ПАТРИОТИЗМ КАК УРОВЕНЬ И ОСОБАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Н.Т. Урумкулова, старший преподаватель
Кыргызскый национальный университет имени Ж. Баласагына (Кыргызская Республика, г. Бишкек)
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема, посвященная к проблеме патриотизма современной молодежи, их патриотического воспитания и т.д., также сделана попытка сформировать представление о развитии системы воспитания патриотизма, определить ведущие тенденции и направления развития этой системы, обозначить роль и место патриотического воспитания в отечественной науке, выделить некоторые подходы к пониманию сущности патриотизма.
Именно нацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание подростками и молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ на молодежное творчество и активность дают огромный позитивный импульс освоению ценностей патриотизма, резко повышает его эффективность и воздействие на общественное сознание, самовоспитание и самосовершенствование. Кыргызстан пережившая реформы ХХ и ХХ столетий, способна при наличии государственной воли и стратегии развития воссоздать сильное, социально ориентированное государство, успешно адаптированное к тенденциям мирового сообщества. Патриотический потенциал интеграции Кыргызстан в мировом сообщество включает в себя: культурно-исторические духовные ценности; достаточную разумность личных потребностей и их соответствие коллективным, общественным и государственным; преобладание духовного начала над материальным; общинность и соборность; способность воспроизводить духовно-нравственный потенциал, хозяйственно-бытовую и культурную среду жизнедеятельности и другое.
Ключевые слова: молодежь, личность гражданина, патриотизм, родина, гражданская позиция, воспитание, национальное самосознание, Отечество, многонациональное общество.
В условиях глобализации существенный интерес ученых, общественных и государственных деятелей, госслужащих и др. все больше привлекает проблема становления патриотических эмоций среди кыргызской молодежи. Как известно, молодежь является носителем перспектив в их отправном состоянии. От того, как успешно пройдет первичность и вторичность социализации, как ясно будут сформированы мировоззрения молодежи не только сравнительно своего светлого будущего, но и будущего своего государства, зависит нынешняя жизнь и завтрашний день нашего независимого государства. Патриотизм, будучи как уровень и особая форма социально-активной деятельности молодежи является могучим интегрирующим фактором жизни социума. Его энергичность доходит вершины в экстремальных обстоятельствах. Все-таки патриотизм оказыва-
ется не как недолговременное явление, а непрерывно функционирующий фактор социальной стабилизации, субъектом которой является политическая система, страна, которое, порой, является субъектом патриотического формирования молодежи.
Следует подчеркнуть, что изучаемая нами проблема обладает весьма богатой историей. К патриотизму молодежи, начиная с античности, обращалось не одно поколение зарубежных и отечественных мудрецов, которые в результате с надобностями порой с различных сторон анализировали эти проблемы. С самого начала патриотизм возникнул как природная эмоция самосохранения индивида - представителя человеческого рода, пытающегося вступиться за своих сородичей, свое житейское пространство, свою территорию. Позднее в субъективном сознании инди-
вида вырабатываются ощущения гордыни и привязанности к своей земле, на которой он родился и вырос.
Довольно на высоком уровне патриотизм Кыргызстанца - это его сознание, социальное чувство, действия, содержание которых проявляется в любви к своему Отечеству, верности ей, гордыне за свой народ и родную землю, склонности и готовности к их защите. Подобное отношение к своему отечеству вырабатывалось исторически, в процессах основания и упрочения целостного кыргызского государства. Всемерному наращиванию патриотизма содействовали немаловажные события, которые испытывал Кыргызстан в своем формировании. В многочисленных архивных документах прошлого упоминаются события, подтверждающие о проявлении патриотических эмоций кыргызского народа. Формируясь в борьбе за сохранение независимости кыргызских земель, патриотизм понемногу превращается в национальную идею, мировоззренческий взгляд, позицию и завоевывает общенациональный смысл. Союз кыргызских земель на народной патриотической основе содействовало упрочению мощи кыргызского государства и превращению патриотической идеи в высшую ценность социума. Чем интенсивнее стало наше государство, тем значительнее образовывались экономические, политические, социальные, военные, культурные, духовные и другие предпосылки, условия, факторы, содействующие вырабатыванию кыргыз-станского патриотизма.
