Научная статья на тему 'Патриотизм – необходимое условие успешности модернизационного проекта'

Патриотизм – необходимое условие успешности модернизационного проекта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ЦЕННОСТИ / VALUES / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SAFETY / МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / MODERNIZATION / PROJECT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киселёв Анатолий Иванович

В статье исследуется концептуальный статус патриотизма и его положительная роль в качестве детерминанта и гаранта прогрессирующих преобразований российского общества. Без патриотизма также невозможно достичь состояния устойчивого развития и национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism as a requirement for a successful modernization project

In the article conceptual status of patriotism and its positive role as a determinant and a guarantor of progressing transformations in Russian society are under investigation. The condition of sustainable development and national safety is also impossible without this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Патриотизм – необходимое условие успешности модернизационного проекта»

УДК 330.14.01+008:14

А.И. Киселёв

ПАТРИОТИЗМ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТА

A.I. Kiselyov

PATRIOTISM AS A REQUIREMENT FOR A SUCCESSFUL MODERNIZATION PROJECT

Аннотация

В статье исследуется концептуальный статус патриотизма и его положительная роль в качестве детерминанта и гаранта прогрессирующих преобразований российского общества. Без патриотизма также невозможно достичь состояния устойчивого развития и национальной безопасности.

Ключевые слова

ПАТРИОТИЗМ, ЦЕННОСТИ, НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, МОДЕРНИЗАЦИ-ОННЫЙ ПРОЕКТ.

Abstract

In the article conceptual status of patriotism and its positive role as a determinant and a guarantor of progressing transformations in Russian society are under investigation. The condition of sustainable development and national safety is also impossible without this phenomenon. Keywords

PATRIOTISM, VALUES, NATIONAL SAFETY, MODERNIZATION, PROJECT.

«Не плакать, не смеяться, а понимать» — таким виделся идеал научно-философского подхода к исследованию всех проблем еще с Нового времени. Да, спинозовская трактовка рациональности уместна прежде всего при изучении закономерностей развития и функционирования природных явлений, но применительно к социокультурной сфере, где задействованы противоречивые интересы различных групп и общностей, искание истины всегда сопровождается целой гаммой чувств и переживаний, ибо затрагивает смысложизненные и глубинные основы человеческого существования, его культурные коды.

Посредством культуры осуществляется связь поколений, формируется национальная идентичность в ряду других сообществ, создается своеобразный центр, притягивающий ранее разрозненные или рыхло структурированные социальные слои и сплавляющий их в несокрушимый монолит, концентрируется энергия, необходимая для преодоления оков профанного бытия и пассионарного, творческого прорыва

к новым горизонтам жизни и более возвышенным целям. Культурный потенциал общества как залог и основа его пребывания в потоке времени наиболее зримо выражается в патриотизме. Вот почему именно он является главным объектом идеологических нападок со стороны как внешних сил, заинтересованных в умалении роли России на мировой арене в качестве экономического и геополитического конкурента и носителя альтернативного пути культурно-цивилизационного развития, так и внутренних антинациональных кланов и страт, смыкающих свои усилия, чтобы переломить или согнуть этот стержень, который удерживал до сих пор Россию в статусе суверенной державы. Нельзя сохранить крепость нации и государства без единых патриотических ценностей, укорененных в душе народа. Духовно отчужденные индивиды, социальные группы и этносы не смогут быть полноценными и самостоятельными субъектами созидательной деятельности, имеющей своей целью общее благо, общую безопасность и общую судьбу. Поэтому искажение

родного языка, осквернение и поругание святынь и символов, значимых идеалов и смыслов, пренебрежение народными традициями — путь в геополитическое и историческое небытие.

Какая сила преодолела Смуту в начале XVII века, что обеспечило победу в 1812 году и в 1945-м? Патриотизм! Патриотизм, выразившийся в массовом героизме и самоотверженности народа. Когда же смертельная опасность минует, о нем забывают и, более того, приравнивают носителей идеи патриотизма к фашистам, националистам, шовинистам, ксенофобам и экстремистам, что совершенно недопустимо и методологически неверно. Подобная подмена понятий призвана затушевать страх и породить ненависть к попыткам восстановления национального достоинства страны во всей полноте ее самобытного жизнеутверждения.

Главная цель нашего исследования — выявление сущности феномена патриотизма и определение его влияния на перспективы осуществления модернизационных преобразований российского общества.

