СПОРТ И ТУРИЗМ
И. В. Замалетдинов
Патриотическое воспитание детей и подростков в туристских походах (из опыта работы)
Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали своих героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни.
В. В. Путин
Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это - сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и несчастных дней.
А. Н. Толстой
В статье рассматриваются практические вопросы патриотического воспитания молодого поколения. Туристские походы являются важным и действенным средством приобщения будущих защитников Родины к военно-историческим и трудовым традициям нашего Отечества.
Ключевые слова: туристские походы, патриотическое воспитание, военно-исторические и трудовые традиции.
Время выдвигает качественно новые задачи по теоретическому осмыслению, дальнейшему развитию и конкретизации деятельности по формированию у подрастающих поколений высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Родины. Всё более очевидной ныне становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности. Целью данной статьи является определение влияния на формирование личности подростка патриотического воспитания через туристские походы и его необходимость современной молодежи.
Серьезное внимание следует уделять вопросам патриотизма и патриотического воспитания, так как главная цель воспитания детей состоит в том, чтобы во всякой сфере деятельности - быть человеком. В. А. Сухом-линский отмечал, что успех воспитания зависит от умелого постоянного воздействия на все стороны личности воспитанника - его разум, эмоциональную и волевую сферы. Главным источником патриотизма он считал
природу родного края, взаимную любовь родителей и детей, взаимную преданность и верность, создающие честь семьи, «рода».
Проблема отношения к Родине, духовной сущности патриотизма, со всей актуальностью проявившаяся и волнующая в настоящее время педагогов, социологов, философов, не нова. Ещё Владимир Мономах в своем «Поучении детям» говорил о необходимости беречь, охранять и защищать родную землю, сберегая ее для детей. Впервые понятие «патриот» и «патриотизм» стали наиболее часто употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 годов. Патриотами тогда назвали себя борцы за великое дело, защитники республики, в противовес изменникам и предателям родины.
«Патриотизм - это не просто красивые слова. Патриотизм - это, прежде всего, дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу. И об этом никогда нельзя забывать» (В. В. Путин).
«Кто прошел в годы отрочества и ранней юности сотни километров по родной земле, тому доступно большое чувство - чувство красоты Родины, чувство привязанности к ней» (В. А. Сухомлинский).
Почти более семидесяти лет минуло с тех пор, как в лесах Подмосковья, на горных перевалах Кавказа отгремели бои. Но не иссякает интерес детей, которые хотят увидеть места сражения своими глазами. Слышать рассказы о войне и видеть места боев - это разные вещи. Чтобы не на словах, а наделе воплощался девиз «Никто не забыт, и ничто не забыто», обучающиеся Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор» (далее ДДЮТиЭ) под моим руководством (педагога, учителя, мастера спорта России, заслуженного путешественника России И. В. Замалетдинова) конкретными делами заполняют неведомые страницы Великой Отечественной войны. Среди обширного арсенала форм и методов патриотической работы, который накоплен мною за долгие годы, особое место занимают Походы Памяти, то есть походы по местам воинской славы, славных побед и горьких трагедий нашего народа. И это не случайно. Посещение памятных мест, где велись бои, осмотр памятников и реликвий на партизанских тропах Кубани, Крыма и битвы за Москву - все это оказывает воспитательное воздействие на участников похода. Знания, яркие впечатления, приобретенные в походах, способствуют формированию убеждений, сознательного отношения к выполнению гражданского, патриотического долга. Походы по местам боев уникальны - они хранят в себе не только достопримечательности, но и память поколений, особую атмосферу, которую легко здесь прочувствовать. В отличие от пассивных форм воспитательной работы (встреч с интересными людьми, бесед, утренников, уроков мужества), туристские походы позволяют поставить каждого участника похода в уникальные с точки зрения воспитания условия, когда абстрактные идеи приобретают конкретную реальность. Знание военно-
исторического прошлого своей Родины делает школьника духовно богаче, способствует выработке у него активной жизненной позиции. Одним из основных направлений воспитания детей, как подчеркнуто в Государственных программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» - это развитие у детей, подростков и молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них гордости за Отечество, за свою малую родину. Участие подростков в поисковых экспедициях, походах является уникальным направлением в воспитании учащихся, позволяющим одновременно достичь нескольких педагогических целей, комплекс которых вряд ли возможен в мероприятиях другой направленности.
После войны нашим государством в силу ряда объективных и субъективных причин не была в полной мере отдана дань памяти павшим за Отечество. Они не были поименно увековечены. В стране появилась острая необходимость упорядочения оставшихся после боев воинских захоронений - их было огромное количество. Проблема имела как мемориальный, общечеловеческий, так и гигиенический характер. В 1947 году ЦК ВКП(б) и Совет Министров приняли постановление об упорядочении и укреплении воинских захоронений. Начался перенос останков погибших из индивидуальных, зачастую безымянных могил в братские, ухоженные, увенчанные памятниками. По всей стране при перезахоронениях воинских останков вставали вопросы: кто погиб, когда, остались ли близкие?
