МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
21. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н. Система распространения визуальной рекламы, патент на изобретение RUS 2148860 28.04.1998
22. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б Система визуального воспроизведения информации с дистанционным управлением, патент на изобретение RUS 2133496 19.01.1998
23. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н. Система распространения информации, патент на изобретение RUS 2134457 04.08.1998
24. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Система распространения визуальных сообщений, патент на изобретение RUS 2138083 15.06.1998
© Григорьев М.Н, Уваров С.А., 2016
УДК 33
М.А. Гуреева
К.т.н., доцент АНО ВО "РосНОУ" г. Москва, Российская Федерация
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация
В статье рассмотрено состояние научно-технической безопасности России на современном этапе, как составляющей экономической безопасности государства в целом. Представлен анализ состояния пяти взаимосвязанных секторов российской науки, показан роль науки в переводе российской экономики на инновационный путь развития.
Ключевые слова
Экономическая безопасность, структурные элементы экономической безопасности, научно-техническая безопасность, сектора российской науки, инновационное развитие экономики.
Составными структурными элементами экономической безопасности государства являются: научно-техническая (технологическая), технико-производственная, валютно-кредитная, сырьевая, энергетическая, экологическая, информационная и продовольственная составляющие (рис. 1) [1, 2].
Научно-техническая составляющая экономической безопасности обусловливает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует конкурентоспособность национальных товаров и услуг на рынках наукоемкой (высокотехнологичной) продукции, а также обеспечивает самостоятельную разработку в минимально короткие сроки новейших технологических решений, предопределяющих прорывы в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства.
12345678
Рисунок 1 - Структурные элементы экономической безопасности государства:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
1 - технико-производственная; 2 - научно-техническая (технологическая); 3 - энергетическая; 4 -экологическая; 5 - информационная; 6 - продовольственная; 7 - сырьевая; 8 - валютно-кредитная
Мировая практика показывает, что обеспечение научно-технической составляющей экономической безопасности возможно лишь при условии перехода национального хозяйства на путь инновационного развития.
Одной из подобных эффективных систем является инновационная система США. Для этой системы характерны: четко сформулированные задачи национального масштаба по инновационному развитию национального хозяйства; огромные по сравнению с другими странами расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию инновационных технологий; государственное финансирование значительной части этих расходов; защита интеллектуальной собственности в рамках государственной инновационной политики (стимулирование активного патентования); тесные связи между инновационными компаниями и университетами; большая доля венчурного капитала [3] в общем объеме финансирования НИОКР.
Финансирование НИОКР осуществляется промышленными предприятиями, федеральной администрацией и другими правительственными структурами и частными организациями.
Значительное внимание развитию наукоемких отраслей экономики уделяет Китай. В последнее время страна значительно продвинулась в своем стремлении достичь технологического паритета с ведущими государствами мира, о чем было заявлено еще в 1985 г. Так, в 2014 г. доля расходов на НИОКР составила 1,8% ВВП.
Китайскими приоритетами в науке и технике являются крупномасштабные интегрированные сети, программное обеспечение и системы информационной безопасности, станкостроение и др. При этом основной упор делается на создание совместных предприятий и приобретение зарубежных фирм, что позволяет использовать передовые иностранные технологии.
Европейские государства также играют активную роль в процессе формирования инновационных систем национального и регионального уровней. В рамках Барселонского соглашения 2002 г. главы европейских государств и правительств согласились в течение 10 лет увеличить финансирование НИОКР с 1,9 до 3% ВВП, что позволит достичь технологического уровня США и Японии.
Одновременно правительство Великобритании признало необходимым оказывать содействие технологическому развитию экономики не только посредством финансирования научных исследований, но и путем объединения усилий частных компаний и научных организаций по разработке новых продуктов и технологических процессов, создания Совета по технологической стратегии Великобритании, а также определения приоритетов в области развития инновационных технологий.
Правительство Франции также наметило пять основных направлений формирования инновационной политики: разработка инновационного плана; концентрация и интенсификация связей между промышленной базой, научными учреждениями и вузами; принятие Закона об ориентации научных исследований; создание Национального научного агентства (АНВАР) и Национального агентства промышленных инноваций (АПИ), призванных оказывать поддержку соответственно ученым в сотрудничестве с бизнес-сектором и промышленным корпорациям в их инновационной деятельности.
