Научная статья на тему 'Педагогическая наука и информация как фактор эволюции образования'

Педагогическая наука и информация как фактор эволюции образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ФАКТОР ЭВОЛЮЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Сергей Иванович

В статье рассматривается информация как фактор эволюции образования. Образование выступает важнейшим воспроизводственным механизмом интеллекта в социуме. Существующий изоморфизм исторических эпох и вида организации социального интеллекта, и соответственно, вида образовательных структур имеет отображение в ритмике воспроизводства и обновления социальных интеллектов. Такая ритмика, возникшая при переходе от стадного существования к обществу и сверхобществу, отражена в предлагаемой концепции образовательных революций и циклов эволюции систем образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая наука и информация как фактор эволюции образования»

Отсюда, V = 0, а х = 1 . Ответ: х = 1

Пример 6: (2 способ) Решить уравнение: — 1 + V х — 1 = 1. Решение: Приступая к решению данного уравнения, можно увидеть, что корнем данного уравнения является х = 1 . Заметим, что левая часть уравнения состоит из суммы двух возрастающих функций, а значит принамает каждое свое значение один раз. В правой части функция у = 1 , которая параллельна оси ох. Таким образом, данные функции имеют единственную точку пересечения при .

Ответ: .

Пример 7: Решить уравнение — х2 + 2 х — 1 = V х 2 — 3 х + 2

Решение: В данном примере возведение обеих частей в квадрат не является рациональным. Заметим, что левая часть уравнения

-х2 + 2х - 1 = -(х - I)2 < О а т.к. как правая часть не может быть меньше нуля, а значит решение возможно, если обе части равны нулю. И левая и правая часть равны нулю при х = 1 . Ответ: .

На примерах рассмотрено в каких местах при решении иррациональных уравнений у учеников могут быть трудности. При решении данных уравнений использовался не только метод возведение обеих частей уравнения в квадрат, но и свойства функции у = //х, метод замены переменной.

Список литературы

1. Темиргалиев Н., Аубакир Б., Баилов Б., Потапов М.К., Шерниязов К. Алгебра и начала анализа. 10 - 11 классы. «Жазушы», 2002.

2. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Справочник для школьников и поступающих в вузы. АСТ-ПРЕСС, 2016. 464 с.

3. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия. «АБР», 1995. 352 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ИНФОРМАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭВОЛЮЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Новиков С.И.

Новиков Сергей Иванович - студент, факультет психологии, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, г. Киев, Украина

Аннотация: в статье рассматривается информация как фактор эволюции образования. Образование выступает важнейшим воспроизводственным механизмом интеллекта в социуме. Существующий изоморфизм исторических эпох и вида организации социального интеллекта, и соответственно, вида образовательных структур имеет отображение в ритмике воспроизводства и обновления социальных интеллектов. Такая ритмика, возникшая при переходе от стадного существования к обществу и сверхобществу, отражена в предлагаемой концепции образовательных революций и циклов эволюции систем образования. Ключевые слова: информация, фактор эволюции, образование, педагогическая наука.

Эволюция образования не шла сама собой, нужно было прилагать огромные усилия, чтобы новое пробивала себе дорогу. Самоорганизоваться новая школа не

могла, необходимо было упорно преодолевать старые «оковы», ведь старое никогда само по себе не уходит, и тем более из себя не выстраивает нового качества. Старое будет противостоять пока хватит ей сил (в этом тоже имеется большой положительный момент - это стабильность, но и без нового жизнь не может существовать).

Образование можно назвать основным каналом приобщения учащегося к базовым постулатам культуры, образования и профессии. Именно ценности, к которым приобщился учащийся в процессе обучения в средней школе, влияют на его отношение к семье, окружению, будущей профессии. Именно поэтому аксиологический подход становится определяющим в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы [22, с. 117]. Использование единых мировых информационных систем требует внедрения мультимедиа и информационно-коммуникативных технологий в образование: формируется единое информационное образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, получении доступа к общим информационным ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации. Информатизация и компьютеризация постепенно становятся новыми объектами изучения педагогики и педагогической психологии. Их распространение принципиально изменяет образовательную ситуацию [31]. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года дает установку образовательным профессиональным организациям на подготовку высококвалифицированных специалистов современного уровня. Это предполагает не только разностороннее развитие личности, способной к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, самообразованию и самореализации, но и целый комплекс организационно-педагогических мероприятий. В частности, значительное внимание уделяется электронному обучению [22, с. 89].

