№ 3, 2010
ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА
В. В. Землянский (Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина)
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты дуальной организации подготовки специалистов на основе взаимодействия учреждений профессионального образования и предприятий — заказчиков кадров.
Ключевые слова: дуальная система обучения; интеграция; социальное партнерство; высокотехнологичное производство.
Инновационная направленность парадигмы образования в течение всей жизни определяется сочетанием двух логик — логики образования (развитие способностей граждан) и логики экономики (оптимальное использование человеческих ресурсов). Важнейшей качественной характеристикой современного этапа развития системы профессионального образования выступают интеграционные процессы, которые отражают, с одной стороны, содержательно-структурные изменения внутри собственно системы образования, а с другой — процессы взаимодействия профессионального образования и производственной сферы.
Анализ отечественных и зарубежных источников свидетельствует о том, что учеными и практиками ведется активный поиск новых образовательных моделей, позволяющих переориентировать профессиональное образование в его содержательном, организационном, технологическом аспектах на удовлетворение наиболее значимых социально-экономических потребностей и в то же время оптимально использовать в практике образовательной деятельности многочисленные инновационные концептуальнотеоретические, дидактические, методические разработки, накопленные в арсенале профессиональной педагогики за последние десятилетия.
В мировой практике профессионального образования получила широкую известность и признание дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии. Она строится на взаимодействии двух самостоятельных в организационном и правовом отноше-
ниях сфер в рамках официально признанного профессионального обучения, т. е. осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании. Эта система включает две различные учебно-производственные среды: частное предприятие и государственную профессиональную школу, которые действуют сообща во имя общей цели — профессиональной подготовки обучающихся [5].
Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное обучение являются надежным вкладом капитала. Причем предприятия становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в его содержании, организации и т. д. Этим и определяется значимость дуальной системы как модели профессиональной подготовки, которая позволяет преодолеть разрыв, рассогласованность производственной и образовательной сфер в вопросах подготовки профессиональных кадров.
Анализ работ немецких исследователей (А. Шелтена, К. Штратмана, Г. Штегмана и др.) показывает, что дуальная система обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимодействие профессионального обучения с производственной сферой, своевременное реагирование на изменение ее потребностей и учет тенденций развития.
Для отечественного профессионального образования проблема установления
© Землянский В. В., 2010
тесной взаимосвязи с производственной сферой является одной из наиболее острых и актуальных, что подчеркивается как в работах ученых (Е. А. Корчагина, Г. В. Мухаметзяновой, А. М. Новикова и др.), так и в нормативных документах, определяющих образовательную политику государства в данной сфере. Именно поэтому распространение принципов дуальной организации, особенно на уровнях начального и среднего профессионального образования, представляется целесообразным, своевременным и перспективным.
В настоящее время идет накопление опыта социального партнерства между учреждениями профессионального образования и промышленными предприятиями. Благодаря обобщению практического опыта заложены основы теории социального партнерства в сфере профессионального образования [1; 3; 5]. Социальное партнерство понимается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, учреждениями социума, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
В научной литературе признаются важность образовательной составляющей в социальном партнерстве и ведущая роль образовательного фактора в зарождении феномена социального партнерства. В частности, подчеркивается то обстоятельство, что переход к социальному партнерству во многом был определен потребностями инвестиций в «человеческий капитал».
Ученые справедливо отмечают, что социальное партнерство является наиболее эффективным средством формирования и реализации политики государства в области профессионального образования. Социальное партнерство обеспечивает надежные линии связей между образовательными учреждениями и предприятиями, построенных на основе взаи-мовыгодности и взаимозаинтересованно-сти при активном организующем и направляющем участии государства.
Успешной реализации задач социального партнерства способствует система новых принципов организации профессионального образования, предложенных В. А. Поляковым, И. П. Смирновым, Е. В. Ткаченко. В основу выделения данных принципов учеными положена глубоко интегративная по сути своей идея: «Работодатель определяет, чему учить, образовательные учреждения — как учить». Отсюда ведущим принципом становится ориентация на потребности рынка труда [3].
В современных социально-экономических условиях деятельность учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов для ведущих отраслей экономики, связана с решением целого ряда проблем:
— несоответствия объемов, структуры и содержания подготовки рабочих кадров и специалистов перспективам развития высокотехнологичных производств;
— несовершенства механизмов социального партнерства образовательных учреждений и работодателей;
— отсутствия системной организации целевой подготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичного производства;
— недостаточной практической ориентированностью в подготовке кадров для конкретных предприятий;
— несоответствия учебно-материальной базы образовательных учреждений современному уровню развития высокотехнологичного производства, а также уровня кадрового потенциала образовательных учреждений инновационным задачам развития производства;
— несоответствия программно-методической и технологической базы образовательных учреждений задачам подготовки, ориентированной на формирование общих и профессиональных компетенций современного конкурентоспособного специалиста;
— недостаточной реализации инновационных форм и методов обучения; отсутствия системы независимой оценки (сертификации) качества подготовки
ШІШІШІШШИМ № З,
специалистов со стороны работодателей [4].
