Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. - М.: Машиностроение, 1988. - 368 с.
18. Афанасьев В.В. Формирование творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Монография. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1996. - 168 с.
19. Блох М.А. Творчество в науке и технике. - Петроград: Научно-технич. отдел ВСНХ, 1920. - 66 с.
20. Варнавских Е.А. Об определении "социально ориентированное творчество". Калининград: КВВМУ, 1998. Деп. в ЦВНИИ МО, В 3735, сб. рефер. деп. рукописей 43, серия Б, 1998.
21. Блинов Б.С. Загадочный импульс. Заметки изобретателя. - М.: Молодая гвардия, 1969. -174 с.
22. Представление информации в базе данных изобретающей машины // Журнал ТРИЗ 1, 1995. - С. 69-75.
23. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. - Калининград: Калинингр. госуниверситет, 1995. - 94 с.
Педагогическая компетентность преподавателя вуза
к.п.н. доц. Восковская А.С., к.п.н. доц. Карпова Т.А.
Университет машиностроения [email protected], [email protected] Аннотация. Данная статья посвящена педагогической компетентности преподавателя вуза, в частности, педагогической компетентности преподавателя иностранного языка. В статье проводится педагогический анализ ценностно-смысловых, академических, дидактических и коммуникативных аспектов его педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагогическая компетентность, гуманитарная компетентность, ценностно-смысловые компетенции, академические компетенции, дидактические компетенции, коммуникативные компетенции
На современном этапе развития образования предъявляются высокие требования к умению преподавателя вуза осуществлять педагогическую деятельность в условиях расширяющейся свободы действий, к его умению пользоваться ею на демократической основе. Прежде всего, это означает способность педагога признавать в аудитории обучающихся наличие различных точек зрения, способность вести дискуссии, решать возникающие разногласия, добиваться взаимопонимания, то есть не только руководить, но и постоянно находиться в сотворчестве с обучающимися. Справиться с поставленными задачами сможет только высококомпетентный профессорско-преподавательский состав вуза.
К сожалению, далеко не всегда преподаватели имеют достаточный уровень психологической и технологической подготовки к педагогической деятельности; существует значительный разрыв между педагогическим знанием и педагогическим действием; имеет место неготовность преподавателей вузов к реализации гуманитарных образовательных технологий, обеспечивающих становление «человеческого в человеке» (Розин В.М., 1997).
Для разрешения данного противоречия необходимо, на наш взгляд, развивать педагогическую компетентность преподавателя вуза. Научный анализ дефиниций данного понятия показал, что педагогическую компетентность определяют как «интегральное проявление качеств личности преподавателя, в котором сочетаются элементы профессиональной и общей культуры, опыта, стажа педагогической деятельности и педагогического творчества» (Абросимов В.Н., 2001, с.64); «интегральную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность к выполнению педагогических функций в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями, исходным показателем которых выступает отношение к человеку» (Григорьева Н.А., Думов С.Б., 2003, с.11). Представляет интерес интерпретация педагогической компетентности как владение преподавателем «необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и
личности преподавателя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания; совокупность знаний, опыта, умений гибкого владения педагогической технологией, нахождения оптимальных средств воздействия на обучающегося с учетом его потребностей и интересов, прав и свободного выбора способов деятельности и поведения» (Код-жаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., 2005, с.62). Следовательно, педагогическая компетентность является профессионально-личностной характеристикой преподавателя, обеспечивающей высокий уровень научно-педагогической деятельности.
Следует отметить, что в настоящее время ряд ученых, исследующих личность преподавателя и требования к его подготовке, оперируют понятием «гуманитарный преподаватель» и интерпретируют его как личность с высоким уровнем сознания, профессионального мастерства и культуры, способствующую становлению в личности обучающегося его «человечности» (Социально-образовательный проект, 2007). Мы, полностью соглашаясь с сущностью данного понятия, полагаем, что более корректно называть такого преподавателя «гуманитарно компетентным преподавателем», и речь, безусловно, идет не только о преподавателях социально-гуманитарного цикла дисциплин, а обо всем профессорско-преподавательском составе вуза. Следовательно, в контексте компетентностного подхода представляется целесообразным выделить существенную составляющую педагогической компетентности - гуманитарную компетентность, которая предполагает умение преподавателя вуза видеть, слышать, принимать и понимать субъективную реальность; продуцировать новые формы культуры; помогает ему разрешить противоречие между невмешательством во внутренний мир обучающихся и позитивным влиянием на их ценностно-смысловую сферу.
