ПАТРИОТИЗМ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
Л.Я. Орлова
Политическая культура неотделима от исторической памяти народа, или, если говорить о политической культуре граждан, то от исторической памяти каждого из нас. Трудно представить себе человека, обладающего знаниями и навыками политической деятельности, но лишенного исторической памяти, не представляющего исторических корней того же национального менталитета, который проявляется каждый раз в том же электоральном процессе.
Историческая память народа - сложный, многомерный феномен, требующий междисциплинарного научного подхода в своем изучении. Мы остановимся лишь на одном историческом событии, но, как представляется, имеющем исключительно большое значение для нашего Отечества, а потому являющимся своеобразным эталоном при рассмотрении взаимосвязи политической культуры и исторической памяти. Речь идет о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. При анализе отношения современной молодежи к этому историческому событию автор статьи будет использовать результаты социологического экспресс-опроса, проведенного в апреле 2003 г. среди студентов Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.
В последнее десятилетие во многом было пересмотрено историческое наследие России после 1917 г. Особенно изменилось отношение к событиям Великой Отечественной войны. Не секрет, что во многих статьях и учебных пособиях ход Великой Отечественной войны, вклад СССР в победу над фашизмом подается зачастую искаженно. Явно преувеличивается роль западных союзников СССР в войне и, соответственно, принижается вклад Советского Союза в общую победу. Само поражение Германии объясняется промахами и ошибками германского командования.
Порой нынешние студенты проявляют удивительную неосведомленность в событиях Великой Отечественной и Второй Мировой войны. Очевидно, что знания об этих исторических событиях современная молодежь черпает, прежде всего, из кинофильмов и художественной литературы.
В этом отношении интересный материал получен при ответе на вопрос о том, какие произведения искусства, отражающие массовый героизм и патриотизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, могут назвать студенты. В большинстве анкет (68,3%) назывались "Повесть о настоящем человеке", "А зори здесь тихие", "Василий Теркин", "Они сражались за Родину", стихи Ольги Берггольц, монументальные памятники защитникам Родины: Пискаревский мемориал, Мамаев курган, Вечный огонь.
В ходе проводимого опроса была предпринята попытка выявить уровень знаний студентов по основным проблемам, связанными с темами как Великой Отечественной войны, так и Второй Мировой войны в целом. Экспресс-опрос показал достаточно высокий уровень знаний респондентов (при выборке 350), их умение разбираться в сложных проблемах. Привлекли внимание ответы студентов, данные на наиболее сложные, дискуссионные вопросы, например, на вопрос о причинах неудач Красной Армии в боях 1941-1942 гг. Голоса студентов разделились примерно на равные части: 33,7% опрошенных определили главную причину как отставание в перевооружении Красной Армии, еще 33,4% - как репрессии командного состава накануне войны, 35,7% - как просчеты руководства страны.
Интересны также и ответы на вопрос: "Почему война, которую вел в ходе Второй мировой войны Советский Союз, вошла в историю под названием Отечественная?" Подавляющее их большинство были сформулированы приблизительно одинаково: "Война называлась Отечественной, так как речь шла о защите Родины и Отечества", "О защите права России на существование", "На защиту Родины встал весь народ". При этом
практически не было ответов, в которых говорилось бы о защите политического режима, социализма, советской власти, хотя к категории "советский народ" респонденты апеллируют, говоря о мужестве и героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Близко по смыслу к этому вопросу примыкает и вопрос о причинах победы СССР в войне. Здесь студентам было предложено выбрать один из вариантов: "Талант Маршала Советского Союза Г.К. Жукова", "Руководящая роль Коммунистической партии и лично И.В. Сталина"» (можно определить как варианты личностного и политического характера), "Мобилизация ресурсов страны" и "Патриотический подъем всего народа" (выходят на первый план народ, общество, духовные ценности). Безусловным лидером здесь стал вариант: "Патриотический подъем всего народа" - 99,5 %. Второе место -"Мобилизация всех ресурсов страны" - 48,2%. Показательно, что 9,7 % респондентов выбрали в качестве ответа "Талант Маршала Г.К. Жукова" и 5,7 % - "Руководящую роль Коммунистической партии и лично И.В. Сталина". Таким образом, студенты были склонны к оценке Победы в войне как заслуги народа, общества, а не конкретной личности.
