дения самостоятельных занятий, консультаций, бесед в младших классах.
Рейтинговая оценка позволяет:
- поддерживать высокой внутреннюю мотивацию учащихся за счет снижения их зависимости от случайно полученного результата, возможности прогнозировать и активно участвовать совместно с учителем в формировании итоговой оценки своих достижений;
- поощрять активность и самостоятельность в выборе форм совершенствования знаний, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки самооценочной деятельности учащихся;
- формировать умения постановки цели, планирования и организации индивидуальной учебной деятельности;
- повысить заинтересованность родителей в индивидуальных достижениях детей в ходе учебновоспитательного процесса.
Для дальнейшего совершенствования методики предусматривается расширить перечень поощрительных форм рейтинговой оценки, включить в него лич-
ный вклад учащихся в совершенствование учебного процесса (изготовление стендов, диаграмм, наглядных пособий, разработку тестов и аналитических задач, результаты конкурсов контрольных и самостоятельных работ, участие в подготовке открытых уроков, выступления на семинарах и др.).
Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения практического интереса к изучаемому предмету в тематический план будут включены нетрадиционные формы обучения (семинары, моделирование ситуаций, презентации авторских проектов), используемые как дополнительные формы контроля качества обучения.
Исходя из особенностей учебного процесса, будет проведена корректировка учебной программы с акцентом на увеличение времени самостоятельного изучения учебного материала и анализа проблемных вопросов учебных тем.
Таковы некоторые приемы и методы, используемые при организации учебного процесса и обеспечивающие положительный результат.
Губогло Зиновия Ивановна,
заместитель директора МОУ СОШ №2 г. Салехард
Свиридова Елена Михайловна,
к.п.н., доцент г. Москва
Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство педагогов
Проект
«Интерес к познанию — основа обучения»
Традиционно повышение квалификации учителей, как правило, идет по нескольким направлениям: курсы повышения квалификации, методическая работа через семинары, городские и школьные методические объединения.
Часто программы курсовых переподготовок составлены с учетом общих проблем и в целях удовлетворения общих потребностей педагогов.
Такой подход исключает адресность, а соответственно и качество курсовой переподготовки, кроме того, это требует больших финансовых затрат, учитывая, что школа находится в ЯНАО.
Система повышения квалификации в современных условиях школы требует проектирования, создания и внедрения необходимых условий для обучения педагога умению «оптимизировать профессиональную мобильность».
Основные цели и функции образования: удовлетворение потребностей личности, общества, экономики:
• личности — в самосовершенствовании;
• общества — в формировании социально активной и адаптирующейся к реалиям жизни личности;
• экономики — в подготовке компетентного, эффективного работника.
Современное образование формирует личность активную, компетентную и эффективно участвующую в экономической, социальной и личной жизни.
Инновационный образовательный проект внутришкольной системы повышения квалификации педагогов на базе МОУ СОШ №2 города Салехарда разработан на основе результатов инновационной деятельности в рамках программы развития программы «Развитие муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Салехарда на период с 2006 по 2011 гг.» (далее Программа).
Данная образовательная программа рассчитана на школы, интересующиеся вопросами преподавания и использования эффективных методик, проблематикой саморазвития, рефлексии, самоопределения.
Данное обстоятельство требует новой педагогической компетентности — умения учиться, организовывать свое обучение и создавать образовательные программы в рамках образовательного учреждения.
Предлагаемая образовательная программа консалтингового центра инновационна:
- новизна структуры и содержания образовательной программы,
- ориентация на обеспечение и поддержку инновационной деятельности в образовании,
- адресность и экономичность сочетается с массовым охватом педагогов.
Проблемы:
■ между потребностью курсовой переподготовки и возможностями организации;
■ между удовлетворением общих педагогических потребностей в индивидуальном и интеллектуальном росте;
■ повышение профессионального мастерства и закрепление устойчивой мотивации к саморазвитию;
■ модернизация углубленного изучения вопросов психолого-педагогической теории и практики через реализацию программы консалтингового центра.
К нормативно-правовым основаниям разработки инновационного образовательного проекта относятся следующие документы — федерального уровня:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 92 № 3266-I (в редакции Федеральных законов от 13. 01. 96 № 12-Ф3, от 16. 11. 97 № 144-Ф3, от 20. 07. 2000 № 102-Ф3, от 07. 08. 2000 № 122-Ф3, от 13.