Исходя из контент-анализа структуры педагогической деятельности и взглядов на личность преподавателя многочисленных исследователей (А.П. Аверьянова, А.В. Барабанщико-ва, А.А. Вербицкого, Т.Я. Гнатюк, В.П. Давыдова, И.Ф. Исаева, В.В. Краевского, А.Н. Ряби-нова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Е.А. Солодовой, В.Б. Титова, Л.Н. Ховриной, Т.Г. Шарухиной), а также опираясь на постулаты компетентностного подхода к образовательному процессу, представляется целесообразным рассматривать педагогическую компетентность преподавателя вуза как совокупность его общекультурных и профессиональных компетенций. В данном контексте следует отметить, что компетенции личности преподавателя и компетенции студента вуза отличаются тем, что первый уже занял определенную позицию в обществе, достиг некоторых целей в профессиональном плане, а последний еще только стремится к этому (Сапрыкина Е.Н., 2007). Компетенции преподавателя вуза представляют собой диалектическое единство, на основе которого строится его педагогическая компетентность, при этом в данной статье представляется целесообразным рассмотреть ценностно-смысловые, академические, дидактические и коммуникативные компетенции преподавателя
Ценностно-смысловые компетенции преподавателя включают в себя усвоение им групповых педагогических ценностей (идей, концепций, норм, регулирующих педагогическую деятельность) и развитие индивидуальных педагогических ценностей (мировоззренческих характеристик личности преподавателя, составляющих систему его ценностных ориен-таций). Нельзя забывать о том, что преподаватель является носителем той самой культуры, посредством которой достигается высшая цель - развитие личности обучающегося с четкими ценностными ориентациями на добро и созидание, личности гуманитарно компетентной. «... Педагог-профессионал - это человек, способный строить свою жизнедеятельность в культурных формах и организовать социальное пространство вокруг себя таким образом, чтобы культуросообразное бытие актуализировалось и для человека, включенного в это пространство» (Кузнецов А.И, 1995, с.51).
Специфическая функция преподавателя иностранного языка состоит в том, что, являясь представителем одной культуры, он в силу образования и направленности деятельности представляет и ретранслирует особенности другой культуры. И насколько успешно он осуществляет эту функцию, настолько результативным становится не только сам процесс овла-
Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. дения иностранным языком, но и приобщение к культуре народов-носителей данного языка. Такой подход способствует активизации познавательной деятельности студентов, повышает мотивацию обучения иностранному языку и тем самым оказывает положительное влияние на повышение их гуманитарной образованности. Более того, у преподавателей иностранного языка есть возможность сопоставить ценностно-смысловой аспект педагогической деятельности отечественного вуза и вуза страны изучаемого языка и на этой основе идентифицировать себя и свою систему ценностных ориентаций в образовательном процессе вуза. Именно у преподавателей иностранного языка есть уникальная возможность, давая информацию о стране изучаемого языка, сравнивать ее со своей страной, при этом проявлять патриотизм, любовь к родному языку, тем самым способствуя формированию гуманитарно компетентного профессионала.
Нельзя не признать того факта, что академические компетенции преподавателя вуза, знание им преподаваемого предмета, понятное и популярное его изложение, знания по родственным предметам высоко ценятся в высшей школе.
Академическая компетентность преподавателя иностранных языков вуза имеют довольно широкий спектр, так как во время проведения практических занятий по иностранному языку приходится иметь дело с текстами из разных областей знаний, включая профессионально-ориентированные тексты. При этом важно учитывать, что преподавателю иностранного языка для специальных целей довольно часто при работе с узкоспециальными техническими текстами необходимо глубоко проникать в суть смежной технической дисциплины (Закирова Е.С., Карпова Т.А., 2012). И если гуманитарная направленность текстов ему близка, то технические аспекты требуют дополнительной подготовки, а именно изучения технической литературы, сотрудничества с преподавателями спецкафедр вуза.
