Научная статья на тему 'Патриотическое и физическое воспитание в начальной школе Восточной Сибири в начале ХХ в'

Патриотическое и физическое воспитание в начальной школе Восточной Сибири в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / EASTERN SIBERIA / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ДИРЕКЦИЙ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ / DIRECTORATES OF PUBLIC SCHOOLS / ШКОЛЬНАЯ АРТЕЛЬ / THE SCHOOL CO-OPERATIVE / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LABOR EDUCATION / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ПОТЕШНАЯ РОТА / СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / TOY ARMY / SCOUTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шилов Александр Иванович, Шилова Нина Васильевна

В статье изложены материалы из истории организации воспитательного процесса начальной школы Восточной Сибири начала ХХ в. Показано, что в начальных училищах старались внушать детям истинное патриотическое чувство, любовь к родине, чуждую национального самомнения, горячее стремление трудиться на ее благо. Отражено возрастание роли трудового и физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шилов Александр Иванович, Шилова Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATRIOTIC AND PHISICal UPBRINGING IN PRIMARY SCHOOL OF EASTERN SIBERIA IN THE EARLY TWENTIETH СENTURY

The article describes the history of the organization of the educational process in primary school of Eastern Siberia in the early twentieth century. It is shown that in primary schools children were inspired to be true patriots, love their country ignoring national self-esteem, to have eagerness to work for its benefit. The article reflects the growing role of labor and physical education.

Текст научной работы на тему «Патриотическое и физическое воспитание в начальной школе Восточной Сибири в начале ХХ в»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В НАЧАЛЕ XX в.

THE PATRIOTIC AND PHISICAL UPBRINGING IN PRIMARY SCHOOL OF EASTERN SIBERIA IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY

А.И. Шилов, H.B. Шилова

A.I. Shilov, N.V. Shilova

Восточная Сибирь, воспитательный процесс, начальная школа, патриотическое воспитание, дирекций народных училищ, школьная артель, трудовое воспитание, физическое воспитание, потешная рота, скаутское движение.

В статье изложены материалы из истории организации воспитательного процесса начальной школы Восточной Сибири начала XX в. Показано, что в начальных училищах старались внушать детям истинное патриотическое чувство, любовь к родине, чуждую национального самомнения, горячее стремление трудиться на ее благо. Отражено возрастание роли трудового и физического воспитания.

Eastern Siberia, educational process, primary school, patriotic education, directorates of public schools, the school co-operative, labor education, physical education, Toy Army, Scouting. The article describes the history of the organization of the educational process in primary school of Eastern Siberia in the early twentieth century. It is shown that in primary schools children were inspired to be true patriots, love their country ignoring national self-esteem, to have eagerness to work for its benefit. The article reflects the growing role of labor and physical education.

Вначале XX в. большинство учителей народной начальной школы Восточной Сибири под воздействием передовой педагогической мысли стали уделять внимание, кроме нравственного воспитания и дисциплины учащихся, еще и другим направлениям воспитательной работы: патриотическое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание и др. [Шилов, 2013, с. 141]. Патриотическое воспитание осуществлялось на уроках объяснительного чтения путем чтения и обсуждения интересных рассказов о России, ее лучших людях, героях тех или иных крупных исторических событий, учили стихотворения о родине и прекрасной природе. Свое значение в патриотическом воспитании имели и уроки русской истории и географии, дополняемые домашним чтением книг и статей, имевших патриотическую направленность. Нередко в стенах начальных училищ светских и духовного ведомства учащи-

еся пели национальный гимн перед портретом царя для развития патриотического чувства [Отчет..., 1913, с. 18].

Неизгладимое впечатление на детей производили школьные праздники, устраиваемые учебной администрацией в торжественные дни, которые взрывали однообразную, будничную жизнь учащихся. Примером тому могут служить проводившиеся юбилейные торжества по случаю чествования столетней годовщины со дня рождения Н.В. Гоголя, проводившиеся 20 марта 1909 г. [Циркуляр..., 1910, с. 99].

В годы начавшейся мировой войны патриотическое воспитание было усилено. Переживаемые события нашли живой отклик в душах учителей и учащихся, вызвали единодушный горячий и искренний подъем их патриотического чувства.

Многие учителя в ряде бесед и чтений поясняли детям в доступной форме великое мировое значение совершавшихся в Европе событий,

в которых принимала участие и Россия, ведомая всесильной судьбой к решению важных культурных и исторических задач.