Патриотизм возникает, если признается существование чего-то, что больше, важнее, выше меня; он деятелен, если я — отдельная личность — сопрягаю свои поступки и помыслы с интересами и благом целого, коим здесь является мой народ, моя нация, мое общество. Эта привязанность прививается через семейное воспитание, школу и систему высшего образования. И в данном контексте сверхзначимы примеры и сигналы, идущие от государства и его органов. Нельзя не признать, что сама власть повинна в оскудении патриотических настроений, так как, во-первых, актуализировала и организовывала изгнание с земли и изживание крестьянства в ходе социалистического и нынешнего либерального экспериментов, а оно является истоком, основой и носителем национальной культуры, религиозной веры и многовековых традиций. В крестьянской среде культивировались идеалы трудолюбия, справедливости, артельности, нестяжательства, миролюбия, целомудрия, терпимости, скромности, державности, сострадания, жертвенности, мессианства и служения Родине, которые слились и воплотились в образе Святой Руси. Прояснение и укрепление его в сознании людей, конечно, требовало искоренения таких негативных черт национального характера, как опрометчи-

вость, чрезмерная доверчивость (наивность), беспечность, недисциплинированность, нетерпимость, анархизм, упование на случай (авось да небось), максимализм.

К.Д. Кавелин, не отрицая темных и грубых сторон жизни, подчеркивал: «Сердцевина здорова, и ее живительные соки залечат больные места в коре: пусть только дадут им выход... не навязывая народу чуждых ему учреждений и не заключая его в бюрократические тиски... Надо верить в русский народ, надо его любить — без этого жить нельзя» [Цит. по: 2, с. 534].

А во-вторых, власть явно демонстрировала (за редким исключением) преклонение перед всем западным в ущерб исконно национальному.

Для того чтобы в очередной раз не закончилась ничем кампания по восстановлению в своих правах феномена патриотизма, современная российская власть должна много и много поработать, исправляя роковые ошибки и учитывая заблуждения, и показать свое добролюбивое отношение к народу. Это не должно быть отношение к народу — объекту управления и манипуляции его сознанием, это должно быть отношение выразителя и защитника глубинных чаяний и ценностей народа. Пора прекратить попытки перекраивать ткань народной жизни по лекалам либерального фундаментализма и начать строить цивилизацию России на фундаменте ее собственной национальной культуры. Верно сказано: «...В России большинство до сих пор еще наивно верит, что все наши бедствия происходят от отсталости... от недостатка европеизма и современности, а не от излишней подражательности.» [3, с. 181].

Без патриотизма невозможно достичь состояния национальной безопасности и устойчивого развития; сохранения самоосновной культурно-цивилизационной идентичности и консолидации народа, а также недопущения его необратимой трансформации в рыхлый конгломерат атомизированных индивидов; свободного доступа к плодотворным достижениям науки и культуры, к комфортным экологическим условиям существования для всех граждан; общего повышения качества жизни.

Однако в либерально-демократических кругах России укоренилось мнение, что последним прибежищем всех тоталитарных сил является патриотизм. То есть любовь к Родине несовместима со свободой, а последняя ис-

ключает трепетную привязанность к Отечеству. Они — антагонисты.

Но чем эти взгляды отличаются от взглядов приверженцев «Манифеста Коммунистической партии», полагающих, что у рабочего класса не может быть своего заветного «пристанища»?

Давно ли ради пролетарского освобождения и осчастлививания народов Земли сторонники троцкистской концепции перманентной революции считали уместным сжечь страну в горниле социалистического эксперимента? Когда Цицерон восклицал: «Я гражданин мира!», то, хотя субъективно, он, возможно, и стремился быть таковым, но оставался типичным представителем Римской империи и носителем ее мировоззренческих установок и предпочтений. И современные глашатаи общечеловеческих эталонов и измерений личностного бытия на самом деле рассматривают мир с точки зрения глобального проекта вестернизации, обслуживая сетевые структуры ТНК, ТНБ и «золотого миллиарда».

Подобные взгляды противостоят и христианскому учению с его призывом возлюбить ближнего своего как себя. Мои родители, моя семья, мои друзья, мои коллеги, мои земляки, мои современники, мои соотечественники, выросшие из одного «корня», спаенные единой верой и базовыми ценностями, объединенные совместной историей, образом жизни и ощущением общей судьбы, — кто роднее их на всем белом свете? Нет никого! Предпочесть своего чужому, ближнего дальнему, конкретного индивида абстрактному человеку вообще, полноте и разнообразию жизни искусственные умозрительные схемы — значит продемонстрировать некрофильское отношение к людям, свидетельствующее о тщательно скрываемом, но существующем серьезном психическом расстройстве.

