Научная статья на тему 'Партнёрство государства и бизнеса в противодействии коррупции'

Партнёрство государства и бизнеса в противодействии коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальный план противодействия коррупции / результаты внедрения антикоррупционных мер / критерии проверки реализации антикоррупционных мер / методика оценки полноты реализации антикоррупци-онных мер / National anti-corruption plan / results of implementation of anti-corruption measures / criteria of anti-corruption verification / technique of anti-corruption audit
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партнёрство государства и бизнеса в противодействии коррупции»

Килячков А.А.

работник по контракту компании Эрнст энд Янг

[email protected]

ПАРТНЁРСТВО ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Ключевые слова: Национальный план противодействия коррупции, результаты внедрения антикоррупционных мер, критерии проверки реализации антикоррупционных мер, методика оценки полноты реализации антикоррупционных мер.

Keywords: National anti-corruption plan, results of implementation of anti-corruption measures, criteria of anticorruption verification, technique of anti-corruption audit.

В последние годы антикоррупционное законодательство Российской Федерации претерпело значительные изменения, и было гармонизировано с лучшими международными практиками1. Мероприятия по реализации антикоррупционных требований российского законодательства получили отражение в Национальных планах противодействия коррупции на 2014-20152 и на 2016-2017 годы3. В настоящее время сформировалась официальная позиция, согласно которой при борьбе с коррупцией следует учитывать национальные особенности, что нашло своё отражение в выступлении Главы администрации Президента России Сергея Иванова на конференции стран-участниц Конвенции ООН против коррупции в Санкт-Петербурге (ноябрь, 2015 г.). Основные положения этой позиции им были сформулированы следующим образом4:

1) опыт одних государств в формировании тех или иных норм поведения для других зачастую оказывается неподходящим, а иногда и просто вредным;

2) недопустимо навязывать стандарты, к которым отдельные страны не готовы;

3) борьба с коррупцией должна учитывать особенности каждой отдельной страны;

4) усилия по борьбе с коррупцией нужно согласовывать на международном уровне.

В России одной из особенностей в подходе к противодействию коррупции является партнёрство государства и бизнеса5. В Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы6 государственные институты и бизнес-сообщества решают разные задачи и работают с различными субъектами хозяйственных отношений. Так Министерству внутренних дел Российской Федерации в пункте 12 Национального плана предписано осуществить комплекс мероприятий, направленных:

а) на предотвращение попыток хищения средств, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ, в том числе на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года;

б) на предотвращение попыток хищения средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

в) на выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном (свыше 150 тыс. руб.) или особо крупном (свыше 1 млн. руб.) размере либо организованными группами;

г) на борьбу с «откатами»;

д) на борьбу с коррупционными преступлениями, совершаемыми служащими государственных органов и работниками обществ, в уставном капитале которых доля участия государства превышает 50%;

1 Федеральный закон № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»; «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции», Минтруда РФ, 08.11.2013 (окончательная редакция одобрена президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 8.04.14 г.); Килячков А.А., Чал-даева Л.А., Терехова А.Г. Анализ методики определения индекса восприятия коррупции на примере Российской Федерации // Аудит. 2016. - № 3. - С. 23-30.

О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы: указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226.

3

О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы: Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 [Электронный ресурс]: документ // Гарант.РУ. Информационно-правовой портал. - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71264578/#review

4 Христова К. Кремль: Борьбу с коррупцией нельзя навязывать другим странам // Комсомольская правда. - М., 2015. - 2 ноября. - http://www.kp.ru/online/news/2209574/

5 Катырин С. Роль торгово-промышленных палат в формировании партнёрства государства и бизнеса в противодействии коррупции: краткое изложение доклада на Международной научно-практической конференции «Партнёрство государства и бизнеса в противодействии коррупции» 26-27 марта 2015 г. - http://www.soautpprf.ru/index.php/arkhiv-novostej/item/502-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-partnerstvo-gosudarstva-i-biznesa-v-protivodejstvii-korruptsii

6 Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы». // Гарант.РУ. Информационно-правовой портал. - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71264578/#review

е) на выявление фактов подкупа иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций.

В то же время в пункте 1 (е) Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы Правительству РФ предписано обеспечить эффективную деятельность рабочей группы при президиуме Совета при Президенте РФ по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти. А в пункте 1 (и) перед Правительством РФ поставлена задача совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) обеспечить принятие и реализацию организациями мер по предупреждению коррупции, а также консультативно-методическое сопровождение этой работы. Иными словами, часть работы по контролю исполнения требований статьи 13.3 закона «О противодействии коррупции» возложена на бизнес-сообщество. Для успешного выполнения поставленной задачи необходимо выяснить, в какой степени в организациях реализованы требования статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», и разработать критерии и методики проверки наличия антикоррупционных мер в организациях.