Преодоление указанных противоречий возможно на основе интеграции профессионального образования и производства, включая дуальную форму подготовки рабочих и специалистов среднего звена. Дуальное обучение в изменившихся социально-экономических условиях только начинает применяться в отечественной системе профессионального образования (при этом, конечно, следует учитывать богатый опыт взаимодействия учебных заведений с базовыми предприятиями в советский период). Мы разделяем точку зрения Ю. Н. Петрова, который под дуальной системой профессионального образования понимает инновационный тип организации профессионального образования, предполагающий согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер в подготовке специалистов определенного профиля, построенное на единстве трех методологических оснований: аксиологического (паритетность гуманистических и технико-технологических ценностей и целей), онтологического (компетентно-стный подход), технологического (овладение профессиональной деятельностью, системой общественно-профессиональных отношений) [2].
Данные интегративные основания отражают общность целей, ценностей, содержания, деятельности, реализуемых в условиях дуальной системы профессионального обучения. Рассмотрим их подробнее.
Общность целей профессионального образования и производства заключается в результатах обучения — подготовке компетентных специалистов определенной квалификации с определенными социально-профессиональными характеристиками. Целью любого предприятия наряду с получением прибыли является развитие кадрового потенциала, а целью учебного заведения — подготовка востребованных специалистов. Такое понимание цели позволяет выстраивать образовательный процесс «от результата», преодолевая тем самым традиционную
2010 1%
когнитивную ориентированность образования [1].
Общность содержания образования и содержания производства обусловлена тем, что источником формирования содержания профессионального образования выступают технологические процессы, оборудование, техника производства. Содержание профессионального образования — знания, умения, навыки и формируемые на их основе базовые личностно-профессиональные компетенции — адекватно содержанию профессиональной деятельности специалиста на производстве. В учебном заведении осваиваются те же технологии, станки, оборудование и т. д., которые применяются на производстве.
Общность деятельности выражается в процессе прохождения студентами производственных практик, при выполнении ими производственных заданий на оборудовании и в условиях предприятия в соответствии с принятым на нем технологическим регламентом.
Общность ценностей предполагает паритетность технико-технологических, социальных, гуманистических ценностей, без которых невозможно представить современного специалиста, — это ценности труда, производства, науки, техники, общества, личности. Технико-технологические и гуманистические ценности могут быть иерархизированы в соответствии с той ролью, которую они играют в производстве и в образовании, и положены в основание интегративных механизмов взаимодействия образования и производства.
Все вышеприведенное позволило обосновать построение дуальной системы подготовки кадров для базовых отраслей производства Пензенской области. Коллективом ФГОУСПО «Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина» совместно с работодателями была разработана инновационная образовательная программа (ИОП) «Создание на базе колледжа инновационной образовательной среды в целях подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов
машиностроительного и приборостроительного профилей для высокотехнологичных производств в условиях государственно-частного партнерства».
В 2009 г. колледж был признан победителем Всероссийского конкурса ИОП среди учреждений начального и среднего профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и получил государственную поддержку в объеме 22 млн руб. (приказ Минобрнауки РФ № 197 от 8 июня 2009 г.). На такую же сумму привлечены средства работодателей путем передачи в аренду высокотехнологичного оборудования.
Актуальность включения данной программы в приоритетный национальный проект «Образование» обусловлена необходимостью приведения содержания профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями развития современной экономики, наукоемкого высокотехнологичного производства, имеющего стратегическое значение для укрепления обороноспособности страны.
Под инновационной образовательной средой мы понимаем совокупность педагогических, организационно-управленческих, программно-методических, материально-технических, информационных условий и соответствующих им ресурсов образовательного учреждения и предприятий, обеспечивающих высокое качество подготовки конкурентоспособных рабочих и специалистов для инновационного развития машиностроительной и приборостроительной отраслей отечественной экономики.
Создание на базе колледжа дуальной образовательной среды предполагает реальное включение стратегических партнеров (работодателей) в разработку нового содержания профессионального образования, основанного на профессиональных стандартах и компетенциях; участие в формировании инновационной инфраструктуры колледжа, процедурах контроля качества профессионального образования. Реализация ИОП направлена на смягчение ситуации на рынке труда; уменьшение существующего дисба-
ланса спроса и предложения на высококвалифицированную рабочую силу; повышение инвестиционной привлекательности системы среднего профессионального образования.