По-прежнему в научных кругах и массовом общественном сознании остается открытым вопрос о том, кто в большей степени виноват в развязывании Второй Мировой войны. Проследим, как распределились ответы студентов на вопрос о том, какое политическое решение, принятое накануне войны, особенно способствовало ее началу. Социологами было предложено два варианта ответа: "Мюнхенский сговор 1938 г." и "Пакт Риббентропа - Молотова 1939 г.". Иными словами, на ком лежит большая ответственность за начало войны - на СССР или западных союзниках - Англии и Франции. Ответы распределились практически поровну: 50,8% респондентов выбрали вариант ответа "Мюнхенский сговор"; 49,1% - "Пакт Риббентропа - Молотова". Таким образом, суммарное мнение группы сводится к тому, что значимость этих двух событий в ходе подготовки к войне была приблизительно одинакова, и ответственность за ее начало лежит в равной степени как на СССР, так и на западных государствах.
Показателен и ответ студентов на вопрос о главной причине начала Второй Мировой войны. Большинство респондентов (65,7%) определили главную причину войны, как "стремление Германии к мировому господству", еще 48,8% опрашиваемых главной причиной назвали вариант "борьба за сферы влияния". Лишь в незначительном количестве анкет главная причина войны объяснялась субъективными, личностными факторами - "низкой политической культурой" и "честолюбием лидеров". Таким образом, большинство участников опроса определили в качестве главной причины войны стремление Германии к мировому господству, усиленному борьбой за сферы влияния между всеми великими державами. Хотелось бы подчеркнуть, что подобный взгляд на основную причину войны разделяют и большинство профессиональных историков.
В вопросе об ассоциациях, возникающих в связи с праздником Дня Победы, студентам было предложено пять вариантов ответа: "Парад Победы", "День памяти павших", "Подписание Германией акта о безоговорочной капитуляции", "Исторический урок недругам России", "Праздник со слезами на глазах". В большинстве анкет (65,5%) были указаны сразу все варианты. Подобный ответ вполне логичен, так как День Победы является настолько значимым и масштабным праздником, что не может быть ассоциирован однозначно. В отдельных анкетах респонденты дополнили предложенный ассоциативный ряд: "боль", "страх", "гвоздики", "Ветераны Великой Отечественной войны, которых вспоминают только в День Победы", "Салют".
Достаточно уверенно ответили студенты и на вопросы, в которых проверялись знания конкретных фактов истории войны. Так, студентам было предложено выбрать месяц и год начала Второй Мировой войны из двух вариантов - сентябрь 1939 г. и
июнь 1941 г. Подавляющее большинство респондентов (90,5%) дали правильный ответ - сентябрь 1939 г.
Довольно успешно справились участники опроса с вопросом анкеты о государствах, воевавших на стороне Германии, и государствах, образовавших антигитлеровскую коалицию. При ответе на вопрос о государствах - союзниках Германии 93,1% опрошенных назвали в первую очередь Италию, Японию, Венгрию, Болгарию; СССР, США, Англия, Франция определены 93,7% респондентов как союзники по антигитлеровской коалиции.
Единственный вопрос, с которым большинство анкетированных не справилось -это вопрос о месте первой успешной наступательной операции советских войск. Большинство студентов (32,3%) назвали Сталинград, еще 33,3% - Курск, и только 29,2% -Ельня.
Результаты данного социологического опроса продемонстрировали, что, во-первых, можно говорить о наличии в обществе исторической памяти, и, во-вторых, что сама историческая память - понятие не абстрактно-отвлеченное, а конкретное, выражающееся в знаниях, ассоциациях и ответственности подрастающего поколения.
Старшее поколение, и прежде всего преподаватели, безусловно, нравственно ответственны за историческую память нашего народа. Носителями этой памяти являются не только люди, пережившие Великую Отечественную войну, внесшие свой вклад в Великую Победу, но и каждое новое поколение, вступающее в самостоятельную жизнь. Вот почему нравственное, патриотическое воспитание молодежи наше государство должно считать приоритетным, генеральным направлением своей деятельности.