••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017
4. Utrobina K. K. Zanimatel'naya fizkul'tura v detskom sadu dlya detey 5-7 let [Entertaining physical education! in thel kindergarten for the children of 5-7 years old]. Moscow, GNOM I D. Publ., 2003. 128 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Исмаилов Шарип Османович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра спортивных единоборств (СЕ), декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФФКиБЖ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ) Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru
Магомедов Магомед Газимагомедо-вич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра физического воспитания (ФВ), ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru
Абдулбасиров Гасан Далгатович, ассистент, ФВ, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru
5. Shamarina E. V. Obuchenie detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya [Education of the children with mental retardation]. Moscow, GNOM I D. Publ., 2007. 80 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Sharip O. Ismailov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Combat Sports (CS), dean of the faculty of Physical Training and Life Safety (PTLS), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru
Magomed G. Magomedov, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Physical Education (PE), PTLS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: m.m.g.1986@mail.ru
Gasan D. Abdulbasirov, assistant lecturer, PE, PTLS, DSPU, Makhachkala, Russia; email: m.m.g.1986@mail.ru
Принята в печать 11.07.2017 г. Received 11.07.2017.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37
Патриотическое воспитание современной молодежи
как фактор обеспечения национальной безопасности России
© 2017 Магаррамов М. Д. 1 2, Багандов М. Г. 2, Курбанов М. А. 3
1 Региональный центр этнополитических исследований, Дагестанский научный центр, Российская академия наук Махачкала, Россия; e-mail: rcidncran@mail.ru 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com
РЕЗЮМЕ. Цель. Доказать, что патриотическое воспитание современной российской молодежи является одним из главных аспектов обеспечения общенациональной безопасности нашей страны. Методы. Анализ патриотического воспитания подрастающего поколения сквозь призму обеспечения общенациональной безопасности современной России. В качестве основных методов были использованы диалектические принципы и подходы, а также основные формы правильного мышления. Результат. Опредмечены основные сферы жизни современного российского общества с их преломлением к проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения в консонансном единстве с процессом обеспечения общенациональной безопасности. Вывод. Результативность патриотического воспитания современной российской молодежи и один из аспектов гарантированного обеспечения общенациональной безопасности страны требуют коренного, сущностного обновления основных сфер жизнедеятельности современного российского общества.
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Ключевые слова: патриотическое воспитание, общенациональная безопасность, основные сферы жизнедеятельности, современное российское общество, диалектическая взаимосвязь, основные субъекты, обеспечение процесса патриотического воспитания молодежи.
Формат цитирования: Магаррамов М. Д., Багандов М. Г., Курбанов М. А. Патриотическое воспитание современной молодежи как фактор обеспечения национальной безопасности России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 78-82.
Patriotic Education of Modern Youth as a Factor of Ensuring the Russian National Security
© 2017 Magarram D. Magarramov 1 2, Magomed G. Bagandov 2,
Makhach A. Kurbanov 3
1 Regional Centre of Ethno-Political Researches, Dagestan Scientific Centre, Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia; e-mail: rcidncran@mail.ru Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com
ABSTRACT. The aim of the article is to prove that modern youth's patriotic education is one of the main aspect of the national security protection of our country. Methods. Analysis of modern youth's patriotic education through the lens of the national security protection of modern Russia. The main methods are dialectical principles and approaches and the basic forms of correct thinking. Results. The basic life spheres of modern Russian society with deflection to the problem of younger generation's patriotic education in the consonant unity with the process of the national security protection are concretized. Conclusion. The effectiveness of modern Russian youth's patriotic education and one of the aspect of the guaranteed national security protection demand of revolutionary, essential renovation of the modern Russian society's basic life spheres.
Keywords: patriotic education, national security, basic life spheres, modern Russian society, dialectic interrelation, basic subjects, guarantee the process of youth's patriotic education.
For citation: Magarramov M. D., Bagandov M. G., Kurbanov M. A. Patriotic Education of Modern Youth as a Factor of Ensuring the Russian National Security. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 78-82. (In Russian)
Введение
В нынешних условиях вопрос патриотического воспитания является одним из актуальнейших. Вместе с тем проблема обеспечения общенациональной безопасности нашей страны также является особенно важной, поскольку на международной арене существуют силы, желающие обескровить нашу Родину, сделать ее слабой, зависимой, послушной и находящейся под внешним управлением. Этого нельзя допустить по той простой причине, что с момента образования нашего государства находились внешние силы, которые желали покорить его и превратить народы, живущие в нем, в рабов. Ни один россиянин, имеющий мало-мальски патриотические чувства, не согласится с этим.
Династии Рюриковичей, Гедиминовичей и Романовых, советская власть и власть
постсоветской России обеспечивали и обеспечивают суверенитет и территориальную целостность нашего государства. Так должно быть всегда! И это тот случай, когда власть и народ едины в решимости отстоять независимость, территориальную целостность нашего многонационального государства, опираясь на свою многовековую историю.
Сегодня США и их союзники по НАТО близко подошли к границам России, систематически проводят военные учения в Прибалтике, на Дальнем Востоке. Под видом ядерной угрозы со стороны Северной Кореи установили на территории Южной Кореи ракетные комплексы двойного назначения, имеющие оборонительный и наступательный потенциал, могущие нести ядерные заряды. Используя украинскую карту, дестабилизируют обстановку на территориях Донецкой и Луганской Рес-
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL Уо!. 11. N0. 4. 2017
публик, российско-украинской границе, организовывают и проводят провокации в Республике Крым.
У нашего государства достаточно много рычагов обеспечения собственной безопасности. И одним из них, на наш взгляд, является патриотическое воспитание современной молодежи.
Цель и метод исследования.
Основная цель, которая нами ставилась перед написанием настоящего исследования, заключалась в том, чтобы провести анализ патриотического воспитания подрастающего поколения сквозь призму обеспечения общенациональной безопасности современной России, эксплицируя эти процессы к основным сферам жизнедеятельности современного российского общества.
В качестве основных методов нами были использованы принципы и подходы социальной диалектики, а также основные формы правильного мышления.
Периодизация материала
Нами в рамках настоящего исследования подвергается анализу современный период развития российского общества. Начнем с того, что к большому сожалению, после распада единого и многонационального государства - Советского Союза, тема патриотического воспитания подрастающего поколения, с подачи псевдодемократов и части либеральной интеллигенции стала неактуальной, не требующей научной разработки и научного осмысления.
Благо, с приходом к руководству высшей политической власти современной России В. В. Путина, Д. А. Медведева и вновь В. В. Путина тема патриотического воспитания современной российской молодежи стала оправданно востребованной, актуальной и требующей дальнейшего научного осмысления [1].
Целью таких научных разработок должна быть не простая констатация фактов, а экстраполяция на тандем патриотического воспитания во благо обеспечения общенациональной безопасности. Именно такая постановка вопроса и в целом проблемы, являются прагматически оправданными и отвечающими интересам общества и государства. Такую работу, как правило, проводят ученые-гуманитарии. И в этой связи, немного отступая от опредмеченной темы, следует подчеркнуть, что крен управленческой мысли в стране, занимающейся распределением финансовых ресурсов на нужды науки в сторону большего и достаточного финансирования исследова-
ний в области технических наук, является неоправданным и заслуживающим корректировки. Ведь нужно согласиться с умозаключением, что патриотическое воспитание современной российской молодежи является одним из ключевых сегментов обеспечения общенациональной безопасности. Поскольку никакую безопасность в любой стране невозможно обеспечить без людей, любящих свою Родину и Отечество. А любовь к Отечеству нужно прививать гражданам с самых ранних лет и до того возраста, когда мы можем утверждать, что личность сформировалась. Эта работа включает в себя титанические усилия педагогов в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), средних, средне-специальных и высших учебных заведениях страны. Поэтому нужно финансово патронировать со стороны государства те субъекты, которые занимаются воспитательной и образовательной деятельностью.
Представляется, что эффективная работа по патриотическому воспитанию молодежи требует совершенствования и обновления всех основных сфер жизнедеятельности общества. Точнее - синкретичное, консо-нансное обновление указанных сфер является неотъемлемым условием обновления работы по патриотическому воспитанию и в конечном счете предопределяет ее результат.
Лаконично остановимся на указанных сферах.
Экономическая сфера. Ее основы - производительные силы и производственные отношения. Средства современного производства, достижения науки и техники, ноу-хау, венчурные технологии должны стать локомотивом современного российского производства. Отделы НИОКР (научно-исследовательские и опытно-
конструкторские разработки), вырабатывающие такие технологии, должны быть востребованы на современном производстве, внедряться в него. В то же самое время должна быть подготовлена адекватная рабочая сила, способная пользоваться этими технологиями.
Производственные отношения, ее две основы - социально-экономическая и организационно-экономическая и в конечном счете хозяйственный механизм всей страны нуждается в постоянном систематическом обновлении с учетом реального состояния отношений собственности и процессов организации, технологий производства, информации о состоянии, об-
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
новлении и конечного результата, полученного от таких производств.
Одним словом, при проведении указанной работы в экономической сфере будет возможен рост валового внутреннего продукта (ВВП) страны, который в конечном счете позволит увеличить финансирование соответствующих мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, проводимых социальными институтами воспитания и образования. Только в благополучном обществе можно проводить мероприятия по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с надеждой получения ожидаемого конечного результата -резкого увеличения числа молодых сограждан, имеющих патриотический настрой и чувства. Такое состояние мышления, когда любовь к Родине будет для них не каким-то пустым звуком, а внутренним убеждением, порывом, частью их совести - светильником человеческой души.
Политическая сфера. Известно, что эта сфера включает в себя такую политическую систему общества, как совокупность властно-политических институтов. Сегодня эти институты нацелены, помимо прочей работы, на осуществление деятельности по патриотическому воспитанию. Есть общероссийская программа по патриотическому воспитанию молодежи. В регионах также приняты аналогичные правовые документы, позволяющие оптимизировать и совершенствовать эту работу. Понятно, что реализация всех названных программ также требует соответствующего финансирования. Это еще раз доказывает, что существует тесная диалектическая связь не только между экономической и политической сферами жизнедеятельности общества, но и между другими.
