Научная статья на тему 'Педагогическая модель совершенствования процесса взаимодействия социально - культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних'

Педагогическая модель совершенствования процесса взаимодействия социально - культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШТАБ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / СОВЕТ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ / STAFF OF EDUCATIONAL WORK / PREVENTIVE WORK / NEGLECT / COUNCIL ON INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачёва Диана Александровна, Чавыкина Ульяна Григорьевна

Современная школа сегодня рассматривается как полноценный социально культурный центр, выполняющий определённые функции. Одним из профилактических подразделений в школе является Штаб Воспитательной работы как феномен современной социально культурной деятельности, координирующий всю систему педагогического взаимодействия и являющийся куратором совета по взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачёва Диана Александровна, Чавыкина Ульяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF INTERACTION OF SOCIAL AND CULTURAL INSTITUTIONS FOR THE PREVENTION OF CHILD NEGLECT

Today, the modern school is considered as a full-fledged social and cultural center that performs certain functions. One of the preventive departments at the school is the Headquarters of Educational work-as a phenomenon of modern social and cultural activities, coordinating the entire system of pedagogical interaction and is the curator of the Council for interaction.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель совершенствования процесса взаимодействия социально - культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних»

- определено на основании теории, что эффективное формирование детей младшего возраста в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования проявляется в использовании игровых обучающих технологий, аксиологического, деятельностного и компетентностного подходах в получении будущей профессии.

Литература:

1. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

2. Горбачев А.А., Горбачева Д.А.Педагогика многоуровневой системы социально-культурного и туристского образования: компетентностный подход: Монография. - Краснодар, КГИК, 2017. - 280 с. ил.

3. Горбачева Д.А. Развитие творческого потенциала молодежи в социально-культурном образовании: аксиологический подход: Монография. - М.: Изд. Дом МГИК, 2016. - 280 с.

4. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребёнка: сб. ст. / ГУО «Минск», обл. ин-т развития образования»; под ред. Н.Г. Кобраева. - Минск: МОИРО, 2010. - 50 с.

5. Пикалов В.П., Развитие музыкальной культуры личности у детей согласно образовательной концепции д. Б. Кабалевского в учреждениях дополнительного образования // Профессиональная компетентность современного педагога: сборник Материалов II Фестиваля педагогического мастерства. Краснодар.2016. С. 47-52.

Педагогика

УДК:378.2

доктор педагогических наук, профессор Горбачёва Диана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); преподаватель, аспирантка 3 курса Чавыкина Ульяна Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. Современная школа сегодня рассматривается как полноценный социально - культурный центр, выполняющий определённые функции. Одним из профилактических подразделений в школе является Штаб Воспитательной работы - как феномен современной социально - культурной деятельности, координирующий всю систему педагогического взаимодействия и являющийся куратором совета по взаимодействию.

Ключевые слова: штаб воспитательной работы, профилактическая работа, безнадзорность, совет по взаимодействию.

Annotation. Today, the modern school is considered as a full-fledged social and cultural center that performs certain functions. One of the preventive departments at the school is the Headquarters of Educational work-as a phenomenon of modern social and cultural activities, coordinating the entire system of pedagogical interaction and is the curator of the Council for interaction.

Keywords: staff of educational work, preventive work, neglect, Council on interaction.

Введение. Социально - культурная деятельность обладает достаточно мощным воспитательным потенциалом, который на сегодня недостаточно полностью раскрыт и применяется в сфере профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Данный факт определяет необходимость педагогического соотнесения всех субъектов взаимодействия социально - культурных учреждений для решения данной проблемы в детско - подростково - молодёжной среде.

В силу своей особой специфики, борьба с безнадзорностью требует особых форм, которые будут соответствовать реалиям сегодняшнего дня и, прежде всего, будут опираться на закон.

В соответствии с Федеральным Законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", безнадзорный -несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Под социально-культурным взаимодействием, в широком понятийном смысле, понимается часть культурной политики государства. Это миссия государства представить свою культуру в глазах представителей другой культуры.

В философском словаре взаимодействие трактуется как «процесс взаимного влияния тел друг на друга, наиболее общая, универсальная форма изменения их состояний».

На данный момент приоритет в данной области отдан в социологии и социальной психологии (работы Г.М. Андреевой А. А. Бодалева Э. Берне М.С. Кагана, Р.Л. Кричевского).

Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому [8, с.111. Именно эта задача стоит перед специалистами, вступающими в руководство таким социально - культурным феноменом как штаб воспитательной работы.

В данной работе необходимо рассмотреть определённый пласт педагогического взаимодействия, именуемый социально - культурным взаимодействием. А.Д. Жарков рассматривает термин «взаимодействие» как некую управленческую категорию.

Определенную проработку проблема взаимодействия получила и в трудах по теории социально -культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Н.Н. Ярошенко и др.), что позволяет говорить об объективном существовании социально - культурного взаимодействия как особого явления и процесса, участники которого оказывают друг на друга формирующее воздействие.

