КЛАССИКА В ИСКУССТВЕ СКВОЗЬ ВЕКА. СПб., 2015.
О.В. Баева
«ХОРОШИЙ СОБОР ДЛЯ ТАВРИЧЕСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ»: АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА В НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ (КОНЕЦ XVIII ВЕКА - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА Х1Х ВЕКА)
Нахичевань-на-Дону (Нахичевань, с 1928 г. Пролетарский район г. Ростова-на-Дону) -город на Нижнем Дону, основанный в 1779 г. армянами, переселенными из Крыма по указу Екатерины II. Для строительства города российское правительство отвело место, находившееся под защитой крепости св. Дмитрия Ростовского, на восточной ее границе.
История развития города неразрывно связана с политикой Российской империи, направленной на быстрое заселение южных земель и их включение в социально-экономическое и культурное пространство страны. На переселенцев возлагалась важнейшая задача экономического развития края, и Нахичевань стал первым городом Нижнего Дона, основанным не как крепость, а как торгово-ремесленное поселение. В отличие от такого типа городов, застраивавшихся, как правило, стихийно, Нахичевань изначально строился согласно градостроительному плану, созданному в соответствии с принципами регулярности и классицизма. Таким образом, крымские переселенцы оказались не только в новых природно-климатических условиях, но и в условиях новой архитектурно-пространственной среды, в самой своей основе разнящейся с архитектурно-строительной культурой армян, сформировавшейся на Крымском полуострове. Все армянские поселения на территории Крыма как правило застраивались стихийно1. Характерная для многих средневековых городов высокая плотность застройки — кривые и узкие улицы, случайная конфигурация плана кварталов и неправильные геометрические формы плана усадеб — соответствовали традиционным народным ценностям и формировали соответствующую пространственную культуру. Культовые сооружения армян в Крыму представляли многочисленные варианты распространенных в Армении церквей, на которые наложили отпечаток строительные особенности других, распространенные у народов полуострова и окружающая среда1 2.
В Российской империи на рубеже XVIII-XIX вв. внедрялись принципы и формы классицизма - стиля абсолютистского государства. Укоренившись в духовной культуре донских армян, классицизм оставался популярным до самой революции 1917 г. и определял архитектурное лицо города3. В стиле классицизм в конце XVIII в. - середине XIX в. были построены городской собор, все приходские церкви и церковь монастыря Сурб Хач, располагавшегося за северной чертой города. Городские церкви, построенные в указанный
1 Халпахчьян О.Х. Особенности крымских поселений армян // Архитектурное наследство. 1996. № 41.
С. 62-70.
2 Халпахчьян О.Х. Стилистические особенности армянских памятников Крыма // Архитектурное наследство.1996. № 41. С. 22-32.
3 Волошинова Л.Ф. Бульварная площадь: Судьбы улиц, площадей и зодчих. Ростов-на-Дону, 2001.
© О.В. Баева, 2015
106
«Хороший собор для таврических переселенцев»...
период, были разрушены в ХХ в., до сегодняшнего дня сохранилась только церковь загородного монастыря Сурб Хач. Авторы проектов церквей неизвестны, сами проекты не обнаружены исследователями и, вероятно, утеряны навсегда.
Именно эти культовые сооружения определили стилистический облик города и способствовали формированию его целостности на фундаменте классицистических форм и элементов. К строительству церквей крымские переселенцы приступили в первую очередь, а архитектурно-художественный облик культовых построек контролировался российским правительством, проекты разрабатывались и утверждались в столице.
Из выше сказанного можно заключить, что собор и церкви имели градоформирующие значение и оказали влияние на историю архитектуры Нахичевани-на-Дону. Однако историю строительства и архитектуру церковных сооружений города нельзя считать полностью изученной, в историографии культового зодчества армян Дона осталось много открытых проблем.
Изучение церковной архитектуры Нахичевани-на-Дону началось еще в XIX в. Однако работы данного периода не являются научными в современном понимании и могут быть отнесены к письменным источникам. Таким источником рубежа XIX-ХХ вв. можно считать книгу Э. Шахазиза4. В своей работе, посвященной общим вопросам культуры и быта армянской колонии Нижнего Дона, автор отводит несколько страниц описанию городских церквей. Подробно описаны иконы, церковная утварь и др. имущество церквей, история строительства, но архитектурные детали в сферу интересов автора практически не попадают.
