Научная статья на тему 'Дуальная система подготовки специалистов как форма интеграции профессионального образования и производства'

Дуальная система подготовки специалистов как форма интеграции профессионального образования и производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5017
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / DUAL SYSTEM OF EDUCATION / INTEGRATION / SOCIAL PARTNERSHIP / HIGH-QUALITY PRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Землянский Валентин Валентинович

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты дуальной организации подготовки специалистов на основе взаимодействия учреждений профессионального образования и предприятий заказчиков кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual System of Instruction of University Undergraduates as a Form of Integration of Professional Education with Industry

The article covers theoretical and practical aspects of the dual system of education based on interactions between institutions of higher professional education and business companies potential employers

Текст научной работы на тему «Дуальная система подготовки специалистов как форма интеграции профессионального образования и производства»

№ 3, 2010

ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

В. В. Землянский (Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина)

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты дуальной организации подготовки специалистов на основе взаимодействия учреждений профессионального образования и предприятий — заказчиков кадров.

Ключевые слова: дуальная система обучения; интеграция; социальное партнерство; высокотехнологичное производство.

Инновационная направленность парадигмы образования в течение всей жизни определяется сочетанием двух логик — логики образования (развитие способностей граждан) и логики экономики (оптимальное использование человеческих ресурсов). Важнейшей качественной характеристикой современного этапа развития системы профессионального образования выступают интеграционные процессы, которые отражают, с одной стороны, содержательно-структурные изменения внутри собственно системы образования, а с другой — процессы взаимодействия профессионального образования и производственной сферы.

Анализ отечественных и зарубежных источников свидетельствует о том, что учеными и практиками ведется активный поиск новых образовательных моделей, позволяющих переориентировать профессиональное образование в его содержательном, организационном, технологическом аспектах на удовлетворение наиболее значимых социально-экономических потребностей и в то же время оптимально использовать в практике образовательной деятельности многочисленные инновационные концептуальнотеоретические, дидактические, методические разработки, накопленные в арсенале профессиональной педагогики за последние десятилетия.

В мировой практике профессионального образования получила широкую известность и признание дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии. Она строится на взаимодействии двух самостоятельных в организационном и правовом отноше-

ниях сфер в рамках официально признанного профессионального обучения, т. е. осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании. Эта система включает две различные учебно-производственные среды: частное предприятие и государственную профессиональную школу, которые действуют сообща во имя общей цели — профессиональной подготовки обучающихся [5].

Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное обучение являются надежным вкладом капитала. Причем предприятия становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в его содержании, организации и т. д. Этим и определяется значимость дуальной системы как модели профессиональной подготовки, которая позволяет преодолеть разрыв, рассогласованность производственной и образовательной сфер в вопросах подготовки профессиональных кадров.

Анализ работ немецких исследователей (А. Шелтена, К. Штратмана, Г. Штегмана и др.) показывает, что дуальная система обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимодействие профессионального обучения с производственной сферой, своевременное реагирование на изменение ее потребностей и учет тенденций развития.

Для отечественного профессионального образования проблема установления

© Землянский В. В., 2010

тесной взаимосвязи с производственной сферой является одной из наиболее острых и актуальных, что подчеркивается как в работах ученых (Е. А. Корчагина, Г. В. Мухаметзяновой, А. М. Новикова и др.), так и в нормативных документах, определяющих образовательную политику государства в данной сфере. Именно поэтому распространение принципов дуальной организации, особенно на уровнях начального и среднего профессионального образования, представляется целесообразным, своевременным и перспективным.

В настоящее время идет накопление опыта социального партнерства между учреждениями профессионального образования и промышленными предприятиями. Благодаря обобщению практического опыта заложены основы теории социального партнерства в сфере профессионального образования [1; 3; 5]. Социальное партнерство понимается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, учреждениями социума, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

В научной литературе признаются важность образовательной составляющей в социальном партнерстве и ведущая роль образовательного фактора в зарождении феномена социального партнерства. В частности, подчеркивается то обстоятельство, что переход к социальному партнерству во многом был определен потребностями инвестиций в «человеческий капитал».

Ученые справедливо отмечают, что социальное партнерство является наиболее эффективным средством формирования и реализации политики государства в области профессионального образования. Социальное партнерство обеспечивает надежные линии связей между образовательными учреждениями и предприятиями, построенных на основе взаи-мовыгодности и взаимозаинтересованно-сти при активном организующем и направляющем участии государства.

Успешной реализации задач социального партнерства способствует система новых принципов организации профессионального образования, предложенных В. А. Поляковым, И. П. Смирновым, Е. В. Ткаченко. В основу выделения данных принципов учеными положена глубоко интегративная по сути своей идея: «Работодатель определяет, чему учить, образовательные учреждения — как учить». Отсюда ведущим принципом становится ориентация на потребности рынка труда [3].

