Патентная безопасность
как составляющая информационной безопасности в сфере науки и техники России
Д. А. Кожевников,
адъюнкт
Г. С. Колбасова,
адъюнкт
Р. В. Максимов
к. т. н., доцент, докторант
В. Ф. Самохин
к. в. н., профессор, заместитель начальника академии по учебной и научной работе
В. П.Чернолес
д. п .н., профессор, начальник бюро изобретательства
Военная академия связи
Патентуйте все, что можно!
Билл Гейтс
В ходе реформирования ключевых институциональных отношений возникают негативные процессы, порождающие угрозы национальной безопасности государства в экономической, оборонной, информационной и других сферах. Показано, что в значительной мере обеспечение информационной безопасности в сфере науки и техники обусловлено патентной безопасностью государства. Проанализированы «<патентные технологии», используемые в конкурентной борьбе на рынке наукоемкой продукции. Отмечено, что потеря государством контроля над патентно-лицензионной политикой приводит к утечке результатов научно-технической деятельности, является препятствием построению информационной экономики России.
Reforming of key institutional relations involve negative processes threatening the national security in economic, defence, information and other spheres. It has been demonstrated that information security in the field of science and technology is largely due to patent security of the state. «Patent technologies» used in competitive struggle at the high technology products market have been analyzed. It has been noted that the lack of state control over patent and licensing policies results in the leakage of the outcomes derived from scientific and technical activities and hinders development of the information economy of Russia.
В ряду сложных проблем, сопровождающих процессы реформирования социально-экономической политики Российской Федерации, первостепенное значение в последние годы приобрели вопросы национальной безопасности. Это связано с тем, что в ходе реформирования, трансформации ключевых институциональных отношений и прежде всего отношений собственности, наряду с определенными позитивными тенденциями достаточно четко обозначились новые негативные процессы в экономике, социальной сфере и т. д. В ряде случаев эти процессы представляют серьезную угрозу национальной безопасности общества и его экономике. В связи с этим в Концепции национальной безопасности Российской Федерации [5] отмечено, что угрозы национальной безопасности имеют комплексный характер и обусловлены:
★ существенным снижением инвестиционной и инновационной активности, научно-технического потенциала, преобладанием в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих;
★ ослаблением научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращением исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, оттоком за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, угрожающим России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней экономической зависимости и подрывом обороноспособности России;
★ просчетами, допущенными на начальном этапе в экономической, военной, правоохранительной и других отраслях государственной деятельности;
★ ослаблением политического, экономического и военного влияния России в мире;
★ нарастанием угрозы в информационной сфере, проявляющейся:
♦ в стремлении ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве; в вытеснении России с внешнего и внутреннего информационного рынков;
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
♦ в разработке рядом государств концепции информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования ин-фокоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов и получение несанкционированного доступа к ним.
Преодоление и предупреждение перечисленных угроз предполагает обеспечение институтами государственной власти безопасности всех составляющих национальной безопасности, в числе которых важнейшими являются безопасность в экономической и информационной сферах.
Экономическая безопасность подразумевает сохранение и обеспечение жизненно важных интересов всего населения страны. До недавнего времени доминировало традиционно-аналитическое понимание экономической безопасности как одной из характеристик глобального военно-стратегического противостояния «двух систем». Безопасность прямо понималась как обеспечение жизнеспособности экономики страны в условиях военных действий. Разновидностью и модификацией (применительно к мирному периоду развития страны) традиционного подхода стало понимание экономической безопасности как обеспечение выживаемости страны в случае природных бедствий и экологических катастроф.
В последние десятилетия понятие экономической безопасности было дополнено таким признаком, как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики и ее ведущих отраслей на мировой арене.
