Научная статья на тему 'Партнерство бизнеса и учреждений системы образования в рамках подготовки высококвалифицированных кадров для промышленных предприятий'

Партнерство бизнеса и учреждений системы образования в рамках подготовки высококвалифицированных кадров для промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ВУЗ / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / СИСТЕМА МОДУЛЬНОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ / INDUSTRIAL ENTERPRISE / UNIVERSITY / BASE DEPARTMENT / THE MODULAR SYSTEM OF LIFELONG LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисоглебская Лариса Николаевна, Худякова Оксана Викторовна

В статье рассмотрена актуальность формы взаимодействия партнерство бизнеса и учреждений образования. Описаны механизмы взаимодействия промышленного предприятия с организациями системы образования в рамках подготовки высококвалифицированных кадров для промышленных предприятий на примере АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисоглебская Лариса Николаевна, Худякова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTNERSHIP OF BUSINESS AND EDUCATION SECTOR INSTITUTIONS IN THE PREPARATION OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article considers the relevance of such forms of cooperation as a partnership between business and educational institutions. Describes the mechanisms of interaction of industrial enterprises with education organizations in the preparation of highly qualified personnel for industrial enterprises on the example of JSC «Aviaavtomatika» named after V. Tarasov.

Текст научной работы на тему «Партнерство бизнеса и учреждений системы образования в рамках подготовки высококвалифицированных кадров для промышленных предприятий»

УДК 338.46

ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕСА И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация. В статье рассмотрена актуальность формы взаимодействия - партнерство бизнеса и учреждений образования. Описаны механизмы взаимодействия промышленного предприятия с организациями системы образования в рамках подготовки высококвалифицированных кадров для промышленных предприятий на примере АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова».

Ключевые слова: промышленное предприятие, вуз, базовая кафедра, система модульного непрерывного обучения.

THE PARTNERSHIP OF BUSINESS AND EDUCATION SECTOR INSTITUTIONS IN THE PREPARATION OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES

Annotation. The article considers the relevance of such _ forms of cooperation as a partnership between business and educational institutions. Describes the mechanisms of interaction of industrial enterprises with education organizations in the preparation of highly qualified personnel_ for industrial enterprises on the example of JSC «Aviaavtomatika» named after V. Tarasov.

Keywords: industrial enterprise, university, base department, the modular system of lifelong learning.

В связи с возросшей потребностью реального сектора экономики России в кадрах высокой квалификации для промышленных предприятий к подготовке студентов вузов предъявляются все более жесткие требования, как со стороны работодателей, так и стороны государства и самих студентов. В современных условиях ставится задача обновления содержания образования путем усиления его практической направленности, но при сохранении фундаментальности. Не уменьшая значимость теоретического блока, практико-ориентированный подход нацеливает образовательные программы на разработку тех форм учебного процесса, которые позволяют эффективно формировать практикумы, мастер-классы, тренинги, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования. Целью практико-ориентированного обучения является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и профессиональных компетенций. Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться специалист, способный эффективно применять в практической деятельности, имеющиеся у него компетенции. Эффективным механизмом достижения внедрения практико-ориентированного обучения является усиление роли школьной профориентации и создание базовых кафедр на производстве, главным принципом обучения которых является ориентация на реальное производство, когда теория подкрепляет практические навыки [3].

В настоящее время назрела острая необходимость в партнерстве профессиональных образовательных организации и образовательных организации высшего образования с организациями реального сектора экономики в области подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров различных профессиональных уровней. Одним из успешных примеров развития партнерства бизнеса

Л.Н. Борисоглебская О.В. Худякова

Larisa Borisoglebskaya Oksana Khudyakova

© Борисоглебская Л.Н., Худякова О.В., 2016

и учреждений системы образования в области подготовки высококвалифицированных кадров для промышленных предприятий является сформированная и эффективно развивающаяся система модульного непрерывного обучения Акционерного общества «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова». АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова» - одно из ведущих разработчиков бортового оборудования для авиационной отрасли, а также изделий общепромышленной тематики, обеспечивающее выполнение полного цикла работ от проектирования и серийного производства до эффективного послепродажного обслуживания. На предприятии особое внимание уделяется обеспеченности производства высококвалифицированным кадровым ресурсом, с компетенциями, удовлетворяющими современным требованиям реального сектора экономики. В связи с чем активно используются современные методы и механизмы в области подготовки высококвалифицированных кадров для промышленных предприятий посредством сформированной и эффективно развивающейся системы непрерывного модульного обучения (см. рис. 1).

