Профессор И.В.Шешунов, В.И. Агалаков ПАЦИЕНТ И ВРАЧ О КАЧЕСТВЕ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ОТДЕЛЕНИИ АБДОМИНАЛЬНОЙ X И РУРГИИ КРУПНОЙ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ Кировская государственная медицинская академия,
Кировская областная клиническая больница
Оценка качества медицинской помощи, в том числе и специализированной хирургической - проблема, которая сегодня еще не до конца решена отечественным здравоохранением.
Оценка качества медицинской помощи многокомпонентна, и одной из характеристик качества медицинской услуги является ее способность удовлетворять спрос пациентов. Поэтому, качество медицинской помощи оценивают, в том числе, и по степени удовлетворенности ею населения.
О проведении социологических опросов населения как источнике сведений о качестве медицинской помощи пишут М.С. Бедный (1986), М.А. Татарников с соавторами (1990), Media PJ. et al. (1991), А.П. Боярский (1993), А.Л. Линденбратен (l994), Г.М. Гайдаров (1996), И.В. Поляков (1997), Н.Н. Абашин (1998), Н.И. Вишняков (1998), Е.С. Железняк с соавторами (1996, 1998), Т.А Blakely et al (2001), А.В. Короткова (2003), V.A. Entwistle et al
(2003), M.W. Calnan, E. Sanford (2004), Е.И. Тишук
(2004) и многие другие.
Наряду с удовлетворенностью пациентов, при оценке качества медицинской помощи изучается и мнение медицинских работников. Так, Ю.В. Михайлова (1995) сообщает, что в 1990 году
Вятский медицинский вестник, 2005, № 3-4
27% медицинских работников и 90% руководителей здравоохранения были недовольны качеством медицинской помощи, которую они оказывали населению. В 1995 году, согласно тому же автору, 78% медицинских работников считали, что они не могут обеспечить качественную медицинскую помощь [9].
Вместе с тем, анализ отечественных публикаций показал, что наиболее значимым для повышения качества медицинского обслуживания российские врачи считают улучшение оснащенности ЛПУ современной медицинской техникой.
В результате проведенного в 2003 году на базе Кировской областной клинической больницы (КОКБ) исследования были определены удовлетворенность оказываемой медицинской помощью и ее технической оснащенностью у пациентов и врачей-ординаторов специализированных хирургических отделений.
В анонимном анкетировании участвовало 736 респондентов-пациентов, среди них 97 из отделения абдоминальной хирургии. Из последних 34% составляли лица мужского пола, 66% - женского, в возрасте до 20 лет - 10,3% от 20 до 30 лет - 9,3%, от 30 до 40 лет - 15,5%, от 40 до 50 лет - 18,6%, от 50 до 60 лет - 15,5%, от 60 до 70 лет - 25,8%, в возрасте 70 лет и старше 5,1%. Жителями города среди пациентов отделения абдоминальной хирургии КОКБ были 39,2%, села - 60,8%, на момент исследования 73,2% респондентов в процессе госпитализации получили оперативное лечение.
Обработка результатов анкетирования показала, что 88,7% респондентов-пациентов отделения абдоминальной хирургии КОКБ удовлетворены качеством оказанной им медицинской помощи, затруднялись ответить на данный вопрос - 11,3%. Необходимо отметить, что среди всех 736 опрошенных пациентов специализированных хирургических отделений КОКБ 89,9% удовлетворены полученной ими медицинской помощью, не удовлетворены - 2,7%, затруднялись с ответом на данный вопрос - 7,4%.
Уровень оснащения лечебного процесса медицинской техникой и оборудованием считали достаточным 72,2% респондентов-пациентов отделения абдоминальной хирургии КОКБ, затруднялись с ответом на данный вопрос 27,8% опрошенных. Среди всех опрошенных уровень оснащения лечебного процесса медицинской техникой и оборудованием считают достаточным 63,5% респондентов-пациентов специализированных хирургических отделений КОКБ, не достаточным - 12,2%, затрудняются ответить на данный вопрос 24,3% опрошенных.
В ходе исследования была также изучена удовлетворенность специализированной хирургической помощью и ее научно-техническим уровнем у врачей-ординаторов отделений абдоминальной хирургии, нейрохирургии, кардиохирургии, сосудистой хирургии, урологии, микрохирургии
глаза, отоларингологического отделения, отделения челюстно-лицевой хирургии и гравитационной хирургии крови. Всего было опрошено 46 врачей-ординаторов указанных отделений. Оказалось, что 87% врачей-респондентов удовлетворены медицинской помощью, оказываемой в их специализированном отделении хирургического профиля, не удовлетворены - 8,7%, затруднялись ответить на данный вопрос - 4,3%. В результате исследования также установлено, что удовлетворены научно-техническим уровнем оказываемой в их отделении медицинской помощи 63% врачей-респондентов из специализированных хирургических отделений КОКБ, не удовлетворены 30,4%, затруднялись ответить на данный вопрос 6,6%.
Все 7 врачей-ординаторов отделения абдоминальной хирургии КОКБ были удовлетворены качеством оказываемой ими медицинской помощи. Уровень оснащения медицинской техникой и оборудованием лечебного процесса считали достаточным пятеро, двое - нет.
