Научная статья на тему 'Художественно-педагогический потенциал русского музыкального эпоса*'

Художественно-педагогический потенциал русского музыкального эпоса* Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
901
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская эпическая традиция / национальная история / былина / русский музыкальный эпос / художественно-педагогический потенциал / содержание нравственно-эстетического воспитания / Russian epic tradition / national history / bylina / Russian musical epos / art-pedagogical potential / content of ethic-aesthetic upbringing

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гладких З. И.

В статье дается обзор эволюции эпической традиции в русском музыкальном искусстве, анализируются особенности русского эпического стиля, раскрывается роль музыкальных произведений эпической традиции в содержании образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF RUSSIAN MUSICAL EPOS

This article gives overview of the evolution of epic figurativeness in Russian musical art, analyses peculiarities of Russian epic style and reveals the part of the musical compositions of epic tradition in the content of educational programs.

Текст научной работы на тему «Художественно-педагогический потенциал русского музыкального эпоса*»

УДК 78.08: 801.81

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЭПОСА*

© 2008 З. И. Г ладких

канд. пед. наук, доцент каф. методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курский государственный университет

В статье дается обзор эволюции эпической традиции в русском музыкальном искусстве, анализируются особенности русского эпического стиля, раскрывается роль музыкальных произведений эпической традиции в содержании образовательных программ.

Ключевые слова: русская эпическая традиция, национальная история, былина, русский музыкальный эпос, художественно-педагогический потенциал, содержание нравственно-эстетического воспитания.

Проблемы формирования у подрастающего поколения национального самосознания, воспитания патриотизма, исторической памяти и ответственности за судьбу России чрезвычайно актуальны в современных условиях. Колоссальный потенциал для изучения пространства-времени русской культуры, специфики национального образа мира содержится в эпической традиции, представленной в различных видах художественного творчества: литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кинематографе. Исследованию художественно-педагогического потенциала русского музыкального эпоса, эволюции эпической образности в русском музыкальном искусстве посвящена данная статья.

С точки зрения Д. С. Лихачева, определяющим в эпосе является «ощущение величия и значительности мира», где сюжет - «история, а тема - смысл человеческой жизни». Истоки эпической традиции в русском искусстве восходят ко временам становления государственности, к эпохе Киевской Руси. Для ранних эпических произведений характерна историческая конкретность и обобщенность выражения. Среди качеств былинного эпоса, предопределивших его воздействие на русское профессиональное художественное творчество, исследователи отмечают совершенство художественной формы, способность былин порождать разнообразные исторические отклики и ассоциации, открытость запечатленного в них народного исторического опыта. Постепенно русский героический эпос превращается в «грандиозный мемориал, хранящий память о далеком и славном прошлом народа» (И. Я. Фроянов, Ю. И. Юдин). Этим обусловлена значимость древнерусских эпических произведений для формирования исторического сознания и национальной картины мира у последующих поколений.

Наряду с богатством художественного языка русскому героическому эпосу присущ огромный воспитательный потенциал. В русской речи слова «эпический» и «героический» близки по смыслу. Раскрывая исторические события, эпические произведения отображают лучшие качества русского национального характера, гармонию внутренней и внешней красоты человека, представляют модели поведения в ситуации морального выбора, ценностные установки, в основе которых - честь, достоинство, вер-

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 06 - 06 - 00311а.

ность патриотическому долгу, доблесть, доброта, человеколюбие, благородство поступков и помыслов.

Былинные мотивы существенно повлияли на стилистику русской литературы и художественной культуры в целом. В трудах отечественных фольклористов и искусствоведов подчеркивается мысль о том, что от обращения к эпическому наследию не отказывалась ни одна эпоха в истории русской культуры. Былинное искусство стало мощным источником тем, сюжетов, образов. Прямое воздействие эпической традиции демонстрируют работы русских художников: В. М. Васнецова, В. П. Верещагина, М. А. Врубеля, И. Я. Билибина... Однако в большей степени былины, имевшие мелодическую основу, повлияли на образный строй и интонационный тезаурус произведений русских композиторов.

