ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
УДК 338
Роль торгово-промышленных палат в формировании партнерства государства и бизнеса в противодействии коррупции
В статье изложены основные направления деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по противодействию коррупции, принципы выстраивания эффективных взаимоотношений бизнеса и государства. Рассматривается практика законодательной деятельности ТПП России, изучается опыт в антикоррупционной сфере на региональном и федеральном уровне, подчеркивается роль Антикоррупционной хартии российского бизнеса.
Ключевые слова: Антикоррупционная хартия российского бизнеса, коррупция, противодействие коррупции, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
С.Н. Катырин
Сегодня Торгово-промышленная палата Российской Федерации выступает за постоянный диалог представителей государства и бизнеса и считает крайне необходимым обеспечить выработку стратегии, а также реального механизма взаимодействия по приоритетным направлениям противодействия коррупции.
Кратко характеризуя аспекты международного сотрудничества ТПП России в сфере противодействия коррупции, следует, прежде всего, подчеркнуть реальную поддержку, которую в этом нам оказывает Министерство иностранных дел Российской Федерации. Напомню, что между Палатой и МИД России уже 12 лет действует Соглашение о взаимодействии и координации деятельности, в соответствии с которым МИД оказывает активное содействие Палате в налаживании устойчивых деловых связей между предпринимательскими кругами России и зарубежных стран, работе в международных программах по предупреждению коррупции, включая установление деловых контактов с ООН и Международной антикоррупционной академией.
В нашей стране проводится системная государственная антикоррупционная политика, в которую встроены практически все институты государства и общества. Предпринят целый ряд шагов по минимизации коррупционных рисков на всех уровнях го-
© Катырин С.Н., 2015
7
Роль торгово-промышленных палат в формировании партнерства...
сударственного управления. Расширен круг должностных лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах и имуществе, включая всех руководителей государственных и муниципальных учреждений, государственных компаний, а также введен контроль и за соответствием крупных расходов доходам. Высокопоставленным чиновникам запрещено владеть и пользоваться иностранными счетами, вкладами и финансовыми инструментами. Широкое распространение получила практика антикоррупционной экспертизы законов, что позволяет снижать коррупционные риски, заранее исключить противоправные, двусмысленные нормы, открывающие возможности для злоупотребления чиновников. Внедряются четкие административные регламенты предоставления госуслуг. Ограничиваются возможности для разного рода избыточных проверок и другого необоснованного вмешательства в деятельность коммерческих организаций. Системной антикоррупционной мерой стала работа по дорожным картам улучшения делового климата и целому ряду других направлений.
ТПП России была непосредственным участником всех этих начинаний и выступает за конструктивный диалог бизнеса и власти. Палата принимает участие в работе Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, основной задачей которого является подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции. На регулярной основе проводятся встречи с руководством Государственной Думы и Совета Федерации, на которых обсуждаются приоритетные направления совместной законотворческой деятельности. При этом следует подчеркнуть, что Торгово-промышленная палата Российской Федерации активно занимается разработкой законопроектов, привлекая к данной работе известных специалистов в области права. Например, в вопросах совершенствования антикоррупционного законодательства Палата взаимодействует с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, в том числе, по вопросам теории и практики противодействия коррупции. Такие контакты помогают взглянуть на ситуацию более широко, точнее видеть причины проблем и последствия решений в сфере противодействия коррупции, а также защиты прав предпринимателей.
Кроме того, эксперты ТПП России на регулярной основе принимают участие в работе Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, Комитета Госдумы по обороне и Комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Палата осуществляла сопровождение порядка 80 законопроектов, а по наиболее значимым для бизнеса проектам в Государственную Думу вносились пакеты поправок.
Весьма конструктивно осуществляется Палатой взаимодействие с органами прокуратуры. В результате реализации Соглашения между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Генеральной про-
8
Роль торгово-промышленных палат в формировании партнерства...