Кризис современного образования — неотъемлемая часть перехода к новому этапу развития социального интеллекта. Актуализируется подход, который определен взглядом на образование как на механизм самореализации ноосферного интеллекта, что также соответствует префигуративной фазе развития общества. Качественным отличием подхода выступает идея подготовки людей, как личностей, способных решать универсальные проблемы. Со стремительным ростом технологий, в том числе технологий образования, связан прогнозируемый этап префигуративного вида культуры. Вступление в такую культурную эпоху должно выразиться в увеличении количества и разнообразия качества образовательных систем. Механизм симметрии — асимметрии действия законов конкуренции и дополнения позволяет глубже понять механизм развертывания этого кризиса. Образование, в рамках закона инвариантности и цикличности развития, с неизбежностью формирует новое качество социального интеллекта. В кризисной ситуации, на фоне «распада» старой системы образования, падения уровня ее организмичности, расширяется и действие закона конкуренции. Происходит «взрыв» экстенсионального разнообразия. Что и наблюдается в творчестве форм открытого образования. Происходит «деорганизмизация» классических образовательных систем, рост их популяционности. Интенсивно «работает» селекция новых социальных форм образования. С помощью механизма социального отбора, в рамках унифицированных информационных технологий, осуществляется уменьшение разнообразия (конвергирование) таких форм. Экстенсиональное разнообразие преобразуется в интенсиональное разнообразие, где действует закон дополнения и кооперации. В глобальной образовательной системе закон кооперирования проявляется в содержательном наполнении информационно — образовательной среды.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с

36

тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

В периоды кризисов и революционных потрясений, перехода от одного цикла к другому многократно возрастает поток мутаций, отклонений от наследственного генотипа, господствующих стереотипов мышления и действий. В результате целенаправленного, но чаще - стихийного отбора, подавляющее большинство отклонений отбрасывается, но некоторые из них выдерживают испытания и закрепляются в общественном генотипе, пополняя сокровищницу исторического опыта. От этапа к этапу накапливаются и обогащаются потребности, знания и навыки людей, технологические системы, формы собственности и инструменты рынка, способы социально-политического и государственно-правового устройства, элементы науки и культуры, образования и этики. Структура социального интеллекта, объем передаваемых от поколения к поколению, от цивилизации к цивилизации знаний постоянно обогащается. Эпицентры исторических переворотов, лежащих в основе формирования новых цивилизаций или их крупных этапов, перемещаются по планете. Заметим, что исторически большинство сообществ реализовало постфигуративный тип культуры, когда знания передаются от отцов к детям, что соответствовало классическим представлениям о системе образования общества с малой энергетикой хозяйствования, не достигших степени товарного производства и высоких степеней обмена. В них предметы труда носят отпечаток индивидуальности, товары обладают свойством уникальности, а передать в процессе обучения профессиональные навыки и умения было возможно только способом длительного, индивидуального научения.

Российская наука понимает проблему соотношения влияния разных факторов на развитие личности следующим образом. Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются под воздействием среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное наследование, то есть прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие. Воспитание выгодно отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия для развития и адаптации. Это же относится и к обучению как части целостного педагогического процесса: обучение ведет за собой развитие.