Академические знания преподавателя до недавнего времени традиционно считались приоритетными. Однако в современных условиях, когда большим конкурентом педагогу выступают информационные технологии обучения, перед преподавателем высшей школы стоят комплексные задачи не просто донести основы той науки или области знаний, которую он представляет обучающимся, но и сделать это так, чтобы студентам была совершенно очевидна необходимость этих познаний, чтобы они обрели в данной области свои личностные и профессиональные смыслы. Вследствие этого в современной высшей школе приоритетными компетенциями педагога признаются дидактические компетенции по отношению к академическим. Необходимо, чтобы преподаватель вуза не просто доходчиво преподносил знания, популярно и понятно излагал материал, но и мог умно и тонко управлять познавательной активностью студентов. При подаче дидактического материала своего предмета, делая его доступным, преподаватель вызывает интерес к предмету, возбуждает активную самостоятельность обучающихся. В процессе обучения средствами преобразования учебного материала могут выступать различные способы креативного мышления, направленные на выявление противоречий, комментирование, рассуждение, основанное не на одной точке зрения, а на множестве возможных вариантов. Необходима не шаблонная, а творческая организация занятий на основе повышения интенсивности, индивидуализации обучения, увеличение доли самостоятельного творческого труда, развитие творческого потенциала обучающихся. Задача преподавателя заключается не в навязывании своего мнения как единственно верного, а в создании той обучающей среды на занятиях, которая способствует вовлечению личностных структур сознания обучающихся.
В данном контексте следует заметить, что у преподавателя иностранного языка есть уникальная возможность проводить педагогические эксперименты с мобильным использованием методов и приемов, которые описаны в оригинальной литературе и многочисленных учебно-методических комплексах, изданных в странах изучаемого языка, и на этой основе разработать свою авторскую дидактическую систему, способствующую развитию личности студента.
Следовательно, дидактическая компетентность преподавателя сводится не к передаче учебной информации, а к организации и стимулированию межличностного взаимодействия
между участниками процесса обучения на уровне партнерства, поэтому целенаправленная организация образовательного процесса, выбор тех или иных методических подходов и технологий предполагает наличие у преподавателя коммуникативных компетенций, которые включают коммуникативные способности к общению.
Коммуникативные способности к общению предполагают, прежде всего, психологическую наблюдательность, которая вместе со знанием психологии позволяет проникать во внутренний мир обучающегося с целью тонкого понимания личности и полного раскрытия ее потенциала. Для того чтобы педагог мог помочь обучающемуся осмыслить его жизнь, был способен воздействовать на его эмоциональную сферу, умел создавать благоприятную эмоциональную атмосферу на своем занятии, ему необходимо глубоко изучать личность студента. Изучение личности обучающегося является основой педагогической деятельности преподавателя вуза, точкой отсчета в отборе содержания образования, в выборе методических подходов и технологий образовательного процесса. «Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности образовательного процесса, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности» (Бондарев-ская Е.В., 1995, с. 21-23).
Одним из основных показателей уровня сформированности педагогической компетентности преподавателя высшей школы являются характер взаимоотношений между преподавателями и студентами. Взаимодействие педагогов и обучающихся является предметом многих исследований: одни исследователи говорят о педагогическом взаимодействии (Ю.К. Бабан-ский, И.Б. Котова, Е.И. Рогов, Е.Л. Федотова, Е.Н. Шиянов), другие - о воспитательном взаимодействии (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, Е.М. Сафронова), третьи - о диалогическом взаимодействии (М.С. Байматова), четвертые - о межсубъектном взаимодействии (В.В. Горшкова). Несмотря на различия в названиях, можно выделить общую исходную позицию -процесс такого взаимодействия строится на гуманистических принципах.
