7. Fomenko S.I. Patrioticheskoe vospitanie buduschih oficerov v obrazovatel'nom processe voennogo vuza na osnove sistemno-deyatel'nostnogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2016.
8. Kalekin A.A. Patrioticheskoe vospitanie kursantov voennogo vuza na osnove kul'turologicheskogopodhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2019.
9. Aliev T.I. Gosudarstvenno-patrioticheskoe vospitanie sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov i special'nyh sluzhb Rossii na osnove aksiologicheskogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2023.
10. Mamedova L.F., Tomilin A.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u buduschih specialistov morskogo transporta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 248-251.
Статья поступила в редакцию 12.07.24
УДК 378.01
Tomilina S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING PATRIOTISM AMONG CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY WITH REFERENCE TO HEROISM OF ITS PARTICIPANTS. Heroism of defenders of the Motherland has always been and remains a vivid example for patriotic education of younger generations. Such powerful educational potential is also possessed by the massive facts of the selfless service of the Russian participants in the special military operation (SMO). The purpose of the publication is to familiarize the teaching staff of higher educational institutions with the complex of pedagogical conditions for the formation of patriotism among cadet youth using examples of exploits performed by the participants of the SMO. The research methodology covers the following set of pedagogical actions: a) conducting a theoretical analysis of Russian scientific literature; b) on the basis of the views of Russian scientists, to give an author's definition of the term "patriotism of cadet youth"; c) understanding the essence of the concept of "pedagogical conditions"; d) argumentation of the complex of pedagogical conditions necessary for the patriotic education of student cadet youth on examples of exploits performed by participants of their own, disclosure of measures their implementation. The author used a number of pedagogical methods in the course of the research: theoretical analysis; content analysis; analysis of guidance documents; synthesis; conversations, survey, concretization and generalization. The result of the study is substantiation and disclosure of a set of pedagogical conditions for the activation of patriotic education of cadet youth using examples of the heroism of the participants of the SMO. The proposed pedagogical conditions can be constructively used by teachers and organizers of patriotic work in the ongoing practice of raising patriots using the potential of the facts of heroism of defenders of the Motherland committed during the Patriotic War.
Key words: heroic and patriotic education, courage and heroism, patriotism, examples, participants in special military operation, students
С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ МОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ПРИМЕРАХ ГЕРОИЗМА УЧАСТНИКОВ СВО
Героизм защитников Отечества всегда был и остаётся ярким наглядным примером для патриотического воспитания подрастающих поколений. Мощным таким воспитательным потенциалом обладают и массовые факты самоотверженной службы России участников специальной военной операции (СВО). Цель публикации - ознакомить профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений с комплексом педагогических условий формирования патриотизма у курсантской молодежи на примерах подвигов, совершаемых участниками СВО. Методология исследования охватывает следующую совокупность педагогических действий: а) проведение теоретического анализа отечественной научной литературы; б) на основе взглядов российских ученых дать авторское определение термину «патриотизм курсантской молодежи»; в) осмысление сути понятия «педагогические условия»; г) аргументирование комплекса педагогических условий, потребных для патриотического воспитания учащейся курсантской молодежи на примерах подвигов, совершаемых участниками СВО, раскрытие мер их реализации. Авторами в процессе выполненного исследования использован ряд педагогических методов: теоретический анализ; контент-анализ; анализ руководящих документов; синтез; беседы, опрос, конкретизация и обобщение. Результат исследования - обоснование и раскрытие комплекса педагогических условий активизации патриотического воспитания курсантской молодежи на примерах героизма участников СВО. Предложенные педагогические условия могут быть конструктивно использованы преподавателями и организаторами патриотической работы в проводимой практике формирования патриотов с применением потенциала фактов героизма защитников Отечества, совершаемых в ходе СВО.
Ключевые слова: героизм, курсанты, патриотизм, патриотическое воспитание, педагогические условия, участники специальной военной операции, формирование
Испытания, которым подвергается наше Отечество - Российская Федерация, имеют более чем тысячелетнюю историю и связаны со стремлением стран Запада поработить нашу страну и овладеть как нашей территорией, так и нашими многочисленными богатствами и природными ископаемыми.
