7. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A. Sociocultural Mechanisms of Intergenerational Values and Mindset Translation in Modern Family Development and Generational Change // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. №13. P. 6226-6237.
8. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г.Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51.
9. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the bachelor's programme students // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3469-3475.
Педагогика
УДК:373
доктор педагогических наук, профессор Горбачёв Александр Александрович
Краснодарский Государственный Институт Культуры (г. Краснодар); аспирант 2 курса кафедры туризма, преподаватель кафедры социально-культурной деятельности Чавыкина Ульяна Григорьевна
Краснодарский Государственный Институт Культуры (г. Краснодар); аспирант 4 курса кафедры туризма Пикалов Владимир Петрович
Краснодарский Государственный Институт Культуры (г. Краснодар)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШТАБА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
Аннотация. Современная школа сегодня рассматривается как полноценный социально - культурный центр, выполняющий определённые функции. Одним из профилактических подразделений в школе является штаб Воспитательной работы - как феномен современной социально - культурной деятельности.
Ключевые слова: штаб воспитательной работы, профилактическая работа, безнадзорность, социально -культурный центр.
Annotation. The modern school today is considered as full-fledged socio - cultural center that perform specific functions. One of the preventive departments in the school is the headquarters of the Educational work - as a phenomenon of modern socio - cultural activities.
Keywords: staff educational work, preventive work, child neglect and homelessness, socio - cultural center.
Введение. Современную школу сегодня можно рассматривать с точи зрения множества научных позиций: и как образовательное учреждение, и как социально - психологический центр, и как центр дополнительного образования, и, несмотря на то, что нормы Федерального Закона «Об образовании» перевели образовательное учреждение в статус организации, оказывающей образовательные услуги, школа продолжает быть полноценным социально-культурным центром, в стенах которого социально-культурная деятельность получает реализацию в полном объёме по всем вышеперечисленным профилям.
Рассмотрев исторический контекст темы, углубившись в историю построения воспитательной работы школы в период постсоветского времени и времени в период с 2000 до 2008 года, можно сформулировать всю вышеуказанную деятельность как разрозненную систему, не имеющую чёткой структуры: развал пионерии, тимуровских отрядов, попытки вернуть организованные формы детского отдыха и занятости ни к чему не привели. Данная проблема на территории Краснодарского Края была решена внедрением такой инновационной социально - культурной системы как штаб воспитательной работы.
Единой целью реализации функций штаба воспитательной работы является, прежде всего, профилактика безнадзорности несовершеннолетних средствами социально - культурной деятельности.
Проблемой безнадзорности вцелом занимались такие авторы как В.Ф.Кондратишко, П.И.Люблинский, которые изучали безнадзорность как результат определенного социального состояния. Ж.М.Глозман определяет безнадзорность как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. Отечественный педагог П.И. Любинский считал беспризорностью «аномальное социальное состояние малолетнего...» [4, с. 571 (Любинский, 1923). Он же писал: «Беспризорность есть состояние, характеризующее не саму личность ребенка, а ту социальную обстановку, в которой он растет и воспитывается» (Любинский, 1923). По мнению педагога-новатора, А.С. Макаренко, для профилактики детской безнадзорности необходимо создать коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производственным трудом. Ядро учения Макаренко - теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. По нашему мнению, педагогическая модель деятельности штаба воспитательной работы построена именно на принципах А.С.Макаренко. К технологии организации деятельности штаба воспитательной работы обращались немногие современные педагоги-исследователи. Среди них можно выделить таких как Перетриева Е.А., специалист отдела организации воспитательной работы департамента образования и науки Краснодарского края; Чуп О. В., заведующая кафедрой педагогики и дополнительного образования ГОУ КК ККИДППО; Бубнову Д.С., Казмировскую И. В., старшие преподаватели кафедры педагогики и дополнительного образования, которым в 2010 году удалось сформулировать всю научную -методическую основу деятельности штаба воспитательной работы в выпущенных методических рекомендациях.
Изложение основного материала статьи. Введение в силу Закона Краснодарского края № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21 июля 2008 года привело к созданию в каждой школе с 1 сентября 2008 года Штаба Воспитательной Работы (далее по тексту ШВР), который сконцентрировал в себе все воспитательные направления деятельности учреждения. Претерпев множество интерпретаций, как кадровых, делопроизводительных, так и практических и структурно - функциональных, ШВР стал контролирующим подразделением такого органа системы профилактики как школа.Научная новизна данного исследования заключается в том, что:
1. Штаба воспитательной работы определён как социально-культурный феномен.
