г
Елена ТИмохина
Пасторальный
МОТИВ
Биография у Василия Степанова складывается немного причудливая: выпускник физматшколы при МГУ им. Ломоносова, выучившийся на оперного певца в ГИТИСе и работавший в миланском La Scala, в последние пять лет реализует себя в роли фермера в Тульской области. Партия досталась ему не из легких, но исполняет он ее с чувством — и из идейных соображений. Не забывая, впрочем, и про коммерческий расчет.
В
2006 году, отпев три сезона по театрам, Василий Степанов решил отказаться от карьеры оперного певца и резко сменил амплуа. «Надоела вся эта богема, захотелось вернуться к земле», — объясняет он. Интерес к сельскому хозяйству у него действительно был с детства, хотя реализовать его тогда он, городской ребенок, мог лишь летом в деревне, помогая деду.
одежду, а ездить предпочитают на автомобилях с минимальным количеством выхлопов. Их главный призыв — перестать травить почву химией и обращаться с животными как с товаром, потому что отравленная земля и измученный скот не в состоянии дать человеку здоровые продукты питания.
От этого увлечения до идеи собственного бизнеса оставался один шаг. «Рынок биопродуктов в Западной Европе по прибыльно-
I В Италии Василий Степанов не на шутку увлекся биодвижением. Настолько, что устроился разнорабочим на биоферму, а со временем дорос до инспектора по биосертифицированию. Но конечной целью для него было учреждение собственной биофермы в России ^^
Путь к земле, впрочем, у Василия Степанова пролег через «заграницу». В Европе он не на шутку увлекся биодвижением. Приверженцы культа «био» употребляют только натуральные продукты, носят биологически «чистую»
сти сопоставим с нефтяным», — говорит Степанов. Темпы роста этого сегмента впечатляют: в 2007 году он только-только начинал активно развиваться в Европе, а сейчас его оборот там составляет, по словам Степанова, около $60 млрд.
Для начала бывший оперный певец устроился работать в Италии на одну из биоферм. Настоящая биоферма — это отнюдь не только отказ от пестицидов, синтетических минеральных удобрений и прочей химии, как полагают некоторые аграрии в России. Это еще и особая агротехника и стандарты. Так, на каждую корову здесь отводится не менее гектара пастбища, а все корма должны быть только натуральными, выращенными без удобрений. Все это Степанов неплохо усвоил, поскольку, начав на ферме разнорабочим, со временем дорос до должности инспектора по биосертифицированию.
Аграрная антреприза
Набравшись заграничного опыта, Василий Степанов вернулся в Россию с твердым намерением открыть здесь собственную биоферму по лучшим западным канонам. На приобретение нескольких десятков гектаров земли примерно в 250 километрах от Москвы и обустройство у него ушло около $500 тысяч.
Реальность российской глубинки (как, впрочем, и следовало
рШГ
& я
Ирония фермерского бизнеса: чтобы кормиться от земли, Василию Степанову все-таки пришлось обзавестись офисом в городе. Пока вопросы сбыта на формирующемся рынке биопродуктов требуют напряженной офисной работы ■
п
а
iv v
я т
X?-. -г*
РЧР ■ ^ I ж
бизнес-шрил апрель #4 2012
кк I
I Реалии российской глубинки сильно отличались от пасторальных опер Моцарта, Глюка и Рамо, поэтизирующих простую сельскую жизнь. Достойной работы и зарплаты, как выяснилось, оказалось недостаточно, чтобы «поднять село» ^^
места, которые делают их не совсем удобными партнерами для сетевого ритейла: они не в силах обеспечить стабильные поставки и большие партии. Частники не могут гарантировать, что вес всех их цыплят, поставляемых в сеть, будет одинаковым или что их коровы станут давать каждый день нужное количество молока.
Поэтому очевидно, что биопродукция требует своих, особых каналов сбыта. Тем более что натуральные продукты имеют свойство быстро портиться: их путь от фермы до клиента должен занимать минимум времени. Три года назад в России стали появляться проекты, которые сделали ставку на продвижение, логистику и сбыт фермер-
ских продуктов и даже организацию фермерских кооперативов. Самые популярные сейчас площадки для сбыта в столице — LavkaLavka и «Избёнка». По сути, они пытаются реализовать в России сбытовую модель, которая уже доказала свою эффективность на американском рынке, где потребитель заказывает продукцию не в отдельных разрозненных фермерских хозяйствах, а в специальных кооперативах.