Вместе с тем многие учителя старались ознакомить детей с теми лишениями и страданиями, какие претерпевали наши воины, своей грудью отстаивавшие честь, славу, благоденствие и, наконец, само независимое существование великой Родины, а также сообщали детям о значении деятельности Красного Креста на войне и необходимости для каждого в эту тяжелую годину оказать со своей стороны посильную помощь страждущим [Отчет..., 1915, с. 116]; (ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 297. Л. 7).

По предложениям дирекций народных училищ в целях поддержания в детях патриотического настроения вводилось во всех школах ежедневное пение народного гимна; предпринимались меры для повышения культурной роли школы среди населения путем устройства по воскресным и праздничным дням чтений и бесед учителей с учащимися и их родителями; во всех училищах проводились молебны о даровании побед доблестной русской армии; учителя проводили пожертвования; в летний сезон оказывали помощь сельскому населению в посеве и уборке хлебов путем организации школьных трудовых артелей и школьных яслей и по мере возможности принимали участие в постановке благотворительных на нужды войны спектаклей, концертов, аллегри, сборов и прочее [Березовский, 1916, с. 35-36; Отчет..., 1915, с. 117].

Во всех высших начальных училищах организовывались воскресные беседы, посвященные обзору военных событий и ознакомлению учащихся с силами, положением воюющих сторон и значением грандиозной борьбы соперников России и ее самой в защиту права справедливости и, наконец, существованию угнетаемых тевтонами малых славянских государств.

Часть бесед была посвящена ознакомлению со славянским вопросом вообще, кроме того, этому вопросу уделялось особое внимание при классном прохождении курса русской истории.

Округом было разрешено училищам произвести расход в размере 25 руб. каждому из

специальных училищных средств на приобретение и выписку книг и журналов, посвященных истории второй отечественной войны [Отчет..., 1915, с. 33].

Учащиеся начальных школ принимали участие в сборах на нужды войны, несли имеющиеся у них копейки, а равно старались быть полезными всеми доступными им средствами. Так, например, в школах Красноярского уезда учащимися было изготовлено и отправлено через местные комитеты на позиции до 800 мешочков с подарками для солдат. Кроме того, среди учеников собраны деньги на нужды войны -275 руб. Учащимися училищ города Красноярска было собрано и отправлено 700 мешочков с подарками и 195 руб. деньгами. Учащиеся Ачинска и Ачинского уезда пожертвовали деньгами 84руб. 35 коп. ит. д. [Березовский, 1916, с. 36-39]; (ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 295. Л. 22).

Помимо сборов на нужды войны, учащиеся по инициативе и при содействии учителей ставили детские спектакли и устраивали концерты, которые были повсеместно платными для того, чтобы чистый сбор отчислять в пользу раненых воинов и семейства запасных. Так, Красноярское первое железнодорожное двухклассное училище поставило спектакль в Железнодорожном театре. Чистый сбор со спектакля в 250 руб. был внесен в Красный крест. Красноярское шестнадцатое училище поставило несколько платных детских спектаклей с концертными отделениями, сбор с которых в размере 150 руб. поступил в Красноярский Комитет Союза городов. В Ачинске устройство платных детских спектаклей, дало 219 руб., в Минусинске и Минусинском уезде -246 руб. [Березовский, 1916, с. 38-39]. В Иркутской губернии 28 февраля 1916 г. в помещении Бала-ганского общественного собрания был дан платный ученический концерт, сбор с которого поступил в пользу местного подотдела Андреевского Красного Креста с отчислением 20 % в пользу недостаточных учащихся Балаганского высшего начального училища (ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 587. Л. 26).

Учащиеся Верхнеудинского высшего начального училища совместно с ученицами местной прогимназии устроили 29 декабря 1915 г. плат-

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н

U

ный спектакль, чистый сбор с которого предназначался для оказания помощи семьям запасных и раненых нижних воинских чинов. Чистый сбор от спектакля выразился в сумме 375 руб., каковые деньги и были переданы по назначению (ГАКК. Ф. 3. On. 1. Д. 587. Л. 26).

В Забайкальской области литературно-музыкальные вечера и детские спектакли в 1915 г. прошли в 8 училищах. Необходимо отметить, что на характере спектаклей отразилось влияние переживаемого военного времени: учителя повсюду предпочитали устраивать платные спектакли с отчислением чистого сбора в пользу семейств запасных: таким образом, хотя эти удовольствия предназначались не специально для детей, тем не менее и последним они доставили не мало радости [Отчет..., 1915, с. 114].