В современных социально-экономических условиях деятельность учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов для ведущих отраслей экономики, связана с решением целого ряда проблем:

— несоответствия объемов, структуры и содержания подготовки рабочих кадров и специалистов перспективам развития высокотехнологичных производств;

— несовершенства механизмов социального партнерства образовательных учреждений и работодателей;

— отсутствия системной организации целевой подготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичного производства;

— недостаточной практической ориентированностью в подготовке кадров для конкретных предприятий;

— несоответствия учебно-материальной базы образовательных учреждений современному уровню развития высокотехнологичного производства, а также уровня кадрового потенциала образовательных учреждений инновационным задачам развития производства;

— несоответствия программно-методической и технологической базы образовательных учреждений задачам подготовки, ориентированной на формирование общих и профессиональных компетенций современного конкурентоспособного специалиста;

— недостаточной реализации инновационных форм и методов обучения; отсутствия системы независимой оценки (сертификации) качества подготовки

ШІШІШІШШИМ № З,

специалистов со стороны работодателей [4].

Преодоление указанных противоречий возможно на основе интеграции профессионального образования и производства, включая дуальную форму подготовки рабочих и специалистов среднего звена. Дуальное обучение в изменившихся социально-экономических условиях только начинает применяться в отечественной системе профессионального образования (при этом, конечно, следует учитывать богатый опыт взаимодействия учебных заведений с базовыми предприятиями в советский период). Мы разделяем точку зрения Ю. Н. Петрова, который под дуальной системой профессионального образования понимает инновационный тип организации профессионального образования, предполагающий согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер в подготовке специалистов определенного профиля, построенное на единстве трех методологических оснований: аксиологического (паритетность гуманистических и технико-технологических ценностей и целей), онтологического (компетентно-стный подход), технологического (овладение профессиональной деятельностью, системой общественно-профессиональных отношений) [2].

Данные интегративные основания отражают общность целей, ценностей, содержания, деятельности, реализуемых в условиях дуальной системы профессионального обучения. Рассмотрим их подробнее.

Общность целей профессионального образования и производства заключается в результатах обучения — подготовке компетентных специалистов определенной квалификации с определенными социально-профессиональными характеристиками. Целью любого предприятия наряду с получением прибыли является развитие кадрового потенциала, а целью учебного заведения — подготовка востребованных специалистов. Такое понимание цели позволяет выстраивать образовательный процесс «от результата», преодолевая тем самым традиционную

2010 1%

когнитивную ориентированность образования [1].

Общность содержания образования и содержания производства обусловлена тем, что источником формирования содержания профессионального образования выступают технологические процессы, оборудование, техника производства. Содержание профессионального образования — знания, умения, навыки и формируемые на их основе базовые личностно-профессиональные компетенции — адекватно содержанию профессиональной деятельности специалиста на производстве. В учебном заведении осваиваются те же технологии, станки, оборудование и т. д., которые применяются на производстве.

Общность деятельности выражается в процессе прохождения студентами производственных практик, при выполнении ими производственных заданий на оборудовании и в условиях предприятия в соответствии с принятым на нем технологическим регламентом.

Общность ценностей предполагает паритетность технико-технологических, социальных, гуманистических ценностей, без которых невозможно представить современного специалиста, — это ценности труда, производства, науки, техники, общества, личности. Технико-технологические и гуманистические ценности могут быть иерархизированы в соответствии с той ролью, которую они играют в производстве и в образовании, и положены в основание интегративных механизмов взаимодействия образования и производства.

Все вышеприведенное позволило обосновать построение дуальной системы подготовки кадров для базовых отраслей производства Пензенской области. Коллективом ФГОУСПО «Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина» совместно с работодателями была разработана инновационная образовательная программа (ИОП) «Создание на базе колледжа инновационной образовательной среды в целях подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов

машиностроительного и приборостроительного профилей для высокотехнологичных производств в условиях государственно-частного партнерства».

В 2009 г. колледж был признан победителем Всероссийского конкурса ИОП среди учреждений начального и среднего профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и получил государственную поддержку в объеме 22 млн руб. (приказ Минобрнауки РФ № 197 от 8 июня 2009 г.). На такую же сумму привлечены средства работодателей путем передачи в аренду высокотехнологичного оборудования.

Актуальность включения данной программы в приоритетный национальный проект «Образование» обусловлена необходимостью приведения содержания профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями развития современной экономики, наукоемкого высокотехнологичного производства, имеющего стратегическое значение для укрепления обороноспособности страны.

Под инновационной образовательной средой мы понимаем совокупность педагогических, организационно-управленческих, программно-методических, материально-технических, информационных условий и соответствующих им ресурсов образовательного учреждения и предприятий, обеспечивающих высокое качество подготовки конкурентоспособных рабочих и специалистов для инновационного развития машиностроительной и приборостроительной отраслей отечественной экономики.

Создание на базе колледжа дуальной образовательной среды предполагает реальное включение стратегических партнеров (работодателей) в разработку нового содержания профессионального образования, основанного на профессиональных стандартах и компетенциях; участие в формировании инновационной инфраструктуры колледжа, процедурах контроля качества профессионального образования. Реализация ИОП направлена на смягчение ситуации на рынке труда; уменьшение существующего дисба-

ланса спроса и предложения на высококвалифицированную рабочую силу; повышение инвестиционной привлекательности системы среднего профессионального образования.