В современных условиях продуктивными следует считать подходы к экономической безопасности через состояние экономических отношений в целом, через систему государственных гарантий, обеспечивающих защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, через ее объект и субъекты, характеризующие экономику страны как единую систему. Эти условия будут выполнены, если учитывать, что «современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации» [4]. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих национальной безопасности России. В свою очередь, как национальная безопасность, так и экономическая — существенным образом зависят от обеспечения информационной безопасности. Причем в ходе технического прогресса такая зависимость будет возрастать. В этом смысле в настоящее время говорят об «информационном обществе» и «информационной экономике», составной частью научной базы которых является информатика. Научные основы информатизации и информационного общества развиваются сегодня в двух направлениях [10]:
★ первое — фундаментальные и прикладные исследования, связанные с созданием новых инфоком-муникационных средств и технологий, внедрение которых в различные сферы человеческой деятельности с целью удовлетворения информационных потребностей общества и составляет сущность информатизации;
★ второе — исследования, формирующие научнометодологические основы информатизации и информационного общества как конечной цели информатизации.
Бурное развитие инфокоммуникаций, а также широкое внедрение во все виды деятельности субъектов хозяйствования информационных технологий, ускорили развитие информатики и формирование информационного общества. В работе [10] информатика рассматривается как комплекс научных направлений, изучающих процессы сбора, хранения, передачи и обработки информации. Однако, не умаляя роли вычислительной техники в развитии информатики, нельзя механически отождествлять информатику только с теорией и практикой построения и использования вычислительной техники. Именно с учетом этих обстоятельств в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации сформулированы основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:
★ соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина на доступ к информации;
★ информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации;
★ развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникаций и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности;
★ защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, используемых на территории России. Перечисленные национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере определяют соответствующие направления их реализации, а также виды и источники угроз.
К числу таких угроз, прежде всего, следует отнести [4]:
★ угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина;
★ угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
★ угрозы развитию отечественной индустрии информации;
★ угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем. Перечисленные виды угроз обусловлены как внешними, так и внутренними источниками. Среди внешних источников следует выделить:
★ стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, к вытеснению России с внешнего и внутреннего информационных рынков;
★ обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
★ увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий и др.
К источникам внутренних угроз информационной безопасности прежде всего необходимо отнести:
★ критическое состояние отечественных отраслей промышленности;
★ недостаточная разработанность нормативной базы, регулирующей отношения в информационной сфере;
★ недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка в России;
★ недостаточная экономическая мощь государства;
★ снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;
★ отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации органов управления всех уровней, а также промышленности, образования и др.
Очевидно, что информатика играет все возрастающую мировоззренческую и интегрирующую роль по отношению к ряду научных и научно-технических дисциплин и, следовательно, уровень информационной безопасности оказывает влияние на защищенность национальных интересов в различных сферах жизнедеятельности общества и государства: экономической, внутренней и внешней политики, науки и техники, духовной жизни, в общегосударственных ин-фокоммуникационных системах, обороне и т. д.
Не останавливаясь на анализе проблем обеспечения информационной безопасности во всех сферах жизнедеятельности государства, ниже рассмотрены наиболее важные объекты обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники и угрозы их нормальному функционированию (рис. 1).
Основными объектами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники являются:
★ результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации;
★ открытия, незапатентованные технические решения, полученные в ходе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, экспериментальное оборудование;
Объекты
обеспечения информационной безопасности в области науки и техники
Результаты фундаментальных и прикладных научных исследований Научно- технические кадры Незащищенные объекты промышленной собственности Системы управления сложными исследовательскими комплексами
ЗЕ
зе
зе
УГРОЗЫ
ВНЕШНИЕ
Противоправный доступ к научно-техническим ресурсам РФ
Создание льготных условий на рынках РФ для иностранной научно-технической продукции
Разрушение единого нау ч но-техн ического пространства государств СНГ
Активизация
промышленного
шпионажа
1НУТРЕННИЕ
Сложная экономическая ситуация
Низкий уровень технологической независимости
Проблемы в области патентной защиты
Сложность мер по защите информации
Рис. 1. Объекты обеспечения информационной безопасности в области науки и техники и угрозы их нормальному функционированию
★ научно-технические кадры и система их подготовки;
★ системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и др.).
