Научная статья на тему 'Педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников интернатных учреждений с различными адаптивными возможностями'

Педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников интернатных учреждений с различными адаптивными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА / СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОДЕЛЬ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SUPPORT / THE FORMATION OF THE SOCIAL EXPERIENCE / SOCIAL AND ADAPTIVE BEHAVIOR AND HEALTH SAVING / SENIOR PUPILS OF BOARDING SCHOOLS / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Птахина Юлия Александровна

В статье освещена проблема психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта обучающихся интерната. Представленные материалы указывают на то, что психолого-педагогическое сопровождение формирования социального опыта обучающихся интерната с учетом личностных особенностей (адаптивных возможностей) предполагает организацию совокупности целенаправленных, последовательных действий психолого-педагогического и медико-социального характера, направленных на повышение адаптивных возможностей индивида (психологической устойчивости, физической подготовленности, коммуникативного поведения, морально-нормативных показателей социализации) и обеспечивающих самоопределение обучающихся; рассмотрены факторы, препятствующие и способствующие формированию социального опыта.Модель обеспечивает организацию деятельности всех специалистов: учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, воспитателя, врача-педиатра, медицинской сестры и дифференцируется содержанием по формам и методам организации деятельности исходя из личностных особенностей (адаптивных возможностей) обучающихся и стратегией поведения, тем самым выстраивая индивидуальную траекторию.Разработанная нами педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта позволит повысить результативность подготовки обучающихся интерната к взаимодействию с другими людьми в окружающей изменяющейся социальной реальности, предполагающей в равной степени освоение вариантов взаимодействия с окружающими, понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий, осознанной саморегуляции, осмысление социальной среды, с учетом факторов, способствующих или препятствующих данному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Птахина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Model of Psycho-Pedagogical Support of Professional Self-Boarding Schools Pupils with Different Adaptive Possibilities

In the article the problem of the formation of social experience at senior pupils of boarding schools receives full coverage. These submissions indicate that the formation of the social experience of senior residential care tailored to the psychosomatic health should be based on a set of focused consistent action of psychology and pedagogical and medical and social nature, aimed at enhancing the adaptive capacity of the individual (psychological stability, physical readiness, communicative behavior, moral and normative indicators of socialization), and providing self-determination of students.The article describes the main components of the pedagogical model of the formation of social experience of senior pupils of boarding schools. Obtained purpose of ascertaining and forming experiment, as well as the form of training of senior pupils of boarding schools in context of the indicators of health and behavior strategies; the factors affecting and contributing to the formation of the social experience are described.The model includes the goal, objectives, principles, stages; identified areas; a dedicated function; characterized by forms of support given health outcomes; developed monitoring of formation of social experience of students on the basis of criteria and indicators.We have developed a pedagogical model of formation of social experience. It will improve the effectiveness of training of senior pupils of boarding schools to interact with other people in the environment of changing social reality, assuming equally the development of variants of interaction with others, understanding of what is happening, foreseeing the consequences of their actions, conscious of self, understanding of the social environment, taking into account factors which are help or hinder the process.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников интернатных учреждений с различными адаптивными возможностями»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 376.6+376+159.922.8

Птахина Юлия Александровна

Старший преподаватель, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, [email protected], Кемерово

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗЛИЧНЫМИ АДАПТИВНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация. В статье освещена проблема психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта обучающихся интерната. Представленные материалы указывают на то, что психолого-педагогическое сопровождение формирования социального опыта обучающихся интерната с учетом личностных особенностей (адаптивных возможностей) предполагает организацию совокупности целенаправленных, последовательных действий психолого-педагогического и медико-социального характера, направленных на повышение адаптивных возможностей индивида (психологической устойчивости, физической подготовленности, коммуникативного поведения, морально-нормативных показателей социализации) и обеспечивающих самоопределение обучающихся; рассмотрены факторы, препятствующие и способствующие формированию социального опыта.

Модель обеспечивает организацию деятельности всех специалистов: учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, воспитателя, врача-педиатра, медицинской сестры и дифференцируется содержанием по формам и методам организации деятельности исходя из личностных особенностей (адаптивных возможностей) обучающихся и стратегией поведения, тем самым выстраивая индивидуальную траекторию.

Разработанная нами педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта позволит повысить результативность подготовки обучающихся интерната к взаимодействию с другими людьми в окружающей изменяющейся социальной реальности, предполагающей в равной степени освоение вариантов взаимодействия с окружающими, понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий, осознанной саморегуляции, осмысление социальной среды, с учетом факторов, способствующих или препятствующих данному процессу.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, формирование социального опыта, социально-адаптивное и здоровьесберегающее поведение, модель.