Рассмотрение научной литературы, посвященной проблеме патриотизм, позволил выработать представление о формировании системы развития патриотизма в ХХ веке, предопределить ведущие тенденции и курсы формирования этой системы, отметить роль и место патриотического формирования в отечественной науке, выделить отдельные подходы к постижению сути патриотизма:
- патриотизм - это сложное личностная организация, выражающееся как особенности, качества, характеристики в эмоциях, сознании, морально-волевых проявлениях, действиях и поведении, актах и дея-
тельности, в которых совмещаются любовь к Отечеству, к земле, где родился, гордыня за исторические свершения народа, готовность подчинить свои индивидуальные заинтересованности страстям государства, преданно, послужить ей и заступаться за нее;
- личность гражданина - патриота характеризуется проявлением эмоции любви к Отечеству, родной стране, родным людям, гордыне за свою Родину, за его историю и достижения народа, уважением национальных святынь и символов, существенными духовными и моральными качествами, веротерпимостью, почтением к Конституции государства;
- идея патриотического формирования вырастающего поколения заключается в необходимости выполнения общественного заказа социума и страны на формирование патриотично обращенной личности;
- в социально-педагогическом плане формирование патриота - это социальный процесс, проходящий под влиянием как непредубежденных факторов воздействия общественной среды (семья, школа, общественные организации и т.д.), так и индивидуальных условий духовно-практической деятельности самой личности по обретению опыта служения Родине;
- патриотическое формирование - это целеустремленная, последовательная педагогическая деятельность молодежи, государственно-общественных институтов, физических и юридических лиц по вырабатыванию и формированию у молодежи эмоций, представлений и воззрений, устремлений, действий и деяний, проявляющих любовь, родственность, верность, готовность послужить и заступаться за свое Отечество, ее народы у молодежи;
- система патриотического формирования - комплекс взаимосвязанных компонентов (цели, субъекты, деятельность, отношения, среда, управление), снабжающих достижение цели патриотического формирования;
- патриотическое формирование тесно взаимодействует с формированием гражданственности как эмоция неразрывной связи с народом, сознания ответственно-
сти за безопасность и процветание Отечества, ее продвижение по линии прогресса.
Более нынешние воззрения «патриотизма» объединяют сознание индивида с эмоциями на проявления влияний внешней среды в месте рождения данного индивида, его формирования, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого индивида, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей сплочен с ландшафтом его обитания с свойственным ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местных обитателей, его историческим прошлым, наследственными корнями.
Само понятие обладало различным наполнением и понималось неодинаково. В античности термин patria («родина») употреблялся к родному городу-государству, но не к более обширным общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota обозначал сторонника своего города-государства, хотя, так, эмоция общегреческого патриотизма бытовало, по крайней мере, с тех греко-персидских войн, а в трудах римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть оригинальную эмоцию италийского патриотизма.
Впервые слово «патриот» возникло в эпоху Французской революции 17891793 гг. Патриотами тогда себя считали борцы за народное дело, заступники республики в противовес предателям отечества из лагеря монархистов. Например, в толковом словаре В.И. Даля смысл данного слова истолковывается таким образом: «Патриот - любитель родины, ревнитель о благе его, отчизнолюб». «Патриот - объясняется в ином словаре, -индивид любящий свою родину, верный своему народу, готовый на жертвы и делающий подвиги во имя своего отечества».
Довольно ясно установлено нравственное содержание данного понятия в новейшем философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris - отечество) - сообщается в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству,
преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».
Существенным фактором развития патриотизма является отношение к истории, традициям и культуре государства. На се-годгящний день в социуме встречаются обусловленные процессы, связанные с переоценкой ценностей, воссозданием патриотических воззрений. Это доказывает то, что люди осознали, что дальнейшее положительное формирование социума без идеалов невозможно. На протяжении последних нескольких лет главный интерес населения страны уделялось личному, а не общественному. Это привело к расслоению социума и постепенной потере национального самосознания.
