УДК 37
ИЗУЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПОНЯТИЙНОГО СЛОВАРЯ
SURVEY OF STUDENTS' PATRIOTIC AWARENESS BY MEANS OF THE CONCEPTUAL DICTIONARY
© 2016
Н.И. Верещагина ГБОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов
(Россия, Кинель)
N.I. Vereshchagina SBEI SCS №2 with profound studying of separate subjects (Russia, Kinel)
В статье представлены результаты исследования когнитивного компонента патриотической культуры учащихся общеобразовательного учреждения; анализируются определения понятий «патриотизм», «Родина», «долг», «честь», «ответственность», «патриот», «любовь к Родине», «достоинство», данные школьниками; обобщаются представления пятиклассников о государственных символах России, патриотических праздниках, великих исторических деятелях и их вкладе в историю страны, о традициях народов России, великих событиях исторического прошлого России, историческом прошлом и традициях малой родины. Осмысление полученного в ходе эксперимента эмпирического знания показывает, что знания, образующие содержание когнитивного компонента патриотической культуры, у пятиклассников фрагментарны, понятия не образуют системы, значительная часть школьников не знакома с научными дефинициями; пятиклассники в основном оперируют житейскими представлениями. Выявленное состояние когнитивного компонента патриотической культуры школьников среднего звена общеобразовательной школы указывает на необходимость целенаправленного формирования знаний школьников о понятиях, образующих содержание данного компонента патриотической культуры.
This article presents the results of the research on the cognitive component of students' patriotic awareness at comprehensive educational institutions; it analyzes the definitions of such notions as «patriotism», «motherland», «duty», «honor», «responsibility», «patriot», «love of country», «dignity» given by the students; it summarizes the 5th-year students' ideas on the state symbols of Russia, patriotic holidays, outstanding people and their contribution to the history of the country, the traditions of the peoples of Russia, the great events of Russia's historical past, the historical past and traditions of the homeland. Analysing the experiment data of the empirical knowledge, the author makes the conclusion that the children's ideas about the concepts that form the content of the cognitive component of 5th -year students' patriotic awareness is fragmentary, it lacks integrity, most of them are not familiar with the scientific aspect of the concepts and define them like everyday ideas. The results of the survey on the state of middle school students' awareness about the notions account for necessity of the measures on developing the cognitive component of patriotic awareness at secondary school.
Ключевые слова: когнитивный компонент; патриотическая культура; патриотизм; Родина; долг; честь; ответственность; патриот; любовь к Родине; достоинство; метод понятийного словаря.
Keywords: cognitive component; patriotic awareness; patriotism; Mothrland; duty; honour; responsibility; patriot; love of country; dignity; the method of the conceptual dictionary.
В условиях модернизации российского общества, при реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения все более важным становится формирование социальной культуры подрастающего поколения. В проекте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» особое значение придается гражданскому и патриотическому воспитанию, «формированию у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к
своей семье, обществу, государству, к национальному, культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию» [1]. В контексте решения данной задачи должно происходить формирование патриотической культуры школьников.
Проблеме патриотического воспитания школьников уделяется большое внимание в научной литературе [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11].
На государственном уровне приняты программы и документы по воспитанию молодых граждан, такие как «Закон об образовании» [12], «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» [13], «Фундаментальное ядро содержания общего образования» [14], программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [15] и др. В Государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 гг.» приоритетными направлениями названы гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей молодежи [16].
Исходным пунктом формирования патриотической культуры школьников является выявление, во-первых, их представлений о патриотизме, о Родине, о государственной символике, о великих исторических деятелях, событиях героического прошлого России и др.; во-вторых, - ценностей, к реализации которых школьники предрасположены и которые становятся мотивами действий-поступков патриотического содержания, для выполнения которых необходимы соответствующие умения. В связи с этим решению задачи формирования патриотической культуры школьников должно предшествовать изучение такой культуры.
Для решения данной задачи потребовалось отобрать такие методы научно-педагогических исследований, с помощью которых (методов) можно определить состояние когнитивного, ценностного и поведенческого компонентов патриотической культуры школьников.
