания музея истории Нахичевани-на-Дону.
Впервые Е. О. Шахазиз поднял вопрос о создании музея в 1907 г. Он предлагал создать музей историко-археологического содержания и сосредоточить в нём привезённые из Крыма
и находящиеся под угрозой исчезновения ценные вещи. Но стало ясно, что для музея нужно особое помещение, а решить вопрос с помещением в короткий срок не удастся.
В фондах Государственного архива Ростовской области сохранился один интереснейший документ, проливающий свет на создание музея. 21 февраля 1909 г. ректор Нахичеванской-на-Дону духовной семинарии Е. О. Шахазиз обратился к городскому голове с официальным письмом следующего содержания: «Администрацией Нахичеванской-на-До-ну Духовной семинарии открыт при семинарии музей древностей. В музее будут храниться древности, относящие к прошлому разных народов, преимущественно же древности армянские. Последних же, по свидетельству местных жителей, довольно много. Они привезены сюда из Тавриды предками нахичеванцев в последней трети XVIII столетия. Если же вспомнить, что переселившиеся в Нахичевань с Таврического полуострова армяне - не исконные жители Крыма, а потомки армян-пришельцев из г. Ани и его окрестностей, то можно сказать с некоторою уверенностью, что многие из имеющихся в нашем городе древностей восходят к более отдалённому, чем указанный, периоду жизни армянского народа, именно ко времени процветания г.Ани в царстве Багратидов в XXI вв. Изучение этих древностей пролило бы свет на многие тёмные стороны не только ар-меноведения, но и исторической науки вообще. К сожалению, они находятся в руках лиц, для которых не представляют никакого интереса и обречены на гибель. Желание охранить упомянутые выше древности от гибели, сберечь для науки и побудило администрацию к открытию музея. Собранные в одном месте они дадут возможность лицам, посвятившим себя науке, пользоваться богатыми материалами для своих трудов» [4, л. 1]. И далее Е. О. Шахазиз просит Городскую Думу передать в дар музею хранящийся в Управе Армянский Судебник, грамоты и привилегии, дарованные армянскому народу и вообще все те из магистратских дел и других вещественных памятников, которые касались прошлой жизни армян. Для более надёжного сбережения переданных памятников он просил также Думу заказать надёжный шкаф.
Городская Управа, рассмотрев заявление ректора семинарии, пришла к заключению, что в «ведение семинарии можно передать лишь те древности, которые имеют только археологическое значение. Что же касается актов и документов, удостоверяющих права владения города
в имущественном отношении и поэтому имеющие юридическое значение (грамота, межевые книги), то таковые, по мнению Управы, не могут быть переданы в другое ведомство» [4, л. 2].
Городская Дума на своём заседании 14 марта 1909 г. постановила принять заключение Управы и переданные в музей предметы хранить в особом шкафу под названием «городской». Соответствующий ответ был направлен и ректору семинарии Е. О. Шахазизу [4, л. 3].
Попытки создать армянский музей в Нахичевани были сделаны в 1921 г., уже после установления на Дону Советской власти. М. С. Са-рьян в своих воспоминаниях пишет, что именно он взялся за организацию музея и привлёк к этому делу Е. О. Шахазиза [8, с. 214]. Но эти воспоминания были написаны уже после смерти Е. О. Шахазиза, и поэтому трудно сказать, кому именно принадлежала идея организации музея уже при новой власти.
Активной общественной деятельностью в Нахичевани-на-Дону занималась и супруга Е. О. Шахазиза Егине, которая преподавала рукоделие в Гогоевском женском училище и была членом Армянского женского общества пособий бедным [5, с. 115].
В 1920-е гг. в жизни Е. Шахазиза произошли крутые перемены. В 1921 г. в Ереване был основан Культурно-исторический музей Армении, состоявший из отделов изобразительного искусства, революции, историко-литературного и этнографического. В этот период молодая Армянская Республика остро нуждалась в деятелях культуры, и целая группа представителей Нахичевани-на-Дону получила приглашение на работу в Ереван [6]. В их числе оказались М. Сарьян, Р. Ачарян, Е. Шахазиз и другие. Инициатива исходила от председателя Совнаркома Армении А. Мясникяна (Мясникова), имевшего нахичеванские корни. Литературный отдел главного музея Армении было предложено возглавить Е. О. Шахазизу. Это приглашение было им с энтузиазмом принято. Интересно отметить, что Ерванд Овагемович решился на переезд в возрасте 66 лет. Он переехал в Советскую Армению не с пустыми руками: вывез из Нахичевани богатейший архив, в состав которого вошли фонды М. Налбандяна, Р. Патканя-на и Новонахичеванского магистрата, насчитывающий более 5 ООО ценнейших документов. Ныне эти документы составили основу фонда Национального архива Армении [5, с. 113].