в № а

и сз Я& в«

с«

¡р

=_

иЯ о я яв до

чя

йе

«я

ч

ЛЯ нЯ

ой оо

яа

Я-а

£в

н

о

Молодые специалисты

Повышение квалификации работающего персонала

Переподготовка специалистов предприятия

Подготовка кадров высшей квалификационной категории

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

-----►

► I

I I I

БАЗОВЫЕ КАФЕДРЫ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Л

V

Л V

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Корпоративный инновационно-образовательный центр подготовки кадров

Л

V

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

\- ►

4 I I

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Обновление кадрового состава предприятия молодыми специа

листами 4---

^Приобретение^

работающим ¡рсоналом востреб ванных на современном производстве компетенций

Расширение

спектра компетенций специалистов предприятия, адаптированных ]ля нужд предпрг

Обеспеченность предприятия научными кадрами

в

О

К О

<п н п

Рис. 1. Схема взаимодействия промышленного предприятия и образовательных учреждений на основе системы

непрерывного модульного обучения

Перспективным механизмом обеспечения промышленных предприятий высококвалифицированными специалистами является создание на их базе инновационно-образовательных центров, деятельность которых направлена на обеспечение интеграционных процессов образования и производства. Цель создания центра - развитие и поддержание положительного имиджа предприятия в

области кадровой политики, выявление внутреннего кадрового потенциала предприятия и повышение уровня общепрофессиональных компетенций работников через различные формы организации работы. Одним из основных видов деятельности центра является организация процесса обучения руководителей и специалистов с привлечением внешних научно-образовательных учреждений, отраслевых институтов, вузов [1].

Предприятием совместно в вузами созданы четыре успешно функционирующие базовые кафедры: с НИУ «Московский институт электронной техники» (г. Зеленоград) - «Проектирование и конструирование интегральных микросхем», с ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет» (г. Курск) «Специальные организационно-технические системы», с ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет» (г. Курск) «Машиностроительные технологии и оборудование», с ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» «Управление инновациями и бизнес-информатика». Кафедры ориентированы на практическую подготовку студентов по реализации образовательных программ соответствующего профиля, направленных на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций, включающих возможность проведения всех видов учебных занятий и практик, а также осуществления научной деятельности в интересах предприятия [2].

Важным направлением при формировании интеллектуального капитала для предприятия является возрождение школьной профориентации. АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова» уделяет особое внимание профориентационной работе по вовлечению одаренных детей и талантливой молодежи в сферу технического образования. Активное сотрудничество ведется с учреждениями среднего профессионального образования (Рыльский авиационный технический колледж - филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации», БОУ СПО «Курский электромеханический техникум», ОБОУ СПО «Курский техникум связи»), а так же с учреждением дополнительного образования детей ОБОУ ДОД «Областной центр развития творчества детей и юношества». Это позволяет предприятию заложить основу для создания кадрового резерва, способного к эффективной работе в современных экономических условиях.

Одним из важных элементов в предложенной структурной схеме непрерывного модульного обучения является система повышения квалификации и переподготовки специалистов предприятия.

Совместно с ведущими вузами страны АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова» успешно реализует проекты в области повышения квалификации производственного персонала (мастеров участков, заместителей начальников цехов) предприятия - «Школа мастеров», инженерно-технических работников - «Системный подход к проектированию и изготовлению современного оборудования на основе интеграции взаимодействия схемотехников, конструкторов и технологов». Участие промышленных предприятий совместно с вузами в конкурсных мероприятиях, проводимых в рамках государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций и организаций реального сектора экономики, является еще одной фундаментальной площадкой для долгосрочного сотрудничества и повышения конкурентоспособности научно-исследовательского сектора высшего образования по заказу промышленного предприятия.

Созданная система позволяет обеспечить предприятие высококвалифицированным кадровым потенциалом посредством активной интеграции научной, образовательной и производственной деятельности и использованием таких механизмов, как:

- адресная подготовка молодых специалистов - взаимодействие с базовыми кафедрами на производстве;

- предпрофильная работа с одаренными детьми и талантливой молодежью - взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей, средними общеобразовательными учреждениями и учреждениями среднего профессионального образования;

- система повышения квалификации и переподготовки специалистов предприятия - взаимодействие с ведущими вузами страны;

- система подготовки кадров высшей квалификационной категории - взаимодействие с ведущими вузами страны;

- участие в конкурсных мероприятиях федерального уровня, направленных на усиление кооперации учреждений системы образования и бизнеса - взаимодействие с ведущими вузами страны и другими учреждениями системы образования.

Таким образом, в настоящее время доминантой в становлении промышленного предприятия становится система инновационного развития научных знаний, новых технологий, продуктов и образовательных услуг. Именно инновационная деятельность положена в основу партнерства бизнеса и учреждений системы образования.

Библиографический список

1. Борисоглебская, Л. Н. Формирование и развитие системы непрерывного модульного обучения на предприятиях ОПК (на примере АО «Авиаавтоматика» им. В.В. Тарасова») / Л. Н. Борисоглебская, В. А. Не-лепов, И. Ю. Иващенко [и др.] // Инновации. - 2016. - № 3(209). - С. 76-81.

2. Бородавкин, В. А. Интеграция образования, науки и производства как основа системы целевой подготовки кадров / В. А. Бородавкин // Инновации. - 2014. - № 4(174). - С. 24-26.

3. Виноградов, Б. А. Развитие кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса / Б. А. Виноградов, В. Г. Пальмов. - СПб. : Наука. - 2013. - 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.