В дальнейшем полученное эмпирическое знание было подвергнуто теоретическому анализу, при осуществлении которого опирались на положения функционального подхода к изучению системных явлений, объектов. «Методологическая специфика функционального подхода, -отмечает Э.Г. Юдин, - состоит в том, что функция элемента или "части" (подси-
стемы) объекта задается на основе принципа "включения", т.е. выводится из характеристик и потребностей более широкого целого» [17, С. 140]. Таким целым является патриотическая культура как системное личностное образование школьника, а ее элементами или, используя терминологию Э.Г. Юдина, «частями» являются компоненты, выполняющие конкретные функции.
При отборе методов научно-педагогических исследований, с помощью которых изучается патриотическая культура школьников, мы опирались на теоретические положения о структуре патриотической культуры и о содержании ее компонентов.
В данной статье мы остановимся на когнитивном компоненте патриотической культуры учащихся.
Когнитивный компонент патриотической культуры школьников изучался с помощью метода понятийного словаря.
Наше исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинель-ский. В экспериментальной работе приняли участие 69 пятиклассников.
В условиях специально организованного эксперимента пятиклассникам было предложено ответить на вопросы: «Какой смысл Вы вкладываете в содержание понятий "патриотизм", "Родина", "долг", "честь", "ответственность", "патриот", "любовь к Родине", "достоинство"?»; «Какие государственные символы России вы знаете?», «Какие патриотические праздники России вы знаете?»; «Назовите имена великих исторических деятелей и укажите их вклад в историю страны»; «О каких традициях народов России вам известно?»; «Какие великие события исторического прошлого России вам известны?»; «Что вам известно об историческом прошлом вашей малой родины?»; «Какие традиции вашей малой родины вы знаете?».
Побуждая школьников к раскрытию содержания указанных понятий, мы инициировали их размышления о патриотизме, о государственных праздниках, о героях, исторических личностях и т.д. При этом мы акцентировали внимание школьников на том, что, хотя знания напрямую не влияют на их поступки, «в поведении они немаловажны» [18, с. 119].
По сути, это было не что иное, как выявление «знания «"что"». «Знание -"что", - пишет Г.А. Нуждин, - направлено на вещь, которую мы хотим как можно полнее осмыслить» [19, с. 150].
Осмысление полученных данных показывает, что, во-первых, представления (знания) школьников о патриотизме, Родине, долге, чести, ответственности, достоинстве, государственных символах, патриотических праздниках, великих исторических деятелях России и др. основаны как на житейском опыте, так и на знаниях, полученных в ходе освоения образовательной программы, во-вторых, сами знания теоретически не обобщены.
Вывод, что сознание пятиклассников находится на уровне житейских представлений, основывается на том, что представления школьников о патриотизме, Родине, долге, чести, ответственности, достоинстве, государственных символах, патриотических праздниках, великих исторических деятелях России и др., это представления, во-первых, «широкие», во-вторых, - разрозненные, что свойственно обыденному сознанию.
При этом некоторые пятиклассники обнаруживают довольно низкий уровень знаний. Так, у 27,5362% пятиклассников крайне низкий уровень представлений о понитии «патриотизм», у 5,7970% - о понятии «Родина», у 30,4347% - о понятии «долг», у 46,3768% - о понятии «честь», у 26,0869% - о понятии «ответственность», у 21,7391% - о понятии «патриот», у 34,7826% - о понятии «любовь к Родине», у 50,7246% - о понятии «достоинство».
Говоря о «широте» представлений, мы имеем в виду, что пятиклассники предложили 10 трактовок понятия «патриотизм», 4 трактовки понятия «Родина», 9 трактовок понятия «долг», 10 трактовок понятия «честь», 9 трактовок понятия «ответственность», 9 трактовок понятия «патриот», 9 трактовок понятия «любовь к Родине», 14 трактовок понятия «достоинство».
