УДК 37(09c) ББК 74.03(253)
А.И. Шилов, П.С. Филиппова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВОСТОЧНОЙ
и ___
СИБИРИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX В.1
В статье дан анализ воспитательного процесса в начальных школах Восточной Сибири означенного периода и его двух направлений - воспитывающего и дисциплинирующего, определявшихся в первую очередь кадровым составом, но также в известной мере и школьно-управленческой бюрократией.
Показано, что приходившие с течением времени учителя и руководящие кадры, заинтересованные в повышении уровня учебно-воспитательного процесса, все больше и больше тяготились дисциплинирующей школой, ориентируясь на школу воспитывающую.
Кратко отмечено религиозное, физическое и эстетическое воспитание, а также тот факт, что в среде учительства увеличивалась прослойка людей творческих, вносящих свежую струю в жизнь сибирской школы и общества.
Ключевые слова: воспитательный процесс, начальное учебное заведение, Восточная Сибирь, нравственное воспитание, религиозное воспитание, патриотическое воспитание, физическое воспитание, эстетическое воспитание, дисциплинирующая школа, воспитывающая школа.
А.I. Shilov, P.S. Filippova
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN PRIMARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EASTERN SIBERIA IN THE LAST THIRD OF THE XIX CENTURY2
The analyses educational process in primary schools of Eastern Siberia of the specified period and its two directions - educating and disciplining, determined primarily by staffing, but also, to a certain extent, by school-management bureaucracy.
The study shows that, in the course of time, teachers and supervisors interested in raising the level of teaching and upbringing have been increasingly burdened by a disciplinary type of school, with focusing on the educatory one.
The authors briefly mention religious, physical and aesthetic education, as well as increasing number of creative people among the teaching stuff, who can inject new life into the Siberian schooling system and the society as a whole.
Key words: educational process, primary educational institution, Eastern Siberia, moral education, religious education, patriotic education, physical education, aesthetic education, disciplinary school, educatory school.
Воспитательная работа в начальных ный и противоречивый путь развития, училищах Восточной Сибири, как и Рос- совершавшийся в борьбе и единстве ста-сии в целом, отражала непростой, слож- рого взгляда на школу (единство и борь-
1 Исследование выполнено в рамках регионального конкурса РГНФ «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2016 - Красноярский край при поддержке КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности». Проект «Развитие образования в Сибири в XIX-XX вв.» № 16 - 16 - 24020.
2 The research is carried out in the framework of the territory competition of the RHSF (Russian Humanitarian Scientific Fund) "Russian power will grow with Siberia and the Arctic Ocean" 2016 - Krasnoyarsk territory with the support of TSAI (Territory State Autonomous Institution) "Krasnoyarsk territory fund to support scientific and technical activities". The project "Development of Education in Siberia in the XIX-XX centuries" No. 16-16-24020.
.0 X
ю ф
h
Z X
5 *
т <и
ГО О. I I-со >s
«О S
8 5: о
о о ■ с
Е а о s
1Ю _0 S
5°
I- >s
го о
и
о н о о са о
ГО S m I
г
(.J to
го ш о с
с ^
с; ^
С)
С
со о с;
ба двух направлений в развитии школы), как дисциплинирующего учреждения, и нового, пробивающего себе дорогу, взгляда на школу как на воспитывающее учреждение. Так, например, если ученики шалят во время урока, то учитель - сторонник дисциплинирующего направления школы, накажет учащихся; учитель-воспитатель остановит шалунов, используя более гуманные меры [2, с. 12-15].
Как показывают материалы исследования в восточносибирской начальной школе в 70-х - первой половине 90-х гг., ведущее направление школы - воспитывающее или дисциплинирующее, определялось кадровым составом школ в первую очередь. Известное влияние оказывала и школьно-управленческая бюрократия. Однако с течением времени довольно медленно в школу приходило все больше квалифицированно подготовленных в духе новых педагогических идей и учителей, и руководящих кадров, заинтересованных в улучшении жизнедеятельности начальной школы, повышении ее общественного престижа.