Актуальность темы доказывается еще и такими факторами:
- неуклонным следованием российского государства по пути политических и социально-экономических трансформаций в интересах становления в России подлинно демократического государства, требующего патриотичности и активности всех граждан;
- активизацией антироссийской политики, враждебности и воинственности со стороны как традиционных наших неприятелей из стран дальнего зарубежья, так и наших соседей, получивших от нас свою независимость и государственность;
- увеличением военной составляющей военного блока НАТО непосредственно у наших границ и целенаправленной подготовкой вооруженных сил к боевым действиям против России. Только в течение 2023 года «альянс провел 130 коалиционных и более 1000 национальных военных учений и тренировок» [1];
- солидной финансовой и военно-технической поддержкой странами Североатлантического блока фашистского режима на Украине;
- скрытым участием генералов, офицеров и солдат стран НАТО в украинском конфликте, что говорит о том, что НАТО де-факто стало участником украинского конфликта;
- высоким национальным подъемом россиян на борьбу с фашисткой угрозой, выражающимся в добровольном поступлении на воинскую службу в действующие воинские части каждого солдата и офицера из числа находящихся в запасе резервистов;
- массовым героизмом российских воинов на поле сражения;
- высоким воспитательным потенциалом фактов героизма участников
СВО;
- целесообразностью применения ярких подвигов участников СВО для формирования патриотизма у курсантов-моряков.
Цель исследования - аргументация потребного комплекса педагогических условий, содействующих воспитанию патриотизма у курсантов-моряков.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать современные научные публикации на патриотическую тематику, что позволит определить сущность термина «патриотизм курсантской молодежи»;
- раскрыть современное понимание российскими учеными термина «патриотизм»;
- вычленить характерные особенности феномена «патриотизм»;
- на базе теоретического анализа подходов отечественных ученых уяснить сущность понятия «педагогические условия»;
- аргументировать выбор комплекса педагогических условий;
- представить конкретные меры реализации предпочтённых педагогических условий.
Научная новизна: в интересах формирования патриотизма у курсантской молодежи предложена новая научная идея - образование и реализация комплекса педагогических условий, содействующих воспитанию патриотов России, на примерах героизма участников СВО, в том числе и фактов самоотверженного выполнения воинского долга.
Теоретическая значимость: теория патриотизма пополнена следующими положениями: а) разработано авторское определение термина «патриотизм
курсантской молодежи»; б) предложена классификация причин повышенного внимания к патриотизму ученых и граждан, содержащая три направления: 1) международные (внешнеполитические); 2) российские (внутриполитические); 3) собственно педагогические; в) сгруппированы характерные особенности феномена «патриотизм».
Практическая значимость: разработанные научные идеи, теоретические положения и методические рекомендации, факты героизма, совершаемого участникам СВО в ходе сражений, могут быть использованы руководством, воспитательными структурами и преподавателями учебного заведения при организации и проведении воспитательной работы.
Ныне диапазон суждений о таком феномене, как патриотизм, приобрел значительнейшие объемы и простирается от деструктивной трактовки типа убежища для негодяев до надежного скрепа государства и общества.
Современные подходы к трактовке феномена «патриотизм» и изложение авторского понимания термина «патриотизм курсантской молодежи»
Усилиями деструктивных сил в конце ХХ века патриотизм в России был отвергнут как скреп, служащий делу сплочения россиян и сохранения государства. Он стал носить переменно-неустойчивый характер. Ссылки на его потенциал и его использование в воспитательных практиках замалчивались или подвергались критике.
Только благодаря личной позиции Президента Российской Федерации В.В. Путина патриотизм был возвращен в арсенал воспитательной деятельности как основы формирования патриотов Родины-матери - России и надежный скреп становления новой российской государственности [2]. Сегодня патриотизм выполняет священную роль консолидирующей идеологии Российского государства.
Феномену «патриотизм» в последние десятилетия уделяется особое вниманиями представителями различных наук. Ученых волнуют вопросы: а) в чем состоит глубинная суть данного социального явления? б) почему патриотизм так важен для российского социума? в) чем полезен патриотизм для социума и государства? г) в чем природа и отличие российского патриотизма от иных национальных видов патриотизма? д) какими мерами можно активизировать или усилить патриотизм личности и отдельных категорий граждан? и другие.
Путем анализа научных работ нами установлены причины повышенного внимания к патриотизму ученых и граждан, которых мы классифицируем по следующим видам:
а) внешнеполитические:
- настойчивое стремление коллективного запада навязать нам чуждую и во многом несправедливую и вредную для России и народа модель глобализации;
- реальная подготовка военных сил запада к развязыванию новой мировой войны;
- развертывание воинских частей НАТО вокруг российских границ;
- реально нависшая угроза существования России.