2. Выявлены и экспериментально проверены элементы успешной педагогической модели деятельности штаба воспитательной работы.Сегодня штаб воспитательной работы - это социально - культурный феномен современности, деятельность которого направлена на организацию досуговой работы, организацию занятости, дополнительного образования, психолого - педагогического сопровождения несовершеннолетних в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основными задачами ШВР являются:
1. Создание необходимых условий для духовно-нравственного, физического развития и реализации способностей учащихся;
2. Формирование в процессе воспитания активной жизненной позиции, осуществление личностного развития учащихся;
3. Прогнозирование и перспективное планирование воспитательной работы школы;
4. Организация и проведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5. Выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
6. Вовлечение обучающихся, в том числе и находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в работу кружков и спортивных секций, социокультурных центров района, детских и молодежных организаций;
7. Реализация закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
8. Проведение мониторинга воспитательной, в том числе и профилактической работы [3; с. 3].
Для того, чтобы перейти к педагогической модели организации деятельности штаба воспитательной работы, необходимо определить, является ли ШВР социально - культурным феноменом, соотнеся его с общими и частными функциями социально - культурной деятельности.
Развивающая функция социально - культурной деятельности предполагает, что вся социально -культурная деятельность направлена на развитие человека; все её формы, методы, технологии подчинены данной задаче. Данная функция соответствует деятельности ШВР, так как каждый обучающийся, являющийся субъектом воздействия ШВР, должен получать развитие (образовательное, воспитательное и т.д.).
Культуротворческая функция - без создания и сохранения культуры невозможно развитие человека, а потому содержание данной функции и является воспроизводство культуры. Так и деятельность ШВР направлена на то, чтобы ребёнок был максимально вовлечён в культурно - досуговую деятельность, в данном случае подразумевается организация и вовлечение его в культурно - массовые мероприятия, где культура будет ключевым звеном - воспроизводимая и сохранённая.
Также необходимо соотнести частные функции СКД к деятельности штаба воспитательной работы.
Адаптивно - нормативная функция социально - культурной деятельности означает освоение формирующимся индивидом основ-санитарно - гигиенической культуры, культуры речи, поведения, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способностей к самоконтролю и саморегуляции поведения, т.е. развитие элементов человеческих качеств. Данная функция СКД применима к штабу воспитательной работы и особенно проявляется в начальной школе. В рамках данной функции проводятся такие мероприятия как лекторий «Я - законопослушный школьник», игры по станциям «Я и правопорядок», заседание клуба знатоков «Что? Где? Когда?» на тему «Мои права и обязанности».
Образовательно - развивающая функция - продолжение освоения ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации ребёнка. Процесс деятельности штаба воспитательной работы всегда связан с данной функцией СКД, так как ребёнок, по мере взросления, должен обязательно проходить процесс социализации (иначе, будет выявлена асоцилизация -отклоение). В рамках данной функции проводятся такие мероприятия как «Фестиваль национальных культур», спортивные состязания «Мы едины и непобедимы».
Преобразовательно - созидающая функция - вовлечение ребёнка в процесс создания ценностей культуры, в различные формы творчества. В данном случае, это и есть процесс вовлечения в дополнительное образование и во внеурочную деятельность, а также вовлечение детей в такие мероприятия, как конкурс рисунков «Мамин портрет», «Мой учитель», марафон «Твори и созидай».
Эколого - охранительная - формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды. Одним из направлений деятельности штаба воспитательной работы является обязательное экологические воспитание детей и подростков, проявляющееся в реализации программ/планов по экологическому воспитанию, образованию. В рамках данной функции реализуются такие мероприятия как «Осенний бал», акции по сбору макулатуры, осенние ярмарки.
Информационно-просветительская функция - накопление, хранение и распространение информации культурно - просветительской деятельности, формирование интеллектуальных и иных качеств у ребёнка, позволяющих ориентироваться и находить нужную информацию, владеть современными навыками компьютерных технологий, мобильно получать и усваивать знания. Культурно - досуговая деятельность, организовывающая членами ШВР, позволяет ребёнку получать информационно - просветительскую функцию. В сущности, она осуществляется при участии в мероприятии, получении новых знаний посредством проведённого мероприятия, закреплениях их в образовательной, воспитательной и жизненной практике. В рамках данной функции реализуются конкурсы презентаций «Я живу в семье героя», конкурсы социальных видеороликов и плакатов «Я - гражданин».
Рекреативно - игровая функция социально - культурной деятельности означает формирование празднично - обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно - развлекательного досуга и психологической разрядки. Одна из важнейших функций, применимых к штабу воспитательной работы. Проведение мероприятий: профилактических, развлекательных, игровых - всё это обеспечивает качественный досуг и ребёнка и психологическую разрядку. В рамках данной функции проводятся марафоны уличных игр, линейки, посвящённые началу и концу учебного года, выпускные вечера и отчётные концерты.
