Научная статья на тему 'Русские: общечеловеческие ценности. Самоанализ'

Русские: общечеловеческие ценности. Самоанализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1130
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / РУССКИЕ / СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ / UNIVERSAL VALUES / NATIONAL CHARACTER / RUSSIANS / STEREOTYPES OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костина Екатерина Алексеевна, Егорычев Александр Михайлович, Кашина Елена Николаевна

В статье анализируются некоторые особенности национального характера русских людей с точки зрения восприятия себя россиянами. Цель статьи освещение результатов социологического исследования, посвященного ценностям и традициям, являющимся регуляторами поведения и взаимодействия представителей одной нации. Каждый народ имеет свои неповторимые характеристики, уникальную культуру, однако время от времени в обществе возникает напряжение, вызываемое несовпадением менталитетов: и ожидаемого от личности, идентифицирующей себя с той или иной культурой, и получаемым. Это повлияло на наш интерес к изучению общечеловеческих ценностей и стало причиной разработки анкеты для опроса респондентов-россиян об их взгляде на национальные ценности своего народа. Таким образом, предметом нашего исследования стали автостереотипы, под которыми понимаются мнения, суждения, мысли народа о самом себе. В статье демонстрируются некоторые вопросы анкеты, процент полученных ответов от обозначенной выше группы респондентов, излагаются некоторые обобщения авторов статьи, вытекающие из проведенного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Костина Екатерина Алексеевна, Егорычев Александр Михайлович, Кашина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russians: universal human values. Self-analysis

In the article the authors analyze some peculiarities of the national character of the Russian people from the point of view of the Russians themselves (how they perceive themselves). The aim of the paper is to present the results of the social survey devoted to the values and traditions, which are the regulators of the behaviour and interaction of the representatives of one nation. Each nation has its identical characteristics, its unique culture, but from time to time in the society there appears some tension caused by the divergence of mentalities, by the divergence of what is expected from the personality belonging to this or that culture and of what is received. This fact has influenced our interest in the investigation of universal values and has become the reason of working out the questionnaire to carry out the survey aiming at finding out the respondents’ views of the national values of their own nation. Thus, the subject of our investigation is the auto stereotypes. They understand auto stereotypes as opinions, ideas and thoughts of people about themselves. In the paper the authors demonstrate some questions of the survey, the percent of the answers received from the respondent group and represent certain generalization being the result of the analysis conducted.

Текст научной работы на тему «Русские: общечеловеческие ценности. Самоанализ»

1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Е. А. Костина, А. М. Егорычев, Е. Н. Кашина DOI: 10.15293/2226-3365.1501.10

УДК 316.752

РУССКИЕ: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ. САМОАНАЛИЗ

Е. А. Костина (Новосибирск, Россия), А. М. Егорычев (Москва, Россия) Е. Н. Кашина (Новосибирск, Россия)

В статье анализируются некоторые особенности национального характера русских людей с точки зрения восприятия себя россиянами. Цель статьи - освещение результатов социологического исследования, посвященного ценностям и традициям, являющимся регуляторами поведения и взаимодействия представителей одной нации. Каждый народ имеет свои неповторимые характеристики, уникальную культуру, однако время от времени в обществе возникает напряжение, вызываемое несовпадением менталитетов: и ожидаемого от личности, идентифицирующей себя с той или иной культурой, и получаемым. Это повлияло на наш интерес к изучению общечеловеческих ценностей и стало причиной разработки анкеты для опросареспон-дентов-россиян об их взгляде на национальные ценности своего народа. Таким образом, предметом нашего исследования стали автостереотипы, под которыми понимаются мнения, суждения, мысли народа о самом себе. В статье демонстрируются некоторые вопросы анкеты, процент полученных ответов от обозначенной выше группы респондентов, излагаются некоторые обобщения авторов статьи, вытекающие из проведенного анализа.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, национальный характер, русские, стереотипы поведения.

Национальный характер - категория, которая отражает внешнюю форму целостного проявления ментальности, стереотипы поведения, психологические предрасположенности, эмоционально-волевые реакции и поведенческие склонности народа. В каждом национальном характере выделяется ряд черт, которые

накладывают свой отпечаток на интерпретацию реалий мира представителями этой нации.

Национальный характер, по К. Касьяновой, это «общество внутри нас», существующее в виде однотипных для людей одной культуры реакций на привычные ситуации в форме чувств и состояний [5].