б) внутриполитические:
- активно и последовательно проводимые в России трансформационные процессы, направленные на конструирование нового демократического государства;
- снижения уровня патриотического сознания социума под постоянным влиянием деструктивных воздействий как антипатриотических сил, так и коллективного запада;
- тяжелые последствия распада СССР для страны и полинационального народа;
- восприятие большинством людей капитализма как антигуманного строя;
- навязывание россиянам западного образа жизни и западных ценностей;
- стремление определённых кругов охарактеризовать патриотизм как отжившее, архаическое явление, абсолютно непотребное для современной жизнедеятельности граждан;
- полиэтничность всех субъектов Российской Федерации;
- распространение сепаратистских и националистических движений на постсоветском пространстве;
- низкие заработные платы государственных служащих при постоянном и порой необоснованном росте цен на товары первой необходимости и услуги;
в) собственно педагогические:
- наличие тяжелых последствий от произошедшего системного кризиса патриотизма в конце ХХ века;
- присутствие множества толкований сути феномена «патриотизм», что значительно усложняют как само восприятие данного явления, так и вносит некую путаницу в его интерпретацию;
- постепенное вытеснение отечественных духовно-нравственных ценностей потребительством, меркантильностью, цинизмом и индивидуализмом;
- некорректная реализация идей патриотизма в ряде регионов России, приводящая к скатыванию на позицию национализма, левого радикализма и политического экстремизма.
Обращение и изучение многочисленных публикаций на патриотическую тематику позволили установить, что патриотизм исследуется не только педагогами, которые призваны заниматься обучением и воспитанием подрастающих поколений, но и представителями таких наук, как философия, социология, политология, психология, культурология, этнология, история, экономика и военная наука.
Выбрав патриотизм в качестве предмета своего исследования, каждый ученый изучает его с позиции науки, которую он представляет и ищет конкретные ответы на вышеприведенные вопросы.
Так, представители философской науки исследуют патриотизм как уникальную ценность российского социума (А.П. Погорелый, 2004)); форму социокультурной и национальной идентичности (Т.В. Беспалова, 2011); конструктивное социальное отношение, сложный элемент мировоззрения (М.А. Абрамов, 2018); одну «из высших духовно-нравственных ценностей человека, в значительной мере интегрирующую другие высшие ценности» (А.А. Радугин и О.А. Радугина, 2019) [3].
Культурологи (С. Ю. Иванова (2004); Н.П. Лузик (2007) и др.) изучали патриотизм как социокультурную ценность, важнейший компонент общенациональной идеи.
В социологии (А.Ю. Парашин (2004); М.А. Ешев (2010) и др.) ученые трактуют его суть как «стержень политического сознания личности, сложное духовно-практическое образование» [4, с. 7]; разноаспектную ценность общества, значимый ценностный ориентир учащейся молодежи, способствующий воспроизводству российской идентичности у новых поколений россиян.
Отечественные политологи едины во мнении, что патриотизм есть: а) явление политического мира и политического сознания гражданина, обязательный элемент политической структуры общества (А.Е. Габеркорн, 2021); б) некий ценностный фрейм, существенный фактор политической жизни современной России (М.Р. Резаков, 2018).
В психологической науке в последнее десятилетие взоры ученых сосредоточены на исследовании патриотизма как системно-функционального свойства личности (А.В. Потемкин, 2009); политико-психологический феномен (О.А. Кап-цевич, 2016).
В военной науке ученые характеризуют патриотизм как базовое качество личности военнослужащего, важнейший фактор укрепления обороноспособности и национальной безопасности (В.Е. Уткин (2000); И.П. Финский (2009); Т.Л. Лопуха (2011); Т.И. Алиев (2023)).
Отечественные педагоги воспринимают и позиционирует патриотизм как «нравственно-политический принцип, социальное чувство» (С.Н. Томилина, 2013); «интегративное духовно-нравственное свойство личности, социальное чувство» (Ф.Е. Попов, 2015); «высший уровень ценностно-смыслового развития духовно-нравственных качеств личности» (М.А. Егоров, 2020); «интегративное и комплексное качество, возвышенное социальное чувство» (Н.Е. Хекерт, 2024).
Важным для подходов отечественных педагогов является осмысление патриотизма как особой и важной духовной категории, существенно влияющей на судьбу страны и всего российского народа.
В своих исследованиях отечественные ученые акцентируют внимание на росте патриотических настроений в обществе, вызванных возрастанием потребности в патриотизме как стабилизирующем факторе интегрирующего базиса, придающего российскому государству и социуму устойчивость, неизменность и долговечность.