К методам активизации учебного процесса относятся методы проблемного обучения, методы деловой игры и дискуссии. Они предполагают такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит относительно самостоятельное овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей [2, с. 119]. Современная молодежь большую часть своего времени проводит в медиасреде: компьютеры и мобильные устройства используются для присутствия в социальных сетях и навигации в Интернете, просмотра фильмов и видеоклипов, прослушивания аудиоклипов, электронных игр, общения и т.д. Глобальное (с точки зрения и времени, и пространства) обучение стало частью нашей повседневной жизни. Это изменяет, «уводит на задний план», роль формального образования в становлении личности. Школа теперь не главный источник учебной информации. Образовательная ситуация информатизированного общества требует выхода на создание иного уровня организации учебного пространства. Образование является важнейшим

37

институциональным каналом воспроизводства духовных ценностей, поэтому явные и латентные целевые установки образовательной системы определяют степень распространения духовных ценностей в обществе и влияют, тем самым, на его ценностную интегрированность и культурную гомогенность [3, с. 52].

Анализ имеющихся исследований позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единых подходов в определении понятия «образовательная среда», в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Вместе с тем обучение, воспитание и развитие личности происходит не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей личности, но и детерминированы условиями образовательной среды, ее психологическим ресурсным содержанием, а именно, использование субъектами образовательного процесса развивающих возможностей образовательной среды (ресурсы); ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия; творческий характер образовательной среды, творческий педагог [25, с. 129]. Формальное образование сегодня более или менее, но интегрировано в глобальную сеть, и никто не сомневается в том, что его дальнейшая судьба будет тесно связана с технологическим развитием. Если этого не произойдет, то, вполне вероятно, могут состояться прогнозы об «отмирании» образования как социального института и педагогической профессии.

Информационно-коммуникативные и мультимедиа технологии играют важную роль в учебной аудитории и за её пределами как часть обучения, практического опыта, совместной деятельности, площадки для общения, обмена и т.д. Они, с одной стороны, являются инновационной составляющей для педагогики и методики обучения, с другой, - отражение современных процессов развития общества и глобальной медиасреды. Поэтому педагогическая наука явно опаздывает с осмыслением сложившейся реальности.

Образование возникло как реакция на потребность в информационном обмене. Рассмотрим эволюцию информационных процессов образования. Если признавать сущностью человека его речь, сознание и способность к рефлексии, то информация является тем фактором, который сделал человека социальным существом. Именно приобретенная способность к совместному использованию информации позволила далеко не самому совершенному, по биологическим меркам, существу доминировать.

Информация - это всегда данные о чем-то, а потому в любой информации есть какое-то знание, сведения о некотором объекте. В животном мире информация кодируется и передается биологически: генетическим путем происходит передача информации от одного поколения к другому. Опыт, накопленный особью в процессе жизни, не наследуется потомками: каждое поколение воспроизводит биологическую программу и накапливает опыт «с нуля». История развития человечества - это история приобретения им новых способов получения, сохранения, передачи и извлечения информации; история развития органов восприятия информации -звукоразличения, звукоизвлечения, цветоразличения; история развития мозговых механизмов речи, мышления, памяти и т.д. [31]. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Потому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям [8, с. 166].

Изменение условий современной российской действительности привело к необходимости появления педагога, сформировавшегося как постоянно развивающаяся профессионально компетентная личность с собственной активной субъектной позицией. Именно субъектная позиция придает педагогу социальную и профессиональную устойчивость, повышает его конкурентоспособность, помогает осознанно выстраивать этапы своего профессионального пути [12, с. 98]. В процессе

38

сознательной целенаправленной деятельности людей появляется особая, отсутствующая у животных, «надбиологическая» форма хранения и передачи информации - культура. Она является социальной, информацией, воплощенной в артефактах и поведении человека. Обладателем её становится не отдельный индивид, а все общество. Происходит отрыв информации от отдельной личности-носителя. Возникает возможность её опосредованной передачи и, соответственно, необходимость её «расшифровки» - понимания другим человеком.

Культура образовала внегенетический «механизм» наследования опыта, имеющий целью «выработку и хранение информации» (Б. Малиновский, М.Ю. Лотман). Исследователи определяют культуру как социальную информацию, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью созданных людьми знаковых средств (Б. Малиновский, М.Ю. Лотман, А.С. Кармин, Е.С. Новикова, М.С. Каган, А.Д. Урсул и др.). Часто её соотносят с «информационным обеспечением в компьютере. Последнее включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Аналогичные компоненты указывают и в культуре: языки - знаковые системы доступа, социальная память, хранящая духовные достижения человечества, программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений.

