Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Л. В. Судоргина, Е. Г. Чернышенко, О. В. Киба, Е. Л. Хабарова, Е. В.Соловьева, С. Е. Чуйкина УДК 371
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ГИМНАЗИИ *
Л. В.Судоргина, Е. Г. Чернышенко, О. В.Киба, Е. Л. Хабарова,
Е. В.Соловьева, С. Е. Чуйкина (Новосибирск, Россия)
В статье представлены результаты экспериментальной деятельности учителей гимназии по работе с одаренными детьми. Обобщается деятельность педагогического коллектива гимназии по исследованию, диагностике, апробации методов и средств педагогического формирования творческого потенциала детей. Подчеркивается, что в современной школе необходима организация обучающей деятельности, нацеленной на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.
Ключевые слова: одаренность, эффективность учебно-воспитательного процесса, творческий потенциал детей.
* Работа выполнена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (мероприятие 1.2.1, Гуманитарные науки, соглашение 14.В37.21.0985).
Судоргина Любовь Вилениновна - учитель географии высшей квалификационной категории, заслуженный учитель России, МБОУ Гимназия № 14 «Университетская», соискатель, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: lubov_sudorgina@mail.ru
Чернышенко Елена Геннадьевна - учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МБОУ Гимназия № 14 «Университетская».
E-mail: solnce_sib@mail.ru
Киба Оксана Викторовна - учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МБОУ Гимназия № 14 «Университетская».
E-mail: oksanakiba@yandex.ru
Хабарова Елена Леонидовна - учитель предметов художественно-эстетического цикла,
МБОУ Гимназия № 14 «Университетская».
E-mail: gymn14@inbox.ru
Соловьева Екатерина Викторовна - учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МБОУ Гимназия № 14 «Университетская».
E-mail: gymn14@inbox.ru
Чуйкина Светлана Евгеньевна - учитель русского языка и литературы, МБОУ Гимназия № 14 «Университетская».
E-mail: gymn14@inbox.ru
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Деятельность педагогического
коллектива гимназии по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия
реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям
реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации обучения и
воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. Основные парадигмы развития одаренности остаются прежними: все дети одарены от природы; на развитие одаренности
наибольшее влияние оказывает
педагогический фактор. Тем не менее, необходима организация обучающей
деятельности, нацеленной на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.
В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. За последние два учебных года увеличилось число участников муниципального этапа предметных олимпиад. Достаточно высокие достижения наши школьники показывают на всероссийском этапе, а также на региональном.
Работа учителей гимназии в данном направлении, привела к возникновению проблем выявления, поддержки и развития потенциально одаренных детей. Их решение должна обеспечить программа, связанная с
координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки этих детей, обеспечения всестороннего развития и образования, реализации их потенциальных возможностей. Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности. Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Одаренность - это качество психики, которое определяет возможность достижения человеком высоких результатов в различных видах деятельности [7]. Понятие «одаренность» впервые было сформулировано английским психологом Ф. Гальтоном в сер. XIX в. В современных исследованиях одаренность представлена как системное, развивающееся в течение жизни свойство личности.
Необходимо отметить, что научные исследования проблемы одаренности в истории имели комплексный характер. С философской позиции одаренность рассматривалась в рамках общих проблем реализации способностей личности. С биологической позиции проблема одаренности исследовалась как часть генетики, подчеркивая первичность естественнонаучных компонентов развития одаренного человека. С психологической позиции в исследованиях сделан акцент на анализ творческих способностей человека,
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
его психики. Педагогические концепции связывают проявление и развитие одаренности с отдельными развивающими условиями социокультурной и
образовательной среды. Таким образом, одаренность является многосторонним, но целостным явлением.
Одаренным ребенком называется тот, который выделяется выдающимися достижениями в каком-либо виде деятельности. К примеру, Ф. Гальтон, согласно его биографических данных [7], проявил одаренность еще в раннем возрасте: с полутора лет знал все буквы алфавита, самостоятельно читал с двух с половиной лет, писал с трех лет. В 1869 г. Ф. Гальтон в своей научной работе «Наследственный гений» проанализировал обширный материал по «выдающимся людям».
Сегодня большинство исследователей признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности
- это всегда результат сложного взаимодействия наследственности
(природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) [1-2; 6; 8]. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуальности.
Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности [4]. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.
