DOI: 10.17805/trudy.2023.2.9 КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ
Т.А. Каштанова Московский гуманитарный университет
Аннотация: Статья посвящена проблеме утраты патриотизма современной молодежью и рассматривает возможность его формирования посредством музыкального искусства.
Ключевые слова: патриотизм; музыка; культ
PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH THROUGH MUSIC
T.A. Kashtanova Moscow University for the Humanities
Abstract: The article is devoted to the problem of the loss of patriotism by modern youth and considers the possibility of its formation through musical art.
Keywords: patriotism; music; culture; education
В современной России тема патриотического воспитания как никогда актуальна. Страна в последнее десятилетие столкнулась с внешними угрозами военного и политического характера. Из-за огромного влияния западной пропаганды в интернете и телевидении, молодое поколение утратило понимание основополагающих понятий: Родина, Отечество, Отчизна, патриотизм. Многие из поколения, выросшего на гаджетах и так называемой свободе слова, потеряли чувство любви к стране, которая их взрастила. А ведь человек, родившийся там, где родились и жили его предки, должен уважать свою страну и гордиться ею.
Некоторые молодые мечтают уехать из страны, думая о том, что за рубежом жизнь легче и беззаботнее. Это потерянные люди, которым чуждо понятие долга и чести, без знания своих корней и истории. Но выросли они такими, из-за серьезных пробелов в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании, наблюдавшимся в прошедшие 30 лет, как в семье, так и в школе, и в вузах. История страны изучалась школьниками не продуктивно - по данным опроса 2020 г., молодежь не знает даже самых важных исторических дат. Например, 43% среди 18-24-летних не знают, когда началась Великая Отечественная война. А в 2007 г. точную дату называли 65% опрошенных лиц (Арцева, 2020: Электр. ресурс). Во многих семьях не принято рассказывать младшему поколению о тяготах и лишениях во время войны, выпавших на долю поколения старшего, внуки не знают подробностей биографий своих бабушек и дедушек.
Без культурного воспитания невозможно и патриотическое, поскольку это взаимосвязанные явления. Культура любого народа держится на деятельности людей искусства, которые любили свое Отечество и в своем творчестве смогли выразить любовь к нему. Как можно воспитывать патриотизм без знания био-
графий и творческого наследия писателей и поэтов, художников и скульпторов, композиторов и музыкантов своей страны? Изучать родную историю и культуру можно только посредством погружения в произведения деятелей искусства, фиксировавших в своем творчестве события, быт и нрав эпохи.
В последние годы российской культуре навязываются западные эталоны и стандарты, как общественного устройства и порядка, так и культуры. Гончарова Л.А., педагог школы, говорит о том, что «патриотизм - это гордость за достижения, культуру и историю своей страны, это желание сохранять традиции, обычаи, духовные ценности, стремление оберегать Родину и ее народ» (Гончарова, 2014: Электр. ресурс) от негативного влияния других государств, не только со стороны политики, но и через культуру. И в то же время, патриотизм, не только готовность к ратному подвигу, но также и мировоззрение, это любовь к семье, к людям, к человеку: «В основе патриотизма - гуманное отношение к людям, конкретному человеку как главной ценности, терпимость к инакомыслию и уважение различных мировоззренческих позиций, не противоречащих цивилизационным принципам развития человечества. Иными словами, патриотизм строится на высокой нравственности и культуре» (Ко-ноненко, 2005: Электр. ресурс). Но надо помнить, что патриотизм нужно основывать на духовном единении народа своей страны, не противопоставляя другому народу и государству, иначе происходит формирование крайнего национализма и шовинизма, эти идеологии стали заметны в воспитании молодежи в некоторых странах.
Время, историческая эпоха всегда отражается на живописных полотнах, в музыкальных и литературных произведениях. Творец выражает отношение к событиям, свои взгляды и видение на действительность через свое ремесло. Культура играет огромную роль в развитии государства, поскольку культура государства формируется культурой народа.
Главным историческим событием XX в. стала Великая Отечественная война, определившая вектор развития культуры и формирования патриотизма советского народа. Музыка - явление, способное проникать в глубины души человека и дотрагиваться до сердца, она придает силы и уверенность в завтрашнем дне. Музыкальное искусство становится силой советского народа: под марш «Прощание славянки» провожали на фронт, с песней солдат шел в бой, музыка укрепляла боевой дух на фронтах и поддерживала единство страны в тылу. Все музыкальные жанры - от эстрадных песен до оперы, можно сказать, были «поставлены под ружье».
