А. И. Кобзев
ИВ РАН
Патриарх цветной печати Ху Чжэн-янь*
Ху Чжэн-янь йЯШШ (ок. 1582-1671/1672), по имени Юэ-цун ЕЗД и прозвищу Цы-гун родом из уезда Сюнин округа Хуйчжоу про-
винции Аньхуй, - вещающийся художник-график, гравёр и печатник, мастер ксилографии и эстампажа, резчик печатных досок и печатей, библиофил, один из главных создателей техники многоцветной художественной ксилографии (доу бань ИЩ.), основанной на точном совмещении на листе бумаги отпечатков с нескольких печатных досок (гун хуа ^й>). Он жил и работал в южной столице династии Мин (1368-1644) - Нанкине, где во дворе его жилища у склона горы Цзилуншань ЩШШ росли более десятка стеблей бамбука, поэтому оно получило название Кабинет Десяти бамбуков (Ши-чжу-чжай +^^). Отсюда произошли заглавия двух главных творений Ху Чжэн-яня: «Ши-чжу-чжай (шу) хуа пу» +^^(^)ЩШ («Комплект/Альбом рисунков и (каллиграфии) из Кабинета Десяти бамбуков») и «Ши-чжу-чжай цзянь пу» («Комплект/Альбом художе-
ственной/почтовой бумаги из Кабинета Десяти бамбуков»).
Первое, по определению авторитетных китайских специалистов, является «эпохальным творением в истории отечественной графики» [2, с. 56]. Над этим альбомом, состоящим из более чем 160 цветных гравюр размером 20 см (по вертикали) на 23,6 см (по горизонтали), Ху Чжэн-янь работал с 1619 по 1627 г. В предисловии художник, поэт, учёный (получивший степень цзюйжэнь в 1618 г.) и государственный деятель (позднее управлявший Нанкином) Ян Вэнь-цун Ш^Ш (1597-1646) назвал его обладателем «искусного сердца и утончённой руки, превзошедшим предшествующие эпохи» (цяо синь мяо шоу, чао цзюэ цянь дай ^). Альбом известен в переиздании 1633 г. с предисловием анахорета-упасаки (цзюй ши ®^) Син-тяня и хранится в Пекинской библиотеке. В него входят восемь тематических разделов по 20 гравюр: каллиграфия, цветы сливы, орхидеи, бамбук, камни, плоды, птицы и животные,
* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 09-04-00179а.
© Кобзев А.И., 2010
цветы. Каждый рисунок сопровождается каллиграфически исполненным стихотворением. Рисунки принадлежат кисти самого Ху Чжэн-яня и других художников, как знаменитых предшественников: Чжао Мэн-фу Ш (1254-1322), Шэнь Чжоу ЙМІ (1427-1509), Тан Иня (1470-1524),
Вэнь Чжэн-мина (1470-1559), - так и малоизвестных современни-
ков: У Биня ^Ш, Ни Ина ЫШ и пр. В базельском издании 1943 г. [3] оттуда воспроизведены в цвете 16 гравюр, в работе Сюн Сяо-мина - две [9, с. 107, илл. 164, 165], в «Полном собрании [произведений] китайского изобразительного искусства» [2, с. 161, илл. 156] - одна, но крупнее и качественнее.
Поскольку Чжао Мэн-фу и Тан Инь прославились в качестве крупнейших мастеров эротического искусства (чунь хуа ^Щ) соответственно эпох Юань (1271-1368) и Мин и в «Ши-чжу-чжай (шу) хуа пу» включены стихи других его представителей, Р. ван Гулик в 1951 [10] и 1961 [11; 4, с. 353; 5, с. 449-450: в переводе неверная транскрипция имени - Ху Чэньэнь] годах обоснованно предположил, что Ху Чжэн-янь входил в круг литературно-художественной богемы, образовавшейся в атмосфере духовнонравственной раскрепощённости конца Мин и увлекавшейся эротикой в беллетристике и живописи. Кроме того, Ху Чжэн-янь развивал традицию хуйчжоуской школы книжной иллюстрации, сложившейся во второй половине XVI в. близ его родины - в уезде Шэсянь окр. Хуйчжоу пров. Аньхуй, а её мастера активно участвовали в иллюстрировании эротической литературы (напр., классического романа «Цзинь пин мэй» - «Цзинь, Пин,
Мэй» / «Цветы сливы в золотой вазе»; см. [6, с. 501-510] и выше «Иллюстрации к «Первой удивительной книге» китайской литературы») и создании особого жанра эротических литературно-художественных альбомов. Данное искусство, по мнению Р. Ван Гулика, процветало примерно с 1570 по 1650 гг., и за эти 80 лет достигло не превзойденного впоследствии уровня, в чём первостепенную техническую роль сыграл Ху Чжэн-янь.