Культура выступает как информационное обеспечение общества» [13, с. 25-26], в основе развития человечества лежит сохранение, «раскодирование» и преобразование знания - информации о свойствах объектов и явлений. Каждый новый способ передачи информации - предмет, рисунок, письмо, фотография и т. д., является новой революционной ступенью в развитии.

Появление письменности стало своеобразной «революцией» в жизни людей: появилась возможность накопления информации не в мифе и ритуале, а в более объективном и статичном, чем конкретный субъект - носитель, источнике -письменном тексте. Возникла возможность обучения через тексты и проблема доступности понимания знака и текста.

Открытие книгопечатания позволило человеческому знанию с удивительной легкостью аккумулироваться и передаваться. Печатный станок и печатная книга изменили судьбу европейцев: Европа использовала самый оптимальный в то время внеличностный способ сохранения, передачи и распространения информации. Отсталый, по культурным меркам XV века, регион стал флагманом, указывающим всему миру направление дальнейшего общественного развития. Единственным ограничением в освоении информации для человека стало отсутствие навыков чтения и понимания буквенного текста. Именно для его преодоления стали активно развиваться классно -урочная и университетская системы. Книга «создала» систему европейского образования и сделала Европу передовой. Идея массового образования, необходимая для индустриализации, быстро демократизировала общество. Знание - это власть, и когда оно доступно, у всех есть возможность оценить действительность и попытаться её изменить. Поиск новых способов работы с информацией, необходимых для дальнейшего культурного роста, стал в последующем одним из главных направлений технологического и технического совершенствования у всех развитых наций.

В 19-20-м веке произошел колоссальный рост количества социально значимой информации (научной, технологической, художественной и др.). Потребность в развитии информационных средств обусловила возникновение наряду с традиционными текстовыми и рисуночными способами фиксации информации, базирующимися в основном на «бумажном» носителе, «пленочных» технологий -фото и кино. Они не вытеснили традиционные, они их дополнили, - количество информации продолжало нарастать. Фото- и видео - значительно облегчали восприятие и самостоятельное понимание содержания информации, поэтому довольно быстро они стали одним из эффективных образовательных средств.

39

Общество быстро ощутило на себе образовательное и воспитательное влияние телевидения. Роль педагога как основного субъекта педагогической системы, значительно сократилась, но все-таки осталась доминирующей. Формальное образование давало «легальную» информацию, необходимую для жизни в обществе соответствующего исторического периода: урок, лекция выполняли преимущественно информирующую функцию. Педагог являлся надежным источником выверенной по всем аспектам (научным, политическим, религиозным и т.д.) информации: её надо было запомнить, чтобы применять потом, «в жизни». Но образование, как правило, не давало навыка применения усвоенного. Так, к концу 20 века, сформировалась основная проблема образования - проблема «выученной беспомощности».

Благодаря развитию техники и технологий, последующая эпоха принесла избыток информации разного качества. Информация стала основным фактором общественного развития, стратегическим направлением развития цивилизации в 21-м веке. Поднят вопрос о доступности информации как показателе степени развитости общества. В целях развития современных телекоммуникационных компаний фигурирует понятие - «Точка Бога». Смысл его в том, что любая информация, любое действие доступно из любой точки планеты в любое время. Компании идут к удовлетворению потребности общества в глобальном доступе ко всем информационным ресурсам. Они расширяют покрытие, увеличивают срок автономности работы мобильных устройств, стремятся сделать их более понятными человеку и т.д. Международные форумы обсуждают проблемы информационного развития различных стран и регионов мира. Формируются международные рейтинги, характеризующие те или иные аспекты информационного развития отдельных стран. При этом учитываются не только инструментально-технологические, но также и гуманитарные аспекты информационного развития страны, в том числе - уровень информационной культуры ее населения. «Именно гуманитарные аспекты информационного развития общества в ближайшие годы будут оказывать все большее влияние на уровень и качество жизни населения нашей планеты. Ведь уже сегодня проблема информационного неравенства рассматривается как одна из глобальных проблем развития цивилизации, которая по мере формирования глобального информационного общества будет все более обостряться» [30].