Отечественные ученые отмечают следующие особенности патриотизма:
- является сложным феноменом, требующим изучения через призму разных подходов;
- выступает как созидающая идеология российского социума;
- выражает образ Отечества и родовой среды российского народа и гражданина;
- содержит в своей основе чувство любви к своему Отечеству, своей Родине, своему народу, родному краю и родной природе;
- предполагает верность и преданность своему Отечеству, государству, народу, категорическое исключение сотрудничества со специальными службами иностранных держав, передачи им любых сведений и любой информации закрытого характера;
- призывает к базированию на традиционных ценностях российского социума;
- включает сохранение исторической памяти, героико значимой информации, в том числе традиций, обычаев, обрядов и норм поведения;
- требует наличия высокого уровня готовности, подчинить свои интересы интересам и потребностям государства и общества;
- имеет деятельный характер, т. е. проявляется в конкретной деятельности гражданина-патриота, гражданина - защитника Отечества;
- исключает бездействие, праздный образ жизни, потребительство и па-разитирование;
- подразумевает наличие активной жизненной позиции, приверженности традиционным позитивным ценностям и духовным идеалам;
- формирует гордость за свое государство, народ, успехи, победы и достижения;
- вызывает необходимость защищать интересы Отечества и российского народа;
- содействует развитию национального самосознания;
- ориентирует на наличие толерантности к представителям других народов и религий.
Недооценка, как и дискредитация патриотизма, приводит к снижению сплоченности и мощи государства, возможной его утраты.
Патриотизм не имеет ничего общего с национализмом. Его невозможно спутать с националистическими взглядами и движениями, потому что патриотизм: а) направлен на формирование любви ко всему Отечеству, а не отдельной его части; б) предусматривает формирование любви и уважения ко всему многонациональному народу России, а не только к одной нации или части народа; в) обращен к воспитанию толерантности ко всем видам веры, развитию толерантности ко всем конфессиям, существующим на территории нашего государства.
По сути, патриотизм и национализм - два разноплановых феномена.
Произведенный теоретико-сущностный анализ позволяет предложить собственный подход к сущности феномена «патриотизм курсантской молодежи», понимаемого как интегральное качество личности, её духовно-нравственный и политический принципы, основу которых составляет любовь, верность и преданность своему Отечеству и народу, гордость за многовековую российскую историю, легендарные победы над врагами и великие достижения науки, техники и культуры, способность и готовность к защите интересов и территории своего государства, стремление к добросовестной учебе по овладению морской профессией для качественной профессиональной деятельности.
Уяснение сущности понятия «педагогические условия» и его специфики. Всеми учеными установлено и доказано: патриотизм - это формируемое качество человека. Термин «формирование» в педагогике применяется двояко: во-первых, как определённый и достигнутый результат становления и развития личности; а во-вторых, как целенаправленная и организованная деятельность преподавателя, воспитателя (исследователя) и воспитанников, предусматривающая воспитание и обучение.
Наиболее популярно определение, согласно которому формирование есть процесс становления личности (В.А. Сластёнин, И.П. Подласый и др.). Такое становление будет возможным только в результате воздействия или влияния целой группы факторов, к которым относят наследственность, среду, целенаправленное воспитание, самовоспитание. И.П. Подласый к таковым факторам причисляет экологические, социальные, экономические, идеологические, психологические и др. Автор подчеркивает, что воспитание также является одним из существенных факторов формирования личности [5, с. 15]. В.М. Полонский указывает, что на формирование и становление личности влияют наследственность, среда и воспитание (внешние и внутренние условия) [6].
Итак, на формирование личности, развитие её качеств и способностей непосредственно влияют (воздействуют) некоторые факторы и условия.
Нас интересует степень воздействия педагогических условий на формирование личности курсанта. Для этого надо уточнить сущность терминов «условие» и «педагогические условия».
Изучение содержания педагогических словарей показывает, что термин «условие» поясняется как некие обстоятельства, определяющие появление или развитие какого-то процесса [7, с. 236]. В философских словарях это «1) среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать; 2) как обстановка, в которой что-либо происходит» [9]. Авторы социологических словарей поясняют, что условие - это то, «от чего зависит существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует данное явление» [10].
Следовательно, термин «условие»: а) является общенаучным; б) обозначает некую ситуацию, некие обстоятельства, некие условия, прямо воздействующие на формирование личности, её обучаемость и воспитанность.
Следующий термин, требующий своего пояснения, - «педагогические условия». Авторы педагогических словарей трактуют его как: а) обстоятельства процесса обучения и воспитания [11, с. 119]; б) совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий [12, с. 36].
Надо отметить, что составители словарей едины во мнении в направленности педагогических условий - достижение заранее поставленных педагогических целей формирования личности.
Для более глубокого уяснения сущности изучаемого феномена обратимся к подходам отечественных ученых, исследовавших изучаемое явление.
Так, В.И. Андреев характеризует «педагогические условия» и определяет его в виде некоего плода, результата «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей» [13]. Н.М. Борытко рекомендует понимать изучаемое явление как «внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающее достижение определенного результата» [14]. Согласно мнению Н.В. Ипполитовой, данный феномен есть «один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие» [15, с. 11].