Ростки эпического в профессиональном музыкальном искусстве намечаются в последней трети XVIII века в хоровых концертах М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского, в театральной музыке О. А. Козловского. Опера-балет Е. И. Фомина «Новгородский богатырь Боеславич» (на либретто Екатерины II; 1786) стала первым произведением на былинный сюжет, созданным русским композитором для музыкального театра. Более отчетливо эпический потенциал проявил себя в русском искусстве в связи с событиями Отечественной войны 1812 года. Оперы К.А. Каво-са «Илья-богатырь (1806), «Иван Сусанин» (1815) и оратория С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1811) исторически подготовили героикопатриотическую линию в творчестве М.И. Глинки.

В операх основоположника русской классической музыки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836), «Руслан и Людмила» (1842) сформировались стилистические основы русского музыкального эпоса, ставшие определяющими для развития эпической традиции в профессиональном музыкальном творчестве. Образ эпического героя представлен в произведениях М. И. Глинки укрупненно, фресково, символизирует наиболее значительные, лучшие стороны русской национальной натуры. Народнопатриотическая идея с огромной художественной убедительностью и силой воздействия воплощена композитором в грандиозном хоре «Славься», завершающем оперу «Жизнь за царя». По высказыванию А. Н. Серова, в существовавших до Глинки операх не было финального хора, который «такой могучей кистью рисовал бы историческую картину данной страны в данную эпоху».

Заложенные М. И. Глинкой основы эпической образности получили многоплановое развитие в русской музыке второй половины XIX века. Прямое влияние традиции «Руслана» обнаруживается в опере А. П. Бородина «Князь Игорь». Примечательно, что созданию оперы на сюжет «Слова о полку Игореве» предшествовало изучение композитором русских летописей, трудов по российской истории. В. В. Стасов сравнивал хоры из оперы «Князь Игорь» с фресками в русских соборах. Анализируя художественные достоинства Пролога, критик отмечал, что здесь «ясными и прекрасными в своей величавости средствами» передана самая суть летописных сказаний о древней Руси, их язык, их суровая простота и сила правды. Генеральная линия бородинского «монументального светлого творчества» - утверждение позитивных начал, возвеличивание могучих и здоровых сил народа. Согласно Б. В. Асафьеву, «Князь Игорь» - «концепция национально-государственная».

Эпическая образность предстает в произведениях А. П. Бородина в предельной откристаллизованности и полноте; бородинское начало в музыке ассоциируется с богатырской мощью, эпическим спокойствием, торжеством гармонии и оптимизма. Не прибегая к прямому цитированию фольклорных источников, композитор обрел своеобразную манеру эпического высказывания, проявившуюся не только в оперном и симфоническом творчестве, но и в камерно-вокальной лирике. Вторая симфония (1876), впо-

следствии названная В. В. Стасовым «Богатырской», стала вершиной в развитии героико-эпического направления в русском симфонизме.

В операх М. П. Мусоргского, содержащих широкую панораму событий российской истории, сочетаются признаки эпопеи с тонкой психологической разработкой человеческих характеров. Не утверждение монолитности государства, свойственное глинкинско-бородинской традиции, а обнажение социальных противоречий, критическое осмысление истории обнаруживают «Борис Годунов» (1869; 1874) и «Хованщина» (1872-1880). В идее «прошедшего в настоящем», постулируемой М. П. Мусоргским, раскрывается диалектика исторического процесса; в ней своеобразно отражается связь времен как определяющее качество эпического произведения. Стремление композитора показать народ как «великую личность», главное действующее лицо истории со всей очевидностью проявилось в монументальных народных сценах.

Н. А. Римский-Корсаков развивает сказочно-эпическую линию; образы русских преданий, легенд, мир народной фантастики, поэзия обрядов древних славян воссозданы в операх «Снегурочка» (1882), «Сказка о царе Салтане» (1900), опере-былине «Садко» (1897). Интерес композитора к историческому прошлому России отразился в операх «Псковитянка» (1873), «Боярыня Вера Шелога» (1898), «Царская невеста» (1899). Среди произведений, созданных Н. А. Римским-Корсаковым на легендарные и героические сюжеты, особое место занимает «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Фев-ронии» (1903-1904) - «одна из вершин оборонного русского эпоса» (Б. В. Асафьев). Идея защиты Отечества, лежащая в основе данного музыкального спектакля, раскрывается через противопоставление двух миров - китежского и татарского. Столкновение контрастных образно-интонационных сфер достигает апогея в «Сече при Керженце», расположенной точно в центре композиции сочинения. Симптоматично, что ведущую роль в этой батальной картине, да и в музыкальной драматургии всей оперы, композитор поручил мелодии русской народной песни «Про татарский полон», исторической по жанру.