Говоря о фрагментарности представлений, мы имеем в виду, что они не систематизированы. Данный вывод основыва-
ется на том, что у пятиклассников отсутствует научное представление о понятии «патриотизм». Некоторые (2,8985%) ошибочно считают, что патриотизм - это «когда люди дружат друг с другом», «когда люди сражаются на войне» (1,4492%). 23,1884% опрошенных назвали патриотизм отдельными словами: «земля», «Родина», «свет», «государственные праздники», «герой». Менее половины пятиклассников (42,0289%) отметили, что патриотизм - это «любовь к Отечеству (к Родине, к своей стране), чувство любви, проявление любви к ней». 10,1449% участников опроса считают, что патриотизм - это «и помощь, и защита Родины, служение Родине», 7,2463% - что это «верность, уважение к Родине»; 5,7971% опрошенных указали на «добрые, полезные действия, которые выполняет патриот, делает все (пользу) для Родины, чтобы сделать ее лучше, поступает позитивно»; 4,3478% пятиклассников подразумевают под патриотизмом «помощь (когда человек помогает) Родине, людям, животным». Встречаются ответы, в которых указано, что патриотизм проявляется тогда, когда «веришь в Родину» - 1,4492%, «когда ты можешь отдать все за Родину» - 1,4492%.
Как видим, в представлениях пятиклассников патриотизм, главным образом есть «любовь к Родине, чувство любви, проявление любви к Отчеству».
Осмысление полученного с помощью метода понятийного словаря эмпирического знания показывает, что определения школьниками, которым свойственно обыденное сознание, других понятий также являются разрозненными, фрагментарными. Так, 30,4347% школьников не знают, что такое долг, связывают это понятие с «возвратом вещи, выполнением просьбы». 18,8405% опрошенных считают долгом выполнение таких действий, как «отслужить в армии, служить стране, защищать свою Родину, заступиться за Родину». 20,2898% под долгом подразумевают то, «что должно выполнять, делать каждый день, нужно сделать; когда сказал и должен сделать», 17,3913% - «выполне-
ние обязанностей и обещаний». Два человека называют долгом «подвиг», один -«клятву солдата», еще один - «когда то, что ты должен сделать, не отходить назад». 7,2463% школьников представляют долг как «помощь людям, родным, Родине, друзьям (например, когда человек помог другому, тот должен сделать тоже самое)».
Отвечая на вопрос о том, что такое Родина, 75,3623% пятиклассников указали, что это «место, где ты родился (страна, родная земля, дом), где твоя семья, где вырос, где живешь (живу, жил); место, которое ты любишь, бережешь, почитаешь, которое надо защищать». 13,0434% связывают это понятие с «Россией, Усть-Кинельским (страной, нашей землёй)», 5,7971% участников интерпретировали это понятие как «твой и мой второй дом, твои друзья, семья, родной дом, который ты должен любить и уважать». 5,7970% опрошенных школьников не смогли пояснить, что такое Родина.
Многие дети (46,3768%) не смогли истолковать понятие «честь». Лишь 2,8985% пятиклассников указали на то, что честь - это «мое достоинство».
13,0434% учащихся считают, что долг - это «когда за свою страну пойдешь на войну, служба в армии; любовь солдата, служение, помощь Родине; когда должен стоять за Родину, отдавать все ради Родины». 11,5942% опрошенных написали, что долг - это «защита чести семьи и Родины, других людей, слабых, помощь людям». 5 человек (7,2463%) назвали «преданность, честность; качество, которое помогает людям быть честным», столько же указали на «уважение к чему-либо, честь солдата». 5,7971% пятиклассников думают, что долгом может быть и несовершение того, что осуждается людьми, например, выполнение долга означает «не лгать, не предавать, не бояться говорить, что нужно и что знаешь». 5,7971% под долгом подразумевают «гордость за доблестный поступок; то, чего ты добился в своей жизни, слава». Были даны и такие ответы: «Долг - это значит быть верным Родине, верить во что-то, верность своему сердцу» (4,3478%), «быть справедливым» -1,4492%, «выполнение задания» (1,4492%).