Костина Екатерина Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: ea_kostina@mail.ru

Егорычев Александр Михайлович - доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики, Московский городской педагогический университет. E-mail: chelovekcap@mail.ru

Кашина Елена Николаевна - руководитель основного отдела, Центр молодёжи «Альтаир» г. Новосибирска. E-mail: humm@inbox.ru

1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Много сегодня говорится и пишется о русском человеке, его характере и менталитете. На эту тему рассуждают журналисты, проводятся дебаты и транслируются ток-шоу, в результате которых так и не наступает ясного понимания национальных особенностей россиян.

Ученые (В. Шалак, А. В. Сергеева), занимающиеся данным вопросом, проводят социологические исследования, позволяющие аргументировать их заключения, что хотя бы понемногу позволяет нам приблизиться к пониманию русского народа.

Часто наши суждения о новом человеке обусловлены имеющимися у нас представлениями о национальном характере того народа, к которому он принадлежит - грузинское гостеприимство, английская холодность и т. д. Это этнические стереотипы, т. е. обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих тот или иной народ. Мы склонны приписывать как своему, так и чужому народу несуществующие черты. То, что люди думают о своем народе, называют автостереотипами. Гетеростереотипы - представления о другом народе. Предмет настоящего исследования -автостереотипы.

Выполняя свое исследование в рамках кросс-культурного подхода, в работе мы будем, взаимозаменяя, использовать два термина: русские и россияне. Россияне - это все граждане Российской Федерации, независимо от национальности (русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, евреи и пр.) и конфессии (православные, буддисты, католики, иудеи, мусульмане и пр.). Но за пределами России по традиции всех россиян называют русскими, и для этого есть основание: как правило, все они имеют сходство в своей менталь-ности и стереотипах поведения [9].

В основе данной части нашего исследования (результаты первой части опубликованы в 2013 году [6]) - анкетирование россиян, проживающих как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Наша цель - постараться объективно представить российские национальные и общечеловеческие ценности и традиции, а также особенности социокультурного взаимодействия людей с точки зрения опрошенных россиян.

Нами была разработана анкета «Национальность, ценности и традиции как регуляторы поведения и взаимодействия людей». В опросе приняли участие 294 респондента, которых мы считаем при обработке анкеты за 100 % (табл.).

Таблица

Общие данные по респондентам, %

Образование

высшее неполное высшее средне-специальное среднее неполное среднее не указано

46 38 8 7 0,5 0,5

Возраст

16-20 лет 21-30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет не указан

21 53 13 8 2 3

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

96

1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Профессия (сфера занятости) Национальность

студенты, учащиеся 41 русские 64

преподаватель, учитель 23 буряты 4,6

менеджер 12 немцы 4,6

специалист 6 корейцы 4

руководитель 4 армяне 3

частный предприниматель 4 китайцы 3

фрилансер 4 евреи 3

другое 4 украинцы 2

не указано 2 татары 2

Гражданство литовцы 2

РФ 88,4 алтайцы 1

США 2,4 грузины 1

Казахстан 1 казахи 1

Израиль 1 белорусы 0,6

Германия 0,6 киргизы 0,6

Великобритания 0,2 поляки 0,2

Канада 0,2 тувинцы 0,2

Туркменистан 0,2 якуты 0,2

не указано 6 не указана 3

Из таблицы можно составить общую характеристику респондентов:

- 92 % имеют профессиональное образование, в том числе 46 % - высшее;

-95 % находятся в возрасте от 16 до 50 лет;

- 64 % заняты в сфере образования;

- 64 % являются русскими;

- 33 % представляют другие (кроме русских) национальности;

- 88,4 % имеют российское гражданство;

- 5,6 % являются гражданами ближнего и дальнего зарубежья.

Структурно анкета состоит из трех разделов:

1. Национальность, национальные ценности и традиции.

2. Общечеловеческие смыслы, ценности и традиции.

3. Социокультурное взаимодействие.

В анкете представлены вопросы с множественным выбором и вопросы открытого типа, что дает возможность респондентам вы-

разить собственное мнение. Предлагаем Вашему вниманию вопросы и процент полученных ответов.

I. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ

1. Какое для вас значение имеет ваша национальность?