В первые дни фашистского нашествия, когда экономика всей страны спешно перестраивалась «на военные рельсы», советские композиторы, поэты-песенники и музыканты-исполнители в своих творческих союзах так же решали вопросы изменения совместных творческих планов: вдохновлялись на написание произведений, отражающих реалии войны, создавали музыкальные коллективы -фронтовые бригады для обслуживания бойцов и командиров на фронтах, для проведения выступлений в госпиталях и на предприятиях страны. Историк и культуролог О.Г. Жукова сообщает, что «в Красной Армии более 100 тысяч концертов за годы войны дали только мастера эстрады, свыше 600 из них награждены орде-
нами и медалями. Неисчислимо количество фронтовых выступлений, проведённых самодеятельными коллективами заводов, фабрик и колхозов страны. Давали концерты в своих частях местные таланты из среды самих бойцов и командиров. Так Великая Отечественная война опровергла старинный афоризм: «когда говорят пушки, музы - молчат». К 25 июня 1941 г. по указанию Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР Всесоюзное гастрольно-концертное объединение и «Мосэстрада» сформировывают более 40 профессиональных эстрадных бригад из артистов московской эстрады и Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. Участники пленума ЦК профсоюза работников искусств, собравшиеся в Москве, в Доме актёра, так же главным вопросом считают обслуживание действующих частей Красной Армии и госпиталей. Некоторые участники пленума сразу после его завершения уходят на фронт» (Жукова, 2016: 130).
И сегодня, когда в школах отводятся часы для уроков «Разговоры о важном», именно обращение к истокам нашей истории и культуры должно стать основополагающим компонентом, нужно поднимать духовность и культуру подрастающего поколения Z. Нужно рассказывать о великих людях, читать детям книги об их сверстниках, живших много лет назад, слушать музыку, смотреть спектакли -драму, оперу, балет, т.е. прививать чувство прекрасного.
Молодое поколение должно знать, как, например, репетировалась Симфония №7 Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде - городе, оказавшемся в самом тяжелом положении. Под управлением К. Элиасберга Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета продолжал репетировать под вражескими обстрелами, записывал радиопрограммы для поддержания морального духа жителей города. Музыкантов не хватало, многие умирали от истощения, и был объявлен поиск по всему фронту. Под бомбежками, в холоде и голоде изможденные артисты готовили премьеру Симфонии №7 «Ленинградской», написанной композитором в сжатые сроки. Это был ответ русских людей на вызов немецких захватчиков. Симфония стала великим произведением, отразившим волю к победе и силу духа русского человека. Концерт 9 августа 1942 г. в блокадном Ленинграде стал своеобразным символом борьбы и сопротивления города и его жителей, по радио он транслировался на весь мир. В 2022 г. отмечалось 80 лет со дня премьеры произведения. Для блокадников «Ленинградская» стала символом надежды. Газета «Chicago Sun» писала: «Какой дьявол может победить народ, создавший музыку, подобную этой?» (Шилов, 2022: Электр. ресурс).
В романсах П. Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова и многих других композиторов отображается любовь к русской песне, русской природе, русскому человеку. В русских и советских песнях поэты, написавшие к ним стихи, и композиторы создавали поэтический образ Родины.
Лишившиеся Родины, напротив, теряли способность к творчеству. Так, С. Рахманинов, оказавшийся в вынужденной эмиграции, писал: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается
желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия не тревожных воспоминаний» (Федякин, 2014: 27). Парадоксально, но эта способность к творчеству вернулась к композитору в годы Великой Отечественной войны, в самые тяжелые для Родины годы испытаний: «из далёкого Лос-Анджелеса выдающийся русский музыкант и композитор С.В. Рахманинов перечисляет в фонд обороны СССР денежные средства, заработанные на выступлениях и концертах. Трагическая весть о кончине русского патриота 31 марта 1943 г. вызывает скорбь советских людей», - пишет историк и культуролог О.Г. Жукова (Жукова, 2020: 247).
Среди произведений, написанных в музыкально-театральном жанре - опера, оперетта, немало отражающих историческую тематику. Например, в опере М. Глинки «Иван Сусанин» (1836 г.) показан самопожертвенный подвиг во имя Родины, главный ее герой принимает мученическую смерть от польских интервентов, но сохраняет жизнь первого царя из династии Романовых, и этим спасает будущее своего государства. В тех же традициях великой жертвенности во имя Отечества написана и опера совсем из другого исторического времени - «Зори здесь тихие» (1973 г.) советского композитора К. Молчанова. В ней повествуется о подвиге пяти девушек-зенитчиц, положивших свои жизни в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Эти девушки были такими молодыми, им бы жить и жить, но все они понимали, что нужно защищать свой край во имя будущих поколений.