Исследованием установлено, что у большинства пятиклассников отсутствует целостное представление об ответственности. Ответственность - «категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к другим людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм» [20, с. 311]. 31,8840% опрошенных смогли определить это понятие как «чувство обязанности, когда перед кем-то отвечаешь, когда в ответе за человека, за вещь, относишься к этому бережно; когда остаешься за главного», 11 человек (15,9420%) ответили, что ответственность наступает, «когда дают задание (дело, серьезные и важные дела), ты должен его выполнить ответственно и правильно; сделать то, что надо; отвечаешь за поступки; просьба, на которую ты отвечаешь и за которую несешь ответственность; умение быть серьезным; это нелегкое дело». 14,4927% участников опроса написали, что ответственность наступает «когда можешь за что-то постоять, держать ответ за страну, помогать («посидеть с ребенком, сестренкой, братиком»), защита близких, страны». 7,2463% опрошенных считают, что ответственность выражается в том, что «ты отвечаешь за тех, кого приручил (животных, питомцев)». 4,3478% участников опроса указывают, что ответственность -это «качество человека, который никогда не подведет, все выполняет», который «сказал - сделал». Два человека ответили, что ответственность проявляется, «когда ты живешь один, самостоятельно». Один пятиклассник написал, что ответственность - это «то, что должно быть в каждом человеке», ещё один школьник отметил, что главное - «не убить человека».
Раскрытие понятия «патриот» у большинства учащихся не вызвало затруднений. 46,3768% опрошенных указали, что патриот - это «тот, кто любит, уважает, ценит Родину», 10,1449% - «защищает свою страну, служит», 8,6956% - «помогает своей Родине, миру», «делает свою Родину лучше, делает пользу для нее». 13,0434%
ответили, что патриотом может быть человек, который «никогда не предаст Родину», «любит свою страну, знает все о своей стране, не хочет ее покидать», «верен своей Родине, верит в Родину» и «готов отдать жизнь за Родину», «болеет за страну и ухаживает за своей страной». Но 21,7391% школьников не дали конкретное определение понятию «патриот».
Такое понятие, как «любовь к Родине» дети интерпретировали различно. 36,2318% опрошенных считают, что любовь к Родине - это «патриотизм, защита, уважение, помощь Родине», любовь проявляется тогда, когда «за Родину надо заступаться, готов подраться, стоять головою». 8,6956% пятиклассников видят любовь к Родине в том, что «человек ездит на Родину, где родился, не покидает Родину навсегда», а если «уехал из своей Родины, то по ней тоскуешь; когда готов отдать все, чтобы побыть (на Родине) хоть минуту». Любящий Родину человек «верен, предан Родине» (7,2463%), «проявляет заботу о Родине, помогает, делает все, что может» (5,7971%), «служит Отечеству, подчиняется законам и правилам, не ворует, не убивает» (2,8985%), он «ухаживает и сохраняет Родину» (1,4492%). У человека, любящего Родину, есть «знания, работа, долг, честь» (1,4492%), он «счастлив в том месте, где родился» (1,4492%).
Заметим, что треть опрошенных не смогли дать толкование понятию «любовь к Родине» (34,7826%). 1,4492% опрошенных, к примеру, отметили, что любовь к Родине - «это ее просторы, красота, добрые люди».
Пятиклассники неоднозначно ответили на вопрос о том, что такое «достоинство». В словаре по общественным наукам сказано, что «достоинство - категория этики, отражающая отношение человека к самому себе и общества к индивиду. Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе» [11, с. 311].
Дети связывают это понятие с достижениями, похвалой. Так, 33,3333% пятиклассников отметили, что достоинство -это «достижение того, что хотел; это то,
чего ты достоин, у тебя есть преимущество, есть "плюсы"»; «это то, что получил справедливо, заработал сам, заслужил, "за-служность"»; «то, чем ты можешь гордиться; право чем-то гордиться (достижениями)». Пять человек написали, что достоинство - это «уважение (к человеку, к себе), тебя все уважают», «важность», «когда ты уважаешь». Четыре пятиклассника считают, что достоинство есть у такого человека, который «достоин похвалы, награды Родины». Два человека объясняют это понятие так: «Когда ты не будешь унижаться ради другого человека; то, что не позволяет опуститься до низшего уровня» (2,8985%).