Условно выделяют следующие
категории одаренных детей по обучаемости:
- учащиеся с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (чаще всего определяются младшем школьном возрасте);
- учащиеся с признаками умственной одаренности в определенной области науки (определяется в среднем школьном возрасте);
- учащиеся, обладающие яркой
познавательной активностью и
оригинальностью умственного развития (чаще определяются в старшем школьном возрасте).
Обучаемость - это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.
Развитие творческой одаренности в процессе художественно-эстетической педагогической деятельности
В педагогическом плане вопрос об творческой одаренности имеет и важный возрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность проявляется на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст. А с возрастом эта универсальная, «общая способность» все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
реализации личности в определенных видах деятельности.
«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [9].
Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:
- дети с высокими показателями по
специальным тестам интеллекта
(интеллектуальная одаренность);
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель и психолог Е. П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (Щ) [9]. Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.
Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий
коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих
способностей. Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.
Творческие показатели развития детей актуальны в общеобразовательном учреждении на занятиях как урочной так и внеурочной формы, что активно практикуется в Гимназии № 14 «Университетская». Цель программы в данном направлении - развитие творческой одаренности у учащихся гимназии. Задачами по осуществлению цели являются: разработка единого плана работы с творчески одаренными детьми,
соответствующего современным стандартам второго поколения; осуществление
координации совместной работы учителей-предметников художественно-эстетического цикла, направленной на творческое развитие детей; проведение мониторинга результатов развития детей в процессе их участия в различных культурно-творческих мероприятиях; систематизация творческого
подхода работы с одаренными детьми на уроках музыки, изобразительного искусства, хореографии.
Деятельность предметной секции художественно-эстетического цикла по развитию одаренных детей включает как урочную, так и внеурочную виды деятельности.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Урочная деятельность кроме
применения традиционных форм и методов на уроках музыки и ИЗО позволяет пользоваться более свободными, нетрадиционными формами урока, развивающими не только творческие способности. но и умение работать в коллективе (урок-путешествие, урок взаимообучения, урок открытых мыслей, ролевая деловая игра, круглый стол или конференция, межпредметный интегрированный урок и т.п.) и личностноориентированные (исполнение сказочного
сюжета, урок фантазирования, урок-
викторина, урок творчества).
Внеурочная деятельность включает как работу во второй половине дня, на предусмотренных программой Гимназии занятиях «Музыкальный час»,
«Художественный час», «Хореография». (программы развития формируются как дополнительные), но так же участие в творческих конкурсах, ежегодной олимпиаде, проводимой школой № 168 с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла и участие в районной научно- практической конференции.
Содержание деятельности (программы)
Вид деятельности Развивающие особенности
Музыкальны й час Возможность проявления музыкально-певческих способностей в коллективе в комфортной атмосфере творческого развития
Художествен ный час Возможность проявления художественных способностей в коллективе в комфортной атмосфере креативного развития
Хореография Возможность проявления хореографических способностей в коллективе в комфортной атмосфере
Студия вокала «Лада» Выявление, формирование и развитие музыкально- певческих способностей, проявление способностей как вид профессиональной музыкальной деятельности (конкурсы, концерты)
Студия танца «Азарт» Выявление, формирование и развитие танцевальнодвигательных способностей, проявление способностей как вид профессиональной танцевальной деятельности (конкурсы, концерты)
Г ородская олимпиада ХЭЦ Выявление, формирование и развитие творческих и интеллектуальных способностей, памяти, образного мышления. Возможность проявления особых способностей детей для дальнейшего творческого развития.
Проектная неделя Выявление и развитие познавательной функции детей, развитие интеллекта, умения работы с различного рода информацией, развитие коммуникативных способностей
НПК Выявление и развитие познавательной функции детей, развитие интеллекта, умения работы с различного рода информацией, развитие коммуникативных способностей. Возможность проявления особых способностей детей для дальнейшего творческого развития.
Участие в детских профессиональных и творческих конкурсах Выявление и творческое развитие особо одаренных детей. Возможность вхождения в профессионально-ориентированную систему творческого развития.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Педагогическая работа с одаренными детьми в историческом и
обществоведческом направлении
Социально-экономическое развитие страны связано, прежде всего, с интеллектуально-творческим потенциалом населения, который в современных условиях рассматривается как стратегический ресурс. Именно сейчас особое значение приобретают выявление, поддержка, развитие и социализация одаренности детей. А предметам обществоведческого цикла в решении данных задач отводится особое место.