Другая крайность — лжепатриотизм, которому присуще восхищение отечественной историей во всей совокупности ее проявлений. Он избирательно фиксирует внимание на победах, великих достижениях и свершениях своего народа и государства в области науки, техники и искусства. Я принадлежу всецело данной этно-национальной общности, и уже этого одного достаточно, чтобы высокомерно посматривать на выходцев из других групп как заведомо низших. Подобного рода пристрастие опасно, ибо расслабляет народную волю, притупляет кол-

лективный разум, мифологизирует сложившийся порядок вещей как нечто идеальное и совершенное, усыпляет совесть и бдительность, демобилизует внутренние созидательные силы в их противодействии косности и пороку, вселяя незрячий оптимизм там, где ему нет места. «Мне чужд... этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями и которым, к сожалению, страдают теперь у нас многие дельные умы» [5, с. 534].

Но более чудовищен антипатриотизм, который выпячивает только отрицательные стороны общественной жизни России, смакуя любые допущенные промахи, ошибки, просчеты и неверные шаги, глумясь над отечественной историей, традициями и святынями народа, презирая и ненавидя их. Яд, впрыскиваемый им в массовое сознание, формирует комплекс куль-турно-цивилизационной несостоятельности, парализует творческую инициативу и обрекает страну на роль вечного аутсайдера или калика перехожего. «Русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самую Россию... Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все...» [Цит. по: 1, с. 10] — эта констатация, выраженная Ф.М. Достоевским, характерна и для современного российского либерализма, сущность которого не изменилась. Объективно антипатриотизм готовит удобный плацдарм для ослабления геополитических позиций России и дальнейшей оккупации, и мировоззренческая, информационная и финансово-экономическая колонизация лишь ее поочередные этапы.

И только патриотизм способен стать надежным заслоном, предотвращающим уничтожение России как устойчивого самобытного образования. В данном контексте особое значение приобретают слова, сказанные действующим президентом Российской Федерации 12 сентября 2012 года в Краснодарском крае: «Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий — это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша стра-

на. И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, к лишению суверенитета и к братоубийственным войнам... Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм, это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее».

Патриотизм — это сопричастность делам страны, нуждам и чаяниям народа, истории, национальной культуре и материнской природе; патриотизм — это кровно-духовное родство, неотторжимое единение с себе подобными людьми, спаенное общими базовыми ценностями и ощущением единой судьбы; патриотизм — изначально безотчетная предрасположенность к малой родине как единственной и милой, без чего не может сформироваться любовь к большой; патриотизм есть забота и личная ответственность за все, что происходит вокруг меня, и прежде всего непосредственно в социальной микросреде, в которой я пребываю как субъект материально-производственной, общественно-политической и управленческой деятельности; патриотизм — это боль, испытываемая каждый раз, когда нарастают несправедливости и неустроения общественной жизни, когда чести нации наносится какой-либо урон; патриотизм — это не только желание добра и процветания своему народу и государству, но и борьба с любыми проявлениями темных деструктивных сил, разрушающих духовно-нравственные устои прогрессирующей эволюции и снижающих качество человеческого потенциала страны; патриотизм — титанический труд, способствующий повышению уровня здоровья, материального и психологического благополучия населения и укреплению авторитета российского государства на международной арене; патриотизм предполагает также принципиальность и критический взгляд на сущее с позиций должного (как желаемого будущего), что позволяет взвешенно и системно осмысливать все положительные и отрицательные характеристики общества без всяких иллюзий и предвзятых поспешных оценок, а также не терять намечен-

ные ориентиры эволюции; патриотизм — вера в интеллектуальные и моральные ресурсы, могущие обеспечить достойное место стране среди государств мирового сообщества; патриотизм — это благодарность предкам за переданные нам по наследству плоды национальной культуры и характера, за их героические усилия в деле сохранения свободы и самоосновности, за опаленные огнем знамена славных сражений; патриотизм — мост, соединяющий народы разных культур и цивилизаций, ибо только любя свой «ДОМ», можно понять чаяния и аналогичные чувства, испытываемые другими, преодолевая национальную узость; патриотизм сопряжен и с чувством непреходящей тоски по Родине при разлуке с ней. Вот слова пламенного русского патриота нерусского происхождения Владимира Диксона:

Здесь намечено и размерено, Всё по правилу, по струне. Только сердце мое потеряно В этой вылощенной стране.

Суммируя, можно сказать: патриотизм — бескорыстное и свободное служение своему Отечеству и народу, принимаемое как высший смысл жизни.