Низкая результативность подготовки обучающихся интерната к взаимодействию с другими людьми в окружающей изменяющейся социальной реальности, предполагающей в равной степени освоение вариантов взаимодействия с окружающими, понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий, изучение комплексного, последовательного, целенаправленного взаимодействия специалистов, направленного на формирование социального опыта обучающихся интерната с учетом личностных особенностей (адаптивных возможностей), подвело нас к необходимости разработки концептуальной педагогической модели психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта обучающихся интерната на основе интегрированного и дифференцированного подходов, организации учебной и внеучеб-

ной деятельности, расширения когнитивной и деятельностной сфер.

Анализ психолого-педагогических работ Г. М. Андреевой, М. И. Бобневой, И. А. Зимней, А. В. Мудрик, Э. А. Орловой, Т. Парсонса позволил определить, что социальный опыт в современном обществе есть способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности, предполагающей в равной степени освоение вариантов взаимодействия с окружающими, понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий и, как результат данного взаимодействия, реализацию процесса социальной адаптации [8; 9; 11; 15; 16].

В статье Э. М. Казина «Особенности организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализа-

Цель: обеспечение комплексного, последовательного, целенаправленного взаимодействия специалистов, самоопределение воспитанников интернатных учреждений с различными адаптивными возможностями

направленного на профессиональное

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения воспитанников

2. Осуществить организацию психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников

3. Реализовать корректировку программы психолого-педагогического сопровождения на основе комплексного педагогического мониторинга

Принципы: целостности; гуманизации; адаптивности; системности; комплексности; индивидуализации; интеграции; субъект-субъектного взаимоотношения педагогов и воспитанников; дифференциации

Этапы психолого-педагогического сопровождения: диагностический, аналитический, организационный, корректировочный, рефлексивный

3

Направления психолого-педагогического сопровождении воспитанников с различными адаптивными возможностями и стратегией поведения: органи-зационно-педагогическое, социальное и психологическое воздействие на когнитивную и деятельностную сферы в урочной и внеурочной деятельности

Организационно-педагогическое Социальное Психологическое

Работа учителей-предметников направлена на формирвание знаний по вопросам культуры здоровья, жизненного и профессионального самоопределения. Учитель физкультуры формирует знания, умения, навыки по вопросам физической культуры и спорта. Классный руководитель, воспитатель осуществляют профориентационную деятельность Социальный педагог осуществляет правовое воспитание, формирует знания о правилах и нормах поведения, проводит профориентационную работу. Медицинский работник осуществляют проведение комплекса мероприятий, направленных на укрепление здоровья, оздоровление воспитанников. Учитель физкультуры формирует знания о здоровом образе жизни, проводит ЛФК Педагог-психолог проводит: - диагностику уровня профессионального самоопределения: входную, промежуточную, итоговую; - тренинги-занятия; - анкетирование; - профилактическую работу, направленную на снятие негативных личностных тенденций, развитие коммуникативных навыков, личностного роста

с высоким уровнем со средним уровнем с низким уровнем

Функции психолого-педагогического сопровождении воспитанников с различными адаптивными возможностями: обучающая, воспитательно-развивающая, социально-оздоровительная, профориентационная, рефлексивная

Формы психолого-педагогического сопровождении воспитанников с различными адаптивными возможностями: уроки, беседы, дискуссии, профилактическая работа, тренинги, экскурсии, деловые игры, ролевые игры, детские и школьные объединения, соревнования, спартакиады, олимпиады, спортивные праздники, дни здоровья, формы оздоровления (питательная терапия, иммунизация, витаминизация) урочная, внеурочная Мониторинг профессионального самоопределения на основе критериев: мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого, адаптивно-ресурсного, деятельностно-го, рефлексивного

Результаты: Профессиональное самоопределение воспитанников интернатных учреждений с различными адаптивными возможностями

Рис. 1. Педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников интернатных учреждений с различными адаптивными возможностям

ции ФГОС с учетом дифференцированного подхода» отмечено, что важнейшей задачей психолого-педагогического сопровождения обучения является создание условий для психосоциальной и физиологической адаптации учащихся, их способности к саморазвитию и самосовершенствованию, сохранению их здоровья [8].