Сарафанный контекст
Вплоть до 2010 года проблему сбыта владелец «Эко-продукта» решал просто, по-любительски: небольшие объемы легко расходились по друзьям и знакомым. Для более серьезного выхода на столичный
рынок потребовалось запустить собственный интернет-магазин. Сегодня на сайт ежедневно заходит несколько сот человек, а 80% покупателей становятся постоянными клиентами.
Продажи у Степанова небольшие, но стабильные. Хорошие результаты дают ему сарафанное радио и контекстная реклама. Когда Василий только запускался в Интернете, других биофермеров в онлайне почти не было, так что контекстная реклама обходилась ему в сущие пустяки. «Положил четыре с половиной тысячи рублей на Google AdWords и получил результат, который превзошел все мои ожидания», — вспоминает Степанов. Но ситуация быстро изменилась. Начав через некоторое время рекламироваться через «Яндекс.Директ», он обнаружил, что конкуренция «за слова» стала заметно острее: стоимость кликов выросла почти в четыре раза.
Срок поставки с фермы в Москву у «Эко-продукта» составляет один день. «Днем мы собираем заказы, готовим необходимые про-
г
дукты, а утром следующего дня отправляем потребителю, — рассказывает Степанов. — Работаем практически без запасов, склад в Москве нам не нужен». Но экономия на складе получается условная. Ее с лихвой съедают транспортные расходы на ежедневный рейс в столицу (а в периоды пиковых продаж перед Новым годом — на два ежедневных рейса). За год при такой эксплуатации Василий меняет две машины.
Сейчас предприниматель ищет инвестора, чтобы развернуться по-настоящему: для масштабирования бизнеса, выхода в розницу и налаживания логистики ему требуется около миллиарда рублей. С банками Степанов сотрудничать отказывается: «Их условия неприемлемы, взятие кредита фактически равносильно добровольному рабству».
По замыслу Степанова, его биоферма со временем должна превратиться в агрокомплекс — в первую очередь за счет расширения
ассортимента и создания внутри новых хозяйств. В качестве партнеров Василий мечтает привлекать других энтузиастов биофермерства. Уже сейчас он готов отдавать по гектару своей земли всем, кто захочет приехать к нему и всерьез заняться сельским хозяйством.
струю калькуляцию. — В год корова способна дать около 4 000 литров молока, расходы на нее составят 70 тысяч рублей. Так что с одной коровы ее владелец сможет заработать до 90 тыс. рублей». Выращивая кур, по его прикидкам, можно получить еще 250 тысяч.
£ £ Столкнувшись с повальным пьянством и ленью местных жителей, биофермер в конце концов был вынужден нанять работников на стороне. Персонал для биофермы он лично отобрал, привез, обучил и обеспечил жильем ■■
«В комплекте» он может предложить им налаженные каналы сбыта, логистику и централизованный документооборот. «Например, я готов брать у такого партнера литр молока за 35-40 рублей, что в полтора раза выше закупочной цены молокозаводов, — делает Степанов бы-
Ирония фермерского бизнеса: чтобы кормиться от земли, Василию Степанову все-таки пришлось обзавестись офисом в Москве. Как ни крути, пока сбыт на формирующемся российском рынке биопродуктов требует напряженной офисной работы. ■
1 1 1 5
■ г
РЕКЛАМА РУССКИЙ ДЕНЬ 2012 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛУБ ПРИГЛАШАЕТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ЕЖЕГОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РУССКИЙ ДЕНЬ-МКФ», КОТОРАЯ ПРОЙДЕТ С 7 П010 июня 2012 Г. НА КУРОРТЕ «РЭДИССОН-ЛАЗУРНАЯ», РАСПОЛОЖЕННОМ НА ЖИВОПИСНОМ ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ В ГОРОДЕ сочи, СТОЛИЦЕ ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЫ 2014 Г. _ www.mkf.ru РиГГКий £ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛУБ (МКК): ДЕНЬ) N 125284 Г МОСКВА, 1-Й БОТКИНСКИЙ ПРОЕЗД, ДОМ 8/31 ТЕЛЕФОН: 7 (495) 941-99-60 (МНОГОКАНАЛЬНЫЙ)
бизнес-журнал апрель #4 2012
73