куратурой Российской Федерации продолжается сотрудничество как на федеральном, так и на региональном уровнях, включая участие органов прокуратуры в работе общественных приемных и консультационных пунктов, открытых в региональных торгово-промышленных палатах, где палаты выступают в качестве коммуникационных площадок, обеспечивающих доступность бизнеса для проведения консультаций, рассмотрения спорных вопросов и выработке мер по совершенствованию правового обеспечения предпринимательской деятельности.
Положительная практика такой совместной работы сложилась в Рязанской, Кировской, Нижегородской, Саратовской, Челябинской и ряде других областей. В среднем, в рамках каждой из таких встреч, рассматриваются 10—15 обращений, более половины из которых действительно обоснованы. По многим фактам приняты меры прокурорского реагирования.
Следует отметить, что также налажена система взаимодействия с консультативными и совещательными органами при таких министерствах как Минэкономразвития, Минтруд, Минюст, МВД, а также органами власти субъектов Федерации, что позволяет координировать усилия по реализации государственной антикоррупционной политики.
Торгово-промышленные палаты проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов.
К примеру, эффективно организована работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов торгово-промышленной палатой Саратовской области, которая одна из первых получила аккредитацию Минюста России в качестве независимого эксперта. Специалистами палаты совместно с работниками органов прокуратуры и учеными саратовских вузов разработана и внедрена методика проведения антикоррупционной экспертизы, основанная на выделении 12 критериев коррупциогенности. Созданным при палате экспертным советом за два последних года подготовлены детальные заключения по практически 400 областным и муниципальным актам, более трети из которых относятся к регулированию предпринимательской деятельности.
Еще одним важным направлением деятельности ТПП России является мониторинг правоприменения (во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»), Между ТПП России и Минюстом России в 2012 году заключено Соглашение о взаимодействии в данной сфере. Материалы с результатами мониторинга поступают в ТПП России от региональных торгово-промышленных палат, отраслевых объединений предпринимателей и комитетов Палаты. В рамках указанного Соглашения за период 2012— 2014 годов Палата направила в Минюст 16 пакетов обобщенных материалов в различных сферах: торговая деятельность, развитие малого и среднего предпринимательства, налоги, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственные закупки, регулирование цен
9
Роль торгово-промышленных палат в формировании партнерства...
(тарифов), промышленная безопасность, градостроительная деятельность, таможенное законодательство, противодействие созданию фирм-однодневок, сельское хозяйство, природопользование и экология и другие. Материалы по проблемам налогообложения, регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были включены в доклады Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации.
Участие в оценке регулирующего воздействия мы рассматриваем как еще одно из важнейших направлений в деятельности Палаты и считаем его реальным инструментом вовлечения предпринимательского сообщества в нормотворческий процесс.
За 2014 год в ТПП России в рамках оценки регулирующего воздействия поступило 1585 проектов нормативных правовых актов, по которым направлено 167 предложений и замечаний (для сравнения, в 2013 году Палата рассмотрела 622 проекта нормативных правовых актов).
К сожалению, несмотря на эту важную работу, бизнес-сообщество далеко не всегда видит результаты этой деятельности. Поэтому представляется чрезвычайно важным, чтобы в сводке поступивших предложений по итогам публичных обсуждений разработчик четко мотивировал свою позицию в случае отклонения предложений бизнес-сообщества.
Следует отметить, что частный сектор всегда являлся важным партнером государства в предупреждении коррупции и борьбе с ней, и в свете этого бизнес-сообщество предпринимает конкретные шаги по укреплению государственно-частного партнерства в антикоррупционной сфере. Общеизвестно, что три года назад ведущие отечественные бизнес-объединения (ТПП России, РСПП, «Деловая Россия», ОПОРА России) выступили в качестве инициаторов принятия Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Ее создание было одобрено руководством страны и международным экспертным сообществом и рассматривается как одно из направлений в рамках выполнения Россией положений Конвенции ООН о противодействии коррупции.