При анализе проблемы влияния науки и техники на информационную безопасность выделяют два аспекта [10]:
★ во-первых, влияние науки и техники на обеспечение информационной безопасности;
★ во-вторых, рассмотрение науки и техники как специфичного объекта, требующего обеспечения собственной безопасности.
Такой подход определяется тем, что наука и техника имеют межвидовой характер по отношению ко всем направлениям безопасности. Оказывают существенное влияние на обеспечение экономической, информационной, оборонной, экологической и др. видов безопасности государства. В связи с этим исключительно важным становится понимание необходимости формирования стратегии информационной безопасности в сфере науки и техники России. Такая необходимость диктуется рядом внешних и внутренних угроз безопасности в этой сфере. Внешние угрозы характеризуются:
★ стремлением развитых иностранных государств получить противоправный доступ к научно-техническим ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах;
★ созданием льготных условий на российском рынке для иностранной научно-технической продукции и стремлением развитых стран в то же время
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
ограничить развитие научно-технического потенциала России;
★ политикой западных стран, направленной на дальнейшее разрушение прежде единого научнотехнического пространства государств-участни-ков СНГ за счет переориентации их на западные страны, а также отдельных, наиболее перспективных научных коллективов;
★ активизацией деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб.
К числу основных внутренних угроз информационной безопасности в сфере науки и техники следует отнести:
★ сохраняющуюся сложную экономическую ситуацию в России, ведущую к резкому снижению финансирования научно-технической деятельности, к падению престижа научно-технической сферы, к утечке за рубеж идей и передовых разработок;
★ неспособность предприятий национальных отраслей электронной промышленности производить на базе новейших достижений микроэлектроники и передовых информационных технологий конкурентоспособную наукоемкую продукцию, позволяющую обеспечить достаточный уровень технологической независимости России от зарубежных стран, что приводит к вынужденному широкому использованию импортных программноаппаратных средств при создании и развитии в России информационной инфраструктуры;
★ серьезные проблемы в области патентной защиты результатов научно-технической деятельности российских ученых, которые привели к критическому уровню патентной безопасности России;
★ сложности реализации мероприятий по защите информации на акционированных предприятиях, в научно-технических учреждениях и организациях.
Анализ перечисленных угроз дает основание считать, что существенное снижение общего ущерба от их реализации может быть достигнуто при обеспечении патентной безопасности России, определяемой рациональной политикой в области охраны объектов интеллектуальной собственности и, в частности, охраны объектов промышленно собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т. п.), созданием условий для формирования инновационной экономики.
Патентная безопасность Российской Федерации — это состояние, при котором личности, обществу и государству не может быть нанесен существенный ущерб путем нарушения и (или) неправомерного присвоения субъектами зарубежных стран исключительных прав на результаты научно-технической деятельности субъектов Российской Федерации с целью подрыва производственной стратегии конкурентов и наукоемкой экономики Российской Федерации в целом.
Актуальность решения проблемы патентной безопасности подтверждается продолжающимся бур-
ным ростом новых научно-технических достижений, стимулирующих непрерывный инновационный процесс.
Инновационная экономика резко повысила роль знаний, которые сегодня стали главным фактором экономического роста вообще и условием достижения требуемого уровня информационной безопасности в сферах экономики, обороны и т. д. Главным источником экономического роста и успеха в конкурентной борьбе становятся не природные ресурсы, а идеи и основанные на них новшества. Особую ценность при этом представляют результаты научных исследований, которые обретают форму охраняемой правом интеллектуальной собственности. Это обусловлено тем, что интеллектуальная собственность и прочие нематериальные активы стали все чаще составлять основу создаваемых общественных богатств. Так, например, проведенное в 1997 г. в США исследование показало, что две трети 7-триллионной рыночной стоимости открыто торгующих американских компаний даже не отражается в балансовых отчетах, поскольку эта часть стоимости заключается не в их недвижимости, а в их нематериальных активах в виде интеллектуальной собственности [6].