Отталкиваясь от позиций отечественных ученых, полагаем, что педагогические условия представляют собой творческий результат в виде уникального комплекса ресурсов среды (образовательной, воспитательной, информационной, материально-пространственной), конструктивное применение которого направлено на обеспечение высокой результативности целостного педагогического процесса.
В педагогической теории и практики используются различные классификации педагогических условий. Остановимся на классификации, предложенной
Ч.И. Низамовой и С.П Добротворской [16]. Данная квалификация подразделяется на две группы. Первая группа - внутренние (дидактические, организационно-педагогические, психолого-педагогические). Вторая группа - внешние (семейные, вузовские, географические, экономические и др.). Обе группы могут быть положительными (благоприятно воздействуют на процесс формирования личности) или отрицательными (негативно сказываются на формировании личности, тормозят процесс обучения и воспитания).
Изучение практики проведения педагогических исследований показывает, что большинство авторов комплексно применяют потенциал педагогических условий.
Должное внимание целесообразно уделить комплексам педагогических условий, разработанных в исследованиях М.А. Корниловой [17], А.А. Мирзаева [18], М.А. Егорова [19].
Так, М.А. Корнилова применяет комплекс из пяти педагогических условий, содержавший совершенствование информационно-образовательной среды; формирование интереса обучающихся; стимулирование курсантов; активизацию самовоспитания участников эксперимента. А.А. Мирзаев использовал потенциал четырех педагогических условий: усиление информационно-воспитательной среды патриотическим компонентом; интеграцию идеи формирования патриотов в содержании гуманитарных дисциплин; сочетание разнообразных видов патриотической деятельности курсантов; конструирование и реализацию целевой программы. М.А. Егоров опирался при проведении своего исследования на следующие моменты: а) учет условий (объективных и субъектных) при формировании у патриотов требуемых патриотических качеств; б) творческое использование патриотического потенциала информационно-воспитательной среды; в) опора на отечественные патриотические ценности; г) субъект-субъектное педагогическое взаимодействие; развитие критического мышления личности.
Ориентируясь на опыт исследований М.А. Корниловой, А.А. Мирзаева, М.А. Егорова и других, нами выбран комплекс педагогических условий, включающий следующие составляющие:
1. Усиление информационно-воспитательной среды морского университета героико-патриотическим компонентом. Реализация данного условия предполагает:
- создание банка данных о героических подвигах современных защитников Отечества, отличившихся в ходе СВО, содержащего биографии героев и описание совершенного подвига;
- создание папок с материалами из журналов и газет, повествующих о героях СВО;
- разработку наглядной агитации, освещающей подвиги героев СВО;
- пополнение библиотечного фонда новыми изданиями о героях СВО.
2. Обогащение психолого-педагогического мастерства преподавателей и воспитателей методикой героико-патриотического воспитания курсантской молодежи с опорой на подвиги героев СВО. Для этого необходимо провести комплекс мероприятий:
а) инструктивно-методическое занятие «Задачи воспитания курсантов морского университета как патриотов Отечества с использованием потенциала героизма современных защитников Отечества»;
б) инструктивно-методическое занятие «Формы и методы патриотического воспитания курсантов-моряков на примерах героизма участников СВО»;
в) обмен опытом работы «Практика воспитательно-патриотической деятельности с опорой на факты массового героизма участников СВО»;
д) семинар «Технология формирования патриотизма у курсантов-моряков с использованием примеров героизма участников СВО»;
е) семинар «Пероико-патриотическое воспитание курсантов-моряков».
3. Интеграцию идеи формирования патриотов на примерах подвигов участников СВО в содержание гуманитарных дисциплин, что потребует:
- выявления и уточнения воспитательного потенциала СВО и фактов массового героизма, проявляемого защитниками Отечества;
- расширения содержания гуманитарных дисциплин смыслообразующим направлением «Специальная военная операция, её цели, задачи и результаты»;
- переработки рабочих учебных планов и учебно-методического комплекса гуманитарных дисциплин;
- разработки необходимых методических материалов для качественного проведения соответствующих занятий;
- ориентирования преподавателей по вводимым изменениям в учебные планы и содержанию гуманитарных дисциплин.
4. Вовлечение курсантов в разнообразные виды патриотической деятельности. Для этого целесообразно:
- разъяснить курсантам смысл, полезность и значимость патриотической деятельности, показать яркие примеры волонтерства и добровольчества, их пользу для социума и личности;
- предложение курсантам конкретных видов патриотической деятельности и предоставление им права выбора наиболее привлекательных для себя;
- обеспечить, чтобы каждый вид патриотической деятельности способствовал формированию у курсантов патриотических навыков и привычек, опыта патриотического поведения.