Под созданием условий мы подразумеваем разработку модели психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта (рис. 1). В данной модели определен комплекс психолого-педагогических и медико-социальных воздействий, обеспечивающих непосредственную работу по формированию социального опыта, навыков социально-адаптивного и здоровьес-берегающего поведения.

Особенность разработанной нами педагогической модели заключается в том, что процесс формирования социального опыта у обучающихся интернатных учреждений является комплексным последовательным процессом, учитывающим показатели психосоматического здоровья.

Представленная модель предполагает: создание педагогических условий для межпредметной интеграции, реализуемых в сфере урочной и внеурочной деятельности с учетом характера воздействия средо-вых факторов, групп здоровья, личностных качеств обучающихся с целью расширения когнитивной и деятельностных сфер, направленных на повышение приспособительных возможностей организма при взаимодействии с изменяющейся социальной реальностью, создание устойчивой мотивации к социально-адаптивному и здоровьес-берегающему поведению.

Теоретико-методологический аспект отражает цели, задачи, принципы, критерии, показатели, компоненты, содержательные характеристики деятельности по формированию социального опыта.

Педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта обучающихся интерната с учетом личностных особенностей (адаптивных возможностей) позволяет использовать разносторонние формы, средства психолого-педагогического сопровождения в урочной и внеурочной деятельности, направленные на активизацию когнитивной

и деятельностной сферы личности на основе решения обучающих, воспитательно-развивающих и социальных задач.

Использование интегрированного и дифференцированного подходов к организации психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта обучающихся интерната в рамках урочной и внеурочной деятельности с учетом стратегий поведения и показателей здоровья с целью расширения когнитивной и деятельностной сферы индивида направлено на повышение приспособительных возможностей организма к различным условиям жизнедеятельности, выбор профессии с учетом стратегий социально-адаптивного и здоровьесберега-ющего поведения.

Новизна представленной педагогической модели заключается в том, что все ее структурные компоненты и функции определены в соотношении со структурой психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта обучающихся интерната.

Теоретико-методологический аспект отражает цели, задачи, принципы, этапы, направления, функции, формы, оценку результативности психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта.

Модель включает в себя программу психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта обучающихся интерната с учетом личностных особенностей (адаптивных возможностей) и обеспечивающую поэтапность, последовательность действий специалистов сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках данной программы осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня и включает корректировочный модуль, в большей степени учитывающий особенности обучающихся, дифференциацию деятельности специалистов.

Модульный принцип позволил результативнее организовать процесс психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта в урочной и внеурочной деятельности с использованием межпредметных связей.

Целью модели является обеспечение комплексного, последовательного, целена-

50

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2016

правленного взаимодействия специалистов, направленного на формирование социального опыта обучающихся интерната с учетом личностных особенностей (адаптивных возможностей).

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

1) проанализировать психолого-педагогические аспекты формирования социального опыта обучающихся интерната;

2) осуществить организацию психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта обучающихся;

3) реализовать корректировку программы психолого-педагогического сопровождения на основе комплексного социально-психологического и педагогического мониторинга.

Организационно-педагогические аспекты. Педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта у обучающихся интерната включает этапы психолого-педагогического сопровождения: диагностический, аналитический, организационный, корректировочный, рефлексивный.

Диагностический этап заключается в изучении сочетанного воздействия социальных и личностных показателей обучающихся на специфику формирования социально-адаптивного и здоровьесберегающего поведения в образовательных организациях закрытого типа и выявлении факторов, способствующих и препятствующих формированию социального опыта.

Аналитический этап направлен на анализ психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социального опыта обучающихся интерната с учетом личностных особенностей (адаптивных возможностей) и стратегии поведения.

Организационный этап направлен на организацию психолого-педагогического сопровождения, разработку интегрированного и дифференцированного подходов, направленных на расширение когнитивной и деятель-ностной сферы в области социально-адаптивного и здоровьесберегающего поведения.

Корректировочный этап включает социально-корректирующую деятельность с целью формирования у обучающихся социального опыта с учетом личностных особенностей (адаптивных возможностей) за счет целенаправленных последовательных дей-

ствий психолого-педагогического и медико-социального характера, способствующих повышению их мотивационно-ценностных, личностных и ресурсных возможностей.

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение формирования социального опыта реализуется через социально-педагогическое, психологическое и медико-социальное направление в процессе урочной и внеурочной деятельности.

