2. Грызунов В. В., Грызунова И. В. Уязвимость поведенческого паттерна при стресс-индуцированных состояниях у студентов высших учебных заведений // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 5-й международной науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 31 января, 2014 г.) Махачкала: Издательство «Апробация», 2014. С. 231-232.
3. Олейник О. Ю., Коренкова Н. Е. Взаимосвязь уровня социально-психологической адаптированности с защитно-совладающим поведением студентов // Вестник Костромского государственного университета им Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2010. Т. 16. № 4. С. 196-201.
4. Салахутдинова Е. С. Педагогическое сопровождение адаптации студентов в учебной группе: Дис. канд. психол. наук. Кострома, 2014. 258 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ksu.edu.m/attachments/artide/846/Салахутдиноваo/o20диссертация.pdf/ (дата обращения: 13.09.2016).
5. Погодин И. А. Психологические и социальные детерминанты процесса адаптации [Текст] / И. А. Погодин // Адаптация личности в современном мире. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. Вып. 4. С. 16-26.
Patriotic education of students in the People's Republic of China's Universities Vasileva N. (People's Republic of China) Патриотическое воспитание студентов в вузах КНР Васильева Н. Б. (Китайская Народная Республика)
Васильева Наталья Борисовна / Vasileva Natalia - аспирант, факультет идейно-политического воспитания, юридическая школа, Харбинский педагогический университет, г. Харбин, Китайская Народная Республика
Аннотация: в статье рассмотрены место патриотизма в системе высшего образования КНР, сферы реализации патриотического воспитания студентов в вузах Китая. Abstract: in the article the patriotism place in the People's Republic of China's high education system, sphere of realization students' patriotic education in the People's Republic of China's are considered.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание студентов в КНР, патриотическое воспитание в Интернет-пространстве Китая, китайские государственные традиционные праздники.
Keywords: patriotism, student's patriotic education in the People's Republic of China, patriotic education in the Chinese Internet, Chinese traditional official public holidays.
DOI: 10.20861/2410-2873-2016-20-007
Патриотическое воспитание в Китае ведется в соответствии с принципами непрерывности и преемственности. Начиная с детского сада и школьной скамьи, процесс патриотического воспитания напрямую воздействует на каждого гражданина КНР посредством как явной, так и скрытой пропаганды.
Как и в России, в Китае огромное значение придается воспитанию гражданственной позиции, патриотизма и межнациональной терпимости. В основном правовом документе КНР - Конституции КНР (статье 24) говорится: «Государство выступает за общественную мораль, для которой характерна любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму, проводит в народе воспитание патриотизма, коллективизма и интернационализма, коммунизма, воспитание на основе диалектического и исторического материализма» [1].
В статье 53 Закона о высшем образовании КНР, вступившего в силу 1 января 1999 года, также рассматриваются обязанности студентов высшего образования по отношению к патриотизму, идеологии и нравственности: «Студенты должны соблюдать законы и правила, соблюдать нормы поведения и все правила системы управления учебного заведения, уважать учителей, усердно учиться, повышать уровень физической подготовки, воспитывать в себе патриотизм, коллективизм и социалистическую идеологию, усердно изучать марксизм, ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, обладать прекрасной идеологической нравственностью, обладать относительно высоким научным и культурным знанием и профессиональными навыками» [2].
Патриотизм имеет свою особенность, как социалистическая страна Китай продолжает идеи коллективизма, по всей стране продолжается изучение идеологии, основанной на теории социализма. В Законе об образовании также отдельно выделяется необходимость поддерживать и повышать здоровье, культурный и образовательный уровень студенчества.
Воспитание патриотизма студентов КНР реализуется в общественной (через воспитание в семье, во внешней среде обитания, в учебных заведениях, на улицах и через государственное влияние) и виртуальной (в сети Интернет) сферах жизни.
При воспитании патриотизма человека в общественной жизни особым образом выделяется патриотическое воспитание через воспитание в семье. Именно семейные ценности, привитые еще в детстве, являются необходимой основой и опорой для последующих знаний. Такие качества как уважение, любовь, сострадание, честность, порядочность, верность и преданность должны быть базисно заложены семьей на примере личных взаимоотношений, видоизменяясь и дополняясь соответственно возрасту. Только имея определенную базу, человек может начать формировать собственное мировоззрение, свое отношение к окружающим событиям и людям вне семьи.