России в наследство досталась специфическая система организации науки, вытекающая из особенностей деформированного общественного разделения труда в бывшем СССР, что было обусловлено тотальным господством командно-административной системы и ее концентрированного выражения -отраслевой системы государственного управления, предопределяющей монополизацию и невосприимчивость материального производства к научно-техническому прогрессу. Большинство недостатков этой системы до сих пор не преодолено.
Организационно российская наука разделяется на пять секторов, характеристика которых представлена в табл. 1.
Таблица 1
Сектора российской науки
Секторы науки Составляющие секторов науки
Академическая наука учреждения Российской академии наук (РАН) и других государственных академий наук
Вузовская наука федеральные университеты, исследовательские университеты, институты, проблемные отраслевые лаборатории, научно-исследовательские отделы и сектора высших учебных заведений
Отраслевая наука самостоятельные научные организации, подчиненные органам отраслевого управления (министерствам и ведомствам)
Корпоративная наука как самостоятельные научные организации, входящие в состав производственных корпораций, так и (в основном) конструкторские, технологические и другие технические службы -подразделения в структуре предприятий и структурные единицы в составе производственных объединений (неюридические лица)
Вневедомственная наука негосударственные научные организации, созданные в результате приватизации либо при государственных организациях в форме малых предприятий различных организационно -правовых форм
Организационно выделение вневедомственной науки в отдельную сферу утрачивает актуальность, поскольку негосударственными могут быть отраслевые НИИ и КБ, созданные коммерческими структурами, в том числе с привлечением иностранного капитала. Эту часть организаций более правильно включать в корпоративный сектор. Поэтому в современных условиях как пятую сферу науки следует выделить малые инновационные (венчурные) предприятия.
В каждом секторе науки организационное развитие имеет свои особенности. В меньшей мере произошедшие изменения затронули академическую науку, поскольку она наиболее удалена от деловой сферы. Трудности с бюджетным финансированием и материальная заинтересованность в хоздоговорных поступлениях вынуждали академические институты искать «богатых заказчиков», что влекло за собой внутренние разграничения исполнителей госбюджетной и договорной тематики. Организационно это привело к сочетанию административно управляемых и хозрасчетных (контрактных) частей структуры.
В основном организационное развитие, ведущее к отмеченному многообразию форм, происходило в сфере прикладной (отраслевой) науки в условиях сочетания двух встречных тенденций - интеграционной и дезинтеграционной. В результате созданы новые организационные структуры научно-технической сферы: инкубатор, технопарк, технополис (табл. 2).
Таблица 2
Новые организационные структуры научно-технической сферы
Инкубатор Технопарк Технополис
это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления малым инновационным фирмам материальных (прежде всего научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и других необходимых услуг. это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сервиса и создание комфортных жилищно-бытовых условий. Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения нововведений в сферу материального производства. это структура, подобная технопарку, но включающая в себя в целом небольшой город (населенный пункт), так называемые наукограды, развитие которых было целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы.
Технополис (научный парк, технологический парк) является наивысшим проявлением интеграционной тенденции. Он представляет собой конгломерат из нескольких десятков или даже сотен, разместившихся на одной территории исследовательских учреждений, промышленных фирм (преимущественно малых), внедренческих венчурных организаций и др., которые связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации. Объединение мелких фирм в совокупности создает сложную инфраструктуру, необходимую и достаточную для крупных инноваций.
Реализация национальных интересов и безопасности Российской Федерации возможна только на
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
основе устойчивою роста промышленности и экономики в целом, развития научно-технической сферы и инновационной системы страны, что может обеспечить достаточные уровень и качество жизни населения, гарантирующие социально-экономическую и политическую стабильность общества.
Для реализации задач национальной безопасности и обеспечения национальных интересов необходимы соответствующие ресурсы, что предъявляет определенные требования к темпам роста экономики в целом и ее основного звена - промышленности. Для решения важнейших проблем среднесрочного периода, связанных с обеспечением национальной безопасности, необходимо, чтобы к 2018 г. предел темпов роста ВВП был не ниже 4,5-5% в год. При этом не меньшими темпами должно расти и промышленное производство. Только при таких параметрах роста возможно создать условия для решения важнейших проблем среднесрочного периода, связанных с обеспечением национальной безопасности.