В рамках социально-педагогического направления учителя-предметники формируют знания по вопросам культуры здоровья профессионального самоопределения, социального опыта; социальный педагог осуществляет правовое воспитание, формирует знания о правилах поведения; учитель физкультуры формирует знания, умения, навыки по вопросам физической культуры и спорта; классный руководитель, воспитатель осуществляют профориентационную деятельность.

В рамках психологического направления педагог-психолог осуществляет диагностику уровня сформированности социального опыта: входную, промежуточную, итоговую; проводит работу, направленную на снятие негативных личностных тенденций, способствует развитию коммуникативных навыков, личностному росту обучающихся.

В рамках медико-социального направления с оздоровительной целью осуществляется работа с врачом-педиатром, медицинской сестрой, учителем физической культуры.

Психолого-педагогическое сопрово-

ждение осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности и включает в себя: уроки, беседы, дискуссии, профилактическую работу, тренинги, экскурсии, деловые игры, ролевые игры, детские и школьные объединения, соревнования, спартакиады, олимпиады, спортивные праздники, Дни здоровья, формы оздоровления (питательную терапию, иммунизацию, витаминизацию).

Содержание интегрированного подхода предполагает системный подход к процессу формирования социального опыта у обучающихся интерната с различными личностными (адаптивными возможностями) и стратегиями поведения, на основе универсальных метапредметных знаний, их взаимообогащения и проникновения, позволяющих обеспечивать развитие когнитивной и деятельност-

ной сферы обучающихся, воспитанников [10; 12].

Содержание дифференцированного подхода ориентировано на стратегии поведения; исходя из этого, - более глубокое проникновение в мотивационную сферу личности обучающегося с целью активизации его внутреннего потенциала в процессе урочной и внеурочной деятельности с учетом показателей личностных особенностей (адаптивных возможностей).

Интегрированный и дифференцированный подходы в урочной и внеурочной деятельности являются необходимым условием для осуществления психолого-педагогического сопровождения, успешного освоения социального опыта в целях обеспечения профессионального самоопределения обучающихся на основе социально-адаптивного и здоровьесберегающего поведения, способствующего формированию сбалансированности между психологическими,по-веденческими и моралъно-еормативными показателями.

Педагогический мониторинг, как особая организацалаоая форма инфсрмацмонсыго сопровождения, зомм-ч—и в коышлыкеной оценке резуммтатввмосми а оороекллыовке модели психолого-педагогического сопровождения фвргадо вания социального опыта обучающихсяинтероата.

На оснеоанна маслиза иаиаериев,поса-зателей, индикаторов нами выявлены три уровня сформированности социального опыта обучающлхсяннтертвгг о ртзеоаны-ми показаоехшми -карвгья: ваюниий, оргн-ний и низкий.

На этапе констатирующего эксперимента было установлено, что высокий уровень сформированности социального опыта обучающихся, для которого характерны сбалансированные взаимоотношения между личностными и социальными качествами, отражающими наличие высокого уровня знаний о здоровье, будущей профессии, активной (разрешающей) стратегии поведения в стрессовых ситуациях, преобладание средних значений уровня тревожности, отсутствие затруднений в выборе профессиональной деятельности, регистрируется только у 24 % респондентов.

Средний уровень сформированности социального опыта, регистрируемый у 59 % респондентов, характеризуется наличием разнонаправленных показателей социально-психологической устойчивости, физической подготовленности, адаптивного и здоровьес-берегающего поведения; доминированием М <-бм-сющиаарвыеокого исуаднега уровня нэеважнмртщпоеоалаааниам лиц, нмвдгеа-щихся в социальной поддержке, не определившихся с выбором будущей профессии.

У 17'ы)С^амчаюр^има)- веоазамы низкий О^ро^^!^!, cфopмapoвв-шнuли СОИИааСРаГО аыыоа, ханамтеаи^ющмНоя иисооглазовв-нием личностных и социальных функций; отсутствием знаний о будущей профессии и адекпсимоо сарооцеиро, чае сатгидмен гфоцесс вьсИона пеофассми; иымсаненны-ми нарушениями в сфере психологической устойчивости, коммуникативного поведе-смм- морт-гсаоснормитавныи тенносией; на-лкниемаессивмай кооинг-свратргии ианеде-нияа сгuвccoвыx оатсацияхСрка. 2).

Рис. 2. Уровни сформированности социального опыта обучающихся интерната

Лицам с высоким уровнем сформирован- держивать уровень социальной активности ности социального опыта необходимо под- и физической подготовленности с помощью

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2016

52

реализации комплекса социально-педагогических и медико-социальных действий, направленных на повышение стрессоустой-чивости и резистентности обследуемых с учетом состояния их психосоматического здоровья.