Объемы информации, с которыми имеет дело человек в повседневной жизни, стремительно возрастают. Все данные теперь доступны. Не в библиотеке, не под контролем церкви или учителя, а в любой точке пространства. Знания всегда и для всех открыты. От человека требуется умение воспринимать данные, преобразовать их в понимание, вводить в некую жизненную концепцию и применять реальном мире. Обострилась проблема информационной адаптации человека в обществе [31]. Глобальная информатизация всех сторон жизнедеятельности требует иных мыслительных и технологических навыков работы с информацией, информационных качеств более высокого уровня, формируемых в течение жизни и профессиональной деятельности.

При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана [26, с. 105]. В итоге, более чем пятисотлетняя история эволюционирования способов обработки и передачи информации привела к коренному изменению всего мира - цифровой революции, породившей, в свою очередь, новый, тип общества - информационный. Условием конкурентоспособности стран в мировом сообществе сегодня является их информационное развитие, обеспечивающее эффективное использование человеческого потенциала, социально -экономическое развитие и национальную безопасность. Качество жизни человека,

40

степень демократизации общества получили в информационном обществе вполне объективный показатель.

Анализ эволюции информационных процессов в образовании позволяет сделать следующие выводы:

1. Образование до конца 20 века - это социальное явление передачи знаний и социального опыта, выделившееся из общественной практики и ставшее делом людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

2. Эволюция образования шла, последовательно преодолевая две проблемы общественного развития:

а) физической и пространственной доступности знаний и информации для новых поколений и общества в целом;

б) поиска общедоступных для распознавания и понимания способов кодирования и обработки информации.

3. Глобальная информатизация общества принципиально изменила ключевые проблемы образования:

а) проблема физической доступности знаний и информации, их мгновенной доставки пользователю в любой форме обществом решена;

б) проблема поиска технологий, обеспечивающих общедоступные способы кодирования и предъявления информации, решена и единственным средством, ограничивающим возможности педагога, является уровень его подготовки в данной сфере.

Следовательно, педагогике как науке о системе педагогических явлений, связанных с развитием человека, необходимо осмыслить сущностное изменение образования и, следовательно, педагогической деятельности. Образование больше не является основным и наиболее надежным источником необходимой информации человеку. Нет больше необходимости в прямой трансляции знаний учителем. Практически любой педагог-ретранслятор становится одним из многих доступных одновременно источников знания, причем, зачастую, самым «скромным» по возможностям его подачи. Есть острая потребность в навыках эффективной обработки и использования знания у «образующегося» человека.

Если в прошлые времена институт образования лишь в той или иной мере управлял информационными и коммуникационными потоками подрастающих поколений, то сегодня в его распоряжении мощные средства для создания виртуальной среды и коммуникаций: создаются социальные сети и сообщества учебных заведений, распространяются «облачные сообщества», совершенствуются образовательные блоги, используются образовательные платформы и хранилища мультимедийных образовательных ресурсов, широко используются электронные учебники и симуляции.

В настоящее время, опосредованные цифровыми технологиями информационные компетенции человека имеют существенное значение в общекультурном плане, и решающее значение - в профессиональном. Остро необходимы навыки осмысления и критичность восприятия данных, умение применять их в любых ситуациях. В такой ситуации практически бессмысленна «передача знаний»: они и без этого доступны. Необходима иная система, цель которой «создание и генерирование индивидуальных личностных знаний».

Пока обновление знаний в обществе происходит быстрее, чем обновление содержания формального образования. Вероятно, это связано с недостаточной подготовкой педагогов. Информационные качества и навыки были присущи человеку во все эпохи. Но в информационном обществе педагог - основной специалист по обработке и оптимальной структуризации знаний, необходимых учащимся. Это не просто владение компьютерной техникой обработки информации, но и оптимальное с психолого-педагогических позиций выстраивание когнитивных стратегий в определенной сфере знания. Поэтому возрастает роль не только его информационной

41

компетентности, но и соответствующей психологической, лингво-культурологической подготовки.