Инновационная образовательная программа базируется на следующих основных идеях:
— внедрения требований профессиональных (квалификационных) стандартов в практику образовательной деятельности и формирование на этой основе нового содержания профессиональной подготовки;
— развития продуктивных, творческих способностей студентов для освоения инновационных (общих и профессиональных) компетенций, востребованных современным высокотехнологичным производством;
— обеспечения инвестиционной привлекательности образовательных программ колледжа для работодателей за счет учета их требований при построении содержания образования в форме модульных программ, основанных на компетенциях;
— доступности, открытости и высокого качества современного профессионального образования посредством использования современных информационных и педагогических технологий;
— интеграции образования и производства в рамках проекта, обеспечивающей внедрение в образовательный процесс новейших отраслевых технологий и оборудования;
— развития кадрового, экономического, методического, научного и информационного ресурсов путем создания на базе колледжа при участии стратегических партнеров ресурсного центра (корпоративного центра развития квалификаций) машиностроительного профиля.
Цель ИОП — обеспечение современного качества профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов для базовых отраслей высокотехнологичного производства (машиностроения и приборостроения) в условиях развития государственно-частного партнерства для решения актуаль-
№ 3,
ных задач приоритетного национального проекта «Образование».
С участием работодателей осуществляется внедрение нового содержания образования, отвечающего требованиям высокотехнологичного производства:
1) разработка программных и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию вариативного компонента Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности «Электромеханические приборные устройства» и соответствующим рабочим профессиям;
2) формирование новых универсальных и профессиональных компетенций выпускников, адекватных требованиям современного рынка труда (корпоративность, умение и готовность работать в команде, универсальность, гибкость, мобильность и адаптивность к новым видам профессиональной деятельности; творчество в работе, способность к самообучению и саморазвитию, самостоятельность и ответственность за результат; системное и аналитическое мышление, умение применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии);
3) разработка модульных программ опережающего профессионального обучения и повышения квалификации незанятого населения по специальностям и профессиям в рамках ИОП по договорам с работодателями и службой занятости.
В ходе реализации ИОП используются современные отраслевые, информационные и педагогические технологии, такие как организация образовательного процесса на модульной основе, метод проектов, кейс-технологии, коммуникативные, рефлексивные, игровые технологии, контекстное обучение и др. Создается система консалтинговой и научнометодической поддержки педагогов и руководителей учебно-производственных подразделений в области разработки и реализации модульных программ в практике дуального профессионального обучения. Большое внимание уделяется развитию профессиональной компетентности администрации, преподавателей,
2010 ІІІІІ11ІШ 1%
мастеров производственного обучения колледжа, педагогов однопрофильных образовательных учреждений НПО и СПО, входящих в инновационную сеть, в области создания информационных и коммуникационных технологий, мониторинга качества профессионального образования.
В целом создание дуальной образовательной среды позволяет обеспечить современное качество профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов для базовых отраслей высокотехнологичного производства (машиностроения и приборостроения) в условиях развития государственно-частного партнерства; достижение соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда Пензенской области и объемами подготовки специалистов заявленных профилей; восстановление престижа рабочих профессий и признание ценности практико-ори-ентированного образования.
Конкретными результатами реализации инновационной образовательной программы являются:
— организация деятельности инновационного корпоративного ресурсного центра машиностроительного профиля;
— создание единой высокостоимостной учебно-производственной базы по подготовке рабочих и специалистов для высокотехнологичного производства в соответствии с новыми профессиональным и образовательным стандартами, основанными на компетенциях;
— реализация новой функции колледжа — опережающая переподготовка рабочих кадров для машиностроения и приборостроения, освоение ими новых профессиональных компетенций;
— формирование гибких модулей практического обучения под конкретные рабочие места, увеличение доли практического обучения до 60 % от общего объема времени;
— формирование инновационного механизма социального партнерства — реального участия работодателей во взаимовыгодном обмене ресурсами (мате-
риально-техническими, трудовыми, интеллектуальными, учебно-методическими, информационными, правовыми и т. д.).
В заключение следует подчеркнуть, что реализация инновационной программы, основанной на дуальном подходе, будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичного производства; формированию общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда; развитию эффективной системы социального партнерства в сфере профессионального образования, что, в свою очередь, становится мощным фактором его модернизации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айтуганов, И. М. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства / И. М. Айтуганов, Ю. А. Дьячков, Е. А. Корчагин и др. // Казан. пед. журн. — 2009. — № 2. — С. 3—9.
2. Петров, Ю. Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования — инновационная модель современного профессионального образования / Ю. Н. Петров. — Н. Новгород, 2009. — 280 с.
3. Смирнов, И. П. Новые принципы организации начального профессионального образования. Переход к открытой системе в условиях рынка труда / И. П. Смирнов, В. А. Поляков, Е. В. Ткаченко. — М. : Аспект, 2004. — 32 с.
4. Чапаев, Н. К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт / Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО ; Екатеринбург, 2007. — 408 с.
5. Шелтен, А. Введение в профессиональную педагогику / А. Шелтен. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — 288 с.
Поступила 11.01.10.