большое значение 58 %

не придаю особого значения 25 %

затрудняюсь ответить 10 %

никакого значения не имеет 7 %

2. Какие ценности и традиции в большей

мере характеризуют ваш народ? а) семейные

рождение и воспитание детей 39 %

забота о родителях 19 %

ответственность 16 %

любовь 10 %

верность 8 %

затрудняюсь ответить 4 %

другое 4 %

1(23)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

в) духовно-нравственные

б) гражданские

патриотизм 42 %

материальное благосостояние 23 %

свобода слова 13 %

правовая защищённость 8 %

затрудняюсь ответить 9 %

другое 5 %

сострадание к чужому горю 29 %

помощь нуждающемуся 24,6 %

уважение национальных традиций своего народа 17 %

соблюдение моральных норм 14 %

уважение национальных традиций другого народа 7,8 %

затрудняюсь ответить 7 %

другое 0,6 %

(взаимо)помощь 2 %

уважение к старшим/другим/ 2 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

другой точке зрения

безответственность 2 %

уважение национальных тради- 2 %

ций своего народа

другое 9,1 %

3. В своей жизни вы придерживаетесь каких-либо национальных ценностей?

4. Если в своей жизни вы придерживаетесь каких-либо национальных ценностей и

5. Какие национальные традиции своего народа вы считаете наиболее значимыми?

6. Как вы смотрите на то, что многие народы в мире хотели бы сохранить свой язык, национальные ценности и традиции?

положительно 89 %

безразлично 7 %

затрудняюсь ответить 4 %

Обобщая полученные ответы данного раздела, отметим, что почти 60 % опрошенных придают большое значение своей национальности. И, с нашей точки зрения, это - не национализм, а чувство гордости за принадлежность к данной общности людей. Об этом свидетельствуют ответы на следующие в данном разделе вопросы. Среди семейных ценностей респонденты в первую очередь выделяют рождение и воспитание детей, заботу о родителях, ответственность и любовь. Патриотизм, материальное благосостояние и свобода слова отмечены в качестве основных гражданских ценностей, в большей мере характеризующих россиян. Сострадание к чужому горю, помощь нуждающемуся, уважение национальных традиций своего народа и соблюдение моральных норм набрали наибольшие проценты как ценности духовно-нравственного порядка. При этом больше половины опрошенных всегда придерживаются тех или иных национальных ценностей, что проявляется в организации национальных праздников и участии в них, а также в семейных отношениях. Достаточно логичным в этой связи в ответе на вопрос о наиболее значимых традициях своего народа выглядят поставленные на первое место

праздники/обряды 41 %

трудолюбие 21,9 %

семья 13 %

религия/вера 3 %

патриотизм 2 %

гостеприимство 2 %

всегда 53 %

иногда 34 %

затрудняюсь ответить 12 %

никогда 1 %

традиций, в чем это проявляется?

в организации национальных праздников и участие в них 52 %

в семейных отношениях 35 %

в поддержке национальной политики государства 7 %

затрудняюсь ответить 3 %

другое 3 %

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

праздники и обряды, за ними следуют трудолюбие и семейные ценности. Подавляющее большинство респондентов разделяют мнение многих народов мира о необходимости сохранять родной язык, национальные ценности и традиции.

II. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ, ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ

7. Как вы относитесь к тому, что мир глобализируется и стремится к объединению народов на единых социальных смыслах, ценно-

8. Вы хотите, чтобы в мире существовал один многонациональный народ, объединенный едиными социальными смыслами, ценностями, традициями, языком?

9. Какие ценности носят общечеловеческий характер и способствуют пониманию людей

10. Какую роль играет религия в формиро-

11. Какая религия способствует пониманию и сближению народов разных культур?

христианство 50,7 %

буддизм 17 %

мусульманство 0,3 %

иудаизм 0,3 %

никакая 2 %

все в равной мере 0,7 %

затрудняюсь ответить 15 %

другая 14 %

Из ответов на вопросы данного раздела видно, что значительный процент респондентов положительно относится к объединению народов на основе единых ценностей и традиций. Тем не менее, подавляющему большинству не импонирует идея существования одного народа, объединенного едиными социальными смыслами, ценностями, традициями и языком. Полагаем, это объясняется тем, что каждый народ хотел бы сохранить свою идентичность и родной язык, не имея при этом ничего против взаимодействия с представителями других культур, объединенных общечеловеческими ценностями. К ценностям общечеловеческого характера анкетируемые, в первую очередь, отнесли семейные отношения. В этот же список вошли сострадание, доверие и патриотизм. Практически единодушны респонденты в своем мнении, что религия играет значительную роль в формировании общечеловеческих ценностей. И половина анкетируемых считают, что в большей степени пониманию и сближению народов разных культур способствует христианство. В то же время обращают на себя внимание те факты, что практически пятой части респондентов близок буддизм, а 15 % затрудняются ответить на данный вопрос, очевидно, не считая себя компетентными в религиозных вопросах.