Оценка текущего состояния по реализации в организациях требований статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» была проведена Волгоградской Торгово-промышленной палатой с августа по октябрь 2014 года в рамках исполнения пункта 2 (у) Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы1. В ходе исследования выявлялись особенности применения предпринимательским сообществом Волгоградской области стандартов реализации антикоррупционных мер, в том числе и требований Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

Исследование было проведено на 200 предприятиях области. Результаты показали, что 77% предприятий подтвердили соблюдение требований статьи 13.3 закона «О противодействии коррупции». Причём из них:

- 59% предприятий применяло стандарты, предложенные Методическими рекомендациями Минтруда РФ;

- 32% предприятий применяло международные антикоррупционные стандарты;

- 9% применяло требования комплаенс-систем партнёрских организаций.

Результаты исследования показали, что основной причиной несоблюдения требований статьи 13.3 предприятиями являлось отсутствие осведомлённости об обязанности принимать меры по противодействию коррупции.

Из реализованных антикоррупционных мер наиболее популярными на предприятиях оказались меры:

- по недопущению составления неофициальной отчётности и использования поддельных документов (43% от общего количества предприятий);

- по организации сотрудничества с правоохранительными органами (32%);

- связанные с созданием и организацией работы подразделений, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (27%).

Результаты опроса также показали, что на предприятиях реже всего применялись такие антикоррупционные меры, как:

- горячая линия для сообщения о коррупционных правонарушениях (3%);

- разработка и внедрение положения о конфликте интересов (5%).

Руководители 92% предприятий, участвовавших в опросе, ответили, что их сотрудники осведомлены о мерах ответственности за коррупционные правонарушения.

Таким образом, результаты исследования продемонстрировали понимание практически всеми руководителями и сотрудниками организаций своей ответственности за коррупционные правонарушения (92%), в меньшей степени -необходимость соблюдение ими антикоррупционных требований законодательства (77%) и в ещё меньшей степени готовность следовать предложенным рекомендациям Минтруда РФ (59%).

В период с 2014 по 2016 гг. специалистами РСПП и ТИП РФ совместно с экспертами консультационной компании EY («Эрнст энд Янг») были разработаны критерии и Методика оценки полноты реализации антикоррупционных мер в организациях2. В процессе разработки учитывался мировой опыт и ведущие международные практики. Было предложено осуществлять проверку трёх направлений реализации антикоррупционных мероприятий в организации, каждое из которых представлено критериями, состоящими из совокупности обязательных и рекомендованных показателей. Информация о критериях представлена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика критериев проверки реализации антикоррупционных мероприятий

Направления реализации антикоррупционных мероприятий Количество критериев Количество показателей (из них обязательных)

Нормативно-правовое обеспечение 1 53 (13)

Организационно-штатное обеспечение 4 80 (31)

Публичность антикоррупционных действий 3 34 (12)

1 Пурясева А.В. Деятельность Волгоградской торгово-промышленной палаты по реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса на территории Волгоградской области. Доклад на Международной научно-практической конференции «Партнёрство государства и бизнеса в противодействии коррупции» 26-27 марта 2015 г.

2 Руководство по методике оценки антикоррупционных мер в целях декларирования и общественного подтверждения реализации в организациях положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Утверждено Объединённым комитетом по реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Протокол № 2 от 30 сентября 2015 г.: Антикоррупционная хартия российского бизнеса. Нормативно-правовая база -> Нормативно-правовая база РФ -> Методические рекомендации. - Ы1р://а§ат81-corruption.ru/ru

Разработанные критерии прошли обсуждение среди экспертов и представителей бизнеса. Они также обсуждались на совещании межведомственной рабочей группы с участием представителей Генпрокуратуры и Минтруда РФ в июле 2015 г. и получили положительную оценку.

Отметим, что разработанные критерии целесообразно применять при проверке реализации антикоррупционных мероприятий на крупных предприятиях. Для малых и средних предприятий (МСП) такая совокупность критериев является избыточной. Адаптация критериев для МСП позволила снизить количество показателей со 167 до 29.

Разработанные критерии являются составной частью Методики оценки антикоррупционных мер в целях декларирования и общественного подтверждения реализации в организациях положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса, согласно которой проверка осуществляется в двух видах и представляет собой:

- Декларирование, т.е. самооценка, которую осуществляет руководитель организации путём заполнения Декларации о соблюдении положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Декларирование является обязательной процедурой, которую необходимо проходить один раз в два года.

- Общественное подтверждение, т.е. квалифицированная оценка, которую проводят аккредитованные экспертные центры. Организации проходят процедуру Общественного подтверждения в добровольном порядке.

Отметим, что экспертным центром может быть юридическое лицо, которое оказывает услуги по разработке и внедрению мер противодействия коррупции и корпоративному мошенничеству, которое присоединилось к Антикоррупционной хартии российского бизнеса, при проведении проверки следует Руководству по методике оценки антикоррупционных мер и имеет специалистов надлежащей квалификации.

Таким образом, информация, изложенная выше, подтверждает, что бизнес-сообщество готово к выполнению задач, которые возлагаются на него пунктом 1(и) Национального плана по противодействию коррупции на 20162017 годы. Однако РСПП необходимо разработать механизм, стимулирующий предприятия проходить Общественное подтверждение, т.к. если ограничиться использованием данных, предоставленных в Декларациях о соблюдении положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса, то можно получить неполную картину о состоянии дел по реализации антикоррупционных процедур в организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.