Обучающимся со средним уровнем сфор-мированности социального опыта рекомендуется устранение дисбаланса между психологическими, поведенческими, коммуникативными, морально-нормативными показателями и показателями социализации, формирование устойчивой мотивации к социально-адаптивному и здоровьесберегаю-щему поведению, уменьшение влияния факторов «риска» на основе целенаправленного и последовательного действия социально-педагогического, медико-социального и психолого-педагогического характера.

Для обучающихся с низким уровнем сформированности социального опыта реализация педагогической модели должна быть направлена на устранение дезадап-тивных расстройств на основе психолого-педагогической корректировки поведения, психологических и морально-нормативных показателей социальной адаптации, способ-

ствующих гармонизации личностных качеств; включать корректировку эмоциональных нарушений, развитие эмоциональной и поведенческой саморегуляции, использование информационно-обучающих форм и методов, опирающихся на использование нормативно-правовых знаний, формирование знаний о мире профессий, формирование адаптивной стратегии поведения.

Таким образом, разработанная педагогическая модель психолого-педагогического сопровождения формирования социального опыта обучающихся интернатов с учетом личностных особенностей (адаптивных возможностей) позволяет использовать комплекс разнообразных форм и средств сопровождения, направленных на повышение приспособительных возможностей индивида (психологической устойчивости, физической подготовленности, коммуникативного поведения, морально-нормативных показателей социальной адаптации) и обеспечивает самоопределение обучающихся с учетом возрастных, регуляторно-поведенческих особенностей организма, а также факторов, способствующих или препятствующих данному процессу.

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

2. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1978. - 311 с.

3. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учеб. пособие / под ред. Э. М. Казина, Н. Э. Касаткиной. - М.: Омега-Л, 2014. - 575 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. -384 с.

5. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учебно-метод. пособие / отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. - 500 с.

6. Казин Э. М. Адаптация и социализация развивающейся личности // Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие. - Кемерово, 2011. - С. 237-241.

7. Казин Э. М. Теоретико-прикладные аспекты проблемы формирования культуры безопас-

ного и здорового образа жизни обучающихся // Здоровьесберегающее образование. - 2013. -№ 6 (34). - С. 32-43.

8. Казин Э. М., Федоров А. И., Шинкаренко А. С. Особенности организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС с учетом дифференцированного подхода // Сибирский педагогический журнал. -2014. - № 6. - С. 269-272.

9. Кейслер Г., Чэн Ч. Ч. Теория моделей. - М.: Мир, 1977. - 14 с.

10. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.

11. Новик И. Б. Философские вопросы моделирования психики. - М.: Наука, 1969. - 174 с.

12. Штофф В. А. Моделирование и философия. - М.: Наука, 1966. - 304 с.

13. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.: Изд-во МГИК, 1994. - 214 с.

14. Bays C. T. The elementary school health fair: a process involving the whole school in health education // Essays ofan information Scientist. - 1986. -

№ 8. - P. 339-341.

15. Campbell D. T. Guidelines for Monitoring the Scientific Competence of Preventive Intervention Research Centers // Knowledge: Creation. Diffusion.

Utilization. - 1987. - P. 389-430.

16. Cordova Castra A. Stressy aparato cardiovascular // Bobetindel Centroe studios neuros. - 1997. - № 1. - P. 47-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 18.03.2016

Ptahina Yuliya Alexandrovna

Senior Lecturer of the Kuzbass Regional Institute of Skills Improvement and Retraining for Educators, [email protected], Kemerovo

EDUCATIONAL MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-BOARDING SCHOOLS PUPILS WITH DIFFERENT ADAPTIVE POSSIBILITIES

Abstract. In the article the problem of the formation of social experience at senior pupils of boarding schools receives full coverage. These submissions indicate that the formation of the social experience of senior residential care tailored to the psychosomatic health should be based on a set of focused consistent action of psychology and pedagogical and medical and social nature, aimed at enhancing the adaptive capacity of the individual (psychological stability, physical readiness, communicative behavior, moral and normative indicators of socialization), and providing self-determination of students.

The article describes the main components of the pedagogical model of the formation of social experience of senior pupils of boarding schools. Obtained purpose of ascertaining and forming experiment, as well as the form of training of senior pupils of boarding schools in context of the indicators of health and behavior strategies; the factors affecting and contributing to the formation of the social experience are described.