Необходимо знать, что на сегодняшний день в воспитательном процессе широкое распространение

получил компетентностный подход А.А.Горбачева, деятельностного подхода А.Д. Жаркова и др. [4, 5].

Важным для нас является подход, согласно которому «социально - культурная деятельность практически обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия» [11, с. 23-24]. Намеченный в данном определении тезис определяет точное функциональное распределение: социально -культурная деятельность - это средство, условие, результат, а социальное взаимодействие - это цель, ориентир, социально востребованная организация отношений между отдельными группами, общностями [7, с. 142].

Изложение основного материала статьи. Введение в силу Закона Краснодарского края № 1539-К3 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21 июля 2008 года привело к созданию в каждой общеобразовательной школе Штаба Воспитательной Работы (далее по тексту ШВР), который сконцентрировал в себе все воспитательные направления деятельности учреждения. Претерпев множество интерпретаций, как кадровых, делопроизводительных, так и практических и структурно - функциональных, ШВР стал контролирующим подразделением такого органа системы профилактики как школа.Сегодня Штаб воспитательной работы - это социально - культурный феномен современности, деятельность которого направлена на организацию досуговой работы, организацию занятости, дополнительного образования, психолого - педагогического сопровождения несовершеннолетних в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Именно штаб воспитательной работы является главенствующим звеном, организующим взаимодействие социально - культурных учреждений по профилактике безнадзорности.

«Я помогаю другому стать человеком, когда я могу принимать другого. Это значит - принимать его чувства, отношения, верования, являющиеся действительно частью его самого. И в этом заключается огромная ценность» (Роджерс) [8, с. 64]. Помочь несовершеннолетнему, побывавшему в статусе безнадзорного стать человеком-вот главная задача всего процесса социально - культурного взаимодействия.

Профилактика безнадзорности несовершеннолетних проявляется в двух ипостасях:

1) Профилактическая работа с несовершеннолетним, побывавшим в статусе безнадзорного;

2) Профилактическая работа в целях недопущения проявления безнадзорности в среде детей и подростков.

Обе разновидности профилактической работы должны обеспечиваться качественной не только правовой, но и социально - культурной деятельностью, которая обеспечивается специалистами различных учреждения, образования, культуры и досуга, спорта. Но она отличается применяемыми формами и методами.

Необходимо рассмотреть каждую разновидность в отдельности:

1) Социально - культурная профилактическая работа с несовершеннолетним, побывавшим в статусе безнадзорного, начинается с составления социального паспорта семьи, оформления необходимых документов по жилищно - бытовым условиям, составления карты внеурочной занятости несовершеннолетнего. При недостаточной занятости несовершеннолетнего во внеурочное время или при полном её отсутствии социальный педагог и классный руководитель предпринимают меры по вовлечению несовершеннолетнего в социально - культурную деятельность.

2) Профилактическая работа в целях недопущения проявления безнадзорности в среде детей и подростков проявляется, как правило, во внедрении специальных и/или элективных курсов, программ и/или подпрограмм профилактического воздействия. В этом и отличие второй разновидности социально-культурной профилактической работы: в том, что она носит не индивидуально-личностный, в общественный характер. Программа может носить название «Мой выбор» и содержать в себе акции «Я за ЗОЖ», лектории «Закон на защите детства», конкурсы «Я - законопослушный школьник», беседы «Моё счастливое будущее», классные часы по соблюдению социальных и правовых норм.

Каким же образом штаб воспитательной работы помогает организовать педагогическое взаимодействие социально - культурных учреждений, являясь его неотделимым звеном? Автором были, определены следующие составляющие педагогической модели взаимодействия:

- создание совета по взаимодействию, в котором будут присутствовать как педагогические специалисты образовательной организации, так и по одному специалисту из социально - культурных учреждений, находящихся в районе школы. В данном случае, школа будет выступать как полноценный социально -культурный центр, курирующий данное направление работы;

- обучающийся - штаб воспитательной работы: создание плана индивидуально - профилактической работы с описанием всех социальных партнёров, их функциональных обязанностей;

- штаб воспитательной работы - обучающийся - центр культуры и досуга (районный дом культуры) -проведение одного мероприятия в неделю, как группового, так и индивидуального (профориентационное часы «Я и моё будущее»), профилактические уроки «Я законопослушный школьник», вовлечение обучающегося в районные мероприятия «День защиты детей», «День народного единства»;

- штаб воспитательной работы - обучающийся - районная библиотека - проведение двух мероприятий в месяц, привлечение обучающегося к участию в мероприятиях «Книжкина больница», участие в литературных гостиных;

- штаб воспитательной работы - обучающийся - музей - достаточно посещение одной выставки в четверть. Сегодня предлагается достаточно много выставочных экспозиций, способствующих активному вовлечению детей и подростков в данный вид досуговой деятельности, организации занятости их свободного времени;

- штаб воспитательной работы - обучающийся - развлекательный центр - участие в благотворительных акциях и мероприятиях торговых развлекательных центров (как правило, такой практикой занимаются практически все развлекательные центры, организовывая «День бесплатного боулинга», «Киносеанс в подарок»);

-заседание совета по взаимодействию (1 раз в два месяца, подведение итогов).