Статистика свидетельствует о дальнейшем ускорении в развитых странах патентной гонки. Расширяется перечень патентоспособных объектов. Резко возросла доходность патентно-лицензионных операций.
Об этом свидетельствуют приводимые ниже факты.
Так, рост активности патентования наблюдается практически во всех секторах экономики США.
В 1998 г. в США было выдано 155 000 патентов, что на 33% больше, чем в 1997 г. [6]. При этом количественный рост патентования сопровождается расширением номенклатуры охраноспособных объектов и соответствующей трансформацией законодательных норм. В числе новых объектов патентной защиты рассматриваются: генетически преобразованные живые микроорганизмы, модифицированные на генетическом уровне растения, технологии в области информатики и электронной торговли и др.
Наиболее заметным событием последних лет стала борьба за патентные права в отраслях, связанных с коммуникациями и электронной торговлей в Интернете. В период после 1990 г. количество ежегодно выдаваемых в США патентов, относящихся к вычислительной технике и коммуникациям, возросло на 250%, а патентов, относящихся к компьютерным сетям и Интернету, стало больше на 700%. Только в 1999 г. патентное ведомство США выдало 2193 патента на изобретения, связанные с Интернетом и 22930 патентов, относящихся к сферам обработки данных, обеспечения устойчивого функционирования коммуникаций.
В рамках конкурентной борьбы за рынки сбыта наукоемкой продукции ведущие страны мира все большее внимание уделяют патентованию своих новшеств в странах с конкурирующей экономикой. На рис. 2 приведены данные о подаче странами заявок по системе РСТ [1]. Очевидно доминирование США, Японии, Германии. Россия в этом процессе фактичес-
Доля стран в общем объеме заявок, %
13,779 15'14
5,212
20/621 19Д23 19,447
5,513
5,682
7,207
8,61
2001 2002 2003 2004 2005
□ российские заявители □ иностранные заявители
Рис. 4
Рис. 2 ^
ки выполняет роль статиста. Более того, динамика подачи заявок на выдачу патентов Российской Федерации (рис. 3) и выдачи патентов Российской Федерации (рис. 4) отечественным и иностранным заявителям указывает на угрожающее состояние патентной безопасности России. Если допустимой считается доля иностранных патентов от числа патентов отечественных заявителей порядка 5%, то по состоянию на 2005 г. она составляет уже более 30%.
Сложившаяся ситуация в патентной политике позволяет ведущим странам завоевать мировой рынок наукоемкой продукции (рис. 5) и получать соответствующие доходы от экспорта высоких технологий (рис. 6), в которых доля России исчезающе мала. Этим объясняется и ситуация, при которой Россия, обладающая подавляющим превосходством над другими странами в природном капитале (в денежном выражении на душу населения), занимает лишь 57 место в мире по объему ВВП на душу населения (табл. 1) [2].
В предпринимательской практике все чаще используют «патентные технологии», хотя и не входящие в противоречие с действующим законодательством, но в то же время не связанные с классическим применением института патентного права для стимулирования и обеспечения правовой охраны результатов научно-технических разработок. К таким технологиям относятся [3, 7]:
★ блокирующее патентование в целях подрыва производственной стратегии конкурентов;
★ патентное прикрытие при вторжении в прибыльные рыночные сегменты с жесткой конкуренцией;
Число выданных патентов, тыс.