Эпическое начало, столь ярко и многогранно проявившееся в творчестве представителей «Могучей кучки», проникло и в образный строй произведений П. И. Чайковского, не входившего в состав балакиревского кружка. Г ероико-эпическое звучание свойственно темам Второй симфонии (1872; 1880), патриотическая идея пронизывает Торжественную увертюру «1812 год» (1880). В кантате «Москва» (на слова А. Н. Майкова; 1883) сочетаются былинный стиль мелодики, монументальность хоровых номеров и лирическое начало, отражающее духовную красоту и стойкость русского человека (ариозо Воина «Мне ли долг велит.»). Судьба народа и отдельного человека неразделимы в опере «Мазепа» (1883). Эпическая картинность присуща симфоническому антракту «Полтавский бой»; величавый характер сообщает звучанию тема русской народной песни «Слава».

Закономерно, что для создания эпических образов отечественные композиторы обращаются к стилистике былин. Приведем некоторые примеры: одна из тем в «Увертюре на темы трех русских песен» М. А. Балакирева (1858; 1881) основывается на музыкальном тексте былины о Добрыне и Змее; былинный склад мелодики определяет тематизм Второй («Богатырской») симфонии А. П. Бородина (1876); в опере-былине «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1897) былинное начало ярко проявляется не только на тематическом, но и композиционном уровне; в «Фантазии на темы Рябинина»

А. С. Аренского (1899) претворены подлинные напевы русских народных сказителей; в опере А. Т. Гречанинова «Добрыня Никитич» (1903) и Третьей симфонии «Илья Муромец» Р. М. Глиэра (1911) былинный мелодический склад способствует созданию образов русских богатырей, картин русской старины.

Переломная эпоха рубежа XIX и XX столетий вызвала к жизни сложное и противоречивое искусство, одной из характерных черт которого является ощущение происходящих в России событий как явлений всемирной значимости. Тяготение к общечеловеческой проблематике отразилось в обращении композиторов к сюжетам античности: опера «Орестея» С. И. Танеева (1895), симфоническая поэма А. Н. Скрябина «Прометей» («Поэма огня»; с фортепиано и хором; 1910). В атмосфере творческих исканий, художественных экспериментов не угасает традиция русского эпического симфонизма; наиболее ярко и плодотворно она развивается и предстает в новом качестве в симфониях А. К. Глазунова. Впоследствии именно Александру Константиновичу посвятит Р. М. Глиэр свою Третью симфонию «Илья Муромец» (1909-1911). Четыре части симфонии - монументальные картины, воплощающие образы русской старины: I. Калики перехожие. Илья Муромец и Святогор; II. Соловей разбойник; III. У Владимира Красна Солнышка; IV. Подвиги и окаменение Ильи Муромца. Влияние «Руслана» М.И. Глинки и «Богатырской» симфонии А.П. Бородина прослеживается здесь как на композиционном уровне, так и в использовании мелодий былинного склада.

Следующий этап в развитии эпической традиции в русском музыкальном искусстве связан с эпопеей Великой Отечественной войны и непосредственно примыкающим предвоенным периодом. В это время выдающиеся деятели русской художественной культуры закономерно обращаются к событиям, образам, составляющим гордость отечественной истории. П. Д. Корин создает триптих «Александр Невский» (19421943), Ю. А. Шапорин пишет музыку к кинофильмам «Минин и Пожарский», «Суворов», «Кутузов». Страницы русской истории оживают в художественных фильмах С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный». Музыка С. С. Прокофьева, сопровождающая киноповествование о событиях на Неве-реке, впоследствии обретает самостоятельную жизнь в кантате «Александр Невский» (1939).

К наиболее значительным сочинениям предвоенных лет относится также симфония-кантата Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом» (1939). Обратившись к циклу стихотворений А. А. Блока, композитор «переинтонировал» их лирику. Наряду с фигурой Дмитрия Донского, конкретной исторической личности, в произведение введены символические, собирательные образы Витязя, Матери, Невесты. Свойственная эпическому жанру обобщенность характеристик сказалась здесь во взаимодействии двух противоположных интонационных сфер - темы Родины и темы татар (этот контраст рождает ассоциации с «Китежем» Н. А. Римского-Корсакова). Героико-патриотическая тема, рожденная событиями древнерусской истории, звучала с особой актуальностью накануне тяжелейших испытаний Второй мировой войны.