Инновационная образовательная программа базируется на следующих основных идеях:

— внедрения требований профессиональных (квалификационных) стандартов в практику образовательной деятельности и формирование на этой основе нового содержания профессиональной подготовки;

— развития продуктивных, творческих способностей студентов для освоения инновационных (общих и профессиональных) компетенций, востребованных современным высокотехнологичным производством;

— обеспечения инвестиционной привлекательности образовательных программ колледжа для работодателей за счет учета их требований при построении содержания образования в форме модульных программ, основанных на компетенциях;

— доступности, открытости и высокого качества современного профессионального образования посредством использования современных информационных и педагогических технологий;

— интеграции образования и производства в рамках проекта, обеспечивающей внедрение в образовательный процесс новейших отраслевых технологий и оборудования;

— развития кадрового, экономического, методического, научного и информационного ресурсов путем создания на базе колледжа при участии стратегических партнеров ресурсного центра (корпоративного центра развития квалификаций) машиностроительного профиля.

Цель ИОП — обеспечение современного качества профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов для базовых отраслей высокотехнологичного производства (машиностроения и приборостроения) в условиях развития государственно-частного партнерства для решения актуаль-

№ 3,

ных задач приоритетного национального проекта «Образование».

С участием работодателей осуществляется внедрение нового содержания образования, отвечающего требованиям высокотехнологичного производства:

1) разработка программных и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию вариативного компонента Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности «Электромеханические приборные устройства» и соответствующим рабочим профессиям;

2) формирование новых универсальных и профессиональных компетенций выпускников, адекватных требованиям современного рынка труда (корпоративность, умение и готовность работать в команде, универсальность, гибкость, мобильность и адаптивность к новым видам профессиональной деятельности; творчество в работе, способность к самообучению и саморазвитию, самостоятельность и ответственность за результат; системное и аналитическое мышление, умение применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии);

3) разработка модульных программ опережающего профессионального обучения и повышения квалификации незанятого населения по специальностям и профессиям в рамках ИОП по договорам с работодателями и службой занятости.

В ходе реализации ИОП используются современные отраслевые, информационные и педагогические технологии, такие как организация образовательного процесса на модульной основе, метод проектов, кейс-технологии, коммуникативные, рефлексивные, игровые технологии, контекстное обучение и др. Создается система консалтинговой и научнометодической поддержки педагогов и руководителей учебно-производственных подразделений в области разработки и реализации модульных программ в практике дуального профессионального обучения. Большое внимание уделяется развитию профессиональной компетентности администрации, преподавателей,

2010 ІІІІІ11ІШ 1%

мастеров производственного обучения колледжа, педагогов однопрофильных образовательных учреждений НПО и СПО, входящих в инновационную сеть, в области создания информационных и коммуникационных технологий, мониторинга качества профессионального образования.

В целом создание дуальной образовательной среды позволяет обеспечить современное качество профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов для базовых отраслей высокотехнологичного производства (машиностроения и приборостроения) в условиях развития государственно-частного партнерства; достижение соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда Пензенской области и объемами подготовки специалистов заявленных профилей; восстановление престижа рабочих профессий и признание ценности практико-ори-ентированного образования.

Конкретными результатами реализации инновационной образовательной программы являются:

— организация деятельности инновационного корпоративного ресурсного центра машиностроительного профиля;

— создание единой высокостоимостной учебно-производственной базы по подготовке рабочих и специалистов для высокотехнологичного производства в соответствии с новыми профессиональным и образовательным стандартами, основанными на компетенциях;

— реализация новой функции колледжа — опережающая переподготовка рабочих кадров для машиностроения и приборостроения, освоение ими новых профессиональных компетенций;

— формирование гибких модулей практического обучения под конкретные рабочие места, увеличение доли практического обучения до 60 % от общего объема времени;

— формирование инновационного механизма социального партнерства — реального участия работодателей во взаимовыгодном обмене ресурсами (мате-

риально-техническими, трудовыми, интеллектуальными, учебно-методическими, информационными, правовыми и т. д.).

В заключение следует подчеркнуть, что реализация инновационной программы, основанной на дуальном подходе, будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичного производства; формированию общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда; развитию эффективной системы социального партнерства в сфере профессионального образования, что, в свою очередь, становится мощным фактором его модернизации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айтуганов, И. М. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства / И. М. Айтуганов, Ю. А. Дьячков, Е. А. Корчагин и др. // Казан. пед. журн. — 2009. — № 2. — С. 3—9.

2. Петров, Ю. Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования — инновационная модель современного профессионального образования / Ю. Н. Петров. — Н. Новгород, 2009. — 280 с.

3. Смирнов, И. П. Новые принципы организации начального профессионального образования. Переход к открытой системе в условиях рынка труда / И. П. Смирнов, В. А. Поляков, Е. В. Ткаченко. — М. : Аспект, 2004. — 32 с.

4. Чапаев, Н. К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт / Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО ; Екатеринбург, 2007. — 408 с.

5. Шелтен, А. Введение в профессиональную педагогику / А. Шелтен. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — 288 с.

Поступила 11.01.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.