«Ши-чжу-чжай цзянь пу» увидел свет в год падения дин. Мин (1644). Почти на два десятилетия раньше, в 1626 г., аналогичное издание «Ло-сюань бянь гу цзянь пу» («Комплект/Альбом отличающейся
от древней художественной/почтовой бумаги Ло-сюаня»), старейшее из ныне сохранившихся в этом жанре, выпустил также в Нанкине У Фа-сян ^ (У Ло-сюань, р. 1579-?). Уникальный экземпляр этого двухтомника из 178 по большей части цветных гравюр размером 21 см (по вертикали) на 14,5 см (по горизонтали) был обнаружен в 1963 г. в пров. Чжэцзян и ныне хранится в Шанхайском музее. Две гравюры из него воспроизведены в [2, с. 159, илл. 154], одна - Сюн Сяо-мином [9, с. 107, илл. 166]. «Ши-чжу-чжай цзянь пу» состоит из четырёх цзюаней и включает в себя 289 гравюр размером 21 см (по вертикали) на 14 см (по горизонтали), разбитых на 36 тематических разделов. Также две опубликованы в [2, с. 161, илл. 156], одна - Сюн Сяо-мином [9, с. 108, илл. 167].
В предисловии Ли Кэ-гуна описаны история его создания и в
целом печатания художественной/почтовой бумаги (цзянь Ш), а также особенности и трудности цветной ксилографии. В частности, сказано, что первые грубые образцы художественной/почтовой бумаги были
произведены во времена, предшествовавшие периодам Цзя-цзин (15221566) и Лун-цин (1567-1572), улучшение качества пришло к середине периода Вань-ли (1573-1619), а к его концу наметилось приближение к совершенству, которое было достигнуто в периоды Тянь-ци (1621-1627) и Чун-чжэнь (1628-1644) прежде всего благодаря стараниям Ху Чжэн-яня, искусно соединившего собственное новаторство с достижениями прошлого. Согласно [2. Ту-бань шо-мин, с. 56], этим его произведением «была открыта новая эра в истории мировой полиграфии». В 1952 оно как ксилографическое факсимиле было превосходно переиздано в Пекине знаменитой печатней «Жун/Юн-бао-чжай» с предисловием известного историка литературы и искусства Чжэн Чжэнь-до ЩЩ.Щ- (Чжэн Си-ди, 1898-1958; см. [6, с. 569-570]).
Ху Чжэн-янь вырезал доски для таких изданий, как «Хуан Мин бяо чжун цзи» («Основы увековечения верности царствующей
[династии] Мин»), «Ши тань»^Ш («Беседы о поэзии»), «Шан хань ми/би яо» ®^®^(«Тайная суть лихорадочного поражения холодом»), «Цянь вэнь лю шу тун яо» («Общая суть шести [категорий] письма тысяч знаков»), «Лю шу чжэн э» («Исправление ошибок
шести [категорий] письма») и др. С воцарением маньчжурской династии Цин (1644-1911) он удалился от дел и стал вести жизнь отшельника.
Источники
1. Ху Чжэн-янь. Ши-чжу-чжай цзянь пу (Комплект художественной бумаги из Кабинета Десяти бамбуков). Пекин, 1952.
2. Чжунго мэй-шу цюань цзи (Полное собрание [произведений] китайского изобразительного искусства). Хуй-хуа бянь (Произведения живописи и графики). Т. 20: Бань-хуа (Гравюры). Шанхай, 1988.
3. Tschihold J. Neue chinesische Farbendrücke aus der Zehnbambushalle. Basel, 1943.
Литература
4. ГуликР. ван. Сексуальная жизнь в древнем Китае. СПб., 2000.
5. Гулик Р. ван. Искусство секса в Древнем Китае. М., 2003.
6. Энциклопедия «Духовная культура Китая». [Т. 3] Литература. Язык и письменность. М., 2008.
7. Ли Мао-цзэн. Сун Юань Мин Цин ды бань-хуа и-шу (Искусство гравюры [эпох] Сун, Юань, Мин и Цин). [Б.м.], 2000.
8. Мяо Юн-хэ. Мин дай чу-бань ши гао (Очерк истории изданий эпохи Мин). Нанкин, 2000.
9. Сюн Сяо-мин. Чжунго гу-цзи бань-кэ ту-чжи (Иллюстрированный трактат о ксилографиях в древнекитайской литературе). Ухань, 2007. С. 106-108.
10. Gulik R.H. van. Erotic Colour Prints of the Ming Period, with an Essay on Chinese Sex Life from the Han to the Ch'ing Dynasty, B.C. 206 - A.D. 1644. Tokyo, 1951.
11. Gulik R.H. van. Sexual Life in Ancient China. Leiden, 1961.