Научные сообщения
Партии-спойлеры как угроза развитию политической конкуренции
Г.Г. Аминова
Очередной этап в регламентации статуса политических партий в законодательстве Российской Федерации был положен в 2012 г., в результате принятия Федерального закона от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» (далее — Закон о политических партиях)»1 и Федерального закона от 2 мая 2012 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления»1 2. В соответствии с принятыми законами для регистрации политических партий вместо 50 тыс. человек необходимо 500 человек, а также наличие региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Принятие указанных законов свидетельствует о масштабной либерализации законодательства о политических партиях.
На сегодняшний день Министерством юстиции РФ зарегистрировано 77 политических партий3, а также 56 действующих организационных комитетов политических партий4. Данные изменения, направленные на либерализацию политической системы, имеют две стороны. С одной стороны, несомненно, принятые поправки — большой успех в отношении мелких политических партий, для которых значительной проблемой является получение представительства в законодательных органах власти — как в федеральных, так и региональных и местных. К тому же данные поправки должны повысить политическую кон-
1 Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О политических партиях”» // СЗ РФ. 09.04.12, № 15. ст. 1721.
2 Федеральный закон от 2 мая 2012 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 07.05.2012. № 19, ст. 2275.
3 Список зарегистрированных политических партий // http://minjust.ru/ru/nko/gosreg/partii/spisok (дата обращения: 28.03.2015).
4 Сведения о действующих организационных комитетах политических партий по состоянию на 28.07.2014 // http://minjust.ru/ru/node/2459 (дата обращения: 28.03.2015).
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
127
Научные сообщения
куренцию, обеспечить доступ на политический рынок новых игроков. С другой стороны, законодатель в который раз проявил непоследовательность в вопросе об оптимальной численности членов, необходимой для создания политической партии. Так, в разные годы минимальная численность членов для создания политической партии составляла 10 тыс. человек, затем она была увеличена до 50 тыс., а в 2012 г. она сокращается до 500 человек. Как справедливо отмечает А.Е. Постников, «такого рода динамика свидетельствует об отсутствии устойчивой конституционной стратегии развития института политических партий как неотъемлемого элемента механизма народовластия»5. Причем никаких состоятельных обоснований данным реформам не дается. К тому же законодатель, вводя упрощение регистрации партий, не предусмотрел, в свою очередь, возможность создания избирательных блоков. Все это свидетельствует о том, что фактически доступ к распределению депутатских мандатов для мелких политических партий будет закрыт.
В научной среде также скептически относятся к данной реформе: «либерализация» требований к созданию и деятельности политических партий, которая представляется достаточно неоднозначной, в дальнейшем породит больше проблем, чем сможет решить в краткосрочной перспективе»6. О регистрации стали заявлять такие политические партии, как партия любителей пива, партия зеленых, различные националистические партии, партии-сквоттеры (организации, присвоившие себе старые партийные бренды)7. Появление такого большого числа политических партий напоминает 90-е гг. Так, Ю.А. Веденеев пишет, что «... политические партии (или то, что под этим наименованием прячется) почему-то размножаются с такой скоростью, что скоро не хватит слов в политическом словаре, чтобы как-то различить их по самоназваниям, не говоря уже о социальной идентификации»8.
Одной из ключевых проблем, вызванных либерализацией законодательства о политических партиях, стало создание и рост числа политтехнологических партий — партий-спойлеров (от английского to spoil — «отравлять», «портить»)9, также называемых партиями-«симулякрами», «нанопартиями»10. Основной целью таких партий является «оттягивание» голосов у конкурентов.
Данная технология не нова для России, она применялась на выборах предыдущих лет и практически перестала использоваться после ужесточения законо-
5 Постников А.Е. Конституционно-правовые основы взаимодействия политических партий и государства // Журнал российского права. 2013. № 5 / СПС «Гарант».
6 Сизых Ю.А. «Либерализация» законодательства о политических партиях в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 1. С. 48.
7 Лаборатория Богданова и партии-сквоттеры // http://lenta.ru/articles/2012/08/31/party1/ (дата обращения: 28.07.2014).
8 Веденеев Ю.А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и юридическая реальность // Государство и право. 1995. № 7. С. 21.
9 Любарев А. Как политтехнологи зарабатывают на сентябрьских выборах // http://www.forbes.ru/ mneniya-column/vertikal/242258-kak-polittehnologi-zarabatyvayut-na-sentyabrskih-vyborah (дата обращения: 28. 07.2014).
10 См.: Румянцев А. Много партий хороших и разных?.. Анализ изменений российского Закона «О политических партиях» с точки зрения экономической теории демократии // Сравнительное конституционное обозрение, 2012. № 6 (91). С. 71.
