Интерактивное обучение как новый подход технологии XXI века
Новиков С. И.
Новиков Сергей Иванович /Novikov Sergej Ivanovich - студент, факультет психологии,
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина
Аннотация: в статье рассматривается вопрос интерактивного обучения как новый подход технологии XXI века. Применение новых технологий в образовательном процессе становится неотъемлемой частью современного образования в школах. В мире постоянно происходят изменения. Они затрагивают и процесс обучения. Необходимо пересмотреть вопрос образования и определить каким ему быть в новом тысячелетии. Особое внимание уделяется познавательной деятельности учащихся. Главное развитие творческих способностей, всестороннего мировоззрения, гуманности, экологической культуры для каждого школьника. Все это способствует внедрению в школах интерактивного обучения.
Ключевые слова: интерактивное обучение, уроки, саморегуляция, логическое мышление.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают о процессе обучения. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества [15].
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа. Например, выполнить задания в рабочей тетради по новой теме или вставить пропущенные слова в задании, прочитав текст учебника. Отметить в тексте незнакомые понятия и подчеркнуть их, что способствует развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией, способствует волевой саморегуляции, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, преодолению препятствий. Используются исследовательские работы, например, собрать модель цветка, лишайника, клетки. Ролевые игры можно использовать на стадии закрепления материала, например, игра «Цветок», где лепестки вопросы разного уровня сложности. Ребенок должен учиться работать с документами и разнообразными источниками информации. На этапе домашнего задания применяются творческие работы, такие как сочинить сказку, стихотворение по пройденной теме [21, с. 72].
В литературе можно встретить деление методов обучения на «активные» и «пассивные», хотя психология не признает такого сочетания: в человеческой деятельности активным или пассивным, может быть сам человек, а не метод. Именно активные методы обучения помогают обучаемому раскрыться как личности [1, с. 118].
Современные педагогические технологии акцентируют преподавателя на умении конструировать не только занятие, но и создавать особую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Являясь одними из наиболее эффективных методов группового взаимодействия, активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения студентами своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды [1, с. 118]. Образование является важнейшим институциональным каналом воспроизводства духовных ценностей, поэтому явные и латентные целевые установки образовательной системы определяют степень распространения духовных ценностей в обществе и влияют, тем самым, на его ценностную интегрированность и культурную гомогенность [2, с. 52]. В общении педагога с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Принципиально важно уметь слушать и слышать ученика [7, с. 167].
При обсуждении биологических вопросов предметом группового обсуждения может стать, например, гипотеза происхождения жизни на земле, происхождение классов живых организмов. В этом случае учащиеся совместно будут решать вопрос о обоснованности применения и соответствия, имеющихся теоретических и практических знаний.
При работе с учениками 5-7 классов правильней начинать с наиболее простых форм работы в парах и в группах («вертушка», «большой круг», «аквариум»). Упомянутые формы позволяют ребенку высказать свою мысль, взгляд и оценку. Выслушав предложенные аргументы собеседника по игре, ребенок может отказаться от своей точки зрения или поменять ее. В биологическом образовании это особенно актуально, ибо вопросы эволюции, экологии, антропологии всегда не однозначно. Все эти вопросы требуют от человека логического мышления и уважения к чужому мнению.
Изменение условий современной российской действительности привело к необходимости появления педагога, сформировавшегося как постоянно развивающаяся профессионально компетентная личность с
собственной активной субъектной позицией. Именно субъектная позиция придает педагогу социальную и профессиональную устойчивость, повышает его конкурентоспособность, помогает осознанно выстраивать этапы своего профессионального пути [11, с. 98].
Наиболее простая форма группового взаимодействия — «большой круг». Работа проходит в три этапа:
• Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
• В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы [29, с. 48].
По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту — не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием «большого круга» хорошо подходит, когда необходимо быстро определить путь решения проблемы или пункта решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать алгоритмы различных экспериментов.
«Аквариум» — форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Пара учеников выбирает доверительного ведущего, который будет вести диалог. Не исключается несколько желающих. Все остальные ученики - зрители. Отсюда и название — аквариум. Этот своеобразный прием даёт школьникам возможность увидеть своих сверстников со стороны, как они общаются; как реагируют начужую мысль; как устраняют нависший конфликт; как доказывают свою точку зрения [15].
Современная эпоха образования отличается использованием различных инновационных методов обучения. Одним из них является метод кейса. Суть его заключается в разборе на учебных занятиях конкретных ситуаций (от англ. case - «случай»), разрабатываемых на основе фактического материала и связанных с профессиональной деятельностью будущих специалистов [14, с. 114].
В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.
Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
Анализ имеющихся исследований позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единых подходов в определении понятия «образовательная среда», в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Вместе с тем обучение, воспитание и развитие личности происходит не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуальнопсихологических особенностей личности, но и детерминированы условиями образовательной среды, ее психологическим ресурсным содержанием, а именно, использование субъектами образовательного процесса развивающих возможностей образовательной среды (ресурсы); ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия; творческий характер образовательной среды, творческий педагог [24, с. 129].
Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения [25, с. 102].
Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме [15].
Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан физический комфорт. Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, «вывернув» шею. Поэтому столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.
Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства. При делении участников на группы основываться на добровольности и при необходимости прибегнуть к случайному выбору [20, с. 15].
Образование можно назвать основным каналом приобщения учащегося к базовым постулатам культуры, образования и профессии. Именно ценности, к которым приобщился учащийся в процессе обучения в средней школе, влияют на его отношение к семье, окружению, будущей профессии. Именно поэтому аксиологический подход становится определяющим в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы [20, с. 117].
Современное российское производство испытывает острую нехватку специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной подготовки, и конкурентно способных молодых людей. В современную эпоху неограниченного ускорения социально-экономического прогресса успешным в построении жизнедеятельности может быть лишь человек, умеющий быстро адаптироваться к смене общественных технологий и условий развития общества. В основе такой адаптации лежит способность к непрерывному приращению знаний и их трансформации в новые, актуальные умения [21, с. 89].
Интерактивное обучение помогает решать одновременно несколько задач. Оно развивает коммуникативные способности и навыки. Это обучение устанавливает психоэмоциональные контакты между сверстниками и обеспечивает образовательные и воспитательные задачи. Учащиеся приучаются работать в паре и группе, прислушиваются к мнению своих одноклассников. Использование интерактивного обучения в процессе урока снимает нервное напряжение школьников. Оно предоставляет возможность изменять формы их работы и переключать внимание детей на главные вопросы темы уроков.
Литература
1. Бледных О. И. Активные методы обучения // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 118-120.
2. Вальцев С. В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52.
3. Вальцев С. В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 22-25.
4. Вальцев С. В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6 (6). С. 16-19.
5. Вальцев С. В. Компетентностный подход как компонент процесса развития социально-педагогической деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 9 (9). С. 19-21.
6. Вальцев С. В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.
7. Веремеева И. Ф. Конфликты в условиях учебной деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 166-169.
8. Грачева Ю. В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 120-125.
9. Дайкер А. О. Особенности исследования регионоведческого образования в России // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 86-87.
10. Игошина Н. М. Значение математического образования в формировании профессиональной компетенции курсантов военных институтов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 64-67.
11. Казак Е. Г. Компоненты субъектной позиции педагога в процессе дополнительного профессионального образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 98-100.
12. Калиуллина С. А. Значение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 131-137.
13. Калякина И. М., Чумакова М. Н., Филатова А. И. Электронные учебники как средство улучшения образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 83-84.
14. Колкова Н. А. Применение метода кейса на занятиях по деловому общению // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2 (20). С. 114-116.
15. Кузовкина Л. В. Интерактивное обучение как новый подход технологии XXI века // SCI-ARTICLE.RU 2015 № 9.
16. Лепшокова М. А. Общекультурные компетенции будущих юристов как условие формирования гражданственности // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 106-108.
17. Лимонов С. А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.
18. Лубенко В. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в методологии стержневой истины // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 108-119.
19. Лубенко В. В., Юркина Г. А., Ильина О. Я. Федеральные государственные образовательные стандарты (фгос), индивидуальность и коммуникация (средовый подход) // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 76-80.
20. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - N 4. - С. 14-16.
21. Мамирова К. Н. Принципы и формы организации интерактивного обучения // География и экология в школе ХХ! века. - 2010. - N 7. - С. 72-76.
22. Минякова И. В. К вопросу о применении аксиологического подхода в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся средней школы // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 117-122.
23. Морозкова Н. А. Подготовка студентов профессиональных образовательных организаций к самостоятельной проектировочной деятельности с применением e-learning технологий // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 89-94.
24. Мыцык И. А. Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 129-130.
25. Полякова И. А. Формы и методы повышения культуры невербального общения учителя общеобразовательного учреждения // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 88-91.
26. Савина Т. Г. Развивающий потенциал образовательной среды // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.
27. Чолак В. В. Интерактивное обучение // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 102105.
28. Шеншина А. П. Грамматический аспект обучения языку специальности в туристическом вузе // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 69-72.
29. Угринович Н. Д.Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения / Н. Д. Угринович. - М.: Школьная пресса , 2001. - 48 с.
30. Мирсанова Е.А. Дифференцированная работа на уроках истории // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 112-114.
31. Здор Е.В., Шабанов А.Г. Роль профсоюзной организации в профессиональном развитии студента педагогического вуза // Наука, техника и образование. 2014. № 3 (3). С. 115-117.
32. Белякова МА. Исследование особенностей эмоционального «выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 110-113.
33. Попкова М.А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 111-113.
34. Цедякова Ж.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 94-97.