5. Развитие самовоспитания в интересах повышения уровня патриотизма [20]. Необходимо:
- пояснить курсантам сущность самовоспитания, его цель, задачи, принципы, формы, систему самоконтроля и самооценки;
- показать курсантам примеры самовоспитания и достигнутые результаты;
- оказать требуемую педагогическую помощь в организации самовоспитания;
- осуществить педагогическое сопровождение самовоспитания курсантов.
6) Использование потенциала рефлексии для развития критического мышления и самоанализа личной деятельности по повышению уровня своего патриотизма. Для этого следует:
- раскрыть курсантам важность и полезность рефлексии для личности и её патриотического становления, заинтересованности позитивными перспективами и личностным ростом как гражданина-патриота;
- ознакомить курсантов с разнообразными формами рефлексии (самоисследование, самооценивание, самоосмысление, самовыражение и др.);
- разъяснить курсантам наиболее часто допускаемые ошибки при организации рефлексирования, которые следует избегать;
- практиковать стимулирование и поддержку преподавателями рефлексивной практики курсантов.
Практические рекомендации для руководства морского вуза:
1. Включить в систему воспитательно-патриотической деятельности с курсантами морского вуза предложенный комплекс педагогических условий формирования патриотизма на примерах героизма участников СВО.
2. В систему психолого-педагогического мастерства преподавателей и воспитателей включить предложенную тематику занятий, связанных с совершенствованием методической подготовки профессорско-преподавательского состава морского вуза, овладением методикой героико-патриотического воспитания студенческой молодежи с опорой на подвиги героев СВО.
3. При подведении итогов учебно-воспитательной работы за учебный год анализировать результаты воспитательной работы, проводимой с опорой на факты героизма участников СВО.
К глубокому сожалению, новая мировая война готовится коллективным западом более активно и интенсивно, чем нам это представляется. Сдерживание агрессивных планов США и блока НАТО будет возможным при качественном решении двух задач: а) всемерном повышении боевой готовности Вооруженных сил России и их готовности нанести мощный упреждающий удар по вероятному врагу накануне часа «Х» для того, чтобы разрушить его боевые соединения и сорвать план агрессии; б) действительном сплочении народов великой России, воспитании каждого россиянина как настоящего патриота, способного и готового с оружием в руках выступить на защиту Отечества - Российской Федерации. Решение этих задач в значительной мере возложено на учебные заведения страны.
Библиографический список
Поэтому значимость патриотизма в современных условиях делает эту тему для воспитательной деятельности одной из наиболее значительных и важных.
Вышеприведенные научные идеи и сущностные положения представляют собой сокращенный вариант концепции воспитательно-патриотической деятельности с молодежью морского вуза России на примерах героизма участников СВО, использование которой актуально и целесообразно.
В современных условиях патриотизм курсанта морского вуза, представляет собой интегральное личностное качество будущего морского специалиста, необходимое ему для качественной подготовки к будущей профессиональной деятельности по укреплению экономической и оборонной мощи Российской Федерации, готовности к защите интересов государства вплоть до самопожертвования. Каждый молодой человек должен осознать, что перед нами жестокий, безжалостный и циничный враг миссия которого - уничтожить наше государство и наш народ, захватить территорию и природные богатства. Остаткам народа уготовлена роль слуг новых хозяев по добыче и обработке полезных ископаемых.
Обращение к подвигам и героизму участников СВО продиктовано потребностью: а) сформировать у курсантов реальное понимание современной геостратегической и военно-политической обстановки; б) уяснить важность патриотизма для личности защитника Отечества, готовность к его защите; в) сформировать способность следовать примеру великого подвига современных защитников России - участников СВО.
Проведенное исследование показало, что воспитательно-патриотическая деятельность будет проходить более содержательно и интересно при творческом применении потенциала педагогических условий.
Авторами аргументирован и предложен комплекс педагогических условий (усиление информационно-воспитательной среды морского университета геро-ико-патриотическим компонентом; обогащение психолого-педагогического мастерства преподавателей и воспитателей методикой героико-патриотического воспитания курсантской молодежи с опорой на подвиги героев СВО; интеграция идеи формирования патриотов в содержание гуманитарных дисциплин; вовлечение курсантов в разнообразные виды патриотической деятельности; развитие самовоспитания в интересах повышения уровня патриотизма; использование потенциала рефлексии для развития критического мышления и самоанализа личной деятельности по повышению уровня своего патриотизма).
Предложенные условия путем целенаправленного воздействия на личностный и процессуальный аспекты педагогической системы позволяют обеспечить её действенное и результативное функционирование и развитие.