Собственно научное изучение культовой архитектуры Нахичевани-на-Дону начинается во второй половине ХХ в. Наибольший научный вклад в решение проблемы внес академик О.Х. Халпахчьян. Его статья о культовых сооружениях Нахичевани стала затем частью монографического исследования, посвященного архитектуре Нахичевани-на-Дону в целом5. Автору удалось выявить и обобщить значительный архивный материал. Так, благодаря ему в научный оборот введены проекты середины XIX в., выполненные неким архитектором Муратовым. Вместе с тем, многие приходские церкви остались либо за гранью интересов автора, либо упомянуты им вскользь. В свете проблемы нашего исследования интерес представляет утверждение автора о том, что каменные церкви конца XVIII в. - середины XIX в. были построены в архитектурных формах русского классицизма, так как возводить храмы в традициях армянского зодчества запрещалось6. Заметим, что данный период в истории российской архитектуры характеризовался политикой государства, направленной на распространение классицизма и образцовых проектов, поэтому фасады, выполненные в формах, отличных от классицизма, представлялись «неблаговидными» и не утверждались. Помимо господствующего стиля при строительстве церквей учитывались правовые нормы, содержавшиеся в Строительном Уставе. Глава II «О построении Христианских церквей иностранных исповеданий...» Строительного Устава содержала правила возведения таких церквей и оговаривала особенности составления планов с учетом религиозных традиций лишь для некоторых христианских конфессий7. Для остальных, к числу которых относилась и Армянская Апостольская церковь, предписывалось при составлении и утверждении планов и фасадов руководствоваться общими правилами гражданской архитектуры
4 Шахазиз Э. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Ростов-на-Дону, 1999.
5Халпахчьян О.Х. Архитектура Нахичевани-на-Дону. Ереван, 1988.
6 Казарян А.Ю. Альбом Д. И. Гримма (1864, 1866 гг.) и архитектурный проект церкви Сурб Карапет в Нахичевани-на-Дону // Архитектурное наследство: Памяти О. Х. Халпахчьяна / Отв. ред. А. Ю. Казарян. М., 2011. С. 83.
7 Свод законов Российской империи. Т. 12. Ч. 1. СПб., 1857. С. 345.
107
О.В. Баева
«впредь до издания образцовых планов». Общие правила церковного строительства требовали соблюдать «Древний Византийский стиль»8. Понимая, что разрыв между правовыми нормами строительства и провинциальной строительной практикой в XIX в. был огромным, заметим, что в церковном строительстве государственный контроль был жестче, утверждение архитектурных проектов не отдавалось в ведение местных властей, которые могли бы утвердить проекты на свой страх и риск. Такой контроль со стороны государства распространялся на все культовые сооружения и затрагивал не только армянские колонии. За неимением других правовых предписаний и четких указаний, церкви для единоверцев проектировались в «византийском стиле». Постепенно смягчается законодательство со второй половины XIX в.
В работе Г.В. Есаулова и В.А. Черницыной среди архитектурных памятников Ростова-на-Дону рассматривается и церковь монастыря Сурб Хач, приводятся обмерные чертежи9. А.Ю. Казарян исследовал поздний период церковного строительства в Нахичевани10 11 и показал проблему поиска национального стиля в культовом строительстве конца XIX в. Культовые сооружения конца XVIII в. - первой половины XIX в. остались за сферой его интересов. Ряд работ, написанных историками архитектуры, хотя и относятся непосредственно к решению интересующей нас проблемы, все же помогают выявить архитектурностроительные особенности региона, повлиявшие и на церковное строительство армян 11.
Таким образом, предыдущими историками архитектуры накоплены фактографические и фактологические знания, позволяющие обратиться к культовым постройкам Нахичевани в качестве самостоятельной проблемы исследования.