В связи с переживаемыми событиями военного времени поставлен был вопрос о привлечении воспитанников школ на полевые работы в помощь семьям призванных на войну при обработке полей и уборке урожая. Этой мере ведомство народного просвещения придавало серьезное воспитательное значение как для учителей, так и для населения. Участие в трудовых дружинах должно развить уважение к труду, знакомство с крестьянской трудовой средой и, наконец, дать здоровый выход совершенно естественному порыву молодежи принять реальное участие в той напряженной борьбе, которую ведет все общество для обеспечения российскому доблестному войску исполнения его тяжелого подвига [Отчет..., 1915, с. 63].

Сообразно времени возникновения трудовых дружин силы их употреблялись на обработку общественных огородов, уборку хлебов и другие крестьянские работы. По поступившим в округ отзывам дружинники прилагали все старания к скорейшему овладению техникой работ, и это в связи с усердием их, по-видимому, способствовало смене в крестьянском населении первоначально несколько иронического, недоверчивого отношения к ним на дружественное, ласковое и внимательное.

Школьные артели организовывали из учащихся высших начальных училищ вторых клас-

сов двухклассных училищ в возрасте не менее 12 лет. Большей частью это были юноши 15-18 лет. Иногда в артели входили лица посторонние, как, например, в Кривинском двухклассном училище, где в артели, состоявшей из 21 человека, учащихся было 18 и еще 3 посторонних. В Мало-Имышенском училище под руководством учителя Зыкова была организована артель, состоявшая из школьников и жен запасных. Трудом этой артели было накошено до 600 копен сена и убран хлеб с полей. Успех артели объяснялся исключительной ревностью и старанием учителя Зыкова. Он все время проводил на поле в работе, воодушевляя на доброе дело участников артели [Березовский, 1916, с. 39-45; Отчет..., 1915, с. 12].

При одноклассных училищах артели не организовывались ввиду малолетства детей [Березовский, 1916, с. 43].

В начальных школах всех ведомств, расположенных в городах, нередко проводились прогулки и экскурсии школьников вместе с учителем в лес за цветами, грибами, ягодами, проводились катания на специально устроенных лодках и т. д., или, кроме того, еще и с образовательными целями, как, например, в Иннокентьевской железнодорожной школе в 1911/12 учебном году учащиеся совершили экскурсию на каменноугольные копи, в типографию, мыловаренный и кирпичный заводы.

Что же касается сельских начальных училищ, то в них экскурсии и прогулки, весной и осенью с целями оздоровительными, воспитательными или образовательными, как правило, не проводились, несмотря на полную возможность организовать их без особых трудов и затрат. Так, в той же Забайкальской области только в 15 начальных училищах экскурсии были проведены, и ни одной экскурсии или прогулки в высших начальных училищах, расположенных в сельской местности [Отчет..., 1914, с. 33; Отчет..., 1913, с. 22; Отчет..., 1915, с. 13, 94, 114].

Физическое воспитание учащихся в начальных училищах было поставлено на очень низком уровне. Даже в городах гимнастика не везде введена. По данным главного инспектора учи-

лищ Восточной Сибири за 1911/12 учебный год, занятия гимнастикой проводили в Иркутской губернии только в 50 начальных училищах; в Енисейской губернии - в 67 двухклассных и одно-классных училищах; в Забайкальской области -в 63 училищах и Якутской области - в 42 начальных училищах. Всего 222 начальных училища, или 15,27 % от их общего количества на тот год в Восточной Сибири [Линьков, 1912, с. 531]; (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 204. Л. 1; Д. 219. Л. 12-13).

Основными мероприятиями, которые должны были бы способствовать улучшению физического развития и здоровья детей - являлись игры и прогулки на свежем воздухе во время перемен в хорошую погоду; после занятий - различные игры, в том числе с мячом; в сельской местности - полевые работы; зимой - катание на лыжах, коньках и санках [Отчет..., 1915, с. 112].

На том же уровне физическое воспитание находилось и в школах духовного ведомства. Однако училищ, где проводились занятия гимнастикой в связи с некоторым подбором обучения военному строю, было заметно меньше - только примерно 1,55 % от общего числа церковно-приходских школ [Отчет..., 1914, с. 29].