К этому факту можно отнестись двояко. С одной стороны, в наступивший после окончания гражданской войны и прихода к власти большевиков период «строительства социа-
лизма» и начала создания единой исторической общности - «советского народа» существовала реальная опасность утраты архива, и его вывоз в тех условиях можно расценивать как его спасение для будущих поколений. С другой стороны, местные исследователи истории донских армян фактически лишились возможности изучать эти документы.
Как учитель Е. О. Шахазиз отдавал все силы воспитанию и образованию армянского юношества. Многие его ученики, такие, например, как А. К. Дживелегов, ставшие впоследствии известными учёными, сохранили чувство глубокой признательности своему учителю. Многие поколения нахичеванцев обязаны ему своими глубокими знаниями, а также воспитанным в них чувстве патриотизма и гордости за свой народ.
Через все творчество и практическую деятельность Е. О. Шахазиза проходит идея со-
хранения во имя будущих поколений самобытной армянской культуры. С тревогой и болью он пишет о разрушающихся памятниках, об утраченных рукописях, об исчезающих старинных обычаях. И он отдавал все силы, чтобы всё это сохранить для потомков.
До глубокой старости он сохранял живой и ясный ум. Жизнь и деятельность Е. О. Шахазиза - пример истинного служения своей Родине и своему народу.
Кем же был на самом деле Е. О. Шахазиз? Историком, этнографом, педагогом, краеведом, филологом или даже археологом? Думается, всех этих областей деятельности он коснулся в равной мере. Но главное - он был просветителем, ибо прежде всего заботился о просвещении своего народа. Хотелось бы надеяться, что его жизнь и творчество станут предметом дальнейших исследований учёных.
Литература и источники
1. Акопян П. О. Жизнь и труды Ерванда Шахазиза // Историко-филологический журнал. 1981. № 2. С. 17-36 (на арм. яз.).
2. Армянский комитет Нахичевани-на-Дону. Отчёт за 1915 г. Нахичевань-на-Дону: [б.и.], 1916. 15 с.
3. Бархударян В. Б. История армянской колонии Новая Нахичевань. 1779-1917. Ереван: Айастан, 1996. 240 с.
4. Государственный архив Ростовской области. Ф. 91. Оп. 1. Д. 1450.
5. Казаров С. С. Просветитель Нор-Нахичевани // Донской временник. Год 1996. Ростов-на-Дону: [б.и.], 1995. С. 112-116.
6. НаирьянХ. Наш историк//Заря коммунизма. 1989. 1 июля.
7. Приазовский край. 1906. 25 апреля.
8. Сарьян М. С. Из моей жизни. Воспоминания. М.: Изобразительное искусство, 1985. 303 с.
9. Шахазиз Е. История учебного дела Новой Нахичевани. Тифлис: [б.и.], 1892. 62 с. (на арм. яз.).
10. Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Монастырь Сурб Хач Нового Нахичевана / пер. с армян. Ш. Шагиняна. Ростов -на-Дону: ЗАО «Книга», 2005. 240 с.
11. Шахазиз Е. Исторические зарисовки. Тифлис: [б.и.], 1903. 239 с. (на армян, яз.).
References
1. Akopyan Р. О. Zisn' i trudi Ervanda Shachaziza (Life and works of Yervand Shahaziz) II Istorico-filoiogicheskiy zurnal. 1981. No. 2. P. 17-36. (In Armenian).
2. Armiyanskii komitet Nahichevani-na-Donu. Otchet za 1916 g. (The Armenian Committee of Nakhichevan-on-Don. The report of 1916). Nakhichevan-on-Don, 1916. 15 p.
3. Barchudariyan V. B. istoriya armyanskoi kolonii Novaya Nakhichevan. 1977-1917 (The history of the Armenian colony of New Nakhichevan. 1779-1917). Erevan: Aiastan, 1996. 240 p.
4. State archive of Rostov region (GARO). F.91. Inv.2. D.1450.
5. Kazarov S. S. Prosvetitel' Nor-Nahichevani (Nor Nakhichevan - the Enlightener) // Donsko' Vremennik. 1996. Rostov-on-Don, 1995. P. 112-116.
6. Nair'yan H. Nash istorik (Our historian) II Zarya kommunizma. 1989. July 1.
7. Priazovskii Krai. 1906. April 25.
8. Sariyan M. S. iz moei zhizni. Vospominaniya (From my life. Memories). M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1985.303 p.
9. Shakhaziz E. Istoriya uchebnogo dela Novo' Nakhichevani (The history of the educational work of Novaya Nakhichevan). Tiflis, 1892. 62 p. (In Armenian).
10. Shakhaziz E. Novy Nakhichevan i novonakhichevantsy. Monastyr' Surb Khach Novogo Nakhichevana (Shahaziz H. New Nakhichevan and novonahichevancy. Monastery Surb Khach of New Nakhichevan) I translated by Sh.Shaginyan. Rostov-on-Don: Kniga, 2005.240 p.
11. Shakhaziz E. Istoricheskie zarisovki. (Historical sketches) Tiflis, 1903. 239 p. (In Armenian).