Научная статья на тему 'Педагогическая индивидуальность: риторический аспект формирования'

Педагогическая индивидуальность: риторический аспект формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая индивидуальность: риторический аспект формирования»

I, в- н- Очерки поездки в мордву //

Изв. ИРГО. 1878. Т. 13, вып. 6. С. 195 - 196.

5. Маинов В. Н. Очерки юридического быта мордвы // Зап. ИРГО по отделению этнографии. 1885. Т. 14, вып. 1. С. И.

6. Маинов В. Н. Предварительный очерк имеющихся в литературе сведений о мордве // Изв. ИРГО. 1877. Т. 13, вып. 1, 2. С, 90 - 113.

7. Маинов В. Н. Программа юридических обычаев // Знание. 1875. № 4. С. 30 — 53.

8. Майнов В. Н. Проспект экспедиции для исследования мордвы // Изв. ИРГО. 1877. Т. 13. С. 36 — 77.

9. Майнов В. Н. Результаты антропологических исследований среди мордвы-эрзи // Зап. ИРГО по отделению этнографии. 1883. Т. 11.

10. Марк К. Ю. Этническая антропология мордвы // Вопросы этнической истории мордовского народа. М., 1960. С. 119.

Поступила 30.08.99.

11. Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешестиениикон. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993\ С. 240.

12. Семенов П. П. История полувековой деятельности Русского географического общества. 1845 — 1895. СПб., 1896. Ч. 1.

13. С. Ш. Очерк юридического быта мордвы. Ответы на программу Императорского Русского географического общества Владимира Майнова. СПб., 1885 // Историч. вестн. 1886. Т. 23. С. 213 — 232.

14. Этнология, история, география и историческая география на Парижской географической выставке 1875 года: Отчет действ, чл. ИРГО В. Н. Майнова // Изв. ИРГО. 1875. Т. 12.

15. Mainov W. Les restes de la mythologie Mordvine // Journal de la Société Fmno-Ougrien-ne. 1889. №' 5. C. 170.

#################### Педагогика

ККККХККККККККККККККККККККККККККХКККККККККККККХКК

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ:

РИТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ

>

О. В. ФИЛИППОВА, кандидат филологических наук

Чрезвычайно важно уже в стенах вуза помочь студенту — будущему учителю осознать особенности его собственной творческой индивидуальности.

В. А. Кан-Калик

Для педагогического речеведения актуальным остается вопрос о содержании и границах такого понятия, как „индивидуальный речевой стиль" а для педагогической риторики — проблема формирования у будущего учителя индивидуального речевого стиля как составляющей индивидуального стиля общения, как показателя определенного уровня профессиональной компетенции. Причин такой актуальности несколько. Вот некоторые из них: коммуникативная структура урока планируется с учетом индивидуальности

педагога, через индивидуальный речевой стиль педагога учащиеся усваивают учебный материал, приобщаются к коммуникативной культуре, культивируемому обществом типу общения, национальным риторическим нормам и традициям.

В последнее время в связи с реорганизацией высшего образования все чаще стали говорить о необходимости развивать педагогическую индивидуальность. Так, В. В. Ильин замечает, что необходимо обновить нашу концепцию учебно-образовательного процесса,

© О. В. Филиппова, 1999

име51 в виду индивидуализацию обучения. „В настоящее время налицо дефицит личностного, индивидуального начала, принимающего катастрофические, масштабы" [2, с. 127].

Педагогическая риторика, основной задачей которой является развитие навыков профессиональной речи, накопила большой опыт обучения будущих специалистов эффективной р&чи в сфере педагогического общения. Для решения проблем развития речи с риторических позиций свойствен глубокий философско-культурологический подход, вбирающий в себя этический, личностный, индивидуально-психологический аспекты.

Данный подход, как показала практика, весьма перспективен, потому что вливается в общий гуманитарный подход в науке и логически интерпретирует современные лингвистические направления и дисциплины (прагматика, теория речевых актов и др.), реализующие по сути антропологическую парадигму в языкознании.