вании общечеловеческих ценностей?

значительную 86% 86 %

небольшую 6 %

затрудняюсь ответить 5 %

никакую 3 %

стях и традициях?

положительно 64 %

отрицательно 17 %

безразлично 10 %

затрудняюсь ответить 9 %

нет 87 %

да 6 %

затрудняюсь ответить 5 %

безразлично 2 %

разных культур?

семейные 16% 43 %

сострадание 15 %

доверие 13 %

патриотизм 9 %

другое 20 %

1(23)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

III. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

12. Назовите основные причины, лежащие в основе непонимания народами друг друга

несогласованность политики разных стран 27,5 %

разная ментальность народов 26,8 %

религиозная нетерпимость 20,5 %

разные национальные традиции 10,5 %

историческая социокультурная «память» разных народов 9 %

затрудняюсь ответить 4 %

другое 1,7 %

13. Назовите основные причины, лежащие в

основе современного политического и социокультурного противостояния Европы и России.

борьба за лидерство в мире 48 %

разная ментальность народов 37 %

отсутствие объективной информации 2,3 %

боязнь России другими странами 2,3 %

история 2,3 %

давление Америки на Европу 2,3 %

национализм 1,8 %

разные цели 1,4 %

религиозные 1,4 %

другое 1,2 %

откровенный 6 %

удачливый 6 %

царь 5,1 %

честный 5 %

надежность 3,3 %

Путин 2 %

лидер 1,2 %

разведчик 1 %

сила 1 %

другое 7,9 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Назовите качества, сближающие разные

народы.

сотрудничество, общение 20,8 %

доброта 19,5 %

семья 11 %

сострадание 10 %

терпимость/толерантность 8,5 %

открытость 7 %

уважение 4 %

помощь (ближнему) 3 %

понимание 2 %

любовь 2 %

дипломатичность 2 %

общие цели 1 %

образованность 1 %

сплоченность 1 %

другое 7,2 %

14. Хотели бы вы, чтобы Россия вошла в Евросоюз?

нет 56 %

затрудняюсь ответить 22 %

да 16 %

безразлично 6 %

15. Ваши ассоциации на фразу «русский президент»?

смелый 14,2 %

хитрость 14 %

стратег 14 %

стойкий 13 %

умный 6,3 %

17. Назовите качества, разъединяющие разные народы.

нетерпимость 19 %

обида 17 %

ненависть 15 %

насилие 12 %

зависть 11 %

национализм/расизм 8,1 %

религиозная вражда 4 %

несогласованность политики 2 %

жажда власти 2 %

разная ментальность 2 %

нежелание узнавать новое/невеже- 2 %

ство/необразованность

непонимание 0,9 %

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

100

1(23)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

нацизм 0,9 % 19. Ваши ассоциации на фразу «русская

цели 0,9 % душа»?

отсутствие объективности 0,9 % широкая 25 %

ценности 0,9 % щедрая 23 %

другое 1,4 % открытость 12 %

терпеливая 11 %

18. Ваши ассоциации на фразу «русский ха- готовый всегда помочь/милосер- 5,9 %

рактер»? дие/отзывчивость

стойкость 27,2 % доброта 4 %

ленивый 16 % гостеприимство 3 %

открытый 11 % красота 3 %

пробивной 7 % штамп 2 %

упорство 6 % загадка 2 %

добрый 4 % литература 1,3 %

сильный 3,7 % возвышенная 1 %

суровый 3 % простая/наивная 1 %

нелогичность/непредсказуемость/не- 2 % глубокая 1 %

последовательность хитрость 1 %

мужество 1,6 % искренняя 0,6 %

отзывчивый 1 % ищущая 0,6 %

щедрость 1 % другое 2,6 %

свободолюбие 1 %

безответственность 0,8 % 20. Ваши ассоциации на фразу «русская куль

терпеливый 0,8 % тура»?