Отношение и требования к личности учителя, его функциональные обязанности были высказаны в 90-х гг. XIX в. (1897 г.) в речи товарища (т.е. заместителя (А. Ш.) обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблера при открытии в С.-Петербурге курсов для учителей и учительниц второклассных церковных школ, и которые, за исключением некоторых деталей церковного характера, полностью относятся и к учителю светской школы означенного периода.
• Учитель призван не только учить детей, сообщая им начальные познания, но и воспитывать их в духе святой церкви.
• Забота учителя должна быть направлена как на образование ума, так и на развитие сердца и укрепление воли ребенка. Не расчленять ребенка и влиять исключительно на одну из сторон его бытия, а воздействовать на него во всей полноте его умственных и физических сил.
• Учитель должен прилагать старания к тому, чтобы дети были искренне и нелицемерно верующими людьми, чтобы они были добрыми православными христианами; согревать сердца учеников,
располагая их любовью ко Христу, запо-ведывающему своим апостолам не мешать детям приходить к нему.
• Обязан раскрывать ученикам значение православной церкви, неизменно сохраняя Евангельское учение в неприкосновенной чистоте, любвеобильно дающей всем без различия благодатные средства к спасению, лучшей учительнице на земле, готовящей нас к бессмертию и славе на небе.
• Необходимо петь с учениками Господу, развивать в них любовь к пению церковному. Величавость этого пения, назидательное содержание молитвосло-вий возвышают ум и развивают чувство красоты у поющих.
• Питайте добрые чувства учеников чтениями из истории церкви и истории нашей родины; покажите им сонм мучеников, своей смертью запечатлевших веру в Христа и явивших миру назидательные примеры любви к Тому, который страданием и крестной смертью освободил нас от смерти и тления.
• Знакомьте юношей с историей христианских подвижников, раскройте красоту на все доброе полезного благочестия, ознакомьте с учителями церкви, высокой мудростью раскрывшими смысл и значение основных истин христианского учения; введите их в сонмы князей страстотерпцев и святителей Церкви Российской, прославившихся своими подвигами и трудами.
• Знакомьте с деяниями великих собирателей земли Русской: с заботами Самодержавных монархов о славе и могуществе Державы Российской.
• Воспитывайте в преданности царю, своей властью соединяющему в одно великое целое племена и народы, населяющие Россию.
• Приучайте благоговеть перед памятью людей, бескорыстно служивших благу родины, а также тех, которые живот свой за нее положили. Раскрывайте перед учениками величие ее (т.е. родины), исторических судеб.
• Школа, воспитывая детей, должна утверждать их в хороших навыках, приучать их к добросовестности и исполнительности во всех, даже самых мелких
и второстепенных делах. Развивайте в учениках чувство дома, настаивайте, чтобы они делали хорошо все, что предпринимают.
• Обращайте внимание на внешность детей. Наблюдайте за чистотой их рук и вообще их опрятностью. И бедные дети могут быть вымыты и причесаны. Отпечаток порядка этого необходимого условия всякой хорошей школы должен лежать на всем, что касается школы.
• Добрый учитель собственным примером должен научить детей приветливости в отношении к людям, всегдашней готовности помогать ближнему, почтению к старшим, любви ко всем окружающим. Бранные слова и грубые выражения не должны быть терпимы в христианской школе. Христианская благовоспитанность да будет лучшим украшением наших детей в школе.
• Хороший учитель должен постоянно заботиться о нравственном развитии своих учеников, должен стараться облагородить их, побороть другие наклонности и утвердить в добрых христианских навыках.