По воззрению специалистов, серьезной деформации подверглись ценностные ориентиры молодежи, а традиционное формирование постепенно меняется на модерновое.
Тем не менее, кыргызский народ старается оставить свои ценности и традиции. Уважение старших и повиновение остается нормой, которой держится существенная доля молодежи. Также сохраняются ценности быта, культуры и традиций, которые испокон веков передавались от старшего поколения к младшему. Данная норма вырабатывается в народе веками. Она отображает не только мудрость и толерантность, но также является образцом того, насколько глубоко уходят корни кыргызского народа и какую роль они играют в кыргызском социуме.
Немаловажным является и то, что одолевший через многие муки, лишения и унижения, испытавший разнообразные подъемы и падения в своей истории кыргызский народ отдает выбор и дорожит мир и согласие, а также держится воззрении мирного сосуществования с иными народами.
Сыграли свою роль обе революции, основаниями которых стали корыстные цели предыдущих властей. Обладавшие место трагические события, которые совершились на юге государства по причине того, что отдельные лица ради достижения своих целей смогли выдать национализм чис-
той воды под видом патриотизма и сильной гражданственной позиции, также оставили свой след. О том, что нужно кончать делиться на рода и племена, национальности и вместе двигаться вперед многократно заявлял глава нашего государства.
«Мы должны любить свое государство, знать его историю. И мы никогда не должны делить людей по цвету кожи, по разрезу глаз, ни в одной религии нет такого», -сказал президент страны на встрече с гражданами, проявившими личное мужество в спасении людей во время июньских событий.
Народ нашей страны начал понимать, что без любви и верности своему Отечеству и своему народу, веры в духовные возможности живущих в стране людей, а также проявления готовности послужить интересам своей страны, все стремления приобрести сплоченность нации могут очутиться напрасными. Специалисты также прибавляют, что без всего этого невозможно перешагнуть на следующий этап развития социума и страны. Кроме того, может случиться утрата национального самосознания, что в свою очередь будет обладать крайне негативными последствиями.
Возрождение системы патриотического формирования среди молодежи являются основательной необходимостью для того, что бы в перспективе не повторялись обладавшие место инциденты и потери национального самосознания. В будущем данная система разрешит проконтролировать стихийные процессы в сознании и поведении людей государства.
Поэтому патриотическое формирование и привитие эмоции национального самосознания, любви к Отечеству и к традициям, а также к своему народу необходимо приниматься с самого раннего возраста. «Настоящие патриоты должны уважать свое отечество и кыргызский язык. Именно это поможет сплотить граждан республики и не допустить впредь межэтнических столкновений», - сообщил президент страны в ходе встречи с героями июньских событий 2010 года.
Вырабатывая эмоцию толерантности в своих детях, родители должны следить за тем, чтобы эта эмоция не перешло в равнодушие и безразличие, что в свою очередь может привести к терпимости и симпатии к фашизму, расизму и национализму. Также стоит обучать детей не быть толерантными к нищете, не быть безразличными и проходить мимо чужого горя. Более того, нужно обучить детей не оставаться равнодушным к проявлениям зла и агрессии. В свое время всего, нужно, чтобы терпимость вырабатывала общественную ответственность индивида.
Для формирования толерантности в нужно проводить воспитание с самого детства. В виду того, что в кыргызских семьях на долю женщины приходится основная часть обязанностей воспитания детей, то от ее всесторонней образованности, а также духовных и нравственных ценностей будет зависеть конечный итог всего воспитательного процесса ребенка. Чем больше в кыргызском социуме будет женщин с возвышенным уровнем морали, тем сильнее будут формироваться люди с отвечающими значительными моральными требованиями и с должной культурой и поведением.
«Мы всегда нуждаемся в теплых словах матери. Материнская мудрость и ласка становится путеводителем для ее ребенка, побуждает его преодолевать все трудности и достигать поставленных целей. Учит быть настоящим человеком», - отметил глава страны в ходе недавней торжественной церемонии награждения многодетных матерей страны орденами «Баатыр эне».
Стоит добавить, что современные кыргызские женщины в воспитании детей должны в полном объеме применить свои знания о национальных традициях, обычаях, а также всю накопленную тысячелетиями народную мудрость и передавать все это будущему поколению.