Статистическая обработка полученного материала показала, что между удовлетворенностью пациентов и врачей-ординаторов медицинской помощью и уровнем ее технического оснащения имеется прямая корреляционная зависимость, а большинство рекомендаций по возможности повышения качества медицинского обслуживания связаны с улучшением его технического оснащения.
Таким образом, большинство пациентов и врачей-ординаторов отделения абдоминальной хирургии КОКБ удовлетворены медицинской помощью и техническим оснащением лечебного процесса, а повышение качества медицинского обслуживания участвовавшие в исследовании связывают с дальнейшим улучшением его обеспечения современной медицинской техникой и оборудованием.
Список литературы:
1. Абашин Н.Н. Удовлетворенность пациента как показатель качества медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1998. - №5. - С.31 - 34.
2. Бедный М.С. О социологической службе в здравоохранении // Здравоохранение Рос. Федерации - 1986, - № 1. - С.3-7
3. Боярский А.П., Чернова Т.В. Общественное мнение о состоянии индивидуального здоровья и качестве медицинской помощи // Здравоохранение Рос. Федерации - 1993, - № 7. - С.5-7.
4. Вишняков Н.И. Анкетирование посетителей как метод оперативного контроля качества организации лечебного процесса // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1998. - №1. - С.48-50.
5. Гайдаров Г.М. Контроль качества и эффективности медицинской помощи в клинике медицинского вуза // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1996. - №3. -С.16-19.
6. Железняк Е.С., Алексеева Л.А., Пенюгина Е.Н., Петрова Н.Г. Современные оценки качества стационарной медицинской помощи по результатам социологического опроса // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1996.
- №3. - С.20-22.
7. Короткова А.В. Новая методология улучшения качества медицинской помощи в России // Главврач. - 2003, №2. - С. 46-49.
8. Линденбратен А.Л. Методические основы и организационные технологии оценки качества и эффективности медицинской помощи: Автореф. дис. ... доктора мед. наук //НИИ СГЭ и УЗ РАМН им. Семашко. - 1994. - С.48
9. Михайлова Ю.В. О некоторых аспектах мониторинга качества медицинской помощи в России. // Проблемы повышения качества медицинской помощи в условиях медицинского страхования. - Хабаровск. - 1995. - С.44-45.
10. Поляков И.В., Ланкин К.А. О маркетинговых технологиях в системе обеспечения качества медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1997. - №6.
- С.24-26.
11. Татарников М.А., Кулешов Е.А., Семенов В.Ю. Оценка медицинской помощи в условиях эксперимента в учреждениях здравоохранения // Сов. здравоохр. - 1990. - № 12. - С.11-14.
12. Тишук Е.А. Современные проблемы информационного обеспечения управлением здравоохранением // Материалы Российского научного форума «МедКомТех 2004». - Москва. 2004.
- С.110-116.
13. Blakely T.A., Kennedy B.P., Kawachi I. Socioeconomic inequality in voting participation and self-rated health // Am J Public Health - 2001. №91. P.99-104.
14. Calnan M.W., Sanford E. Public trust in health care: the system or the doctor? // Quality & Safety in Health Care - 2004. №13. P.92-97.
15. Entwistle V.A., Watt I.S. Dissemination information about healthcare effectiveness: a survey of health information services // Quality & Safety in Health Care - 2004.№7. P.124-129.
16. Media P.J., Morgan M., Wolf C.D., Swan A.V. Consumers views of the maternity services: implication for change and quality assurance // Journal of Public Health Medicine - 1991. - №2. - P.120-126.
Summary
THE SATISFACTION OF PATIENTS AND ATTENDING PHYSICIANS WITH MEDICAL CARE AND THE LEVEL OF TECHNICAL MAINTAINANCE OF ABDOMINAL
SURGERY DEPARTMENT OF LARGE-SCALE MULTI-DISCIPLINE HOSPITAL I.V. Sheshunov, VI. Agalakov Kirov state medical academy Kirov regional clinical hospital
One of the estimation criteria of the medical care quality is its ability to satisfy the patients' demands. By estimation of medical care quality, along with the patients' satisfaction, the opinion of health employees was also investigated.
In 2003 the investigation of the satisfaction of patients and attending physicians of the specialized surgery departments with the rendered medical aid and with its technical facilities was carried out in the Kirov Regional Clinical Hospital. 736 patients took part in the anonymous questioning 97 persons of which were treated in the department of abdominal surgery. The handling of the questioning data showed that 72,7% of patients-respondents of the department were satisfied with the quality of the rendered medical care and 27,8% were difficult to answer this question. 63,5% of patients-respondents considered the level of technical facilities by their treatment as sufficient, 12,2% -as not sufficient, and for 24,3% it was difficult to answer this question. 7 of attending physicians of the abdominal surgery department were satisfied and 2 of them were not satisfied with the quality of medical care.
There is direct correlation dependence between the satisfaction of patients and attending physicians with the medical aid and level of its technical facilities. Most of recommendations about the improvement of medical care quality are connected with the improvement of its technical facilities.