• Получите возможность близко всмотреться в особенности каждого ребенка и, сообразуясь с ними, благотворно влияйте на его развитие. Во всем дурном останавливайте его, зорко следите, чтобы дурные чувства не обращались в дурное настроение, хорошим же чувствам давайте простор. Зорко присматривайтесь к дарованиям и способностям ваших питомцев. Старайтесь подметить выдающиеся между ними таланты, ищите наиболее даровитых между вашими учениками и не забывайте сообщать о них тем, кто мог бы способствовать дальнейшему их развитию.
• Учитель всегда должен помнить, что учить добру может только тот, кто сам творит добро, что жизнь учителя должна быть постоянным проявлением тех начал, которые он преподает ученикам. Горе ему, если он учит одному, а делает другое, и в деле своем он должен особенно помнить заповедь Спасителя, строго осуждающего тех, которые соблазняют малых, столь любезных сердцу Божественного Искупителя. Знайте, что по де-
лам вашим будут судить и о ваших питомцах, а потому всемерно избегайте всего, что может мешать успеху вашей просветительной деятельности [7, с. 445-451].
Данная речь товарища обер-прокурора Синода В.К. Саблера, содержащая требования к личности учителя и выполнению его функциональных обязанностей, составленная на основе учения церкви и данных официальной педагогической науки, отражала в известной мере и накопленный практический педагогический опыт, акцентируя внимание не только на нравственном и религиозном воспитании, как на важнейших показателях работы школы и воспитанности учащихся, но также и на патриотическом воспитании - преданность престолу, любовь к родине и т.п.
Остальные виды воспитания занимали более скромные позиции в школьном воспитании. Так, по существу трудовое, физическое и эстетическое воспитание, учитывая новые педагогические веяния пореформенной России в 70-х - первой половине 90-х гг. начинали только зарождаться в виде преподавания ремесел и рукоделия в отдельных учебных заведениях, преподавания гимнастики и в какой-то мере учета гигиенических требований к посещению школы и классов и т.д.
Однако нравственному и религиозному воспитанию детей в начальных приходских и повышенного типа начальных школах МНП и православного ведомства уделялось значительное внимание, достигая вполне удовлетворительных результатов. Из отчетов смотрителей уездных училищ учителей-инспекторов городских училищ, епархиальных наблюдателей, наконец, из отчетов главного инспектора училищ Восточной Сибири видно, что принимаемые по укреплению дисциплины и нравственности учащихся меры были вполне успешны, давали положительные результаты. Например, в отчете за 1879 г. главный инспектор училищ, говоря об уездных училищах, пишет: «что касается до нравственного направления учащихся, то оно вполне удовлетворительно» [9, Оп. 1. Д. 2. Л. 48]. На следующий год в очередном отчете он также подтверждал, что в нравствен-
-О X
ю ф
3 X
5 *
с; ^
^
т <и
го О.
I н со
«о -ё
8 £
ф £
ц
о
о о ■ с
о ^
1Ю _0 ^
5°
I- >2
ГО О
И
о н
0 о ей о К Ш
X го ^
П I ? ф
1 ф
и со
го со о с
с ^
с; ^
С)
С
со о с;
ном отношении уездные училища находились в удовлетворительном состоянии [9, Оп. 1. Д. 3. Л. 14].
В приходских училищах, по мнению инспектора Ачинского и Минусинского учебных округов, нравственное и религиозное воспитание находилось в довольно хорошем состоянии. Никаких дерзких проступков совершено не было. В Красноярском и Канском учебных округах в этом же 1883 г.: «выдающихся» проступков не было [10, Оп. 1. Д. 1. Л. 12, 43; Д. 4. Л. 29].