128
Выпуск 2 2015
Г.Г. Аминова
дательства о политических партиях в 2004 г.11 В качестве основных критериев отнесения партий к этой категории А. Любарев выделяет следующие: краткая и малосодержательная программа, неизвестные лидеры (или лидеры, известные в первую очередь как политтехнологи), отсутствие сайта11 12. Всего, по оценке А. Любарева, в 2013 г. в России насчитывалось 13 таких партий. Это целый пул партий с названиями, до степени смешения похожими на названия иных партий, как правило, со словами, производными от слов «коммунистический» и «справедливый» («Коммунисты России», Коммунистическая партия социальной справедливости (КПСС), партия «ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!»); как только появилась «Гражданская платформа», Партия социальных сетей сменила название на «Гражданскую позицию», кроме того, вновь появилась партия под названием «Гражданская сила». Во многих регионах эти партии выдвигали списки с идентичным составом кандидатов (т. е. фактически выдвигали их «пакетом»)13. В некоторых субъектах РФ партии-спойлеры добились неплохих результатов. Наиболее заметны результаты КПСС (Коммунистической партии социальной справедливости) и партии «Коммунисты России», которые в сумме получили в Бурятии, Забайкалье, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Ульяновской и Ярославской областях 4-5%, и эти голоса, скорее всего, могли достаться КПРФ14. Среди используемых приемов партий-спойлеров можно назвать следующие:
- выставление одинаковых списков во всех регионах;
- агитация не за самих себя, а против партии-конкурента15;
- составление списков избирателей из жителей других регионов;
- имитация стиля предвыборной агитации партии-конкурента16.
Избирателей вводят в заблуждение не только через схожие названия партий, но и с помощью сходных лозунгов, предвыборной атрибутики. Так, в 2013 г. во Владимире по вине областной избирательной комиссии были использованы бюллетени, в которых изображения логотипа партии «Гражданская позиция» были напечатаны с ошибками, что сделало его практически идентичным логотипу «Гражданской платформы», а партия-«спойлер» (в данном случае — «Гражданская позиция») стояла в бюллетени выше, что, по мнению представителей «Гражданской платформы», ввело в заблуждение избирателей17.
Верховный Суд РФ, рассматривая апелляционную жалобу регионального отделения партии «Гражданская платформа» по данному делу, отказал в ее удовлетворении, поскольку довод о том, что ошибка в изображении эмблемы политической партии «Гражданская позиция» ввела избирателей в заблужде-
11 Калинина Н. Партии-спойлеры стали невыгодны // http://svpressa.ru/politic/article/47061/.
12 Любарев А. Указ. источник.
13 Кынев А. Все оттенки спойлерства: вредное, полезное и неизбежное // http://slon.ru/russia/vse_ ottenki_spoylerstva_vrednoe_poleznoe_i_neizbezhnoe-1012411.xhtml (дата обращения: 28.07.2014).
14 Там же.
15 Перцев А. Размыть и опорочить // http://www.gazeta.ru/politics/2013/07/19_a_5443481.shtml (дата обращения: 28.07.2014).
16 Кынев А. Указ. источник.
17 Во Владимирской области перепутали логотипы партий в бюллетене // http://www.vedomosti. ru/politics/news/16104851/grazhdanskaya-platforma-na-vyborah-vo-vladimire (дата обращения: 28.07.2014).
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
129
Научные сообщения
ние, основан на предположениях и ничем, кроме утверждений заявителя, не подтверждался18. Таким образом, в судебном порядке практически невозможно доказать недобросовестные действия политических партий-конкурентов.
Проблему роста числа партий-спойлеров пытаются решить законодатели. Не так давно в Государственную думу Федерального собрания РФ был внесен проект закона о внесении изменений в Закон о политических партиях19. Согласно Пояснительной записке, данный законопроект направлен на исключение участия в выборах различного уровня политических партий, одной из основных задач которых является не победа на выборах, а снижение количества голосов избирателей, которые потенциально могла бы получить другая политическая партия, представляющая интересы значительного числа граждан. В соответствии со статьей 37 Закона о политических партиях партия признается участвующей в выборах в случае выдвижения ею кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20% субъектов Российской Федерации. Авторы законопроекта предлагают поднять указанный порог до 50%. Политическая партия подлежит ликвидации, если она в течение семи лет подряд не участвовала в выборах. В законопроекте предлагается сократить этот срок до двух лет. Также, согласно проекту, ликвидации будут подлежать политические партии, в которых ни один кандидат в течение трех лет не выиграл выборы.
Более действенными кажутся меры, предлагаемые политологами. В качестве оснований ликвидации политических партий предлагаются следующие:
- если партия в указанный срок не набрала минимум 3% на выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ (или 3% на выборах Президента РФ); или
- партия в указанный срок не получила хотя бы по одному мандату в двух и более законодательных (представительных) органах субъектов РФ; или
- ни в одном субъекте РФ кандидат от партии в указанный срок не был избран губернатором; или
- партия в указанный срок не получила хотя бы по одному мандату в представительных органах муниципальных образований: второго уровня — в двух и более субъектах РФ; или первого уровня — в пяти и более субъектах РФ20.