По мнению специалистов информационного сектора, в ближайшие пять лет человечество ожидает прорыв в области образования. Произойдет это за счет широкого, рационального и более разнообразного использования уже существующих технологий. Преподаватели станут активнее использовать облачные сервисы и специализированные интернет-платформы. Это позволит им обеспечивать личную траекторию и составлять индивидуальное расписание для каждого студента, отслеживать их потребности и успеваемость удаленно, без личных встреч. Доступ к сложным аналитическим инструментам и «истории» обучения позволит преподавателям лучше разбираться в том, как помочь самым «умным» и «самым сложным» ученикам и студентам, а также мониторировать свой собственный уровень и уровень других участников образовательного процесса. В итоге, образование должно подняться на принципиально иной уровень индивидуализации, пока ещё слабо осмысленный специалистами и не представленный в официальных формах формального образования.

Функции образования изменились. Образование должно стать целенаправленно организованным процессом социализации личности в информационно насыщенной среде, обеспечивающим её многоаспектное развитие и саморазвитие. Этим, в значительной мере, продиктовано стремление педагогической общественности реализовывать компетентностный подход.

Компетентностный поход ориентирован не на ретрансляцию информации, а на «актуальную форму» деятельности. Традиционная программа опирается на принцип последовательности, когда все элементы должны быть освоены всеми обучающимися в едином порядке. Учебный курс дробится на разделы, темы и параграфы, связанные единой логикой научного познания. Как правило, это линейный курс, логика которого продиктована историей развития соответствующей формы знания - от первичных форм и представлений через описание последующих интерпретаций и, в завершение, повествующих о современном состоянии этой науки [1]. В компетентностном подходе теоретические и, в особенности, исторические сведения носят сугубо вспомогательный характер и не являются системообразующими. Вместо темы как логической совокупности взаимосвязанных понятий, фактов и концепций, используется модуль - как проект элементов, обеспечивающих компетенцию -приобретаемую стратегию продуктивной деятельности. Он предполагает предварительное выделение деятельностных уровней (новичок, пользователь, профессионал, эксперт и пр.) и соответствующих им форм действий. Компетентностный подход требует иного уровня психолого-педагогической, лингво-культурологической и технологической подготовки педагога. Поэтому, вероятно, столь противоречивы результаты его практического воплощения.

Педагогика - единственная наука изучающая «педагогическую действительность целостно и специально» [26, с. 60]. Она не может не измениться в современном информатизированном мире. Информатизация и компьютеризация - это не внедрение инновационных средств в образование. Это принципиальное изменение образовательной ситуации, меняющее её цели, содержание, структуру и деятельность субъектов. Если педагогические науки не успеют осмыслить эти изменения, то институты образования действительно превратятся в «камеры хранения» молодежи и будут вытеснены технологиями «увеличения способностей за счет генной модификации и чипизации» [27]. Поэтому первоочередным объектом научного педагогического анализа в современной образовательной ситуации должны стать процессы информатизации всех сторон педагогической действительности сущностно изменяющие её содержание и способы функционирования.

Таким образом, дальнейший анализ эволюции социального интеллекта и генезиса образовательных структур лежит в области «исторического» времени. Для

42

подобного анализа нам потребуется обращение к аппарату системогенетики. Выделение системы всегда есть акт системного познания. Системная картина мира, в соответствии с которой рефлексия мира — «мира объектового» и «мира субъектного» по А.И. Субетто — есть система, которая характеризует системную гносеологию и системную онтологию. Выделение системы представляет собой проблему рефлексии по поводу определения ее сущностных параметров. Сохранение и описание одних связей и отсечение других, то есть отнесение их к внешним условиям, составляет критерий условности выделения системы. В большинстве случаев, в практике научных изысканий, игнорирование обратных связей принято по критерию временных характеристик. Если те или иные временные характеристики определенных воздействий достаточно велики, по сравнению с характеристиками прямых воздействий или временем наблюдения, то этими характеристиками пренебрегают, выделяя изучаемую систему. Важным в данном аспекте анализа выступает идея локализации, выделения типов социального интеллекта, его воспроизводство и обновление. В истории науки известно несколько подходов к такому членению.