Анализ динамики производства отраслей обрабатывающей промышленности показывает, что в структуре отраслевого производства сокращается выпуск высокотехнологичной продукции, прежде всего инвестиционного назначения. Негативное влияние на структуру промышленного производства оказывает невысокий ежегодный прирост продукции высокотехнологичных видов экономической деятельности, который составляет около 5%.
Топливно-сырьевая направленность промышленного производства определяет нерациональную структуру экспорта. Главными экспортными товарами для России остаются топливно-энергетические ресурсы, цены на которые испытывают сильную зависимость от колебания мировых цен. В то же время основными статьями российского импорта являются машины, оборудование и предметы потребления.
Усиливается тенденция вытеснения с внутреннего рынка отечественных товаров импортными. Так, отечественная продукция легкой промышленности занимает только 30% внутреннего рынка, а собственных субстанций для лекарственных средств Россия выпускает менее 15%. Такое положение устанавливает сильную зависимость внутреннего потребительского рынка от импорта и представляет реальную угрозу экономической безопасности страны.
На структуру промышленного производства негативное влияние оказывают: физический и моральный износ основных производственных фондов; ухудшение состояния минерально-сырьевой базы; дефицит квалифицированной рабочей силы и специалистов различного профиля, особенно в видах экономической деятельности, использующих для выпуска конкурентоспособной продукции передовые технологии.
В связи с высоким износом в ближайшей перспективе возникает угроза значительного выбытия основных производственных фондов, что может привести к резкому спаду производства, выходу из строя оборудования, авариям.
В настоящее время все в большей степени в промышленности ощущается дефицит квалифицированной рабочей силы и специалистов различного профиля, особенно в производствах, использующих для выпуска конкурентоспособной продукции передовые технологии. Неуклонно снижается доля специалистов, имеющих среднее профессиональное образование. Это может стать существенным ограничением роста промышленного производства в перерабатывающей промышленности, в первую очередь в машиностроении.
Насущно необходим комплекс мероприятий по переподготовке и повышению квалификации специалистов промышленных предприятий. Особое место должна занять подготовка руководителей предприятий и ведущих специалистов по новым специальностям (менеджмент, маркетинг), прежде всего для развивающихся высокотехнологичных и наукоемких производств.
Важной составляющей в вопросах подготовки рабочих кадров высокой квалификации должна стать поддержка деятельности сохранившихся специализированных школ подготовки рабочих и научно-методическая помощь системе подготовки рабочих непосредственно на производстве.
В перспективе подготовку и повышение квалификации необходимо совершенствовать на базе прямых договоров высших и средних учебных заведений с корпоративными ведомственными структурами управления с учетом потребностей последних в подготовке квалифицированных специалистов конкретного профиля, которые будут готовы к работе в условиях развивающихся рыночных отношений и современных
технологических укладов.
Возможности модернизации и реконструкции производственного аппарата ограничиваются в первую очередь невысокой инвестиционной активностью, неблагоприятным инвестиционным климатом.
Наметившийся в последние годы рост инвестиций в промышленность неустойчив и недостаточен для ликвидации структурных диспропорций промышленного производства. Сложившаяся структура инвестиций соответствует сырьевой направленности экономики. Несмотря на положительную динамику роста инвестиций, при сложившейся возрастной структуре основного капитала, его физическом и моральном износе объем инвестиций недостаточен для модернизации и реконструкции основных производственных фондов.
Совершенствование структуры промышленного производства сдерживается ценовыми структурными диспропорциями, что приводит к увеличению затрат в обрабатывающих отраслях, снижению объемов инвестиций и, соответственно, сокращению возможностей модернизации и реконструкции производства, что связано прежде всего с опережающим ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий.
Рост тарифов на услуги естественных монополий приводит к снижению рентабельности в промышленности. При изношенных основных фондах и недостаточном инвестиционном росте эффективность механизмов энерго- и ресурсосбережения остается низкой.