А
россииские заявители □
Рис. 3
★ регистрация большого числа так называемых «спекулятивных» («зонтичных», «мусорных») патентов, за которыми часто скрываются не уникальные изобретения, а ошибки неопытных или перегруженных экспертов патентных ведомств, и которые используются для запугивания конкурентов и выколачивания денег из предпринимателей, опасающихся разорительных затрат на дорогостоящее патентное судопроизводство;
★ регистрация патентов с чрезмерно расширенным объемом притязаний, которые становятся препятствием для патентования всех последующих технических решений в данной предметной области;
★ выстраивание «патентной стены» вокруг перспективного, хотя и уязвимого дела, с целью предъявления конкуренту угрозы подачи дорогостоящего судебного иска, а при благоприятном исходе спора — развертывания широкомасштабного предпринимательства;
★ поиск популярной продукции с истекающим сроком патентной охраны, получение патента на усовершенствованную продукцию с целью продажи его производителю исходной продукции и др. Кроме того, существуют компании, которые самостоятельно не создают и не патентуют изобретения, а превращают патенты в свой единственный товар, покупая, осваивая и лицензируя чужие патенты. Примером может служить компания Intellectual Ventures, созданная бывшим директором по технологиям компании Microsoft Н. Мирвольдом [9]. Фирма скупает по бросовым ценам патенты на техноло-
Доля контролируемого рынка высоких технологий, %
Рис. 5
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
Доля доходов, %
А
25,5
13,2
10
3,7
7,1
0,4
<
3
и
о
с
с*
о.
\£>
О
Q-
е
Таблица 1
Величины природного капитала и ВВП, приходящиеся на душу населения (по данным ООН)
Страна Природный капитал па душу населения ВВП надушу населения в 2000 г.
в тыс. $ в % относительно России (100%) $ рейтинг среди 173 стран мира
Россия 160,0 100 8377 57
США 18,7 11,7 34142 2
Япопия 4,2 2,63 26755 11
Китай 2,0 1,25 3976 94
Рис. 6 <2
гии у компаний-неудачников, а затем ждет, пока какая-нибудь крупная и успешная компания не применит схожую технологию — в надежде отсудить многомиллиардные компенсации. Задачу компании облегчают простота получения патентов и возможность получения огромных компенсаций в случае незаконного использования их идей. Например, производитель микропроцессоров Intel при создании своей продукции черпает интеллектуальную собственность из многих источников. В результате, оспорив права только на один из элементов микросхемы, можно добиться остановки работ над целым семейством продуктов. «Судебное разбирательство, — говорит Н. Мирвольд, — это чудовищная идея. Оно стоит огромных денег».
Судебные прецеденты с многомиллионными исками заставляют высокотехнологичные компании более внимательно выстраивать свою патентную стратегию. Так компания Microsoft, обвиненная в начале 1990-х гг. в нарушении патентных прав компании Digital Equipment Corp при разработке операционной системы Windows NT, была вынуждена уплатить 160 млн. долларов, чтобы закрыть судебное дело. Именно тогда глава компании Билл Гейтс обратился к служащим с призывом: «Патентуйте все, что можно!».
Перечисленные «патентные технологии», не противоречащие действующему законодательству, принято называть патентной стратегией компании. И какие бы мнения не высказывались по поводу корректности их использования, они остаются действенным инструментом в конкурентной борьбе на мировом рынке наукоемких технологий.
Но существуют угрозы патентной безопасности, выходящие за рамки существующего законодательства, и часто имеющие криминальный характер. К таким угрозам относятся:
★ промышленный шпионаж с целью неправомерного овладения новыми технологиями, охраняемыми в режиме «ноу-хау»;
★ юридическое закрепление за собой имущественных прав на не принадлежащие им разработки путем подкупа или обмана лиц, имеющих доступ к этим разработкам;
★ производство и продажа продукции по ранее заключенным, но утратившим силу (просроченным) лицензионным договорам;
★ производство и продажа продукции без заключения каких-либо договоров с разработчиками этой
продукции и др.
