УДК 378.6:37.035.6 ББК 74.58
Купавцев Тимофей Сергеевич
кандидат педагогических наук г. Барнаул Kupavtsev Timofey Sergeevich Candidate of Pedagogics Barnaul
Рыбаков Владимир Николаевич
преподаватель г. Барнаул Rybakov Vladimir Nikolaevich
Lecturer
Barnaul
Патриотическое воспитание в вузе МВД России Patriotic Education at High School
В статье раскрывается сущность и содержание патриотического воспитания в вузах МВД России, обосновывается актуальность изучения проблемы патриотического воспитания, намечаются пути совершенствования патриотического воспитания в вузах МВД России.
This article reveals the essence and contents of patriotic education at higher schools of the Interior. The author marks the topicality of this problem, gives the ways and methods of improving the process of patriotic education at higher schools of the Interior.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, патриотическое воспитание, учебно-воспитательный процесс.
Key words: professional training, patriotic education, study process.
Главная черта современного мира - стремительные перемены. В настоящее время человечество вступило в эпоху глобальных изменений в экономике, политике, культуре, образовании. В этих условиях обеспечение стабильного эко-
номического роста, устойчивого формирования гражданского общества в России, выступает одной из приоритетных задач правоохранительных органов, от компетентности которых во многом зависит конечный результат. В связи с этим организация работы органов внутренних дел, организация борьбы с преступностью, требует принципиально новых подходов [5]. Сама система профессиональной подготовки кадров МВД России для обеспечения эффективности реализации правоохранительных функций тоже не должна находиться в статическом состоянии [6].
На вопрос, чему и как учить в современном вузе, наука отвечает - прежде всего, формировать и развивать профессиональные навыки, воспитывать творческие профессиональные качества - воспитывать патриота своего отечества [7]. Однако в современном обществе по-прежнему идет процесс размывания духовно-нравственных идеалов прошлого и появление новых, что порождает в массовом сознании ощущение утраты некоторых духовных ценностей. Все это ведет к разрыву между поколениями по мировоззренческим, жизненным ценностям, представлениям о смысле жизни, моральным нормам и нравственным мотивам поведения.
В настоящее время от политической культуры молодого поколения, гражданской зрелости, самостоятельности мышления, способности осмысливать политические и жизненные ценности будет зависеть судьба нашего государства. Данный посыл особенно актуален для сотрудников правоохранительных органов России. Очевидно, только при условии наличия у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, надлежащего морально-
психологического климата в служебных коллективах возможно эффективное выполнение служебно-профессиональных задач. Это в свою очередь предполагает дальнейшее совершенствование воспитательной работы с сотрудниками во всех звеньях ведомственной системы профессионального образования.
Важность профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел особо подчеркнута в нормативных правовых документах МВД России [2; 5; 6], в которых предлагается в процессе профессионального
образования основное внимание сосредотачивать на формировании у сотрудников нравственных установок, личной убежденности, ориентированных на верность Присяге, Конституции и законам Российской Федерации, соблюдение норм Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
Воспитательная работа в органах внутренних дел рассматривается как важнейшая составная часть государственной кадровой политики, а главной целью воспитательной работы является формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности [2].
Наряду с другими, к основным направлениям воспитательной работы с курсантами и слушателями в вузах МВД России относится патриотическое воспитание, под которым понимается развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина - патриота России, ответственного за судьбу страны [2]. Патриотическое воспитание - составная часть воинского, нравственного, эстетического и любого другого воспитания, так как патриотизм - одна из высших духовных ценностей, которая уходит корнями в историю, культуру, экономику и политику конкретного народа и государства.
Патриотизм, как личностное качество сотрудника, выступает не только как важнейшее моральное качество человека, имеющее огромное значение в его социальном и духовном развитии, но является одним из ключевых элементов его профессиональной компетентности. У человека формируется и укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за могущество и независимость державы. В личностном плане вырабатываются многие положительные качества, такие, как благородство, совесть, мужество, самопожертвование и т.д.
В современных условиях, когда государство обращается к ценностям российской духовности, чувству национальной гордости, патриотизму, как никогда возникает необходимость проведения активной воспитательной работы среди курсантов и слушателей вузов МВД России.
Общеизвестно, что в процессе жизнедеятельности у человека формируется патриотическое сознание, мужество и отвага, чувство верности традициям государства, гражданином которого он является. Все эти черты формируются укладом жизни в обществе, целенаправленной воспитательной работой. Эффективность процесса становления личности сотрудника органов внутренних дел -гражданина и патриота России, находится в прямой зависимости от качества и систематичности воспитательных воздействий на его сознание и чувства.