21 человек (30,4347%) не дали определения понятию, не понимают, что достоинство наряду с совестью - один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед обществом. Так, 4,3478% опрошенных назвали лишь конкретные личные качества («дружелюбная, улыбчивая, умная»), считая, что достоинство - это «то, что думаешь о себе», «есть то, чего у других нет» (2,8985%), «ты человек - душа» (1,4492%), «имеешь свое мнение» (1,4492%). Пятиклассники проводят аналогию этого понятия с Родиной, патриотизмом. К примеру, 2,8985% детей ответили, что достоинство - это «принадлежность к Родине, к стране», столько же опрошенных считает, что достоинство проявляется тогда, «когда гордишься Родиной, любишь ее, вносишь вклад в историю Родины», 1,4492% - что «это семья, дом, Родина». Два школьника считают, что достоинство есть у того человека, который «стоит на стороне добра, сделал хорошее дело».
Обратимся к данным, полученным в результате осмысления ответов школьников на вопросы «Какие государственные символы России вы знаете?», «Какие патриотические (государственные) праздники России вы знаете?», «Назовите имена великих исторических деятелей и укажите их вклад в историю страны», «Какие традиции народов России вы знаете?», «Какие великие события исторического прошлого России вам известны?», «Что вам известно
об историческом прошлом вашей малой родины?», «Какие традиции вашей малой родины вы знаете?».
Анализ ответов пятиклассников показывает, что если у них четкие представления о государственных символах России в целом имеются, то представления о патриотических (государственных) праздниках России не систематизированы.
Утверждая, что у пятиклассников имеются представления о государственных символах России в целом, мы имеем в виду, что правильно указали эти символы (герб, флаг, гимн) лишь 49,2753% пятиклассников; другие школьники (20,2898%) называли по два символа или по одному. Заметим, что, по мнению некоторых учащихся, государственными символами являются «СССР, козел, коза, памятники, церкви, соборы, дворцы, церкви» -7,2463%, «жезл, шапка Мономаха, скипетр, держава, орел» - 5,7971%. При этом 10,1449% опрошенных не назвали ни одного символа.
Осмысление полученного эмпирического знания о патриотических (государственных) праздниках России показывает, что пятиклассники в целом правильно указывают их, однако не все имеют о них целостные представления. Мы имеем в виду, что патриотические (государственные) праздники назвали 55,0724% учащихся. В разных сочетаниях (по два, по три и более) были указаны следующие праздники: День Победы - 41 чел. (59,4202%), День защитника Отечества - 17 чел. (24,6376%), День России (12 июня) - 14 чел. (20,2898%), День Конституции - 10 чел. (14,4927%), День Народного единства - 6 чел. (8,6956%), День защиты детей - 6 чел. (8,6956%), День Российского флага - 4 чел. (5,7971%), День города, поселка - 3 чел. (4,34%), День вдов - 2 чел. (2,8985%).
39,1304% опрошенных школьников указали как патриотические праздники Новый год, Рождество, 8 Марта, Пасху, Масленицу, 1 сентября, день рождения. У 5,7971% школьников представления о патриотических праздниках отсутствуют.
Задание «Назовите имена великих исторических деятелей и укажите их вклад в историю страны» выполнили 20,2898% пятиклассников. Среди ответов были сле-
дующие: «Ярослав Мудрый придумал библиотеки», «Кирилл и Мефодий создали азбуку», «Иван Федоров - первопечатник», «Петр I построил школы, корабли», «Александр II отменил крепостное право», «Сталин победил Гитлера», «Путин вернул Крым» и др.
50,7246% участников опроса назвали только имя исторического деятеля.
28,9855% пятиклассников не дали ответа или ответили не по существу («Москва», «ученый», «министры»).