Аналогичное положение с точки зрения постановки физического воспитания оказалось и в высших начальных училищах: поддержка в холодное время более или менее постоянной температуры в классах, вентиляция помещения, чистая и регулярная уборка всего здания, ношение одежды учащимися в соответствии с температурным режимом воздуха и строгое соблюдение личной гигиены. В теплое время года - прогулки и игры на свежем воздухе во время перемен и, наконец, занятия гимнастикой в ряде начальных училищ [Отчет..., 1915, с. 91-92]; (ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 295. Л. 3; Д. 297. Л. 9).

На более высоком уровне осуществлялось физическое воспитание в железнодорожных училищах, в которых занятия проводились во всех школах с 1910 г. и сделались одним из заметных воспитательных средств: дети обнаруживали находчивость, умение держать себя в присутствии старших, отличались ловкостью движений. Это особенно бросалось в глаза при

сравнении учащихся железнодорожных школ с учащимися тех посторонних школ, в которых гимнастика и военный строй не преподавались [Фолометов, 1916, с. 72].

Наряду с гимнастикой и играми, там, где они имели место быть, проводили обучение и военному строю для усиления патриотического чувства, физической и военной подготовки. Еще 8 января 1908 г. с высоты престола была отмечена необходимость обратить самое серьезное внимание на физическое развитие и подготовку деревенской молодежи с детского возраста к военному строю [Отчет..., 1915, с. 92]; (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 219. Л. 21).

Министерство народного просвещения циркуляром от 3 марта 1908 г., признавая необходимым обратить большое внимание на физическое развитие учащихся в низших учебных заведениях, нашло желательным расширить программу преподавания гимнастики в начальных училищах путем введения военного строя и гимнастики на приборах за счет расхода на местные средства (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 295. Л. 135).

На местах, по мере возможности с подысканием средств, стали проводить в жизнь циркуляр министерства. Так, например, в Иркутске, собрав надлежащие сведения, городская управа исчислила расходы на расширение преподавания гимнастики в сумме 2 340 руб. (для училищ, содержимых на средства города) ежегодно в жалованье преподавателям из расчета 30 руб. за годовой урок и единовременно на приобретение гимнастических приборов 1 608 руб. (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 295. Л. 135).

В Верхнеудинске городской голова проявил инициативу и деятельное участие в изыскании средств и введении военного строя и гимнастики на приборах. После выхода из печати брошюры генерала Богдановича «Школа патриотизма», которая выступала с утверждением, что каждая государственная школа должна стать «преддверием армии», и имела своеобразный проект милитаризации народной школы, суть которого сводилась к муштре и солдафонству, стали повсюду создаваться отряды «потешного» войска. В Верхнеудинске первоначальная организация

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

роты потешных велась по плану городского головы и при его ближайшем участии. Его работами и трудами в июле 1910 г. была сформирована рота потешных, с которыми проводились занятия в течение трех летних месяцев. С наступлением в школах после каникул учебных занятий потешные роты, основной контингент которых составляли учащиеся начальной школы, распались (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 219. Л. 21-22).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потешным присваивалась особая форма. Обучать их были призваны офицеры армии и отставные военные. За недостатком офицерского состава широко стали использоваться услуги унтер-офицеров, особенно в сельских школах. Все обучение фактически было сведено к обучению «строю» и «шагистике» [Шамахов, 1966, с. 72].

В какой-то мере о характере занятий военным строем говорит отчет Ачинского ВНУ за 1915/16 учебный год, согласно которому «2 мая с учащимися выпускного и третьего классов и наиболее развитыми физически учащимися младших классов унтер-офицер Рогов приступил к занятиям военными строем и гимнастикой. Полковое начальство оказывало этому делу всяческое содействие, разрешило в мастерских полка ремонт училищных гимнастических снарядов, прислало 20 винтовок с полным прибором для ознакомления учащихся, оканчивавших курс обучения, с ружейными приемами и т. д. Кроме того, командир полка дважды отпускал бесплатно оркестр военной музыки для занятий гимнастикой и строем под музыку. Занятия велись 4 раза в неделю по несколько часов в день с целью возможно лучшего усвоения приемов воспитанниками. Инструктор Рогов чрезвычайно старательно вел занятия и достиг заметных результатов. В течение месяца воспитанники усвоили из военного строя то, что проходилось в рядовых армейских частях, и приемы активной гимнастики (ГАКК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 297. Л. 9).