Общим результатом изложенного материала выступает сформированный комплекс педагогических условий воспитания патриотизма у курсантов-моряков на примерах героизма участников СВО, представляющий интерес для исследователей и организаторов патриотической работы учебных заведений России.
1. НАТО планомерно усиливает военный потенциал у границ России и Беларуси. Available at: /https://dzen.ru/a/ZgwWDzNrdUBFdpgA
2. Путин В.В. Выступление при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2GG3 г. Российская газета. 2GG3; 5 мая: 2.
3. Радугин А.А., Радугина О.А. Патриотизм как идеологический конструкт и духовно-нравственный феномен в духовно-мировоззренческом процессе современного общества. Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2G19; № 4: 28-4G.
4. Парашин А.Ю. Патриотизм: историко-социологическийанализ. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Москва, 2GG7.
5. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. Москва: ВЛАДОС-пресс, 2GG4.
6. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа, 2GG4.
7. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Москва: Издательский центр ИЭТ, 2й1Э.
8. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа, 2GG4.
9. Губский Е.Ф., Кораблёва ГВ., Лутченко В.А. Философский энциклопедический словарь. Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2GGG.
1G. Социологический словарь. Москва: Норма, 2GG8.
11. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Москва: Издательский центр ИЭТ, 2й1Э.
12. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа, 2GG4.
13. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2GGG.
14. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2GG1.
15. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. Generaiand ProfessionaiEducation. 2G12; № 1: 8-14.
16. Низамова Ч.И., Добротворская С.Г. Анализ и уточнение дефиниции и классификационных групп педагогических условий. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2G19; № Э8 (4): 62Э-628.
17. Корнилова М.Ю., Томилин А.Н. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: монография. Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2G17.
18. Мирзаев А.А. Патриотическое воспитание студентов вуза в условиях информационного многообразия. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2G18.
19. Егоров М.А. Формирование патриотических качеств военнослужащих на основе развития критического мышления. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2G2G.
2G. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: монография. Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2G15.
References
1. NATO pianomerno usiiivaet voennyj potenciai u granic Rossii i Beiarusi. Available at: /https://dzen.ru/a/ZgwWDzNrdUBFdpgA
2. Putin V.V. Vystuplenie pri predstavlenii ezhegodnogo Poslaniya Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii 2003 g. Rossijskaya gazeta. 2003; 5 maya: 2.
3. Radugin A.A., Radugina O.A. Patriotizm kak ideologicheskij konstrukt i duhovno-nravstvennyj fenomen v duhovno-mirovozzrencheskom processe sovremennogo obschestva. Vestnik VGU. Seriya: Filosofiya. 2019; № 4: 28-40.
4. Parashin A.Yu. Patriotizm: istoriko-socioiogicheskij anaiiz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2007.
5. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: VLADOS-press, 2004.
6. Polonskij V.M. Siovar'po obrazovaniyu ipedagogike. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.
7. Novikov A.M. Pedagogika: siovar'sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Izdatel'skij centr TET, 201Э.
8. Polonskij V.M. Slovar'po obrazovaniyu ipedagogike. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.
9. Gubskij E.F., Korableva G.V., Lutchenko V.A. Filosofskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: NIC INFRA-M, 2000.
10. Sociologicheskij slovar'. Moskva: Norma, 2008.
11. Novikov A.M. Pedagogika: slovar'sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Izdatel'skij centr I'ET, 2013.
12. Polonskij V.M. Slovar'po obrazovaniyu ipedagogike. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.
13. Andreev V.I. Pedagogika: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.
14. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'nojdeyatel'nosti: monografiya. Volgograd: Peremena, 2001.
15. Ippolitova N.V., Sterhova N.V. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: suschnost', klassifikaciya. General and Professional Education. 2012; № 1: 8-14.
16. Nizamova Ch.I., Dobrotvorskaya S.G. Analiz i utochnenie definicii i klassifikacionnyh grupp pedagogicheskih uslovij. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2019; № 38 (4): 623-628.
17. Kornilova M.Yu., Tomilin A.N. Patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya morskogo vuza v usloviyah goroda-geroya: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2017.
18. Mirzaev A.A. Patrioticheskoe vospitanie studentov vuza v usloviyah informacionnogo mnogoobraziya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2018.
19. Egorov M.A. Formirovanie patrioticheskih kachestv voennosluzhaschih na osnove razvitiya kriticheskogo myshleniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2020.
20. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskoj molodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2015.