гостеприимство 0,8 % разнообразная/ многогранная 30 %

трудолюбие 0,8 % богатая 28 %

честный 0,8 % культурное наследие 21,9 %

своенравный 0,7 % религия/вера, духовность 3,1 %

патриотизм 0,7 % народные промыслы 2,9 %

простота 0,7 % яркая 1 %

бесшабашность 0,7 % великая 1 %

справедливый 0,7 % красивая 1 %

преданность 0,6 % праздники 0,6 %

чувство юмора 0,6 % увядающая 0,6 %

категоричность/максимализм 0,4 % деревня 0,6 %

прямолинейность 0,4 % неиссякаемая 0,6 %

целеустремленность 0,4 % русская кухня 0,5 %

гордость 0,4 % открытая 0,5 %

сплоченность 0,4 % уникальная 0,5 %

другое 14,8 % история 0,5 %

другое 6,7 %

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

101

1(23)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

К основным причинам непонимания народами друг друга респонденты, в первую очередь, относят несогласованность политики разных стран, разную ментальность народов и религиозную нетерпимость. Ведущими причинами противостояния Европы и России, по мнению опрошенных, являются борьба за лидерство в мире и разная ментальность народов. Очевидно, что россияне во главу угла ставят политические и социокультурные разногласия и в большинстве своем выступают против вхождения Российской Федерации в Европейский Союз. Российского президента, на основе опроса, можно охарактеризовать как смелого, хитрого, стойкого стратега.

Главными качествами, сближающими народы, названы сотрудничество (общение) и доброта. В то время как факторы, разъединяющие народы - это нетерпимость и обида, вызывающие ненависть и насилие.

Анкетируемые, размышляя над своими национальными особенностями, относят к детерминирующим чертам русского характера стойкость и открытость, самокритично на второе место выставляя лень. Русская душа у нас ассоциируется в первую очередь с широтой и

щедростью, а многогранная и богатая русская культура является нашим культурным наследием.

Согласно Н. Бердяеву, русскую душу сформировала широта географических пространств, поэтому русский человек не связывает себя формой, организацией, правом, порядком. Русский характер соткан из противоречий: никакая философия или психология не может объяснить, «почему самый безгосударственный народ создал самую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?» [1, с. 19].

Мы осознаем, что самоопределение черт характера не всегда является объективным. В настоящей работе мы не претендуем на истину последней инстанции. Нами предпринята попытка взглянуть на себя, русский народ, изнутри. Для выявления ведущих черт характера необходимо использовать различные источники, один из важнейших - мнения представителей других народов. Этому будет посвящена наша следующая статья по результатам проводимого исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бердяев Н. А. Русская идея. - М.: АСТ, 2004. - 286 с.

2. Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьба страны. - СПб:

Лениздат, 1992. - 302 с.

3. Валянский С., Калюжный Д. Понять Россию умом. - М.: Алгоритм, 2001. - 480 с.

4. Данилевский Н. Я. Россия и Европа [электронный ресурс]. - URL: http://viper-

son.ru/wind.php?ID=663866&soch=1 (дата обращения 27.12.2014)

5. Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели эко-

номики, 1994. - 267 с.

6. Костина Е. А., Егорычев А. М., Ригер А. Русские: характер, ментальность, стереотипы пове-

дения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 6. - С. 116-128.

7. Лосский Н. О. Ценность и бытие [электронный ресурс]. - URL: http://psylib.org.ua/books/lossn01/index.htm (дата обращения 27.12.2014)

8. Маслова В. А. Современные направления в лингвистике. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

1(23)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

9. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. - М.: Флинта; Наука,

2007. - 320 с.

10. Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию: Посильные соображения. - Л.: Сов. писа-

тель, 1990. - 64 с.

11. Шалак В. Стереотипы национальных характеров - 3 [электронный ресурс]. - URL: http://www.vaal.ru/show.php?id=171 (дата обращения 29.08.2013)

12. Rokeach M. The nature of human values. - New York: Free Press, 1973. - 438 p.

13. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social

Issues. - 1994. - № 50. - Pp. 19-45.