В целом довольно приличное поведение учащихся в начальных училищах Восточной Сибири время от времени омрачалось нарушением дисциплины отдельными учениками. Так, согласно отчету главного инспектора за 1879 г. в Енисейском уездном училище были несколько детей, отличавшиеся грубостью, полным произволом в преднамеренных пропусках уроков и т.д. [9, Оп. 1. Д. 2. Л. 48]. В отчете за 1880 г. главный инспектор отмечал, что случаи исключения учащихся за крайне плохое поведение все-таки были: в Ачинском - двое учеников, в Иркутском и Киренском - по одному. В Верхнеудинском начальном училище за нанесенные побои товарищу был наложен трехдневный арест с содержанием на хлебе и воде. В целом к пресечению дерзких шалостей учащихся, опозданий, лености, неряшливого вида и т.п. педагогические советы принимали более мягкие меры [9, Оп. 1. Д. 3. Л. 14].
Учащихся приучали к опрятности, уважению к старшим, обязательному исполнению долга, взятых обязательств. Учителя постоянно заботились об укреплении в учениках этих начал учебным материалом на своих занятиях, требуя неукоснительной исполнительности и аккуратности, как в посещении уроков, так и в ведении тетрадок, выполнении письменных работ [10, Оп. 1. Д. 8. Л. 20, 127].
Таким образом, даже этот краткий обзор воспитательной деятельности учителя показывает, что они в большинстве своем тяготились дисциплинарной школой, ориентируясь на школу воспитательную. Одновременно, если требовали обстоятельства, прибегали к методам и
приемам дисциплинарной школы. Получило распространение мнение и стабильно удерживалось, прежде всего, среди педагогов, а затем и в других общественных кругах, что наилучшими средствами поддержания дисциплины является интерес детей к классным занятиям, их любовь к школе, их деятельное участие в установлении регулярных школьных порядков и так называемая система естественных наказаний. Однако, как показывает опыт работы школ, одних этих средств не всегда бывает достаточно. Поэтому была необходимость пользования еще другими способами прямого или косвенного воздействия на учащихся. Прежде всего сюда относились меры предупредительного характера: это, с одной стороны, целесообразная классная обстановка, а с другой - организация и приемы занятий, особо стоят средства, воздействующие на совесть, чувство долга, опирающиеся на сознание и волю ребенка; далее идут меры, действующие на стыд, например, порицания, выговоры, меры, опирающиеся на общественные мотивы и мнение школы; наконец, меры, с сущностью которых были хорошо знакомы учащиеся средневековой школы.
Теснейшую связь с нравственным воспитанием в начальных училищах региона означенного периода имело религиозное воспитание учащихся. Причем эта взаимосвязь была таковой, что многие учителя и администраторы от образования не разделяли отдельно эти два вида воспитания, поскольку считали, что нравственность без воспитанного религиозного чувства вообще едва ли может быть. Для них нравственно воспитанный человек - это тот, который религиозен, строит свои действия, поступки, наконец, жизнь, сообразуясь с евангельским учением и учением церкви. Истинная нравственность как бы вырастает из христианства. Нравственный человек - это, прежде всего, настоящий христианин. Поэтому особенное внимание обращалось не только на нравственное, но и на религиозное воспитание (или, даже точнее - религиозно-нравственное воспитание). Во всех начальных училищах на уроках Закона Божьего перед воскресными
и праздничными днями законоучителя прочитывали и объясняли соответствующее празднику чтение из Евангелия. Для укрепления в учащихся привычки посещать общественные богослужения, и вообще для развития религиозного чувства их по воскресеньям и праздничным дням водили учителя в церковь для слушания литургии. Учащиеся старших классов по порядку сами принимали непосредственное участие в церковном богослужении чтением часов из Апостола и за всенощной шестопсалмия.
Некоторые учащиеся с хорошим голосом нередко составляли церковные хоры, которые пели в соборах под регентством преподавателей пения. Некоторые учащиеся прислуживали в алтаре священникам при совершении литургии. На последней неделе Великого поста и преподаватели, и учащиеся обязательно были у исповеди Святого причастия [8, с. 154-155; 10. Оп. 1. Д. 1. Л. 12; Д. 4. Л. 29; Д. 8. Л. 6, 77, 127-128].