Так, крупнейшие мировые производители вооружений в последние годы ведут беспрецедентную в международной практике работу по юридическому закреплению за собой имущественных прав на научно-технические разработки российских авторов, полученные в процессе выполнения Государственного оборонного заказа. Причем в этой деятельности, нарушающей не только этические, но и правовые нормы, участвуют правительства индустриально развитых стран. Только в США в обход российским патентным органам зарегистрировано несколько сотен патентов на технологии военного и двойного назначения, авторами которых являются российские изобретатели, а обладателями патентов — американские фирмы или сами США в лице Министра торговли США. Например, права на патент США №5.778.292 от 7.08.1998 г. принадлежат США в лице Министра торговли США. Этим патентом защищено изобретение группы ученых из Томска — гибридный лазерный локатор.
Пользуясь отсутствием должных мер по охране интеллектуальной собственности с российской стороны, заметно активизировались процессы патентования непосредственно в России, доступных зарубежным представителям отечественных военно-технических разработок, особенно в авиационной и ракетно-космической отраслях. Цель одна — блокирование наиболее перспективных направлений развития авиационной техники в России патентами на отечественные изобретения, оформленные на иностранные физические лица.
Анализ российского фонда патентной информации показывает, что в период с 1993 по 1998 гг. только французская фирма «Аэро-Франс» получила более 10 патентов Российской Федерации на перспективные технические решения в области вертолетост-роения. Цель такой высокой патентной активности в России — создание юридической основы для устранения конкурента (России) в случае его появления на международном рынке, например, победы российского вертолета К-50 в тендере в Турции.
Проблема патентной безопасности становится более актуальной в связи с возможным вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Несвоевременное решение этой проблемы может обернуться для РФ не только многомиллиардными убытками, но и установлением иностранного контроля над предприятиями обороннопромышленного комплекса.
В последнее десятилетие бывшие союзники (Польша, Румыния, Болгария, Словакия) развернули широкомасштабную продажу вооружений и военной техники, производимой по просроченным лицензиям, выданным ранее бывшим СССР. Это не только подрывает позиции российских оборонных отраслей промышленности на мировом рынке, но и способствует ослаблению военно-политического влияния Российской Федерации в различных регионах мира. Отмеченное является результатом потери контроля государства над патентно-лицензионной политикой.
Неурегулированность, отсутствие должного внимания к проблеме патентной безопасности вызывает со стороны руководителей оборонных предприятий негативную реакцию, способствует оттоку из страны научных кадров, сужению и без того узкого сектора мирового рынка наукоемкой продукции для отечественных производителей.
В конечном итоге, все споры вокруг патентов сводятся к вопросу о том, содействуют они или препятствуют инновационному процессу. При всем многообразии мнений по этому поводу патенты продолжают существовать, становясь все более важным средством определения победителей и побежденных в конкурентной борьбе.
Игнорирование или недостаточное внимание к обеспечению патентной безопасности приводит к тому что, по сути, иностранные фирмы «столбят» в России рынок будущих высоких технологий, отводя нам роль поставщиков сырья, готовят нам экономическую удавку.
Литература
1. Аналитические материалы и статистика по некоторым направлениям деятельности Роспатента в 2005 г.//Патенты и лицензии, № 4, 2006.
2. А. В. Дерягин. Наука и инновационная экономика в России// Инновации, №5, 2005.
3. В. Ю. Джермакян. Спекулятивные заявки, зонтичные патенты и последствия обмана патентного ведомства (российский и зарубежный опыт). ИНИЦ Роспатента, 2005.
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 9.09.2000 г.
5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24.
6. Л. Г. Кравец. Патенты как средство обогащения американских предпринимателей//Изобретательство, т. II, № 2, 2002.
7. Л. Г. Кравец. Патентные войны на «диком» Западе//Изобре-тательство, т. II, № 3, 2002.
8. Б. К. Лисин. Инновационный шанс России//Инновации, № 9, 2005.
9. Р. Уотерс. Патентный тролль//Санкт-Петербургские ведомости, вып. № 77 от 2.05.2006 г.
10. Р. М. Юсупов. Наука и национальная безопасность. СПб.: Наука, 2006.