Целью настоящего исследования является воссоздание истории строительства и облика церквей классицизма в Нахичевани, определение их места в архитектурном пространстве города и выявление их влияния на стилистические особенности архитектуры донских армян последующего времени. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выявить исторические источники и проделать источниковедческий анализ, провести искусствоведческий анализ памятников по выявленным фотодокументам и искусствоведческий анализ сохранившейся церкви монастыря Сурб Хач, осмыслить полученные результаты в контексте истории архитектурных стилей Нахичевани.
Строительство жилых и общественных зданий, культовых сооружений в Нахичеване началось практически сразу после указа 1779 г. На первом градостроительном плане города, созданном не позже 1781 г., отмечены собор и приходские церкви, магистрат и торговые ряды. Они, за небольшими исключениями и достройками, были возведены до конца XVIII в. Архитектурно-пространственный облик построек определял классицизм, в соответствии с градостроительными принципами которого город представлялся системой, состоящей из взаимосвязанных и рационально организованных социальных, функциональных и художественных элементов. Генеральный план Нахичевани отразил важные составляющие архитектурно-градостроительной теории последней четверти XVIII в.: комплексный
8 Там же. С. 347.
9 Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону, 1999. 288 с.
10 Казарян А.Ю. Альбом Д. И. Гримма. С. 165-191.
11 Иванова-Ильичева А.М. Гражданские инженеры в архитектурно-строительной практике городов Нижнего Дона и Приазовья // Архитектоника инженера В.Г. Шухова. М., 2013. С. 65-67; Иванова-Ильичева А.М., Стушняя И.А., Баева О.В. Архитектурно-градостроительное развитие Нахичевани-на-Дону в контексте формирования городской культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014 . № 10.
С. 81-83.
108
«Хороший собор для таврических переселенцев»...
подход к планированию города, выделение архитектурно-градостроительных акцентов с особой ролью площадей «убранных монументами». Центральным элементом композиции города и его архитектурно-градостроительной доминантой стала церковь св. Григория Просветителя (1783), расположенная на главной площади между административным и торговыми зданиями. Храм завершал перспективу главной улицы, позже получившей название Соборной. Местоположение храма и его классические формы во многом определили дальнейшее пространственное развитие центра города и стиль важнейших городских зданий: приходских церквей, магистрата, театра, училищ и т.д.
Автор плана 1781 г. неизвестен, как неизвестен и архитектор церкви св. Григория Просветителя. Исследователи предполагают, что им был И.Е. Старов. Это мнение основано на анализе таких проектов зодчего, как градостроительные планы Воронежа, Николаева, Екатеринослава. Кроме того, необходимо учитывать, что в XVIII в. профессиональные зодчие в провинции были большой редкостью, а Старов продолжительное время работал в Новороссийском крае. Именно поэтому он считается первым архитектором Нахичевана, и даже появилась местная легенда о том, что Екатерина II, сказала зодчему: «Ты строишь Таврический дворец, а теперь построй собор для таврических переселенцев». Однако авторство Старова остается лишь предположением, которое нельзя считать достаточно аргументированным. Оно требует серьезной научной проверки и может стать темой самостоятельного исследования.
К середине XIX в. нахичеванцы построили пять приходских церквей, собор и один монастырский комплекс, располагавшийся за северной чертой города. Первоначально все церкви возводились из дерева, к постройке каменных церквей приступили с 1783 г. Все они построены в русско-византийской традиции и стиле классицизм.
Собор св. Григория Просветителя, возведенный на центральной площади города и служивший градостроительной доминантой, относится к числу первых каменных церквей. «Летописец Нахичевани» Э. Шахазиз указывает, что строительства каменного собора продолжалось с 1783 г. по 1807 г.12 Сегодня архитектурный облик храма, разрушенного в 1960-е гг., можно восстановить благодаря немногочисленным фотодокументам и скупым сведениям письменных источников, т.к. проектные чертежи утеряны.
Собор св. Григория Просветителя представлял собой центрический храм в стиле классицизма с применением крестово-купольной конструктивной системы. Храм был прямоугольным в плане с вписанным крестом и выступающей полуциркульной апсидой на востоке. Предположительно, здание строилось на ленточном фундаменте с каменным цоколем. По сохранившимся фотодокументам можно заключить, что приблизительная высота храма составляла около 28 м, колокольни - около 36 м.