14. Schwartz S. H. Basic human values: Their content and structure across countries // A. Tamayo &

J. B. Porto (Eds.). Petropolis, Brazil: Vozes - 2005. - Pp. 21-55.

15. Zhelvis V. Xenophobe's guide to the Russians. - London: Xenophobe's Guide, 2012. - 90 p.

© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены

103

2015, Vol. 4, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1501.10

Kostina Ekaterina Alekseevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Foreign Languages, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation.

E-mail: ea_kostina@mail.ru Egorychev Aleksandr Mikhailovich, Doctor of Philosophy Sciences, Professor of the Social Pedagogy Department, Moscow City Pedagogical University, Russian Federation. E-mail: chelovekcap@mail.ru Kashina Elena Nikolaevna, Head of the Main Department, Youth Centre "Altair", Novosibirsk, Russian Federation. E-mail: humm@inbox.ru

In the article the authors analyze some peculiarities of the national character of the Russian people from the point of view of the Russians themselves (how they perceive themselves). The aim of the paper is to present the results of the social survey devoted to the values and traditions, which are the regulators of the behaviour and interaction of the representatives of one nation. Each nation has its identical characteristics, its unique culture, but from time to time in the society there appears some tension caused by the divergence of mentalities, by the divergence of what is expected from the personality belonging to this or that culture and of what is received. This fact has influenced our interest in the investigation of universal values and has become the reason of working out the questionnaire to carry out the survey aiming at finding out the respondents' views of the national values of their own nation. Thus, the subject of our investigation is the auto stereotypes. They understand auto stereotypes as opinions, ideas and thoughts of people about themselves. In the paper the authors demonstrate some questions of the survey, the percent of the answers receivedfrom the respondent group and represent certain generalization being the result of the analysis conducted.

Keywords

universal values, national character, the Russians, stereotypes of behavior.

1. Berdyaev N. A. The Russian idea. Moscow, AST publ.. 2004, 286 p. (In Russian)

2. Boronoyev A. O., Smirnov P. I. Russia and the Russians: the character of the nation and the destiny

of the country. St. Petersburg, Lenizdat Publ., 1992, 302 p. (In Russian)

3. Valyansky S., Kalyuzhny D. To understand Russia mentally. Moscow, Algoritm Publ., 2001, 480 p.

(In Russian)

4. Danilevsky N. Ia. Russia and Europe. Available at: http://viperson.ru/wind.php?ID=663866&soch=1

(Accessed 27.12.2014) (In Russian)

5. Kasyanova K. About the Russian national character. Moscow, 1994, 267 p. (In Russian)

© 2011-2015 Bulletin NSPU All rights reserved

THE RUSSIANS: UNIVERSAL HUMAN VALUES. SELF ANALYSIS

Abstract

REFERENCES

2015, Vol. 4, No. 1 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

6. Kostina E. A., Egorychev A. M., Rieger A. The Russians: character, mentality, behavior stereotypes.

Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 6, pp. 116-128. (In Russian)

7. Lossky N. O. Value and existence. Available at: http://psylib.org.ua/books/lossn01/index.htm (Ac-

cessed 27.12.2014) (In Russian)

8. Maslova V. A. Contemporary areas of focus in linguistics. Moscow, Academy Publ., 2008, 272 p. (In

Russian)

9. Sergeeva A. V. The Russians: behaviour stereotypes, traditions, mentality. Moscow, Flinta Publ.,

Science Publ., 2007, 320 p. (In Russian)

10. Solzhenitsin A. I. How we can settle Russia: Doable thoughts. Leningrad, Soviet Writer Publ., 1990,

64 p. (In Russian)

11. Shalak V. Stereotypes of national characters - 3. Available at: http://www.vaal.ru/show.php?id=171

(Accessed 29.08.2013). (In Russian)

12. Rokeach M. The nature of human values. New York, Free Press Publ., 1973, 438 p.

13. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the content and structure of values? Journal of Social

Issues. 1994, no. 50, pp. 19-45.

14. Schwartz S. H. Basic human values: Their content and structure across countries. A. Tamayo & J.

B. Porto (Eds.). Petropolis, Brazil: Vozes. 2005, pp. 21-55.

15. Zhelvis V.Xenophobe's guide to the Russians. London, Xenophobe's Guide Publ., 2012, 90 p.

© 2011-2015 Bulletin NSPU All rights reserved

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.