Правлением Торгово-промышленной палаты было принято соответствующее постановление и утвержден план первоочередных мероприятий; создан Координационный совет по реализации Хартии и экспертная группа; создан специальный сайт; работает профильный подкомитет ТПП России. Разработаны методические рекомендации, ведется консультационная работа. Большую системную работу по реализации Хартии ведут практически все региональные торгово-промышленные палаты Российской Федерации.
Таким образом, российский бизнес поддержал усилия Президента России и Правительства Российской Федерации, направленные на пресечение коррупции, продемонстрировал высокую готовность к открытому диалогу и совместной с регуляторами работе по приведению российского законодательства в соответствие с международными стандартами и повышению нетерпимости к коррупции в деловой этике.
10
Роль торгово-промышленных палат в формировании партнерства...
Не случайно именно ТПП России сегодня является ведущим организатором по внедрению Антикоррупционной хартии среди представителей как крупного, так среднего и малого бизнеса с учреждением специального свидетельства подписанта Хартии. Такая работа особенно важна, так как Антикоррупционную хартию можно рассматривать как своего рода Антикоррупционный кодекс чести предпринимательства с реализацией конкретных антикоррупционных мероприятий.
Совершенно оправданно, что подписание Антикоррупционной хартии является одним из важных мероприятий, которые вошли в Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
К сожалению, ряд подписантов свою деятельность по внедрению Хартии иногда завершает этапом ее подписания, в то время как Хартия предполагает внедрение антикоррупционных программ в корпоративную политику организаций, мониторинг и оценку их реализации, эффективный финансовый контроль и другие меры, включая внедрение системы комплаенс. Здесь мы видим основу для сотрудничества как с органами исполнительной и законодательной власти, так и с международными организациями.
Безусловно, все перечисленные меры, системная работа всех уровней власти и бизнеса дают свои положительные результаты. По оценкам результатов исследований Общероссийского общественного фонда «Общественное мнение», а также Аналитического центра Юрия Левады в 2014 году, отмечается снижение коррумпированности в стране. Вместе с тем, несмотря на наличие определенных положительных результатов в противодействии коррупции, уровень ее еще, как отмечает статистика, достаточно высокий, следовательно необходимо совершенствовать качество работы по данному направлению, и в этом Палата видит одну из своих первоочередных задач.
Следует обратить внимание на проблемы, которые, по нашему мнению, требуют скорейшего решения. В частности, одной из наиболее коррупцио-генных сфер является закупка товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Условие, на котором мы настаиваем, — к государственным закупкам должны быть допущены только те организации, которые выполнили требования Федерального закона «О противодействии коррупции».
Одним из значимых шагов в этом направлении является подписание и реализация Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Например, в Тюменской области по поручению губернатора департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства внесены изменения в нормативные акты, регулирующие порядок получения государственной поддержки. В перечень документов, предоставляемых субъектом предпринимательства, включено свидетельство (акт) присоеди-
11
Роль торгово-промышленных палат в формировании партнерства...
нения к Антикоррупционной хартии. Считаем, что такая практика должна быть распространена на все структуры, работающие с бюджетными ассигнованиями. Пока мы не получили поддержку данной инициативе и считаем необходимым еще раз вернутся к этому предложению.
Следует отметить, что в российском законодательстве не существует запрета на участие в государственных (муниципальных) закупках для организаций, привлеченных к ответственности по статье 19.28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
Также, на практике нередки случаи так называемой «заточки» конкурсной документации под конкретного поставщика, особенно при проведении конкурсов с ограниченным участием. К примеру, при таких конкурсах заказчики вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок о наличии у них соответствующего оборудования и недвижимого имущества. При этом перечень таких требований заказчик определяет самостоятельно, тем самым выбирая «нужного» подрядчика.
Необходимо усиление общественного контроля в сфере закупок, положения о котором прямо предусмотрены в Законе о контрактной системе, и внедрение системы определения аффилированных с сотрудниками заказчиков организаций-победителей торгов. Сегодня это — одна из первейших задач. Особым порядком стоит проблема доступности малого и среднего бизнеса к государственным закупкам и целый ряд других проблем.