По отзывам заведующих школ и наблюдению ревизовавших школ, дети-ученики смотрелись с внешней стороны более опрятными и приличными, чем неграмотные крестьянские дети; во время уроков и в перемены они держали себя скромно, были почтительны к старшим, вежливы, насколько возможно, во взаимных товарищеских отношениях, - между ними неслышно оскорбительных «кличек» и названий полуименем.
При таком нравственном настроении учащихся не было необходимости прибегать к каким бы то ни было мерам взыскания, как замечалось в отчетах о некоторых школ. Но так как единичные случаи нарушения правил благоповедения, случаи недостаточного внимания к учебному делу, лености и т.п. неизбежны между детьми в большинстве школ, то относительно таких учеников принимались и соответствующие меры взыскания. К таким мерам относились: внушение, замечание, выговор, лишение обеда, задержание в школе на некоторое время после уроков. В одной из школ практиковалась вполне целесообразная мера относительно ленивых и малоспособных учеников, именно: учительница занималась с таки-
ми учениками во внеклассное время, побуждая одних и помогая другим ученикам в приготовлении уроков [3, с. 356-358; 4, с. 59-61; 5, с. 28-30; 6, с. 1-3].
Некоторое внимание в начальных училищах обращали и на физическое воспитание учащихся. Прежде всего, для укрепления физических сил и здоровья учащихся обращалось должное внимание на чистоту классных помещений и вентиляцию. Однако кое-где проводили занятия по гимнастике, зимой, как правило, в коридорах зданий, иногда в рекреационных или классных помещениях, в теплое время - во дворе. Кроме того, ученикам устраивали разного рода игры, особенно летом, когда было много свободного времени; также совершались прогулки с учащимися на природу [10, Оп. 1. Д. 1. Л. 12; Д. 4. Л. 29; Д. 8. Л. 6, 65, 76, 128].
Необходимо отметить отдельной строкой появившиеся в 80-х - начале 90-х гг. новые формы организации досуга детей во внеурочное время, которые одни в большей мере служили развитию познавательного интереса, расширению и/или углублению знаний учащихся и в то же время в случаях привлечения к участию бывших учеников способствовали блокировке в известной мере рецидиву безграмотности; другие более служили нравственному, религиозному и эстетическому воспитанию учащихся. Однако все они были направлены на развитие учебно-воспитательного процесса в начальной народной школе конца XIX в. Так, в школах иногда проводились вечерние чтения для учащихся с допуском на них желающих из бывших учеников. Часто эти чтения имели определенную программу, связанную с классными занятиями; на этих чтениях учащиеся пополняли знания, сообщенные им на уроках, по необходимости кратко, из-за недостатка времени, о наиболее важных событиях и личностях по истории церковной и гражданской, по географии, естественной истории, знакомились с общедоступными произведениями образцовых русских писателей и т.п., иногда чтения иллюстрировались световыми картинами при помощи волшебного фонаря, отчего
-О X
ю ф
3 X
5 *
с; ^ го н т Ф
ГО О. I I-
СО >2
«о 2
8 5: ф £
ц
о
о о ■ с
о ^
1Ю _0 ^
5°
I- >2
ГО О
И
о н
0 о ей о К Ш
X го ^
П I ? ф
1 ф
и со
го ей о с
с ^
с; ^
С)
С
со о с;
интерес их для слушателей и польза еще более увеличивались [1, с. 47; 10. Оп. 1. Д. 1. Л. 44].
