Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© С.Г. Рыженькова
УДК 371 + 372.8
ОДАРЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
С.Г. Рыженькова (Новосибирск, Россия)
В статье рассматриваются основные концептуальные элементы проблемы одаренности школьника. Анализируются вопросы внедрения в школьную практику программ дифференциации обучения и воспитания. Выявляются психологические особенности одаренных детей. Определяются качественные стороны проблемы обучаемости личности одаренного ребенка. Предлагаются методы и средства психолого-педагогического содействия реализации творческого потенциала детей в условиях гимназии.
Ключевые слова: одаренность школьника, дифференцированное обучение,
психологические особенности одаренных детей, обучаемость личности, творческий потенциал личности.
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала
общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Основные парадигмы развития одаренности остаются прежними: все дети одарены от природы; на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Деятельность педагогического
коллектива гимназии по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия
реализации творчески-деятельного
потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям
реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ
дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.
В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. За последние два учебных года увеличилось число участников муниципального этапа предметных олимпиад. Достаточно высокие достижения наши школьники показывают на всероссийском этапе, а также на региональном.
Рыженькова Светлана Григорьевна - учитель высшей квалификационной категории, МБОУ Гимназия № 14 «Университетская».
E-mail: [email protected]
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Работа учителей гимназии в данном направлении, привела к возникновению проблем выявления, поддержки и развития потенциально одаренных детей. Их решение должна обеспечить программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки этих детей, обеспечения всестороннего развития и образования, реализации их потенциальных возможностей. Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество
противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности. Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Рассмотрим основные концептуальные элементы проблемы одаренности.
Одаренность - это качество психики, которое определяет возможность достижения человеком высоких результатов в различных видах деятельности [12]. Понятие «одаренность» впервые было сформулировано английским психологом Ф. Гальтоном в сер. XIX в. В современных исследованиях одаренность представлена как системное, развивающееся в течение жизни свойство личности.
Необходимо отметить, что научные исследования проблемы одаренности в истории имели комплексный характер. С философской позиции одаренность рассматривалась в рамках общих проблем реализации способностей личности. С
биологической позиции проблема
одаренности исследовалась как часть
генетики, подчеркивая первичность естественнонаучных компонентов развития одаренного человека. С психологической позиции в исследованиях сделан акцент на анализ творческих способностей человека, его психики. Педагогические концепции связывают проявление и развитие одаренности с отдельными развивающими условиями социокультурной и
образовательной среды. Таким образом, одаренность является многосторонним, но целостным явлением.
Одаренным ребенком называется тот, который выделяется выдающимися достижениями в каком-либо виде деятельности. К примеру, Ф. Гальтон, согласно его биографических данных [16], проявил одаренность еще в раннем возрасте: с полутора лет знал все буквы алфавита, самостоятельно читал с двух с половиной лет, писал с трёх лет. В 1869 г. Ф. Гальтон в своей научной работе «Наследственный гений» проанализировал обширный материал по «выдающимся людям».
Сегодня большинство исследователей признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) [1; 6; 11; 13]. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуальности.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
информацию и опыт, умение широко
применять накопленные знания.
Такие дети часто читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей [13]. Большой словарный запас, сопровождающийся
сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего
привлекают внимание окружающих к
одаренному ребенку.
Одаренного ребенка отличает и
повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты [7; 13]:
• Сильно развитое чувство справедливости,
проявляющееся очень рано. Личные
системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и
фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора, так как ценят несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасением для психики одаренного ребенка, нуждающейся в защите.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать
проблемы, которые им пока «не по зубам».
С точки зрения их развития такие попытки полезны.
Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Восприимчивы такие дети к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Помимо самого представления о психологической характеристике
одаренности, важно определить качественные стороны проблемы обучаемости личности одаренного ребенка.
Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности [8]. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.
Условно выделяют следующие категории одаренных детей по обучаемости:
- учащиеся с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (чаще всего определяются младшем школьном возрасте).
- учащиеся с признаками умственной одаренности в определенной области науки (определяется в среднем школьном возрасте).
- учащиеся, обладающие яркой
познавательной активностью и
оригинальностью умственного развития (чаще определяются в старшем школьном возрасте).
Обучаемость - это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 4(8) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.