К сожалению, в реальности мы часто сталкиваемся с комплексом проблем, связанных с затруднениями в общении и взаимопонимании студентов и педагогов вуза. Мы полагаем, что для решения подобных проблем, для установления отношений с обучающимся, основанных на гуманистических принципах, преподавателю вуза необходимо обеспечить свободу диалога, сотрудничество, сотворчество, взаимоуважение, взаимодоверие, толерантность в общении с обучающимися (Восковская А.С., 2009). Следует подчеркнуть, что для преодоления затруднений в общении с обучающимися огромную роль играет толерантность педагога. Сегодня толерантность определяется как «терпимость к чужому мнению, поведению, образу жизни» (Полонский В.М., 2004, с.37), «искусство жить в мире непохожих людей и идей» (Соколова Э., 2002, с.112). Толерантность педагога рассматривают как «многомерную, многоаспектную характеристику, которая находит проявление во всех составляющих его труда, в том числе и в педагогическом общении» (Акимова М.К., Галстян О.А., 2007, с.41). Наличие толерантности особенно необходимо преподавателям гуманитарных дисциплин, рассматривающих этнические, культурные, социальные, исторические и прочие различия людей, а также объясняющие причины этих различий и усматривающих в такого рода многообразии особое культурное богатство человечества. Для преподавателей иностранного языка это особенно актуально при разрешении межличностных конфликтов во время работы в малых группах, в осуществлении диалога и полилога, при подборе кандидатур для проведения ролевых игр, при отборе аутентичных текстов, дидактического раздаточного материала.
Как убеждает педагогический опыт, для создания комфортности психологического климата на занятии преподавателю необходимо быть выдержанным, корректным, порядочным и справедливым во взаимоотношениях; всеми способами и средствами доказывать значимость учебы как ведущего вида деятельности; всемерно поощрять нравственное поведение и отличную учебу. Для выполнения столь важной миссии преподавателю, безусловно, необходимо обладать речевыми способностями. Умение четко и ясно выражать свои мысли с помощью вербальных и невербальных средств общения, является основой коммуникации между субъектами образовательного процесса. Академик В.О. Ключевский, считавшийся бле-
Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования.
стящим лектором, в полной мере обладавший искусством слова, писал, что самое трудное и самое важное в преподавании - заставить себя слушать (Булатова О.С., 2003, с.40).
Важно, чтобы преподаватель, особенно преподаватель дисциплин социально-гуманитарного цикла, умел преподнести теоретические знания последовательно и четко, умел подбирать нужные языковые средства, организовывать процесс общения с обучающимися и управлять этим процессом. В речевом искусстве, как и в любом другом, наилучших успехов могут достичь те педагоги, кто наделен соответствующим дарованием, однако представляется возможным развивать и совершенствовать речевые способности, прежде всего усваивая элементы сценического мастерства, публицистической привлекательности, которые вызывают интерес и любознательность вузовской аудитории. Данный постулат в полной мере относится к преподавателям иностранного языка в связи с тем, что речь на иностранном языке будет более доступна и понятна, если она эмоционально окрашена, а преподаватель владеет секретами артистического мастерства (Восковская А.С., Карпова Т.А., 2010).
Следовательно, становится очевидным, что без коммуникативной компетентности, без совершенствования речевых способностей и способностей выстраивать взаимоотношения со своими воспитанниками невозможна педагогическая компетентность преподавателя вуза.
Таким образом, следует отметить, что преподавателю вуза следует не только обучать, но и постоянно учиться самому, то есть педагогическая компетентность преподавателя предполагает личностное самосовершенствование в процессе выстраивания его педагогической деятельности с ориентацией на высшие достижения гуманистического воспитания: творчество, самоотдачу, преданность идеалам человечества. Личностное самосовершенствование обеспечивает педагогу вуза творческий поиск, внедрение современных технологий обучения и собственных «находок» в педагогическую практику, целеустремленность в достижении вершин в своей педагогической деятельности.
Выводы
Следовательно, содержательный анализ составляющих педагогической компетентности преподавателя вуза дает возможность утверждать, что педагогическая компетентность преподавателя вуза предполагает знание им преподаваемого предмета; творческую организацию занятий на основе повышения интенсивности, индивидуализации обучения, увеличения доли самостоятельного творческого труда, развития творческого потенциала обучающихся; знания психолого-физиологических особенностей обучающихся и способности помочь им в их индивидуально-личностном росте; способности адекватно решать проблемы, связанные с «человеческим фактором», и устанавливать диалогические отношения с обучающимися; способности проводить нравственную и культурную оценку своей педагогической деятельности; готовности реализовать свой социально-личностный и профессиональный потенциал в контексте профессиональных и личностных смыслов, направленных на стимулирующее творчество и развитие субъектов образовательного процесса.