Несмотря на деятельное участие всех министерств и ведомств в этом «патриотическом» деле (даже царь принимал парады потешного войска) и шумиху вокруг потешного вопроса, в Восточной Сибири не получилось того размаха «потешного» дела, которое ожидалось из-

начально в бюрократической верхушке. Обучение гимнастике и военному строю, как выше было сказано, проводилось только примерно в каждом шестом начальном училище. Потешные роты создавали всего в нескольких городах с охватом части детей окрестных селений и ближайших станций [Отчет..., 1913, с. 20]; (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 219. Л. 2-12).

Частично недостатки, изъяны физического воспитания компенсировались в тех школах, которые были охвачены скаутским движением (скаутизм), первые организации которого появились в Восточной Сибири весной 1917 г. Организатором и руководителем скаутского движения был И.Н. Жуков, учитель географии высшего начального училища г. Читы, окончивший филологический факультет Санкт-Петербургского университета, вследствие чего г. Чита (место его проживания в 1917-1922 гг.) стал идеологическим центром скаутинга.

И.Н. Жуков, занимаясь изучением системы внешкольного воспитания, нашел прогрессивные, занимательные, на его взгляд, формы работы с детьми, широко используемые педагогической практикой за границей, - длительные воспитывающие игры. Их ценность заключалась в том, что они учитывали психолого-педагогическую природу ребенка, отвечали потребностям и интересам детской души, создавали осмысленную, организованную наполненную трудовыми процессами и привычками активного альтруизма жизнь детей.

Скаутинг своей целью ставил подготовку достойных граждан Отечества, что предполагало в том числе обязательную заботу детей о своем здоровье. Поэтому в основу физического воспитания были положены три принципа: развитие в детях чувства личной ответственности за свое здоровье; умение ухаживать за своим телом; укреплять здоровье и развивать выносливость [Шабодоева, 1997, с. 32-33].

В итоге анализа вышеприведенного фактического материала сделаны следующие выводы.

В начальных училищах старались внушать детям истинное патриотическое чувство, под которым понималась необходимость воспитания

в детях любви к родине, чуждой национального самомнения, горячего стремления трудиться на ее благо, чтобы сделать страну могучей и богатой материально и духовно. В годы мировой войны патриотическое воспитание приняло черты военно-патриотического воспитания.

Возрастало трудовое и физическое воспитание, что говорит о все большем отходе начальной школы от дисциплинирующей школы к воспитывающей; о нарастающем удалении от одностороннего религиозно-нравственного воспитания к разностороннему, полнее учитывающему возможности каждой личности.

Список сокращений

1. ГАИО - Государственный архив Иркутской области.

2. ГАКК - Государственный архив Красноярского края.

3. Ф. 3 - Фонд 3. Дирекция народных училищ МНП Енисейской губернии.

4. Ф. 63 - Фонд 63. Главный инспектор училищ Восточной Сибири.

Библиографический список

1.

2.

Березовский Н.П. О состоянии начального образования в Енисейской губернии за 1915 год. Общие сведения. Красноярск, 1916. 57 с. Линьков А. Рост учебного дела в Восточной Сибири // Сибирский архив. 1912. № 7. С. 505-534.

3. Отчет Иркутского Еврейского бесплатного училища и ремесленного при нем отделения с 1897 по 1913 год. Иркутск, 1914. 140 с.

4. Отчет о деятельности образовательных учреждений Сибирской железной дороги за 1912 год. Томск, 1913. 105 с.

5. Отчет о состоянии церковных школ Иркутской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1911-1912 учебный год // Иркутские епархиальные ведомости. 1914. № 5. С. 1-52.

6. Отчет о школах МНП Забайкальской области, подведомственных дирекции народных училищ, за 1915 год. Чита, 1917. 152 с.

7. Фолометов И.Г. Образовательные учреждения Томской железной дороги в 1915 году // Сибирская школа. 1916. № 8. С. 65-77.

8. Циркуляр по восточносибирским учебным заведениям Министерства народного просвещения за 1909 год. Иркутск, 1910. 513 с.

9. Шабодоева А. Иркутская страница в истории сибирского скаутизма // Земля Иркутская. 1997. № 9.

10. Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917). Томск, 1966. 196 с.

11. Шилов А.И. Воспитание и дисциплина учащихся в начальных учебных заведениях Восточной Сибири начала XX в. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2. С. 141-145.

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.