Данная парадигма для самой риторики ненова, если вспомнить, что древние риторы большое внимание уделяли личности оратора: в античной риторике обучение речам на образцах, т. е. стандарту, типу, сочеталось с познанием образа ритора как человекотипа, индивидуальности, безусловно являвшей себя в речи.

Обучение стандарту — типизация — и развитие индивидуальных риторических способностей — индивидуализация — должны стать методической аксиомой в практике обучения профессионально-педагогической речи, где овладение стандартом (моделями жанров педагогической речи) ни в коем случае не должно заслонить проявление речевой и педагогической индивидуальности.

В чем проявляется педагогическая индивидуальность? В индивидуальном стиле общения, который являет себя в индивидуальном речевом стиле. По мнению лингвистов, психологов, педагогов, индивидуальный стиль речи — неотъемлемая черта педагога-мастера, показатель творческого уровня педаго-

гического труда. Следовательно, одной из задач педагогической риторики как дисциплины профессионально направленной является исследование и описание индивидуального речевого стиля учителя-мастера, а также определение методических путей его становления и развития в процессе профессионально-речевой подготовки в вузе.

Решение данной проблемы с риторических позиций опирается на ряд важнейших положений многих общественных и гуманитарных наук: лингвистики, философии, психологии, психолингвистики, педагогики, методики и др.

Для современного этапа развития лингвистической стилистики характерно обращение к исследованию индивидуального стиля автора в текстах различной функционально-стилевой направленности. Лингвистическое пони-

%

мание термина „индивидуальный речевой стиль" раскрывается с помощью недалеко отстоящих, но и не полностью совпадающих определений. При всем многообразии их можно свести к трем основным. Под индивидуальным речевым стилем понимается индивидуальный отбор языковых и речевых средств [1]; совокупность формальных и стилистических особенностей, свойственных речи отдельного носителя языка (идиолект) [5, с. 171]; индивидуальная манера исполнения речевых актов — данное понимание свойственно теории речевых актов, где индивидуальный стиль признается одним из условий успешности речевого акта [5].

Для современной стилистики характерно описание индивидуального стиля через речевые варианты языковых единиц и моделей, используемые говорящим (пишущим). Данная методика опирается на философское „общее — частное — отдельное" в аспекте которого и рассматривается „индивидуальность". Заслуживает внимания реализация речевых актов, составляющих объяснительную речь учителя. Речевое поведение педагога предопределено сферой педагогического общения, следовательно, в его речи присутствуют обязательные функционально-

стилевые (учебно-научные), жанрооб-разующие элементы (например, приемы популяризации в объяснительной речи) и, наконец, индивидуальные черты как следствие индивидуальной

и нтерп ретации обязательных элементов.

Так, при анализе интонации учителей во время объяснения нового материала выявились как общие, так и индивидуальные черты интонационного оформления объяснительных высказываний. Всем высказываниям присуща тональность воздействия, возникающая вследствие использования волюнтатив-ных интонем, которые, накладываясь на интеллектуальные, придают им особое звучание. В первую очередь это касается интонемы важности. С другой стороны, своеобразное сочетание определенных интонационных элементов в речи учителей, использование, предпочтение определенного варианта тех или иных интонационных единиц (в частности, интонемы важности) создает

индивидуальный интонационныи стиль. Например, индивидуальный интонационный стиль у учительницы И. М. выражен в использовании изобразительных интонем для выделения важного, в предпочтительности варианта интонемы важности с заметным повышением частоты основного тона. Учительница Н. А. предпочитает вариант интонемы важности, характеризующийся сильным увеличением интенсивности. Ее интонационный стиль отличается яркими эмотивными интонемами, раз-нотемповой структурой фраз. У учительницы Е. В. интонема важности реализуется чаще путем удлинения ударных гласных при незначительном повышении тона. Интонационный стиль ее отличается также продолжительными паузами, плавной мелодикой и мягким тембром.

Подход к исследованию речи учителя с позиций теории речевой деятельности позволяет взглянуть на индивидуальный стиль как на индивидуальную речевую деятельность и, следовательно, рассмотреть это явление в рамках психологической теории индивиду-альнрго стиля деятельности, развиваю-

щейся в отечественной психологии начиная с 60-х годов.