02. 2002 № 20-Ф3, от 21. 03. 2002 № 31-Ф3, от 25. 06. 2002 № 71-Ф3, от 25.07. 2002 № 112-Ф3, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24. 10. 2000 № 13-П, Федеральными законами от 27. 12. 2000 № 150-Ф3, от 30. 12. 2001 № 194-Ф3) по состоянию на 25 июня 2002 года.
2. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.
08. 96 № 125-Ф3.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р);
локального уровня:
1. Устав школы.
2. Положение об Консалтинговом Центре повышения квалификации педагогов (на базе образовательного учреждения).
3. Должностные инструкции педагогов.
4. Иные локальные акты, разрабатываемые по мере необходимости и способствующие повышению качества и эффективности образовательных услуг.
Количественный и качественный состав педагогических работников школы.
В школе работает 103 педагога. Из них: 22,3 % имеют высшую квалификационную категорию; 22,3% - первую квалификационную категорию; 32% - вторую квалификационную категорию; 1,8% -кандидата педагогических наук. У 84,4% работников — высшее педагогическое образование, у 13,6% — среднее специальное. Учителя, имеющие награды, почетные звания: 1,9 % - заслуженный учитель; 6,8% - отличник просвещения; 6,8% - почетный работник общего образования; 6,8% - почетная грамота Минобразования; 6,8% - почетная грамота Губернатора ЯНАО. Средний возраст — 39 лет.
Положительные результаты учебных достижений учащихся связаны с характеристиками педагогического коллектива. Последние годы школа не испытывает дефицита в педагогических кадрах. Ведется преподавание всех предметов, предусмотренных учебным планом. Возросла активность учителей в повышении квалификации и аттестации. Всегда востребованы курсы повышения квалификации по вопросам профильного обучения, а также в области информационных технологий
В соответствии с задачами Программы развития школы, участники образовательного процесса уделяли большое внимание развитию материально-технического оснащения школы для повышения качества образования и реализации профильного обучения. В период с 2002 по 2006 гг. существенно улучшена материальная база. Учебные кабинеты оснащены современными техническими средствами обучения, имеются актовый и спортивный залы, школьный стадион, столовая. Административные кабинеты и три компьютерных класса (два открыты в 2002 году) объединены в локальную сеть с кабинетами школы. Есть постоянный выход в сеть Internet по выделенной линии. Такое оснащение школы дает возможность использовать на уроках новейшие технологии обучения. Внедряются информационные технологии на уроках в школах. С 2004/2005 учебного года введено предпрофильное обучение в 9 классах.
Внутришкольная социокультурная среда имеет потенциал, который обеспечивает целенаправленное формирование педагогической культуры взаимоотношений и взаимообучения всех участников образовательно-воспитательного процесса с минимальными экономическими затратами, центральное место занимают профессиональная компетентность, эффективность деятельности, коммуникативная культура педагога.
Цель инновационного образовательного проекта внутришкольной системы повышения квалификации педагогов - расширить педагогические компетенции педагогов за счет внутреннего резерва с минимальными экономическими затратами.
Задачи данного проекта:
- выявление тенденции обучения и воспитания школьников в образовательных пространствах России и зарубежья;
- выявить сущность, состав и уровни развития «ориентированной компетенции» учителя адаптивной школы как непрерывного профессионального педагогического самообразования;
- организация информационной поддержки методического сопровождения образовательного процесса педагогами;
- создание условий самоутверждения и самореализации учителя в профессиональной деятельности;
- поиск оптимальных условий адаптации учителя в социокультурном образовательном поле.
Качество компетенций педагога и повышение его профессионального мастерства будут эффективными и обеспечены условия перехода на «субъект — субъектные» отношения, если:
- внутришкольная система повышения квалификации осуществляется на основе системного, дифференциально-интегрального и компетент-ностного подходов к анализу образовательного процесса;
- обеспечена детерминированная взаимосвязь компонентов: диагностика личностных качеств педагога; целеполагание - адекватно уровням его компетенций; проектирование, регулирование и коррекция самообразования; овладение качеством самоанализа своей деятельности;
- основным принципом моделирования программы будет принцип максимального соответствия потребностям российского образования в единстве с потребностями муниципального образовательного пространства.