Кроме того, общественным фактором становления патриотической культуры личности можно считать ее периодическое и долговременное нахождение во внешней среде обитания. Зачастую этой средой являются город, село или др. поселение людей. В каждом таком скоплении людей имеется централизованная система, нацеленная на агитацию патриотизма и привитие положительных качеств каждому индивиду, а именно - многочисленные плакаты и лозунги как отдельно стоящие в парках, центральных площадях, около исторических памятников, призывающие к различным социально значимым действиям, а также нацеленные на культурное обогащение граждан, так и на отдельных строящихся зданиях и внутри жилых микрорайонов.
Любой студент является высоко-социализированной личностью. Адаптационные периоды взаимодействия с обществом уже прошли в детском саду и школе, в Университетах же происходит развитие имеющихся социальных навыков и приобщение к новым.
В учебных заведениях Китая кроме плакатного воздействия на студентов осуществляется непосредственное влияние на обязательных уроках идейно -политического учения, данный предмет является обязательным для студентов всех факультетов и ступеней обучения (бакалавров, магистров и докторантов) за исключением иностранных студентов, обучающихся на курсах китайского языка (краткосрочных курсах и по программе «Бакалавриат»). Однако в программе «Бакалавриат» китайского языка предусмотрены ряд предметов, позволяющих изучить китайскую культуру и историю. Многие преподаватели стараются привить как китайским, так и иностранным студентам любовь к Китаю, помочь оценить богатство исторического и культурного наследия, понять отличия и сходства менталитета.
Государственные традиционные праздники в Китае являются одним из важнейших способов патриотического воспитания. С момента принятия и обнародования на 12 заседании Государственного совета КНР «Постановления о праздновании государственных праздников и памятных дат» от 23 декабря 1949 г., Праздник весны в Китае становится официальным праздником [3]. В 2007 году дни (весенних) поминок, праздник начала лета, праздник середины осени были назначены государственными праздничными и нерабочими днями. С момента осуществления системного подхода к
60
празднованию китайских традиционных праздников они заняли свое место в жизни общества. В 2008 году XVII съезд партии также подчеркнул необходимость укрепления международных культурных обменов, усиления влияния китайской культуры. Некоторые Университеты организовали лекции по культуре традиционных праздников, открыли предметы по выбору «Фольклорная культура» или «Культура праздников», приложили активные усилия по отношению к обучению культуре традиционных праздников [4, с. 221].
Традиционные праздники включают в себя богатое культурное содержание. Праздник весны, дни (весенних) поминок, праздник начала лета, праздник середины осени содержат множество красивых и древних легенд. Включают в себя накопленный за долгий период национальный характер, менталитет, убеждения, ценности, способы мышления, высокие принципы, интерес, имеют уникальную красоту и ценность.
Во время традиционных праздников, люди проводят традиционные праздничные мероприятия, соблюдают традиционные обычаи, носят праздничную одежду, едят праздничную еду, передают старинную культуру из поколения в поколение; это позволяет студентам через системное празднование традиционных праздников приобщиться к древней истории и культуре Китая, испытать гордость за богатое культурное наследие своей страны [5, с. 262].
Виртуальная жизнь для студентов всего мира стала ежедневной реальностью. Начиная с компьютеров и ноутбуков и заканчивая мобильными телефонами - практически все современные гаджеты имеют выход в Интернет.
Именно поэтому на сегодняшний день роль Интернет для современного общества невозможно переоценить. Кроме информационной, развлекательной, коммуникационной функций Интернета следует отдельно выделить его образовательную функцию. В сети Интернет, благодаря значительному развитию Интернет-технологий, также активно поддерживается воспитание патриотизма.
В декабре 2015 г. в Китае число пользователей Интернета достигло 688 млн, уровень проникновения Интернет 50,3%, масштаб пользователей мобильных телефонов достигло 620 миллионов человек [6]. Молодежь, как основная категория пользователей Интернета, ежедневно подвергается влиянию Интернета. В Пекине, еще в 2012 году был введен запрет на анонимные комментарии в Интернете [7]. Обусловлен данный запрет, прежде всего, политикой КНР в отношении образования. Государство является регулирующим органом между населением в сети Интернет, отслеживая и не позволяя проникать «тлетворной идеологии» в сознание граждан.
Интернет-пространство по патриотическому воспитанию студентов в Китае представлено несколькими крупными Интернет-проектами:
1. Крупнейшая в Китае поисковая система Baidu.com. Данная поисковая система в Китае создана в 2000 году по подобию крупнейших поисковых систем (Google, Yahoo и т. д.). Система с 2006 года имеет собственную онлайн энциклопедию - «Байдупедию» [8]. В поисковой системе Байду можно не только найти информацию, изображения и видео патриотической направленности, но и задать собственные вопросы, получив на них ответы от пользователей сети.
2. Международные и национальные мессенджеры. Наибольшей популярностью среди китайской молодежи пользуются китайские мессенджеры QQ и WeChat. Этими мессенджерами активно пользуются не только на территории КНР, но и по всему миру. По данным агентства Bloomberg, сервис QQ используют 843 миллиона человек (является мировым лидером), число пользователей мессенджера WeChat составило 600 миллионов человек (4 место в мировом рейтинге мессенджеров) [9]. Мессенджеры не только служат проводником социальной жизни, но и позволяют оперативно обмениваться информацией между студентами, между студентами и преподавателями, помогают усилить чувство коллективизма.
3. Социальные сообщества, форумы и блоги международного и национального формата. Среди основных Интернет-проектов данного направления следует выделить следующие:
1) общие международные и национальные Интернет-проекты, обсуждающие темы патриотического воспитания в группах и блогах (Facebook.com, Qzone.com, pengyou.com, weibo.com - аналог твиттер в Китае, renren.com и др.) [10];
2) тематические Интернет-проекты, посвященные патриотическому воспитанию. Среди них выделяются несколько Интернет-проектов. Портал «Китайского патриотического воспитания», портал «Дом патриота» и др.
Национальный крупномасштабный интегрированный портал «Китайское патриотическое воспитание» (сокр. Портал «Патриотизм») учрежден по инициативе и при поддержке китайских государственных лидеров, соответствующих государственных министерств и комиссий, создан при поддержке государственных органов при участии известных экспертов, ученых, предпринимателей из различных сфер деятельности, лидеров зарубежных китайских общин, утвержден в установленном порядке Государственным министерством [11].
Портал «Дом патриота» является самым характерным сайтом современности о патриотизме в Китае, посвященный теме развития духа патриотизма и революционного героизма, созданный для мгновенного и всестороннего освещения последних новостей политики, военного дела, науки и техники и образования [12].
Литература
1. Конституция Китайской Народной Республики, принята в 1982 г. с изм. От 2004 г. (перевод с кит. яз.). [Электронный ресурс]: Байдупедия. Режим доступа: http://baike.baidu. com/link?url=oaQmmaNl22 Sfg_ 1 aHn70FAWPHT_HLG_2RJpLMYyuFANCOo_R1A11 RUeD Fbzdg52WUcJFxcpUCw778igK_Sk9e_/ (дата обращения: 22.09.2016).
2. Закон о высшем образовании КНР, принят 29.08.1998 г. (перевод с кит. яз.). [Электронный ресурс]: Байдупедия. Режим доступа: http://baike.baidu.com/link?url=CJ59a O9pP_yB 3 hhzYCVaTxMuYa0ZHMg8y3 7vcbeXnmTHORAWyuJCxej IPyCdyw 1ZB19OYH_ bRWUkh37XbK/ (дата обращения: 01.09.2016).
3. Постановление о праздновании государственных праздников и памятных дат. [Электронный ресурс]: Байдупедия. Режим доступа: http://baike.baidu.com/link?url=bhS4m vCyApLf4I5yayevXsREY5AyivCeT0nkcHawfeUu5XZHkPZQ3NxPbzmGNbS_cV_mxVbGfJ uEKQFqru8dbUE9LCffmScTIEQeaG1rwpFExgbEWVoyt_o_a6pLyKm8bwT2jrRRmyeAY8q Tk7uDlPnzLQFcpBzGL8jfvTphX5wTD1f5gwnZXFPO4YyRGaYquq0JqGbrCKB 9Kv_/ (дата обращения: 23.09.2016).
4. Ван Личунь, Чжао Хун, Чжан Хонгян, Лун Жунся. Университеты осуществляют инновационное преподавание культуры традиционных праздников // журнал Чуаньшань, 2009. № 3. С. 221-224.