Одним из свойств индивидуальности является способность быть самостоятельным субъектом деятельности. По

мнению психологов, в любой деятель-

0

ности проявляется индивидуальный стиль — „индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов деятельности, обеспечивающее наилучшее ее выполнение и устойчиво характеризующее человека в различных условиях" [7, с. 214].

Такое определение было взято в качестве рабочего для исследования индивидуального стиля деятельности педагогов Н. И. Петровой [6]. Автор приходит к выводу, что индивидуальный стиль деятельности проявляется в основных формах и приемах работы. И далее делается интересное обобщение: педагогическое мастерство может быть достигнуто, если формируется индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный подход в обучении педагогическому мастерству должен состоять не в том, чтобы преобразовать тип высшей нервной деятельности в направлении некоторого стандарта, а в том, чтобы формировать индивидуальный стиль деятельности в зависимости от индивидуально-типологических особенностей учителя.

Исследование индивидуального стиля деятельности как творческого процесса было основным в работах В. А. Кан-Калика. Творческий процесс педагога, по мнению ученого, это деятельность, в которой воплощаются оптимальные, органичные для данной педагогической индивидуальности нестан-дартизованные педагогические решения. -Процесс этот базируется на индивидуально-типологических характеристиках педагога, которые выступают как система выразительных средств педагогического воздействия [4, с. 39].

Таким образом, в речевой деятельности учителя складывается своеобразная устойчивая система способов выражения мысли, речевая манера учебного общения. Следует отметить, что индивидуальный речевой стиль — свидетельство не только высокого уровня

владения профессиональной речью, но и положительного отношения к своей деятельности. По замечанию В. С. Мерлина, индивидуальный стиль деятельности есть средство преобразования действительности [3, с. 46]. Усваивая стандарт, личность подходит к такой точке, когда ей хочется перешагнуть его, выйти за его рамки. Так рождается индивидуальный стиль. Хотя вполне возможно, что стандарт уже ложится на являвшую себя индивидуальность, преломляясь через нее.

Если для исследования и описания индивидуального речевого стиля учителя приемлемо лингвистическое определение этого понятия,, то, чтобы выявить основное содержание и направления работы в методическом аспекте, необходимо рассмотреть его как показатель коммуникативной культуры и представить как совокупность межиндивидуального и индивидуального в речевом поведении личности. К межиндивидуальному относятся риторические знания (понимание этических категорий, знание риторических законов гармоничного общения, риторических при-

емов воздействия и т. п.), а также знание об общественном представлении социальной роли учителя. Индивидуальное в речевом поведении — это индивидуальное представление о социальной роли учителя, индивидуальные риторические способности и умения. Данное понимание индивидуального речевого стиля учителя обладает преимуществами в практическом плане, так как раскрывает основное содержание работы по воспитанию речевой культуры будущего специалиста.

Подготовка педагогических кадров в вузе должна измениться с учетом последних достижений в области изучения индивидуального. Необходимы изучение риторического облика учителя, создание риторического портрета современного учителя-мастера, методика' стимулирования индивидуального речевого стиля будущего специалиста. Благодаря такой методике станет возможным развитие эмоционально-твор* ческой природы личности, творческого отношения к будущей профессии, а также индивидуальных риторических способностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.: Наука, 1980. 240 с.

2. Ильин В. В. Высшая школа в современной России: пути выхода из кризиса // Философия образования. М., 1996. С. 120 — 134.

3. Индивидуальность и способности: Сб. науч. тр. М., 1994. 140 с.

4. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / НИИВШ. М., 1977. 64 с.

Поступила 11.12.98.

V

5. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Наука, 1990. 685 с.

6. Петрова Н. И. Индивидуальный стиль деятельности учителя / Казан, пед. ин-т. Казань, 1982. 76 с.

7. Шадрин В. М., Попов А. А. Типологические свойства нервной системы человека и индивидуальный стиль деятельности // Проблемы психологии индивидуальных различий. Казань,

1974. С. 211 — 227.

«к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.