Юные туристы-краеведы стали проводить поисково-исследовательские походы, экспедиции, разрабатывать туристско-краеведческие маршруты по местам боев защитников Отечества.
За долгие годы работы в школе и учреждениях дополнительного образования мною было совершено с детьми более пятидесяти степенных и категорийных походов и путешествий по пешеходному, горному, лыжному и водному туризму - преодолено более тысячи километров. Из более трех тысяч обучающихся, «заразившихся» этим видом спорта, тысячи человек выполнили нормативы на значки «Юный турист», «Турист России», а более тысячи стали спортсменами-разрядниками. Обучающиеся приняли участие в различных соревнованиях по туризму, конкурсах, олимпиадах, конференциях. Положительными эмоциями и впечатлениями наполнилась жизнь моих кружковцев, которые все это время были со мной. Более двадцати человек выбрали профессию учителя. Туристско-краеведческие походы, экспедиции являются наиболее эффективными для развития у ребят любви к своей Родине и готовности к ее защите. В походах по местам боев подростки приобретают свой собственный опыт и воспринимают события с позиции реального времени, это позволяет в рамках путешествия вырабатывать у его участников правильное представление об историче-
ской значимости победы советского народа в Великой Отечественной войне. При преодолении горных перевалов, речек у участников маршрута развиваются такие качества, как мужество, чувство ответственности за себя и своего товарища, взаимовыручка, дисциплинированность, выносливость. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Туристские походы... В чем же их привлекательность? Это не только своеобразный отдых, но и познание окружающего мира. Смысл познания в конечном счете - воспитание личности, ее приобщение к культуре, социализации. От других способов познания мира походы отличает то, что здесь юные туристы соприкасаются с целым комплексом, в который входят люди, их образ жизни, среда обитания. Главная задача - развитие у учащихся интереса к истории родной огромной России. В работе использую такие формы занятий, как экскурсии, одно- и многодневные походы к краеведческим объектам, поисковая и исследовательская деятельность учащихся. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы и учреждений дополнительного образования. Если педагог в повседневной работе начнет регулярно обращаться к вопросу патриотического воспитания, то это позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».
Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине: городу, селу, лесу, речушке. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Углубленные знания о родном крае, его прошлом и настоящем, его людях, природе, культуре, истории способствуют воспитанию гражданина, который уважает традиции своего народа, неравнодушен к судьбе страны, к судьбе своей малой родины.
Каждый год неумолимо отдаляет нас от Великой Отечественной войны. Особое место в её истории занимает оборона Кавказа. Несмотря на время, прошедшее с той поры, его ледники продолжают открывать всё новые артефакты героизма и мужества защитников перевалов и ущелий Главного Кавказского хребта, ставших непреодолимым барьером для фашистских захватчиков.
Сегодня теми же «оборонными тропами», что и 75 лет назад, к перевалам воинской славы идут уже внуки и правнуки красноармейцев, своими телами заслонивших путь врагу. Их цель - сохранить память о защитниках ледяных крепостей и рассказать современникам о цене той Победы.
Ежегодно с обучающимися посещаю труднодоступные воинские захоронения на перевалах горного Кавказа, Краснодарского и Ставрополь-
ского краев, возлагаем полевые цветы на памятных знаках и обелисках. Следовательно, работая в таком направлении, можно с уверенностью сказать, что это является развитием патриотизма и подготовкой защитников Отечества. Пройдет время, дети вырастут и уйдут во взрослую жизнь. Но вряд ли они забудут эти экспедиции, походы, ночные костры, соревнования, получение первых туристских наград. Пусть мои кружковцы не всегда самые лучшие ученики в школах, но разве это самое важное? Главное, что они хорошие друзья. Сейчас уже ко мне стали приходить бывшие ученики со своими детьми. Это приятно! Значит, дано нечто положительное, что они сохранили на всю жизнь. Причем не прерывается связь с моими бывшими выпускниками.
Одной из наиболее действенных форм патриотического воспитания считаю проведение походов по местам боевой славы, во время которых можно возложить цветы и привести в порядок памятники, познакомиться с историческими местами и мемориальными комплексами.
В своей работе по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведении: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, селян, на событиях из истории своей деревни. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.