При этом деятельность педагогов должна предусматривать [13]:
а) реализацию личностно-
ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педаго-гического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
Педагогическую систему необходимо выстраивать на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития
каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого
саморазвития, основными компонентами которого являются самопознание, самоопределение, самоорганизация,
самоуправление, творческое
самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
В литературе представлены следующие основные формы работы с одаренными учащимися [5; 9; 12]:
- факультативы и кружки по интересам;
- интеллектуальные конкурсы и научнопрактические конференции;
- занятия исследовательской деятельностью и
участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам и групповые занятия с сильными учащимися.
Учитель, соответственно, должен стремиться быть:
- способным к экспериментально-научной творческой деятельности;
- профессионально подготовленным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
4(8) 2012
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
Диалектический способ обучения на уроках биологии. Для успешного использования диалектического способа обучения учителю и ученику необходимо знать и владеть основами диалектики и логики; общими свойствами живых организмов и объяснением их многообразия, логикой взаимосвязей между строением и условиями окружающей среды, как основными задачами биологии [2; 4; 14-15]. Объектами познания в биологии являются всеобщие существенные признаки
окружающего мира. Эти признаки обнаруживаются на этапе чувственного и логического познания с выходом на суждения. Вопросы-суждения позволяют раскрыть связь между понятиями.
Значительный объем терминологии в биологии с необходимостью переводит процесс обучения с акцентом на запоминание в плоскость активизации мышления. Диалектический метод развивает
мыслительную деятельность, даёт экономию учебного времени и синтезирует знания [11]. Ученик, выявляя проблемы по заданной теме, задействует мышление, использует различные
ISSN 2226-3365
виды памяти. В этом процессе важна динамика и смена форм организации труда: индивидуальный труд и кооперация (простая и сложная), что в итоге увеличивает работоспособность, формирует культуру речи, изменяет формы общения субъектов учебного процесса.
Прежде чем поставить проблему, необходимо сформулировать понятия и установить зависимость между ними (категория-понятие-термины), выявить объём каждого из них. Диалектический способ обучения помогает подняться на третью ступень обобщения, так как без знания целого можно запутаться и в частном. На этой ступени обобщения производительность в отражении окружающей действительности достигает естественного предела. Перед учащимися на этой ступени обобщения предстаёт картина мира: философия,
основанная на естественных и общественных законах. По прямой связи познание
окружающего мира неполное, по обратной связи (на основе прямой). Формирование личности происходит по обратной связи на основе связи прямой. Результатом
сформировавшейся личности является высокой степени сознание, становление
которого начинается с диалектики ступеней обобщения: языки-науки-философия.
www.vestnik.nspu.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
2. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: метод. пособ. для учителя. - М.: ООО «5» за знания, 2006.
3. Горячев А.В. Работа над темой. Методические рекомендации. - М.: Гендальф, 1999.
4. Естественнонаучные проекты.10-11 классы (Физика. География. Экология. Химия); сост. М. Ю. Демидова. - М.: Школьная пресса, 2005.
5. Казакова Е.И. Познавательные проблемы в учебниках // На путях к новой школе. СПб., 2000/2001.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
4(8) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
6. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.
8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика, 1981.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: «Дрофа», 2008.
10. Павлова И.Р. Формирование информационной компетентности учащихся на уроках естественно научного цикла. - Казань, 2008. - 56с.
11. Пушкарёва Е.А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 1 (5). - C. 74-78.
12. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998.
13. Садыкова О.А. Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности. - URL: http://festival.1september.ru/articles/593595/
14. Салихова В.А. Проекты как форма организации экологически ориентированой деятельности школьников // Биология в школе. - 2002. - № 7.
15. Широченко Н.Н. Проекты создают ученики // Биология в школе. - 2000. - № 7. - С. 69-70.
16. Ярошевский М. История психологии от Античности до середины XX в. - М., 1996. - 416 с.
© 2011-2012 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
4(8) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
UDC 371 + 372.8
ENDOWMENTS OF THE SCHOOLBOY: PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM
S. G. Ryzhenkova (Novosibirsk, Russia)
In the article the basic conceptual elements of a problem of endowments are considered.
Questions of introduction in a school practice ofprograms of differentiation of training and education are analyzed. Psychological features of the presented children come to light. The qualitative parties of a problem training of persons of the presented child are defined. Methods and means of psychological and pedagogical assistance of realization of creative potential of children are offered.
Keywords: endowments of the schoolboy, the differentiated training, psychological features of the presented children, training ofpersons, creative potential of the person.
Ryzhenkova Svetlana Grigorevna - the teacher of the maximum qualifying category, the Grammar school 14 "University".
E-mail: [email protected]
© 2011-2012 Вестник НГПУ Все права защищены