Все более и более распространялся в школьных училищах хороший обычай устраивать рождественские елки, образовательные развлечения для учащихся на средства попечителей училищ, на суммы, отпускаемые в некоторых местах на этот предмет по приговорам сельских сходов и на частные пожертвования. Программа елки бывала весьма разнообразной: хоровое и индивидуальное пение детских и патриотических песен, чтение наизусть стихотворений и басен, драматических отрывков с распределением ролей действующих лиц между учащимися, чтение со световыми картинами, доступные физические опыты, детские игры, и, кроме учебных принадлежностей, книг, лакомств и игрушек, беднейшие ученики получали разные вещи из обуви и одежды. Устройство елок, давая повод к развитию общественной благотворительности на нужды училищ и привлекая внимание к училищу всего населения, в то же время представляли пример более разумных развлечений и для учащихся, воспитывая у них вкус к развлечениям, имеющим возвышающий образовательно-воспитательный характер, и вводило детей в обиход жизни простого народа, а поэтому относилось к желательным явлениям [1, с. 47; 9. Оп. 1. Д. 11. Л. 19; 10. Оп. 1. Д. 1. Л. 44].
Организация елок, чтений, образовательно-воспитательных прогулок в городских и приходских училищах Восточной Сибири свидетельствовала о том, что местное население постепенно повышало проявление интереса к начальной школе и участие в ее жизнедеятельности, что школа и учительские кадры постепенно все дальше и дальше отходили от дисциплинирующей школы к школе воспитывающей, и в среде учительства находило себе место все больше людей творческих, вносящих новую струю в жизнь сибирской школы и сибирского общества в целом.
Таким образом, на основе вышеприведенных исторических фактов можно сделать следующие выводы.
Начальная школа Восточной Сибири последней трети XIX в. имела два направления - воспитывающее и дисциплинирующее, выбор которых определялся в первую очередь кадровым составом учебных заведений. Известное влияние оказывала и школьно-управленческая бюрократия.
Приходившие в школу, хотя и довольно медленно, квалифицированно подготовленные в духе новых педагогических идей учителей и руководящих кадров, заинтересованных в улучшении жизнедеятельности начальной школы, повышения ее общественного престижа, в большинстве своем, все больше и больше тяготились дисциплинарной школой, ориентируясь на школу воспитывающую. Считалось, что наилучшими средствами поддержания дисциплины является интерес детей к классным занятиям, любовь к школе, их деятельное участие в установлении регулярных школьных порядков.
Учащиеся отличались опрятностью, аккуратностью, почтительностью к старшим, приличным поведением, вежливостью в отношениях между собой, отсутствием сквернословия, исполнительностью (долга и взятых обязательств), скромностью.
Кроме нравственного воспитания, большое значение придавали религиозному воспитанию учащихся, так как считалось, что нравственно воспитанный человек тот, который религиозен, строит свои действия, поступки, наконец, жизнь, сообразуясь с евангельским учением и учением церкви. Истинная нравственность как бы вытекает из христианства.
Некоторое внимание в начальных училищах обращали и на физическое воспитание. Прежде всего, это чистота классных помещений и вентиляция. Также устраивали разного рода игры, особенно летом, совершали прогулки с учащимися на природу.
Примечательным явлением того времени было распространение в школах устройства рождественских елок, образовательных развлечений для учеников, чтений с волшебным фонарем и т.д.
Организация елок, чтений, образовательно-воспитательных прогулок и т.п. в светских и церковных школах Восточной Сибири свидетельствовала о том, что местное население постепенно повышало интерес и участие в жизнедеятельности начальной школы,
а также постепенный отход от дисциплинирующей школы к школе воспитывающей, и в среде учительства находили место все больше людей творческих, вносящих новую струю в жизнь сибирской школы и сибирского общества в целом.
Библиографический список
1. Андреев, В.И. Школьное образование у бурят во второй половине XIX века [Текст]: монография / В.И. Андреев. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1958. - 136 с.
2. Вахтеров, В.П. Нравственное воспитание и начальная школа [Текст]: монография / В.П. Вахтеров. - М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1901. - 241 с.
3. Отчет Иркутского Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Иркутской епархии за 1895-1896 учебный год [Текст] / / Иркутские епархиальные ведомости. -1897. - № 20. - С. 272-282; № 21. - С. 296-302; № 22. - С. 314-322; № 23. - С. 328-337; № 24. - С. 343-370.