Указанные факторы усиливают структурные диспропорции в промышленности, отрицательным образом сказываются на темпах роста производства и его эффективности и в конечном итоге - на экономической безопасности страны. Учитывая складывающееся положение в экономике, структурные диспропорции и угрозы безопасности в развитии промышленности и научно-технической сферы могут возрасти, если своевременно не принять соответствующие меры.
Ключевым вопросом развития промышленного производства, рационализации его структуры является повышение конкурентоспособности отечественной продукции, для чего необходимы в первую очередь ускорение структурных преобразований в промышленности, активизация инвестиционной деятельности и перевод промышленности на инновационный путь развития. Анализ ситуации показывает, что Россия в настоящее время является серьезным конкурентом в сфере мировой торговли вооружениями [4].
Стратегическим фактором, значение которого будет неуклонно возрастать в перспективе, является технологическое перевооружение отечественной промышленности, насыщение ее высокопроизводительными системами технологий и машин, а также новыми материалами, воплощающими новейшие достижения науки и техники.
Переход к экономическому развитию инновационного типа требует принятия согласованных мер по повышению конкурентоспособности отечественной продукции, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, решения комплекса задач реализации конкурентных преимуществ отечественных производств, поддержки тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста.
Активизация инвестиционной деятельности в промышленности требует принятия следующих мер:
- активизации деятельности государственных банков, государственных инвестиционных компаний по отбору и финансированию на возвратной основе инновационных проектов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Эти направления требуют разработки предложений по расширению межбанковского кредитования, в том числе долгосрочного;
- активизации развития инфраструктуры инвестиционного рынка (фондов венчурного финансирования создания новой техники, специализированных информационных агентств и т.д.), формирования рынка инновационно-ориентированных инвестиционных проектов;
- стимулирования процессов привлечения сферы страхования к инвестиционной и инновационной деятельности путем создания механизмов финансирования из средств страховых фондов научно-технических и инновационных проектов, расширения страхования имущества научно-технической сферы, в том числе оборудования, введения страхования от возможных рисков малых инновационных предприятий и
внедрения научно-технических разработок;
- широкого использования механизмов снижения инвестиционных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их результатов до стадии коммерческого освоения;
- разработки и внедрения механизмов участия государства в инвестиционных проектах нефинансовыми вложениями в виде объектов интеллектуальной собственности.
Реализация мер по повышению инвестиционной активности позволит обновить основные производственные фонды и технологии, обеспечить высокий технический уровень производства и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, особенно высокой степени обработки.
Основная задача программ - концентрация ресурсов на исследованиях, имеющих наибольшее значение для решения проблем социально-экономического развития страны и структурной перестройки промышленности.
Ликвидация структурных диспропорций развития промышленности в России предполагает осуществление государством комплекса мер по созданию условий для повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции.
Перевод российской промышленности на инновационный путь развития, ликвидация структурных диспропорций, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции требуют расширения прямых связей между промышленностью и наукой. В этой связи развитие научно-технической сферы все в большей мере становится непосредственным фактором экономической безопасности страны и должно обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, приоритетных направлениях фундаментальной и прикладной науки, создание и развитие наукоемких и высокотехнологичных производств.
Список использованной литературы:
1. Гуреева М.А. Экономическая безопасность системы многоуровневого общественного воспроизводства в период глобальных трансформационных процессов: монография - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010 - 335 с.
2. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства : Курс лекций : учеб.-метод. пособие. -М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2012. - 224 с.
3. Гуреева М.А. Формирование инновационной среды в корпорациях оборонного комплекса в свете обеспечения национальной экономической безопасности. // Научное обозрение, 2012. - №6. - С.413-419.
4. Гуреева М.А. Экономическая безопасность инновационного сектора экономики России. // Сибирская финансовая школа.-2012.-№1.-С.135 -139.
© Гуреева М.А., 2016
УДК 339.72.015
И.Ш. Джорджашвили
студентка 4 курса факультета «Финансы и кредит» Кубанский государственный аграрный университет
О.А. Окорокова
к.э.н., старший преподаватель кафедры «Финансов» Кубанский государственный аграрный университет Г. Краснодар, Российская Федерация