Список литературы

1. Бермус А.Г. Гипертекстовая модель компетентностного подхода. /Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России. Материалы Международного педагогического форума. Том 1. Ростов-на-Дону: Изд-во «Булат», 2010. С. 26-35.

2. Бледных О.И. Активные методы обучения // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 12 (30). С. 118-120.

3. Вальцев С.В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования, 2012. № 4 (4). С. 49-52.

4. Вальцев С.В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования, 2012. № 8 (8). С. 22-25.

5. Вальцев С.В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования, 2012. № 6 (6). С. 16-19.

6. Вальцев С.В. Компетентностный подход как компонент процесса развития социально-педагогической деятельности // Проблемы современной науки и образования, 2012. № 9 (9). С. 19-21.

7. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования, 2012. № 1 (1). С. 8-12.

8. Веремеева И.Ф. Конфликты в условиях учебной деятельности // Проблемы современной науки и образования, 2013. № 3 (17). С. 166-169.

9. Грачева Ю.В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития // Вестник науки и образования, 2014. № 2 (2). С. 120-125.

10. Дайкер А.О. Особенности исследования регионоведческого образования в России // Наука, техника и образование, 2014. № 6. С. 86-87.

11. Игошина Н.М. Значение математического образования в формировании профессиональной компетенции курсантов военных институтов // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 5 (23). С. 64-67.

12. Казак Е.Г. Компоненты субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 3 (21). С. 98-100.

13. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб. Питер, 2004. С. 25-26.

14. Калиуллина С.А. Значение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 9 (27). С. 131-137.

15. Калякина И.М., Чумакова М.Н., Филатова А.И. Электронные учебники как средство улучшения образования // Проблемы современной науки и образования,

2013. № 3 (17). С. 83-84.

16. Колкова Н.А. Применение метода кейса на занятиях по деловому общению // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 2 (20). С. 114-116.

17. Лепшокова М.А. Общекультурные компетенции будущих юристов как условие формирования гражданственности // Проблемы современной науки и образования,

2014. № 4 (22). С. 106-108.

18. Лимонов С.А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование, 2014. № 1 (1). С. 106-110.

19. Лубенко В.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в методологии стержневой истины // Проблемы современной науки и образования, 2013. № 1 (15). С. 108-119.

20. Лубенко В.В., Юркина Г.А., Ильина О.Я. Федеральные государственные образовательные стандарты (фгос), индивидуальность и коммуникация (средовый подход) // Наука, техника и образование, 2014. № 6. С. 76-80.

21. Минякова И.В. К вопросу о применении аксиологического подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 10 (28). С. 117-122.

22.Морозкова Н.А. Подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности с применением e-learning технологий // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 4 (22). С. 89-94.

23.Мыцык И.А. Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 6 (24). С. 129-130.

24. Полякова И.А. Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения // Наука, техника и образование, 2014. № 6. С. 88-91.

25. Савина Т.Г. Развивающий потенциал образовательной среды // Проблемы современной науки и образования, 2013. № 1 (15). С. 128-129.

26. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под. ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. С. 60.

27. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. С 6-7.

28. Чолак В.В. Интерактивное обучение // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 3 (21). С. 102-105.

29. Шеншина А.П. Грамматический аспект обучения языку специальности в туристическом вузе // Вестник науки и образования, 2014. № 1 (1). С. 69-72.

30. Колин К.К. Информационная культурология: философские и научно-методологические основания изучения и развития информационной культуры человека и общества // Сборник избранных трудов VIII Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. М.: ИНТУИТ.РУ, 2013. С. 4.

31. Тумаш Г.Ю. Информация как фактор эволюции образования и педагогической науки // SCI-ARTICLE.RU, 2014. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.