Собор имел три входа. Южный и северный вход украшали дорические порталы. Над средокрестием возвышался сферический купол на световом барабане, завершавшийся фонарем с крестом. Украшением барабана служили дорические колоны и арочные оконные проемы. Перед западным входом располагалась небольшая паперть с примыкавшей высокой трехъярусной колокольней. Квадратный в плане первый ярус переходил в круглые в плане второй и третий ярусы. Завершалась колокольня также фонарем с крестом, а ее главный вход украшал дорический портал. Художественное единство церкви и колокольни дополняли сочетающиеся полуциркульные арочные и оконные проемы.
Внутреннее пространство храма формировали четыре свободно стоящие опорные пилона, имитирующие цветной мрамор, престол и небольшой жертвенник, закрывавшиеся
12 Шахазиз Э. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. С. 49-51.
109
О.В. Баева
большим занавесом с позолоченным крестным подножием. С двух сторон от них находились ризницы, называемые нахицеванцами «матур»13. Стены церкви были окрашены масляной краской, пол выслан паркетом. Стены и колонны украшены иконами в позолоченных и посеребренных рамах, а некоторые иконы нарисованы непосредственно на стенах и колоннах. Национальную специфику убранству церкви придавали хачкары — каменные стелы с резным изображением креста, привезенные из Крыма и встроенные в стены церкви. Наружные стены были побелены и тоже украшены иконами и хачкарами14.
Как можно судить по планам города конца XVIII - середины XIX вв., было возведено пять приходских церквей: Никольская, Вознесенская, Пресвятой Богородицы, Федоровская, Георгиевская. Э. Шахазиз в списке церквей Нахичеванского-на-Дону Духовного правления называет помимо указанных церквей еще одну, построенную в последней четверти XIX в. Церковь Сурб Карапет, возведенная в эпоху поиска национальных стилей в архитектуре, выполнена в традициях закавказского храмового зодчества, что стало «вполне адекватным, своевременным и довольно успешным ответом с художественной точки зрения... строителям русских храмов в византийском и “русском”» стилях»15. Соглашаясь с автором данного высказывания, заметим, что на жилой и общественной архитектуре последней четверти XIX в. поиски национального стиля практически не отразились. Архитектура Нахичевани продолжала тяготеть к классицистическим традициям.
Приходские церкви Нахичевана, возведенные в конце XVIII в. - начале XIX в., выполнены в формах классицизма. Они уступали собору по размерам, были скромнее по убранству. Церкви имели по три входа, украшенные колоннами с портиками и примыкавшими к ним колокольнями.
Понять роль церквей в формировании архитектурно-пространственного облика города помогают городские планы, которые время от времени обновлялись. Первый план 1781 г. был скорректирован в 1811 г. и количество городских церквей сократилось с 9 до 8, однако принцип расположения церквей и их роль в пространстве города остались неизменными. Уже при первоначальном планировании города были продуманы все градостроительные доминанты. Посреди главной городской площади, завершавшей перспективу центрального проспекта, возвышался собор Григория Просветителя. Приходские церкви задумывались как локальные доминанты, делившие город на районы, соответствующие границам прихода. Каждой церкви отводилась довольно большая территория, равнявшаяся кварталу или его половине.
Особого внимания заслуживает церковь монастыря Сурб Хач, возведенная также в стиле классицизма. Монастырь располагался в 7 км к северу от города и вокруг него сформировался Крестовоздвиженский поселок, считавшийся территорией Нахичевана.
Строительство церкви велось с 1783 г. по 1792 г., а в 1862 г. она была полностью перестроена. Не сохранилось свидетельств и документов, которые позволили бы восстановить художественно-архитектурный облик первой церковной постройки. О.Х. Халпахчьян, ссылаясь на армянскую рукопись «Давтар» (XVIII в.) утверждает, что первоначально церковь была деревянной. Он называет автором проекта И. Е. Старова без приведения каких-либо аргументов. Э. Шахазиз пишет, что ему неизвестно каким было здание до перестройки, но во время перестройки оно было расширено. Церковь монастыря Сурб Хач - единственное выполненное в византийской традиции и стиле классицизма культовое сооружение Нахичевани, сохранившееся до сегодняшнего дня.