Другой чрезвычайно важной и сложной в коррупционном плане является строительная сфера. Существенное негативное влияние на уровень коррупции в строительстве оказывает несовершенство системы ценообразования. Методы расчета сметной стоимости строительства устарели и не обеспечивают установление рыночной цены, что создает основания для коррупционных проявлений. Кроме того, действующее законодательство не содержит четких требований к перечню необходимых документов при строительстве, предельным срокам разрешительных процедур, основаниям для отказа и так далее, что также создает почву для коррупции.
Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект Федерального закона № 355250-6, предусматривающий установление процедуры административного обжалования действий и решений уполномоченных органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги в области градостроительной деятельности и земельных отношений. Принятие указанного законопроекта необоснованно затягивается.
Еще одна чувствительная сфера — жилищно-комунальное хозяйство.
С 1 сентября 2014 года вступил в силу закон о лицензировании управляющих организаций. Сейчас нужно наработать правоприменительную практику по закону и — самое главное — не допустить злоупотреблений в процессе как выдачи, так и отмены лицензий.
Большое количество жалоб, поступающих в ТПП России и в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав
12
Роль торгово-промышленных палат в формировании партнерства...
предпринимателей, касается незаконного сноса нестационарных торговых объектов. В процессе изучения указанной проблемы Палатой был проведен мониторинг правоприменения, информация для анализа и дополнительной проверки была предоставлена в органы прокуратуры. Так или иначе, все эти нарушения нередко связаны с вопросами коррупции и административными барьерами. При этом география жалоб крайне обширна.
Важно отметить, что благоприятная регуляторная среда — важное условие развития малого бизнеса в стране. Проверки должны быть справедливыми, предсказуемыми и проведенными на основании актуальных регламентов. Кроме того, прорехи в надзорно-контрольном законодательстве — благодатная почва для коррупции и даже недобросовестной конкуренции. В этой связи, необходимо продолжить работу по реформированию контрольно-надзорной деятельности, чем сейчас занимается Минэкономразвития России со всем предпринимательским сообществом, и Палата внесла конкретные предложения по разработке данного закона.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. 2011. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/12085954/ (дата обращения 20 марта 2015 года).
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. 2011. Режим доступа: http://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения 20 марта 2015 года).
3. Антикоррупционная хартия российского бизнеса [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: http://against-corruption.ru/images/documents/ %D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%8F_21.09.12.pdf (дата обращения 20 марта 2015 года).
4. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [Электронный ресурс]. 2003. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения 20 марта 2015 года).
5. Резолюция конференции государств — участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Пятая сессия. [Электронный ресурс]. 2013. Режим доступа: http://www.unodc.org/documents/ treaties/UNCAC/COSP/session5/V1400565r.pdf (дата обращения 20 марта 2015 года).
References
1. Russian Federation Presidential Decree of 20 May, 2011 # 657 “On the monitoring of law enforcement in the Russian Federation”. Available at: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12085954/ (accessed 20 March 2015) (in Russian).
13
Роль торгово-промышленных палат в формировании партнерства...
2. Federal Law of December 25, 2008 # 273-FZ “On Countering Corruption”. Available at: http://base.garant.ru/12164203/ (accessed 20 March 2015) (in Russian).
3. Anti-Corruption Charter of the Russian Business. Available at: http://against-corruption.ru/images/documents/ %D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%8F_21.09.12.pdf (accessed 20 March 2015) (in Russian).
4. United Nations Convention against Corruption. Available at: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (accessed 20 March 2015) (in Russian).
5. Resolution of the Conference of States — participants of United Nations Convention against Corruption. 5th Session. Available at: http://www.unodc. org/documents/treaties/UNCAC/COSP/session5/V1400565r.pdf (accessed 20 March 2015) (in Russian).