Вокальные произведения таких композиторов, как В. Мурадели, М. Тариверди-ев, И. Дунаевский, А. Пахмутова и др., способны затронуть душевный мир каждого человека, вызвать сильные эмоциональные переживания, поддержать и помочь в «минуту душевной невзгоды». Человек, глубоко погрузившийся в музыку (слушает он ее или исполняет сам), переживает всю волну чувств, проживает историю, заложенную в основу произведения, тем самым обретая веру в себя и в свое Отечество. Неоценимый вклад в создание песен патриотического характера внесли данные композиторы, их песни стали действенным средством в формировании гражданственности.
Творческое наследие русских и советских композиторов создает огромный и разнообразный музыкальный репертуар, обладающий большим количеством произведений, способных воспитывать любовь к малой родине и всей нашей великой стране, к ее людям, к красоте и величию ее природы; произведений, способных сформировать чувство гордости за историю и культуру нашей Родины. Молодой человек посредством музыки может обрести веру в свои силы, в светлое будущее страны и народа.
«Патриотическое воспитание является важнейшим средством для укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации» (Кор-лякова, 2012: Электр. ресурс). И очень бы хотелось, чтобы наше современное общество обратило внимание на музыкальное искусство, которое содержит в себе богатейший потенциал, способный сформировать патриотизм молодых поколений, придать духовную и моральную силу всем нам, россиянам. А потому лишь только школьных уроков для достижения этой цели недостаточно. Нужна четкая и долговременная государственная политика, нужна серьезная перестрой-
ка СМИ, в том числе, телевидения и интернета, чтобы музыкальное искусство патриотической направленности нашло своего слушателя и зрителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арцева О. (2020) Опрос показал знания молодежи о Великой Отечественной войне //Глагол. [Электронный ресурс] URL: https://glagol.press/mt-post-43320995714?ys clid=lalj3a2jep874883590 (дата обращения: 12.03.2023)
Гончарова Л.А. (2014) Культура и патриотизм. Их взаимосвязь и роль в воспитании //Электронный журнал. Экстернат.РФ [Электронный ресурс] URL: http://ext. spb.ru/2011-03-29-09-03-14/48-2011-03-29-09-06-29/5929-2014-09-11-05-20-28.html (дата обращения: 11.03.2023).
Жукова О.Г. (2016) Культурная жизнь СССР как феномен повседневности Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.: МосГУ 228 с.
Жукова О.Г. (2020) Культурный фронт Великой Отечественной войны М.: Вече, 448 с.
Кононенко Б.И. (2005) Патриотизм и культура // Социология власти. № 4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.m/article/npatriotizm-i-kultura (дата обращения: 20.02.2023).
Корлякова С.Г. (2012) Патриотическое воспитание детей и молодежи средствами музыкального искусства // Наука и современность. №18. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-detey-i-molodezhi-sredstvami-muzykalnogo-iskusstva (дата обращения: 09.03.2023).
Федякин С.Р. (2014) Рахманинов М.: Молодая гвардия, 135 с.
Шилов Е. (2022) В Петербурге впервые за 80 лет воссоздадут концерт Шостаковича, как в блокадном Ленинграде. Партитуру «Симфонии №7» представят в оригинале. [Электронный ресурс] URL: https://vnnews.ru/v-peterburge-vpervye-za-80-let-vossozdad/?ysclid=lb0y5f5fnc632497496 (дата обращения: 13.03.2023).
Каштанова Татьяна Алексеевна - магистрант направления «Культурно-творческие проекты» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель Миронова Т.Н., кандидат культурологии, доцент кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7(999)642-81-17. Эл. адрес: [email protected]
Kashtanova Tatiana Alekseevna is a master's student in the direction of «Cultural and creative projects» of the Moscow University of the Humanities. Scientific supervisor Mironova T.N., Candidate of Cultural Studies, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Cultural Studies of the Moscow University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395. Tel.: +7(999)642-81-17. Email: [email protected]
Для цитирования:
Каштанова Т.А. Патриотическое воспитание молодежи посредством музыки. 2023. № 2. С. 67-71. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.2.9