МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070 in combination and the particular actions include elements of prevention, education and penal prosecution. In practice, in our country the measures for corruption prevention and counteraction are bound in a system that covers the whole society.
© Terziev V.K., Nichev N.B., Bankov S.M, 2016
УДК 328
А.А. Минькова, И.И. Явнова
студентка; кандидат исторических наук, доцент.
СФ БашГУ, г. Стерлитамак, РФ
ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕФОРМА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1832 ГОДА
Аннотация
В статье рассмотрен процесс принятия парламентского акта 1832 года, детально отражена суть избирательной реформы, касающиеся ведущей европейской державы XIX столетия.
Ключевые слова Избирательная реформа, парламентский акт, электорат
Интерес к данной проблеме вызван в первую очередь тем, что по данной проблематике довольно ограниченные источники. А также тем, что в современном законодательстве Великобритании есть части, содержательность которых соответствует пунктам избирательного закона 1832 года.
Цель работы - выяснить степень заинтересованности всех слоев общества в реформировании парламента на период 30-х гг. XIX в., а также отметить положительные и отрицательные стороны парламентского акта.
Борьба за парламентскую реформу, длившаяся с 1829 по 1832 гг., внесла значительное изменение в политическую жизнь британского общества. Следует выделить ряд положительных факторов: быстрая политизация общества, вовлечение в движение за свои права городского и сельского населения; и отрицательных: политическое размежевание аристократии и общества по вопросу о содержании и путях реформирования устаревшего законодательства. Вместе с тем упрочились методы внутри- и внепарламентской борьбы, благодаря чему в обыденной жизни и в сознании граждан закреплялось функционирование институтов гражданского общества [2, с. 20].
Выборы становились средством выражения настроений электората и населения в целом. В борьбе за реформу использовались легальные формы и методы давления на парламент, правительство и короля, что не исключало и угрозы применения физического насилия [1, с. 355].
Суть реформы, на первый взгляд, свелась к перераспределению мест в палате общин и увеличению электората. До реформы палата общин состояла из 658 мест. Они распределялись следующим образом: 188 - от 114 графств, 465 - от 262 местечек, 5 - от университетов, с 1821 года два - от Йоркшира, остальные места занимали депутаты от Ирландии, Шотландии и Уэльса. Реформа 1832 года существенно отличалась от первого проекта билля. Она сохранила общее число депутатов, но ликвидировала 56 "гнилых" местечек, которые посылали по два депутата. 32 города с населением до 4 тысяч человек вместо двух теперь избирали одного депутата; освободившиеся 144 места в парламенте перераспределили между графствами и городами. В результате 42 города получили право посылать депутатов - и среди них такие крупные торгово-промышленные центры, как Манчестер, Бирмингем, Лидс, Шеффилд и другие. Сохранялся и избирательный ценз - 40 шиллингов чистого дохода с недвижимой собственности в графствах. Вместе с тем избирательное право было расширено за счет некоторых категорий фермеров и арендаторов земли. В городах право голоса получили владельцы домов и нежилых строений, которые приносили доход не менее 10 фунтов стерлингов,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070
либо те, кто арендовал помещение и уплачивал не менее 10 фунтов стерлингов арендной платы в год. Помимо имущественного ценза, существовали и другие ограничения: избиратель должен был вносить налог на бедных, проживать в данной местности не менее одного года; получение пособия по бедности хотя бы один раз в год лишало право голоса. Наконец, вводилась обязательная ежегодная регистрация избирателей, которая предусматривала внесение каждый раз незначительной суммы [3, с. 224].
Произошло увеличение электората почти в два раза. Между тем закон сохранил диспропорцию избирательных округов. Аграрный юг по-прежнему продолжал преобладать в парламенте. Десять южных графств с четвертью населения Англии имели треть мест. Вместе с тем осталась неизменной диспропорция представительства графств. Так, например, Миддлсекс, с большим населением, чем графство Ланкашир, избирал 14 депутатов против 26 от Ланкашира. В то же время представительство от ряда графств значительно сократилось, например, Корнуолл стал посылать 13 вместо 44 депутатов. 56 местечек (за исключением 15, относившихся к югу) потеряли свое представительство. Создано 22 новых избирательных округа, 14 из них - в индустриально развитых городах севера страны. Однако еще осталось 5 местечек с электоратом менее 200 человек, а 115 депутатов представляли округа с населением менее 500 человек [1, с. 354].
Хотя и раздавались скептические голоса, утверждавшие, что закон проведен в интересах собственников и рабочие не получат ничего от реформы, билль был встречен восторженно, по всей стране прокатилась волна празднеств и многочисленных митингов. Героям событий - вигам, стоявшим во главе правительства, благодарные граждане подносили ценные подарки на память об этом событии [3, с. 222].
Таким образом, результаты парламентской реформы 1832 года не ограничивались чисто механическим увеличением электората. Реформа явилась победой общественного мнения, давления "извне", которое поддерживало правительство лорда Грея в борьбе с оппозицией и заставляло его действовать более энергично.
Список использованной литературы:
1. Карнацевич В. 500 знаменитых исторических событий, Харьков: Фолио, 2007. 623 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, М.: Директ-Медиа, 2014. 755 с.
3. Сажина В.В., Тагунов Д.Е., Мазарчук Д.В., Яцкевич И.Г. История государства и права зарубежных стран. Новое и новейшее время, Минск: ТетраСистемс, 2011. 224 с.
© Минькова А.А., Явнова И.И., 2016
УДК 32
М.Р. Москаленко,
к.и.н., доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
И.В. Юдин
Национальный исследовательский университет «МЭИ» г. Москва, Российская Федерация
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У УЧЩИХСЯ:
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
В данной работе рассматриваются вопросы воспитания патриотизма у учащихся. Выявляются особенности современного политического дискурса, препятствующие формированию патриотического мировоззрения.