4. Отчет о состоянии церковно-приходских и грамотности школ в Енисейской епархии за 18911892 учебный год [Текст]. - Красноярск: Типография Е.Ф. Кудрявцева, 1893. - 73 с.
5. Отчет о состоянии церковно-приходских и грамотности школ в Енисейской епархии за 18941895 учебный год [Текст]. - Енисейск: Изд-во Енисейской городской управы, 1898. - 37 с.
6. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Иркутской епархии за 18881889 учебный год [Текст] // Иркутские епархиальные ведомости. - 1890. - № 21. - С. 1-6.
7. Саблер, В.К. Чем должен быть учитель начальной школы [Текст] / В.К. Саблер // Иркутские епархиальные ведомости. - 1897. - № 18 (прибавления). - С. 445-451.
8. Циркуляр по восточносибирским учебным заведениям Министерства народного просвещения за 1894 год [Текст]. - Иркутск: Типография В.П. Сукачева, 1895. - 251 с.
9. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Фонд 63. Главный инспектор училищ Восточной Сибири. Опись 1. Дела 2-3, 11.
10. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Фонд 3. Дирекция народных училищ МНП Енисейской губернии. Опись 1. Дела 1, 4, 8, 21, 24, 28, 37, 53, 71, 79.
References
7. Sabler V.K. What should the teacher of a primary school be. Irkutskiyeyeparkhialniye vedomosti. 1897 No. 18 (addition). P. 445-451. [in Russian].
о о ■ с
T Q.
[in Russian]. i i-
CO >S
ro o
6. Report on the state of the parochial schools and schools of the diploma of the Irkutsk diocese during || g the 1888-1889 school year. Irkutskiye yeparkhialniye vedomosti. 1890. No. 21. P. 1-6. [in Russian]. o o
™ dQ
n i
8. Circular on the East Siberian educational institutions of the Ministry of National Education for 1894. Irkutsk: <u
£ <u
1. Andreev V.I. School education in theBuryats in the second half of the XIXcentury. Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo gos. un-ta, 1958. P. 136. [in Russian].
2. Vakhterov V.P. Moral education and primary school. M.: Tipografiya tvorchestva I.D. Sytina, 1901. P. 241. Russian].
3. Report of the Irkutsk School Council on the state of the parochial schools and schools of the charter of the Irkutsk diocese for the 1895-1896 academic year. Irkutskiye yeparkhialniye vedomosti, 1897. No. 20. P. 272-282; No. 21. P. 296-302; No. 22. P. 314-322; No. 23. P. 328-337; No. 24. P. 343-370. [in Russian].
4. Report on the state of the parochial and literacy of schools in the Yenisei Eparchy for the 18911892 school year. Krasnoyarsk: Typographiya E.F. Kudryavtseva, 1893. P. 73. [in Russian].
5. Report on the state of the parochial and literacy of the schools of the Yenisei Eparchy for the 18941895 school year. Eniseysk: Izd-vo Yeniseiskoy gorodskoy upravy, 1898. P. 37. [in Russian].
Izd-vo V.P. Sukacheva, 1895. 251 p. [in Russian].
9. State archive of the Irkutsk region. Fund 63. The chief inspector of schools in Eastern Siberia. Inventory I. Cases 2-3, 11. [in Russian].
10. The state archive of Krasnoyarsk region. Fund 3. Directorate of public schools of MNP Yenisei province. Inventory I. Cases 1, 4, 8, 21, 24, 28, 37, 53, 71, 79. [in Russian].
Сведения об авторах: Шилов Александр Иванович,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the authors: Shilov Alexandr Ivanovich,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Pedagogy, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: [email protected]
Филиппова Полина Сергеевна,
учитель английского языка, МБОУ «Средняя школа № 145», г. Красноярск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Filippova Polina Sergeevna,
Teacher of the English language, Secondary school No. 145, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: [email protected]
ro m о с с s с; s
О
d
со о с;