13 Шахазиз Э. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. С. 52
14 Шахазиз Э. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. С. 51-53.
15 Казарян А.Ю. Альбом Д. И. Гримма. С. 186.
110
«Хороший собор для таврических переселенцев»...
Кирпичные стены церкви возведены на каменном фундаменте и оштукатурены. Центрическую церковь венчает купол на световом барабане. Ее входные южный и северный порталы украшают четырехколонные тосканские портики. Стены церкви и световой барабан членятся пилястрами, карнизами и прорезаны полуциркульными арками и оконными проемами. Венчает церковь фонарь с яблоком и крестом. К западному фасаду церкви позже пристроена двухъярусная колокольня, завершавшаяся граненым шатром, -единственная колокольня Нахичевани-на-Дону, построенная в соответствии с традициями культового строительства армян. Колокольня была ниже здания церкви, все остальные колокольни города по высоте превышали здание церкви, что являлось следствием внедрения российской традиции. Колокольня монастырской церкви разрушена ударом молнии в 1932 г. и ее облик можно восстановить только благодаря фотоматериалам.
Пришедшая в запустение за первые десятилетия советской власти церковь была отреставрирована в 1968-1972 гг. Руководил реставрационными работами заслуженный архитектор Армянской ССР В. Григорян16. В исторической справке, приложенной к проекту, говорится, что в 1862 г. в церкви был проведён капитальный ремонт, в ходе которого допущены нарушения «в области антаблемента по всему периметру здания и, особенно, в области фронтонов. Эти нарушения отклонили стиль здания от стиля И.Е. Старова»17. Таким образом, реставраторы исходили из положений о том, что Старов — архитектор церкви монастыря, и здание конца XVIII в. было лишь отремонтировано, а не перестроено из кирпича. К сожалению, авторы справки не приводят каких-либо фактических подтверждений и ссылок на исторические источники. Однако, на наш взгляд, неслучайно стремление исследователей на протяжении многих десятилетий связать две стилеопределяющие постройки города (собор св. Григория Просветителя и церковь монастыря Сурб Хач) с именем выдающегося российского архитектора периода русского классицизма. Очевидно желание возвеличить две главнейшие культовые постройки донских армян, имевших огромную духовную значимость для вхождения армянских переселенцев в культурное пространство России, объединившее в XIX в. многие национальные культуры.
Таким образом, в основу архитектуры и пространственной организации Нахичевани были положены принципы классицизма, полюбившиеся горожанам настолько, что даже фасады зданий периода эклектики тяготели к классицистическим формам. Период поиска национальных стилей, завладевшего умами российских архитекторов и заказчиков, нашел свое выражение в Нахичевани только в церковном строительстве последней четверти XIX в., и остался фактически нереализованным в остальных типах сооружений. В церковном строительстве поворот к «национальному стилю» тоже оказался весьма ограничен. На рубеже XIX-ХХ вв. Э. Шахазиз подчеркивал, что городские церкви не соответствуют образу армянских культовых сооружений. Недоумение у него вызывало то, что некоторые из них после ремонта или даже перестройки сохраняли «тот же стиль и ту же внутреннюю обстановку, что присущи всем нахичеванским церквям»18. Данное замечание Э. Шахазиза вполне обосновано с юридической точки зрения. Закон 1856 г. разрешал «починку церквей иностранных Христианских исповеданий, а равно построение новых вместо обветшавших ... производить с разрешения их духовных начальств, по принадлежности»19, т.е. разрешение Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения требовалось только для
16 Проект реставрации объекта бывшей церкви монастыря «Сурб-Хач». Том II, кн. 1. Ростов-на-Дону, 1988. С. 7.
17 Там же. С. 16.
18 Шахазиз Э. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. С. 78.
19 Свод законов Российской империи. Том 12, часть 1. СПб., 1857. С. 389.
111
О.В. Баева
строительства новых церквей. Э. Шахазиз объясняет приверженность византийскому стилю и классицизму тем, что длительный отрыв от национальных традиций уже «выработал в переселенцах новый вкус, новые понятия и идеалы о ряде жизненных явлений. Они отчуждены от ... армянской обстановки и, наоборот, привыкли к вкусам, стилю и обстановке мест, где обосновывались жить»20. Такое объяснение кажется достаточно правдоподобным и соответствующим духовной атмосфере армянской колонии второй половины XIX в.