Большинство функций социально - культурной деятельности совпадают с функциями штаба воспитательной работы, что даёт возможность определить ШВР как социально-культурный феномен, нет
совпадения в направлении деятельности с интегративно - коммуникативной функцией, так как ШВР не является носителем диалога культур и их взаимодействия.
В ходе исследования, были сформулированы функции штаба воспитательной работы, которые также можно отнести к социально - культурным:
Социально-правовая функция заключается в анализе, поддержке и профилактической работе с несовершеннолетними, попавшими в статус безнадзорного.
Социально - воспитательная функция направлена на организацию массовых досуговых мероприятий развлекательного и культурного - массового характера.
Необходимо рассмотреть педагогическую модель организации деятельности ШВР в условиях общеобразовательной школы, которая, по нашему мнению, состоит их трёх важнейших составляющих компонентов кадровая структура, профилактика и алгоритм действий.
Кадровая структура. В состав воспитательной работы входят такие педагогические специалисты как:
1. Заместитель директора по воспитательной работе - осуществляет планирование, контроль деятельности ШВР. В сущность функция руководителя ШВР является по большей степени контрольно -надзорной.
2. Социальный педагог - в его обязанности входит выявление детей и семей, находящихся в социально -опасном положении, составление досуговой занятости, контроль за ведением мониторинга ежедневной занятости.
3. Педагог-психолог - работает со всеми участниками образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги), оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, также педагог-психолог организовывает индивидуальное психолого - педагогическое сопровождение детей, требующих особого педагогического внимания.
4. Руководитель методического объединения классных руководителей - координирует деятельность классных руководителей по организации досуга, занятости детей в каникулярное и внеурочное время, организует воспитательную, в том числе профилактическую работу в классных коллективах.
5. Руководитель спортивного клуба - в его обязанности входит пропаганда здорового образа жизни посредством проведения спортивных мероприятий и участия обучающихся во Всекубанской спартакиаде школьников.
6. Библиотекарь - участвует в просветительской работе с учащимися, родителями, общественностью, взаимодействует со средствами массовой информации.
7. Медработник (по согласованию с органами здравоохранения) - осуществляет контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебно-воспитательного процесса согласно СанПиНа.
8. Педагог-организатор (вожатый) - организует работу органов ученического самоуправления, формирует у учащихся, требующих особого внимания, активную жизненную позицию, вовлекает их в социально значимые мероприятия.
Профилактика. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних проявляется в двух ипостасях:
1) Профилактическая работа с несовершеннолетним, побывавшим в статусе безнадзорного;
2) Профилактическая работа в целях недопущения проявления безнадзорности в среде детей и подростков.
Обе разновидности профилактической работы должны обеспечиваться качественной не только правовой, но и социально - культурной деятельностью, которая обеспечивается специалистами различных учреждений образования, культуры и досуга, спорта. Она отличается применяемыми формами и методами.
Необходимо рассмотреть каждую разновидность в отдельности:
1) Социально - культурная профилактическая работа с несовершеннолетним, побывавшим в статусе безнадзорного, начинается с составления социального паспорта семьи, оформления необходимых документов по жилищно - бытовым условиям, составления карты внеурочной занятости несовершеннолетнего. При недостаточной занятости несовершеннолетнего во внеурочное время или при полном её отсутствии социальный педагог и классный руководитель предпринимают меры по вовлечению несовершеннолетнего в социально - культурную деятельность.
2) Профилактическая работа в целях недопущения проявления безнадзорности в среде детей и подростков проявляется, как правило, во внедрении специальных и/или элективных курсов, программ и/или подпрограмм профилактического воздействия. В этом и отличие второй разновидности социально-культурной профилактической работы: в том, что она носит не индивидуально-личностный, в общественный характер. Программа может носить название «Мой выбор» и содержать в себе акции «Я за ЗОЖ», лектории «Закон на защите детства», конкурсы «Я - законопослушный школьник», беседы «Моё счастливое будущее», классные часы по соблюдению социальных и правовых норм.
Алгоритм действий. Ежедневно после 1 урока дежурный администратор осуществляет сбор данных о количестве отсутствующих в образовательном учреждении. Как правило, сбор данных осуществляется посредством вписания в специально созданный для этого журнал. Журнал анализируется ежедневно специалистом штаба воспитательной работы.
Далее следует установление причин отсутствия того или иного обучающегося при помощи бесед с одноклассниками или бесед с родителями по телефону.
При пропусков 2 дней без уважительной причины осуществляется посещение учащегося на дому. Ответственным за данный пункт модели деятельности является социальный педагог и классный руководитель. По согласованию могут привлекать специалисты органов системы профилактики.