В эпосе военных лет заметно усиливаются драматические и трагедийные элементы. Эпику периода Великой Отечественной войны можно назвать в полном смысле военной, поскольку в образность широко проникают специфические средства, рисующие батальные картины, траурные обряды. Эти качества в полном объеме присутствуют в Седьмой и Восьмой симфониях Д. Д. Шостаковича. Восьмая симфония композитора, по словам Б. В. Асафьева, - «величавый трагический эпос пережитой человечеством страшной поры». Седьмая симфония, не только созданная, но и исполненная в блокадном Ленинграде, стала символом стойкости и героизма русского народа. Бесчеловечность военной машины гениально изображена композитором в эпизоде фашистского нашествия. О «Ленинградской симфонии» Алексей Толстой писал: «На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - он ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданной гуманитарной культурой».

При всем обострении драматизма эпосу этого времени присущ оптимизм, что обнаруживается, например, в оратории Ю. А. Шапорина «Сказание о битве за русскую землю» (1944). В связи с ярко патриотической направленностью искусства акцентиру-

ются черты русского национального музыкального языка. В этом отношении наиболее характерна, пожалуй, Пятая симфония С. С. Прокофьева (1944), названная композитором «симфонией величия человеческого духа». Прокофьевская опера «Война и мир» была начата в годы войны и завершена уже в послевоенное время. Народнопатриотическая идея романа-эпопеи Л. Н. Толстого сконцентрирована в знаменитой арии Кутузова «Величавая, в солнечных лучах матерь русских городов». Мелодия этой арии, близкая русским былинным напевам, является интонационной основой Пролога и Эпилога оперы, сообщает всему сочинению идейную и композиционную целостность, эпическое величие и богатырскую мощь.

Эпику 1950-1960-х годов можно было бы назвать революционно-героической. В темах, идеях, образах искусства этого времени многопланово отражены социальные потрясения, революции и войны начала двадцатого века. Героическое находит воплощение в образах грандиозных и величественных. Естественно присутствие драматического начала, выдвигающегося в некоторых сочинениях на первый план. О событиях двух русских революций повествуют Одиннадцатая симфония («1905 год») и Двенадцатая симфония («1917 год») Д. Д. Шостаковича, созданные соответственно в 1957 и 1961 гг.

Г. В. Свиридов обращается к творчеству выдающихся поэтов революционной эпохи: «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956) и «Патетическая оратория» (слова

В. В. Маяковского, 1959). Идею «Патетической оратории» композитор определял как «воспевание творческого духа, творческой силы, творческого начала, лежащего в основе всей жизни». В художественном содержании оратории отражена энергия революционных народных масс, разрушающих старое и преобразующих мир строительством, возводящих заводы, города-сады, пробуждающих к жизни целые области земли, а также «творческая сила художника, уподобленная солнцу - символу всего живого, воплощению высшего творческого начала».

Стремление к синтезу, целостному охвату исторических реалий - одна из основных тенденций музыкального искусства XX века, преломляющаяся в жанровой гиб-ридности. Таково сочетание черт оперы и оратории в музыкальной драме «Июльское воскресенье» В. И. Рубина (1970), балета и оратории в «Ярославне» Б. И. Тищенко (по «Слову о полку Игореве; 1974). «Поэтория» Р. К. Щедрина (концерт для поэта в сопровождении женского голоса, хора и оркестра, слова А. А. Вознесенского; 1968) - это симфонически-вокально-свето-речевое произведение, в котором музыка включается в некое синтетическое действо. В опере-феерии А. П. Петрова «Маяковский начинается» (1983) сочетаются признаки оперы, балета, оратории и мистерии.