The model includes the goal, objectives, principles, stages; identified areas; a dedicated function; characterized by forms of support given health outcomes; developed monitoring of formation of social experience of students on the basis of criteria and indicators.

We have developed a pedagogical model of formation of social experience. It will improve the effectiveness of training of senior pupils of boarding schools to interact with other people in the environment of changing social reality, assuming equally the development of variants of interaction with others, understanding of what is happening, foreseeing the consequences of their actions, conscious of self, understanding of the social environment, taking into account factors which are help or hinder the process.

Keywords: psychology and pedagogical support, the formation of the social experience, social and adaptive behavior and health saving, senior pupils of boarding schools, model.

References

1. Andreeva, G. M., 2007. Social'naya psix-ologiya [Social psychology]. Moscow: Aspect Press Publ. 363 p. (in Russ.).

2. Bobneva, M. I., 1978. Social'nye normy i reg-ulyaciya povedeniya [Social norms and regulation of behavior]. Moscow : Nauka, Publ. 311 p. (in Russ.).

3. Kazin, E. M., Kasatkina, N. E., eds., 2014. Zdorov'esberegayushhaya infrastruktura v sisteme obrazovaniya [Health saving infrastructure in the education system]. Moscow: Omega-L Publ., 575 p. (in Russ.).

4. Zimnyaya, I. A., 2000. Pedagogicheskaya psixologiya [Educational psychology]. Moscow: Logos Publ. 384 p. (in Russ.).

5. Kazin, E. M., ed., 2011. Ontogenez. Adaptac-iya. Zdorov'e. Obrazovanie. Kniga I. Zdorov'es-

beregayushhie aspekty doshkol'nogo i nachal'nogo obshhego obrazovaniya [Ontogenesis. Adaptation. Health. Education. Book I. Health saving aspects of pre-school and primary education]. Kemerovo: KRIAT and RE Publ., 500 p. (in Russ.).

6. Kazin, E. M., 2011. Adaptaciya i socializaciya razvivayushhejsya lichnosti [Adaptation and socialization of the developing individual]. Zdorov'es-beregayushhaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika [Health saving activity in the education system: theory and practice]. Kemerovo, pp. 237-241 (in Russ.).

7. Kazin, E. M., 2013. Teoretiko-prikladnye as-pekty problemy formirovaniya kul'tury bezopas-nogo i zdorovogo obraza zhizni obuchayushhixsya [Theoretical and applied aspects of the problem of creating

54

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2016

a culture of safe and healthy way of life of students]. Zdorov'esberegayushhee obrazovanie [Health saving education], 6 (34), pp. 32-43 (in Russ.).

8. Kazin, E. M., Fedorov, A. I., Shinkarenko, A. S., 2014. Osobennosti organizacii prepodavaniya osnov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v usloviyax real-izacii FGOS s uchetom differencirovannogo podxoda [Special features of the organization of the teacheing of the bases of safety of vitalacti in the conditions of realization FGOS taking into account the individual approach]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal], 6, pp. 269-272 (in Russ., abstr. in Eng.).

9. Keisler, G., Chen, Ch. Ch., 1977. Teoriya mod-elej [Theory of modeles]. Moscow: World Publ. 14 p. (in Russ.).

10. Mudrik, A. V., 2006. Socializaciya cheloveka [Socialization of the person]. Moscow: Akademiya Publ., 304 p. (in Russ.).

11. Novik, I. B., 1969. Filosofskie voprosy mod-

elirovaniya psixiki [Philosophical questions of mental modelling]. Moscow: Science Publ. 174 p. (in Russ.).

12. Shtoff, V. A., 1966. Modelirovanie i filosofi-ya [Modeling and philosophy]. Moscow: Science Publ., 304 p. (in Russ.).

13. Orlova, E. A., 1994. Vvedenie v social'nuyu i kul'turnuyu antropologiyu [Introduction to social and cultural anthropology]. Moscow: MSIK Publ., 214 p.(in Russ.).

14. Bays, C. T., 1986. The elementary school health fair: a process involving the whole school in health education. Essays ofan information Scientist, pp. 339-341.

15. Campbell, D. T., 1987. Guidelines for Monitoring the Scientific Competence of Preventive Intervention Research Centers. Knowledge: Creation. Diffusion. Utilization, pp. 389-430.

16. Cordova Castra A., 1997. Stressy aparato cardiovascular. Bobetindel Centroe studios neuros, 1, pp. 47-54.

Submitted 18.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.