Основными задачами патриотического воспитания являются: а) изучение истории России; б) разъяснение необходимости решительной борьбы с преступностью, личной ответственности каждого сотрудника за порученное дело как исполнение его патриотического долга; в) пропаганда примеров мужества и героизма сотрудников, образцового исполнения служебного долга; г) изучение и пропаганда истории органов внутренних дел, своего коллектива, его служебного пути и на этой основе воспитание у сотрудников верности традициям органов внутренних дел, стремление их развивать и приумножать; д) обеспечение преемственности поколений, постоянная забота о ветеранах органов внутренних дел, семьях погибших сотрудников [7].
Основные направления и принципы патриотического воспитания в системе МВД определены Правительственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [1]. В ней учитываются достижения прошлого, современный опыт, проблемы и тенденции современного развития общества. Данная Программа определяет патриотическое воспитание как систематическую и планомерную деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Именно с патриотизмом в первую очередь связано формирование мировоззрения, мироотношения личности будущего офицера, все формы жизнедеятельности, все способы самореализации, т.к. патриотизм в воспитательном
процессе уже сам по себе является мобилизационно-побудительной силой, которая заключается в том, что любовь к Родине вдохновляет и побуждает сотрудников на достижение значимых успехов в служебной деятельности, особенно в экстремальных и опасных ситуациях служебно-профессиональной деятельности.
В современных условиях жизнедеятельности, среди сотрудников органов внутренних дел, патриотами по праву называют тех, кто не устраняется от активной созидательной деятельности, направленной на служение народу, обществу, Родине и реализуется в безукоризненном выполнении служебных задач по защите конституционных прав граждан, надлежащей охране общественного порядка и безопасности.
Таким образом, патриотическое воспитание курсантов и слушателей в вузах МВД России, являясь важной частью системы профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел, должно проходить на уровнях сознания, отношения и поведения (деятельности) через признание своим родным: языка, истории, традиций, культуры, национальной святости и доблести.
Важнейшей составной частью патриотического воспитания является выработка ценностно-нравственного отношения личности к Отечеству. Общество в целом и каждый человек в отдельности не могут существовать без определенной системы ценностей. Нравственное воспитание человека невозможно без нравственных идеалов, той модели, зафиксированной в его сознании, соответствовать которой он стремиться.
Патриотизм нельзя отнести исключительно к нравственным, политическим или иным ценностям. Являясь стержнем единства как материальнопрактической, так и духовной сторон общественной жизни, патриотизм концентрирует в себе многие ценности, жизненно важные для функционирования общества. По своему социально-нравственному содержанию патриотизм объективно призван способствовать единению людей. Как моральное явление, имеющее четко выраженный морально-психологический механизм, патриотизм предстает сугубо личностным образованием. Только благодаря патриотизму
сохраняются и передаются трудовые, воинские, иные традиции, осуществляется связь и преемственность поколений.
Основной смысл, сущность патриотического воспитания в органах внутренних дел заключается в том, чтобы сотрудник оформил свои собственные ценностные ориентации, соответствующие требованиям общества и задачам его профессиональной деятельности. Для этого необходимо создавать такие условия, чтобы действия и поступки, межличностные отношения давали необходимый духовный опыт, соответствующий общественному идеалу и требованиям служебной деятельности.
Научно-теоретические данные показывают, а педагогическая практика подтверждает, что к основным качествам, формируемым в процессе патриотического воспитания в вузах МВД России следует относить: деловые качества (компетентность, ответственность, трудолюбие, творчество, уверенность в своих силах, гибкость, настойчивость в достижении цели, продуктивность, практичность в оценке достигнутого и др.); качества, выражающие отношение к другому человеку (правдивость, тактичность, общительность, уважение чужого мнения, терпимость, сочувствие, милосердие и др.); волевые качества (решительность, выдержка, самоконтроль и др.); качества, выражающие отношение к социальному окружению (верность Родине, верность долгу и др.); качества, выражающие отношение к себе (самосовершенствование, гордость, независимость, скромность, бережливость, щедрость и др.).
Важным направлением в работе руководителей с сотрудниками органов внутренних дел является профессионально-нравственное, патриотическое воспитание, обеспечивающее формирование у сотрудников морально-деловых и психологических качеств, необходимых для эффективного выполнения служебного долга, повышения уровня культуры и развития личности.
Одним из важных методов управления патриотическим воспитанием сотрудников органов внутренних дел является метод формирования нравственных идеалов. Существует два пути формирования нравственных идеалов.
Первый путь - путь стихийных нравственных оценок окружающей действительности, поступков людей, событий. Он связан главным образом с функ-
ционированием общественного сознания и является коллективным, собирательным выражением нравственных отношений.
Второй путь возникновения нравственных идеалов - активное, сознательное, целенаправленное их формирование целым рядом социальных институтов. Очевидно этот путь можно рассматривать как метод управления процессом патриотического воспитания. Необходимость осознания сотрудниками смысла своей работы, адекватной самооценки результатов деятельности объективно побуждает использовать такие категории этики, как патриотизм, моральная ответственность, честь, гражданский и служебный долг, смелость, мужество, порядочность, высокий моральный дух, моральная устойчивость и т.д.