Среди имен великих исторических деятелей 24,6376% учащихся назвали Петра I, 23,1884% - К. Минина и Д. Пожарского, 11,5942% (8 человек) - В.В. Путина.
Екатерину II и А.С. Пушкина указали 10 человек (14, 4927%). По три учащихся (4,3478%, всего 9 человек) назвали Александра II, М.И. Кутузова, И.В. Сталина. По два школьника (2,8985%, всего 14 человек) вспомнили Ю.А. Гагарина, Юрия Долгорукого, Г.К. Жукова, Кирилла и Мефодия, Д.А. Медведева, Н.А. Смолякова (бывшего учителя родной школы), Л.Н. Толстого.
По одному школьнику (1,4492%, всего 17 человек) назвали такие имена, как С.Т. Аксаков, Агния Барто, С. Бобровский - мастер спорта России по хоккею, А.М. Волков, А.П. Гайдар, Иван Грозный, Дмитрий Донской, В.И. Ленин, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Петр II, Сергей Радонежский, А.В. Суворов, И. Тургенев, Ф. Ушаков и др.
Дальнейший анализ полученного эмпирического знания показывает, что представления школьников о традициях народов России также фрагментарны. Более того, пятиклассники смешивают традиции с названиями праздников.
Так, 29 человек (42,0289%) указали праздники, но не традиции. Лишь 27,5362% школьников назвали конкретные традиции народов России, например: «возлагают цветы к обелиску в День Победы», «на Масленицу пекут блины, жгут чучело, исполняют народные танцы», «на свадьбе подают каравай». 14,4927% школьников отметили, что в День Победы люди «возлагают цветы, идут на парад (собираются на площади), совершают Минуту молчания». 30,4347% пятиклассников не дали никакого ответа или ответили не по сути.
65,2173% пятиклассников указали разные исторические события, но 34,7826% школьников не дали ответа или ответили не существу. Среди великих событий 30,4347% участников опроса отметили «Победу над фашизмом, День Победы», 24,6376% опрошенных - «Мировую войну (Первую, Вторую)». Про «Куликовскую битву, победу над Золотой Ордой» написали 8,6956% школьников. 5 человек (7,2463%) отметили «Бородино, войну с Наполеоном». По одному пятикласснику (всего 6 человек - 8,6956%) указали «Ледовое побоище», «создание г. Санкт-Петербурга», «отмену крепостного права», «битву за Москву», «возврат Крыма», «создание компьютера, диктофона, колонок».
Исследованием установлено, что у пятиклассников в целом отсутствуют представления об историческом прошлом малой родины. Только одна треть опрошенных (23 человека - 33,3333%) знают какой-либо факт из исторического прошлого родного поселка Усть-Кинельский; две трети (46 человек - 66,6666%) ничего о его истории не знают.
8 человек (11,5942%) отметили, что «Самара являлась запасной столицей в годы войны, в Куйбышеве был построен бункер Сталина». 6 человек (8,6956%) указали на тот факт, что «в поселке во время войны был тыл, работал госпиталь, мужчины ушли на войну». Два человека (2,8985%) написали: «У нас изобрели Ил-2, делали ракеты, которые отправляли в космос». На то, что «в нашем поселке проводят сельскохозяйственные выставки», указали 2 человека (2,8985%). Факт «голода в Самаре в 20-х годах прошлого века» отмечен одним участником опроса (1,4492%). Также один пятиклассник указал на основание родного поселка. Еще один школьник написал, что «под обелиском закопана капсула, ее откроют через 100 лет после войны». 1 человек (1,4492%) знает, что «сестра В.И. Ленина приняла участие в строительстве здания агрономического факультета».
Что касается знания о традициях малой родины, то их смогли указать лишь 21,7391% пятиклассников. 20 человек (28,9855%) знали только названия праздников. А 49,2753% школьников не имеют конкретных знаний о традициях родного поселка. Среди последних указаны «проведение сельскохозяйственной выставки» (8,6956%), «День рождения поселка, города (представления, игры)» (14,4927%), «на Масленицу пекут блины, жгут чучело, придумывают конкурсы» (13,0434%), «на Пасху мы дарим подарки, 50 рублей» (10,1449%), «в День России на площади устраивают дискотеки» (2,8985%).