До начала ХХ в. Нахичевань-на-Дону представлял город с преобладанием классицистических форм в архитектуре. Такую стилистическую доминанту сформировали и затем поддерживали городской собор и приходские церкви города. Значительные возможности, которые давала эклектика в области разнообразного использования стилистических форм, не были использованы в полной мере и не изменили облика города.
Информация о статье
ББК 85.11; УДК 7.034(47+57)
Автор: Баева, Ольга Владимировна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории архитектуры, искусства и архитектурной реставрации, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Российская Федерация, olabaeva@mail.ru Название: «Хороший собор для таврических переселенцев»: архитектура классицизма в Нахичевани-на-Дону (конец XVIII века - первая половина XIX века).
Аннотация: Автор статьи обращается к изучению архитектуры культовых сооружений Нахичевани-на-Дону - города, основанного армянами в 1779 году. В основе его архитектурно-пространственной организации лежали идеи регулярного города и принципы классицизма. Все культовые постройки, относящиеся к первому периоду церковного строительства в городе, возведены в стиле классицизма и являются отражением русско-византийской строительной традиции. Поселенцы-армяне были лишены возможности строить церкви в традициях Закавказья. Цель статьи - восстановить архитектурно-художественный облик утраченных сооружений и показать их роль в формировании стилистических предпочтений нахичеванцев. Автор приходит к выводу о том, что формы классицизма проникли в эстетическое сознание поселенцев и классицистические элементы играли значительную роль в архитектуре города даже в период господства эклектики и поиска национальных стилей, затронувших и архитектуру Нахичевани-на-Дону.
Ключевые слова: Нахичевань-на-Дону, архитектура классицизма, церковное строительство, армянская колония Нижнего Дона, монастырь Сурб Хач
Литература, использованная в статье
Волошинова, Любовь Феоктистовна. Бульварная площадь: Судьбы улиц, площадей и зодчих. Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2001. 136 с.
Есаулов, Георгий Васильевич; Черницына, Валентина Алексеевна. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону: РГАИ, 1999. 288 с.
Иванова-Ильичева, Анна Михайловна. Гражданские инженеры в архитектурно-строительной практике городов Нижнего Дона и Приазовья // Архитектоника инженера В.Г. Шухова [Международная научно-практическая конференция, посвященная 160-летию со дня рождения В. Г Шухова, 13-14 ноября 2013 года / Сост. О. И. Адамов и др. пер.]. Москва: МАРХИ, 2013. С. 65-67.
Иванова-Ильичева, Анна Михайловна; Стушняя, Ирина Алексеевна; Баева Ольга Владимировна. Архитектурно-градостроительное развитие Нахичевани-на-Дону в контексте формирования городской культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10. С. 81-83.
Казарян, Армен Юрьевич. Альбом Д. И. Гримма (1864, 1866 гг.) и архитектурный проект церкви Сурб Карапет в Нахичевани-на-Дону // Архитектурное наследство: Памяти О. Х. Халпахчьяна / Отв. ред. А. Ю. Казарян. Москва: КРАСАНД, 2011. С. 165-191.
Проект реставрации объекта бывшей церкви монастыря «Сурб-Хач». Т. II, кн. 1. Ростов-на-Дону: [б.и.], 1988. 56 с.
Свод законов Российской империи. Т. 12, ч. 1. Санкт-Петербург: Типография Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1857. 664 с.
Халпахчьян, Оганес Хачатурович. Архитектура Нахичевани-на-Дону. Ереван: Айстан, 1988. 168 с.
20 Шахазиз Э. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. С.63.
112
«Хороший собор для таврических переселенцев»...
Халпахчьян, Оганес Хачатурович. Особенности крымских поселений армян // Архитектурное наследство. 1996. № 41. С. 62-70.
Халпахчьян, Оганес Хачатурович. Стилистические особенности армянских памятников Крыма // Архитектурное наследство. 1996 . № 41. С. 22-32.