Для обеспечения высокой эффективности патриотического воспитания этот процесс не должен, и не может быть эпизодическим и «точечным». Процесс патриотического воспитания в вузе МВД России должен проникать во все формы и методы учебно-воспитательного процесса, обеспечивая системность и систематичность воспитательных воздействий с целью решения задач патриотического воспитания.
Исходя из понимания сущности патриотизма, его структуры, особенностей службы в органах внутренних дел и воспитания в вузах МВД России, можно подойти к проблеме патриотического воспитания в разных аспектах:
- через понимание эстетики службы в органах внутренних дел (воинские ритуалы, символы, музыка, песни, традиции, отражающие историческую память, связь поколений);
- через коллективное воспитание и воспитание служебного коллектива;
- через нравственные начала (воинский долг, честь, дисциплина);
- через понимание национальной культуры и ее постижения;
- через овладение культурой поведения, культурой речи и общения;
- через организацию учебно-воспитательного процесса и личность педагога, стоящего во главе этого процесса и т.д.;
- через развитие духовных ценностей личности средствами культуры и искусства.
Таким образом, лишь комплексное использование всего арсенала педагогических средств, методов и форм в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России обеспечивает высокую эффективность патриотического воспитания обучаемых, и в целом качество профессионального воспитания курсантов и слушателей.
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что патриотическое воспитание в вузах МВД России, являясь частью профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел несет нагрузку формирования и развития у сотрудников качеств, необходимых защитнику Отечества. Это означает осознание каждым личной ответственности за обеспечение безопасности Родины, за укрепление и поддержание на высоком уровне боеготовности; выдвижение в учебно-воспитательном процессе на передний план идеалов добра, дисциплины, честности, добросовестного отношения к служебным обязанностям, сочетаемые с творческой инициативой и активностью; эффективное выполнение требований Присяги, воинских уставов, обязанностей по службе; готовность на высоком уровне к мужественным и решительным действиям при выполнении служебно-профессиональных задач.
Библиографический список
1. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2006-2010 годы»: постановление правительства России № 422 от 11 июля 2005 г. [Электронный ресурс] - электрон. дан. - ГАРАНТ
- справочная правовая система. - 2008. - Режим доступа: http://www.garant.ru.
2. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: приказ МВД России № 120 от 01 февраля 2007 г. [Электронный ресурс] - электрон. дан. - ГАРАНТ - справочная правовая система. -2008. - Режим доступа: http://www.garant.ru.
3. Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 860 от 28 октября 2006 г. [Электронный ресурс] - электрон. дан. - ГАРАНТ - справочная правовая система. - 2008. - Режим доступа: http://www.garant.ru.
4. Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России № 1/5758 от 23 августа 2005 г. [Электронный ресурс] - электрон. дан. -
ГАРАНТ - справочная правовая система. - 2008. - Режим доступа: http://www.garant.ru.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года // Российская газета, № 86, 26.04.2005 [Электронный ресурс] - электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rg.ru.
6. Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании руководства МВД России 29 февраля 2008 года [Электронный ресурс] - электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rost.ru.
7. Юридическая педагогика [Текст] / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столя-ренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 526 с.
Bibliography
1. About the State Program «Patriotic Education of the Russian Citizens for the Period from 2006 to 2010»: Government’s Decree № 422 From 11 July, 2005. [Electronic Resource] - Electronic Data. - GARANT - Inquiry Legal System.-2008. -Mode of Access: http: // www.garant.ru.
2. About Complex Reforming of the Educational Work System in the Interior: Order of the Interior of Russia № 120 From 01 of February, 2007. [Electronic Resource] - Electronic Data. - GARANT - Inquiry Legal System.-2008. - Mode of Access: http: // www.garant.ru.
3. About Confirmation of Militia Officers Training Organization in Russia: Order of the Interior of Russia № 860 from 28 October, 2006. [Electronic Resource] -Electronic Data. - GARANT - Inquiry Legal System.-2008. - Mode of Access: http: // www.garant.ru.
4. The Appealing of the Minister of the Interior of Russia to Militia Officers № 1/5758 from August, 23, 2005. [Electronic Resource] - Electronic Data. - GARANT
- Inquiry Legal System.-2008. - Mode of Access: http: // www.garant.ru.
5. The Russian President’s Message to Federal Assembly from April, 25, 2005. // Russian Newspaper, № 86, 26.04.2005. [Electronic Resource] - Electronic Data. -GARANT - Inquiry Legal System.-2008. - Mode of Access: http: // www.rg.ru.
6. Stenography of the Russian Government’s Head Deputy Speech Dmitry Medvedev at the Interior Leadership Meeting in February, 29, 2008 [Electronic Resource] - Electronic Data. - GARANT - Inquiry Legal System.-2008. - Mode of Access: http: // www.rost.ru.
7. Law Education Theories [Text] / Edited by B.I. Kikot, A.M. Stolyarenko, -M.: UNITI - DANA, 2004. - 526 p.