Литература
1. Абросимов В.Н. Профессиональные качества преподавателя // Стандарты и мониторинг в образовании, 2001. № 6. с. 62-64.
2. Акимова М.К., Галстян О.А. Тренинг и развитие коммуникативной компетентности пела-гога // Высшее образование сегодня, 2007. № 12. с. 40-44.
3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках личностных смыслов / Под ред. Е.В. Бон-даревской. Ростов н/Д: изд-во РГПУ, 1995. с. 11-27.
4. Булатова О.С. Педагогический потенциал речевого искусства преподавателя высшей школы // Преподаватель высшей школы в XXI веке: Научно-методические материалы международ. научно-практ. интернет-конференции. Сборник 2. Ростов н/Д: РГУПС, 2003. с. 40-44.
5. Восковская А.С. Роль преподавателя в формировании гуманитарной компетентности курсантов военного вуза // Вестник университета (Государственный университет управления). № 26. М.: ГУУ, 2009. с. 18-20.
6. Восковская А.С., Карпова Т.А. Понятия «иноязычная коммуникативная компетентность и «межкультурная коммуникативная компетентность» // Прагмалингвистика и практика речевого общения: материалы IV международной научно-практической конференции (26 ноября 2010 г.). Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. с. 35-38.
7. Григорьева Н.А., Думов С.Б. Педагогическая компетентность преподавателя высшей школы: ценностно-смысловой аспект // Преподаватель высшей школы в XXI веке: Научно-методические материалы международ. научно-практ. интернет-конференции. Сборник 2. Ростов н/Д: РГУПС, 2003. с. 11-15.
8. Закирова Е.С., Карпова Т.А. Формирование творческой языковой личности студента технического вуза в процессе изучения иностранного языка для специальных целей // Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. М.: МГТУ «МАМИ», № 2 (14), 2012. Т.3. с. 481-488.
9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
10. Кузнецов А.И. К новому типу образовательной деятельности // Образование в поисках личностных смыслов / Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов н/Д: изд-во РГПУ, 1995. С. // Образование в поисках личностных смыслов / Под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов н/Д: изд-во РГПУ, 1995. с. 47-56.
11. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004.
12. Розин В.М. Проблемы целостного изучения человека // О человеческом в человеке / под ред. И.Т. Фролова. М.: Наука, 1997.
13. Сапрыкина Е.Н. Педагогическое взаимодействие «преподаватель-студент» в университетском образовании // Высшее образование сегодня, 2007. № 8. с. 84-87.
14. Соколова Э. Образование - путь к культуре мира и толерантности // Народное образование, 2002. № 2. с. 111-119.
15. Социально-образовательный проект «Профессионально-личностное саморазвитие молодого педагога». Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, Copyright HumanitarianSchool.ru, 2007.
Интерактивные методы формирования лингвистической компетенции при обучении русскому языку нерусских студентов не филологов
д.пед.н. проф. Гасанова П.М., к.ф.н. доц. Буйских Т.М.
Университета машиностроения, РГТЭУ
Аннотация. В статье анализируются интерактивные методы формирования лингвистической компетенции при обучении русскому языку нерусских студентов не филологов.
Ключевые слова: обучение русскому языку нерусских студентов не филологов, методы формирования лингвистической компетенции
Профессионально ориентированная речевая подготовка конкурентоспособного специалиста предполагает знание специфики общения в той или иной сфере, особенностей реализации различных видов речевой деятельности, обусловленных характером профессии, освоение деятельности по созданию профессионально значимых речевых жанров. Четко структурированное речевое поведение - это:
• уровень достижений, характерный для профессиональной речевой практики;
• совокупность лингвистических знаний, навыков и умений, обеспечивающих незатрудненное профессиональное общение;
• выбор не только правильных, но и наиболее точных, уместных, выразительных языковых средств.
В ситуации выбора языковых средств находится каждый специалист, стремящийся сделать свою речь более понятной собеседнику, эффективной, точно выражающей те или иные