Статья поступила в редакцию 29.07.24
УДК 378
Romanova S.E., Cand. of Sciences (Economics), Ural Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation (Chelyabinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES OF PERSONNEL RECORDS MANAGEMENT AND ACCOUNTING IN THE EDUCATIONAL PROCESS: FEATURES AND PROBLEMS. The work reveals features of using specialized accounting programs, which in the learning process allow students to form strong professional knowledge and skills, and as a result get a specialist in demand in the labor market. The author conducts a detailed analysis of the process of training specialists in the use of modern technologies using a demo version of the accounting program "1С: Salary and Personnel Management" (1 With ZUP 8.3 (3.1), on the basis of which he identifies the most urgent needs. In the course of the research, it is proposed to introduce specialized programs into the learning process that have virtual integration with contractors of various levels and directions. This research will be useful for teachers of special socio-economic disciplines of universities, additional training courses and developers of computer programs. It will make it possible to coordinate the educational needs that arise in the process of training specialists and the capabilities and resources of developers in the modern world of digital technologies.
Key words: information technology, personnel management, accounting services, temporary disability benefits, social electronic document management, ELN (electronic disability sheets), demo version
С.Е. Романова, канд. экон. наук, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Уральский филиал, г. Челябинск,
E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАДРОВОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
В данной статье раскрыты особенности использования специализированных бухгалтерских программ, которые в процессе обучения позволяют сформировать у обучающихся прочные профессиональные знания и навыки и в результате получить специалиста, востребованного на рынке труда. Автор проводит подробный анализ процесса обучения специалистов навыкам использования современных технологий с применением демонстрационной версии бухгалтерской программы «1С: Зарплата и управление персоналом» (1С ЗУП 8.3 (3.1), на основе которой выделяет наиболее актуальные потребности. В процессе исследования предлагается внедрение в процесс ведения практических занятий специальных бухгалтерских программ, которые имеют некую виртуальную интеграцию с контрагентами. Данное изыскание может быть интересным преподавателям и специалистам-практикам, которые преподают введение в специальные социально-экономические дисциплины с использованием компьютерных технологий, особенно в вузах и на курсах дополнительной подготовки, а также самим разработчикам компьютерных программ. Анализ, проведенный в данной работе, позволит скоординировать потребности, возникающие в процессе обучения специалистов, и возможности и ресурсы разработчиков в современном мире цифровых технологий.
Ключевые слова: информационные технологии, кадровое дело, бухгалтерские службы, пособие по временной нетрудоспособности, социальный электронный документооборот, электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН), демонстрационная версия
Данное исследование выполнено при поддержке научного фонда Уральского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Развитие информационных систем и технологий имеет огромное значение в современной российской практике ведения кадрового, бухгалтерского и налогового учета, которые в том числе подвержены влиянию процесса глобализации. Для современного специалиста владение компьютерными и информационными технологиями является не просто желаемым, а обязательным фактором, формирующим степень его профессиональной компетентности. Значение этого фактора необходимо не только для повышения собственной квалификации специалиста, но и для успешной деятельности экономического субъекта в целом. И здесь основной плюс компьютерных и информационных технологий в том, что владельцы бизнеса могут наблюдать за финансами и налогами компании из любой точки мира, имея возможность контролировать все процессы в реальном времени.
В этой связи ярко выраженную актуальность приобретает процесс обучения современных специалистов кадрового дела и специалистов бухгалтерского профиля в системе не только среднего профессионального (СПО) и высшего образования (ВО), но и дополнительного образования (ДО). И здесь возникает проблема, обусловленная наличием определённых противоречий между целями обучения и недостаточностью информационно-технических возможностей для эффективного овладения профессиональными навыками. Для плодотворного освоения специфики кадрового, бухгалтерского и налогового учета необходимо наличие в учреждениях образования специализированных программ, которые
имеют возможность хотя бы виртуальной интеграции с контрагентами разного уровня, такими как внебюджетные фонды, медицинские учреждения, налоговые инспекции, которую традиционные демонстрационные версии обучения обеспечить не могут. В итоге результативность овладения необходимыми навыками значительно падает.
Применение технологий с инструментами виртуальной интеграции как раз дает возможность эффективной работы с практическим материалом, это и обусловливает актуальность темы исследования.
Обоснование разработки инструментов применения виртуальных бухгалтерских программ, позволяющих более эффективно развивать практические навыки слушателей, является целью данного исследования.
В соответствии с поставленной целью выделены задачи исследования:
- проанализировать практику применения демонстрационных версий бухгалтерских программ;
- выявить проблемы в практике работы в демоверсиях;
- описать наиболее подходящие направления для формирования качественных практических навыков работы специалистов кадровых и бухгалтерских служб.
Научная новизна определяется инновационным характером включаемых в обучение виртуальных бухгалтерских программ с целью увеличения эффективности подготовки специалистов.