Поэтому президент-патриот будет не декларативно, а практически стремиться в полной мере обеспечить реализацию конституционных прав граждан, отстаивая стратегические интересы российской державы, осуществляя модернизацию всех сфер общества на благо народа, сводя на нет влияние криминалитета и олигархических кланов; чиновник-патриот освоит максимально эффективные методы управления финансово-экономическими, социально-политическими и культурными институтами и отношениями, отсекая от государственного аппарата непрофессионалов и коррупционеров всех мастей; офицер-патриот собственным примером докажет верность присяге и воинским мастерством и мужеством подвигнет рядовых солдат на самоотверженную защиту государственных границ и территориальной целостности страны; ученый-патриот не продаст свои «мозги» за рубеж, а своим творчеством и талантом приумножит успехи отечественной науки, без которой немыслимо поддержание конкурентоспособности страны; врач-патриот увидит в пациенте не объект выкачивания денег, а страдающего человека, которому надо

своевременно и квалифицированно оказать помощь; бизнесмен-патриот не станет фальсифицировать продукцию и снижать качество товаров ради прибыли в ущерб здоровью потребителей и репутации фирмы; студент-патриот упорно учится для того, чтобы стать классным специалистом и воплотить полученные знания в инженерно-конструкторской, научной, педагогической, управленческой и художественной деятельности, самоутверждаясь в них в качестве достойного представителя российского общества, молодого и энергичного продолжателя соборного дела предшествующих поколений.

Исследуя перспективы возрождения России, нельзя недооценивать ответственность государства за состояние интеллектуально-духовного и патриотического потенциала общества как предпосылку модернизационного обновления страны. Экстремальность российской истории и суровость природных условий жизни (Север Евразии) обусловили повышенную значимость государства как социального института, незаменимого и необходимого для поддержания мобилизационного ресурса общества, стратегического планирования и координации деятельности регионов в целях упрочения своих позиций в качестве самостоятельного субъекта внутренней и внешней политики, направленной на защиту и реализацию национальных интересов. Поэтому ослабление его роли — притяжение смуты. Другое дело, в чьих руках государство находится. Осуществляет ли оно народовластие? В какой мере? Уместно напомнить, что все модернизации в стране, начиная с Петра I, проходили при доминировании государ-

ственной воли и государственной инициативы. В принципе модернизация имела место при тоталитарных, авторитарных, демократических режимах, в лоне капиталистических и социалистических общественных систем. Кроме того, процесс модернизации носит отпечаток национальных различий при всех равных условиях (одно дело Япония, другое — Испания или Аргентина).

Подчеркивая безусловную важность государства в жизни общества и его преобразованиях, все же согласимся с тезисом И.Г. Фихте, что его функционирование определяется более значительными феноменами: «Народ и Отечество... намного выше государства... Именно любовь к Отечеству должна управлять государством как самый высокий, последний и независимый орган власти в первую очередь потому, что она ограничивает его в выборе средств для достижения его ближайшей цели, внутреннего мира» [4, с. 197]. Стало быть, модернизационный проект может стать максимально успешным и продуктивным, если будет базироваться на принципах патриотизма и гуманизма. Если патриотичны власть, бизнес, система образования и воспитания, культура, СМИ, то обеспечены и созидательная активность, и творческий энтузиазм, и массовый героизм, и подвижничество народа, без чего нельзя сделать рывок к новому облику страны, где каждый обретет статус незаменимой личности и гражданина великой России. Непатриотичный или антипатриотичный вектор деятельности указанных социальных институтов ввергнет страну в штопор необратимой деградации. Пора делать выбор!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кондрашов, А. Голубая мечта [Текст] / А. Кон-драшов // Лит. газ. — 2012. — 29 августа — 4 сентября.

2. Кони, А.Ф. Воспоминания о писателях [Текст] / А.Ф. Кони. - М.: Правда, 1989. - 653 с.

3. Леонтьев, К.Н. Чем и как либерализм наш вреден [Текст] / К.Н. Леонтьев // Традиция и русская цивилизация / Д. Володихин и др. — М.: Астрель : ACT : Транзиткнига, 2006. — С. 172—199.

4. Фихте, И.Г. Речи к немецкой нации [Текст] / И.Г. Фихте; пер. с нем. А.А. Иваненко. — СПб.: Наука, 2009. - 349 с.

5. Чаадаев, П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма [Текст]. В 2 т. Т. 1 / П.Я. Чаадаев. - М.: Правда, 1991. - 560 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / AUTHOR

КИСЕЛЁВ Анатолий Иванович — доктор философских наук, профессор кафедры философии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 тел. (812) 552-87-01 (кафедра) [email protected]

KIsELYoV Anatoliy I. — St. Petersburg State Polytechnical University. 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia [email protected]

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.