Цель данного направления программы гимназии по развитию одаренности -
создание системы деятельности учителей истории и обществознания по развитию интеллектуальных и творческих
способностей учащихся, развитию их одаренности
Задачи: реализация принципа
индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенными познавательными способностями; активизация интеллектуальных качеств учащихся в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности; научное, методическое и информационное сопровождение развития одаренных детей.
Урочная деятельность предполагает выявление и развитие одаренности через организацию образовательного процесса с использованием технологий личностно-ориентрированного образования, изучение
предмета на разных уровнях на основе системно-деятельностного подхода
(проблемный диалог, метод проблемного вопроса, интерактивные формы обучения, ИКТ и т.д.)
Основное содержание направлений внеурочной деятельности
Направление Цель Результат
Олимпиады Привлечение способных учащихся Стабильное число участников,
к участию во Всероссийской олимпиаде победителей и призеров олимпиад
школьников. разного уровня
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
НПК Повышение мотивации участия учащихся в научной деятельности. Участие в НПК разного уровня, лауреаты и призеры районной и городской НПК
ЦГО Выявление лидерской одаренности Организация деятельности органов ученического самоуправления
Конкурсы Поддержка творческой активности одаренных детей. Участие и победа в конкурсах разного уровня.
Музей истории гимназии Формирование у учащихся общей культуры музейной работы, развитие коммуникативных компетенций, развитие навыков исследовательской и поисковой работы Участие учащихся в специализированных конкурсах разного уровня, стабильное количество победителей и лауреатов конкурсов различного уровня.
Школа полного дня. Курс «социальная практика» Формирования личностных компетенций у обучающихся, формирования социально активного гражданского самосознания. Разработка социальных проектов учащимися пятых классов, обучающихся по ФГОС.
Педагогическая работа с одаренными детьми учителей русского языка и литературы
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Цель работы данного направления программы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями в условиях опережающего развития образования; воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и
высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Задачи: совершенствование системы
работы с одаренными детьми на основе преемственности в обучении и осуществление здоровьесберегающих
подходов с 5 по 11 класс; совершенствование научно-методического и психологопедагогического сопровождения одаренных детей; укрепление механизма взаимодействия школы, родителей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.
Механизмы реализации программы: внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми; совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития как учителя, так и ученика.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Направления работы: урочная
деятельность, внеурочная деятельность. Урочная деятельность предполагает использование технологии проблемного обучения, которая отвечает на вопрос: КАК учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.
В словосочетании проблемное обучение: проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка
проблемы и поиск решения [3; 5]. Постановка проблемы - это этап формирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формирования нового знания. Проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения - понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. В итоге происходит развитие образовательной, коммуникативной и информационной компетентности. Продукт -новое знание и формирование ключевых компетентностей.
Большое внимание уделяется разноуровневым заданиям. Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся
выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту
школьника, переходу его из одной группы в другую.
Внеурочная деятельность предполагает участие учащихся в олимпиадах, НПК. Большие возможности развития одаренности предоставляются детям на элективных занятиях, где они сам выбирают то, что им интересно.
Развитие творческих сил личности учащегося, переходящее в саморазвитие, может осуществляться в процессе какой-либо деятельности, в том числе и в литературном творчестве. Учебное литературное творчество создает уникальные условия для целенаправленного обучения школьников творческому саморазвитию как виду деятельности, расширяя зоны возможностей для самопознания, самоопределения, самоуправления и саморазвития всего спектра «самости» ученика в процессе его рефлексирующего самосознания как творчески саморазвивающейся личности.
Принципы и методы выявления одаренных детей. Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо
одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо
одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить
2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;
5) подключение к оценке одаренного
ребенка экспертов: специалистов высшей
квалификации в соответствующей
предметной области деятельности;
При выявлении одаренных детей
наиболее целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода
наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями, проведение “пробных” уроков по специальным
программам, а также включение детей в
специальные игровые и предметноориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей
профессионалами, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п., проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы: совершенствование системы работы с одаренными детьми; создание механизма индивидуального психологопедагогического сопровождения учащихся; разработка модели образования с качественно новым содержанием программ и методик, направленных на развитие потенциала ученика и учителя; воспитание интеллектуальной, творческой, талантливой молодежи, способной к самореализации и профессиональному самоопределению в соответствии со способностями; создание в учебном процессе электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.
2. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 288 с.
3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 168 с.
4. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика, 1977. -240 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М.: «Дрофа», 2009. - 272 с.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
6. Пушкарёва Е. А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 1 (5). - С. 74-78.
7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998. - 816 с.
8. Садыкова О. А. Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности. - [Электронный ресурс]. - иЯЬ: http://festival.1september.ru/articles/593595/
9. Савенков А. И. Детская одаренность. Одаренные дети. - [Электронный ресурс]. - иЯЪ: http://adalin.mospsy.ru/l_01_12.shtml
10. Piirto J. Talent and Creativity // Encyclopedia of Creativity (Second Edition), 2011. -P.427-434.
2(12) 2013
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
© 2011-2013 Вестник НГПУ
Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© L. V. Sudorgina, E. G. Chernyshenko, O. V. Kiba, E. L. Habarova, E. V. Solov ’eva, S. E. Chujkina UDC 371
PEDAGOGICAL ACTIVITY ON WORK WITH THE TALENTED PUPILS AT THE GRAMMAR SCHOOL
L. V. Sudorgina, E. G. Chernyshenko, O. V. Kiba, E. L. Habarova, E. V. Solov ’eva,
S. E. Chujkina (Novosibirsk, Russia)
In the article the results of experimental activity of teachers of a grammar school on work with the talented pupils are presented. Activity ofpedagogical collective of a grammar school on research, diagnostics, approbations of methods and means of pedagogical assistance of realization of creative potential of pupils of the raised training level is generalized. It is emphasized, that, on definition of a paradigm developing educations the organization of the training activity aimed at a substantiation of essentially new education system of the raised training level is necessary for the talented pupils.
Keywords: endowments, efficiency of teaching and educational process, creative potential of pupils.
REFERENCES
1. Bershadskij M.E., Guzeev V.V. Didactic and the psychological bases of educational technology. - Moscow: The Center «Pedagogical search», 2003. In Russia.
2. Levites D.G. Expert of training: modern educational technologies. - Moscow: Publishing house «Institute of practical psychology»- Voronezh, 1998. In Russia.
3. Matyushkin A.M. Problem situation in thinking and training. - Moscow: Pedagogics, 1972. In Russia.
4. Mahmutov M. I. The organization of problem training at school. - Moscow: Pedagogics, 1981. In Russia.
5. New pedagogical and information technologies in an education system / ed. E.S.Polat. -Moscow, 2008. In Russia.
6. Pushkareva E.A. Philosophical thinking for formation of reflexivity of knowledge of educational process // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012. - vol. 1 (5). -pp. 74-78. In Russia.
7. The Russian pedagogical encyclopedia: in 2 vol. - Moscow: Publishing house «Greater Russian encyclopedia», 1993. In Russia.
8. Sadykova O.A. Forms and methods of work with exceptional children in fixed and after-hour activity. - URL: http://festival.1september.ru/articles/593595/
9. Savenkov A. I. Children's talent. Talented children. - URL: http://adalin.mospsy.ru/
l_01_12.shtml
10. Piirto J. Talent and Creativity // Encyclopedia of Creativity (Second Edition), 2011. -P.427-434
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
2(12) 2013
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Sudorgina Lubov Vileninovna - the teacher of the maximum qualifying category, the Grammar School 14 «University», the deserved teacher of Russia, the competitor of faculty of management of education, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: Lubov_sudorgina@mail.ru
Chernyshenko Elena Gennadevna - the teacher of social science of the maximum qualifying category, the Grammar School 14 «University».
E-mail: solnce_sib@mail.ru
Kiba Oksana Viktorovna - the teacher of social science, the Grammar School 14 «University». E-mail: oksanakiba@yandex.ru
Habarova Elena Leonidovna - the teacher of the maximum qualifying category, the Grammar School 14 «University».
E-mail: gymn14@inbox.ru
Solov’eva Ekaterina Viktorovna - the teacher of social science of the maximum qualifying category, the Grammar School 14 «University».
E-mail: gymn14@inbox.ru
Chuikina Svetlana Evgenevna - the teacher of the maximum qualifying category, the Grammar School 14 «University».
E-mail: gymn14@inbox.ru
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены