es
rules, principles and hypothesis]. Moscow, Rossi-ya Molodaya Publ., 1994. 367 p.
5. Simonova L. P. Ekologicheskoe obra-zovanie v nachal'noy shkole [Ecological education in primary school]. Moscow, Akademiya Publ. 2012.160 p.
6. Smirnova E. O. The game in modern preschool education. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. [Psychological science and education]. 2013. No. 3. Pp. 92-97.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Кярова Галина Анатольевна, младший научный сотрудник лаборатории горного природопользования, Институт экологии горных территорий им. А. К. Темботова (ИЭГТ им. А. К. Темботова), Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук (КБНЦ РАН), Нальчик, Россия; e-mail: gkiarova@mail.ru
Темботова Фатимат Асланбиевна, доктор биологоических наук, профессор, директор ИЭГТ им. А. К. Темботова, КБНЦ РАН, член-корреспондент РАН, Нальчик, Россия; e-mail: gkiarova@mail.ru.
Принята в печать 28.08.2016 г.
7. Smirnova E. O., Ryabkova I. A. Psychological peculiarities of modern preschoolers' game activity. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 2013. No. 2. Pp. 15-24.
8. Solomennikova O. A. Oznakomlenie s pri-rodoy. Sistema raboty v sredney gruppe detskogo sada [Acquaintance with nature. Work system in the middle group of the kindergarten]. Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2012. 96 p.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Galina A. Kyarova, junior researcher, the laboratory of mining and environmental management, A. K. Tembotov Institute of Ecology of Mountain Territories (A. K. Tembotov IEMT), Kabardino-Balkarian Scientific Centre of Russian Academy of Sciences (KBSC RAS), Nalchik, Russia; e-mail: gkiarova@mail.ru.
Fatimat A. Tembotova, Doctor of Biology, professor, director of the A. K. Tembotov IEMT, KBSC of RAS, corresponding member of the RAS, Nalchik, Russia; e-mail: gkia-rova@mail.ru.
Received 28.08.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 30 / UDC 30
Достоинства и недостатки современного образовательного процесса и актуализация патриотического воспитания современной молодёжи
©2016 Магаррамов М. Д.1- 2, Багандов М. Г.2, Курбанов М. А.2
1 Региональный центр этнополитических исследований, Дагестанский научный центр, Российская академия наук, Махачкала, Россия; e-mail: rcidncran@mail.ru 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@gmail.com
РЕЗЮМЕ. Цель. Провести анализ некоторых аспектов современного образовательного процесса в консонансном единстве с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием современной молодёжи. Методы. В качестве основного метода авторами избраны диалектические принципы и подходы, а также основные формы правильного мышления. Результаты. Предложена концепция обеспечения синкретичного единства современного образовательного процесса с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием современной молодежи. Выводы. Сформулированные авторами обобщающие выводы и предложения могут оптимизировать современный образовательный процесс в гармоничном единстве с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием.
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016
Ключевые слова: современный образовательный процесс, закон «Об образовании», нормативно-правовые акты в сфере образования, Болонский процесс, дистанционная форма получения высшего образования, тестирование, опрос, фронтальный опрос, коллоквиум, патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание.
Формат цитирования: Магаррамов М. Д., Багандов М. Г., Курбанов М. А. Достоинства и недостатки современного образовательного процесса и актуализация патриотического воспитания современной молодёжи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 69-74.
Advantages and Disadvantages of the Modern Educational Process and Updating of Patriotic
Education of the Modern Youth
©2016 Magarram D. Magarramov1 2, Magomed G. Bagandov2,
Makhach A. Kurbanov2
1 Regional Centre of Ethno-Political Researches, Dagestan Scientific Centre, Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia; e-mail: rcidncran@mail.ru 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com
ABSTRACT. Aim. To analyze some aspects of the modern educational process in consonance unity with patriotic and military-patriotic education of the modern youth. Methods. Dialectical principles and approaches, as well as the main form of right thinking. Results. The authors suggest the concept of providing syncretic unity of modern educational process with patriotic and military-patriotic education of the modern youth. Conclusion. The authors' summarizing conclusions and suggestions can optimize modern educational process in a harmonious unity with patriotic and military-patriotic education.
Keywords: modern educational process, Law "On education", regulations in the field of education, Bo-lonsky process, remote form of higher education, testing, survey, poll front, colloquium, patriotic education, military-patriotic education.
For citation: Magarramov M. D., Bagandov M. G., Kurbanov M. A. Advantages and Disadvantages of the Modern Educational Process and Updating of Patriotic Education of the Modern Youth. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 69-74. (In Russian)
Введение
Из названия публикации становится очевидной амбивалентная, дихотомичная и двойственная природа обозначенного вопроса. Она состоит, во-первых, в необходимости выявления некоторых тенденций современного образовательного процесса, формулирования его дефиниций. Во-вторых, в определении места и роли патриотического воспитания современной молодёжи в рамках образовательного процесса. В этом состоит суть обозначенной проблемы, методология анализа, дальнейшее её содержание и актуальность в свете модернизации современного российского общества и государства.
Цель и метод исследования
Основная цель, которая была поставлена авторами настоящего исследования, состоит в необходимости провести системный анализ особенностей современного образовательного процесса в необходимости выявления позитивных и негативных тенденций в нём, а также в актуализации идеи патриотического и военно-патриотического воспитания современной молодёжи в рамках системы среднего и высшего образования современной России.
Методология анализа опредмеченной проблемы вытекает из принципов и подходов социальной диалектики, связана с широким применением известных в педа-
гогике и психологии форм правильного мышления.
Периодизация материала
Начнём с того, что образовательный процесс в современной России, как и в былые времена, направлен на достижение триединой задачи. Его суть состоит в ориентации педагогами учеников на выработку у них знаний умений и навыков по учебным дисциплинам, предусмотренным Государственными образовательными стандартами второго и третьего поколения для средней общеобразовательной и высшей школы соответственно. Что же понимается под современным образовательным процессом? Под ним в контексте опредме-ченной проблемы понимается целенаправленная деятельность государственных, муниципальных, частных образовательных учреждений, ориентированная на привитие учащимся, студентам и аспирантам научных знаний естественно-научного, гуманитарного и социально-экономического характера. То есть знаний естественнонаучного цикла, об обществе, законах его становления, развития и функционирования. Об экономике, хозяйственном механизме, политике и политической системе, праве и правовой системе, культуре и высокой духовности. Как известно этими знаниями, их системной связью, взаимовлиянием и дополнением друг друга во многом детерминирован процесс эффективного развития общества и государства, ибо как указал В. В. Путин в одном из своих выступлений «главной валютой XXI века являются знания». И, действительно, знания являются генератором инновационных, венчурных идей, предопределяющих конечную судьбу научно-технического прогресса, системного, прогрессивного обновления всех сфер общественной жизни, локомотивом, вытягивающим общество и государство на ранее неизведанные и недостижимые высоты. Именно знания в конечном итоге предопределяют имидж российского государства, его развитость среди акторов (участников) общемировой системы хозяйствования.
Современная общероссийская образовательная концепция реализовывается посредством федерального закона «Об образовании» и других нормативно-правовых актов, издаваемыми во исполнение положений этого закона соответствующими управомоченными субъектами.
Позитив этой концепции состоит в том, что высшей образовательной максимой, достигаемой усилиями педагогов в ходе осуществления образовательного процесса, становится компетентностный подход. И в самом деле, непонятно, как можно в стране заниматься образовательной деятельностью и при этом на выходе получать неграмотного, некомпетентного выпускника средней общеобразовательной школы, средне-специального и высшего учебного заведения. Для недопущения развития событий в таком русле Министерством образования и науки Российской Федерации приняты соответствующие подзаконные акты, ориентирующие руководителей образовательных учреждений всех звеньев системы образования, на составление программ образовательного процесса с упором на формирование у обучающихся общих и специальных компетенций с соответствующими уровнями.
Такая работа проводилась и проводится. Вместе с тем, указанная концепция, в силу ориентированности ряда её постулатов на так называемую Болонскую систему, имеет и целый ряд недостатков. А именно: вряд ли стоит поддерживать и претворять в жизнь дистанционную форму получения образования по той простой причине, что это система, во-первых, по живому «режет» необходимую связь между учеником и педагогом; во-вторых, форма контроля педагогов за наличием или отсутствием знаний у своих реципиентов приобретает окрас пустой формальности, ибо во многих случаях контрольные и иные работы за учеников, получающих образование по дистанционной форме, выполняют совсем другие субъекты и в ряде случаев за определённую мзду. В результате документы о высшем образовании выдаются неучам, людям функционально неграмотным, которые со временем устраиваются на работу и при таком развитии событий остаётся без ответа вопрос о том, какая будет результативность от их работы, скажем, в качестве учителя школы, воспитателя в детском саду или работника органов государственной власти и управления...?
А теперь о нюансах, связанных с формами контроля за наличием или отсутствием знаний у обучающихся. Речь идёт о тестировании - широко распространённой форме во всех звеньях образования. Это форма, как известно, в своей основе содер-
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL Уо!. 10. N0. 4. 2016
жит к каждому вопросу несколько вариантов ответов, один или несколько из которых могут оказаться верными. То есть методом «тыка», волей случая ученики начинают отгадывать верный ответ. Это настолько примитивно, что не способствует глубокому формированию у учащихся знаний, навыков и умений по любой учебной дисциплине. При дальнейшем генерировании тестирования в учебном процессе и при возведении этой формы в абсолют в ущерб другим формам (коллоквиум, индивидуальный и фронтальный опрос, контрольные работы, перфокарты, сигнальные карточки) конечная судьба учебного процесса и выпускников учебных заведений может оказаться весьма нерезультативной и далеко неуспешной. Нет! Речь не идёт вообще об отказе от тестирования, но превращать его в некий непререкаемый абсолют, находящийся вне зоны критики, было бы некорректным, неоправданным и неверным. Тестирование может иметь место только как одна из форм контроля, но никак в качестве основной и решающей.
Теперь о втором аспекте нашей публикации и, как уже известно, он связан с патриотическим воспитанием подрастающего поколения в рамках образовательного процесса. Об отдельных аспектах рассматриваемой проблемы мы писали в своих публикациях немного ранее. [1]
Если лаконично обратиться к истории вопроса, то станет понятным, что уже в эпоху «Перестройки» тема патриотического воспитания молодёжи стала как бы неактуальной и незначимой. Объявили о конце холодной войны. Бывшие потенциальные враги Советского Союза неоправданно были перечислены в ряд «друзей». Такая политика последовательно проводилась администрацией бывшего Президента РФ Б. Н. Ельцина. И только лишь с приходом к власти В. В. Путина, Д. А. Медведева и вновь В. В. Путина высшая политическая элита глубоко осознала, что в стране работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения должна быть главной и решающей. И это вполне понятно. Последние события на мировой арене, связанные с работой воздушно-космических сил (ВКС) России в Сирии, антироссийские экономические и политические санкции, введённые США и их европейскими союзниками, открыто враждебная политика Польши, прибалтийских государств, Укра-
ины, а также Турции являются очевидными свидетельствами необходимости активизации патриотического воспитания молодёжи в рамках общеобразовательных, средне-специальных и высших учебных заведений.
Конкретно содержание этой работы должно включать в себя акцентирование педагогами внимания учеников на уроках истории Отечества, на события разных исторических эпох нашей Родины, связанных с вероломными нападениями внешних агрессоров, имевших своей целью завоевание и покорение соотечественников с целью их порабощения и эксплуатации и, что ещё хуже, полного уничтожения.
Вместе с тем, практика героизации персонажей из числа молодёжи, мужественно погибших, защищая нашу Родину от врагов, имевшая место быть в советское время, должна быть воссоздана и продолжена. Ведь некоторые либеральные журналисты постсоветской эпохи ставили в своих газетных статьях под сомнение героические подвиги молодогвардейцев, Александра Матросова, 26-героев Панфиловцев и многих других. Необходимо все шире и глубже пропагандировать подвиги героев-афганцев. Вовлекать воинов-интернационалистов в работу по патриотическому и интернациональному воспитанию подрастающего поколения. Одним словом, героизм, подвиг, мужество должны стать образцами поведения молодёжи, нравственным велением их души, составной частью их сознания.
Мы не ошибёмся, если скажем, что нет ничего страшного в идее возрождения и воссоздания пионерских и комсомольских организаций на новой идеологической основе, прогрессивных форм и методов их работы по патриотическому и интернациональному воспитанию современной молодёжи. Ведь в постсоветское время получилось так, что мы с водой выплеснули и ребёнка. Не учли позитивный, жизнеутверждающий запал этих организаций. Взяли просто все подвергли сомнению и предали анафеме. В результате образовался идейный, духовный и нравственный вакуум, заполненный разными сюжетами американских и западных кинокартин, тема и идея которых во многом основаны на жестокости, насилии, пропаганде порнографии, наркомании и самого отвратительного, что есть на этом свете.
В результате в массовом общественном сознании современной молодёжи вместо
идеи патриотизма довлеет идея космополитизма. То есть, при выборе места жительства ориентир берётся, не опираясь на понятие «Родина», а из ложной посылки «моя Родина там, где мне хорошо». В результате размылись грани между понятиями «Родина» и заграница. А духовный, патриотический стержень души молодежи во многом оказался размытым, потерянным и нынешняя работа по патриотическому воспитанию, её результативность окажутся недостаточно эффективным.
Формой проявления патриотического воспитания молодёжи является военно-патриотическое воспитание [2]. В былые советские времена, учащиеся старших классов проходили азы начальной военной подготовки. В постсоветское время от такой практики в силу уже изложенных нами причин отказались. И зря, поскольку нынешняя молодёжь, в случае их призыва по всеобщей мобилизации, вообще не способна ни к чему, то есть не владеет элементарными навыками по владению стрелковым, автоматическим оружием. Значительная их часть по известным причинам вообще не призывается на действительную военную службу. При таком исходе дела у значительной части современной молодёжи не будет знаний, умений и навыков по начальной военной подготовке.
Другой срез этой проблемы связан с подготовкой студентов высших учебных заведений к военной подготовке в рамках военных кафедр. Опять-таки в постсоветское время от подготовки офицерских кадров в рамках военных кафедр частично отказались путём сокращения значительного количества военных кафедр. Это объяснялось отсутствием финансовых средств на эти цели в федеральном бюджете. Благо, с приходом к руководству в военном мини-
1. Магаррамов М. Д., Багандов М. Г. Патриотическое воспитание молодёжи в рамках общеобразовательной школы // Этнокультурное измерение общедагестанского единства: историческая традиция и вызовы современности / Материалы республиканской научной конфе-
1. Magarramov M. D., Bagandоv M. G. Patriotic education of youth within the framework of a comprehensive school. Etnokul'turnoe izmerenie obshchedagestanskogo edinstva: istoricheskaya traditsiya i vyzovy sovremennosti. Materialy
стерстве С. К. Шойгу к идее подготовки студентов в военных кафедрах вновь вернулись. В ряде вузов начали вести их военную подготовку. Но, тем не менее, количество военных кафедр по сравнению с числом вузов остается недостаточным. Стало быть, значительная часть студентов не получат военную подготовку, страна же, в случае необходимости отразить агрессию врагов, не будет иметь в запасе достаточное количество военных специалистов. Это не тривиальный вопрос, а проблема обеспечения общегосударственной безопасности.
Выводы
Подытоживая сказанное, отметим, в современном образовательном процессе важно руководствоваться нормами действующих нормативно-правовых актов. Вместе с тем, те новеллы, которые введены в действие этими актами, должны удовлетворять потребности страны в подготовке и выпуске грамотных, знающих своё дело, компетентных специалистов. Это веление времени. Вместе с тем образовательный процесс должен проходить в синкретичном единстве с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием современной молодёжи.
Именно единство образования и воспитания являются краеугольными камнями современной российской педагогики, дидактики, как составной её части. Претворяя в жизнь эту максиму, мы обречены на успех в деле совершенствования современного образовательного процесса, активизации военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Это то, что необходимо в условиях формирования в современной России основ развитого правового государства и адекватного ему гражданского общества.
ренции, посвященной 2000-летию г. Дербента. 2015, Махачкала. С. 533-538.
2. Магаррамов М. Д., Багандов М. Г. Патриотическое воспитание в современной школе: идея, реалии и будущее // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2011. №
respublikanskoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 2000-letiyu g. Derbenta [Ethnic and cultural dimension of the unity of common Dagestan: historical tradition and the challenges of the modernity. Proceedings of republican scien-
Литература
135. С. 17-23.
References
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016
tific conference dedicated to the 2000th anniversary of the city of Derbent]. 2015. Pp. 533-538.
2. Magarramov M. D., Bagandov M. G. Patriotic education in modern school: the idea, the reality
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Магаррамов Магаррам Джабраилович,
доктор философских наук, профессор кафедры правоведения и прав человека (ППЧ), факультет права, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); ведущий научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований (РЦЭИ) Дагестанского научного центра Российской академии наук (ДНЦ РАН), Махачкала, Россия; e-mail: rcidncran @mail.ru
Багандов Магомед Газилабагандович,
старший преподаватель кафедры ППЧ, факультет права, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: m.magarram@gmail.com
Курбанов Махач Ахмедович, кандидат экономических наук, доцент кафедры ППЧ, декан факультета права, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: m.magarram@ gmail.com
Принята в печать 21.09.2016 г.
and the future. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitamogo universiteta [Proceedings of the Moscow Humanitarian University]. 2011. No 135. Pp. 17-23.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Magarram D. Magarramov, Doctor of Philosophy, professor, the chair of Law and Human Rights (LHR), the faculty of Law, Dagestan State Pedagogical University (DSPU); leading researcher, Regional Center of Ethno-Political Studies (RTSEI), Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (DSC of RAS), Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com
Magomed G. Bagandov, senior lecturer, the chair of LHR, the faculty of Law, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@ gmail.com
Makhach A. Kurbanov, Ph. D. (Economy), assistant professor, the chair of LHR, the dean of the faculty of Law, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: m.magarram@gmail.com
Received 21.09.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 372. 851 / UDC 372. 851
Задания творческого характера как средство формирования логических универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах
©2016 Магомеддибирова З. А., Магомедов Н. Г., Омарова А. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: fnkdgpu@mail.ru, nasrudin.magomedov@mail.ru, omarovaabidat@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. Доказать целесообразность использования заданий творческого характера как одного из средств формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах. Методы. Анализ методической и психолого-педагогической литературы, апробация нового подхода к решению проблемы, обобщение опыта работы передовых учителей начальных классов. Результаты. На конкретном примере описано использование нового подхода к решению заданий творческого характера как средство формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий. Вывод. Анализ литературы, обобщение опыта работы и результаты опытно-педагогической работы позволили авторам статьи рассмотреть новый подход по использованию заданий творческого характера на уроках математики в начальных классах, как средство обеспечивающее развитие у младш их ш кольн иков логических универсальн ых учебных действий.