Шахазиз, Эрванд. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Ростов-на-Дону: РИО «Цветная печать», 1999. 160 с.
Information about the article
Author: Baeva, Olga Vladimirovna - Ph.D. in History, Associate Professor, Academy of Architecture and Arts, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation, olabaeva@mail.ru Title: «A Good Cathedral for Taurida Colonists»: the Architecture of Classicism in Nakhichevan-on-Don (the End of the 18th - the First Half of the 19th Century).
Summary: Nakhichevan is a city on the Lower Don which was founded in 1779 by Armenians. Its history is closely connected with the policy of the Russian Empire of development of southern lands and their integration into the socioeconomic structure and culture of the country. This policy was inextricably linked with the idea of a regular city and principles of classicism. It was the first city in this district established not as a fortress, but as a trading and crafting and craft settlement. Unlike other towns of this kind, which were normally formed spontaneously, Nakhichevan was originally built according to the plan corresponding to architectural ideas of the last quarter of the 18th century. The Central square with the Church of St. Gregory the Illuminator (1783) built in the style of Russian classicism united all the streets intersecting at right angles. The Church determined the style of the most important city buildings: magistrate, theatre, parish churches, etc. Outside the city there was The Church of the Armenian monastery Surb-Khach (1781) which also became a fine embodiment of classicism. The architectural culture of Nakhichevan is based on classicism which defined the architectural appearance of the city and was appreciated by the citizens so much that even the facades of the edifices built in the period of eclecticism gravitated towards classical forms. Keywords: Nakhichevan-on-Don, Armenian monastery Surb-Khach, architecture, Church of the Armenian.
References
Voloshinova, Lyubov’ Feoktistovna. Tabloid Аrea: Fate of Streets, Squares and Architects. Rostov-on-Don: Donskoi izdatelskii Dom Publ., 2001. 136 p.
Esaulov, Georgii Vasilyevich; Chernitsyna, Valentina Alekseevna. Architectural Chronicle of Rostov-on-Don. Rostov-on-Don: State Rostov Academy of Architecture and Arts Publ., 1999. 288 p.
Ivanova-Ilicheva, Anna Mikhailovna. Civil Engineers in the Architectural Practice of Cities of the Lower Don River and the Azov Sea, in Arkhitektonika inzhenera V.G. Shukhova [.Architectonics engineer of an engineer V.G. Shukhov: International conference], Moscow: Moscow Institute of Architecture Publ., 2013. P. 65-67.
Ivanova-Ilicheva, Anna Mikhailovna; Stushnyaya, Irina Alekseevna; Baeva, Olga Vladimirovna. Architectural Development оf Nakhichevan-оn-Don in Context of Forming of Urban Culture, in Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice]. 2014. No. 10. Part 3. P. 81-83.
Kazaryan, Armen Yur’evich. The Album by D.I. Grimm (1864, 1866), and the Architectural Project of the Surb Karapet in Nakhichevan-on-Don, inArkhitekturnoe nasledstvo [ArchitecturalHeritage]. Moscow: Academic Research Institute of the Theory and History of Architecture and City-building Publ., 2011. P. 165-191.
Project of restoration of object of the former church of the monastery «Surb-Hach». Vol. II. Book 1. Rostov-on-Don, 1988. 56 p.
Code of laws of the Russian Empire. Vol.12, part 1. St. Petersburg: Second Office of Own E.I.V. Kantselyariya Publ., 1857. 664 p.
Khalpakhch’yan, Oganes Khachaturovich. Architecture of Nakhichevan-on-Don. Yerevan: Aistan Publ., 1988. 168 p.
Khalpakhch’yan, Oganes Hachaturovich. Features of the Crimean Settlements of the Armenians, in Arkhitekturnoe nasledstvo [ArchitecturalHeritage]. 1996. No. 41. P. 62-70.
Khalpakhchyan, Oganes Khachaturovich. Stylistic Features of Armenian Monuments of Crimea, in Arkhitekturnoe nasledstvo [ArchitecturalHeritage]. 1996. No. 41. P. 22-32.
Shakhaziz, Ervand. New Nakhichevan and the Newnakhichevans. Rostov-on-Don: Tsvetnaya pechat' Publ., 1999. 160 p.
113