При обнаружении факторов, влияющих на возможное социально опасное положение обучающегося, начинается индивидуальная работы по выявлению данных причин. План индивидуально - профилактической работы носит социально - культурный характер и составляется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством региона, уставом школы и планом деятельности ШВР. В план входят следующие необходимые составляющие элементы: вовлечение ребёнка во внеучебную деятельность, систему дополнительного образования (педагоги дополнительного образования, руководитель спортивного клуба, классный руководитель). Вовлечение ребёнка во внеурочную деятельность является ключевым направлением деятельности ШВР с детьми, так как массовые мероприятия, кружки, секции являются заполнением свободного времени обучающегося. Отсутствие свободного времени, максимальный мониторинг посещения
вышеперечисленных форм занятости является лучшим показателем социально - культурной реабилитации обучающегося. При необходимости или отсутствии результата деятельности осуществляется постановка на внутришкольный учет.
Отслеживание результатов работы осуществляется в ведении документации (личное профилактическое дело, журнал посещаемости, социальный паспорт семьи и т.д.).
Основываясь на нормативно - правовых актах, методических рекомендациях, каждая общеобразовательная организация вправе выбирать свою модель деятельности штаба воспитательной работы, ключевым фактором здесь является отсутствие противоречия нормам закона, морали и нравственности. Данная педагогическая модель была внедрена в 5 школах города Краснодара и в 5 школах Края. За 1 год деятельности ШВР в данных образовательных организациях были получены следующие среднестатистические данные:
1. Снижение уровня безнадзорности несовершеннолетних в среднем на 45,2 %.
2. Вовлечение обучающихся в культурно - досуговую деятельность повысилось в среднем на 35,2%.
Выводы. В сущности, штаб воспитательной работы - это нововведение, которое появилось впервые
именно в кубанских школах. Его основными достижениями за прошедшие 9 лет деятельности стали:
1. Уменьшение процента безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, контроль досуговой занятости учащихся, требующих особого педагогического внимания и систематизация всей воспитательной работы школы в целом, что позволяет определить ШВР как социально - культурный феномен современности, как институт социализации детей и подростков, необходимый для полноценного образования и воспитания подрастающего поколения в условиях современной школы;
2. Успешность деятельности ШВР в кубанских школах определило необходимость внедрения деятельности в других субъектах Российской Федерации для успешной реализации воспитательной работы в целом.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (ред. от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 02.06.2016 N 166-ФЗ, от 03.07.2016 N 312-ФЗ)
2. Закон Краснодарского края № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21.07 2008
3. Положение о Штабе воспитательной работы МБОУ СОШ № 16 г. Краснодара (утверждено приказом директора школы от 01.09.2016г.)
4. Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. Социально-правовые очерки . М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1923. 294 с.
5. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. М.: Академия, 2009. 272 с.
6. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности Учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. 480 с.
7. Кондратишко В.Ф. Проблема изучения социальных связей и поведения безнадзорных детей: автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. 13.00.01 - общая педагогика М.:1974. 19 с.
8. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учебное пособие. М.: Знание, 1984. 400 с.
9. Штаб воспитательной работы в образовательном учреждении. Организационно-методические основы деятельности / Е.А.Перетриева [и др.]. Краснодар. 2010. 114 с.
Педагогика
УДК:378.2
ассистент Граб Маргарита Викторовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ
Аннотация. В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения студентами художественных вузов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Предложены современные методы работы с одаренными студентами художественных вузов на основе личностно-ориентированного подхода. Описаны этапы психолого-педагогического сопровождения одаренных студентов. В соответствии с реализацией ФГОС ВО определены подходы к формированию профессиональных компетенций у одаренных студентов. Проанализирована вероятность внедрения в учебный процесс художественных вузов технологии формирования программы профессионального и личностного развития студентов с признаками одаренности.
Ключевые слова: одаренность; ФГОС ВО; технологии; современные методы и подходы; художественный вуз; личностное развитие.
Annotation. The article discusses giftedness as a system that develops throughout life, the quality of the psyche, which determines the possibility of achievement by art students in one or several activities in comparison with other people. The proposed modern methods of work with gifted art students on the basis of personality-oriented approach. Describes the stages of psychological and pedagogical support of gifted students. In accordance with the implementation of the GEF IN the approaches to formation of professional competence of talented students. Analyzed the probability of introduction in educational process of art universities of technology of formation of the program of professional and personal development of students with signs of giftedness.
Keywords: gift; GEF; technology; modern methods and approaches; art school; personal development.
Введение. Одной из актуальных задач высшего образования в художественных вузах является формирование зрелой, самостоятельной, творческой личности студента, адаптированной к изменяющимся условиям современной жизни. Учет специфики вуза, творческих, психологических особенностей участников