Лишь шесть человек (8,6956%) указали, что «в День Победы, на 9 Мая, мы дарим ветеранам подарки и поздравляем их».
Один школьник (1,4492%) написал, что «в нашей школе устраивают конкурс в день рождения Н. Смолякова - бывшего узника фашистского концлагеря, учителя нашей школы».
Анализ полученного эмпирического знания, дающего нам представление о «знании "что"» [10, с. 150], показывает, что, во-первых, определение понятий, образующих содержание когнитивного компонента патриотической культуры, у пятиклассников фрагментарно; во-вторых, у значительной части школьников отсутствуют научные представления о содержании данных понятий, им свойственно обыденное сознание; в-третьих, определения учащимися понятий, в которых отражается индивидуальный смысл, еще не образуют системы.
Итак, осмысление эмпирического знания, дающего нам представление о состоянии когнитивного компонента патриотической культуры учащихся среднего звена общеобразовательной школы, показывает необходимость целенаправленного формирования понятийного словаря, образующего содержание данного компонента патриотической культуры.
•к к к
1. Стратегия развития воспитания в РФ на 2015-2025 гг. URL: strategiy@mon/gov/m (дата обращения 14.04.2016).
2. Абрамова Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. 160 с.
3. Адаева Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащийся молодежи // Человек и образование. 2012. №1. С. 130-133. URL: http://cyberleninka.ru/-article/n/k-ponimaniyu-suschnosti-patriotizma-i-patrioticheskogo-vospitaniya-uchascheysya-molodezhi#ixzz3NwKJIyW7 (дата обращения 14.04.2016).
4. Аронов А.А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников : автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01/А. М., 1990. 53 с.
5. Бурлакова И.В. Социально-ценностные тематические мероприятия как форма воспитания в учреждении дополнительного образования // Воспитание школьников. 2015. №7. С. 38-44.
6. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. 2010. №4. С. 3-8.
7. Зарецкая И.И. Социальный опыт как источник становления патриотического сознания детей и молодежи // Воспитание школьников. 2015. №6. С. 3-8.
8. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2007. №3. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-patrioticheskogo-soznaniya-uchaschihsya-v-usloviyah-sovremennoy-shkoly (дата обращения 14.04.2016).
9. Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. №6. С. 65-69.
10. Синельников И.Ю. Гражданско-воспитательный потенциал школьного социально-гуманитарного образования: общественная значимость, риски, подходы к реализации // Воспитание школьников. 2015. №6. С. 9-16.
11. Филатова Л.В. Педагогические условия воспитания патриотизма ребенка в дошкольном образовательном учреждении : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Самара, 2007. 238 с.
12 . Федеральный закон РФ «Об образовании» (утв. Указом Президента РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ). URL: http: // Минобрнауки.РФ / документы/2974 (дата обращения 14.04.2016).
13. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. М. : Просвещение, 2009. 29 с. (Стандарты второго поколения).
14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 79 с. (Стандарты второго поколения).
15. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» (утв. Распоряжением Правительства РФ № 1493 от 30 декабря 2015 г.). URL: http: //www. ed. gov.ru/ntp/fp/part/]; government. ru/media/failes (дата обращения 23.04.2016).
16. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 20132020 годы» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р). URL: Минобрнауки.РФ / документы/2882/файл/1406/12.11.22 - Госпрограмма- Развитие_образования_2012-2020.Pdf (дата обращения 14.04.2016)
17. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М. : Эдиториал УРСС, 1997. 446 с.
18. Лапина Т.С. Проблема индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М. : Наука, 1974. С. 106-143.
19. Нуждин Г.А. Сознание и его структуры // Что значит знать? : сб. науч. ст. М. : Центр гуманитарных исследований, 1999. С. 136-159.
20. Современный словарь по общественным наукам / под общей ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. М. : Эксмо, 2007. 528 с. (Образовательный стандарт XXI).