Такие элементы политической системы, как политические партии, их молодежные отделения, общественные движения и религиозные организации также не должны быть безучастными в работе по патриотическому воспитанию молодежи. Образно говоря, подрастающее поколение представляет собой то тесто, из которого можно изготовить любой пирог. А формы и конфигурации этого пирога есть разнообразные формы и методы проведения патриотической, воспитательной работы с нашей молодежью. Лидеры указанных субъектов политической системы могут и должны возглавить эту работу. Безусловно, у них самих должна быть соответствующая психолого-педагогическая подготовка, чтобы у проводимой ими работы была научная основа,
ориентированная на привитие молодежи любви и уважения к Отечеству, готовности за него отдать жизнь. Задача не из легких, но именно систематическая и целенаправленная психолого-педагогическая работа указанных субъектов политического процесса, ориентированная на патриотическое воспитание, в конечном итоге даст ожидаемый значительной частью российского общества положительный результат.
Социальная сфера. Существующие в нашей стране социальные страты в большей или меньшей степени включены в работу по патриотическому воспитанию российской молодежи. Очевидно, что это удел российской интеллигенции и прежде всего воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей средних и средне-специальных учебных заведений, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. В эту работу также вовлечены, как уже было отмечено немного ранее, представители религиозных организаций, молодежных ячеек политических партий, общественных движений и некоторых других.
К большому сожалению, у нас в стране более 20-ти миллионов людей находятся за чертой бедности, и в таких условиях не совсем понятно, как можно оптимизировать работу по патриотическому воспитанию современной молодежи. В связи с этим уместно вспомнить высказывание одного из известных ученых позапрошлого столетия о том, что общественное бытие определяет общественное сознание и общественное сознание определяет общественное бытие. По этой причине мы немного ранее говорили о необходимости коренным образом модернизировать экономическую сферу общества с прицелом не только увеличить финансирование мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, но и снизить число тех граждан, потенциальных правонарушителей, находящихся у нас в стране за чертой бедности.
Духовно-нравственная сфера. Основными социальными институтами, прививающими нашим гражданам идеалы высокой духовности, включая идеалы патриотизма, являются институты воспитания и образования, а также властно-политические институты.
Представляется, что в программах средних общеобразовательных школ, средне-специальных и высших учебных заведений необходимо не уменьшать (как это происходит в последнее время), а резко увеличить количество аудиторных часов, ориен-
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017
тированных на постижение учениками основ отечественной истории и культуры, на спецкурсы по патриотическому и интернациональному воспитанию молодежи. Необходимо вернуться к советской, хорошо забытой практике преподавания в старших классах основ начальной военной подготовки, создать, а затем вести обучение на военных кафедрах при высших учебных заведениях. Это тот минимум, при отсутствии которого можно считать, что работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения у нас в стране находится в запущенном состоянии.
Заключение
Завершая исследование, подчеркнем, что повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию современной
1. Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности // Материалы третьей всероссийской научно-
1. Education of Russian patriotism, peoples' friendship, citizenship. Materialy tret'ey vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 25-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Магаррамов Магаррам Джабраило-вич, доктор философских наук, профессор, кафедра правоведения и прав человека (ППЧ), факультет права, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); ведущий научный сотрудник, Региональный центр этнополитиче-ских исследований (РЦЭИ), Дагестанский научный центр (ДНЦ), Российская академия наук (РАН), Махачкала, Россия; email: rcidncran@mail.ru
Багандов Магомед Газилабагандович, старший преподаватель, кафедра правоведения и прав человека, факультет права, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com
Курбанов Махач Ахмедович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра ППЧ, декан факультета права, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com
российской молодежи есть вопрос повышения эффективности мероприятий по обеспечению общенациональной безопасности нашей страны. Ведь очевидно, что проведение такой работы требует системного изменения всего облика основных сфер жизни современного российского общества в лучшую и более совершенную сторону. Это значит, что чем страна богаче, тем эффективнее работают и функционируют все остальные сферы жизни общества. Тем эффективнее и результативнее может проводиться работа по патриотическому воспитанию современной российской молодежи, и тем эффективнее будет осуществляться процесс обеспечения общенациональной безопасности нашей страны.
практической конференции, 25-26 ноября, 2003. М., 2007. 423 с.
26 noyabrya, 2003 [Proceedings of 3d all-Russian scientific-practical conference (25-26 November 2003)]. Moscow, 2007. 423 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Magarram D. Magarramov, Doctor of Philosophy, professor, the chair of Law and Human Rights (LHR), Dagestan State Pedagogical University (DSPU); leading researcher, Regional Center of Ethno-Political Studies (RCEPS), Dagestan Scientific Center (DSC), Russian Academy of Sciences (RAS), Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com
Magomed G. Bagandov, senior lecturer, LHR, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com
Makhach A. Kurbanov, Ph. D. (Economy), assistant professor, LHR, the dean of the faculty of Law, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com
Литература
References
Принята в печать 11.07.2017 г.
Received 11.07.2017.