Однако следует согласиться с мнением А.М. Моисеева, который предлагает отнести такое основание для ликвидации политической партии как ее неучастие в выборах в течение 5 лет подряд (сейчас — 7 лет) к недемократичным требованиям, поскольку в этом случае конституционное право быть избранным ставится в зависимость от избирательных комиссий, в том числе и ЦИК России, т. е. органа, в Конституции РФ не указанного — возникает вопрос о справедливости применения столь строгой меры ответственности партии за реализацию своих прав. К тому же, по мнению Моисеева А. М., российская правопримени-
18 Определение Верховного Суда РФ от 4 июня 2014 г. № 86-АПГ14-1.
19 Проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка участия политических партий в выборах» // http://asozd2.duma. gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=715772-6 (дата обращения: 12.02.2015).
20 Итоговый отчет по проекту «Политические партии на региональном и местном уровнях: институциональный, электоральный и социальный аспекты». Фонд ИСЭПИ, М., 2014. С. 14-15.
130
Выпуск 2 2015
Г.Г. Аминова
тельная практика свидетельствует о несовершенстве механизма защиты прав политической партии при отказе в регистрации списка ее кандидатов. Таким образом, законодателю стоит выработать более демократичные методы стимулирования участия политической партии в выборах21.
Действительно, меры в отношении партий-спойлеров необходимы, поскольку негативный эффект от их недобросовестных действий с каждыми выборами все более усиливается. Однако, на наш взгляд, неучастие партий-спойлеров в выборах не является одной из ключевых проблем, возникающих в избирательном процессе. Наоборот, такие партии активно участвуют в выборах, причем они практически без препятствий допускаются к участию в выборах, в отличие от оппозиционных партий, которым, например, достаточно сложно собрать необходимое число достоверных подписей, а также зарегистрировать кандидата (список кандидатов) на выборах, поскольку они достаточно часто сталкиваются с необоснованными отказами избирательных комиссий в регистрации списка кандидатов.
По нашему мнению, необходимо выявлять и пресекать недобросовестные действия (например, выставление одинаковых списков во всех регионах, имитацию стиля предвыборной агитации партии-конкурента и др.) подобных политтехнологических партий. Задача науки и законодателя — предложить механизмы, с помощью которых можно нивелировать данные негативные проявления, препятствующие развитию политической конкуренции в стране.
На сегодня отсутствуют юридически закрепленные механизмы. Приостановить либо ликвидировать данные политические партии невозможно, поскольку действия партий-спойлеров не подпадают под основания для прекращения или приостановления деятельности политических партий, предусмотренных в Законе о политических партиях. К тому же подавать заявление о ликвидации или приостановлении деятельности политической партии может только Министерство юстиции РФ, но никак не политическая партия-конкурент. Избирательным комиссиям также не подведомственны дела, связанные с нарушением правил политической конкуренции. Таким образом, поскольку нет юридических механизмов для устранения таких проявлений, отсутствуют и споры в связи с такими действиями. Министерство юстиции РФ фактически следит за соблюдением политическими партиями лишь формальных требований (минимальная численность членов политической партии, количество региональных отделений, своевременное извещение об изменении регистрационных данных и др.). Встает вопрос: на ком должна лежать функция по контролю «качества» деятельности политических партий? Выходом из ситуации могло бы стать создание специального органа — например, Комиссии по политической конкуренции, в функции которой входил бы анализ и пресечение недобросовестных действий политических партий, в том числе партий-спойлеров. В состав Комиссии, которая должна основываться на началах саморегулирования, могут входить представители всех политических партий, кандидаты которых занимают выборные должности на федеральном уровне, представители государственных
21 См.: Моисеев А.М. Конституционное право граждан на объединение в политические партии и судебная практика его защиты: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2008. С. 9.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
131
Научные сообщения
органов, например, от Центральной избирательной комиссии РФ, известные ученые, специалисты в области избирательного права и политических партий, а также представители средств массовой информации. Эта комиссия могла бы действовать на постоянной основе, а не только во время избирательных кампаний.
В случае нарушения правил поведения партий и иных субъектов в общественно-политической системе можно предусмотреть в отношении виновной стороны следующие меры ответственности:
- придание широкой огласке (в том числе и через средства массовой информации) нарушений, совершенных политическими партиями или их региональными отделениями;
- внесение в «черный» список политических партий с последующим информированием избирателей;
- наложение штрафа на политическую партию и т. п.
Необходимым условием является указание на право судебной защиты и административного оспаривания актов данной Комиссии.
132
Выпуск 2 2015