5. Чэнь Сяохуань. Исследование по усилению патриотического воспитания студентов на основе выдающейся китайской традиционной культуры // Вестник специального высшего учебного заведения г. Чифэн: издание по литературе, философии и общественным наукам, 2016. № 5. С. 262-264.
6. Китай побил рекорд проникновения интернета. [Электронный ресурс]: Hi-Tech Beta. Режим доступа: http://hi-tech.ua/kitay-pobil-rekord-proniknoveniya-interneta/ (дата обращения: 17.09.2016).
7. Бондаренко А. В Китае вводится запрет на анонимные комментарии в Интернете. [Электронный ресурс]: Центрально-азиатский информационный портал News Asia. Режим доступа: http://www.news-asia.ru/view/2656/ (дата обращения: 17.09.2016).
8. Кабанов Н. Китайская компания и поисковик — BAIDU (BIDU). Как много вы о ней знаете? [Электронный ресурс]: Victory investors. Режим доступа: http://www.victoryinvestors.com/kitajskaja-kompaniya-i-poiskovik-baidu/ (дата обращения: 17.09.2016).
9. Китайские мессенджеры лидируют в мировом рейтинге. [Электронный ресурс]: Internox. URL: http://www.internox.com/%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%
62
D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5o/oD0o^BDo^D0 %B4%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1o/o80 %D1%8B/ (дата обращения: 17.09.2016).
10. Осипов Н. 7 самых популярных социальных сетей в Китае. [Электронный ресурс]: «EnteI"CЫm открываем Китай для бизнеса». Режим доступа: http://enterchina.ru/2015/07/13/7-samyh-populyarnyh-socialnyh-setey-v-kitae/ (дата обращения: 25.09.2016).
11. О нас. [Электронный ресурс]: портал «Китайское патриотическое воспитание. Режим доступа: http://www.china-efe.org/efe/mdex/about/ (дата обращения: 25.09.2016).
12. О нас. [Электронный ресурс]: Портал «Дом патриота». Режим доступа: http://www.agzzj.com/aboutus.asp?id=58/ (дата обращения: 25.09.2016).
The usage of poems and songs in English language teaching Solovjeva S. (Russian Federation) Использование стихотворений и песен на уроках английского языка Соловьева С. Ю. (Российская Федерация)
Соловьева Серафима Юрьевна / Solovjeva Serafima - студент, кафедра английского языка, факультет иностранных языков, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
Аннотация: в статье анализируются способы организации учебного процесса со стихотворениями и песнями, а также на формирование каких навыков влияет работа с материалами подобного рода.
Abstract: the article analyzes what skills the work with poems and songs helps to develop and the ways to organize the study process with them.
Ключевые слова: фонетические навыки, ритмико-интонационные навыки, слухо-произносительные навыки, лексические навыки, активная лексика, пассивная лексика, база потенциального словаря, грамматические навыки, социокультурная компетенция, лимерик, аутентичность, методическая ценность.
Keywords: phonetic skills, rhythmic intonation skills, auditory articulation skills, lexical skills, active vocabulary, passive vocabulary, potential vocabulary, grammar skills, sociocultural competence, limerick, authentic, methodological value.
Знание иностранного языка, а тем более английского, который давно закрепил за собой статус одного из самых изучаемых языков в современном мире, является, несомненно, значимым преимуществом образованного, интеллигентного человека.
Но овладение английским языком, усвоение сложных грамматических правил и богатейшей лексики согласно фонетическим законам, которые нередко приводят учащихся в тупик от того, что правила чтения не всегда совпадают с правописанием - все это требует долгой и усердной работы. Возникает вопрос: как же мотивировать ученика общеобразовательной школы на усвоение того минимума, который предоставляют современные учебно-методические комплексы?
В методике существует множество способов, как можно «подсластить пилюлю» т.е. предоставить материал в наиболее интересной и простой для усвоения форме, не жертвуя при этом содержанием. Одним из таких способов являются стихотворения и песни на английском языке.
Формирование фонетических навыков при работе со стихотворениями и песнями.
Работа с песнями и озвученными стихотворениями помогает улучшить ритмико -интонационные и слухо-произносительные навыки. Это две большие группы произносительных навыков, от уровня владения которыми зависит то, насколько хорошо