Никому не тайна, что подавляющая часть населения страны не различает национальное и националистическое воспитание. Если первое понятие в своем начале несет почитание к своей культуре и своей истории, а также уважение между людьми и к другим религиям и культурам, то вто-
рое понятие преследует противоположные цели и зачастую выдвигает на первый план идею чистой нации. Кроме того, в многонациональном обществе наибольшую опасность представляет тенденция национал-патриотизма, к которому, как показывают многие исследования зарубежных стран, склоняется современная молодежь. Наиболее яркие примеры подобного явления можно наблюдать с недавних пор в странах Европы.
К глубокому сожалению такие образцы имеются и среди наших соотечественников. В последние годы местные и российские СМИ часто упоминают об инцидентах с участием кыргызских граждан, которые под видом морального и духовного воспитания, нападают на соотечественников, проживающих в городах России и других странах СНГ. Проявление псевдопатриотизма можно было также наблюдать во время возникшего спора на кыргызко-узбекской границе, когда некоторые люди в своих корыстных целях призывали к митингам.
По этой причине изучение истории страны с использованием различных краеведческих материалов, а также углубленное изучение традиций и культурных ценностей народов, живущих в стране, сможет помочь избежать повторения трагических
событий на межэтнической почве. Не менее важным является политическая и информационная грамотность людей и молодежи. Иными словами, необходимо научить население страны свободно разбираться в огромном потоке информации и в особенностях существующих ныне партий и течений. Благодаря этим мерам люди смогут отсеивать ненужную информацию, а также понять истинные намерения политических групп.
В дополнение к этому в рамках патриотического воспитания есть необходимость предоставления обществу знаний по вопросам гражданственности, поскольку низкая политическая культура, незнание основных положений законов страны и Конституции, а также искажение понятий «Отечество» и «Государство», не позволит сформировать истинных патриотов страны.
По этой причине от воспитания гражданственности и патриотизма, в первую очередь в среде молодежи, будет зависеть дальнейшая судьба всей страны и самого общества. Не стоит забывать про то, что только сильная гражданская позиция молодежи и общества в целом, а также крепкий патриотизм помогут обеспечить обществу процветание государства и сохранность его стабильности.
Библиографический список
1. Ахметова Н.А. Модульно-рейтинговая технология обучения: научный подход / Н.А. Ахметова. - Ала-Ата, 2001.
2. Байгазиев С. Педагогикалык руханият / С. Байгазиев. - Б., 2008. - С. 18-19.
3. Концепция укрепления и единства народа и межэтических отношений в Кыргызской Республике. - Б., 2013.
4. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы. - Б., 2013.
5. Новейший философский словарь. - Минск. 1999.
6. Толковый словарь И.В.Даля. - 1866.
PATRIOTISM AS THE LEVEL AND PARTICULAR FORMS OF SOCIAL-ACTIVE YOUTH
N.T. Urumkulova, senior lecturer
Kyrgyzsky national university named after J. Balasagyn (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. This article discusses an issue devoted to the problem of patriotism today's youth, their patriotic education and so on, as an attempt to form an idea about the development of the system of education of patriotism, to define major trends and directions of development of this system, to identify the role and place of patriotic education in the national science to identify some approaches to understanding the essence of patriotism.
That focus on the social relevance of youth awareness of adolescents and young people of their "usefulness" value to society, social order for youth work and activities provide enormous positive impetus to the development of patriotism values, dramatically increases its effectiveness and impact on the public consciousness, self-education and self-improvement. Kyrgyzstan has gone through reforms XX and XXI centuries, is capable of in the presence of public will and strategies to re-create a strong, socially oriented state, successfully adapted to the trends of the international community. Patriot potential of Kyrgyzstan's integration into the global community include: cultural and historical spiritual values; reasonable enough personal needs and their compliance with the collective, public and state; the predominance of the spiritual principle over the material; communality and collegiality; the ability to reproduce the spiritual and moral potential, domestic and cultural living environment and more.
Keywords: youth, identity of the citizen, patriotism, homeland, civic stand, education, national consciousness, fatherland, multinational societies.