Другая тенденция, проявившаяся в музыкальном искусстве 1960-1970-х годов, -смещение акцентов, а порой и коренное изменение трактовки образа эпического героя. В данном контексте показательно глубокое отличие образа Степана Разина, каким он представлен в симфонической поэме А. К. Глазунова (1885) и вокально-симфонической поэме Д. Д. Шостаковича на слова Е. А. Евтушенко (1964). Трансформация коснулась и интонационной сферы: в отличие от тематизма глазуновского «Стеньки Разина», основывающегося на энергичных интонациях молодецких песен, в темах «Казни Степана Разина» Д. Д. Шостаковича используется интонационный материал с обилием пониженных ступеней, лады, «заключающие в себе возможности огромного трагического напряжения» (А. Должанский). Порой происходит кардинальное изменение мнения по поводу позитивности образа того или иного персонажа. Так, в балете «Ярославна» Б. И. Тищенко очевидно развенчание князя Игоря.

В сочинениях на историко-героические темы наблюдается отход от традиционных финалов апофеозного характера, туттийной звучности; напротив, в заключительных разделах многих произведений используется минимальная звучность, монологиче-

ская речь. С позиций эпической традиции необычна трактовка финала балета «Ярославна» - «Молитва». Композитор анализирует события, запечатленные в памятнике древнерусской литературы, не в исторической ретроспективе, а с позиций художника-гуманиста XX века. Преодолевая сложившиеся стереотипы в драматургии сочинения на героико-патриотическую тему, творческий замысел Б. Т. Тищенко не противоречит основной идее литературного первоисточника, гуманистическому пафосу «Слова о полку Игореве».

Композиторы второй половины XX века все чаще прибегают к эффектам отстранения, заимствованным у эпического театра Б. Брехта. Это проявляется во взаимодействии театра переживания и театра представления, в парадоксальном соединении в масштабах одного произведения подчеркнуто конкретных и символических образов. Таково одновременное присутствие в опере-оратории Рубина «Июльское воскресенье» исторически достоверных персонажей - героев обороны Севастополя и символических образов (Мать, Жена, Невеста). В опере-феерии А. Петрова «Маяковский начинается» многозначность в трактовке эпического сказалась в тесном соседстве символической панорамы революционных событий и фантастических сцен. Пафос здесь органично сочетается с лирикой, героика - с сарказмом, гипербола - с плакатным символом. Многомерность образов сказывается и в совмещении различных временных слоев, в свободе оперирования хронологическими объектами. В одном произведении могут совмещаться репортажное и вневременное. Таковы «эксперименты» со временем в «Поэто-рии» Р. Щедрина, где драматизм военных эпизодов («На тысячу верст утюжит смерть...») сочетается с коллизиями современности («Ташкентский репортаж») и поэтикой древности («Матерь Владимирская»).

Краткий эволюционный обзор позволяет сделать заключение, что эпическое -отнюдь не застывшая категория. На каждом новом историческом этапе эпическая образность в русской музыке приобретает специфические формы, подчиняясь общей проблематике искусства той или иной эпохи. Художественные и структурные особенности русского эпического стиля, почерпнутые отечественными композиторами из родника русского фольклора, определяют следующие характеристики: ощущение связи времен, отражение сущностных сторон народной жизни, монументальность, величавость тона, неспешность развертывания, плавность течения, замедленность действия, многократная повторность тематических образований, картинность композиции, объективность и отстраненность повествования, господство типического над индивидуальным, четкость разграничения на позитивное и негативное, контраст света и тьмы, добра и зла, утверждение оптимистического начала.

В русле эпической традиции были созданы музыкальные произведения непреходящей художественной и педагогической ценности. Воплотившие в художественных образах исторический опыт народа, воспевшие красоту и духовную стойкость русского человека, эти произведения необычайно востребованы в наше время при решении проблем воспитания у подрастающего поколения этнической идентичности, патриотизма, нравственной чистоты, мужества, героизма, духовной стойкости.

В одном из своих последних интервью Г. В. Свиридов замечал: «.мы сейчас переживаем плохое время - дегероизацию искусства. Это наивреднейшее дело» («У музыки в России - особая судьба». Монолог Георгия Свиридова // Земля Северская. -№4 (9), август, 1998. - С. 4). Преодоление тенденции «дегероизации искусства» в наши дни во многом зависит от того, насколько представлена в содержании музыкального образования эпическая традиция отечественной музыки. Изучение вершинных произведений русского музыкального эпоса не только существенно обогатит художественную составляющую образовательных программ, но будет также способствовать решению важнейших задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.