Выводы. В соответствии с вышесказанным можно сделать следующие важнейшие выводы:

- педагогическое, социально - культурное взаимодействие - направление, безусловно, актуальное, способное обогатить педагогическую теорию и практику;

- грамотная организация, систематический и личностно - ориентированный подход помогут проводить профилактическую работу на высоком уровне и не допустить вторичных проявлений безнадзорности в среде обучающихся.

- объективное развитие социальных процессов, развитие жизни в условиях информационного общества, характеризующееся снижением культурной интеграции, определяет необходимость дальнейшего повышения эффективности взаимодействия учреждений культуры, досуга и образования с целью реализации досуговых программ, проектов, планов, ведь превращение свободного времени несовершеннолетнего в его досуг.

Литература:

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (ред. от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 02.06.2016 N 166-ФЗ, от 03.07.2016 N 312-Ф3).

3. Закон Краснодарского края № 1539-K3 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21.07 2008.

3. Положение о Штабе воспитательной работы МБОУ СОШ № 16 г. Краснодара (утверждено приказом директора школы от 01.09.2016 г.).

4. Горбачев А.А., Горбачева Д.А.Педагогика многоуровневой системы социально-культурного и туристского образования: компетентностный подход: Монография. - Краснодар, КГИК, 2017. - 280 с. ил.

5. Жарков А.Д. Теория и технология культурно- досуговой деятельности: М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

6. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2010 - 396 с.

7. Кузьмин А.В., социально культурное взаимодействие в системе профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде // Вестник МГУКИ. 2011. 3 (41). С. 140 - 145.

8. Психологические основы педагогического взаимодействия. - Москва: Профит Стайл, 2007. - 224 с.

9. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с анг. М., 1994. - 255 с.

10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

11. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально - культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

Педагогика

УДК:378.2

ассистент кафедры искусств Граб Маргарита Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» Институт психологии и педагогики (г. Тюмень)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается общеобразовательная проблема развития отечественного художественного образования и векторов развития изобразительного искусства посредством использования новых технологий, нацеленных на его усвоение в единой образовательно-практической среде. Предлагаются пути совершенствования основ изобразительного искусства за счёт включения в процесс обучения и внедрения новых методов, средств и технологий, развития вариативности учебной программы на основе личностно-ориентированного подхода к обучаемым и создание системы непрерывного обучения.

Ключевые слова: художественное образование, новые тенденции, изобразительное искусство, личностно-ориентированный подход, эмоциональное уподобление воспринимающего передающему, закон художественного уподобления и восприятия, принципы педагогической драматургии.

Annotation. The article substantiates the general educational problem of the development of the national art education and the vectors of the development of the visual arts with new technologies aimed at its assimilation in a single educational and practical environment. The author suggests ways to improve the foundations of the visual arts by including new methods, tools and technologies in the learning process and introducing variability in the curriculum because of a person-centered approach to learners and the creation of a continuous learning system.

Keywords: art education, new trends, visual arts, personality-oriented approach, emotional assimilation of the perceiver to the transmitter, the law of artistic assimilation and perception, the principles of pedagogical drama.

Введение. В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры, перестают обеспечивать сцепление необходимых обществу ценностей. Культурный процесс касается развития общества и человека и выражается в формах организации жизнедеятельности, материальных и духовных ценностях. Необходимость познания человека кроется в динамике жизни и диктуется потребностями поиска новых ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.

Система жизнедеятельности выражает согласованную волю человека. Стремительная трансформация общественных процессов диктует целесообразность создания «внутреннего пространства, основанного на философии бытия, способного контролировать происходящие изменения» [2].

Интерес к анализу тенденций развития художественного образования вызван современным этапом обновления общества и человека, формированием новых отношений, требующих глубоких знаний в области обработки информации.

Научный подход предполагает обобщение и определённый уровень шкалы предмета исследования, поэтому в данной статье мы будем следовать постулату, что «изменился традиционный взгляд на художественное образование через новое пробуждение, заложенной в человеке потребности к изобразительной (графической) деятельности» [9].

Предназначение понятия «художественное образование» состоит в том, чтобы разрешать проблемы осмысления универсалий культуры, критического анализа и формирования новых идей. В этом процессе универсалии культуры из оснований искусства и жизни превращаются в формы, на которые направлено сознание человека посредством социальных категорий и схематизации универсалий культуры. Если личный интерес есть основа сознания человека, то надо позаботиться о том, чтобы его интересы совпадали с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.