Критерии успешности учителя Предполагаемый результат
Педагогическая деятельность - уровень обученности ЗУН; - уровень сформированное™ ОУУН; - инновационная работа; - самообразование, исследовательская работа; - образование, квалификация; - самоанализ, самодиагностика;
Психолого- педагогическое общение - интерес, мотивация; - сознательное обучение; - отношение «учитель-ученик»; - учет индивидуальных особенностей учеников
Личность учителя - эмоциональность; - выразительность речи; - творческое начало личности; - организаторские способности; - чувство юмора; - настойчивость, дисциплинированность
Предложенное нами концептуально-программное обеспечение внутришкольной системы повышения квалификации учителей позволит:
- создать в ОУ оптимальные условия для профессионального роста учителей;
- сформировать необходимые предпосылки для модернизации школьного процесса на основе субъектсубъектных отношений;
- обеспечить с позиции оптимального подхода профессиональный уровень культуры учителей, их конкурентоспособность на рынке труда;
- развить позитивную устойчивую мотивацию в повышении профессионального мастерства на уровне рефлексии;
- разработать механизмы методического сопровождения, обеспечивающие уровни развития педагогического мастерства;
- сконструировать модель консалтингового центра развития компетентностного подхода учителя к своей деятельности.
Основы технологических подходов:
1. Развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов (В.Байденко, В.Г. Веселова, И.В. Гришина, А.И. Жук, А.П. Крючатов, Б.И. Любимов, Н.Ю. Таирова и др.);
2. Адаптация системного подхода к обучению взрослых (интегрированный подход В.В. Гузеева).
3. Системно-структурный подход (А.Н. Аверьянов, Б.Г. Афанасьев, В.Н. Садовский — целостная и саморегулирующая система, имеющая сложную структуру, взаимодействующую с другими образовательными системами).
4. Функциональный подход (М.М.Поташник, П.И. Третьяков и др.), предполагающий приспособление системы повышения квалификации к школьной среде. С помощью данного подхода исследуем зависимость между: формой обучения учителя и уровнем его квалификации, администратором школы и коллективом учителей.
Используемые подходы взаимосвязаны друг с другом, и каждый из них позволяет увидеть воздействие какого-либо конкретного фактора на процесс профессиональной подготовки учителей в системе внутришкольного повышения квалификации.
Предлагаемый инновационный образовательный проект строится как проект свободного («открытого») образования на основе таких принципов как: а) субъектность; б) поддержка; в) преодоление негативных аспектов; г) использование разнообразных форм взаимодействия.
Далее, данный образовательный проект строится как проект непрерывного образования на основе идеи о том, что педагогу и руководителю предоставляется возможность расширения профессиональных компетенций на основе внутренних потребностей.
Содержание направлено на достижение результатов в решении проблем: связь с практикой, развитие рефлексии педагогов, освоение методологических основ обучения взрослых.
В качестве детерминант структуры и содержания инновационного образовательного проекта нами избраны основополагающие посылки андрагогики и ан-драгогические принципы обучения:
- стремление к самореализации, самостоятельности и самоуправлению;
- обладание жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег;
- обучение педагога решению важных жизненных проблем и достижению конкретной цели;
- применение в практике УВП полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний;
-детерминация образовательной деятельности с временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами.
Андрагогическая модель обучения в организации процесса обучения принадлежит самому педагогу. При этом атмосфера обучения дружеская, неформальная, основанная на взаимном уважении, и базируется на основополагающих принципах:
Принцип: Содержание
Приоритета самостоятельного обучения -самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения
Совместной деятельности - совместная деятельность по планированию и реализации процесса обучения, а также по оцениванию и коррекции его результатов
О-поры на опыт обучающегося - источник обучения — жизненный опыт педагога (бытовой, социальный, профессиональный и др.)
Индивидуализации обучения - образовательные потребности и цели обучения учитывают опыт, уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности педагога
Системности обучения соблюдение соответствия целей, содержания методам, формам, средствам оценивания результатов обучения
Контекстности обучения (по А.А.Вербицкому) - совершенствование личности, - учет профессиональной, социальной, бытовой деятельности педагога и его пространственные, временные, профессиональные, бытовые факторы (условия)
Актуализации результатов обучения - применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств
Осознанности обучения - осмысление педагогом параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения
Реализация направлений осуществляется в различных формах повышения квалификации:
1. Теоретические и методические занятия и семинары.
2. Тренинги, направленные на социально-психологическую коррекцию школьной образовательной системы,
3. Работа научно-методического совета, методического объединения.
4. Школа молодого учителя.
5. Работа во временных научно-исследовательских коллективах (экспертных группах), проблемнотворческих группах.
6. Трансляция опыта на семинарах, педсоветах, научно-практических конференциях разного уровня.
7. Индивидуальные и групповые консультации.
8. Работа с группой «резерва» руководящего состава.