По всему миру, в самых разных странах стоят обелиски в честь участников и героев войны. Кроме мемориальных комплексов существуют также скромные обелиски на братских могилах, военная техника, установленная в местах прошедших боев, мемориальные стелы, одиночные могилы героев-защитников и памятные места, связанные с людьми и событиями героической битвы. Мы учим историю и собираем реликвии, создаём музеи и поисковые отряды.
Наши походы дают возможность юным туристам увидеть объекты истории, прикоснуться к ним, почувствовать события, о которых написано сухим языком учебников. И это является сильнейшим образовательным и воспитательном средством, позволяющим познакомить участников маршрута на практике с историей, развивать в подростках высшие духовные и нравственные ценности. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери.
И поэтому не случайно, что именно на Бородинском поле 3 декабря 2014 года с особой торжественностью был начат отсчет новой памятной для российской истории даты - Дня неизвестного солдата. Здесь прошла первая церемония памяти, посвященная всем неизвестным воинам России. С этого дня она проводится ежегодно.
Легендарное Бородино - место, где обязательно нужно побывать хоть однажды. Только здесь можно почувствовать все величие подвига двух поколений русских солдат, отдавших жизни за наше Отечество.
Основная смысловая идея этого лыжного похода - пройти по местам партизанской славы Подмосковья и защитников Москвы. Поход посвящен 75-летию начала контрнаступления под Москвой и героям Бородинского сражения 1812 года.
В поисковых походах не надо искать смысла патриотизма - он лежит вместе с останками солдат, которых ищут и которых находят. Мы ищем. Мы находим. Мы рассказываем, за что погибли эти бойцы и почему все ныне живущие обязаны им и Родине вернуть их имена, увековечить их подвиг.
Непрерывно на протяжение многих лет совершенствую и поддерживаю свое спортивное мастерство в составе сборной команды республики. Основными своими достижениями считаю горные походы по Центральному Памиру и лыжные походы высшей категории сложности по акватории Северного Ледовитого океана.
Обобщая вышеизложенное, хочется отметить, что наиболее эффективными путями патриотического воспитания подрастающего поколения являются: активизация поисковой работы с обучающимися, участие в сборе материалов по истории родного края, организация и проведение экскурсий, походов, экспедиций по родному краю.
В памятных местах, где велись бои, осмотр памятников и реликвий на воинских перевалах Кавказа, на партизанских тропах Кубани и Крыма и битвы за Москву - все это оказывает воспитательное воздействие на участников Похода Памяти. Знания, яркие впечатления, приобретенные в походах, способствуют формированию убеждений, сознательного отношения к выполнению гражданского, патриотического долга. Походы Памяти по местам боев уникальны - они хранят в себе не только достопримечательности, но и память поколений, особую атмосферу, которую легко здесь прочувствовать. Туристские походы являются важным и действенным средством приобщения будущих защитников Родины к военно-историческим и трудовым традициям нашего Отечества.
Список литературы
1. Наумов М. С., Филатова Е. В. Подмосковье. М. : ИД Симон - пресс,
2000.
2. Памятники Отечества / под ред. И. В. Петрянова-Соколова, С. Н. Разгонова. М., 1994.
3. Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. М. : Вече, 2008.
4. Глушкова В. Г. Подмосковье: культура, история, география. М.,
2003.
5. Блюмин Г. З. Царская дорога. Историческое путешествие по Рублевскому, Можайскому, Минскому, Ново-Рижскому, Ильменскому, Подуш-кинскому шоссе. М. : Центрполиграф, 2012.
6. Имангулова Т. В., Омарова Н. А. Направления организации турист-ско-краеведческой деятельности в образовании // Материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового ту-ристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения». М., 2013.
А. Л. Шипко
Человек в мире туризма. Туризм в мире человека
В статье рассматриваются вопросы о потребностях человека познавать мир, туризм становится его важной составляющей в социализации личности, формируя ее знания, умения. Важным аспектом формирования личности ребенка является воспитание как институт социализации посредством включения воспитанника в деятельность туристских клубов, кружков, детских организаций и т. п.
Ключевые слова: человек и туризм, социализация личности, формирование личности ребенка, деятельность туристских клубов.
Каждый турист - путешественник, но не каждый путешественник -турист.
Мы живем на Земле, не задумываясь над сущностью бытия, в качестве критериев качества жизни часто принимаем ложные ориентиры, заводим себя и общность, к которой себя относим, в тупик.
Краеугольным вопросом бытия является вопрос, чем отличается живое от неживого. На наш взгляд, единственным критерием сущности живого является наличие потребностей как инструмента сохранения жизни, развития и самореализации в приемлемом для живого существа виде. Человек, в отличие от других живых существ, выступает одновременно в качестве как природного, так и социокультурного феномена. Он характеризуется самым развитым диапазоном потребностей, в котором кроме витальных (врожденных) имеются и вторичные (приобретенные) потребности.